Онлайн библиотека PLAM.RU


ГЛАВА 5. Немного о собаке в человеческой культуре

Так как собаки очень давно сопровождают человека в его жизни, то, естественно, существуют и рассказы о собаках, и стихи, посвященные им, и картины с изображением собак, и многое другое.

Я не буду останавливаться на этом подробно, потому, что большинство сюжетов так или иначе приводится в литературе о собаках. Хочу остановиться на отдельных моментах, которые наложили свой отпечаток на современное отношение человека к собаке.

Христианский мир в отношении к собакам неоднороден.

Так, в католической Европе высшее духовенство не считало для себя зазорным участвовать в охоте с собаками и, следовательно, содержать собак. В Англии, более того, священники активно разводили собак на продажу, то есть заложили основу современного коммерческого разведения с содержанием собак в клетках, арендой собак и тому подобного. Православная церковь, насколько мне известно, собак не приветствует, но отдельные представители духовенства собак не только одобряют, но и допускают организацию питомника при монастыре. То есть кому-то нравится, кому-то нет.

С буддистами все проще. Как можно отвесить пинка шелудивой дворняге, если в нее, возможно, переселилась душа прабабушки? Но вот по части разведения собак в Индии информации не густо. Хотя, если терпят и не пинают, то это уже хорошо.

Боюсь ошибиться, но ислам собак не жалует, за исключением борзых.

С конфуцианством тоже не ясно, но множеством пород Китай человечество не обогатил.

Для того, в чьей душе есть место собаке, интереснее всего зороастризм. Обратимся к Зенд-Авесте.

«Итак, говорит Ахура-Мада, Божество света, мудрейший Господин собака это сторож человека и стад в земном бытии. Если бы не было овчарок, то невозможно было бы вырастить ни единого ягненка. И никогда бы не стоял твой дом прочно на созданной мною земле, если бы не было дворовой собаки».

Согласно Зенд-Авесте в собаке соединены качества восьми человек. Собака это:

«Жрец, так как она счастлива при малой пище, как жрец.

Воин, так как она защищает тебя и бьется, как воин.

Пастух, так как она печется о твоем скоте, как пастух.

Слуга, так как она повинуется твоему знаку, как слуга.

Вор, так как она вольна в ночи, подобно вору.

Заклинатель духов, так как ее лай прогоняет демонов ночи, подобно слову заклинателя духов.

Шлюха, так как она не избегает противоположного пола и удовлетворяет похоть на дороге, как шлюха.

И ребенок, так как во сне она высовывает язык и издает звуки, как ребенок».

Возможно, из этого перечисления достоинств собак предписывалось отвечать за собаку не просто как человека, но как за человека близкого и уважаемого. Так возникло, вероятно, первое в истории человека руководство по содержанию собак.

«Овчарке ты должен ежедневно давать еду и питье, три раза в день летом и два раза в день зимой. Дворовой собаке ты должен каждый день давать похлебку из муки, жир и мясо, потому что она охраняет тебя и не имеет возможности позаботиться о своем пропитании, и она привязана и поэтому беднейшая из бедных. А домашней собаке, которая делит с тобой кров, давай то же, что ешь сам, тогда она будет тебе верна».

Одна из заповедей гласила: «Каждый верующий должен иметь собаку!»

Новые времена создают новые обычаи и правила. И в наше время суды разных стран уже приговаривают собак к смертной казни или к ссылке в армию. Это, конечно, правильно, если собака угрожает здоровью и благополучию людей. Но если мы так приблизили к себе собак, причем по нашей собственной доброй воле, то и отвечать мы должны не только за собачьи прегрешения, но и за их здоровье и благополучие.









Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное

Все материалы представлены для ознакомления и принадлежат их авторам.