Онлайн библиотека PLAM.RU


5. Накожныя бол?зни .


(Бол?зни кожи и подкожной кл?тчатки).


Бородавки. Опред?ленныхъ отв?товъ на вопросъ о причинахъ появленія бородавокъ слышать не приходилось. Обыкновенно говорятъ: „да такъ вотъ – пристанетъ ни съ чего“ или: „должно быть, съ в?тру“. Способы л?ченія:

Крошки хл?ба, падающія въ подолъ во время ?ды, хорошо помогаютъ; ими трутъ бородавки неопред?ленное число разъ: „Сл?дъ хоть и останется, а бородавки не будетъ“ (Шабарта, Тулунъ).

Надъ бородавкой завязывается узломъ нитка (сколько бородавокъ, столько и узловъ), предпочтительн?е – суровая; зат?мъ нитка кладется подъ пятку двери3: кто первый посл? этого пройдетъ въ дверь, на того и бородавки перейдутъ (Тулунъ, Алюй).

Кому-нибудь врасплохъ предлагаютъ: „сосчитай, сколь у меня бородавокъ!“ Сосчитаютъ. „Еще разъ сосчитай!“ И такъ до трехъ разъ. Бородавки перейдутъ на того, кто ихъ трижды сосчиталъ (Тулунъ).

Нитка съ узлами по числу бородавокъ закапывается въ подполь?

351

„подъ помело“1. Когда нитка сгніетъ, исчезнутъ и бородавки (Тулунъ, Алюй)2.

Сводятъ бородавки желтымъ „сокомъ“ чистяка; „сгоняютъ“ (выжигаютъ) горючей с?рой и острой водкой3.

Ве?редъ. См. Чирій.

Веснушки. Чтобы „свести“ веснушки, трутъ лицо только-что снесеннымъ, еще влажнымъ яйцомъ; умываются березовкой – сокомъ березы (Алюй).

Восса?. Если безъ пути – безъ надобности вертишь на ладони „веретёшку“, на ладони образуется восса?: ладонь будетъ чесаться, „бол?то?къ приключитца“. Если веретешку вертишь не на ладони, а на стол?, – все равно не избавленъ отъ возможности получить воссу?: достаточно потомъ прикоснуться къ тому м?сту стола, гд? была веретешка, – рука заболитъ (Шабарта). – Какъ л?чатъ, не записалъ.

Вшивость. Вши выходятъ изъ т?ла. Есть люди, т?ло которыхъ является особенно подходящимъ для размноженія этого паразита. Чрезм?рная вшивость вполн? серіозно считается хорошей прим?той: „вшивый – счастливый“. Все же принимаются кой-какія м?ры противъ усиленнаго размноженія „вши“. Главнымъ средствомъ считается баня, когда см?няютъ рубаху, чешутъ голову. Если баня „не пособлятъ“ или ея н?тъ, голову моютъ см?сью воды съ керосиномъ.

Среди женщинъ существуетъ старинный обычай „искаться вшамъ“, или, какъ еще говорятъ, „искать въ голов?“, „голову царапать“. Приходитъ одна сос?дка къ другой и жалуется: „вотъ чешетца, чешетца голова… вши ли, плоть ли – Богъ ее знатъ… почеши мн?, бабочка!“ – Та, если позволяетъ ей время, беретъ „вши?викъ“ и садится на порогъ или на лавку. Пришедшая „поискаться“ садится на полъ и кладетъ голову на кол?ни сос?дки. Начинается исканіе. Вшивикъ въ опытныхъ рукахъ проворно и ловко перебираетъ волосы прядь за прядью, давитъ нас?комыхъ, выскребаетъ плоть, а бес?да въ это время идетъ своимъ чередомъ… Потомъ сос?дки м?няются ролями.

Такую картину можно наблюдать на заваленкахъ поздней весной и л?томъ въ праздничный вечеръ.

Заусеница – задравшійся лоскутокъ эпидермиса у основанія ногтя. „Бавушка моя говаривала: не надо вытирать мокрыя руки кваше?нникомъ, а то заусеницы будутъ“ (Е. А. В-ва). Ихъ очерчиваютъ, закрещиваютъ: остреемъ ножа д?лаютъ крестики на покрасн?вшей кожиц?4.

352

Коросты на рыл?. См. Летучій огонъ.

Летучій огонь. Пристаетъ, когда плюютъ на огонь. Съ этого пойдутъ прыщи и коросты по губамъ, около носа, а то и по всему т?лу начинаютъ распространяться, гноятся, мокнутъ (Е. А. В-ва).

„Ладятъ на три-девять (3?9) лучинокъ“: черезъ три зажженныя лучины на больного трижды брызгаютъ водой; потомъ опять ихъ зажигаютъ и опять трижды брызгаютъ; еще разъ повторяютъ то же, „чтобы получилось девять: три раза по три; три дня кряду, чтобы получилось три-девять… Другія д?лаютъ шесть дёнъ“.

„Причикиваютъ“ огнивомъ съ наговоромъ1.

Лишай. Появляется иногда на т?л?, если челов?къ пройдетъ по тому м?сту, гд? конь катался (валялся), или если переступитъ обручъ.

Л?чатъ „по?томъ съ окошекъ“2; мажутъ чернилами. Хорошо помогаетъ „деготь съ топора“3.

Квасцы считаются тоже хорошимъ л?карствомъ. Утромъ, натощакъ, когда еще ни съ к?мъ ничего не говорилъ, надо взять квасцовъ, поплевать на нихъ и обводить больное м?сто „кругомъ“: „оно, в?дь, кружко?мъ, какъ въ оторочк?“.

Лишай мокрый (со словъ другихъ передаетъ А. П. П-на). Сводятъ прижиганіемъ. Для этого ремнемъ натирается „до?горяча“ (нагр?вается треніемъ) кольцо и прикладывается къ лишаю. Н?которыя л?карки будто бы избавляютъ отъ лишая нашептываніемъ (П-на).

Межупёрс(т)ница. Происходитъ отъ засоренья ранки „межу? перстовъ“. Засоришь – нарывать станетъ.

Помогаютъ: трава этого же названія и красные цв?ты.

Если травы н?тъ, пользуются „землей отъ трехъ коловъ“. Вся трудность л?ченія только въ томъ и заключается, чтобы найти въ постройк? „три кола вм?ст?“; изъ промежутка берутъ земли и натираютъ ею больное м?сто; сов?туютъ брать запасъ этой земли, которую привязываютъ къ больному м?сту. Еще лучше – каждый разъ (три раза) ходить къ тремъ коламъ и тереть св?жей землей; св?жей землей и перевязку д?лать лучше.

Мозоли мокрыя. „Кожа натирается, подъ ней вода напу?кнетъ, вздымается пузыремъ. Если не выпустить воду – болитъ; а проколешь кожу, выпустишь воду – тожно? надо беречь: засоришь – раздурится… Такъ и не л?чатъ, само проходитъ“ (Е. А. В-ва).

Мозоли сухія. Распариваютъ въ бан?, ср?заютъ острымъ ножомъ; кончикомъ ножа вытаскиваютъ и „ядрышко“ мозоли.

Обв?тр?ютъ губы. Мажутъ на ночь „св?шнымъ“ саломъ4.

353

Обв?тр?ютъ руки. Моютъ сывороткой изъ-подъ „простоки?ши“ (Тулунъ).

Плоть (перхоть) въ голов?. Заводится отъ заботы. Моютъ голову сывороткой. Выскребаютъ плоть, когда „вшамъ ищутца“.

Пот?ніе ногъ. Происходитъ отъ простуды. Л?ченіе состоитъ въ томъ, что по вечерамъ обмываютъ ноги холодной водой; или „къ но?ч?“ ноги ставятъ на н?которое время въ горячую воду, какую только можно терп?ть; а то каждый вечеръ (тоже на ночь) пальцы ногъ заливаютъ стеариномъ съ горящей св?чи; на день ихъ пересыпаютъ стеариномъ, растертымъ въ порошокъ (Тулунъ).

Призоры – прыщи по лицу. Умываютъ и умываются „в?нчальнымъ мыломъ“ (Никитаева, Алюй, Тулунъ).

При?тка банна. „Приключатца водяной пузырь. Больше отъ думы быватъ: увидишь въ бан? у кого коро?сливо т?ло и станешь бояться, не прилипло бы. Вотъ отъ думы и быватъ“1. Въ качеств? профилактической м?ры ?. М. Г-на сов?туетъ во изб?жаніе того, „чтобы не приключилась притка, выдернуть изъ в?ника корешочекъ, взя?сти въ ротъ и три раза проговор?ть: „какъ корешокъ у меня въ рот? кр?пко доржитца, такъ же бы и я, рабъ божій, былъ кр?пкій“. А безъ в?ника никакъ нельзя въ баню ходить…“

Если притка ужъ привязалась, то появляется зудъ по т?лу тогда сов?туютъ вымести баню, соръ сжечь, пепелъ бросить въ воду и этой водой мыться. Соръ собирать надобно посл? „трехъ бань“, – значитъ, три раза и мыться надобно. Если по т?лу появились „пупыри“ и коросты, то пепелъ отъ пережженнаго сора см?шиваютъ съ коровьимъ масломъ и этой мазью сводятъ „пупыри“ и коросты (?. М. Г-на).

А. С. Долгихъ читаетъ наговоры 5 и 19.

Прыщи. Ихъ уничтожаютъ мышьими р?пками.

Пр?лость у большихъ (взрослыхъ). „Въ вёдро по дорог? быватъ много мелкой пыли. Берутъ эту пыль и натираютъ до?суха: хоть въ подмышкахъ, хоть въ т?сномъ м?ст?, а у жирныхъ людей шея пр?етъ, – помогатъ“ (Е. А. В-ва).

Цыпки. Бываютъ на рукахъ и ногахъ отъ „мокра“. „Л?чатъ одинаково, что шипицы, что бородавки, то и цыпки: надо „обыдённу сметану“; въ нее прибавляютъ до?-синя купоросу, разм?шиваютъ и намазываютъ – два разъ въ день, утромъ и вечеромъ“ (?. М. Г-на).

Чесотка. Т?ло „сереби?тся“. Моютъ и поятъ отваромъ чистяка, натираютъ золой изъ „каменки“ (печь); употребляютъ мази: пепелъ отъ пережженнаго баннаго сора см?шиваютъ съ масломъ и квасцами (Е. А. В-ва) или деготь, „молосно масло“, лукъ и мыло кипятятъ вм?ст? (А. П. П-на).

354

Чирій. Утромъ и вечеромъ заговариваютъ, читая заговоръ 24a, или, пока чирій еще маленькій, обводятъ безымяннымъ пальцемъ и ногтемъ ставятъ крестъ, читая „во имя Отца“… (Алюй). Заговариваютъ на сукъ (24b)1. ?дятъ купену; привязываютъ баданъ. Больше всего прим?няются нарывныя средства: печеная луковица, намыленная; ушканья шкура (невыд?ланная), размоченная и намыленная; „лиственна с?ра, котору жуютъ“; намыленные березовые листья2.

Шипицы. Если „шипичку (иглу шиповника) не вынешь изъ руки или ноги, такъ она и разрастетца“. Мажутъ, по возможности чаще, желтымъ „сокомъ“ чистяка; также выжигаютъ: горючей с?рой, которая кладется на шипицу и зажигается, или кр?пкой водкой3.










Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное

Все материалы представлены для ознакомления и принадлежат их авторам.