Онлайн библиотека PLAM.RU


  • Упражнения для повышения стабильности умственной работоспособности
  • Игры для развития произвольного внимания
  • Глава II

    Учимся быть внимательными

    Как часто мы говорим детям: «Читай внимательно». Но теперь мы знаем, что для сосредоточенного чтения одной этой фразы недостаточно. Прежде всего для осуществления функции внимания необходим оптимальный тонус коры головного мозга. Повысить стабильность умственной работоспособности можно при помощи игровых дыхательных упражнений.

    Внимание!Посоветуйтесь с лечащим врачом!Возможны противопоказания!

    Упражнения для повышения стабильности умственной работоспособности

    •ДУТИБОЛ•

    Материалы: стол, шарик для настольного тенниса, четыре кубика.

    Количество игроков: 2 человека.

    Возраст играющих: от 7 лет.

    Правила игры: игроки сидят за столом с противоположных сторон. Перед началом игры ведущий объясняет игрокам, что в ходе соревнования нельзя класть руки на стол и «выходить за ворота», то есть касаться подбородком стола дальше, чем расставлены кубики. Ведущий должен собрать «ворота» из кубиков на противоположных сторонах стола, возле которых сидят игроки, затем на середину стола положить шарик для настольного тенниса – «мяч».

    По сигналу ведущего игроки должны начать дуть на «мяч», стараясь задуть его в «ворота» противника. Ведущий объясняет игрокам, что «дутибол» продолжается до трех «голов», забитых одним из игроков.

    По команде ведущего игроки начинают «дутибол». Когда «мяч» попадает в «ворота» первый раз, ведущий объявляет «гол» и открывает счет: «один-ноль». Затем снова выставляет «мяч» в центр «поля», дает игрокам команду продолжать игру и ведет счет. В конце игры ведущий называет победителя.

    • ВОЗДУШНЫЙ ВОЛЕЙБОЛ •

    Материалы: надутый воздушный шарик.

    Количество игроков: от 2 человек (четное количество).

    Возраст играющих: от 7 лет.

    Правила игры: перед началом игры ведущий становится в центр игровой площадки (на ковер), подбрасывает шарик и подает команду «начали!» По команде ведущего игроки дуют на шарик, «передавая» его друг другу. Как только шарик падает на пол, ведущий объявляет «гол» той команде, которая шарик «потеряла». «Воздушный волейбол» продолжается до трех «голов», забитых одной команде.

    • КТО ДОЛЬШЕ? •

    Материалы: надутый воздушный шарик.

    Количество игроков: от 2 человек.

    Возраст играющих: от 5 лет.

    Правила игры: ведущий подбрасывает воздушный шарик. Игроки, заложив руки за спину, должны своим дыханием продержать воздушный шарик в воздухе как можно дольше. Как только шарик падает на пол, ведущий объявляет конец игры.

    • КОРАБЛИКИ •

    Материалы: стол, 2 лодочки, сделанные из бумаги.

    Количество игроков: от 2 человек.

    Возраст играющих: от 5 до 7 лет.

    Правила игры: игроки сидят друг напротив друга с противоположных сторон стола. Каждый будет «вести» свою лодочку. По команде ведущего делая выдох, игрок должен провести свою лодочку на другую сторону стола, не задев лодочку противника.

    • ЕГОРКИ •

    Количество игроков: от 2 человек.

    Возраст играющих: от 5 до 7 лет.

    Правила игры: игроки должны произнести: «На пригорке сидели 33 Егорки, раз – Егорка, два – Егорка…» Выигрывает тот, кто на выдохе насчитал как можно больше «Егорок».

    • ДОРОЖКИ •

    Материалы: ватный или поролоновый шарик, лист фанеры или небольшая доска с вылепленной пластилиновой дорожкой.

    Количество игроков: 2 человека.

    Возраст играющих: от 5 до 7 лет.

    Правила игры: игроки сидят за столом перед пластилиновой дорожкой. Ведущий объясняет, что игрокам нужно дуть на ватный шарик, передвигая его по дороге до самого конца.

    • ДУЕТ ВЕТЕР •

    Материалы: лист бумаги.

    Количество игроков: 2 человека.

    Возраст играющих: от б до 7 лет.

    Правила игры: дети дуют, стараясь с большего расстояния пошевелить лист бумаги.

    Затем необходимо работать над формированием произвольного поведения,[1] контролируемого внимания, которое возможно усилием воли организовать и направить в нужное русло. Под произвольным поведением, напомним, понимается «поведение, которое осуществляется в соответствии с образцом (независимо от того, дан ли он в форме уже выделившегося правила) и контролируемого путем сопоставления с этим образцом как с эталоном[2]».

    Игры для развития произвольного внимания

    • И ЧТО ЖЕ ТУТ ЧИТАТЬ? •НЕПЛОХО БЫ ПОНЯТЬ…

    Работа может проводиться как индивидуально, так и в коллективе – дети ведь любят соревноваться и смеяться ВМЕСТЕ! В этих играх ребенок учится читать внимательно потому, что слова из игровых карточек ему незнакомы, ребенок перестает спешно читать, поскольку нет необходимости в смысловой антиципации (предвосхищении) для дальнейшего осмысления текста.


    Материалы: от 6 до 14 карточек с «несуществующими словами», листы бумаги, ручки.

    Количество игроков: от 2 до 5 человек.

    Возраст играющих: от 7 лет.

    Правила игры: на столе разложено 6-14 карточек с несуществующими словами и сочетаниями слов. Карточки перевернуты. Ведущий предлагает игрокам выбрать по одной карточке, а затем прочитать их вслух. За каждое верно прочитанное сочетание слов на карточке ведущий присуждает игроку 1 балл. Выигрывает тот, кто набрал большее количество баллов.

    В качестве поощрения игрока ведущий может предложить победителю самому выбрать следующую игру. Это очень хорошо мотивирует ребенка в любом возрасте.

    После прочтения карточек игроки должны проиллюстрировать прочитанный рассказ и сами сочинить несуществующие словосочетания или, если получится, стихи.

    Пусть запишут их и дадут прочитать своим друзьям. Скоро вы получите уникальную «библиотеку несуществующих слов и предложений» на базе которой, кстати, потом вы сможете давать старшим детям представление о грамматическом строе русского языка!


    Карточка 1

    Хливкие шорьки, домрытые зелюки, трюсливые мюмзики, зебревая нава, курачая мова, видоброточный бармаглот, дивлястый брандашмыг. (По мотивам Л. Кэрролла «Алиса в стране чудес»)


    Карточка 2

    Калуша с калушатами, старухармса напушка, сопритюкнулась и волит.

    Они присяпали. Стрямкали бутявку и подудонились. Пуськи зюмо бятые!

    Вычучили топорыжки, увазили тюк. Ввовсе некузявые сяпки. (Л. Петрушевская, Д. Хармс)

    Карточка 3

    Ах, отведайте крямсные грюши?
    Нет, не груши, а именно грюши —
    Настоящий деликатес.
    Наши грюши длиннее и уже,
    Но не хуже, чем груши дюшес.
    Тот, кто хрумкал такие вот плюши,
    Любит их даже больше, чем суши,
    Ценит плюшника тщательный трюд.
    И всегда восхитительно чудно
    На базаре, где их раздают!
    ((Спайк Миллиган))
    • ТАЙНЫЕ ЗНАКИ •

    Данные игровые упражнения направлены на развитие произвольного внимания, а также на формирование навыков выразительного чтения.


    Материалы: карточки с напечатанным текстом, инструкция – ключи к «тайным знакам».

    Количество игроков: от 1 до 5.

    Возраст играющих: от 7 лет.

    Правила игры: ведущий должен сказать игрокам, что каждое упражнение – это фрагмент текста, в котором знаками // указаны паузы. Все игроки получают одинаковые карточки. В первый раз перед игрой нужно положить инструкцию с дешифровкой к «тайным знакам» и отработать их. Пусть игроки их не только увидят в тексте, но и «услышат»!

    Ключи к «тайным знакам»:

    // сделай паузу (посчитай про себя: «Раз, два»)

    Запятая (,) щелкни пальцами

    Точка (.) стукни ручкой по столу

    Тире (-) подними вверх горизонтально ручку

    Двоеточие (:) стукни два раза ручкой по столу


    Карточка 1

    Дворец из мороженого

    Однажды в Болонье // на самой главной площади // построили дворец из мороженого.// И ребята сбегались сюда со всех концов города,// чтобы полакомиться хоть немножко.// Крыша дворца была из взбитых сливок,// дым,// что поднимался над трубами,// из фигурного сахара,// а сами трубы // – из цукатов.//

    Все остальное было из мороженого:// двери из мороженого, // стены из мороженого,// мебель из мороженого.// (Дж. Родари)

    Карточка 2

    Под грибом

    Как-то раз застал Муравья сильный дождь.// Куда спрятаться?//

    Увидел Муравей на полянке маленький грибок, // добежал до него и спрятался под его шляпкой. //

    Сидит под грибом // – дождь пережидает. //

    А дождь все сильнее и сильнее… // (В. Сутеев)

    Как отметил А. Р. Лурия, чтение в языках с фонетической письменностью начинается с восприятия буквы и анализа ее условного звукового значения. На первых порах основное внимание читающего «начинается с опыта на узнавание отдельных букв».[3] Например, ребенку нужно предъявить ряд отдельных букв, написанных печатным и письменным шрифтом. А чтобы убедиться, что ребенок воспринял и закрепил в памяти определенную букву, мы предлагаем несколько игр.

    • СКОЛЬКО СПРЯТАЛОСЬ КОТОВ! •ТЫ СЧИТАТЬ УЖЕ ГОТОВ?

    Материалы: листы с напечатанными фрагментами текста, фломастеры или карандаши.

    Количество игроков: от 1 до 5.

    Возраст играющих: 6–7 лет.

    Время проведения игры: 2–4 минуты.

    Правила игры: I вариант. Игроки сидят за столом. Ведущий раздает игрокам одинаковые тексты, затем предлагает «посчитать» всех «котов», которые спрятались на странице: нужно найти все буквы «К», с которых начинаются слова в тексте. Выигрывает тот, кто найдет «всех котов» или наибольшее их количество.


    II вариант. Ведущий предлагает игрокам найти все буквы «К», с которых начинаются слова на карточке, и все буквы «Т», стоящие в любой позиции слова, кроме «первого места». Ведущий предлагает выполнить задание в течение трех-четырех минут. За каждого «кота» присуждает один балл и в конце игры обязательно определяет победителя. Выигрывает тот игрок, который нашел всех «котов». Еще один балл получает тот, кто выполнил «поиск котов» быстрее всех.



    Фрагмент текста

    А от Шарика пользы мало было. Он только носился от радости и чихал во все углы. Дядя Федор не выдержал и послал его в огород картошку окучивать. И пес так заработал, что только земля летела во все стороны.

    Весь день они так трудились. И морковь пропололи, и капусту. Ведь они сюда жить приехали, а не в игрушки играть.[4]

    • ПЕРЕПУТАНИЦА •

    В процессе работы с младшими школьниками мы убедились, что у некоторых школьников снижена работоспособность: наблюдается истощаемость внимания, повышенная утомляемость, а речевое внимание – поверхностно. Для таких детей мы предлагаем веселые игры, где необходимо заметить «неправильности» в текстах, которые могут быть самыми разнообразными: пропуск буквы, «лишняя» буква в слове, перестановка букв, замена слогов, замена одних слов другими, перестановка слогов, слов, замена частей предложения.

    Цель игры: концентрация внимания, развитие образного мышления, расширение словарного запаса, развитие слухоречевого внимания.

    Материалы: 12–15 карточек с напечатанными фрагментами текста, карандаши, ручки.

    Количество игроков: от 1 до 5.

    Возраст играющих: от 7 лет.

    Время проведения игры: 4–7 минут.

    Правила игры: I вариант. Дети сидят за столом. Ведущий раздает одинаковые карточки с текстом, например стихов, всем участникам игры. По команде ведущего игроки начинают искать «неправильности» в стихотворении. Дляэтого ведущий читает вслух игрокам это же стихотворение неторопливо, «делая ошибки» в чтении: заменяя слова, звуки, меняя местами строки стихов.

    Как только игрок заметит ошибку в чтении, он должен и сказать: «Стоп! Ошибка!» и объяснить, где он ее заметил. За каждую найденную ошибку ведущий присуждает каждому игроку один балл, а за пропуск ошибки присуждает балл себе. В конце игры ведущий считает баллы, набранные игроками, и свои баллы.

    Уважаемые учителя и родители! Играя с детьми, вы будете приятно удивлены: ваш юный партнер найдет у вас ошибки и наверняка выиграет! Эта игра не только поможет стать внимательнее при чтении, но и даст возможность ребенку почувствовать, как важны для стихотворения рифма и ритм. Мы использовали стихи Э. Успенского «Сердитый день», «Все в порядке», «Память», «Картинка». Пример (подчеркнуты слова, слоги и сочетания, которые далее мы будем менять):

    Папа шагает по улице с дочкой,
    Дочка собаку ведет на цепочке,
    Держит собака в зубах поводок,
    А в поводке выступает щенок.
    Так и не смог я в тот вечер понять,
    Кто же кого из них вывел гулять?
    ((Э. Успенский. «Картинка»))

    Деформированный текст для ученика:

    Папа шагает на улице с дочкой,
    Дочка собачку ведет на цепочке,
    А в поводке выступает щенок.
    Держит собака в руках поводок,
    Так и не смог в тот я вечер понять,
    Кто же кого вывел из них гулять?

    II вариант. Один из игроков становится ведущим: перед началом игры он читает фрагмент текста, затем самостоятельно изменяет порядок слов или строк в тексте, делая для этого необходимые пометки карандашом или ручкой в своем тексте, готовит тексты для остальных игроков команды. Затем новый ведущий проводит игру: читает текст и считает баллы, полученные игроками. Бывший ведущий вместе с другими игроками ищет ошибки.

    Хороша такая работа в парах, в микрогруппе, где ведущим с удовольствием выступит кто-то из детей, а другой ребенок будет вести подсчет баллов или ошибок.


    III вариант. Ведущий читает текст шуточного стихотворения игрокам. Текст постепенно произносится в ускоряющемся темпе. Игроки должны подойти к ведущему и шепотом сообщить об ошибке. Порядок подхода к ведущему определяется жребием.

    Если б не было рогов у коров,
    Если б не было ушей у мышей,
    Если б не было котов у хвостов,
    Гребешков – у петушков.
    Пятачков – у поросят,
    Красных лапок у гусят.
    Легких крыльев – у баранов
    И часов – у тараканов…
    Если б слушал ты внимательно,
    То б исправил обязательно!
    ((По Н. Семерниной))

    IV вариант. Творческая работа. Ведущий раздает игрокам тексты стихов и дает задание: в стихотворении поменяйте слова местами так, чтобы сохранить рифму, но изменить смысл. Перед игрой ведущий должен объяснить, что такое рифма.

    Получится очень весело, дети любят такие задания. Предложите ребенку дописать стихи, включиться в «перепутаницу», пусть сам сочинит вариант стихотворения, а вы предложите еще и свои строки!

    Вот что в результате такого соавторства с Э. Успенским получилось у наших ребят.



    Исходный текст

    Я не зря себя хвалю,
    Всем и всюду говорю,
    Что любое предложенье
    Прямо сразу повторю.
    «Ехал Ваня на коне,
    Вел собачку на ремне,
    А старушка в это время
    Мыла кактус на окне».
    – Ехал Ваня на коне,
    Вел собачку на ремне,
    Ну а кактус в это время
    Мыл старушку на окне.
    – Ехал кактус на коне,
    Вел старушку на ремне,
    А собачка в это время
    Мыла Ваню на коне…
    Знаю я, что говорю.
    Говорил, что повторю,
    Вот и вышло без ошибок,
    А чего хвалиться зрю?
    ((Э. Успенский «Память»))

    Творческая работа игроков

    Ехал песик на коне,
    Вел старушку на ремне,
    Ну а кактус в это время
    Мыл Ванюшу на окне.
    Ехал кактус на коне,
    Мыл собачку на ремне,
    Ну а Ваня в это время
    Вел старушку на окне!
    (Соня Ю.)
    Ехал кактус на окне,
    Вел Ванюшу на ремне,
    А старушка в это время
    Собаку мыла на коне.
    Ехал кактус на ремне,
    Мыл он Ваню на коне,
    А старушка в это время
    Сидела молча на окне!
    ((Артем Л.))

    Тексты для подобных упражнений можно найти у таких писателей и поэтов, как Р. Сеф, Ю. Мориц, Б. Заходер, К. Чуковский.

    • ВЕСЕЛЫЕ БАРАБАНЩИКИ •

    Материалы: текст сказки, маркированные незаточенные карандаши.

    Количество игроков: от 2 до 5.

    Возраст играющих: от 7 лет.

    Время проведения игры: 2–4 минуты.

    Правила игры: ведущий маркирует карандаши так: на карандаш надевает яркий колпачок с одной стороны. Затем объясняет: этой стороной карандаша игрок должен будет стукнуть по столу, когда в слове увидит гласную букву. Противоположной стороной карандаша нужно стукнуть, если в слове согласная буква. Инструкции нужно на первой игре положить на стол перед игроками.

    «ь», «ъ», «?», «!» – игрок должен назвать «своими именами» без простукивания.

    Запятая «,» – щелчок пальцами или хлопок в ладоши.

    Точка «.» – удар кулачком по столу.

    Каждый игрок простукивает по одному слову по очереди, определенной жребием.

    Ведущий присуждает 1 балл за каждое верное простукивание слова, причем если после слова стоит какой-либо знак препинания, его обязательно простукивает тот игрок, который простукивает слово. Если игрок перепутал гласные и согласные (простучал меньше или больше раз, чем надо), балл не присуждается. Игру лучше всего проводить среди небольшой группы детей или в паре. Каждый ребенок будет стараться выиграть у соперника, заметить его промахи, а заодно и сам постарается избежать нарушений условий игры.

    По ходу игры ведущий считает баллы и в конце определяет победителя.


    Текст для работы

    «Новые заботы»

    На другое утро дядя Федор, пес и кот дом в порядок приводили. Паутину сметали, мусор выносили, печку чистили. Особенно кот старался: он чистоту любил. Он с тряпкой на все шкафы, под все диваны залезал. Дом и так был не очень грязненький, а тут совсем заблестел.

    ((Э. Успенский «Дядя Федор, пес и кот»))








    Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное

    Все материалы представлены для ознакомления и принадлежат их авторам.