Онлайн библиотека PLAM.RU


  • Процесс развития восприятия
  • Нейропсихологический аспект. Формирование зрительного восприятия
  • Развитие зрительного восприятия
  • Акустическое (слуховое) восприятие
  • Восприятие собственного тела
  • ВОСПРИЯТИЕ

    Восприятие является одной из основных функций у детей раннего возраста, именно с его помощью происходит накопление знаний о себе и окружающем мире. Зрительное восприятие лежит в основе зрительного внимания, зрительной памяти и мышления. Акустическое восприятие является основополагающим в освоении ребенком речи. Адекватное восприятие себя и собственного тела поможет ребенку чувствовать себя более уверенно, научит его самоуважению и принятию самого себя.

    Общая характеристика

    Восприятие – это отражение человеком предмета или явления в целом при непосредственном воздействии его на органы чувств (Люблинская А. А., 1971).

    Процесс развития восприятия

    Процесс развития восприятия начинается с самых первых дней жизни ребенка. У новорожденного в первые недели жизни возникают лишь ощущения отдельных свойств окружающей действительности.

    Восприятие формируется в связи с развитием, усложнением деятельности анализаторов (зрительных, слуховых, осязательных, обонятельных, вкусовых и т. п.). Сталкиваясь ежедневно с определенными людьми и окружающими предметами, ребенок постоянно испытывает зрительные, слуховые, кожные и другие раздражения. Вызываемые каждым предметом раздражения постепенно выделяются из всех воздействий окружающих предметов и явлений, связываются между собой, что приводит к возникновению восприятия особенностей данного предмета.

    Например, звуки голоса матери младенец слышит, обычно одновременно видя ее фигуру и лицо. В результате эти слуховые и зрительные раздражители выделяются и связываются вместе, и у ребенка возникает целостный образ матери.

    Важное значение имеют действия младенца – захватывание предметов рукой и оперирование ими. По мере усложнения деятельности ребенка, использования все большего числа предметов домашнего обихода в практических целях (во время еды, умывания, одевания), а также манипулирования вещами в различных играх у него обогащается и уточняется восприятие окружающих предметов и явлений.

    Оценивая основные новообразования в этой области у детей раннего возраста (от 1 года до 3 лет), можно отметить, что это важнейший период для развития предметного восприятия (Ермолаева М. В., 2003). Зрительные действия, при помощи которых ребенок воспринимает предметы, сложились в процессе хватания и манипулирования. Эти действия направлены, прежде всего, на такие свойства предметов, как форма и величина. В более старшем возрасте, от 3 лет и старше, восприятие активно развивается по следующим направлениям (по Люблинской А. А., 1971):

    1. Восприятие цвета и формы. Цвет предмета является для ребенка опознавательным признаком лишь тогда, когда другой, более сильный признак – форма, по каким-либо причинам не получил сигнального значения. Однако огромную роль в выборе ведущего признака играет та задача, которая поставлена перед ребенком.

    2. Восприятие целого и части. Восприятие целого и части происходит по-разному, в зависимости от того, какой предмет воспринимается ребенком – знакомый или незнакомый, какая часть выделяется для его узнавания – характерная (хобот у слона) или неспецифическая для данного объекта.

    Однако достаточно часто наблюдается и такая ситуация, когда ребенок делает вывод о смысле целого (например, изображения) по одной незначительной детали (синкретизм).

    3. Восприятие картинки. Дети в процессе умственного развития переходят от фрагментарного восприятия, то есть узнавания отдельных предметов, никак не связанных между собой, к выявлению сначала их функциональных связей (что делает человек), а затем и к раскрытию более глубоких отношений между предметами и явлениями: причин, связей, обстоятельств, целей. Огромное значение имеет сам вопрос, с которым взрослый обращается к ребенку– необходимо ориентировать его на осмысление сюжета картинки.

    4. Восприятие пространства. Уже в раннем детстве ребенок познает величину и форму предмета путем активного действия с ним. На втором году жизни дети познают удаленность и местоположение предмета на основе мышечного (мускульно-суставного) чувства, к которому присоединяются зрительные ощущения. Функция зрительного анализатора до 3-4 лет оказывается ведущей.

    Очень важно значение речи: используя слова-предлоги, слова-направления, дети осваивают пространственные координаты. Наиболее трудно детям-дошкольникам усвоить отношение «правого» и «левого», что связано с особенностью их восприятия и оценки положения собственного тела.

    5. Восприятие времени. Впервые младенец ориентируется на время в середине первого месяца жизни, когда он приучается просыпаться регулярно через 3 часа, к моменту кормления. Этот условный рефлекс на время является одним из наиболее ранних в жизни ребенка.

    Дети старшего и младшего дошкольного возраста ориентируются во времени на основе чисто бытовых показателей. Если жизнь детей строго подчинена определенному режиму, то есть распределена по времени, то трех-, четырехлетний ребенок уверенно отмечает утро («мы еще не завтракали») или вечер («за нами скоро придут»). Они различают день («скоро полдник») или ночь («все спят»). Вскоре к этим бытовым вехам присоединяются более объективные природные явления, которые дети научаются воспринимать как сигналы определенного времени («Утро (зимой) – еще не совсем светло», «Вечер – уже темно, солнца нет»). Однако дети долго не понимают объективного движения времени, его независимости от воли и действий людей.

    В речи первой дифференцировкой временных категорий служит введение таких слов, как «сначала», «потом», «раньше», «позже», располагающих события согласно их реальной последовательности.

    Подводя итоги, отметим следующее:

    • восприятие требует не только готовности анализаторов, но и некоторого опыта, знаний о вещах. Поэтому оно формируется на протяжении всего периода развития ребенка и неотрывно от его общего умственного развития. В развитии восприятия предметов, событий из жизни людей огромную роль играют признаки предметов и связи между ними: пространственные и временные. Ребенок познает их постепенно, расширяя свой опыт с помощью взрослых;

    • само развитие восприятия есть переход от слитного, синкретического, фрагментарного отражения детьми предметов к расчлененному, осмысленному и категориальному восприятию вещей, событий, явлений в их пространственных, временных, причинных связях.

    Нейропсихологический аспект. Формирование зрительного восприятия

    Хотелось бы подробнее сказать именно об этой, модально-специфической форме восприятия, поскольку именно она является основополагающей при освоении ребенком окружающего пространства.

    Первичная зрительная кора претерпевает интенсивное развитие уже в период внутриутробного развития и в самом раннем возрасте – первые четыре месяца жизни новорожденного (Глозман Ж. М., 2009).

    Характеристики вызванных потенциалов в ответ на различные виды стимуляции свидетельствуют о том, что уже на б-8-й день жизни зрительная система может анализировать структуру зрительного мира, однако эта функция обеспечивается только одной проекционной корой.

    В то же время постепенно начинает формироваться возможность восприятия отдельных зрительных свойств. К 3-4 месяцам ребенок выделяет желто-синий, а к 4-5 месяцам – красно-зеленый компонент. Кроме этого, если объем мозга в целом к 4 месяцам жизни составляет примерно половину средних размеров мозга взрослого, то объем зрительной коры в этом возрасте уже достигает максимума. И уже к 5-7 годам формы клеток зрительной коры не отличаются от взрослых.

    От года до 3-4 лет специализация корковых зон, вовлекаемых в восприятие, невелика, она становится более дифференцированной лишь к 6-7 годам. В этот период в зрительных областях происходят существенные изменения, выражающиеся в их специализации в осуществлении отдельных зрительных операций.

    В 3-, 4-летнем возрасте наблюдается тесное взаимодействие зрительного восприятия и двигательных действий. Практические манипуляции с объектом являются необходимым фактором зрительного опознания. Образы, формирующиеся в результате взаимодействия рассматривания и ощупывания, носят еще фрагментарный характер. Представление об объектах складывается либо на основе целостного описания, либо на отражении их отдельных свойств.

    К концу дошкольного возраста зрительное и осязательное обследование предмета становится более организованным и систематичным. Выделяемые признаки соотносятся между собой и целостным представлением объекта, что способствует формированию дифференциального и более адекватного сенсорного образа (Микадзе Ю. В., 2008).

    Развитие зрительного восприятия

    Как уже говорилось выше, сама функция зрительного восприятия лежит в основе множества различных психических процессов, основанных на участии зрительного анализатора. Прежде всего это касается мышления, зрительной памяти, чтения и письма. Ранний возраст является наиболее чувствительным для накопления информации зрительного типа. Предлагаем вам ряд упражнений, которые помогут сделать этот процесс увлекательным и интересным.


    • РАЗРЕЗАНЫЕ КАРТИНКИ •

    Игра представляет развивающий вариант диагностической методики. Ребенку даются два одинаковых изображения: целое и разделенное на несколько частей (начиная с двух, затем три, четыре, пять). Задача ребенка – собрать целое изображение вначале по образцу, затем без него. В качестве усложнения можно увеличивать количество фрагментов, а также сложность самого изображения.


    • ВЫБОР НЕДОСТАЮЩЕГО ФРАГМЕНТА ИЗОБРАЖЕНИЯ •

    Возраст детей: от 1,5 года.

    Ребенку предлагается картинка (любого характера) с отсутствующим фрагментом и набор недостающих кусочков. Задача ребенка – подобрать нужный кусочек.


    • КОНТУРЫ •

    Возраст детей: от 1,5 года.

    Эта игра предполагает узнавание наложенных друг на друга контуров двух и более изображений, для более старших детей это могут быть цифры и буквы.


    • ЛАБИРИНТЫ •

    Возраст детей: от 1,5 года.

    Для предлагаемых ребенку в этой игре лабиринтов принципиально то, что здесь даются пересечения нескольких линий. Например, ребенку предлагается распутать веревочки шариков или найти для каждого героя сказки свою тропинку и т. д. На бумаге целесообразно начинать освоение с проведения по «дорожкам» пальчиком ребенка, затем – карандашом, и лишь потом – только глазами.


    • РАЗНОЦВЕТНЫЙ МИР •

    Игра направлена на закрепление знаний ребенка о цветах, развитие цветового восприятия.

    Возраст детей: от 2,5 лет.

    Взрослый с ребенком вспоминает названия основных цветов того, что их окружает. Взрослый говорит ребенку:

    «Посмотри, пожалуйста, какого цвета небо?

    Верно, голубое. А теперь посмотри вокруг и найди еще что-нибудь такого же голубого цвета, как небо. Подойди и коснись этого предмета рукой».

    В качестве усложнения вы можете предлагать ребенку коснуться одной рукой чего-нибудь красного, а другой – синего, постепенно увеличивая количество цветов до пяти.


    • ПРОСТЫЕ ФИГУРЫ •

    Игра направлена на развитие восприятия формы.

    Возраст детей: от 2 лет.

    В эту игру можно играть на улице. Здесь понадобятся карточки с простейшими геометрическими фигурами (треугольник, квадрат, круг). Карточек может быть больше, так как фигуры на них должны быть изображены разных размеров и цветов (например, большой синий треугольник, затем маленький желтый треугольник и т. д.). Потребуется также белый мелок, которым вы на асфальте нарисуете те же фигуры, но уже одного размера и цвета (всего три). Взрослый говорит ребенку:

    «Смотри, какие у меня есть интересные картинки. Видишь, на них изображены разные фигурки, ты помнишь, как они называются? А теперь ты будешь вытаскивать по одной, и как только ты ее узнаешь – нужно будет добежать до ее домика, который нарисован на асфальте мелом, и оставить фигурку там. Интересно, где у нас будет больше всего жителей?»


    • КАРТЫ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ •

    Игра направлена на развитие восприятия цвета и формы.

    Возраст детей: от 2 лет.

    Инструкция и ход игры: понадобятся обычные игральные карты. Чем младше ребенок, тем меньшее количество карт необходимо использовать. Взрослый говорит ему:

    «Посмотри, какие у меня есть интересные картинки. Кажется, что они все разные, но на самом деле у некоторых из них есть что-то общее. Вот эта и эта картинка: они обе красного цвета, а вот на этих изображены девочки. Давай вместе выберем один главный признак и разложим все картинки по порядку».

    В качестве классификации вы можете выбирать различные признаки – цвет, форму, характер изображения (мальчики/девочки) и т. д.


    • ЧИТАЕМ ПО ГУБАМ •

    Игра направлена на умение ребенка концентрировать взгляд, расширение словарного запаса, развитие фонематического слуха.

    Возраст детей: от 4 лет.

    Инструкция и ход игры: взрослый говорит ребенку:

    «А ты знаешь, что есть люди, которые не могут слышать? Они понимают, что им говорят, только по губам. Давай так поиграем: я тебе только одними губами скажу слово, а ты попробуешь его угадать».

    Начинайте постепенно, с самых простых и знакомых ребенку слов, например с его имени. Сначала произносите слова вслух, затем шепотом, после этого – едва слышно, и наконец – молча. Не забывайте четко артикулировать каждый звук.


    • ЧТО ТАМ НАРИСОВАНО? •

    Игра направлена на развитие восприятия части и целого.

    Возраст участников: от 3 лет.

    Инструкция и ход игры: понадобится несколько картинок, а также белый лист бумаги большего, чем рисунок, размера, с прорезанным в середине отверстием с монету достоинством в 5 рублей. Вы накрываете рисунок чистым листом с отверстием и в таком виде показываете ребенку. Взрослый говорит:

    «Смотри, что у меня есть. Видишь, на этой картинке вырезано маленькое окошко, но в него видно совсем немного. Давай попробуем подвигать это окошко по рисунку, так мы с тобой сможем увидеть больше и угадаем, что же там нарисовано».

    Таким образом, ребенок видит изображение не целиком, а по частям.


    • ДОРИСУЙ-КА •

    Игра направлена на развитие зрительного восприятия и воображения.

    Возраст участников: от 2 лет.

    Инструкция и ход игры: в зависимости от возраста малыша задания варьируются по сложности. Вы предлагаете ребенку рисунок, на котором чего-то не хватает (крыши у дома, лепестка у цветка). Задача – дорисовать изображение до целого. Взрослый говорит ребенку:

    «Эти рисунки отличаются от других, на них что-то не так. Наверное, художник забыл нарисовать какую-то его часть, давай вместе посмотрим и найдем пропажу».

    Если ребенок затрудняется, покажите ему такой же рисунок, на котором изображение дано полностью, и попросите их сравнить.


    • ТОЧЕЧНЫЙ РИСУНОК •

    Игра направлена на развитие восприятия формы.

    Возраст участников: от 2 лет.

    Инструкция и ход игры: здесь понадобятся лист бумаги и карандаш, на глазах у ребенка вы из точек рисуете «тропинку» (несколько точек на расстоянии 3-5 см друг от друга), затем просите ребенка соединить их все в одну линию.

    «А теперь моя тропинка будет поворачиваться. Вот посмотри и угадай, какую форму она приняла?»

    Точками вы указываете вершины простейших фигур – треугольника, круга, квадрата. Если ребенку трудно провести прямую линию от точки к точке, предложите ему на выбор карточки с уже изображенными фигурами, пусть он выберет из них. Усложняя, берите предметные изображения – машинку, солнышко, медвежонка.

    Акустическое (слуховое) восприятие

    С самого рождения ребенка окружает множество звуков, но они воспринимаются им неосознанно. Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека, поскольку без нее невозможно освоение речи. Это качество развивается, и поэтому в этом разделе мы предлагаем для вас ряд игр, которые помогут открыть для малыша мир звуков и сделать его более чувствительным к этой стороне восприятия.


    • КТО ЧТО УСЛЫШИТ •

    Игра направлена на развитие слухового восприятия, расширение активного словаря.

    Возраст детей: от 1,5 года.

    Инструкция и ход игры: понадобятся предметы, издающие различные звуки, например, колокольчик, молоточек, детская дудочка – все что угодно, вы можете подбирать эти предметы по категориям: музыкальные инструменты, предметы из бумаги и т. д. Взрослый говорит ребенку:

    «Давай вместе послушаем, какие звуки издают предметы, которые я тут приготовил. А теперь я спрячу их за спину и пошумлю ими. Да, вот так. А ты попробуй угадать, что это был за предмет».

    Более сложный вариант игры для детей постарше (возраст: от 3 лет)

    Инструкция и ход игры: понадобится только газетный лист. Взрослый говорит ребенку:

    «Послушай, какие интересные звуки может издавать газета – если я оторву от нее кусочек, если я ее полистаю, если я скомкаю страницу, если я ее подброшу вверх. А теперь держи точно такую же газету и закрывай глазки. Я буду издавать разные звуки своей газетой, твоя задача – с закрытыми глазками угадать, что я делаю, и повторить это действие со своей газетой. Тебе все понятно? Тогда начали».


    • ПОМОГИ ИГРУШКАМ •

    Игра направлена на развитие остроты слуха, умения правильно воспринимать слуховую инструкцию.

    Возраст детей: от 2 лет.

    Инструкция и ход игры: приготовьте несколько любимых игрушек вашего ребенка, например, куклу, плюшевого мишку и машинку. Взрослый говорит ребенку:

    «Наши с тобой игрушки собрались погулять, но они запутались и не знают, что им делать. Давай я буду вслух говорить, что им нужно делать, а ты покажешь игрушкам, как правильно».

    Далее вы даете ребенку несколько инструкций, включающих в себя пространственные предлоги (из, под, в, на, перед, за и т. д.)

    Например:

    – возьми мишку и посади в машину;

    – возьми мишку из машины;

    – посади в машину куклу;

    – покатай куклу в машине.

    Чем старше ребенок, тем больше игрушек и тем более сложные инструкции вы можете использовать.


    • ПРЕВРАЩЕНИЯ •

    Игра направлена на развитие собранности, расширение активного словарного запаса, а также на усиление концентрации слухового восприятия.

    Возраст детей: от 1,5 года.

    Инструкция и ход игры: взрослый говорит ребенку:

    «Давай представим, что я волшебник. Я буду по очереди превращать тебя то в зайку (изображаете руками ушки над головой), то в собачку (показываете руками пасть – держите руки перед лицом и распахиваете их). Как только я назову животное, ты должен тут же в него превратиться. Если ты все сделал правильно, то мы меняемся местами».

    Для более старших детей можно добавлять дополнительных животных– кошечку (ребенок виляет «хвостиком»-попой), птичку (машет ручками, как крылышками), рыбку (ребенок показывает руками будто плавает).


    • Я ЗДЕСЬ •

    Игра направлена на развитие умения ориентироваться в пространстве, быстро сосредоточиваться и находить источник звука.

    Возраст детей: от 1,5 года.

    Инструкция и ход игры: взрослый говорит ребенку:

    «Сейчас я завяжу тебе глазки, не пугайся, потом я тихо-тихо отойду от тебя в сторону (начинайте с меньших расстояний, постепенно увеличивая их до 3 метров).

    А теперь я громко скажу: «Я здесь», и тебе просто нужно рукой показать, откуда донеслись мои слова».

    Если вы играете в компании других детей, тогда можно попросить водящего (ребенка с закрытыми глазами) по звуку голоса угадать, кто именно из участвующих детей отошел в сторону.


    • ДОЖДЬ •

    Игра направлена на развитие концентрации, умения слаженно действовать в группе.

    Возраст детей: от 3 лет.

    Инструкция и ход игры: эта игра получится более интересной, если играть в нее с группой детей. Но даже если вы вдвоем, то обязательно получите от нее удовольствие. Взрослый говорит:

    «Давайте сядем в круг, каждый из вас будет воспроизводить тот же звук, что и его правый сосед. Сначала, когда начну только я, звук будет очень тихим. Потом ребенок рядом со мной (назовите его по имени) тоже начнет так шуметь, потом его сосед станет делать то же самое. Далее по очереди все начнут воспроизводить один и тот же звук.

    Итак, сначала дождь слегка накрапывает (потрите свои ладони друг о друга, когда все дети потрут свои ладошки, делайте следующий шаг).

    А теперь дождь пошел быстрее (мягко похлопайте руками по бедрам и подождите, пока все дети сделают так же).

    Теперь дождь идет изо всех сил (сильнее хлопайте по бедрам, подождите, пока все дети по очереди начнут повторять этот звук).

    А теперь ливень превратился в настоящую грозу (топайте ногами и имитируйте звуки урагана: «У-у-у-у» – дайте детям время повторить за вами).

    Теперь погода постепенно улучшается (вы «выключаете» каждый звук в обратном порядке – топанье, сильное хлопанье о бедра, слабое, звук ладонями, – при этом дети останавливаются так же по порядку один за одним)».


    • ЭТИ ЗВУКИ НЕ ДЛЯ СКУКИ •

    Игра направлена на активизацию прошлого опыта ребенка, развитие акустической памяти.

    Возраст детей: от 2 лет.

    Инструкция и ход игры: отличие этой игры от предыдущих вариантов состоит в том, что здесь вы используете не специально подобранные звуки, а ежедневные будничные шумы (помешать ложкой в стакане, скрип открываемой двери, звонок телефона), то есть все звуки, на которые ребенок в повседневной жизни внимания не обращает. Вы завязываете ему глаза, воспроизводите любой бытовой шум и просите ребенка отгадать, что это было и для чего это нужно. Важно, что заранее вы не обговариваете, какие именно будут звуки, их можно ограничить «зонами». Например, звуки кухни, звуки детской, звуки прихожей и т. д. Если ребенок постарше, вы можете давать подряд 2-3 звука, тренируя таким образом акустическую память.


    • КТО БОЛЬШЕ? •

    Эта игра относится к разряду игр, связанных с бытовыми шумами.

    Возраст детей: от 2 лет.

    Инструкция и ход игры: взрослый говорит ребенку:

    «Давай мы с тобой немного посоревнуемся: закроем глазки и послушаем ровно минуту, что происходит вокруг нас. Когда минута истечет, мы посчитаем, кто больше звуков услышал».

    Минуту можно засечь на будильнике, таймере, встроенном в мобильный телефон, или же попросить кого-то третьего быть судьей и засечь для вас время.


    • КТО РАССКАЗЫВАЕТ? •

    Игра направлена на развитие слухового восприятия, концентрации акустического внимания.

    Возраст детей: от 2 лет.

    Инструкция и ход игры: эта игра больше подходит для группового участия, однако в нее можно играть и вдвоем. Приготовьте поднос с игрушками, это могут быть, например, только фрукты, или только овощи, или же просто любимые игрушки вашего малыша. Если играет группа детей, то предложите каждому положить на поднос по своей любимой игрушке. Затем с помощью считалочки выбираете водящего, поворачиваете его спиной к остальным детям и говорите:

    «А теперь начинается самое интересное. Пусть кто-нибудь из вас подойдет к подносу, возьмет с него любой предмет (смотря что вы на него решили положить) и назовет его вслух. Итак, кто первый?

    Атебе, водящий, нужно по голосу угадать, кто из ребят стоит у подноса. Если ты узнал правильно, то ты идешь на место, а ребенок у подноса становится водящим».

    Восприятие собственного тела

    С раннего детства дети чрезвычайно много узнают о своем теле. Ребята учатся распознавать и называть различные части тела, учатся управлять ими. Совокупные знания об отдельных частях тела называются «образ собственного тела». С помощью игр, предложенных в этом разделе, мы поможем вам сформировать у ребенка положительный образ собственного тела. Это поможет ему чувствовать себя более уверенно, так как представление о собственном теле очень тесно связано с самоуважением.

    Несколько этих игр помогут ребенку выучить и запомнить название всех частей тела.


    • ВЫ МОЖЕТЕ? •

    Игра направлена на развитие знания ребенка о частях собственного тела.

    Возраст участников: от 1,5 года.

    Инструкция и ход игры: играть можно как в группе детей, так и с одним ребенком. Взрослый говорит:

    «Давай встанем свободно, так, чтобы не мешать друг другу, а теперь:

    – ты можешь закрыть уши руками?

    – ты можешь закрыть рот руками?

    – ты можешь прикрыть глаза руками?

    – ты можешь коснуться пальцем подбородка?

    – ты можешь коснуться ног руками?

    – ...коснуться рук ладонями? коснуться пальцем носа? положить руки на живот? поднять руки высоко над головой? прикрыть руками колени? коснуться пальцем пупка? положить руки на плечи? широко развести руки?»

    Если у детей это вызывает трудности, каждую инструкцию сопровождайте показом, в качестве усложнения эти же задания можно выполнять с закрытыми глазами.


    • ПРИКОСНОВЕНИЯ•

    Игра направлена на закрепление знаний о строении человеческого тела, на развитие тактильного восприятия.

    Возраст участников: от 3 лет.

    Инструкция и ход игры: взрослый говорит ребенку:

    «Встань, как тебе удобно.

    А теперь ты можешь показать мне, как ты касаешься коленями пола (как ты касаешься пола руками, как ты касаешься спиной стены, как касаешься локтем колена, рукой запястья, рукой бока, носом двери, носом пола, ступнями пола, двумя ступнями пола, пяткой стены, двумя локтями стола, коленом подбородка, ухом сиденья стула, как высоко поднимаешь игрушки двумя руками, как высоко поднимаешь игрушки двумя ногами)?

    А что еще ты хочешь мне показать?»


    • С РУКИ НА НОГУ •

    Игра предлагает необычный способ познакомиться с частями своего тела.

    Возраст детей: от 2 лет.

    Инструкция и ход игры: потребуется нарисованный человечек (мелом на доске, асфальте или фломастером на большом листе ватмана). Вполне возможно схематичное изображение, но оно должно включать в себя туловище, ноги, руки, кисти, ступни и голову. Взрослый говорит детям:

    «Я хочу посмотреть, можете ли вы показывать ногами различные части тела человека. Можете ли вы встать на голову, а оттуда прыгнуть на шею? Прыгнуть с руки на бедро? Можете с бедра прыгнуть на ступню? С этой ступни перепрыгнуть на другую? Можете ли вы медленно пройти по ноге вверх до живота? А прыгнуть с живота на голову?»

    Более простой вариант:

    «А теперь встаньте перед своим человечком. Я буду называть различные части тела, а вам нужно будет до них допрыгнуть. Как только я хлопну в ладоши, нужно будет вернуться обратно. Готовы? Голова!»


    • ПРЯТКИ •

    Игра направлена на развитие тактильного восприятия, что редполагает прикосновения к различным частям тела.

    Возраст детей: от 2 лет.

    Инструкция и ход игры: взрослый говорит детям:

    «Давайте поиграем в прятки, но не в обычные, а будем прятать части нашего тела. Но нужно прятать так, чтобы никто их не увидел. Сначала спрячьте глазки, ротик, носик, колени, все пальцы, зубки, ножки, волосы. А теперь лягте на спинку, поднимите вверх руку, ступню, коленку, локоть, ногу, голову. А сейчас будем учиться поднимать по две части одновременно. Поднимите руки, большие пальцы обеих рук, локти. И наконец – самое сложное: поднимите ступню и ладошку, коленку и голову, локоть и ногу, большой палец на руке и большой палец на ноге».

    * * *

    А следующие игры помогут вашему ребенку быть более внимательным к ощущениям, идущим от собственного тела.


    • ВЕСЕЛЫЕ НОЖКИ •

    В этом подразделе для ребенка предлагается несколько заданий, направленных на кинестетическую чувствительность его ножек.

    1. «Следопыты». Здесь понадобится пальчиковая краска и большой лист ватмана. Предложите ребенку нарисовать тропинку, но не просто так, а собственными ножками. Вылейте краску в небольшую пластиковую плошку размером чуть больше стопы ребенка. Пусть малыш окунет в нее ножку и оставит свой след на ватмане.

    Возраст детей: от 2 лет.

    2. «Нога художника». Для этой игры понадобится то же, что и для предыдущей. Но она подходит для более старших детей: от 3 лет. Ее отличие состоит в том, что вы вставляете между пальчиками босых ног кисть или карандаш. Пусть малыш попробует рисовать ножками. Эта игра, помимо восприятия, разовьет у ребенка чувство координации и равновесия.

    Возраст детей: от 3 лет.

    3. «Веселые тропинки». Сначала необходимо подготовить тропинки. Для этого возьмите кусок плотной ткани, сложите его пополам и прострочите на швейной машинке. Ширина получившейся полосы должна составлять около 30 см. В длину она может быть любой – в зависимости от вашей фантазии и желания. Затем прострочите снизу – у вас получится что-то похожее на длинный чехол. Теперь самое время выбирать наполнители, это может быть скомканная газета, любые крупы, скорлупа от грецкого ореха, вата – все что угодно. Закладываете наполнитель в чехол так, чтобы получился наполненный квадрат со сторонами 30 на 30 см, затем прострочите по верхней границе квадрата с наполнителем, чтобы он не высыпался. Затем можете закладывать следующий – и так до самого конца чехла. В итоге у вас должно получиться что-то вроде «колбаски», простроченной через каждые 30 см, со множеством наполнителей. Это и есть «веселая тропинка». Теперь пусть малыш попробует по ней попутешествовать, желательно босиком или в тонких носочках. Будет здорово, если вы сможете зашить в полоску игрушки-пищалки. Тогда если малыш на них наступит, они будут издавать различные звуки, что вызовет у ребенка настоящий восторг.


    • ВОЛШЕБНЫЙ МЕШОЧЕК •

    Игра направлена на развитие чувствительности к ощущениям, идущим от рук.

    Возраст детей: от 2 лет.

    Инструкция и ход игры: взрослый говорит ребенку:

    «Подержи в руках эти небольшие игрушки, которые я для тебя приготовил (это может быть все что угодно, желательно сделанное из различных материалов и разное на ощупь), пощупай их как следует, запомни, какие они. Теперь я их спрячу в этот маленький непрозрачный мешочек. Тебе нужно будет опустить руку в мешок и, не подсматривая, угадать на ощупь, какой предмет ты вытаскиваешь».


    • ПОТЕШНЫЕ ЛАДОШКИ •

    Приведенные ниже игры представляют собой массаж ладоней в игровой форме, без возрастных ограничений. Приводим несколько примеров детских потешек.

    Возьмите руки ребенка в свои и, хлопая ими в ладоши, произносите:

    – Ладушки вы ладушки.

    – Где были?

    – У бабушки.

    – А что ели?

    – Кашку.

    – А что пили?

    – Бражку.

    – А что на закуску?

    – Кислую капустку.

    – Попили? Поели?

    Кыш, полетели.

    На головку сели.

    При словах: «Попили? Поели?» берут руки ребенка и кладут их ему на голову.

    Взрослый показывает на ладошку ребенка и говорит:

    – Сорока-сорока! Где была?

    – Далеко!

    – Что делала?

    – Кашу варила, деток кормила.

    Этому дала (разминает большой палец),

    Этому дала (разминает указательный палец),

    Этому дала (разминает средний палец),

    Этому дала (разминает безымянный палец),

    А этому не дала (разминает мизинец).

    Ты дров не носил, ты печку не топил!


    • ПЕРЫШКО •

    Игра направлена на развитие общей чувствительности.

    Возраст детей: от 2 лет.

    Инструкция и ход игры: здесь понадобится легкое воздушное перышко.

    «Посмотри, какое перышко. Давай я пощекочу тебе им ладошку. А теперь закрывай глазки, я буду касаться этим перышком любых частей твоего тела. Тебе нужно будет пальчиком показать, где перышко коснулось тебя».


    • ЛАСКОВАЯ СПИНКА •

    Игра направлена на развитие общей чувствительности. Этот процесс, как правило, доставляет детям огромное удовольствие.

    Возраст детей: для всех возрастов.

    Инструкция и ход игры: кладете ребенка на животик. Если позволяет окружающая обстановка, оголяете ему спинку. Взрослый говорит:

    «Сейчас я попробую на твоей спинке нарисовать рисунок, а ты угадаешь, что это».

    Чем младше ребенок, тем проще должны быть рисунки: дорожка, точечка, простейшие геометрические фигуры – круг, треугольник, квадрат. Если у ребенка это вызовет трудности, нарисуйте то же изображение у него на ладошке, и чтобы малыш обязательно это видел.









    Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное

    Все материалы представлены для ознакомления и принадлежат их авторам.