Онлайн библиотека PLAM.RU


УПРАЖНЕНИЕ «ПОСЫЛ НА МЕСТО»

Еще одно замечательное упражнение, которому собаку можно и нужно обучить дома — это посыл на место. У каждой собаки есть дома свое место — место, где она может «уединиться» и подумать свои собачьи мысли, где она может отдохнуть от нас, погрызть косточку, просто поспать. Собачья кровать должна располагаться в таком месте, где собаку действительно не беспокоят, где она могла бы себя чувствовать психологически комфортно.

Как мы обучим собаку посылу на место? Есть несколько вариантов, и Вы можете выбрать любой из них.


Вариант первый:

Берем собаку на поводок, подходим с ней к месту (местом здесь и далее мы будем называть подстилку для собаки), кладем туда кусочек премии так, чтобы собака не смогла его своровать, отводим собаку на поводке хотя бы на 1 м в сторону от подстилки, и спускаем с поводка. Вам необходимо успеть кликнуть еще ДО того, как собака съест премию, ведь мы же хотим подкрепить ее движение НА место, а не хороший аппетит.

Снова берем собаку на поводок, кладем на подстилку премию, отводим собаку на 1,5 м, отпускаем. И снова: самое главное — успеть кликнуть до того, как собака дотронется до премии, во время ее движения на место. При наличии успеха расстояние между местом и отпуском собаки с поводка постепенно, но уверенно увеличиваем. Когда собака успешно добегает до места с расстояния 3-5 метров (уж сколько у вас есть в пределах одной комнаты), вы можете начинать вводить словесную команду.

Отвлечемся на минутку и рассмотрим этапы введения словесной команды:


1) собака обучается какому-либо действию без использования словесной команды до тех пор, пока она не будет предлагать нам со 100-процентной частотой то действие, которое мы от нее ожидаем;

2) когда собака начинает стабильно предлагать то действие, которое мы ожидаем, мы начинаем делать так: собака предлагает нам необходимое действие — клик/премия[2] — команда, и это столько раз, сколько понадобится (не менее 25, я думаю, но многое зависит от индивидуальных особенностей собаки, самое маленькое возможное число — 5);

3) после этого мы переходим на новый режим: действие/команда — клик/премия. Опять же количество повторений индивидуально;

4) и вот после основательно пройденного третьего этапа мы можем в один прекрасный момент попробовать сначала произнести команду и посмотреть — а знает ли собака, о чем идет речь? Если да — значит, все предыдущие этапы были пройдены правильно. Если нет — вернитесь на третий этап, а если понадобится — то и на второй («назад в детский сад»). На четвертом этапе придется тоже проделать энное число повторений. Когда реакция собаки на сигнал будет стабильной, кликер можно исключить, достаточно будет время от времени подкреплять исполнение команды премией.

Возможные проблемы:

Собака с самого начала и не собирается бежать за лакомством

Собака может быть недостаточно голодной и потому незаинтересованной в премии — в таком случае сначала создайте дефицит. Кроме того, вместо вкусняшки можно оставить на месте любимую игрушку. Помочь собаке можно, делая поначалу шаги в сторону места вместе с ней. Для тех, кто собирается потом заняться с собакой спортом, добавлять жест рукой я не рекомендую, потому что в одних видах спорта при отсыле собаки от себя жесты разрешены, а в других запрещены.


Собака съедает премию и сразу покидает место

Конечно, и это абсолютно нормально! Ведь мы ее научили пока только движению на место, а не выдержке там. Кроме того, клик является освобождающим сигналом. Чтобы собака оставалась на месте подольше, мы должны быстро (пока собака ест первый кусочек) подбегать туда и подкладывать вкусняшку еще, ни в коем случае не давая ее с руки (чтобы собака не прибегала к нам обратно), а кладя премию на подстилку.

Кроме того, нужно постепенно увеличивать время между кликом и премией. Собака научится доверяться нам и будет точно знать, что премия когда-нибудь да будет, если уж клик был! Кроме того, если мы хотим собаку научить выдержке, мы должны увеличить также время между действием и кликом.

В данной конкретной ситуации — обучению оставаться на месте — мы можем поступить так. Собаке уже знакома команда посыла, она бежит по команде на место (там ничего не лежит), добегает, останавливается там, и, если она успевает простоять хотя бы секундочку — клик/премия (киньте ей туда на место, не давайте из руки). Поскольку упор мы теперь делаем на то, чтобы собака оставалась на месте, то временно нет нужды посылать собаку на место издалека — пусть делает это с достаточно близкого расстояния, чтобы вам было удобно кидать премию.

Пока собака подбирает и ест кинутый ей на место кусочек, вы кликаете снова и снова подкидываете ей туда премию. Все это время стойте спокойно, чтобы не провоцировать собаку двигаться за вами. После 3-5 кусочков скажите собаке «все» или «гуляй» (ту команду, которую вы решили использовать для освобождения) и начните двигаться куда-нибудь, чтобы этим заставить собаку покинуть место.

Если собака садится или ложится на месте — ничего страшного. Она может лежать хоть на спине — главное, чтобы она оставалась в пределах подстилки. Вы можете даже выбрать и откликивать именно ту позицию, которая вам больше нравится, например, если собака там ляжет.

Время выдержки, с одной стороны, необходимо постепенно увеличивать, с другой стороны, собака никогда не должна знать, когда именно раздастся освобождающая команда. Поэтому освобождать собаку нужно через разные интервалы — то через секунду, то через семь секунд, то через двадцать пять, то через три. Даже когда время выдержки вырастет до нескольких минут, все равно необходимо время от времени освобождать собаку через секунду.


Вариант второй:

Есть еще один вариант, как научить собаку бежать на место — это маркирование движения в нужную нам сторону. Здесь мы являемся более пассивными, чем в первом варианте. Ничего не надо делать — только кликать, когда собака хотя бы проходит мимо своего места. Как в детской игре «тепло-холодно», только вот «холодно» в нашей игре с собакой не существует, зато где «тепло»-«теплее» — подсказывает кликер. Каждый раз, когда собака оказывается поблизости от своего места или — еще лучше — прямо на нем — мы кликаем и кидаем ей премию.

В начале мы кидаем премию в любом направлении ОТ месторасположения подстилки, именно затем, чтобы провоцировать собаку двигаться. После того, как кусочек подобран, собака может снова предложить нам движение к месту, снова заработать клик и кусочек премии. Постепенно зона кликанья должна сужаться — приближаться к самому месту — всё «теплее» и «теплее» с каждым разом. Только смотрите, не перестарайтесь — делайте тренировочные сессии короткими, не забывайте, что нужно останавливаться после 25 кусочка, как бы вам ни хотелось продолжать эту увлекательную игру!

Возможные проблемы:

Собака никуда не движется

Вы стараетесь изо всех сил — но собака никуда не двигается — стоит и смотрит на вас с выражением легкого недопонимания на морде лица. Ну что ж, знакомая ситуация — мы кликаем слишком поздно. Старайтесь кликать за всё, за любое достижение — хоть за взгляд глазами в сторону места, хоть за разворот головы, хоть за один шаг туда — самое главное — кликать ВО ВРЕМЯ совершения этого одного шага, а не тогда, когда собака сделала шаг и уже остановилась.


Вариант третий:

Подлавливание — просто кликайте каждый раз, когда собака сама уютно устраивается на месте — и кидайте ей еду. Старайтесь заниматься только этим, оставьте пока все остальные упражнения — пусть собака получает премию, только находясь на месте.


Примечания:



2

Здесь и далее знак дроби / означает одновременность действий, первое в перечне на секунду раньше второго. Кроме того, само собой разумеется, что после клика следует премия.









Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное

Все материалы представлены для ознакомления и принадлежат их авторам.