Онлайн библиотека PLAM.RU


  • Криптозоология
  • Дикие люди из Европы
  • Северо-запад Северной Америки
  • Центральная и Южная Америка
  • Йети: Снежный человек Гималаев
  • Альмасты из Центральной Азии
  • Дикий человек Китая
  • Дикий человек из Малайзии и Индонезии
  • Африка
  • Официальная наука и сообщения о диком человеке
  • ГЛАВА 11. Современный обезьяночеловек

    Делая обзор ископаемых гоминид в Китае, мы нашли следы того, что люди могли сосуществовать с более обезьяноподобными гоминидами на протяжении плейстоцена. Это может соответствовать действительности даже сегодня. За последние примерно 100 лет исследователи собрали вещественные доказательства того, что существа, похожие на неандертальцев, людей прямоходящих и австралопитеков даже сейчас обитают в отдаленных частях света.

    Профессиональные ученые

    (1) видели диких людей в природе,

    (2) видели захваченные живые образцы,

    (3) видели умершие образцы и

    (4) собрали вещественные доказательства существования диких людей, в том числе сотни отпечатков ног. Они также опросили свидетелей — неученых и исследовали огромное количество преданий о диком человеке, которое находится в древней литературе и традиции.

    Криптозоология

    Некоторые исследователи изучают таких существ, как дикие люди, в разделе науки — криптозоология. Криптозоология (сам термин ввел в употребление французский зоолог Бернан Хеувелманс) занимается научным изучением вида, о существовании которых уже сообщалось, но полностью это не документировалось. Греческое слово ??????? означает «тайный, скрытый», так что «криптозоология» буквально означает «изучение тайных животных». Существует международное общество криптозоологии, в совет директоров которого входят профессиональные биологи, зоологи и палеоантропологи из университетов и музеев всего мира. Целью этого общества, как написано в его журнале «Криптозоологии», является «исследование, анализ, публикация и обсуждение всех вопросов, относящихся к животным неожидаемых форм или размерам, или их появления в неожиданном месте или времени». В типичном номере «Криптозоологии» обычно содержится одна или две статьи ученых о диких людях.

    Действительно ли возможно существование неизвестных видов гоминид на этой планете? Многие не смогут поверить в это по двум причинам. Они полагают, что каждый дюйм земли тщательно исследован. И они также считают, что у ученых есть полная опись всех видов современных животных земли. Оба предположения не верны.

    Во-первых, даже в такой стране, как Соединенные Штаты, остаются обширные незаселенные территории, куда редко заезжают люди. В частности, на северо-западе Соединенных Штатов все еще есть большие гористые регионы, покрытые сплошными лесами, куда, хотя их сняли с воздуха, редко проникает человек.

    Во-вторых, каждый год все еще открывают удивительное количество новых видов — по самым скромным оценкам около 5 тысяч. Как можно подозревать, большая часть из них около 4 тысяч — это насекомые. Все же в 1983 году Хеувелманс заметил: «Совсем недавно в середине 1970 годов каждый год открывали примерно 112 видов рыб, 18 новых видов пресмыкающихся, около 10 новых видов земноводных, такое же количество млекопитающих и 3 или 4 новых вида птиц».

    Дикие люди из Европы

    Сообщение о диких людях исходят из глубины веков. На многих произведениях искусства древних греков, римлян, карфагенцев и этрусков содержатся образцы получеловеческих существ. Например, в музее древнейшей истории в Риме есть этрусский серебряный шар, на котором можно видеть между охотниками на лошадях фигуру большого существа, похожего на обезьяночеловека. В средние века в европейском искусстве и архитектуре продолжали изображать диких людей. Страницы из «Псалтыря королевы Марии», составленного в XIV столетии показывают очень реалистично изображенного волосатого дикого человека, на которого налетает стая собак.

    Северо-запад Северной Америки

    На протяжении столетий индейцы северо-западной части Соединенных Штатов и западной части Канады верили в реальность диких людей, известных под разными именами, таких, как Сасквоч. В 17 92 году испанский ботаник натуралист Жозе Мариано Мозино, описывая индейцев Нутки у острова Ванкувер в Канаде, писал: «Я не знаю, что сказать о Матлоксе, обитателе гористого района, который наводит на всех неимоверный страх. Воображают, что у него тело чудовища, покрытое жесткой черной щетиной; голова похожа на человеческую, но с клыками значительно более острыми, сильными и большими, чем клыки медведя; у него чрезвычайно длинные руки; на пальцах рук и ног длинные согнутые когти».

    Президент США Теодор Рузвельт включил интригующее сообщение в книгу «Охотник безжизненных просторов»(1906 год). Инцидент произошел в горах Биттеррут, между штатами Идахо и Монтано. Из этого региона до сих пор поступают сообщения о диком человеке.

    По словам Рузвельта, в середине XIX века ловец по имени Бауман со своим компаньоном исследовали одно особо дикое и пустое ущелье. Какое-то неизвестное существо несколько раз опустошало их лагерь: ночью, когда они не могли ясно видеть это большое животное, и днем, когда их там не было. Однажды Бауман нашел в лагере труп своего товарища. Очевидно, он был убит этим существом, которое оставило свои следы, очень похожие на человеческие. В отличие от медведя, который обычно ходит на четырех лапах, это существо ходило на двух.

    Если брать историю Баумана саму по себе, то это не очень впечатлительное свидетельство существования диких людей в Северной Америке, но если ее рассматривать вместе с более убедительными сообщениями, она приобретает большую важность.

    4 июня 1884 года в «Колонисте», газете, выходящей в Виктории в Британской Колумбии, была опубликована статья о странном существе, схваченном у города Яля. «Колонист» сообщал: «„Джако“, как назвали это существо те, кто его схватил, напоминает гориллу примерно 4 фута и 7 дюймов в высоту и весит 127 футов. У него длинная черная густая шерсть, и он похож на человеческое существо за одним исключением: все его тело кроме кистей (или лап) и ступней покрыто лоснящимися волосами примерно в дюйм длиной. Его предплечье значительно больше, чем предплечье человека, и он экстраординарно силен.»

    То, что это существо не горилла, кажется ясным, так как его вес слишком мал. Можно предположить, что Джако был шимпанзе, но эта идея рассматривалась и была отвергнута лицами, которые хорошо знали Джако. В 1961 году зоолог Иван Сандерсон упоминает «комментарий, приведенный в другой газете, который появился вскоре же после опубликования первой статьи, и в нем спрашивалось… как кто-то мог предположить, что этот „Джако“ мог быть шимпанзе, бежавшим из цирка». Из того же самого района поступали другие сообщения о существах, подобных Джако. Например, Александер Андерсен из «Компании Гудзонова Залива», сообщал, что какие-то человекоподобные волосатые существа швыряли камни в членов его экспедиции, когда они в 1864 году делали съемку торгового пути.

    В 1901 году Майк Кинг, хорошо известный лесопромышленник работал в отделанном районе в северной части острова Ванкувер. Когда Кинг поднялся на один мост, то заметил большое человекоподобное существо, покрытое красновато-коричневым мехом. Это существо мыло какие-то коренья на берегу реки и складывало их в две правильные кучи за собой. Затем существо убежало, причем, бежало, как человек. Осмотренные Кингом следы были определенно человеческими за исключением «феноменально длинных и растопыренных пальцев». В 1941 году члены семьи Чапмэнов встретились с диким человеком на ручье Руби в Британской колонии. В один солнечный летний вечер старший сын миссис Чапмэн предупредил ее о присутствии большого животного, которое выбирается из леса около их дома. Сначала она думала, что это был большой медведь. Но потом, к ее величайшему ужасу она увидела, что это был гиганский человек, весь покрытый желтовато-коричневой шерстью. Шерсть была около 4 дюймов в длину. Существо направлялось прямо к дому, и миссис Чапмэн, собрав 3-х детей бросилась вниз по ручью к деревне.

    В октябре 1955 года мистер Уильям Рой, который провел большую часть своей жизни, охотясь на диких животных и наблюдая за их привычками, также встретился с диким человеком. Это произошло около маленького городка под названием Тит-Джаон-Кэтч в Британской Колумбии. Однажды, как говорил Рой под присягой, он поднимался на Слюдяную гору к старой заброшенной шахте и увидел на расстоянии около 75 ярдов нечто, что сначала он принял за медведя. Когда это существо подошло поближе, и его можно было ясно видеть, Рой понял, что это было нечто иное: «Мое первое впечатление было таким: это огромный человек, высотой около 6 футов, почти 3 фута в ширину, и, возможно, весящий около 300 футов. С головы до пят он был покрыт темно-коричневой шерстью, серебристой на конце. Но когда он подошел ближе, я увидел по груди, что это была женщина.»

    В 1967 году в районе ручья Блафф в Северной Калифорнии Роджер Патерсон и Боб Гимлин сумели снять короткий цветной фильм о Сасквач, существе женского пола. Они также сделали слепки ее следов, длиною в 14 дюймов.

    Об этом фильме было выражено несколько мнений. В то время как одни специалисты говорили, что это подделка, другие уверяли, что они думают, что это является хорошим доказательством реальности Сасквач. Также были выдвинуты смешанные мнения. Доктор Д. В. Грайв, анатом, специализирующийся на ходьбе человека, изучил фильм и был вынужден сказать: «Мои субъективные впечатления колебались между полным принятием Сасквач на основе того, что фильм было трудно подделать и неподвластным разумом отрицанием, основывающемся на эмоциональном отклике на возможность того, что Сасквач действительно существует».

    Антрополог Мира Шекли из Лейстерского университета заметила, что большинство взглядов, сходятся на том, что фильм мог быть мистификацией, но если это так, то чрезвычайно умелой. Но это обвинение можно было бы использовать, чтобы опровергнуть почти любые научные данные. Единственное, что можно сделать — это постулированное наличие достаточно опытного мистификатора. Поэтому гипотезу о розыгрыше надо применять только тогда, когда есть действительное доказательство мистификации, как например, в случае с пилтдауном. В идеале нужно быть в состоянии представить самого мистификатора. Более того, даже продемонстрированный пример мистификации нельзя использовать, чтобы отбросить все категории сходных свидетельств.

    Что касается следов Сасквач, то независимые свидетели осмотрели и сообщили о сотнях следов, и более 100 из них сохранились на фотографиях и слепках. Однако, критики отстаивают мнение, что все эти следы были подделками. Несомненно некоторые из следы были подделаны, этот факт с готовностью признают самые стойкие сторонники Сасквач. Но может ли каждый отдельный след быть мистификацией?

    В 1973 году Джон Р. Напиер, уважаемый английский анатом сказал, что если все отпечатки ног — подделки, то «тогда мы должны быть готовы признать существование конспиративной мафиеподобной разветвленной структурой, ячейки которые находятся практически в каждом важном городе от Сан-Франциско до Ванкувера.»

    Напиер заявил, что нашел «биологически убедительные» следы, которые он сам изучил. Напиер писал: «Те образцы, которые я осмотрел, убедили меня, что некоторые следы настоящие и что их форма похожа на форму человеческих следов… Я убедился, что Сасквач существует».

    Гровер С. Кранц, антрополог из университета штата Вашингтон, сначала скептически относился к сообщениям о Сасквач. Для того, чтобы определить, действительно ли существует это создание или нет, Кранц тщательно изучил некоторые следы, найденные на северо-востоке штата Вашингтон. Реконструируя скелетную структуру ступни на основе следа, он заметил, что лодыжка расположена к пальцам ближе, чем у человека. Приняв во внимание высоту и вес взрослой Сасквач, Кранц, используя знание физической антропологии, вычислил, как далеко лодыжка должна была быть расположена. Вернувшись к следам, он обнаружил, что положение лодыжки в точности совпадает с теоретическим вычислениями. «Именно тогда я решил, что эта вещь реальна, — сказал Кранц, — фальсификатор не мог знать, как располагается лодыжка. У меня ушло два месяца, чтобы выяснить со слепками в руках, поэтому вы можете представить себе, насколько умнее должен быть этот обманщик.»

    Кранц и эксперт по дикому человеку Джон Грин написали обширные отчеты о северо-американских отпечатках ног. Обычно следы в 14–18 дюймов в длину и 5–9 дюймов в ширину, т. е. их поверхность в 3–4 раза больше чем у средней человеческой ступни. Отсюда популярное имя — «Большая нога». Кранц оценил, что для того, чтобы сделать типичные отпечатки Сасквач, требуется общий вес, по крайней мере, в 800 фунтов. Так, человек, который весит 200 фунтов должен был бы нести, по крайней мере, 500 фунтов, чтобы оставить хороший след.

    Но это только начало. Есть сообщения о серии следов, которые продолжаются от 3/4 мили до нескольких миль в пустынных районах, далеких от ближайших дорог. Длина большого шага Сасквач варьируется от 4 до 6 футов (длина большого шага среднего человека — примерно 3 фута). Попробуйте пройти одну милю с, по крайней мере, с 500 фунтами на плечах и делая шаги по 5 футов.

    «Это наводит на мысль о машине, которая делает эти следы, вид механического оттиска, — писал Напиер, — но аппарат, способный делать нажим примерно в 800 фунтов на квадратный фут, который можно перетащить вручную через неровную и гористую местность — это притянуто за уши.» Некоторые из серий следов были на свежем снегу, что давало возможность наблюдателям проверить то, что параллельно следам на земле, не было ни каких других отметок от какой-нибудь машины, едущей рядом с ними или парящей над ними. В некоторых случаях расстояние между пальцами изменяется от одного следа до следующего следа в той же серии следов. Это означает, что помимо других проблем, с которыми сталкивается мистификатор, он был бы вынужден вставить в свою искусственную ступню неподвижные части.

    10 июня 1982 года Поль Фриман, полицейский американской лесной службы, выслеживая лося в районе Валла-Валла в штате Вашингтон, увидел волосатое двуногое существо примерно 8 футов роста, которое стояло примерно в 60 ярдах от него. Через 30 секунд это большое животное ушло. Кранц изучил слепки следов этого существа и нашел кожные складки, поры и другие характерные черты, расположенные в соответствующих местах, что и на ступне большого примата. Детальные отпечатки кожи на боковых поверхностях следов указывают на присутствие мягкой подошвы ступни. Почему почти все антропологи и зоологи даже перед лицом большого количества убедительных фактов сохраняют молчание о Сасквач. Кранц заметил: «Они опасаются за свою репутацию и работу». Напиер делает аналогичное замечание: «Одна из проблем, возможно, самая большая проблема, при изучении Сасквач заключается в подозрении, с которым сталкиваются люди, заявляющие, что они видели Сасквач, со стороны своих соседей и начальников. В некоторых сферах признавать подобный контакт означает рисковать личной репутацией, общественным положением и доверием на работе.» В частности, он сказал о «случае с высококвалифицированным геологом из одной нефтяной компании, который рассказал свою историю, но настаивал, что его имя не должно упоминаться, сетуя на то, что компания его уволит». В этом отношении Родерик Спраг, антрополог из Университета Идахо, сказал о Кранце: «Именно желание Кранца открыто исследовать неизвестное стоило ему уважения многих его коллег и своевременного продвижения по работе.»

    Большинство сообщений о Сасквач поступают из северо-западной части Соединенных Штатов и из Британской Колумбией. «Приходится сделать вывод, — сказал Напиер, — что в настоящее время в глухих районах на северо-западе Соединенных Штатов и в Британской Колумбии живет гигантская человекоподобная форма жизни.» Из восточных частей Соединенных Штатов и Канады тоже поступают многочисленные сообщения. «То, что такое существо живет и умирает с нами, неузнаваемое и неопределяемое, — это сильный удар по честности современной антропологии,» — заключает Напиер. Можно также сказать, что это удар и по честности биологии, зоологии и науки в целом.

    Центральная и Южная Америка

    Из тропических лесов Южной Мексики поступают сообщения о существах, называемых Сисимитами. Геолог Уэндел Скоусен сказал, что люди в Кубулко в Баджа-Верапазе говорят: «В горах живут очень большие дикие люди, полностью покрытые коротким толстым коричневым мехом. У них нет шеи, маленькие глаза, длинные руки и огромные кисти рук. Их следы в два раза длиннее человеческих.» Несколько людей сказали, что Сисимиты гнались за ними по склонам гор. Скоусен думал, что этим существом мог быть медведь, однако, тщательно расспросив местных жителей, он решил, что это не так. Про подобные существа сообщают из Гватемалы, где, как говорят, они похищают женщин и детей.

    Люди в Белизе (бывший Британский Гондурас) говорят о получеловеческих существах, называемых Двенди, которые живут в джунглях в южной части их страны. Название «Двенди» происходит от испанского слова «Дуенди», что означает «гоблин». В 1961 году проводящий исследования в Белизе Иван Сандерсен писал: «Десятки людей говорили мне, что видели его, и, главным образом, это были важные люди, работавшие в ответственных департаментах, таких, как лесной департамент, и учившиеся или проходившие ранне стажировку в Европе или в Соединенных штатах. Один родившийся там младший лесник описал во всех подробностях двух маленьких существ, которых он неожиданно заметил, когда они наблюдали за ним на опушке лесного заповедника у подножия гор Майа… Этот народец в высоту был от 3,6 до 4 футов, пропорционально сложен, но у них очень тяжелые плечи и довольно длинные руки, они покрыты толстой плотной, почти коричневой шерстью, как у короткошерстной собаки; у них были очень плоские желтоватые лица, но волосы на голове были не длиннее, чем волосы на теле, за исключением нижней части затылка и шеи». Кажется, Двенди представляют какой-то вид, отличающийся от большой Сасквач с тихоокеанского побережья Северной Америки.

    Из района Гвианы Южной Америки поступают сообщения о диких людях, называемых Диди. Первые исследователи слышали истории о них от индейцев, которые говорили, что те примерно 5 футов роста, прямоходящие, покрытые толстыми черными волосами.

    В 1931 году Неллок Беккари, антрополог из Италии, услышал о Диди от мистера Хэйнса, наместника в Британской Гвиане. Хеувелманс дает краткое изложение того, что Хэйнс поведал Беккари: «В 1910 году он шел через лес параллельно Конаваруку, притоку, который впадает в Эссекибо, чуть выше того места, где он впадает в Потаро, там Хэйнс неожиданно встретился с двумя странными существами, которые поднялись на задние лапы, когда увидели его. У них были человеческие черты, но они были полностью покрыты красноватым коричневым мехом… Эти два существа ретировались и медленно скрылись в лесу».

    Приведя множество похожих сообщений в книге о диких людях, Сандерсон сказал: «Самый значительный единичный факт об этих сообщениях из Гвианы — ни разу ни местный житель, ни другое лицо, которое передавало слова местных жителей, не указывают, что эти существа были простыми „обезьянами“. Во всех случаях они обращают внимание, что у тех не было хвостов, они ходили на двух ногах, и у них были человеческие черты.»

    С восточных склонов Анд в Эквадоре поступают сообщения о Ширу, маленьком, покрытом мехом человекоподобном существе, 4–5 футов роста. В Бразилии люди говорят о большом человекоподобном Мапингаури, который оставляет следы, похожие на человеческие, и про него говорят, что он убивает скот.

    Йети: Снежный человек Гималаев

    В работах британских должностных лиц, находившихся в Гималайском регионе индийского субконтинента в 19-м веке содержатся единичные ссылки на наблюдения и следы снежных людей, называемых йети. О йети впервые упомянул В. Х. Ходгсон, который с 1820 по 1843 год был британским резидентом при непальском дворе. Ходгсон сообщал, что во время путешествия по северному Непалу его носильщики боялись вида волосатого бесхвостого человекоподобного существа.

    Многие сделают предположение, услышав сообщение наподобие этого (и сотни других, которые записаны со времени Ходгсона), что непальцы ошибались, принимая обычное животное за йети: обычные кандидаты в такие ошибочные идентификации — медведи и обезьяны. Но трудно представить, что люди, которые всю жизнь жили в Гималаях, хорошо знакомы с дикими животными, могли бы сделать подобные ошибки. Мира Шекли отмечает, что йети присутствуют на непальских и тибетских религиозных изображениях, на которых нарисованы иерархии живых существ. «Здесь, — говорит Шекли, — медведи, большие обезьяны и маленькие азиатские обезьяны изображены отдельно от снежного человека, что предполагает, что между этими формами (по крайней мере в умах художников) нет путаницы.»

    В 19-ом столетии по крайней мере один европеец сообщал, что он лично видел схваченное животное, похожее на йети. Один южноамериканец сказал Мире Шекли: «Много лет назад в Индии покойная мать моей жены говорила мне, что ее мать видела то, что могло бы быть одним из тех существ из Муссори, у подножья Гималаев. Этот получеловек был прямоходящим, но явно был больше животным, чем человеком, так как все его тело было покрыто шерстью. Говорили, его схватили в снегах… и держали в цепях.»

    В двадцатом столетии наблюдения европейцами снежных людей и их следов продолжались, увеличившись во время экспедиций 1930-х годов по покорения гималайских вершин.

    В ноябре 1951 года Эри Шиптон, разведывая подходы к горе Эверест, нашел отпечатки ног на леднике Менлун недалеко от границы Тибета и Непала, на высоте 18 000 футов. Шиптон шел по этой дорожке одну милю. Фотография с близкого расстояния одного из следов доказывала их убедительность многим. Следы были очень большими. Джон Р. Напиер рассмотрел и отверг возможность того, что определенный размер и форма лучшего шиптоновского следа могли быть обусловлены таянием снега. В конце Напиер делает предположение, что шиптоновский след был результатом наложения человеческой ноги, одной обутой, а другой разутой. В целом, Напиер был полностью убежден в реальном существовании северо-американской Сасквач, но в высшей степени скептично относился к свидетельству о йети. Но, как мы увидим ниже, новое свидетельство приведет к тому, что Напиер станет более склонен признавать гималайского снежного человека.

    Во время экспедиции в Гималае в 1950-е и 1960-е годы сэр Эдмунд Хиллари привлек внимание к свидетельствам о йети, включавших следы в снегу. Он заключил, что в каждом случае большие следы, предписываемые йети получились из-за слияния более маленьких цепочек следов известных животных, наложения и таяния снега. На что Напиер, сам скептик, отвечал: «Ни один человек даже с небольшим опытом не спутает подтаявший след со свежим. Все следы, которые видели в течение многих лет достойные доверия наблюдателя, невозможно таким образом отвергнуть, должны быть другие объяснения этих следов, включая, конечно, возможность того, что они остались от животного, неизвестного науке».

    Помимо западных людей, местные жители также приводят продолжающийся поток сообщений о йети. Например, в 1958 году, как написала Мира Шекли в книге о снежных людях тибетские крестьяне из Тхарбалехо, недалеко от ледника Ронбук, наткнулись на утонувшего йети. Жители деревни сказали, что это существо похоже на маленького человека с остроконечной головой, и покрыто красновато-коричневым мехом.

    В некоторых буддистских монастырях говорят, что у них есть вещественные остатки йети. Одна категория подобных останков — скальпы йети, но про те экземпляры, изученные западными учеными, думают, что они были сделаны из шкур известных животных. В 1960 году сэр Эдмунд Хиллари снарядил экспедицию для того, чтобы собрать и оценить свидетельства о йети и послать скальп йети из Кхутжунского монастыря на запад для проверки. Результаты показали, что скальп был сделан из шкуры зегои, козлоподобной гималайской антилопы. Но некоторые не согласились с этим анализом. Шекли сказала, что они «указали на то, что волосы со скальпом выглядят отлично от обезьяны, и в них есть клещи-паразиты тех видов, которые отличны от тех, что живут в шерсти зегои.»

    В 1950 годы западные исследователи, финансируемые американским бизнесменом, Томом Сликом, получили образцы из мумифицированной руки йети, хранившейся в Панбоче в Тибете. Лабораторные тесты ни к чему не привели, но Шекли пишет, что у руки «было несколько удивительных антропоидных черт».

    В мае 1957 года в «Катманду Коммонере» появилась история о голове йети, которая 25 лет хранилась в деревне Чилунка, примерно в 50 милях к северо-востоку.

    В марте 1986 года Антоний Б. Вулдридж совершал от имени маленькой организации по развитию третьего мира одиночный переход через Гималаи на самом севере Индии. А пройдя через покрытые снегом лесистый склон около Хемкунда, он заметил свежие следы и сфотографировал их, в том числе он сделал фотографию с близкого растояния одного отпечатка, который походил на след, сфотографированный Эриком Шиптоном в 1951 году.

    Пройдя дальше, Вулдридж пришел к недавнему снежному обвалу и увидел неглубокую борозду, которая, очевидно, была проделана большим объектом, съехавшим по снегу. В конце борозды он увидел другие следы, которые вели к далекому кустарнику, за которым «стояло на двух ногах нечто большое, возможно, двух метров высотой».

    Вулдредж осознал, что это йети прошел 150 метров, и сделал фотографии. Оно стояло расставив ноги, писал он, очевидно, глянув вниз склона, его правое плечо было развернуто ко мне. Голова была большой и квадратной, и все тело было покрыто шерстью. По мнению Вулдреджа это существо было определенно не обезьяной, не медведем, не обычным человеком.

    Вулдредж смотрел за этим существом 45 минут, но он был вынужден уйти, когда испортилась погода. Возвращаясь в лагерь, он сделал еще несколько фотографий следов, но к тому времени они уже подтаяли и испортились.

    Вернувшись в Англию, Вулдредж показал фотографические свидетельства ученым, интересующимся вопросом о снежном человеке, в том числе Джону Напиеру.

    На расстоянии 150 метров это существо на 35-миллиметровой пленке казалось совсем маленьким, но при увеличении показалось что-то человекоподобное. Описывая реакцию тех, кто описывал эти фотографии: «Джон Напиер, приматолог и автор книги „Большая нога: йети и Сасквач в мифах и действительности“ (1973 год) изменил свое скептическое отношение, которое он до этого выражал, и сейчас он пишет, что признает йети. Мира Шекли, археолог и автор книги „Дикие люди: загадка йети, Сасквач и неандертальцев“ (1983 год) просмотрела все фотографии и считает, что все пережитое мною весьма согласуется с другими сообщениями о встречах с йети. Лорд Ханд, возглавлявший увенчавшуюся успехом экспедицию на Эверест в 1953 году дважды видевший следы йети был также убежден.»

    Альмасты из Центральной Азии

    Сасквач и йети, как можно судить по имеющимся описаниям, больше и похожи на обезьян. Но существует другой дикий человек, который кажется меньше и больше похож на человека, альмасты. Сообщение об альмасты, сконцентрировано в области, простирающейся от Монголии на севере до Памира на юге и до Кавказа на западе. Похожие сообщения поступают из Сибири и из дальних северо-восточных частей России.

    В начале XV столетия Ганс Шилтенбергер был взят в плен турками и послан ко двору Тамерлана, который поместил его в свиту монгольского князя Егидея. Вернувшись в Европу 1427 году, Шилденбергер написал об увиденном им, в том числе и о диких людях. В самих горах живут дикие люди, у которых нет ничего общего с другими людьми. Все тело этих существ покрыто шерстью, только на руках и на лице нет волос. Они бегают по горам, как животные, и питаются листьями и травой, и всем, что они могут найти. А хозяин этой территории подарил Егидею пару лесных людей мужчину и женщину. Они были взяты в диком состоянии.

    Рисунок альмасты найден в монгольском учебнике XIX столетия о лекарствах, получаемых из различных растений и животных. Мира Шекли отмечает: «В книге содержатся тысячи иллюстраций различных классов животных (пресмыкающиеся, млекопитающие и земноводные), но ни одного мифологического животного, каких мы знаем по подобным средневековым европейским книгам. Все существа живут, и их можно видеть сегодня. Кажется, совсем нет причины предполагать, что альмасты также не существовал, и, кажется, иллюстрации предполагают, что он находится среди обитателей скал, в горах.»

    В 1937 году Дорджи Мейрен, член монгольской Академии Наук, видел шкуру альмасты в монастыре пустыне Гоби. Ламы использовали ее как ковер при совершении некоторых ритуалов.

    В 1963 году педиатр Иван Ивлов путешествовал по Алтаю в Южной части Монголии. Ивлов видел несколько человекоподобных существ, стоявших на склоне горы. Казалось, что это была семья, в которой были мужчина, женщина и ребенок. Ивлов смотрел на эти существа в бинокль с расстояния полумили, пока они не скрылись из поля его зрения. Его монгольский шахтер также видел их и сказал, что в тех краях это обычное дело.

    После встречи с семьей альмасты Ивлов опросил многих монгольских детей, считая, что они будут более чистосердечными, чем их родители. Дети дали много дополнительных сведений об альмасты. Например, один ребенок сказал Ивлову, что, когда он и еще несколько детей купалось в ручье, то увидели женщину альмасты, которая переносила через ручей своего детеныша.

    В 1980 году рабочий с экспериментальной станции при монгольской Академии Наук в Булгане наткнулся на мертвое тело дикого человека: «Я подошел и увидел волосатое туловище сильного человекоподобного существа, высохшего и наполовину засыпанного песком… Мертвое тело не было медведем или обезьяной, но в то же самое время это не было человеком наподобие монгола, казаха, китайца или русского».

    Горная страна Памир, лежащая в отдаленном районе, где встречаются границы Таджикистана, Китая, Кашмира и Афганистана были местом многих встреч с альмасты. В 1925 году Михаил Степанович Топильский, генерал-майор Советской Армии преследовал басмачей, скрывавшихся в одной пещере в Памире. Один из уцелевших басмачей сказал, что в пещере на него и его товарищей напали несколько обезьяноподобных существ. Топильский приказал осмотреть завал в пещере, и там нашли тело одного из этих существ. Топильский говорил: «Сначала я подумал, что это было тело обезьяны, все оно было покрыто шерстью. Но я знал, что на Памире нет обезьян. Кроме того, само тело выглядело очень похожим на тело человека. Мы попытались выдернуть волосы, чтобы посмотреть, не маскировка ли это, но обнаружили, что это были собственные волосы этого существа. Мы несколько раз перевернули тело со спины на грудь и измерили его. Наш врач долго и тщательно изучал тело, и было ясно, что это — не человек.» «Тело, — продолжал Топильский, — принадлежало существу женского пола 165–170 сантиметров в высоту, довольно пожилому или старому, что мы определили по седым волосам в нескольких местах… Цвет лица был темным, и у существа не было ни бороды, ни усов. Виски были лысыми, и задняя часть головы покрыта толстыми спутанными волосами. Мертвое существо лежало с открытыми глазами и оскаленными зубами. Глаза были темными, а зубы большими, и даже форма у них была, как у человеческих. Лоб был наклонен, а брови были могучими. Выдающаяся вперед челюсть делала лицо похожим на монгольский тип лица. Нос был плоский с глубоко запавшей переносицей. Уши были без волос и выглядели намного более острыми, чем человеческие с более длинными мочками. Нижняя челюсть была очень массивным. Существо имело могучую грудную клетку и хорошо развитые мускулы.»

    В 1957 году Александр Георгиевич Пронин из географического НИИ при Ленинградском университете принимал участие в экспедиции на Памир с целью нанесения на карту ледников. 2 августа 1957 года, когда его товарищи исследовали ледник Федченко, Пронин пошел пешком в долину реки Баляндкук. Шекли пишет: «В полдень он заметил фигуру, стоящую на каменном утесе примерно в 500 ярдах от него и не таком же расстоянии в сторону. Его первой реакцией было удивление, так как считалось, что эта область необитаема, а второй — это существо не было человеком. Оно было похоже на человека, но было очень сутулым. Он смотрел, как эта приземистая фигура шла, широко расставляя ноги по снегу, и он заметил, что предплечья этого существа были длиннее, чем человеческие; оно было покрыто красновато-серой шерстью.» Пронин увидел это существо три дня спустя, оно шло на двух ногах, начиная с этого случая на Памире несколько раз видели дикого человека, и члены различных экспедиций фотографировали и делали слепки следов. А сейчас мы рассмотрим сообщения об альмасты с Кавказа. Согласно свидетельствам жителей деревни Ткхина на реке Мокви и там в XIX веке в лесах горы Заадан было схвачено существо женского пола. Три года его держали связанным, но затем оно стало домашним. Ему позволили жить в доме. Ее называли Зана. Шекли пишет: «Ее кожа была серовато-черного цвета, покрытая красноватыми волосами, которые на голове были длиннее, чем в других местах. Она могла издавать гортанные звуки, но никогда не начинала говорить». У нее было большое лицо с большими скулами, мордоподобная выдающаяся челюсть и большие брови, большие белые зубы и «свирепое выражение». Случайно у Заны из-за сексуальных жителей деревни появились дети. Некоторых из внуков Заны видел в 1964 году Борис Поршнев. В сообщении об исследованиях Поршневах Шекли пишет: «У внуков, Чаликоуа и Така была темноватая кожа и не слишком грозная внешность с очень выступающими жевательными мускулами и чрезвычайно сильными челюстями.» Поршнев опросил также жителей деревни, которые детьми присутствовали на похоронах Заны в 1880-е годы.

    На Кавказе альмасты иногда называют Биабан-гули. В 1899 году зоолог И. А. Сатунин заметил женщину Биабан-гули в Талышских горах на юге Кавказа. Он говорил, что у существа были «человеческие движения». Тот факт, что Сатунин был хорошо известным зоологом, делает его сообщение особенно важным.

    В 1941 году В. С. Карапетян, генерал-лейтенант медицинской службы Советской Армии произвел непосредственный физический осмотр живого дикого человека, схваченного Дагенстанской автономной республики на севере от Кавказских гор. Карапетян сказал: «Я вошел в сарай с двумя представителями Советской Власти. Я все еще вижу это существо, как будто оно сейчас стоит передо мной. Оно было мужского пола, раздетое и с голыми ступнями. Без сомнения, это был человек, потому что вся его форма была человеческой. Однако грудь, спина и плечи были покрыты косматыми волосами темно-коричневого цвета. Этот его мех был значительно более похож на медвежий, длина которого — 2–3 сантиметра. Мех был тоньше и мягче под грудью. Ладони рук и подошвы ступней были без волос. Но волосы на голове доходили до плечей, частично закрывая лоб. Более того, волосы на голове были очень грубыми на ощупь. У него не было бороды или усов, хотя его лицо было полностью покрыто небольшими волосами. Волосы вокруг рта также были короткими и негустыми. Человек стоял абсолютно прямо, и его руки свисали. Его рост был средним — около 180 сантиметров. Он стоял передо мной, как исполин, и его могучая грудь выпирала вперед. Его пальцы были тонкими, сильными и необыкновенно большими. В целом, он был значительно больше любого местного жителя, его глаза ничего не выражали, они были пустыми и тусклыми — это глаза животного. А он и казался мне животным, и ничем больше.» Именно такие сообщения привели ученых таких, как британского антрополога Миру Шекли, к заключению, что альмасты может представлять выживших неандертальцев, или, возможно даже, человека прямоходящего. Что случилось с диким человеком из Дагестана? Согласно опубликованным сообщениям, он был был расстрелян теми советскими военными, захватившими его, когда они отступали перед наступавшей германской армией.

    Дикий человек Китая

    «Китайские исторические документы и анналы многих больших и малых городов содержат обильные записи о Диком человеке, которому даются различные имена,» — говорит Чжоу Гуосин из Пекинского музея естественной истории. «Даже сегодня в округе Фань в провинции Хубэй, — говорит Чжоу, — до сих пор живы легенды о „маорен“ (волосатых людях) или диких людях.» Говорят, что в 1922 году один ополченец захватил там дикого человека, но об этом событии больше нет ни каких записей.

    В 1940 году Вань Зелин, выпускник биологического факультета Северо-западного университета в Чикаго, смог непосредственно увидеть дикого человека вскоре же после того, как тот был пристрелен охотниками. Вань ехал на машине из Баоджи в провинции Шанси в Тяньшуй в провинции Ганьсу, когда он услышал рядом с собой выстрел. Чтобы удовлетворить свое любопытство, он вышел из машины и увидел какое-то туловище. Это было женское существо 6,5 футов в высоту, покрытое толстой серовато-красной шерстью примерно один с четвертью дюйма в длину. Волосы на лице были короче. Скулы выступали, и губы также выдавались. Волосы на голове был примерно 1 фут в длину. Согласно Ваню, существо выглядело как реконструкция китайского человека прямоходящего.

    10 лет спустя другой ученый, геолог Фань Джинкань видел несколько живых диких людей. Чжоу Гуосин писал: «Весной 1950 года с помощью местных проводников он смотрел с безопасного расстояния на двух смешных диких людей в горном лесу около округа Баоджи в провинции Шанси. Это были мать и сын, последний был 1,6 метров в высоту. Оба выглядели, как люди».

    В 1957 году учитель биологии из провинции Чжецзян добыл руки и ноги «человеко-медведя», убитого местными крестьянами. Чжоу Гуосин позднее осмотрел эти образцы. Хотя Гуосин не думал, что принадлежали они дикому человеку, он заключил, что образцы принадлежали неизвестному примату.

    В 1961 году рабочие прокладывающие дорогу, через густо покрытый лесом район Сишуан Бана в провинции Юньнань на самом севере Китая, сообщили, что убили человекоподобного примата женского пола. Существо было 1,2–1,3 метров в высоту и покрыто шерстью. Оно ходило на двух ногах и, по словам очевидцев, ее руки, уши и груди были как у женщины. Китайская академия наук послала несколько ученых исследовать этот случай, но они не смогли добыть никаких вещественных свидетельств. Некоторые предположили, что рабочие встретились с гиббоном. Но Чжо Гуосин писал: «Автор недавно посетил одного журналиста, который принимал участие в расследовании. Тот утверждал, что убитое животное не было гиббоном, но было неизвестным животным человеческой формы.»

    В 1976 году 6 кадровых офицера из лесистого района Шеннонгджа в Провинции Хубэй ехали ночью на машине по шоссе у деревни Чуньшуя, между округом Фансиан и Шеннонгджа. По дороге они встретились со «странным бесхвостым существом, покрытым красноватым мехом». К счатью, оно стояло достаточно долго, чтобы пять человек вышли из машины и посмотрели на него с расстояния только в несколько футов, в то время, как водитель освещал его фарами. Те, кто смотрел, были уверены, что это был не медведь, или любое другое существо, которое они знают. Они сообщили о произошедшем в телеграмме в Китайскую Академию Наук в Пекине.

    За многие годы руководители Академии получали множество подобных сообщений из того же самого района в провинции Хубэй. Поэтому, когда они услышали об этом случае, они решили тщательно расследовать это дело. Научная экспедиция, состоящая более чем из ста членов, приехала в провинцию Хубэй. Они собрали вещественные свидетельства в виде волос, отпечатков ног и экскрементов, и записали показания местных жителей. Последующие исследования добавили к этим результатам новые сведения. В целом, в провинции Хубэй было найдено более тысячи следов, некоторые из них в длину более 19 дюймов. Было собрано более ста волос дикого человека, самый длинный — 21 дюйм.

    Некоторые пытались объяснить встречи с диким человеком в районе Шеннонгджа в провинции Хубэй встречами с редкой золотой обезьяной, которая живет на той же самой территории. Золотая обезьяна может очень хорошо подойти к сообщениям о существах, которых видели мельком с большого расстояния. Но рассмотрим случай Паня Геньлиана, председателя местной комунны, который столкнулся с диким человеком в лесу.

    Пань стоял лицом с этим существом на расстоянии пяти футов в течение примерно часа: «Он был примерно 7 футов в высоту, его плечи шире, чем у человека, наклоненный лоб, глубоко сидящие глаза и луковицообразный нос со слегка вздернутыми ноздрями. У существа были впалые щеки, уши как у человека, но большие и круглые глаза, которые больше человеческих. Его челюсть и губы выдавались вперед. Передние зубы были такими же широкими, как зубы лошади. У него были черные глаза, темно-коричневые волосы длиной более фута, которые свободно свисали с его плеч. Все его лицо, за исключением носа и ушей было покрыто короткой шерстью. Его руки свисали до колен. Это существо имело большие руки, пальцы были примерно 6 дюймов в длину и ногти лишь слабо отделялись от пальцев. У него не было хвоста, и шерсть на теле была короткой. У него были толстые бедра, более короткие, чем нижняя часть ноги. Он ходил на задних ногах. Его ступни были примерно 12 дюймов в длину, ступня шире передней части и уже сзади, пальцы ноги вывернуты наружу.»

    Дикий человек из Малайзии и Индонезии

    В 1969 году Джон Маккинон, путешествовавший по Борнео, чтобы наблюдать за орангутангами, наткнулся на какие-то следы, похожие на человеческие. Маккинон спросил своего малайского лодочника, кто их оставил. «Не колеблясь ни секунды, он ответил — „Батутут“, — писал Маккинон. Позднее в Малайе Маккинон видел несколько отпечатков ног, которые были даже больше, чем те, которые он видел на Борнео. Но он узнал, что их оставил определенно тот же тип существа. Малайцы называют его „Орангпендек“ („короткий парень“). Согласно Ивану Сан-дерсену, эти следы отличаются от следов антропоидных обезьян, живущих в индонезийских лесах (гиббон, сяманг и орангутанг). Они также отличаются от следов солнечного медведя.

    В начале XX столетия Л. К. Вестенек, губернатор Суматры, получил письменное сообщение о встрече с диким человеком Седапа. Управляющий поместьем в горах Барисан вместе с несколькими рабочими видел седапу с расстояния 15 ярдов. Управляющий сказал, что он видел „большое существо с короткими ногами, которое бежало, как человек и собиралось перебежать мне дорогу. Оно было очень волосатым, но это был не орангутанг.“

    В журнальной статье о диком человеке, опубликованной в 1918 году, Вестенек записал слова мистера Устангха, который жил на Суматре. Однажды, проходя через лес он неожиданно встретился с человеком, сидящим на бревне и смотрящим в другую сторону. Устангх говорил: „Неожиданно я осознал, что его шея по-странному жесткая и чрезвычайно грязная“. „У этого парня очень грязная морщинистая шея“, — сказал я себе… Затем я увидел, что это был не человек».

    «Это был не орангутанг, — заявляет Устингх, — я увидел одну из этих больших обезьян, совсем незадолго до этого». Что это было за существо, если не орангутанг? Устингх не мог сказать сказать со всей определенностью. Как мы видели, некоторые предположили, что дикие люди могут быть представителями выживших неандертальцев или людей прямоходящих.

    Но если существует неопределенность в том, какие виды гоминид могут окружать нас сегодня, как мы можем быть столь уверенны на счет того, какие гоминиды могли или не могли жить в далеком прошлом?

    Эмпирическое изучение летописи окаменелости не может быть надежным методом. Как утверждает Хеувелманс в письме (от 15 апреля 1986 года) нашему исследователю Стефану Бернату, «не переоценивайте важность летописи окаменелости. Окаменение — очень редкий, исключительный феномен, и летопись окаменелостей поэтому не может дать нам точную картину жизни на Земле в прошлые геологические периоды. Летопись окаменелостей приматов, особенно не полна, потому что очень разумные и осторожные животные могут более легко избежать каждого условия окаменения, например, погружение в грязь или торф».

    У эмпирического метода, несомненно, есть свои пределы и летопись окаменелостей неполна и несовершенна. Но когда все факты, включая данные об очень древних людях и современных обезьяно-людях, оценено объективно, то появляется модель, которая больше объясняет сосуществование, чем последовательную эволюцию.

    Африка

    Местные жители из нескольких стран западной части африканского континента, например с Иворийского побережья, рассказывают о расе пигмееподобных существ, покрытых красноватой шерстью. Европейцы также встречались с ними.

    Сообщения о диком человеке поступают и из Восточной Африки. Капитан Уильям Хитченс писал в 1937 году: «Несколько лет назад меня официально послали охотиться на львов в этот район (леса Уссуре и Симибит в западной части Уимбарской равнины) и, поджидая на лесной поляне людоеда [льва], я увидел, как два маленьких коричневых пушистых существа вышли из лесной чащи на одну сторону поляны и исчезли в зарослях на другой стороне. Они выглядели как маленькие люди примерно 4 фута в высоту, они шли на двух ногах и были покрыты красновато-коричневой шерстью. Мы с местным охотником смотрели со смешанным страхом и изумлением. Это были, как сказал он, агогве, маленькие, покрытые мехом люди, которых видят один раз в жизни». Были ли это человекообразные или обыкновенные обезьяны? Мне кажется, что или Хитчанс, или местный охотник, который сопровождал его, не могли бы узнать обезьяну. Много сообщений о гогве поступает из Танзании и Мозамбика.

    Из района Конго поступают сообщения о Какундакари и Киломба. Говорят, что они высотой примерно 5,5 футов, покрыты шерстью и ходят как люди. Чарльз Кордиер, профессиональный ловец животных, работающий на многие зоопарки и музеи, в конце 50-х и начале 60-х годов находил следы Какундакари. Однажды, говорит Кордиер, Какундакари попался в одну из его ловушек для птиц. «Он упал лицом вниз, — говорит Кордиер, — перевернулся, сел, снял петлю с ноги и ушел до того, как бывший рядом африканец смог что-либо сделать.»

    Сообщения о таких существах поступают и из Южной Африки. Паскаль Тэсш из лаборатории палеонтологии позвоночных и человека написал в 1983 году: «Филип В. Тобиас (сейчас он находится в совете директоров Международного общества криптозоологии) однажды сказал Хеувелмансу, что один из его коллег установил ловушки, чтобы поймать живого австралопитека». Тобиас из Южной Африки считается авторитетам по австралопитекам.

    Согласно стандартным взглядам, последние австралопитеки вымерли около 750 000 лет назад. А человек прямоходящий вымер около 200 000 лет назад. Считается, что неандертальцы вымерли около 35 000 лет назад, и с тех пор во всем мире живут только современные люди. И все же множество встреч с различными дикими людьми в разных частях света сильно оспаривают общепринятые представления.

    Официальная наука и сообщения о диком человеке

    Несмотря на представленные нами данные, большинство признанных авторитетов в антропологии и зоологии отказываются обсуждать существование диких людей, если они вообще упоминают о них, то редко представляют по-настоящему убедительные доказательства его существования, сосредоточивая вместо этого внимание на сообщениях, которые менее вероятно оспорят их неверие.

    Скептично настроенные ученые говорят, что никто не нашел никаких костей диких людей, никто, говорят они, не представил тело мертвого или живого, но были собраны кости рук и ног, и даже голова предполагаемого дикого человека. Компетентные люди говорят, что они осматривали тела диких людей. А также существует ряд сообщений о пленении диких людей. То, что ни одно из этих вещественных доказательств не поступало в музеи или в научно-исследовательские институты, можно рассматривать как промах процесса собирания или сохранения фактов. Операция, которую мы можем назвать «фильтрацией знания», стремится слегка окрасить дурной славой факты, которые не вписываются в официальные рамки.

    Однако некотоыре ученые с безупречной репутацией такие, как Кранц, Напиер, Шекли, Поршнев и другие, нашли в известных фактах достаточно оснований, чтобы заключить, что дикий человек действительно существует, или, по крайней мере, вопрос о его существовании достоин серьезного изучения.

    4 декабря 1984 года Мира Шекли написала нашему исследователю Стиву Бернату: «Как вы знаете, этот вопрос в высшей степени актуален, на эту тему было невероятно большое количество корреспонденций и публикаций. Мнения расходятся, но я полагаю, что самым признанным будет мнение о том, что действительно существуют убедительные доказательства, достаточные для того, чтобы предположить, по крайней мере, возможность существования различных неклассифицированных человекоподобных существ. Но при современном развитии наших знаний делать замечания об их важности более детально невозможно. Положение еще более осложняется из-за ложных цитирований. Современный обезьяночеловек, мистификаций и деятельности ревностных сторонников, но удивительно большое количество твердолобых антропологов, кажется, разделяют то мнение, что этот вопрос весьма достоин изучения.»

    Итак, существует некоторое научное признание доказательств существования дикого человека, но в большей степени это является приватно выражаемыми взглядами, которые мало или вообще официально не признаются.









    Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное

    Все материалы представлены для ознакомления и принадлежат их авторам.