Онлайн библиотека PLAM.RU


ВВЕДЕНИЕ

Если вы считаете волкодава просто «полезным животным» — вам не нужно читать эту книгу. Думаю, вполне достаточно надежной цепи и осторожности.

Если кавказец или азиат для вас — это только символ, атрибут вашего благосостояния или деталь интерьера вашего жилища — не тратьте времени на бесполезное для вас чтение.

Но если же вы действительно любите свою собаку то наверняка задаете себе вопросы, ответы на которые не всегда оказываются бесспорными или удовлетворительными. Тогда, возможно, эта книга окажется вам полезной.

Как воспринимает нас наша собственная собака?

Что позволено нам по отношению к ней и что позволительно ей?

Как наказывать собаку? Почему одни кавказцы подчиняются своим хозяевам, а другие — нападают на них и даже убивают?

Как воспринимают собаки наших детей? Как подчинить себе волкодава, избегая жестокости.

Какие методы воздействия на собак наиболее действенны?

Конечно, ответы на некоторые из этих вопросов могут носить лишь гипотетический характер. Но это все же ответы!

Как часто практикующие дрессировщики становятся свидетелями и участниками повторяющейся с завидным постоянством ситуации: хозяин тщетно пытается справиться со своей собакой (с которой прожил уже год, наказывал и даже бил), но при приближении дрессировщика (который видит ее первый раз в жизни!) она становится не просто послушной, но даже всячески демонстрирует свою подчиненность.

Например, хозяин пытается добиться от собаки подхода на его зов. Дрессировщик (только один раз!) показывает хозяину, как это нужно делать. Затем возможны два варианта, одинаково точно подтверждающие неприятное для владельца обстоятельство: игнорируя его, собака слушается… постороннего человека, каковым является для нее дрессировщик.

В первом случае собака по команде хозяина «Ко мне!» бежит к дрессировщику,[1] во втором — последнему достаточно просто указать пальцем на хозяина и произнести: «Быстро к «папе» («маме»)!»

В чем же тут дело?

Почему в условиях домашнего пансиона волкодав! за месяц осваивает 10–15 команд-умений, а на той ж площадке хозяин нередко за 3–4 месяца не может добиться простого движения рядом без поводка? Только ли в профессионализме дело?

Почему у одних владельцев даже «проблемные» собаки начинают работать быстро, а у других — абсолютно податливые собаки очень долго не хотят соглашаться с предъявляемыми требованиями?

Конечно, здесь важны и физические данные человека (хотя сотни миниатюрных женщин лучше управляются со своими кавказцами, чем иные здоровые мужики с эрделями или овчарками), и опыт (хотя мне известны люди, одинаково мучающиеся уже с третьей-четвертой собакой независимо от породы, и новички, удивляющие специалистов уже своей первой собакой, причем «неудобной» породы), и возможности самой собаки.[2]

Нужен и определенный талант. Как без него! Но есть все же некий набор, состоящий из скромного объема знаний, простых действий и перечня недопустимых ошибок. Обладание этим «набором» способно облегчить жизнь любому владельцу.

И если книга, которую вы держите в руках, станет таким «набором», значит, мы с вами не напрасно проводим время.


Примечания:



1

При всей неудачности этого термина, я буду пользоваться им в силу привычки, подтверждая живучесть стереотипов. На самом же деле для названия профессии людей, занимающихся воспитанием и обучением собак, я слова просто не нахожу. «Дрессировщик» скорее подходит к цирковым артистам, занимающимся выработкой условных рефлексов у животных в прямом значении этого термина. Здесь речь идет в большинстве случаев лишь о выборе так называемого раздражителя — от болевого воздействия до куска мяса. В классическом варианте дрессировка для меня — танцующий под балалайку петух. Очень потешное представление для зрителей, не подозревающих о том, что учат этого петуха, поставив на раскаленную сковородку, накрыв клеткой и «тренькая» на музыкальном инструменте. В дальнейшем, услышав балалайку (так называемый «условный раздражитель»), бедная птица начинает отдергивать лапы от поверхности. «Кинолог» тоже не подходит, поскольку подразумевает ученого в широком смысле этого слова. Здесь, наверное, уместен был бы термин «кинопедагог», но ничего подобного не принято ни у нас, ни в других странах. — Здесь и далее прим. автора.



2

Известное дрессировочное изречение гласит: «Не бывает плохих собак, бывают плохие владельцы». Справедливости ради замечу, что здесь есть преувеличение: на самом деле есть собаки, плохие для определенных целей, и есть просто плохие собаки.









Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное

Все материалы представлены для ознакомления и принадлежат их авторам.