Онлайн библиотека PLAM.RU


  • Игровые упражнения для удержания порядка следования букв и формирования образа слова
  • Почитай буквы и слоги
  • Игры при смешении букв по зрительно-пространственному сходству
  • Игры при смешении во время чтения звуков по фонетико-фонематическому сходству, при смешении низкочастотных звуков и звуков по акустико-артикуляционным свойствам
  • Зрительные диктанты
  • Глава III

    Учимся воспринимать каждую букву в отдельности и слово целиком

    Часто при чтении ребенок путает буквы, переставляет слоги, заменяет одни слова другими. В каждом частном случае – причины этих проявлений разные, но в общем, ответ один – у ребенка не сформирован или недоформирован образ слова. (Соболева А. Е., Емельянова Е. Н., 2008) Что же скрывается под этим определением?

    Образ слова – это единство фонематической (как звучит), семантической (что обозначает), грамматической (из каких грамматических элементов состоит и в семью каких однокоренных слов входит) и графической (как пишется) природы слова. В идеале, перед тем, как написать, ребенок должен осознавать слово по всем этим параметрам. Образ слова является существенным компонентом чувства языка, необходимого для полноценного владения языком. (Глозман Ж М., 2009)

    Таким образом, пропуск буквы при чтении и написании возникает по следующим причинам:

    • первый раз слышу это слово;

    • слово слышал, но не знаю, что оно обозначает;

    • знаю, что обозначает, слышал, но ни разу не встречал написанным.

    В данной главе мы предлагаем игры и задания с целью формирования образа буквы и слова и, следовательно, помогающие решить проблему.

    «Трудными» на этапе обучения чтению целыми словами считаются слова:

    • состоящие из комбинации более трех открытых слогов (в открытом слоге первая буква – согласная, вторая – гласная MA-, ЛО-, РЫ-, ТУ-) например, пи-ра-ми-да, ко-лю-чи-ми;

    • состоящие из комбинации открытых слогов и закрытых (в закрытом первая буква – гласная, вторая – согласная АР-, УТ-, АВ-), при этом возникает стечение гласных, например, пообедал, поиграли, театр;

    • представляющие комбинации слогов со стечением согласных (ПРА-, ВБИ-, СТА-) и открытых слогов, например, прилягут, проверни;

    • комбинации слогов со стечением двух, трех и более и согласных: прекрасно, пунктир;

    • состоящие из слогов, при соединении которых возникает стечение гласных и согласных, а также слогов с мягким знаком: диаметр, растрепались.

    Игровое упражнение «Зрительный диктант» – одна из форм занятий, позволяющих не только развивать внимание ребенка, закрепляя образ слова, но и систематически работать над лексическим (что означает) и грамматическим (как пишется в определенном роде, падеже, числе и т. д.) значением слова, а это правило всех методик: системность и еще раз системность.

    Перед тем как предложить вашему вниманию несколько игр, которые помогут детям научиться различать буквы, предлагаем несколько несложных упражнений, направленных на тренировку удержания порядка следования букв в слове, а также на уточнение зрительно-пространственных дифференцировок (Садовникова И. Н., 1997),[5] то есть отличий букв алфавита.

    Для этих игровых упражнений подходит мозаика, счетные палочки, шнурки, кубики.

    Игровые упражнения для удержания порядка следования букв и формирования образа слова

    • МОЗАИКА •

    Игра тренирует внимание ребенка, развивает зрительно-пространственную память, концентрацию внимания, формирует у ребенка понятия и представления о последовательности. Игра представляет собой модификацию игры из книги под редакцией Ж. М. Глозман.[6]


    I вариант

    Материалы: игровое поле в клетку (15x15), набор цветных кружков четырех цветов: 12–15 красных,12–15 синих, 12–15 желтых, 12–15 зеленых.

    Количество игроков: от 2 до 5.

    Возраст играющих: от б лет.

    I этап.Правила игры: ведущий выкладывает «цветные дорожки»: по четыре строки от б до 15 цветных кружков на строчке. Игрок по команде ведущего должен «пробежать» по дорожкам слева направо, сверху вниз, по диагоналям: слева сверху – вниз вправо, называя последовательность цветных кружков, например: Желтый, красный, красный, зеленый… и т. д.

    II этап.Правила игры: в роли ведущего выступает тот игрок, который победил в прошлой игре. Ведущий заранее выкладывает «цветные дорожки»: по четыре строки от б до 15 кружков. Игрок по команде ведущего должен сначала слева направо, затем сверху вниз назвать последовательность цветных кружков. На каждом занятии следует увеличивать число кружков на дорожках.

    III этап.Материалы: листы бумаги в клетку, цветные карандаши (например, красный, синий, зеленый, желтый).

    Количество игроков: 1–2.

    Возраст играющих: от 6 лет.

    Правила игры: ведущий раздает карандаши и листы в клетку игрокам.

    Пример заполненного поля мозаики вы увидите на рис. 1 «Мозаика» на цветной вклейке.

    Двое участников игры рисуют каждый на своем листе «мозаику», а затем ведущий предлагает соперникам обменяться рисунками. Теперь каждый игрок по очереди после команды ведущего «начали!» должен называть «цветные точки» слева направо, сверху вниз, по диагонали слева сверху – вниз направо. Один из игроков называет точки, другой – находится рядом и следит, чтобы не было ошибок. В случае ошибки говорит громко: «Ошибка!», исправляет ее и получает за это поощрительный балл. Затем игроки меняются ролями.


    II вариант

    Материалы: картонное игровое поле, в клетку (15x15), пластилиновые шарики четырех цветов: 12–15 красных, 12–15 синих, 12–15 желтых, 12–15 зеленых.

    Количество игроков: 2–3.

    Возраст играющих: от 6 лет.

    Правила игры: ведущий предлагает одному из игроков составить рисунок мозаики. Игрок расставляет пластилиновые шарики на поле и предлагает другим по очереди называть цвета шариков слева направо, сверху вниз, по диагонали.

    • ПОДБЕРИ И НАЗОВИ •

    Игра направлена на повышение скорости распознавания образа буквы.

    Материалы: картинки с изображениями различных предметов и явлений (см. Примерный перечень картинок для игры), буквы алфавита, вырезанные из картона. Образцы картинок – на рис. 4 «Подбери и назови» на цветной вклейке, их можно вырезать и использовать в игре наряду с другими картинками.

    Количество игроков: 1–3.

    Возраст играющих: от 6 лет.

    I вариант (для одного игрока)

    I этап.Правила игры: ведущий выкладывает на столе 8 картинок и, например, букву «М». Затем ведущий говорит игроку: «Перед тобой картинки и буква «М». Отложи вправо все картинки, названия которых начинаются на букву «М». Игрок смотрит на картинки и называет слова, которые начинаются с буквы «М». Затем ведущий берет другую букву (например, «К»), добавляет 5–8 соответствующих картинок из набора, предлагает игроку назвать слова на букву «К» и отложить соответствующие картинки влево. Чем больше «правильных» картинок на буквы «М», «К» найдет ребенок, тем больше баллов ему присуждает ведущий. Через 2–3 занятия можно приступать ко II этапу игры.

    II этап.Правила игры: ведущий выкладывает картинки (8-15 штук) на столе, букву «М» и говорит игроку: «Посмотри на картинки. Отложи вправо только те из них, в названиях которых буква «М» последняя». Чем больше слов верно назовет игрок, тем больше баллов получит.

    III этап.Правила игры: ведущий выкладывает картинки на столе и говорит: «Тебе нужно назвать все предметы, изображенные на картинках, в которых буква «А» находится на втором месте». Игрок называет слова. Можно присуждать за каждое верно названное слово балл, а за ошибку – один балл ведущий может присудить себе. Это нововведение нужно будет обязательно обсудить с игроком перед началом игры.


    II вариант (для нескольких игроков)

    I этап. Правила игры: ведущий выкладывает 8-15 карточек на столе и, например, букву «В», затем говорит игрокам: «Назовите все предметы, изображенные на картинках, которые начинаются на букву «В». Тот игрок, который первым нашел соответствующую картинку, берет ее и громко называет слово, например, «велосипед», получает за это балл, переворачивает картинку изображением вниз, она «выходит» из игры. Ведущий говорит игрокам, что они должны внимательно рассмотреть картинки и назвать как можно больше слов, чтоб получить больше баллов. Игра продолжается, пока игроки не перевернут все подходящие карточки. Затем ведущий берет другую букву и новые картинки из набора – и игра продолжается, пока участники игры не отыграют пять букв, предложенных ведущими.


    Примерный перечень картинок для игры

    «М»: мороженое, мышка (зверек), мышка (компьютерная), малина, матрешка, монетка, мячик, майка, Мальвина.

    «К»: кукла, кровать, конура, книга, корабль, капуста, клубок, карусель, конфета, коврик, котенок, картина, карман, корзинка, кит.

    «Б»: Буратино, барабан, батон, бегемот, булавка, берет, ботинок, бабочка, бочка, барашек, бутерброд, блины, букет, бант, бусы, банан.

    «В»: вагон, велосипед, веник, вилка, веревка, воротник, ворота, волк, винт, виноград, воробей, ворона, вишня, ветка, весы, всадник.

    «А»: арбуз, арфа, аист, айсберг, абрикос, акула, ананас, апельсин, автобус, аквалангист.

    «У»: утка, утюг, улитка, удочка, узелок, улыбка (клоуна), уголь, учебники, утконос.

    «Т»: тюльпан, торт, тарелка, тележка, тетрадь, туфли, тапочки, термометр, тигр, тыква, телефон.

    Дорогие родители, учителя и психологи! Мы уверены, что вы с удовольствием продолжите этот перечень.

    Почитай буквы и слоги

    Итак, буквы дети выучили, но никак не получается сливать их в слоги или слоги отдельные читать могут, но слова получаются, как рубленные: произносятся быстро, но отрывисто.

    Эти упражнения помогают ребенку перейти от слогового чтения к слиянию слогов, а затем слогов – в слова.

    Родители, обратите внимание! Если вы учите с ребенком названия букв («М», «Л», «К»), то учите произносить звуки, чтобы ребенок имя «Маша» не прочитал: «Эмаша» или «Мэашэа». А мы поможем вам упражнениями, которые заинтересуют ребенка, помогут ему в таком нелегком деле, как овладение навыками чтения.

    • ВЕРЕВОЧКА •

    Игра развивает пространственное представление, зрительно-моторную координацию, контроль.

    Материалы: карточки со слогами, карточки с короткими словами, веревочка, карточка с изображением направления движения («стрелка»), секундомер для ведущего.

    Количество игроков: 1–3.

    Возраст играющих: 7 лет.

    I этап.Правила игры: ведущий прикрепляет к веревочке «стрелку», затем – карточки со слогами от 5 до 12 штук и предлагает игрокам по очереди «шагать по веревочке», куда ведет «стрелка», и называть слоги, распевая их. Выигрывает тот игрок, который верно «пропел» и «прошагал» все слоги. Дополнительный балл получает игрок, который выполнил все предыдущие условия быстрее всех.

    Маленькая подсказка: начните с закрытого слога. Когда на первом месте – гласная, потом согласная буква, петь ребенку будет проще!


    Примеры слогов на «веревочке»:

    ах оп мы вы ма ша мо ло ко пи ла ли са у ду ба бы ла;

    ар фа иг ра ла ме ло ди ю а мы си де ли ти хо.

    Повторяйте это упражнение 3–4 раза, увеличивая скорость игры, пока ребенок не «услышит» на втором забеге по «веревочке», что он читает целое предложение: арфа играла мелодию, а мы сидели тихо.


    II этап.Правила игры: ведущий предлагает игрокам прочитать «короткие слова», состоящие из одного слога, но с постепенно увеличивающимся количеством согласных в словах, развешанных на веревочке.


    Примеры слов на веревочке:

    из пар май боль стоп куст

    ах не пой бей пыль крест

    ай сор там суп сад скок дрозд

    ох не пей сок сад пол был стол пыль

    ком лоб бум раз крот

    ам не был май рос торт

    ком лоб бум раз крот

    ух дым жук два кран крест

    ты вар там тыл пар два хлеб парк

    за сом лук конь порт сорт крем хвост

    дул мул стул рак дай том сом деньи

    III этап.Правила игры: эти же слоги и слова напечатайте на карточках.

    На каждой карточке должно быть от шести до восьми подобных слов, расположенных на четырех строчках. Пробелы между словами должны быть такими, чтобы игрок мог читать слова последовательно слева направо и сверху вниз. Для удобства ведущий дает каждому игроку палочку, чтобы игрок водил ею по направлению, которое укажет ведущий. Лучшим считается тот игрок, который верно прочитал все слова. Дополнительный балл можно дать тому, кто выполнил задание быстрее всех.

    • ЛЕСЕНКА •

    Упражнение помогает перейти от скандированного (отрывистого) чтения к чтению слов целиком, а затем к чтению целых предложений, «как взрослые», то есть перейти к холистическому чтению.

    Правила выполнения упражнения:

    1) ведущий предлагает игрокам спеть «Лесенку» под определенную мелодию;

    2) ведущий говорит игрокам, что нужно прочитать «Лесенку», как это делают актеры в театре:

    – прочитайте все предложения ласково;

    – прочитаете громко;

    – прочитайте шепотом и медленно;

    – прочитайте, будто все предложения – вопросительные;

    – прочитайте, громко выделяя только первое (второе… последнее) слово в каждом предложении;

    – прочитайте каждое выделенное слово в предложении сердито.

    Вдохните как можно глубже и прочитайте предложения «на одном выдохе»:

    • Маша

    • Маша лепила

    • Маша лепила бабу

    • Маша лепила снежную бабу

    • Маша лепила вчера снежную бабу

    • В ЭТИХ КЛЕТКАХ ЖИТЬ ДОЛЖНЫ •ЛАМПЫ, КОРАБЛИ, СЛОНЫ…

    Игра развивает пространственное представление, концентрацию внимания, формирует у ребенка понятия и представления о последовательности.

    Материалы: карточки лото, на каждой из которых по 6–8 картинок (пример карточки – рис. 5 «Лото» на цветной вклейке); карточки со словами (слова написаны по слогам, например: ИН-ДЮК, АБ-РИ-КОС, ДИ-ВАН).

    Количество игроков: от 2 до 5.

    Возраст играющих: от 6 лет.

    Правила игры: ведущий выдает каждому игроку по 2 карточки лото. На столе лежат карточки со словами, написанными по слогам. Задача игроков – быстрее всех закрыть карточку лото соответствующими словами и прочитать их правильно. Выигрывает тот, кто выполнил задание правильно и раньше всех.

    • УЗОР ИЗ СЛОВ •

    Игра направлена на развитие пространственных представлений, концентрацию внимания, помогает формированию у ребенка образа слова и представлений о последовательности.

    Материалы: касса букв, игровое поле (см. образец «Пример заполненного поля»). Размер клетки игрового поля должен соответствовать размеру буквы из кассы. Карточки со словами (примерный перечень слов смотреть в конце игры).


    Пример заполненного поля


    I этап.Правила игры: ведущий выкладывает 6–8 карточек со словами. Игрокам дается задание выложить на своем поле «узор» из слов, написанных на карточках. Для этого из кассы букв ребенок должен выбрать нужные буквы и выложить их на поле так, чтобы на одной строке былтолько один слог слова.

    Буквы слова нужно выложить на игровом поле, начиная с левого верхнего угла, двигаясь слева направо, сверху вниз по клеткам.

    Между словами нужно пропустить одну строку (см. «Пример заполненного поля»).

    Ведущий предлагает каждому игроку прочитать слова своего игрового поля. Каждое верно прочитанное слово «стоит» один балл. За каждую ошибку ведущий отбирает один балл. Ведущий подсчитывает баллы и определяет победителя.


    II этап. Игроки обмениваются своими карточками. Теперь каждый игрок должен верно прочитать все первые слоги слов карточки соперника. Каждый «правильный» слог – один балл. Затем читаются все вторые слоги и т. д., а затем – полностью читаются все слова соперника. За верно прочитанные слоги и слова ведущий присуждает баллы.

    Игру необходимо повторять в течение 3–4 занятий, постепенно увеличивая скорость прочтения слогов, слов, постепенно увеличивая количество слов.


    Примерный перечень слов

    Арбуз, улитка, арфа, яблоня, лимон, абрикос, утюг, ирис, облако, компот, борода, парус, фасоль, дорога, виноград, пудель, иней, мороз, фантик, человек, посуда, кольцо, конура и т. д.

    • ЗАГАДОЧНЫЕ СЛОВА •

    См. рис. 3 «Загадочные слова» на цветной вклейке.

    Игра помогает развить пространственное и логическое мышление, способствует формированию образа буквы и слова, формирует представление о последовательности.

    Материалы: лист бумаги с крупно напечатанными словами (8-12 слов), в которых «недоделаны» некоторые буквы, карандаши.

    Правила игры: ведущий предлагает ребенку прочитать «загадочные» слова и дорисовать «недоделанные» буквы в этих словах. Если ребенок все сделает верно, поставьте ему пятерку. Если затрудняется или искажает буквы или слово, помогите ему, дописав одну-две буквы в слове, и предложите завершить разгадку и дописать слово.

    • КТО ЗДЕСЬ ЖИВЕТ? •

    Игра развивает пространственное и логическое мышление, способствует формированию у ребенка образа слова, формирует представление о последовательности.

    Материалы: касса букв и слогов, картинки (образец см. иллюстрации, рис. 4, 5), полоски бумаги для закрывания слогов.

    Правила игры: на игровых полях (на столах, дощечках) и заранее выложены слова. Под ними – соответствующие картинки (карточки лото). Игроки подходят к игровым полям, у каждого – от шести до восьми полей. Ведущий говорит игрокам:

    – Я закрываю один слог слова. Вам нужно его угадать.

    Подсказки – это карточки лото.

    Итак, я закрываю слог и спрашиваю: «Кто здесь живет?»

    Вы отвечаете, называя слог.

    Правильный ответ – балл.

    Начали!

    В первый раз ведущий может закрывать только последний слог, затем – только первый. Через несколько занятий предложите кому-либо из игроков выступить в роли ведущего.

    Следующей ступенькой – этапом в формировании образа слова – становится работа с текстами стихотворений и сказок. Вы без труда найдете нужные стихи не только в азбуке, букваре, но и в сборниках стихов А. Барто, С. Михалкова, И. Токмаковой и т. д.

    Мы подобрали такие стихи и сказки, в которых много двух– и трехсложных слов. Затем «разбили» слова, содержащие «трудные» слоги. О «трудных» слогах мы рассказали в начале III главы.

    Если вы, уважаемые родители, захотите сами изготовить карточки упражнений, печатайте тексты крупными буквами, отделяйте черточкой «трудный» слог, как в азбуке. Ребенку, который находится на этапе перехода от чтения слогового к чтению целыми словами, станет проще читать такой текст. И еще. Очень важно, чтобы текст был веселым, нескучным!

    • ПЕЛИ-ПЕЛИ-ПЕЛИКАНЫ •

    Игра помогает развить пространственные представления, способствует формированию образа слова, позволяет перейти от слогового и скандированного чтения к глобальному чтению.

    Материалы: тексты стихотворений со словами, разделенными на слоги.

    Количество игроков: 1–3.

    Возраст играющих: от 7 лет.

    I этап.Правила игры: предложите детям распределить роли ведущего и игрока (это можно сделать с помощью жеребьевки). Игрок должен прочитать вслух свой текст, выделяя голосом, то есть читая нараспев, растягивая «островки» – части слов, закрашенные желтым цветом (в нашей книге слова-островки подчеркнуты). Второй игрок – «ведущий» внимательно ведет счет: один «островок» – один балл. Затем игроки меняются ролями.


    Тексты для игры

    На-ши мы-ши – ва-ших ти-ше.

    Не шур-шат по по-гре-бам.

    К вам не хо-дят на-ши мы-ши -

    Не пус-кай-те ва-ших к нам.

    ((В. Степанов))

    Пели-пели-пеликаны -

    Это птицы – ве-ли-каны.

    Я их видел на реке.

    Ря-дом, а не вда-леке.

    Пели-пели-пеликаны

    Пе-ли песню в трост-ни-ке

    Про за-га-доч-ны-е страны,

    Про да-ле-кие ли-ма-ны

    И про жизнь на пели-пели-

    Пеликанском ост-ров-ке.

    ((В. Степанов))

    II этап.Правила игры: после того как игроки научились читать нараспев, увеличьте скорость выполнения заданий. Пусть ведущий добавит по баллу тому, кто выполнит задание быстрее соперника.

    III этап.Материалы: тексты сказок (по количеству играющих), маркеры.

    Правила игры: ведущий раздает игрокам одинаковые тексты – фрагменты из сказок. Игроки сидят за столом. Задание: игроки должны выделить маркером все первые слоги в словах текста. Внимание! Союзы, предлоги, в которых есть первый слог, тоже нужно выделить. Побеждает тот, кто выполнит задание без ошибок. Дополнительный балл нужно дать тому игроку, который выполнил задание быстрее всех.


    Текст

    Ехала телега полем. На ней спал Воробей. А телегу Лошадь везла. Вез Воробей на мельницу мешок с зерном. Ехал, не спешил да песенки напевал. То ли сам выдумывал. То ли слышал где-то, кто знает? Одному Воробью известно. Долго ехал. Устал. Стал зевать-позевывать, а потом и вовсе заснул.

    Спит Воробей. А Лошадь телегу дальше везет. Дорога ей знакома: сначала поле, за полем лес, за лесом речка, а за речкой и мельница на горе.

    Едет телега полем. Бежит навстречу Мышка. Вскочила на телегу. Видит – на телеге мешок, в мешке – зерно, а рядом Воробей спит. (По В. Степанову)

    Игры при смешении букв по зрительно-пространственному сходству

    Игры, представленные в этом разделе, в основном направлены на развитие дифференциации букв и звуков при чтении. Зрительно-пространственное сходство букв – это их похожесть в начертании.

    Некоторые дети, занимающиеся в нашем Центре, говорят об этих буквах так: «Буквы «д» и «б» похожи, только палочки смотрят в разные стороны», «ш» и «щ» отличаются хвостиками».

    Таких «запутанных» букв, по мнению детей, много. Как справиться с детьми – великими путаниками? Поиграть в игры, предложенные далее.

    • А ГДЕ ЖЕ ХВОСТ? •

    Материалы: листы с напечатанными словами, включающими буквы «Ш» и «Щ».

    Количество игроков: от 2 до 5.

    Возраст играющих: от 7 лет.


    I вариант.

    Правила игры: игроки сидят за столом. Ведущий берет лист с выписанными или напечатанными словами, включающими буквы «Ш»-«Щ», отчетливо их произносит. У игроков на столе лежат те же листы со словами. Игрок, услышав слова, должен их «закодировать». Как это сделать? После того как ведущий произнесет слово с буквой «Ш» (например, «шиповник»), игрок должен произнести слово «три». Если ведущий произносит слово с буквой «Щ» (например, «щетина»), игрок должен сказать слово «хвост» (поскольку у буквы «Щ» действительно есть «хвостик»)! Если в одном слове встречаются и буква «Ш», и буква «Щ», то игрок должен «закодировать» буквы по порядку их следования в слове (например, «пишущий» – три, хвост). Пример «кодировки»:

    Шнурок – три

    Щенок – хвост

    Мышка – три

    Мишка – три

    Щука – хвост

    Шуршание – три, три

    Повышающий – три, хвост и т. д.

    За каждую верную «кодировку» ведущий присуждает игрокам по баллу, за неверный ответ балл не присуждается. В конце игры подсчитываются баллы всех игроков, выявляются и поощряются победители.


    Лист со словами для игры

    Шило, шарик, щенок, штрих, шкаф, школьник, шорник, щавель, шомпол, мошкара, щетка, вышка, рыщет, слышать, ищет, вышивать, крошка, макушка, окошко, крышка, Кощей, крыша, днище, волчище, лошадь, хвостище, пишущая, машинка, шуршание, тишина, мощь.

    II вариант.

    Правила игры: через 2–3 занятия ведущий усложняет правила игры, добавляя букву «Ц», которую нужно «закодировать» словом «два». Все остальные условия и правила игры сохраняются.


    Лист для игры[7]

    Шампунь, щетина, кувшин, Муха-Цокотуха, шарик, кувшинка, лицо, кольцо, машина, крыльцо, щупальца, колодец, водица, мошкара, курица, цыпленок, болотце, цапля, пороша, вишня, прощение, угощение, цепляющий, сшивающий, штанишки, прищепка, оценка, нашел, щелкнуть, каштан, лещик, калоша, клещи, спицы, вышивка, клешня, кашица, кормушка, погремушка, плащ, молодец!

    Для продвинутых пользователей

    Правила игры: «Для продвинутых пользователей», как говорят наши дети, добавить к прежним словам еще и слова-ловушки, в которых нет букв «Ш», «Щ», «Ц», «Ч». Например:

    Цепляющий – два, хвост

    Парусник – ловушка!

    Промышляющий – три, хвост


    Примерный список слов для игры

    Царапина, шнурок, щеточка, шипение, шиповник, щенок, штопка, цинк, щегол, штучка, щука, плещет, царапает, прошение, прощение, помощь, помощник (обратите внимание ребенка на то, как слово пишется, пусть произнесет со звуком Ш, но букву «Щ» закодирует словом «хвост»), кольцо, морщинка, машинка, щипцы, шипящая, цепляет, отцепляющий, мотоцикл, «Мерседес», пишущий, мычащий, повышающий, молодцы, градусник.

    • Ш-Щ-Ц-Ч СИДЕЛИ НА МЯЧЕ! •

    Можно отработать в игре с мячом те буквы, которые ребенок «неправильно видит» при чтении, путает.

    Правила игры: ведущий называет слово и бросает мяч ученику, ребенок ловит мяч, затем бросает его ведущему, одновременно называя из слова только буквы «Ш», «Щ», «Ц», «Ч».

    Например:

    бабочка – ч, капустница – ц, угощение – щ, колокольчик – ч, шапка – ш, циферблат – ц, кошечка – ш, ч, колчан – ч, щеточка – щ, ч, отлично – ч.

    Б-Д БОБРЫ, БУДЬТЕ ДОБРЫ!

    Материалы: мяч, лист со словами.

    Количество игроков: 1–5.

    Возраст играющих: от 7 лет.

    Правила игры: напечатайте на листе или напишите слова, включающие буквы «Б»-«Д». Объясните ребенку, что сейчас вы будете играть с мячом и… словами!

    Когда вы будете произносить слово с буквой «Б», бросьте ребенку мяч. Ребенок должен будет сначала подбросить мяч вверх, затем повторить слово, потом бросить мяч вам. Если буква «Б» встречается дважды в слове, то и мяч надо подбрасывать дважды.

    Если в слове есть буква «Д», то ребенку нужно будет один раз ударить мячом об пол, произнести слово, бросить вам мяч. Если букв «Д» в слове две, то ударить мячом об пол тоже нужно два раза, потом произнести слово, затем бросить мяч ведущему.


    Список слов для игры

    Доктор, дырокол, диктор, буря, Буратино, бочка, селедка, дым, друг, буква, вдруг, баран, барабан, барышня, бобр, договор, буренка, батончик, бензин, дукат, дымоход, дятел, медведь, белка, подвода, провода, удовольствие.

    Через 5–7 занятий усложните задачу. Добавьте слова, в которых есть обе буквы – «Д» и «Б». Объясните ребенку, что теперь нужно будет произнести слово, определить место букв, соответственно этому подбросить мяч вверх или ударить мячом об пол.


    Список слов

    Будильник, дятел, добрый, длинный, Бармалей, бегемот, болото, ведерко, бодрый, быстрый, дубинка, Айболит, бадминтон, дубок, будка, гудок, дудочка, молодец.

    • ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ БУКВ О-А •(по материалам упражнений И. Н. Садовниковой, 1997)[8]

    Материалы для игры:

    1) раздаточные карточки, таблички:

    • карточка с квадратом, в котором есть буква «А» со знаком «+»;

    • карточка с квадратом, в котором есть буква «О» со знаком «+»;

    • квадрат со знаком «-»;

    • квадрат со знаком «+»;

    2) ручки, листы бумаги, цветные карандаши или фломастеры.

    Количество карточек, ручек, листов – по числу игроков.

    Число игроков: 1–2.

    Возраст: от 7 лет.

    I этап (узнавание гласного в ряду других). Используем карточки:

    • квадрат со знаком «-»;

    • квадрат со знаком «+».

    Правила игры: ведущий называет слова, игроки, услышав, повторяют слова и поднимают карточки с «+», если буквы «А» или «О» в начале слова есть, или «-», если нет. Выигрывает тот, кто сделал меньше ошибок.


    I задание

    Арфа, изюм, окунь, узел, адрес, имя, ужин, охнул, отпуск, улей, окна, эхо, август, умник, иней, изредка, утренник, остров, игры, ослик, атлас, орден, уголь, аист, класс.

    II задание

    Выполняется аналогично, но карточку со знаком «+» следует поднять, если есть «А» в середине слова.

    Через 2–3 дня ведущий отрабатывает с игроками букву «О».

    Нужно поднять карточку «+», если в слове есть «О».


    Пример игровой карточки

    Куст, сок, шкаф, пол, лук, рос, мох, рот, рис, сын, наш, лось, бык, пар, мак, шар, ширь, бак, мышь, гусь, март, конь, так!

    II этап. Используем:

    • карточки с квадратом, в котором есть буква «А» со знаком «+»;

    • с квадратом, в котором есть буква «О» со знаком «+».

    Правила игры: ведущий предлагает «озвучить» слова, написанные на карточках. Читать их и поднимать карточки так: первый слог ударный – поднять карточку с квадратом, в котором есть буква «А» со знаком «+» или соответственно буква «О» со знаком «+».


    Карточки со словами

    Окунь, охнул, лось, палец, мох, мать, сурок, варит, крошка, чашка, ночи, зима, море, август, морские, ложки, скорый, норы, март, парки.

    III этап. Читаем стихотворение, вставляя пропущенные ударные «А» и «О».


    Котик и козлик

    Там к-тик ус-тый по с-дику бр-дит,
    А к-злик рог-тый за к-тиком х-дит.
    И л-почкой к-тик м-ет св-й р-тик.
    А к-злик сед-ю трясет бород-ю.
    ((В. А. Жуковский))

    IV этап. Правила игры: ведущий предлагает игрокам прочитать предложения, а затем написать карандашами гласные

    «А> и «О». «А> – красным карандашом. «О» – любым другим.


    Текст для работы[9]

    Ск-ро ск-зка ск-зывается.
    Да не ск-ро дело делается,
    – стры расцвет-ют – сенью.
    Л-мпа внез-пно пог-сла.
    Р-вный асф-льт р-дует пешехода.
    Хор-шая дор-га нр-вится водителю авт-буса.
    Свис-ет прозр-чная гр-здь виногр-да.
    См-лк сол-вушка в ч-ще лесн-й.

    Игры при смешении во время чтения звуков по фонетико-фонематическому сходству, при смешении низкочастотных звуков и звуков по акустико-артикуляционным свойствам

    Следующие игры помогают ребенку различать при чтении буквы и звуки, развивают концентрацию внимания, аналитическую функцию мышления, тренируют коммуникативные навыки.

    • РАЗЛИЧАЕМ Е-Ю •

    Материалы:

    • раздаточные карточки со словами, карточка с буквой «Ю» со знаком «+», карточка с буквой «Ё» со знаком «+», квадрат со знаком «-», квадрат со знаком «+»;

    • ручки, листы бумаги, цветные карандаши или фломастеры (количество карточек, ручек, листов – по числу игроков).

    Число игроков: 1–2.

    Возраст: от 7 лет.

    I этап. Правила игры: ведущий предлагает «озвучить» слова. Читать их и поднимать карточку с буквой «Ю», если буква в слове есть, или карточку со знаком «-», если буквы «Ю» в слове нет.

    II этап. Материалы:

    • карточки с буквами «Ю» и «Ё»;

    • игровые карточки со словами.

    Число игроков: 2.

    Правила игры: ведущий дает первому игроку карточку со словами, второму – карточку с буквой «Ю». Первый игрок читает слова, а второй – поднимает карточку, если в слове есть эта буква. Слова читает первый игрок вслух, ведущий следит за ходом игры. Затем игроки меняются ролями: второй читает слова. А первый поднимает карточку с буквой «Ё», если в слове есть буква.


    Примеры карточек

    Ёлка, съёжился, южный, юбка, приём, каёмка, лютики, таёжный, союз, орёл, юрта, плёнка, прилёг, уютный, клюшка, плёл, клён, плюшевый, любит, цвёл, лётчик, бельё, плюс, салют.

    III этап.Материалы: раздаточные карточки с текстами, маркеры или цветные карандаши.

    Правила игры: игроки должны вставить в карточки одним цветом – букву «Ю», другим – «Ё».

    Выиграет тот, кто выполнит задание правильно.


    Пример карточки

    У школы кл-н. Мы любим сидеть у кл-на. Вот над ним гудят пч-лы и по-т птицы. Бедный – жик – жится от холода. Туча по небу ид-т, бочка по мор– плыв-т. и Хор по-т песн-. Л-к вед-т в т-мный тр-м на корабле. Осень– ль-т сильные дожди. Весной грачи вь-т гнезда. Мы собираем спелу– кл-кву.

    • РАСПОЗНАВАНИЕ О И У. •БУКВЫ ИЗ СПИЧЕК

    Материалы: карточки с нарисованными буквами «О» и «У», спички, карточки-задания (одна карточка – одно слово).

    Правила игры: игроки сидят за столом. Ведущий выкладывает карточки с буквами «О» и «У», предлагает посмотреть на них и выложить из спичек буквы «О» и «У». Ведущий обращает внимание: буква «У» получилась из двух спичек, буква «О» из четырех. Теперь игрокам выдаются карточки, где записаны слова с пропусками букв «У» или «О». Игроки должны выкладывать по очереди спички на карточку: если пропущена буква «У» – две спички, если «О» – четыре. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся.


    Слова для карточек-заданий л-ч, кл-б, с-р, с-п, с-мка, сп-рт, сл-н, л-сь, кр-г, г-сь, л-м, зв-н, зв-к, л-к, к-рт, к-бик, б-лка, б-чка, р-ст, к-ст, шн-р, с-н, гр-м, тр-н, к-рм, кр-г, п-ть, гв-здь, тр-сть, м-ст.

    • СТОЛ ИЛИ СТУЛ? •

    Материалы: карточки со словами, школьный толковый словарь.

    Количество игроков: 1–2.

    Возраст: от 7 лет.

    Правила игры: ведущий раздает карточки с парами слов, игроки должны прочитать, произнести и объяснить лексическое значение каждого слова. Выигрывает тот, кто правильно причитает и объяснит значение большего количества слов.


    Карточки для игры гол – гул сток – стук трос – трус точка – тучка стол – стул сок – сук стройка – струйка

    • ОТЛИЧАЕМ В-Ф •

    Материалы:

    • карточки со словами,

    • карточки с цифрами от 1 до 9, две ленты разных цветов (по 3–4 метра).

    Количество игроков: 2.

    Возраст: 7 лет.

    I этап. Правила игры: игроки вместе с ведущим укладывают на полу ленты в форме букв «Ф» и «В». Ведущий говорит, что теперь каждый игрок «пройдет по маршруту», то есть по одной из лент. Тот, кто пойдет по букве В, должен взять со стола все карточки со словами, в которых есть буква «В», и разложить их на соответствующей ленте. Другой игрок должен будет выполнить то же самое с лентой – буквой «Ф». Победителем станет тот, кто уложит на своей ленте большее количество слов.


    Слова для игры

    Корова, свекла, футбол, волейбол, профиль, профессия, конверт, конфета, нефть, фартук, клавиши, проверка, буфет, слова, лифт, плавал, вата, жирафы, фонтан, свеча, кофта, фонарик, сова, кофе.

    II этап.Материалы: карточки с цифрами от 1 до 9, карточки со словами.

    Правила игры: игроки сидят за столом, ведущий выкладывает на стол карточки со словами. Перед игроками – таблички с цифрами. Ведущий читает слова, игроки слушают и поднимают карточку с цифрой, которая соответствует месту буквы «В» в слове. Например, сова – цифра 3, винт – цифра 1, вывел – цифры 1 и 3. Если такой буквы нет, то карточку игроки не поднимают.


    Карточка для I тура (с буквой «В»)

    Соловушка, голова, перевод, водовоз, водопровод, вдевал, провод, вывихнул, вывел, полевой, выплывает, выводы, завинтить, вывинтить, взрыв, выровнять, взвод, проверил, превосходно!

    Карточка для II тура (с буквой «Ф»)

    Филин, профессия, нефть, фуфайка, фланель, фартук, фехтование, кофейник, магнитофон, туфли, шлифует, муфта, зефир, фрукты, шкафы, шарф, шофер, платформа, кофта, фарфор, цифра, салфетка, светофор.

    III этап.Материалы: карточки с текстами, треугольники и кружки.

    Количество игроков: 2.

    Правила игры: ведущий предлагает игрокам взять карточки с напечатанными предложениями и закрыть все буквы «В» треугольниками, а все буквы «Ф» – кружками. Выигрывает тот, кто выполнил задание безошибочно.


    Тексты заданий

    Вера варит фасоль. У Вали фиалки на фартуке. У Федора новая фарфоровая кружка. Ефим во сне видел филина. У Феди новая фуражка. Фабрика выпускает много обуви. В августе поспевают великолепные фрукты и овощи. На картофеле снова появились вредители!

    Все в доме было. И печка. И кровати. И фарфоровая посуда! А на окнах занавесочки с фиалками. В углу стоял телевизор, возле него лежал телефон. Правда, телевизор был старенький. А телефон сломанный. Но дядю Федора это не встревожило. Он много вещей в доме починил и исправил, (по Э. Успенскому)

    П-Б СПИЧЕЧНЫЙ ШИФР

    Игра тренирует навыки контроля действий, развивает зрительно-моторную координацию, концентрацию внимания, аналитическую функцию мышления.

    Материалы: карточки с нарисованными буквами «П» и «Б», спички, карточки-задания.

    Количество игроков: 2–3.

    Правила игры: игроки сидят за столом. Перед ними – карточки с буквами «П» и «Б». Ведущий предлагает игрокам выложить тремя спичками букву «П», а пятью – выложить «Б».

    Игрокам выдаются карточки, где записаны слова с пропусками букв «П» или «Б». Они должны выкладывать по очереди спички на карточку: если пропущена буква «П» – три спички, если «Б» – пять. Если игроки хорошо справляются с заданиями, скорость игры можно постепенно увеличивать. Выигрывает тот, кто не допустил ошибок.


    Слова для карточек-заданий

    Заботливый, приборы, барабан, почта, пробка, банька, попугай, поверхность, бедро, плотник, свобода, зоопарк, брюки, пшено, корабли, собрал, спорил, трубы, сапоги, сентябрь, пастух, лопата, капли, паркет.

    • БУСИНКИ •

    Материал: карточки-задания, шарики или бусины двух цветов.

    Количество игроков: 2–3.

    I вариант. Правила игры: игроки сидят за столом. Ведущий раздает игрокам тексты и кладет две коробки с бусинами синего и желтого цвета. Игроки по очереди читают свои тексты. Во время чтения, увидев букву «Б», выкладывают желтую бусину, если в слове есть буква «П» – синюю. По окончании игры ведущий считает бусины и называет победителя: у кого совпало количество бусин с количеством названных букв.


    II вариант. Шуршим и стучим. Правила игры: игроки, s сидящие за столом, получают тексты. Ведущий предлагает, вставляя букву «П», сминать лист бумаги, вставляя бук-ч ву «Б», стукнуть ручкой по столу. Выигрывает тот, кто верно выполнил задание.


    Текст упражнения

    У Хватайки отнять простую вещь было непросто. Полчаса кот по дому бегал за ним. Наконец отобрал бусы! Зачем они птичке?

    – Что бы ты с ними делал? – спрашивал Матроскин.

    Хватайка обиделся, подскочил сзади и – хвать его за хвост! Кот от ужаса до потолка подпрыгивал. И все смеялись до упаду.

    ((Э. Успенский))
    Д-Т В КОНЦЕ ПОСТАВИЛ… ДОЧКУ

    Правила игры: можно использовать тот же принцип, что и в предыдущей игре «Шуршим и стучим»: во время прочтения буквы «Д» игрок должен стукнуть по столу ручкой, читая «Т», сминать лист бумаги. Итак, снова шуршим и стучим.

    Тексты упражнений

    Дядя Федор назвал галчонка Хватайкой. Такая птица странная! Что видит, все на шкаф тащит. Увидит спички – на шкаф. Увидит ложку – на шкаф. Даже будильник на шкаф перетащил. Потом он немного подрос, поправился и стал в окно вылетать. Но к вечеру обязательно возвращался. И не с пустыми руками. То ключ от шкафа притащит, то детскую формочку. Однажды даже соску принес. (Э. Успенский)

    Дятел на суку сидит,
    Дятел дерево долбит.
    День долбит, два долбит —
    Носом в небо угодит.
    • ВЫБЕРИ СЛОВО •

    Игра направлена на развитие произвольного внимания, зрительного восприятия, контроля действий, дифференциации парных звуков: «Д» – «Т», «Б» – «П», «В» – «Ф» и т. д.

    Правила игры: ведущий предлагает закончить игрокам предложения, выбирая подходящее слово. Выигрывает тот игрок, который успешно справился с заданием. Предлагаем материалы для дифференциации парных звуков.


    «Д» – «Т» У Аленушки на сердце… На крыльце прибита новая… / доска, тоска Ветер… с деревьев последние листья Придвинь гостю… / сдул, стул Ура! Брат… экзамены Я… лучше учиться / стал, сдал


    «Б» – «П» В синем небе звезды… В синем море волны… / плещут, блещут На траву выкатили… На деревьях набухают… / почки, бочки Вот уже петух… Надо устранить лишний… /пробел, пропел.


    «Г» – «К»

    Весь чердак уже в…

    Бьются голуби в… / огне, окне

    Раздается детский…

    Золотится на солнце пшеничный… / колосок, голосок

    • ХЛОПНИ В ЛАДОШКИ •

    Такой вид игровых упражнений помогает ребенку овладеть навыками звукового анализа слов, способностью дифференцировать (выделять) звуки.

    Ведущий предлагает игрокам хлопнуть в ладоши, как s только они услышат слово с определенным звуком (например, со звуком «С»). Выигрывает тот, кто не допустил ошибок.


    I этап.Правила игры: ведущий: «Хлопни в ладошки, когда услышишь звук «С».

    Сонная сорока сидела на сосне.
    Снегири и сойки снились ей во сне.
    «Скорей!» – сердились сойки.
    «Спешим!» – снегирь свистел.
    Сороку стукнул по спине,
    И сон с нее слетел.
    ((И. Токмакова))

    II этап.Правила игры: ведущий предлагает игрокам: «Хлопни два раза на звук «3», один раз – на звук «С».

    Забрался снеговик
    На зимние качели,
    И в тот же самый миг
    Качели – полетели.
    Они снеговика помчали, как в ракете,
    Туда, где облака
    Качает в небе ветер.
    Задрав морковный нос,
    Смотрел он удивленно
    На свет волшебных звезд
    То синих, то зеленых.
    ((В. Степанов))
    • ПРОДОЛЖИ СЛОВО •

    Игровое упражнение способствует развитию фонематического восприятия, развивает у детей способность дифференцировать звуки на слух, тренирует моторную координацию, способствует формированию образа слова.

    Материалы: мяч.

    Количество игроков: 1–2.

    Возраст: от 7 лет.

    Правила игры: ведущий становится напротив игроков, берет мяч и называет первую часть или слог слова, затем бросает мяч игрокам по очереди. Игроки должны поймать мяч, продолжить слово, отбросить мяч ведущему. Если один из игроков долго не называет слово, то ему помогает второй игрок: ход переходит с мячом ко второму игроку. Итак, второй игрок забирает мяч и продолжает слово. Каждый ответ – балл. Игра ведется до 20 очков.


    Словарный материал для игры

    Дифференциация «Р» – «Л»

    Рва-…, крыль-…, плы-…, кар-…, при-…, грел-…, пере-…, вер-…, библио-…, кастрю-…, гро-…, паро-…, ло-…, гля-…, гру-…

    Дифференциация «Г» – «К» – «Х»

    Го-…, ко-…, ох-…, гал-…, год-…, кад-…, ко-…, мох-…, сок-…, гре-…, кух-…, хо-…, хруп-…, гон-…, схо-…

    Дифференциация «Ч» – «Т»

    Поч-…, чел-…, чи-…, чу-…, точ-…, черес-…, чисто-…, пче-…, соч-…, привыч-…


    Обратный вариант игры: ведущий, стоя напротив игроков, сообщает, что будет называть последнюю часть слова и бросать мяч. Перед броском ведущий может повернуться к игрокам спиной, «подсказав» таким образом схему слова. Игроки должны придумать начало и сказать все слово, отбросив мяч ведущему. Игра завершается, как только один из игроков набирает 10 баллов. Начали!

    Дифференциация «Р» – «Л»

    …– рал,…-рол,…-рыл,…-лит,…-лер,…-люр,…-рел,…-тер,…-риг,…-карь,…-тор.

    Дифференциация «С» – «Ц»

    …– ница,…-цепить,…-цы,…-са,…-яс,…-сы,…-сяц,…-сик,…-сит,…-лась,…-цать,…-сом,…-ец,…-ее,…-сот.

    • УТОЧКА НЫРЯЕТ, ХВОСТИК ОСТАВЛЯЕТ •

    Игровое упражнение развивает пространственное представление, логическое мышление, способствует формированию образа слова.


    I вариант. Материал: фрагменты текстов для чтения (по количеству игроков).

    Количество игроков: 1–3.

    Возраст игроков: от 7 лет.

    Правила игры: ведущий предлагает игрокам читать вслух в течение 5 минут фрагмент текста. В каждом слове нужно прочитать только последние две буквы. Если слово – предлог и в нем только одна буква – игрок тоже должен эту букву читать. В первый раз ведущий дает текст для чтения, где концовки слов выделены другим цветом или подчеркнуты. Можно ведущему заранее напечатать в текстах концовки другим шрифтом.


    Новые заботы

    На другое утро дядя Федор, пес и кот дом в порядок приводили. Паутину сметали, мусор выносили, печку чистили. Особенно кот старался: он чистоту любил. Он с тряпкой на все шкафы, под все диваны залезал. Дом и так был не очень грязненький, а тут совсем заблестел. (Э. Успенский)

    II вариант. Этот вариант игры не только способствует закреплению образа слова, формированию произвольности, но и предупреждает ошибочное «угадывающее» чтение.

    Правила игры: в следующем фрагменте текста ведущий дает задание игроку: выделяй концовки слов (две буквы) – обведи их маркером, а затем прочитай выделенное вслух.

    А от Шарика пользы мало было. Он только носился, лаял от радости и чихал во все углы. Дядя Федор не выдержал и послал его в огород картошку окучивать. И пес так заработал, что только земля летела во все стороны. (Э. Успенский)

    Игроки чаще всего говорят потом ведущему: «Получился новый язык какой-то. Интересно!»

    III вариант (усложненный) направлен на развитие внимания, способствует развитию контроля действий.

    Правила игры: ведущий предлагает игроку быстро прочитать вслух только последние две буквы следующих 4–5 предложений, но без «помощника» – без выделения маркером.

    Весь день они так трудились, И морковь пропололи, и капусту. Ведь они сюда жить приехали, а не в игрушки играть.

    А потом они мыться на речку отправились и, главное, Шарика купать. (Э. Успенский)

    IV вариант. «Лось, что тебе снилось…» Правила игры: ведущий предлагает: «Попробуй понять рассказ лося Можжевельника из сказки и угадать начало каждого слова, где вместо букв (буквы) стоит черточка».

    Побеждает игрок, «узнавший» наибольшее количество слов.

    _рошло два _аса, и лось _роснулся от _ого, что у _его затекло все тело от рогов до _опыт. Обычно Можжевельник любил спать в _ругой позе – _тоя. А тут он _очему-то лежал, да еще на чем-то _вердом. Во сне ему привиделось, что он лежит на крыше музея, а _округ летают _лобные птицы с _обачьими _ордами. (Матюшкина Е., Оковитая Е.)

    • «МЕЛЬКАНИЯ» И ЗРИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ •

    Упражнения в виде игр, объединенные единым способом «мелькания», помогают формированию образа слова и одновременно направлены на повышение концентрации внимания. Один из самых распространенных примеров «мелькания» – это чтение с помощью плотного листа картона размером 5 на 10 см с прорезанным «окошком», равным по длине 2 слогам, высота которого должна быть равна примерно высоте строки. Двигая такой лист, ученик глазами «пробегает» вслед за карточкой и читает.

    Правила выполнения: можно двигать линейку сверху вниз (скорость «передвигания» – примерно одна строка в секунду). Позже линейку заменяем короткой указкой, простым карандашом, палочкой. А с теми, кто очень любит рисовать, вместо палочки для чтения можно использовать кисточку и читать, а иногда мысленно раскрашивать «длинные» или малопонятные слова. Кисточка поможет и в том случае, если ребенок неверно (невнимательно) читает концовки слов: можно кисточкой закрывать на 1 секунду в каждом слове текста последние 1–2 буквы.


    • ИСЧЕЗАЮЩЕЕ ПИСЬМО •

    Материалы: доска, влажная тряпка, тетради, ручки.

    Количество игроков: от 2.

    Возраст: от 7 лет.

    Правила игры: ведущий мокрой тряпкой (узким кусочком поролона) быстро пишет на доске печатными буквами фразу, пока запись высыхает, игроки должны прочитать ее и затем записать в тетрадях.

    • СЛОВА НА ВЕРЕВОЧКЕ • И ПО КРУГУ

    Материалы: тесьма, круговой каркас (маленький хула-хуп), таблички со словами – 16–25 штук, орфографический словарь (список слов в конце учебника русского языка для учеников 2-го, 3-го, 4-го классов).

    Количество игроков: 1–2.

    Возраст игроков: от 7 лет.

    I вариант. Правила игры: на небольшом плотном листе бумаги или картона ведущий заранее пишет или печатает слово, делает маленькое отверстие близко к правому краю листа бумаги, картона, затем продевает через отверстие кусок тесьмы, веревочки или шнурок, закрепляет его с обратной стороны листа.

    Ведущий протягивает за веревочку по столу получившиеся таблички со словами и предлагает игрокам прочитать, что написано на табличке. Побеждает тот, кто правильно читает слова. А тот, кто еще и быстрее всех делает это, получает дополнительный приз – выбрать для всех игру!

    Сделайте столько «слов на веревочке», сколько нужно ребенку для чтения в течение 1–2 минут (16–25 слов). Слова для такой работы легко найти в любых дидактических сборниках для 1–4 классов.

    II вариант. Правила игры: ведущий предлагает игрокам прочитать слова, которые он расположил «по кругу». Ведущий вращает слова, а игроки должны успеть их прочитать. Победил тот, кто прочитал больше всех слов.

    Зрительные диктанты

    • ТРОЯ – НЕ «ТРОЯН» •

    Такие диктанты призваны расширять поле зрения ребенка, увеличивают словарный запас и, наконец, пробуждают любопытство. Выясняется, например, что Лувр имеет много общего с Эрмитажем, а Троя – это… город, а не фамилия человека, придумавшего компьютерный вирус!

    Правила игры: глядя на цифры в центральных окошках, ученик должен «ухватить» глазами слог в левом и правом окошке, просмотреть слово вертикальным, а не горизонтальным движением глаз. Группы слов подбираются или по тематике (например, математические термины, лингвистические термины, фамилии полководцев, названия городов мира, устаревшие слова, названия музеев стран Европы) или в алфавитном порядке. Конечно, в 1-м классе зрительные диктанты начинаются с коротких слов (состоящих из одного-двух слогов).

    Пример зрительного диктанта для 1-го класса



    Диктант лучше всего напечатать на альбомном листе. Его нужно положить на парту ученика. Первая строка по ширине вместе с центральным столбцом может быть не более 2,5–3,5 см. Это размер 2–3 слогов без пробелов.

    • ИГРЫ СО ЗРИТЕЛЬНЫМИ • ДИКТАНТАМИ

    Материалы: школьные орфографические словари, доски, мелки, тетради, ручки – по числу игроков.

    Количество игроков: 1–2.

    Возраст игроков: от 7 лет.

    I вариант. Правила игры: игрок должен двигаться «вниз по лесенке», стараясь смотреть только на центральный столбик, где напечатана цифра (или – для самых юных чтецов – незатейливая картинка: елочка, мячик, лодочка). Это позволит постепенно увеличить поле зрения ребенка, и он станет читать быстрее.


    II вариант. Материал для игры: карты со словами в таблице (см. примеры зрительных диктантов для 2-3-х классов), секундомер.

    Количество игроков: от 2.

    Возраст игроков: 7 лет.

    Правила игры: ведущему необходимо записать на доске 6–7 односложных или двухсложных слов. В течение 25–30 секунд играющим нужно прочитать их вслух, произнося каждое слово отчетливо. Выиграл тот, кто, отчетливо произнося слова, затратил меньше времени.


    Слова дляигры

    Гром, гвалт, крупа, ушко, ключи, кромка, правда, строка, точка, строчка, стройка, скатерть, смотр, портной, пульт, галстук, справка, вдруг, кружок, Дружок.


    III вариант. Количество игроков: 1–2.

    Правила игры: ведущий записывает на доске слова, в которых на месте 2–3 букв произносится 1 звук, и предлагает игрокам прочитать слова. Выиграет тот, кто прочитает все слова без ошибок.

    Если игрок один, то ведущий дает очко за каждое верно прочитанное слово и отбирает очко в свою пользу за каждую ошибку. В конце игры сравнивается количество очков у игрока и у ведущего.


    Слова для игры

    Счастье, грузчик, счет, солнце, сердце, лестница, искусство, подсчет, агентство.


    IV вариант. Правила игры: ведущий раздает игрокам орфографические словари и предлагает отыскать по 6–8 слов таких, в которых:

    1) первые две буквы – согласные (кров, спор, вбок, сфинкс и т. д.);

    2) слова, в которых есть сочетания двух гласных подряд (аэробус, дуэль, Суэцкий и т. д.).

    Затем игрокам нужно записать слова в тетради в столбик. Ведущий обязательно говорит, что слова следует подбирать так, чтобы не более 2 слов начинались с одной и той же буквы. Значение слов, доступных пониманию, игроки могут объяснить сами или с помощью ведущего. Значение отдельных слов пусть выяснят с помощью толкового словаря дома и сообщат на следующем занятии. Это мотивирует к самостоятельной работе со справочной литературой и оживляет работу, так как ребята сами распределяют слова между собой.


    Примеры зрительных диктантов для 2-3-х классов, составленных нами совместно с учениками 4-5-х классов










    Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное

    Все материалы представлены для ознакомления и принадлежат их авторам.