Онлайн библиотека PLAM.RU


  • Матка
  • Получение плодных маток
  • Трутни
  • Рабочие пчёлы
  • Распределение работ между рабочими пчёлами
  • Пчелиная семья

    В пчелиной семье живет много работающих пчёл и одна матка.

    При матке жизнь в улье идет нормально; все пчёлы заняты работой, у летка улья оживлённо. Но стоит только отобрать матку, – и через 1–1,5 часа семью не узнать: пчёлы беспокойно бегают по передней стенке улья, как бы отыскивая что-то утраченное. Если же оставить пчёл без матки на продолжительное время, то семья погибнет.

    В летнее время в пчелиной семье появляются самцы – трутни. Трутни временные, как бы сезонные члены семьи; к осени они погибают.

    Весной и летом ячейки сотов заполнены расплодом – яйцами, личинками и куколками – будущими пчёлами.

    Матка

    От рабочих пчёл матка отличается и размером и внешним видом. Она значительно больше рабочих пчёл (длина её 20–25 мм), имеет удлиненное брюшко, наполовину прикрытое крыльями. Молодые неплодные матки очень юрки и подвижны, плодные матки, наоборот, отличаются плавностью и медлительностью своих движений.

    В пчелиной семье может жить и работать только одна матка. При появлении в семье второй матки, они вступают в ожесточенную схватку, которая обычно кончается смертью одной из них.

    Матка в пчелиной семье – единственная вполне развитая самка; она является матерью всего населения улья. Матки откладывают яички, из которых развиваются и пчелы, и трутни, и новые матки. Однако яйценоскость матки зависит от рабочих пчел. Если пчелы усиленно кормят матку, она откладывает большое количество яичек; при отсутствии взятка и при неблагоприятных условиях погоды пчёлы хуже кормят матку, и яйценоскость ее сокращается, а иногда и совсем прекращается. Матка откладывает в год до 150000 яичек; некоторые матки могут отложить даже до 200000 яичек. Для откладки большого количества яиц матка должна хорошо и часто питаться. В периоды кладки яиц матку всегда окружает группа рабочих пчёл, которые кормят ее «молочком», вырабатываемым в специальных желёзках этих пчёл.

    Продолжение пчелиного рода может обеспечить только плодная матка, т. е. матка, спарившаяся с трутнем. Такая матка несёт яйца двух родов: оплодотворенные, из которых развиваются исключительно женские особи (рабочие пчелы и матки), и неоплодотворенные, из которых развиваются только трутни.

    Матка через 5–7 дней после рождения вылетает из улья, делая первые ознакомительные облёты. Затем, во время так называемых брачных вылетов матка продолжает вылетать до тех пор, пока она не встретится с трутнем и не спарится с ним в воздухе. Вылетает матка обычно в тёплые дни (при температуре не ниже 19°С) между 11 часами дня и 5 часами вечера.

    Наблюдения показали, что матка, не спарившаяся с трутнем в течение месячного срока, теряет способность к спариванию, прекращает вылеты и приступает к кладке яичек. Но такая матка может откладывать только неоплодотворённые яйца, из которых выводятся трутни. Она и называется поэтому маткой-трутовкой.

    Если же матка спарилась с трутнем, то через 2–3 дня она начинает откладывать оплодотворенные яички. В каждую ячейку сота она, как правило, откладывает только по одному яичку.

    Живут матки до 5 лет, но хорошими несушками они бывают только первые два года жизни. После этого срока матки обычно сокращают кладку яиц, вследствие чего количество пчёл в семьях со старыми матками значительно уменьшается; семья становится слабой. Вот почему пчеловоды должны сменять маток в пчелиных семьях регулярно через каждые два года.

    Плодные матки после спаривания обычно не вылетают из улья. Лишь в роевую пору матка вылетает из улья вместе с роем для того, чтобы на новом месте основать новую семью.

    Получение плодных маток

    Нуклеусы. Для получения плодных маток на пасеке формируют маленькие семейки-нуклеусы. Помещают их в обычные ульи Дадана-Блатта, разделённые перегородками на 2–3 самостоятельных отделения. Перегородки должны доходить до дна и плотно прилегать к стенкам улья, чтобы пчёлы не могли переходить из одного отделения в другое. Перегородки в улье лучше делать выдвижными, чтобы, когда это потребуется, можно было 2–3 семейки объединить в одну. Для этого на передней и задней стенках внутри улья набивают по 2 планки с промежутками, соответствующими толщине перегородки.

    В каждом отделении нуклеуса необходимо проделать леток. При разделении улья пополам один леток делают в передней, другой – в задней стенках улья; при разделении улья на три части делается ещё третий леток внизу одной из боковых стенок. Когда же улей имеет 4 отделения (как, например, в ульях-лежаках), летки устраивают со всех четырёх сторон улья.

    Передние стенки каждого отделения улья раскрашиваются в разные цвета. Знакомая окраска помогает пчёлам и маткам безошибочно находить свой леток при возвращении в улей.

    Каждое отделение улья должно иметь самостоятельный потолок (деревянный или холстинку), чтобы при осмотрах открывать только нужное отделение; верхнее утепление может быть общим для всех семей.

    Нуклеусы формируют из обычных рамок Дадана-Блатта путём переноса одной или двух рамок с расплодом, пчёлами и кормами из любой семьи пасеки. В случае надобности легко создать из нуклеуса нормальную семью, переставив его гнездо в более просторный улей и подсилив расплодом или пчёлами из других семей. В разделённых перегородками ульях хорошо могут зимовать до весны 2–3 семейки с запасными матками.

    Можно формировать нуклеусы в ульях, рядом с основными семьями. Для этого сбоку гнезда отгораживают отделение на три рамки (так называемый «карман») с отдельным летком.

    Формирование нуклеусов. Чтобы нуклеусы хорошо принимали маточники или неплодных маток, необходимо соблюдать следующие условия:

    1) нуклеусы формировать из молодых нелётных пчёл;

    2) в нуклеус не давать сотов, содержащих открытый расплод или яички;

    3) матку или маточник давать спустя 3–6 часов после формирования нуклеуса.

    Хуже принимают пчёлы неплодных маток и маточники в безвзяточное время, при низкой температуре воздуха и при ветре. Поэтому создавать нуклеусы и подсаживать в них маток лучше всего в тёплые дни, хотя бы с небольшим взятком.

    Большое значение имеет возраст подсаживаемых маток. Зрелые маточники пчёлы всегда принимают лучше, чем уже выведшихся маток. Чем моложе матка, тем охотнее принимают её пчёлы. При подсадке маток в возрасте 7 дней и старше, гибель маток достигает нередко 60–70 процентов. Поэтому при формировании нуклеусов лучше давать им зрелые маточники.

    В южных районах формируют нуклеусы из одной рамки с печатным зрелым расплодом (лучше, если из него уже выходят пчёлы) и двух рамок с мёдом и пергой. На эти рамки стряхивают ещё молодых пчёл с двух рамок. В центральных и северных районах для нуклеуса берут 2–3 рамки с расплодом и сидящими на них пчёлами и 2 рамки с мёдом и пергой; кроме того, к ним дополнительно стряхивают пчёл с 2–3 рамок.

    Рамки с расплодом ставят в середину, а с мёдом и пергой – по краям. При отборе рамок тщательно следят, чтобы вместе с рамками или стряхиваемыми пчёлами не перенести в нуклеус и матку. Чтобы этого не случилось, перед отбором рамок и пчёл находят матку и накрывают её на соте колпачком; выпускают матку по окончании работы.

    Вместо отобранных для нуклеуса рамок в гнёзда семей ставят рамки с искусственной вощиной. К вечеру почти все лётные пчёлы, попавшие в нуклеусы при их заселении, возвратятся в свои семьи, а в нуклеусах останутся по преимуществу молодые нелётные пчёлы. Тогда им дают маток или маточники.

    Можно, однако, давать маток или маточники и сразу при формировании нуклеусов. Клеточку с маткой или маточником помещают в промежуток между двумя средними сотами.

    Маточники на клинышках вкалывают в сот в верхней части одной из средних рамок нуклеуса.

    Нуклеус, в который подсажена матка, осматривают на следующий день к вечеру и матку выпускают из клеточки, залепив нижнее отверстие её листком воска или искусственной вощины.

    При формировании нуклеусов нужно помнить, что в очень слабых и неутеплённых нуклеусах оплодотворённые матки долго не начинают кладки яиц; расплод же, поставленный в семейку, может застыть. Поэтому для нуклеуса берут столько пчёл, сколько нужно, чтобы они хорошо покрыли рамки; сверху, желательно и сбоку, нуклеусы тщательно утепляют.

    При формировании в один и тот же день большого числа нуклеусов (20–25 и больше) рамки с расплодом и молодыми нелётными пчёлами лучше подготовить заранее. Это позволит быстро сформировать нужное количество нуклеусов в тот день, когда на пасеке будут зрелые, печатные маточники.

    Осматривая семьи, из них выбирают по 1–2 рамки со зрелым, печатным расплодом и покрывающими их пчёлами. Отбираемые рамки помещают в запасные гнездовые корпуса, которые ставят сверху на гнёзда нескольких сильных семей. Между верхним и нижним корпусами кладут густую металлическую сетку. Расплод будет обогреваться за счёт тепла нижней семьи. В корпусе с расплодом делают маленький леток, через который захваченные вместе с сотами старые пчёлы могут возвратиться обратно в свои ульи.

    Попутно от сильных семей отбирают по нескольку рамок с мёдом и пергой (без пчёл), которые переносят в запасной корпус. Взамен этих рамок в гнёзда семей ставят рамки с искусственной вощиной.

    На следующий день формируют нуклеусы путём постановки в каждое отделение улья по 1–2 рамки с печатным расплодом и покрывающими их пчёлами и двух рамок с кормами. Одновременно с формированием нуклеусов им дают молодых маток или маточники.

    Формировать нуклеусы описанным способом можно только в том случае, если на пасеке нет заразных болезней.

    Уход за нуклеусами. При формировании нуклеусов наливают воду в ячейки одного из крайних сотов (примерно, полстакана). Если же в сотах имеется жидкий незапечатанный мёд, то дача воды необязательна.

    Летки в нуклеусах сокращают до прохода 2–3 пчёл. Если при осмотрах нуклеусов обнаружится, что отдельные семьи сильно ослабели, то их следует подсилить, поставив рамку с печатным расплодом, из которого уже выходят пчёлы.

    Осматривать нуклеусы лучше всего утром или после 5–6 часов вечера, когда матки не вылетают на спаривание. Осмотр среди дня может повести к развитию воровства, а также к потере маток. Если во время осмотра матка взлетит, следует прекратить дальнейшую работу и самому пчеловоду остаться в том же положении, в котором он был до этого. Вспорхнувшая матка через несколько минут обычно возвращается в улей.

    На 3–5-й день после формирования нуклеусов им ставят в середину гнезда по одной рамке с яйцами и молодыми личинками для вскармливания. Эти соты берут от основных семей с пасеки. Сот, из которого уже вышли пчёлы, при этом отбирают.

    От момента помещения матки в нуклеус до начала кладки яиц проходят различные сроки. При благоприятных условиях погоды в течение 15 дней 97% маток становятся плодными и начинают засев. Поэтому нет никакого расчёта держать матку в нуклеусе больше 15 дней. Если за этот срок матка не начала кладку яиц, лучше такую матку отобрать, а в нуклеус поместить новую или дать зрелый маточник.

    Матку, начавшую кладку яиц, через 2–3 дня используют для образования новой семьи (отводка) или для замены старой матки в основных семьях пасеки. Часть нуклеусов оставляют в зиму как семейки с запасными матками.

    Трутни

    В середине весны на пасеке начинают появляться трутни – самцы. Они никакой работы в пчелиной семье не выполняют. Единственное их назначение – оплодотворять маток. Трутни имеют сильные крылья, которые значительно длиннее брюшка, и большие глаза, необходимые для того, чтобы во время полёта увидеть и догнать матку. Трутни не имеют жала, поэтому защищаться они не могут.

    Половой зрелости трутни достигают к 8–14-му дню своей жизни. В теплые, солнечные дни они вылетают из улья для встречи с матками. При спаривании с маткой трутень погибает.

    Пока стоит тёплая погода и цветки обильно выделяют нектар, трутни находят для себя в любой семье приют и пищу. Но осенью, с прекращением взятка, на пасеке начинается так называемое избиение трутней. Возвращающихся с полёта трутней пчёлы не пропускают обратно в улей. Трутней, находящихся внутри ульев, пчёлы оттесняют от медовых запасов книзу и, наконец, совсем выталкивают их наружу. Трутни, собравшись группами около летка, погибают от холода и голода. Таким образом, в нормальных пчелиных семьях на зиму трутней не остаётся.

    Учитывая, что на воспитание личинки одного трутня расходуется примерно столько же корма, сколько на три личинки рабочих пчёл, и принимая во внимание что и взрослые трутни поедают большие количества корма, необходимо на пасеке стремиться к ограничению вывода трутней.

    Рабочие пчёлы

    Рабочие пчёлы – это самки с недоразвитыми половыми органами, в силу чего они не могут спариваться с трутнями. В нормальной семье с плодной маткой они никогда не откладывают яичек. Только в семье без матки, когда пчёлы лишены возможности вывести себе новую матку, часть рабочих пчёл приобретает способность откладывать немного яичек. Но из этих яичек выходят исключительно трутни (такие пчёлы называются пчёлами-трутовками).

    Все работы по воспитанию личинок, добыванию пищи и обслуживанию гнезда выполняются исключительно рабочими пчёлами. Рабочие пчёлы выкармливают личинок, обогревают их, собирают мёд и пыльцу с цветков, носят в улей воду, вырабатывают в своем организме воск для постройки сотов. Рабочие пчёлы чистят и вентилируют улей, поддерживают в нём нужную температуру, заделывают щели в улье особым пчелиным клеем (прополисом) и т. д. Наконец, рабочие пчёлы защищают улей от всевозможных врагов – муравьев, бабочек, ос, от нападения других пчёл.

    Для выполнения всех этих разнообразных работ в улье организм пчелы прекрасно приспособлен. Пчела имеет хорошо развитое обоняние, необходимое для отыскивания пищи, длинный хоботок для высасывания нектара из цветков, вместительный медовый зобик для переноса этого нектара, приспособления на ножках для сбора и переноса пыльцы с цветков. Пчела приспособлена для чистки усиков, у нее есть щёточки для очистки своего тела от приставшей пыльцы, хорошо развитые крылья для полётов и для вентилирования улья, железы, вырабатывающие молочко для кормления личинок, восковые железы, вырабатывающие воск для постройки сотов, жало для защиты от врагов и т. д.

    Продолжительность жизни рабочих пчёл в летнее время не превышает в среднем 35–40 дней. Пчёлы, выведшиеся во второй половине лета и осенью, живут значительно дольше (несколько месяцев). Эти пчёлы, пережив зиму, весной постепенно вымирают. Ни одна из них не доживает до лета. Точно так же пчела, родившаяся весной, не доживает до осени.

    Количество пчёл и семье изменяется по временам года. Весной и осенью пчелиная семья имеет наименьшее количество пчёл – 15–20 тыс. Летом семья возрастает до 60–70, а иногда и до 80 тыс. пчёл.

    Распределение работ между рабочими пчёлами

    Работы пчёл в гнезде и вне его протекают в известной последовательности и определяются возрастом пчёл.

    В первые 2–3 дня после своего появления на свет ещё слабые пчёлы постепенно крепнут и как бы дозревают. В это время они чистят ножками головку, грудь, брюшко, крылья, глаза. Иногда они забираются в пустые ячейки и как бы замирают в них или же остаются неподвижными на сотах. Окрепнув, пчёлы постепенно приступают к очистке ячеек, сглаживанию их краев, полировке стенок ячеек и т. д. С 3-го и, примерно, до 13-го дня своей жизни пчёлы кормят личинок. При этом пчёлы в возрасте, примерно, от 3 до 7 дней кормят более взрослых личинок кашицей, состоящей из смеси перги и мёда. Приблизительно с 8-го дня пчёлы начинают кормить уже более молодых личинок молочком, которое вырабатывается у них в особых желёзках.

    Каждая пчела-кормилица одновременно кормит несколько личинок одного и того же возраста. Насколько велика эта работа, можно судить по тому, что каждую личинку за время её роста (6 дней) пчёлы посещают до 8 тыс. раз (сюда входят и посещения личинок, не связанные с дачей корма).

    Одновременно с кормлением личинок пчёлы этого возраста постепенно начинают участвовать и в других работах. Они принимают от пчёл – полевых работниц собранный ими нектар цветков, обрабатывают его и превращают в мёд, строят соты, утрамбовывают пыльцу в ячейках, поддерживают в улье чистоту, вентилируют улей, охраняют леток и т. д.

    Постепенно молодые пчёлы подготавливаются к работам в поле – сбору нектара и пыльцы. В хорошие солнечные дни они делают облёты, т. е. вылетают из улья, кружатся около него, запоминают его местонахождение. В возрасте 11–15 дней молодые пчёлы из ульевых (нелётных) превращаются в пчёл лётных (сборщиц), которые собирают в поле и приносят в улей нектар, пыльцу и воду.

    Во время обильного выделения цветами нектара и образования пыльцы пчёлы с разного утра и нередко до позднего вечера летают в поле. Возвратившись в улей, они передают нектар ульевым пчёлам для дальнейшей обработки его в мёд или сбрасывают в ячейки с задних ножек принесённые комочки пыльцы («обножку»). При отсутствии в природе взятка, т. е. когда цветы слабо или совсем не выделяют нектара, лётные пчёлы сидят в улье, часть из них вылетает затем, чтобы принести в улей воду.

    Такой порядок работ пчёл в некоторых случаях изменяется. Например, при внезапной потере семьёй большого числа лётных пчёл, молодые пчёлы начинают вылетать за взятком раньше обычного срока, даже на шестой день своей жизни. В семьях, не имеющих молодых пчёл, личинок могут кормить и более старые пчёлы. При отсутствии в гнезде достаточного количества сотов пчёлы в возрасте 25 дней выделяют воск и строят соты, хотя обычно эту работу пчёлы выполняют в более раннем возрасте.









    Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное

    Все материалы представлены для ознакомления и принадлежат их авторам.