Онлайн библиотека PLAM.RU




5. Заболевания дыхательной системы

Для понимания причин болезней дыхательной системы важно разобраться в символике процесса дыхания.

Дыхание задает ритм многим процессам в организме. Вдох и выдох осуществляются с завидной цикличностью и символизируют собой напряжение-релаксацию, умение принимать и отдавать. «Во многих традициях ритм дыхания символизирует возникновение и повторный распад Вселенной. Это кальпа и пралайя в Индии — центростремительное и центробежное движение, идущее от сердца, центра жизни»[14]. В конечном итоге посредством дыхания человек входит в окружающий мир, включаясь в обмен общего для всех энергетического поля. И если контакта со своей кожей он может избежать, то контакт с окружающим воздухом через поверхность легких неизбежен. Глубинную суть дыхания тонко подметил Гёте:

Дыхание — это двойное счастье.

Мы получаем воздух и возвращаем его.

Одно наполняет, второе освобождает.

Вот как причудливо смешана жизнь.

«Во всех древних языках одно и то же слово обозначает и дыхание, и душу или дух. В латинском языке spirare обозначает «дышать», a spiritus — «дух». Греческое psyche обозначает и «вдох», и «душа». В Индии человека, достигшего совершенства, называют Mahatma, что буквально переводится как «Большая душа» или «Большое дыхание». Из индийского учения мы также знаем, что дыхание является носителем жизненной силы, Которую в Индии называют рrаnа. В библейской истории о сотворении мира говорится: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою» [11].

Таким образом, дыхание символически отражает способность к объединению с окружающим миром. Это наша пуповина, через которую к нам поступает жизнь. Посредством дыхания мы включаемся в то или иное пространство. И чем выше наш жизненный потенциал, чем сильнее наша любовь к ближнему, чем активнее наше стремление к познанию мира, тем большее пространство мы «одухотворяем». При этом мы дышим одним и тем же воздухом с нашими друзьями и нашими врагами, с животными и растениями. В этом акте мы все дети Земли.

Открытость и стремление к общению расширяет наше жизненное пространство. Нежелание вступать с кем-нибудь в контакт может вызвать удушье. Страх перед свободой действий, расширением жизненного пространства может вылиться в состояние агорафобии (agora — по-гречески торговая площадь и место народных собраний). А боязнь изоляции, замкнутости может беспокоить приступами клаустрофобии с нехваткой воздуха.

Дыхание рождает энергию. Совместные усилия дыхательной, сердечно-сосудистой, нервной и опорно-двигательной систем приводят к обогащению тканей кислородом и выработке жизненного тепла. В этом проявляется творчество организма. С одной стороны, чем глубже и ритмичнее дыхание, тем крепче и активнее человек. С другой, чем больше внутренней открытости и любви к миру — тем гармоничнее процесс дыхания. Сознание и материя неразрывно связаны и взаимообусловлены.

Дыхание как внешнее, так и внутреннее связано с функцией щитовидной железы и регулируется йодсодержащими гормонами.

«В символическом плане необходимо отметить, что слово Yod означает на древнееврейском Бог». Также «Iodum происходит от греческого слова, означающего "фиолетовый". И в самом деле, при нагревании элемент превращается в фиолетовый пар. Фиолетовый цвет, смесь красного и синего, воплощает воздержанность, при этом красный представляет импульсивную силу, а синий — спокойствие моря и неба. Фиолетовый цвет — символ духовного переживания, цвет покорности и послушания» [13]. В организме йод регулирует восприимчивость клеток к кислороду, увеличивает поступление кислорода из гемоглобина в центры окисления в тканях, ускоряет процессы сгорания, роста.

Тиреоидные гормоны щитовидной железы, включающие в свой состав молекулы йода, непосредственно влияют на процесс внешнего и внутреннего дыхания. Тироксин увеличивает частоту дыхательных движений, сердечного ритма и скорость кровотока, а также активизирует адренорецепторы, вызывая расширение бронхов. Влияние на тканевое дыхание выражается в стимуляции процессов окисления в организме, протекающих с выделением энергии, необходимой для жизнедеятельности. Очевидно, что между интенсивностью обмена веществ человека и его поведением в социальной среде, общественной активностью есть прямая связь.

Связь между поведением человека в социальной среде и процессами дыхания в организме можно проследить на примере нарушения процессов восприятия человеком окружающего мира (фаза адаптации, познания). Повышенная чувствительность, возбудимость, ранимость сопровождаются акцентуацией внимания на своих ощущениях, что зачастую приводит к нарушению ритма дыхания в виде затруднения вдоха, чувства нехватка воздуха с учащением дыхания, одышкой, частым шумным дыханием с привлечением мышц грудной клетки (психогенная гипервентиляция). Чаще всего эти явления наблюдаются в подростковом возрасте, когда формируется сфера коммуникаций и отношение к своему «Я». Это состояние дети характеризуют так: «вдохнуть не могу», «трудно вдохнуть», «спазмы дыхания», «будто подавилась чем-то», «ком в горле», «комок поднимается от основания шеи вверх». Нередко приступ имеет явно психогенный характер: кашель (как форма протеста, нежелание воспринимать сказанное) или одышка развиваются у подростка в ответ на замечание, критику, пренебрежение или игнорирование его призывов. Эта форма нарушения дыхания отражает психологические проблемы на фазе адаптации — вхождения в социальную среду, на этапе изучения ее нравов и порядков и выражает протест против тех или иных форм социального взаимодействия.

Обструктивный синдромзатруднение выдоха, напротив, имеет отношение к процессам эволюционной фазы (фазы интеграции с миром, синтеза происходящего), к умению отдавать, жертвовать чем-либо для других. Сужение просвета бронхов происходит при активации парасимпатической системы, что само по себе является свидетельством стремления человека к пассивно-оборонительной жизненной позиции. Чаще всего обструкция сопровождается чувством страха. При этом страх является и следствием, и причиной недомогания, образуется замкнутый круг. Страх перед новым, перед неизвестным, перед жизнью, в конце концов, служит пусковым механизмом для многих заболеваний: аллергии, бронхиальной астмы, нейродермита и т. д.

Характер дыхания — его ритм, частота, глубина во многом отражают особенности взаимодействия человека с окружающим миром.

При пассивной жизненной позиции, уходе от трудностей, от выстраивания глубоких связей с людьми ритм дыхания становится поверхностным. Душевная лень, инертность приводят к снижению симпатоадреналовой стимуляции — организм и дыхательная система, в том числе, постоянно работают в режиме stand by. Дыхание становится поверхностным и учащенным, снижается вентиляция легких — человек лишь поверхностно касается жизни, не проникая в ее суть, не отягощая себя проблемами и заботами, ответственностью за переустройство мира. По закону сохранения энергии, равнодушный, ленивый человек лишается последних сил, ибо не стремится к работе над собой, не признает в себе творца, а значит, не может быть полезен окружающим.

Другим типом нарушения дыхания является неадекватно глубокое, частое дыхание, обусловлено общим психическим возбуждением, истерическими наклонностями (психогенная гипервентиляция). Такой тип дыхания обусловлен неадекватной реакцией на внешние стимулы. Психическим эквивалентом гипервентиляции служит стремление к самодемонстрации, доминированию, культивирования своего «Я».

Таким образом, мировоззрение отражается на характере дыхания, объективно отражая жизненный тонус.

Слаженная работа внутренних органов может служить примером сотрудничества разных систем организма для достижения единой цели. Например, легкие как орган функционируют благодаря интеграции нескольких систем, обеспечивающих связь с внешним миром (прежде всего сосудистой и дыхательной), и разделить их ни структурно, ни функционально невозможно.

В соответствии с концепцией психосистемологии дыхание соответствует уровню коллективной творческой деятельности (V уровень системных отношений). Вдыхание кислорода и трансформация его в энергию сродни творческим способностям человека, возвращающим обществу полученные авансом возможности. Человек — продукт системных отношений, социальное существо, наделенное силой творчества. Совместный творческий результат (включающий как субъект-субъектные, так и субъект-объектные отношения) формируется поэтапно и циклично. На фазе адаптации человеку необходимы такие качества, как общительность, коммуникабельность, активное формирование взаимоотношений с людьми. На фазе интеграции — умение взять на себя ответственность за результаты общего дела, дисциплина в коллективном труде, обеспечивающая интенсивность всех процессов, иерархическая согласованность в сотрудничестве. Также важно отметить активность в поиске новых общественных связей, рождающих интеграцию, включенность в ритм современных социальных процессов. Интересно, что тироксин, повышая темп жизни, дает нам возможность преодолеть внутреннюю лень и сформировать свое будущее.

Таким образом, есть аналогия между общественными отношениями и функцией систем в организме. Дыхательная система человека преобразует химические элементы окружающего воздуха в энергию, движение, жизнь. Точно так же человечество, создавая коллективы единомышленников, развивая в совместной деятельности их таланты, способствует дыханию планеты — развитию ноосферы. Закономерно, что на смену индивидуализму приходит кооперация и интеграция. Это способ наиболее эффективного получения энергии. Умение человека создавать дружескую творческую атмосферу, единое поле сотворчества — это и есть дыхание полной грудью. Объединенные усилия единомышленников рождают творческий прорыв в той или иной сфере жизни и это закономерно, т. к. возможности команды всегда выше, чем сумма усилий отдельных ее членов. Расцвет групповой креативности приводит к бурному развитию общества. Таким образом, состояние легких связано с общественным, социальным поведением человека, с его способностью к сотворчеству и коллективному самоуправлению.

К органам дыхательной системы относятся носовая полость, глотка, гортань, трахея, бронхи и легкие.

Ринит

Воспаление слизистой оболочки носа. Проходит несколько стадий: отек, экссудация (жидкий насморк), образование гнойного отделяемого. Стадия отека характеризуется максимальным затруднением носового дыхания, значение которого для организма трудно переоценить. Дыхание через нос стимулирует мозговое кровообращение. Поэтому так важно для психического развития ребенка, чтобы он дышал не ртом, а носом.

Вдыхаемый воздух содержит энергию, которой «питаются» наши энергетические тела. Нарушение носового дыхания аналогично отделению себя от окружающего мира, потере связи с единым источником жизни. При этом в организм поступает энергия более низкого качества. Говорят, человек «вдыхает собственную ауру».

Кроме того, благодаря обонянию человек способен улавливать и различать растворенные в воздухе ароматы и запахи. Острота обоняния связана с интуицией — способностью охватывать жизненные явления в целом, проникать в суть вещей (по-французски aroir du nej — «иметь нос» значит «обладать тонким нюхом») [12].

Интуиция — одно из качеств человека, которое уравновешивается разумом, интеллектом. Интеллекту свойственны дифференциация, анализ окружающих явлений, а интуиция основана на синтезирующем подходе. Злоупотребление конкретным умом, аналитическим типом мышления, чрезмерная рационализация препятствуют целостному восприятию мира. А пренебрежение научным аналитическим подходом рождает слепую веру, фанатизм. Важен баланс между интуитивным и интеллектуальным мировосприятием. Нарушение этого баланса может отражаться на функции носового дыхания и обоняния.

Физиологические этапы ринита отражают последовательность очищения организма. Стадия слизистых выделений при насморке способствует выведению накопившихся токсинов с жидким секретом. Образование гноя — агрессивная экстремальная реакция организма на повреждающие факторы, возникающая с целью быстрого удаления патогенных факторов из организма и сопровождающаяся гибелью иммунных клеток. Гной образуется вследствие активизации фагоцитоза (поглощения клетками-фагоцитами чужеродных частиц) и символизирует собой явный конфликт патогенных факторов и иммунных сил с перевесом сил в сторону противника.

Это явление имеет психическую аналогию. Люди часто сами отравляют себе жизнь негативными отношениями с окружающими, недоверием и высокомерием. Сначала наступает изоляция, т. к. общение с критичным язвительным человеком тяготит людей. Аналогия прерывания связей с миром на уровне организма — затруднение носового дыхания вследствие отека слизистой. Затем как плата за муки одиночества наступает катарсис — кризисное переосмысление ситуации и своего поведения с последующим освобождением от негативных переживаний, отрицательных ментальных актов (обильное отделяемое из носа). Радость, испытываемая от преобразования своей жизни аналогична восстановлению обоняния и дыхания после кризиса жидких выделений. Затяжное течение ринита и гнойные осложнения свидетельствуют о том, что человек упорствует в своем эгоизме и не хочет работать над своими проблемными зонами, не желая преобразовывать их в творческие отношения с окружающим миром. Гной — материальный субстрат негативных эмоций и дурного настроения, вызывающих хроническое отравление психики. Способствуя выведению гноя, организм жертвует своими клетками ради психического здоровья личности.

Причины

Неправильный образ мыслей, ведущий к самоизоляции. Недостаточное использование интуиции. Зацикливание на своих личностных проблемах. Завышенная самооценка. Внутренние амбиции.

Рекомендации

Попытайтесь понять окружающих. Не отделяйте себя от других, рассматривайте себя во взаимосвязи с окружающими людьми и явлениями. Попробуйте воспринимать все, ч!о с вами происходит (в том числе и неприятности), как необходимое звено во всеобщем процессе развития. Научитесь ценить каждого человека.

Вопросы для размышления

1. Как часто в своей жизни я испытываю чувство изолированности, отчужденности, одиночества?

2. Что я хочу и могу в своей жизни изменить, чтобы чувствовать себя востребованным?

3. Какие решения в моей жизни приносили мне больше успеха: логические или интуитивные?

4. Что изменяется в отношениях с людьми, когда у меня заложен нос и исчезает обоняние?

5. Что приходит первым: нежелание общаться с людьми или невозможность контакта из-за насморка?

Синусит

Синусит (гайморит, этмоидит, фронтит) — воспаление слизистой оболочки придаточных пазух носа. В результате экссудации полости пазух заполняются жидкостью (серозной, слизистой или гнойной), отток которой из-за отека затруднен, что вызывает боли и интоксикацию организма. Любая полость в организме символизирует собой резервуар энергии, место возможного скопления продуктов жизнедеятельности. Здоровый организм регулярно выводит вредные вещества и токсины через кишечник, мочевыделительную систему, кожу, легкие и т. д. При ухудшении дренирующей функции, ослаблении обмена веществ, склонности к застою, продукты обмена накапливаются в лимфе, просачиваясь в различные полости.

В психике человека роль резервуара непрожитых чувств, нереализованных возможностей выполняет подсознание. Вытесненные желания, подавленные стремления часто проживаются человеком во сне. Сновидения подсказывают человеку, что скрыто глубоко внутри, какие тайные чувства и желания он прячет в себе, не давая им выхода. Важно прислушаться к голосу души и освободить заточенную в темницах ложных страхов и ограничений энергию, научиться использовать потенциалы, лежащие мертвым грузом в глубинах психики. По канонам восточной медицины придаточные пазухи связаны с духовной жизнью человека, с его мировоззрением, этическими нормами, шкалой ценностей и приоритетов. Психологическими аналогами скопления патологических жидкостей в полостях придаточных пазух могут служить:

• накопившиеся и тщательно скрываемые от себя и других страхи, воспоминания, обиды;

• неумение искренне проявлять свою индивидуальность, запрет на свободное самовыражение;

• неумение проявлять любовь в окружающем мире;

• ограничение своих возможностей рамками предрассудков, предубеждений, ложных запретов;

• тщательное подавление гнева, удерживание в себе негативных переживаний (обида, ненависть, жадность и т. д.).

Воспаление лобной пазухи может свидетельствовать о социально незрелом поведении личности, т. к. кора лобных долей головного мозга отвечает за формирование социального поведения человека и адаптацию его в социуме.

Причины

Вытеснение чувств, эмоций и переживаний, не соответствующих сегодняшнему представлению о нравственности, морали, добропорядочности, накопление их в подсознательных глубинах психики. Запрет на их проявление. Нереализованные желания. Непризнание эгоизма в себе, подавленное чувство собственничества (касается не только материальных благ, но и отношений с близкими людьми). Боязнь потерять накопленную собственность. Упорствование в своих заблуждениях. Критицизм, узость взглядов, предрассудки, отсутствие благоговения и сочувствия. Преследование эгоистических, узкогрупповых интересов в ущерб стратегии развития.

Рекомендации

Направлять волевой аспект на развитие перспектив, развивать стратегическое мышление. Расширять способность радикально изменяться, помогая другим. Стремиться быть социально полезным, постигать качества свободомыслия и новаторского преобразования.

Активно расширять свой кругозор, пространство сотворчества. Развивать утонченность к восприятию нужд других людей, эстетический вкус, интуицию. Важно учиться жертвенности во имя идеалов. Не бояться радикально изменять свои взгляды.

Вопросы для размышления

1. Как я переношу изменения в своей жизни, как отношусь к новшествам, радикальным изменениям?

2. Склонен ли я к накопительству на каких-либо уровнях жизни?

3. Что мне нелегко отдавать?

4. Какому из своих желаний я не позволяю проявляться?

Ларингит

Гортань — орган, ответственный за формирование голоса. Ларингит — воспаление слизистой оболочки гортани, при котором возникают различные расстройства голоса функционального характера — дисфонии или афонии. Дисфония — детонирование, охриплость голоса, афония — его потеря. Звукообразование происходит на выдохе. Причиной образования голоса является колебание голосовых связок. При этом не выдыхаемый воздух колеблет голосовые связки, а голосовые связки, ритмически сокращаясь, придают воздушной струе колебательный характер. Мышцы голосового аппарата сокращаются под воздействием ритмических импульсов, приходящих по нервам из центров головного мозга. Роль резонаторов выполняют различные воздухоносные полости дыхательного тракта, окружающие гортань со всех сторон. Важнейшими резонаторами являются глотка и ротовая полость.

Существуют гиперкинетические (спастические) и гипокинетические (паретические) формы дисфонии. Снижение эластичности голосовых связок (гипокинез) может возникать из-за отека или слабости связочного аппарата, возникающей вследствие постоянной речевой нагрузки. Гиперкинез (состояние повышенного тонуса) также сопровождается снижением эластичности и связан с иннервацией мышц гортани.

В основе указанных функциональных расстройств могут лежать разные причины, начиная от нарушения функции голосообразования после перенесенного острого ларингита до общих моментов, обусловленных астенизацией организма, переутомлением, психической травмой, истерическими реакциями.

Образование звуков происходит на выдохе, сила которого ассоциируется со стремлением человека отдавать себя людям, творить. «О человеке, имеющем идею, говорят: «Он вдохновлен». Адам в Библии сотворен путем дыхания Бога на глину» [12]. Речь — творческий дар человека окружающему миру, основа коммуникаций между людьми, один из наиболее часто употребляемых способов общения. Если она теряет свою связующую роль, приводит к разрывам, конфликтам, обидам, а значит, к обособлению — возникает болезнь, которая прерывает поток разрушительной энергии, давая возможность переосмыслить сказанное и изменить ситуацию к лучшему.

Острое воспаление всегда символизирует чрезмерное напряжение, а хроническое — истощение, недостаток сил. Слова, произнесенные в состоянии крайнего напряжения, внутреннего и внешнего конфликта, с желанием обидеть, оскорбить, унизить других или возвысить, утвердить свое «Я», становятся одной из психических причин воспаления связок. Повышенный тон, крик, оскорбление, хула, клевета, критика, ложь, осуждение, порицание — существует множество примеров различных оттенков речевой агрессии. Слова, рожденные от недоброжелательности, устанавливающие барьеры, прокладывающие границы между людьми обладают огромной разрушительной силой. Словом можно убить человека.

Очень часто афония, или охриплость, возникает из-за тщетных попыток с помощью голоса призвать кого-либо к порядку, заставить сделать что-нибудь. По закону свободы выбора, человек, применяющий волевой нажим, теряет свое орудие давления (голос) и возвращается к утерянному равновесию. Безмолвие зачастую бывает целебным и дарит шанс гармоничного разрешения критической ситуации.

Хроническое паретическое состояние голосовых связок имеет несколько иную природу. Психологической причиной болезни становится конфликт между внутренними ощущениями и внешним их проявлением — речью. Очень часто за потоком слов скрывается равнодушие, беспомощность, душевная опустошенность или растерянность. Пытаясь компенсировать дефицит внутреннего тепла словами, человек изливает на окружающих елей, стремится расположить к себе лестью (лицемерием, угодливым восхвалением). Часто слова произносятся против воли, вопреки внутреннему голосу совести — по долгу службы, по обязанности, по привычке, для выгоды, не отражая при этом истинных переживаний человека. Эту внутреннюю ложь и пытается обличить болезнь, возвращая человека к искренности хотя бы с самим собой.

В любом деле очень важен мотив, которым руководствуется человек. Слово, произнесенное с желанием помочь, идущее от сердца, способно исцелять. Если человек вступает в разговор ради «красного словца», удовлетворения собственных амбиций и самолюбия, то речь теряет свою силу, свое объединяющее значение и утомляет собеседников. Мудрые люди больше молчат, тщательно взвешивая последствия, которые могут иметь произнесенные слова. Потеря голоса после чрезмерной речевой нагрузки дает человеку возможность задуматься, осмыслить сказанное, обратить внимание на собственные чувства и переживания партнера. Это прекрасная возможность заглянуть внутрь себя, прежде чем будет произнесена следующая фраза.

Осиплость голоса символизирует понижение тона, ассоциируется с фальшивым, нечистым звучанием. В состоянии вынужденного молчания есть возможность задуматься, с какими намерениями и зачем произносились те или иные слова.

Умение произносить звуки, слова — великий дар человечеству, требующий бережного отношения. Неслучайно в Библии сказано: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Иоан. 1:1).

Причины

Отек голосовых связок лишает их эластичности. Так и человек, утративший гибкость, чувство такта в общении, подавляющий остальных своей волей, не умеющий выстраивать с людьми гармоничные отношения, теряет голос. Обратите внимание! Осиплость голоса и его потеря возникают после того, как вы использовали его во взаимоотношениях с позиции силы, выплеснули на окружающих свой гнев и злость.

К хроническому нарушению голоса ведут чрезмерные голосовые нагрузки, при которых риск неискренности и вероятность несоответствия мыслей и слов значительно повышаются.

Рекомендации

Задумайтесь, всегда ли ваши мысли и благие намерения соответствуют словам и делам. Старайтесь избегать категоричности в суждениях. Не допускайте злословия. С другой стороны, произнося похвалу, старайтесь не кривить душой, люди всегда чувствуют неискренность. Придерживайтесь системы в жизни и в работе. Активно включайтесь в групповые формы творчества. Пусть ваши слова как можно чаще вселяют в людей силы и творческое вдохновение.

Вопросы для размышления

1. Как часто мои слова отражают мои внутренние переживания?

2. В каких случаях я прибегаю к формальным, общепринятым выражениям? Что я пытаюсь скрыть за ними?

3. Как часто я использую в разговоре мягкое обращение к собеседнику?

4. Вызывают ли у меня протест привычные слова, которые я вынужден говорить на работе, дома? Есть ли фразы, которые «набили оскомину»? Кто меня вынуждает их говорить?

5. Как часто я говорю неправду?

6. Какой отклик рождает в моей душе поэзия?

7. Почему я не пишу стихи?

8. Что я испытываю, когда пою?

9. Как я чувствую себя в тишине?

Бронхит

Бронхи помимо газотранспортной выполняют целый ряд других функций. В них происходит согревание, увлажнение, очищение воздуха, регуляция его объема за счет способности мелких бронхов изменять свой просвет. За сужение бронхов отвечает парасимпатическая система, за расширение — симпатическая. Активация парасимпатической системы нужна для защиты бронхиального дерева от повреждения. Симпатическая система обеспечивает активное снабжение организма кислородом за счет увеличения вентиляции легких. При попадании пыли, бактерий, вирусов на слизистую, бронхи суживаются, уменьшается доступ повреждающих агентов в дыхательные пути. Активно продуцируется слизь как ответная реакция на раздражение, патологические факторы удаляются с жидким секретом — происходит очищение. Если стимуляция чрезмерна и постоянна, мокрота становится вязкой, возникает застой и воспалительные реакции в бронхиальном дереве. Активация парасимпатической системы происходит при эмоциональном, чаще всего неосознанном, стремлении к пассивности, покою, стабильности, защищенности.

Бронхи являются связующим звеном между внешним и внутренним миром. Поэтому на уровне психики отражают конфликты сферы контактов. Разумная защита, дистанция, позволяющая сохранять свою целостность, необходима каждому человеку. Патологическим становится стремление к постоянной защите от окружающего мира, возникающее при негативном восприятии событий и людей и со временем перерастающее в самоизоляцию. Тогда человек начинает испытывать затруднения со вдохом или выдохом, возникает инспираторная или экспираторная одышка — признак затруднения общения с окружающим миром. Возникает кашель — активное изгнание содержимого дыхательных путей вовне. Человек пытается избавиться от мокроты — очиститься от ненужных эмоций и травмирующих переживаний. Искаженные эмоциональные реакции (недовольство, раздражение, отсутствие стремления к единению, высокомерие) уподобляются густому, вязкому секрету, препятствующему нормальному воздухообмену. А ограничение общения вследствие эгоистических мыслей напоминает обструкцию (уменьшение просвета бронхов).

Причины

Искажение взаимодействия в процессе творчества, пассивность в отношениях или эгоистическое желание все контролировать. Неумение отстоять свое мнение. Односторонность в понимании коллективной ответственности. Преобладание эгоистических мотивов в коллективной деятельности. Акцент на личных достижениях, а не на рождении творческих групповых отношений. Подавленное стремление к доминированию. Неумение согласовывать с партнерами свои действия.

Рекомендации

Во взаимоотношениях очень важно соблюдать библейский принцип: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними». Старайтесь не ограничивать людей в их стремлениях, требуя от них исполнения собственных желаний. Предоставьте другим право получить свой собственный опыт развития. Вовремя подставленное плечо, в котором нуждаются в тяжелый момент, будет лучшим свидетельством вашей дружбы. Не создавайте искусственных препятствий в общении в виде предубеждений, ложных моральных принципов и осуждения. Лучший способ избежать чужой критики — показать пример творческого, конструктивного подхода в общении. Творческое сотрудничество обогащает и стимулирует к развитию.

Вопросы для размышления

1. Как часто меня критикуют окружающие?

2. Как я воспринимаю критику: пытаюсь оправдаться, пробую изменить ситуацию к лучшему, закрываюсь или активно защищаюсь?

3. Какие формы протеста против вызывающего поведения я чаще всего использую (молчание, открытый конфликт, безразличие)?

4. Всегда ли у меня есть желание понять причину агрессивного поведения партнера? Понимают ли меня окружающие?

5. Что больше всего раздражает меня в окружающих? Что вероятнее всего не нравится во мне партнерам?

6. Умею ли я поддерживать дружескую атмосферу в коллективе?

7. Что в моем характере и моем отношении к партнерам я бы хотел изменить?

Пневмония

При пневмонии поражаются респираторные отделы легочной ткани, участвующие в газообмене (получение кислорода и выделение углекислого газа). Поскольку легочное дыхание обеспечивает организм кислородом и выводит конечный продукт метаболизма — углекислый газ, то оно отражает наиболее глубокие аспекты взаимодействия человека с внешним миром, их суть и содержание.

«Дыхание — это не только физиологическая функция, которая осуществляется и регулируется потребностями человека. Оно является фундаментальным свойством состояния собственного «Я», это способ обмена и установления равновесия между индивидуумом и средой» [12].

Поэтому заболевания легких отражают нарушения процессов обмена энергией с окружающим миром, искажения на линии получать-отдавать.

Вдыхаемый кислород используется в организме для окисления, сгорания органических веществ, для получения энергии. При пневмонии (воспалении легочной ткани) происходит значительное сокращение дыхательной поверхности, нарушается обмен газов в альвеолах, развивается гипоксия (недостаток кислорода), человек в прямом смысле лишается энергии. Причина, как всегда, кроется в сознании человека. Нежелание сотрудничать, созидать, получать творческие результаты в ходе совместных усилий, нетерпимость, враждебность по отношению к другим лишает человека воздуха общения — энергии связи, любви. Если бронхит связан с конфликтом в сфере коммуникаций, то пневмония имеет большее отношение к качеству и организуемому пространству общения. Отсутствие глубины, смысла, креативности взаимоотношений делают их формальными, не рождающими энергии связи.

Учитывая коллективный фактор дыхания (вдыхаемый и выдыхаемый воздух объединяет все живое на земле), патология легких связана с нарушением коллективной творческой деятельности, с неумением формировать коллективные связи и поддерживать их.

Причины

Непонимание необходимости совместного творчества (по-настоящему проявить себя можно, лишь только помогая развитию других). Нежелание относиться к окружающему миру с позиции созидателя, творца. Уход от наработки опыта коллективных отношений, от ответственности за совместную работу.

Рекомендации

Старайтесь творить, а не подражать, вносить в окружающий мир свое духовное содержание. Вдохновляйте людей своим примером. Научитесь любить жизнь в каждом ее проявлении. Соблюдайте жизненный ритм: завершайте начатые дела, следите, чтобы за фазой анализа обязательно следовал синтез, а за напряженной работой — отдых. Участвуйте в совместном творчестве с другими людьми. Почувствуйте радость общения. Не бойтесь брать на себя ответственность за коллектив, ибо в трудностях, связанных с объединением людей, рождается умение руководить своей и чужой жизнью. Тем самым накапливается бесценный опыт развития.

Вопросы к размышлению

1. Есть ли в моем окружении люди, к которым я отношусь враждебно?

2. Что мне надо изменить в себе, чтобы примириться с ними, и хочу ли я этого?

3. С кем мне удалось построить теплые творческие отношения?

4. Скольких людей я смог объединить для общего дела?

5. Чем я могу пожертвовать ради раскрытия качеств своего партнера?

6. Какое из трех понятий используется в моей жизни чаще: хочу, могу или должен?

Бронхиальная астма

Хроническое рецидивирующее (повторяющееся) аллергическое заболевание, обязательным клиническим признаком которого является приступ удушья вследствие бронхоспазма, гиперсекреции, отека слизистой бронхов. При астме резко нарушен ритм дыхания (затруднен преимущественно выдох-синтезирующая фаза), что проявляется картиной удушья.

Так как бронхиальная астма относится к психосоматическим заболеваниям, современная психотерапия обращает особое внимание на психологический портрет личности, склонной к появлению приступов удушья. «В поведении и чертах личности больных бронхиальной астмой часто обнаруживаются реакции с защитой эмоциональных, прежде всего агрессивных, побуждений, а также скрытое желание нежности и близости. За псевдоиндифферентным или даже агрессивным поведением может скрываться сильная потребность в любви и поддержке [J. Bastiaans J. и Groen, 1954]» [6]. Кроме того, статистические исследования, проведенные среди детей, больных бронхиальной астмой, выявили некоторые особенности воспитания. В результате психологических и психиатрических интервью с участием родителей L. Rees (1964) обнаружил явное преобладание у астматиков сверхзаботливых матерей, страдающих первоначальной потребностью в гиперопеке своих чад.

Не удивительно, что у человека, не умеющего проявлять нежность и заботу, рождается агрессия к окружающим и к себе. Поэтому для профилактики астмы так важно научиться заботиться о других, не ждать любви, а проявлять ее к другим. Мы получаем от жизни то, что отдаем ей сами. Не отношения приносят нам любовь, а мы вносим любовь в отношения. Когда мы научимся любить, неизбежно рождаются отношения, наполненные любовью. Вот почему каждый может любить и быть любимым, и каждый — какими бы ни были его жизненные обстоятельства — может создать истинно любовные отношения.

В патогенезе нарушений бронхиальной проходимости особую роль играет ослабление функции коры надпочечников и расстройства функции яичников у женщин (повышение уровня прогестерона и снижение уровня эстрогенов в крови). Зависимость гормонального фона женщины от ее поведения во время фаз менструального цикла рассмотрена в главе, посвященной закону цикличности.

При бронхиальной астме резко активизируется деятельность парасимпатического отдела вегетативной нервной системы, который призван сохранять постоянство внутренней среды (гомеостаз). В поведении таких больных часто встречается стремление к стабильности, боязнь реформ, изменений в своей жизни, повышенная потребность в защите и опеке. Для детей астматиков очень актуально развитие самостоятельности и социальной активности, которые будут активизировать противоположную часть вегетативной нервной системы — симпатическую, которая является антагонистом парасимпатической и отвечает за приспособление к изменяющимся условиям окружающей среды. Адреналин, который при этом выделяется в кровь, расширяет бронхи и уменьшает выделение мокроты.

В целом, ваготония (возбуждение парасимпатического отдела вегетативной нервной системы) очень часто является ответом организма на чувство страха перед жизненными изменениями, требующими ежедневных усилий по преодолению трудностей. Страх перед новым в той или иной степени испытывает каждый человек. Поэтому так важно постоянно преодолевать в себе инертность, открывая новые горизонты общения с окружающим миром и брать на себя ответственность за все, чем занимаешься.

Причины

Неумение дарить любовь. Попытка взять себе слишком многое, ничего не отдавая. Сопротивление контактам. Тщательно скрываемые претензии на доминирование и власть. Противоречие между высокими претензиями и фактической незначительностью. Неготовность к постоянной творческой активности. Желание возвыситься над вещами, людьми. Боязнь творческой свободы, которая требует взятия ответственности за развитие отношений. Желание замкнуться в себе, спрятаться от жизни. Подавление сексуальности. Бегство от реальности в идеальное. Чрезмерное стремление к чистоте и порядку на физическом уровне. Отвращение к грязи как эквивалент нетерпимости к чужим недостаткам и человеческому несовершенству. Внутреннее стремление к высоким идеалам при нежелании творчески выстраивать отношения. Пассивность в коллективных формах работы при наличии высокого творческого потенциала. Потребительское отношение к миру. Личностные или узкогрупповые (семейные) приоритеты, эгоцентризм.

Рекомендации

Большое значение в патогенезе заболевания имеет наследственный фактор, поэтому при лечении заболевания (особенно у детей) желательна работа с родителями и близкими людьми.

1. Ежедневные занятия дыхательной гимнастикой повысят активность и стабилизируют ритм вашего дыхания. Рекомендуются упражнения с задержкой дыхания (методы Бутейко, Стрельниковой, Фролова), четырехтактное гармонизирующее дыхание.

2. Творческие, гармоничные отношения с окружающими стабилизируют дыхание. Обратите внимание на то, как часто вы делаете первый шаг в общении с родными и близкими, с коллегами и просто незнакомыми людьми. Для формирования творческих взаимоотношений вам понадобятся: умение переносить акцент внимания со своего «Я» на окружающих, чувствительность к нуждам окружающих, отзывчивость, готовность уступать, умение создавать условия для творческого проявления других, самоотдача, ответственность.

3. Для проявления своих творческих потенциалов рекомендуются групповые формы творческой деятельности (театральная студия, оформительское искусство, дизайн помещений, хор и т. д.).

4. Актуальна переоценка жизненных приоритетов. Что вы ставите во главу угла: личностное или коллективное, духовное или материальное? Насколько созидательна ваша деятельность в коллективе, семье? Стремитесь отдавать во всем. Вредны любые накопления. Будьте внимательны к окружающим. Умение откликаться на чужие нужды, терпение и соучастие рождает крепкие связи с окружающими. Новые знакомства необходимы для расширения жизненного пространства и познания себя.

5. Умеете ли вы соблюдать субординацию и корректность в отношениях с начальством? Свойственна ли вам дисциплина и ответственность? В умении брать на себя ответственность и подчиняться заложен секрет успеха любого руководителя.

6. Что вы вкладываете в понятие творчества? Что вам нужно в себе изменить, чтобы почувствовать себя творческим человеком? В познании самого себя вам поможет умение находить универсальные законы во всем. Это поможет преодолеть страх перед неизвестным и усовершенствовать свое жизненное пространство.

7. Важно постоянно расширять свой кругозор, осваивать новые горизонты жизнедеятельности. Стремиться к достижению поставленных целей.

Несколько рецептов, помогающих развить в себе чувство любви:

• Многие люди ошибаются, считая, что у них в жизни может быть любовь, только если они найдут ее в ком-то другом. Они считают, что испытают любовь, как только в их жизни появится тот единственный человек. Но на самом деле они никогда не найдут любви в окружающих людях, пока не найдут ее сначала в себе.

• Не бойтесь выражать свои чувства. Раскрывая свои объятия людям, открываешь свое сердце. Прикосновение — это одно из самых мощных проявлений любви, разрушающее барьеры и укрепляющее взаимоотношения.

• Если хочешь истинно любовных отношений, нужно учитывать потребности других людей. А чтобы делать это, нужно поставить себя на их место, нужно посмотреть на мир с их точки зрения. Например, многие люди жалуются, что партнер их не любит. Но если человек спросит себя: «Что я могу сделать для моего партнера?» вместо: «Почему он (или она) не делает для меня того и этого?», то партнер непременно почувствует, что его любят, и отношения изменятся.

• Когда вы поймете свою собственную ценность, вы можете начать понимать ценность других людей и уважать их. И когда вы уважаете кого-то, вы можете начать любить его. Например, только когда я научилась уважать и любить себя, мне стало приятно общаться с другими людьми. Оказалось, что, когда я ищу в людях достойные уважения черты, мое отношение к ним меняется и мне легче относиться к ним с любовью.

• Одна из проблем в том, что многие из нас не хотят дарить первыми, мы даем, только когда нам уже дали. Любовь слишком часто дается с оговорками, мы говорим: «Я буду любить тебя только, если ты будешь любить меня». Мы все время ждем, пока кто-то другой сделает первый шаг. И это одна из причин, по которой люди редко испытывают любовь, — они ждут, когда их сначала полюбит кто-нибудь другой. Но это похоже на музыканта, который говорит: «Я буду играть музыку, только когда люди начнут танцевать». Настоящая любовь безоговорочна, она ничего не просит взамен.

• Если вы любите кого-то, отпустите его на свободу. Если он возвращается к вам, он ваш, если нет, он никогда не был вашим.

• Даже в истинно любовных отношениях людям нужно собственное пространство.

• Давайте людям знать, что вы их любите и цените их. Никогда не бойтесь сказать эти три волшебных слова: «Я люблю тебя».

• Страх — это самая большая помеха любви.

• Нужно всегда помнить о том, что в отличие от материального имущества и денег, запас любви у нас неограниченный. Мы не теряем ее, когда дарим. На самом деле, единственный способ потерять любовь внутри нас — это не отдавать ее другим.

Вопросы для размышления

1. Понаблюдайте за своим дыханием. Что преобладает: вдох или выдох? Каков ритм вашего дыхания, его глубина? Что получается легче: вдох или выдох?

2. Обратите внимание на свое дыхание в разных эмоциональных состояниях. Как я дышу, когда сержусь, обижаюсь, работаю, отдыхаю, радуюсь?

3. Какие состояния вызывают затруднение дыхания? Почему?

4. Помогает ли ровное дыхание выровнять настроение?

5. В чем мое призвание? Есть ли у меня единомышленники?

6. Был ли в моей жизни человек, который научил меня многому? Есть ли у меня кто-нибудь, кому я хотел бы передать свой опыт?

7. Кто является моим идеалом в жизни? Как моя жизнь близка к этому образу?

8. Как мои отношения с начальством отражаются на моих близких?

9. Что бы я хотел взять с собой в жизненный путь из моего прошлого? Что бы оставил?

10. Как много людей ищут моего участия и поддержки? Как часто я ищу возможность помочь другим?

Плеврит

Заболевание, осложняющее течение различных патологических процессов в легких и прилежащих структурах. Заключается в образовании на поверхности листков плевры фибрина или в скоплении патологического экссудата в плевральной полости, что мешает полноценному акту дыхания. Инфицирование плевры происходит из очага воспаления в легких (плевропневмония, абсцесс, бронхоэктазы, нагноившаяся киста, туберкулез); через кровь, лимфу или из внешней среды (травмы, ранения, оперативные вмешательства).

Кроме микробов, в возникновении плеврита играют роль следующие факторы:

1) повышение проницаемости сосудов плевры при опухолях, остром панкреатите, системных сосудистых заболеваниях;

2) нарушение оттока лимфы;

3) местные и общие аллергические процессы.

При плеврите происходит ограничение дыхательных движений, что сокращает поступление кислорода в легкие и вызывает гипоксию.

Внутригрудное пространство, в котором находятся легкие, герметично замкнуто и с внешней средой не сообщается. Легкие окружены листками плевры: париетальный листок плотно спаян со стенками грудной клетки, диафрагмы, а висцеральный — с наружной поверхностью ткани легкого. Листки плевры увлажнены небольшим количеством серозной жидкости, играющей роль своеобразной смазки, облегчающей трение — скольжение листков при дыхательных движениях.

Внутриплевральное давление, или давление в герметично замкнутой плевральной полости между висцеральными и париетальными листками плевры, в норме является отрицательным относительно атмосферного. Оно обусловлено эластической тягой легких или стремлением легких уменьшить свой объем. Благодаря сцеплению листков плевры легкие не спадаются. Грудная клетка не только охраняет внутренние органы от повреждения, но и обеспечивает объем, пространство дыхательных движений легких. Дыхательные мышцы осуществляют движения грудной клетки — вдох и выдох, обеспечивая ритм.

В жизни каждого человека есть силы, которые побуждают его к движению, к активности, обеспечивают пространство его деятельности. В детстве родители организуют пространство жизни ребенка, помогая ему преодолевать трудности. Ребенок, сталкиваясь с окружающей действительностью, зачастую приобретает и негативный опыт, который впоследствии становится ограничителем творческих порывов (так называемый «жизненный опыт», который говорит ОПАСНО! ТРУДНО!) и т. д. Роль родителей заключается в мудром наставничестве, поддерживающем и оберегающем, позволяющем совершать ошибки и учиться самостоятельно исправлять их.

С появлением сознательности водителем человека становится душа. Она пробуждает в человеке голос совести и ответственности, рождает стремление служить людям, реализовать свое призвание, выполнить свою миссию. Эти благородные намерения побуждают человека к действию, лучше всякого будильника поднимают его по утрам, наполняют его силой и бодростью. Каждое утро с первым глубоким вдохом начинается новый этап служения миру.

Плеврит символизирует ограничение пространства сотворчества с окружающим миром из-за избыточных накоплений или догматов, препятствующих свободе движений, свободе творчества. Таким образом, ведущим мотивом в возникновении заболевания является нежелание отдавать то, что себе не принадлежит.

Плеврит — вторичное заболевание и возникает вследствие болезней легких и прилежащих структур. Также оно может возникать как осложнение следующих заболеваний: туберкулез, карциноматоз плевры, панкреатит, цирроз печени, болезнь Верльгофа, системная аллергия, гиперхолестеринемия. В любом случае в плевральной полости нарушается соотношения процессов накопления — всасывания выпота. Повышенная резорбция (всасывание) выпота приводит к образованию шварт (соединительнотканных рубцов плевры). Повышенная экссудация (выпотевание жидкости) — к накоплению выпота. Так и в жизни человека возникает дисбаланс между растущими потребностями и реальными возможностями использования ресурсов. Некоторые люди, недооценивая себя, постоянно упускают шансы, и эта привычка разрушает возможности. А другие переоценивают свои способности в творческом преобразовании окружающей материи — в результате берут лишнее, возникают ограничивающие накопления. Люди, наделенные талантом, чаще всего, обладают колоссальной ответственностью за его реализацию. Они вдохновенно работают, не покладая рук, возвращая свой талант окружающему миру в виде гениальных творений.

Причины

Непонимание творящего значения мысли. Упорство в невежестве. Нежелание активных действий, уход от творчества при наличии способностей, использование их в разрушительных целях. Самость, индивидуализм, непонимание необходимости объединения как источника всеобщего развития. Присвоение результатов совместного труда.

Рекомендации

Ежедневный труд по реализации своего призвания. Вырабатывать в себе готовность помогать людям в любое время (а не только, когда есть настроение), быть социально полезным. Стремиться к осознанному служению людям. Вырабатывать в себе качества структуризации и систематизации. Проявлять терпимость, толерантность, учтивость в отношениях с другими людьми. Избегать накапливания в себе ненависти, обиды, недоверия. В общении этому способствуют три привычки: 1) корректно выражать свои чувства окружающим; 2) уважать мнение и чувства партнера; 3) не пытаться переделать человека на свой лад, а стремиться понять, что ему нужно для развития, для постижения недостающих качеств и помогать ему в преодолении недостатков исподволь, не демонстрируя своего отношения к неудачным попыткам. Всегда оставлять человеку шанс для позитивных изменений.

Вопросы для размышления

1. Все ли, что я беру у окружающего мира, нужно мне для развития?

2. Для чего мне нужна энергия: для физического благополучия, для получения удовольствия, для интенсивной работы, для доказательства своей правоты, для выстраивания взаимоотношений, для дела всей моей жизни, для служения людям?

3. Всегда ли я возвращаю окружающим что-либо взамен того, что взял?









Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное

Все материалы представлены для ознакомления и принадлежат их авторам.