Онлайн библиотека PLAM.RU


  • 1. Программа курса «История экономики»
  • 2. Основная литература по курсу “История экономики”
  • 3. Темы контрольных работ для студентов дистанционной формы обучения
  • 4. Рекомендации по работе с учебным пособием
  • РАЗДЕЛ I

    УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ

    1. Программа курса «История экономики»

    Тема 1. Введение в историю экономики

    Предмет истории экономики и его эволюция в работах представителей немецкой исторической школы, марксизма, институционализма, школы «Анналов», клиометрии. Современные трактовки предмета. Международный конгресс по экономической истории. Общее и особенное в экономическом развитии и истории экономики. Методы историко-экономического анализа. Функции науки. Место истории экономики в системе экономических наук. Проблемы периодизации истории экономики. Формационный и цивилизационный подходы. Экономические циклы и периодизация истории экономики. Основные признаки хозяйства. Основы типологии хозяйства. Россия и мировая экономика.

    Структура курса. Общая характеристика источников и литературы.

    Тема 2. Хозяйственные формы и отраслевая структура экономики древнего мира

    Общая характеристика эпохи и ее хронологические рамки. Основные черты и направления развития первобытного общества и его хозяйства. Технические достижения. Фазы эволюции. Хозяйственно-технические достижения. Неолитическая революция.

    Фазы эволюции и варианты развития рабовладения. Особенности хозяйства древневосточных обществ. Античное рабовладение. Внешнеэкономическая деятельность. Причины упадка и гибели рабовладельческой системы.

    Особенности первобытной экономики у восточных славян. Факторы, влияющие на ход экономического развития русских земель. Формы организации хозяйства и их эволюция. Основные виды деятельности восточных славян. Особенности перехода к классовому обществу.

    Тема 3. Экономическое развитие в эпоху средневековья

    Пути и этапы развития средневековой экономики. Возникновение феодальной собственности и ее эволюция. Абсолютное и условное землевладение.

    Особенности восточной и западной моделей феодализма. Изменение структуры экономики и форм хозяйствования. Поместье, вотчина, крестьянское хозяйство, ремесленная мастерская, гильдия, цех. Межгородская и международная торговля. Роль средиземноморской торговли в экономическом развитии средневековой Европы. Ганзейский союз. Особенности финансовой системы. Денежное обращение и денежная торговля. Средневековые банкиры и их операции. Начало вексельного обращения.

    Экономический быт и хозяйственная культура средневековья.

    Тема 4. Хозяйственный строй русских земель в IX–XVII вв.

    Организация феодального хозяйства в Киевской Руси. Пути образования и функции древнерусских городов. Особенности организации ремесленного производства. Развитие внутренней и внешней торговли. Возникновение денежной системы. Истоки русского предпринимательства.

    Формы хозяйствования и структура экономики в период феодальной раздробленности и татаро-монгольского ига. Формы землевладения и эволюция отношений зависимости. Феодальная рента и ее виды. Торговля и денежное обращение.

    Социально-экономические основы объединения русских земель. Формирование приказной системы управления. Патриархально-семейный корпоративизм как важнейшая черта русского домохозяйства. Усиление закрепощения. Становление и эволюция национальных форм организации производства. Развитие торговли.

    Экономика Русского централизованного государства во второй половине XV–XVII вв. Образование всероссийского рынка. Начало хозяйственного освоения Сибири. Проблема распространения экономических циклов в российской экономике. Мобилизационный тип развития и его признаки. Экономические преобразования Алексея Михайловича.

    Тема 5. Особенности экономического развития европейских стран в эпоху первоначального накопления капитала и мануфактурного производства

    Великие географические открытия и торговая революция XVI в. «Революция цен» и ее последствия для Западной Европы. Первоначальное накопление капитала: источники, методы и результаты. Особенности развития в Голландии, Англии, Франции и Германии.

    Возникновение мануфактурного производства. Изменение экономической структуры ведущих стран. Развитие мировой торговли. Эволюция форм торговой политики. Роль буржуазных революций в хозяйственном развитии Голландии и Англии.

    Особенности начального этапа первоначального накопления капитала в России. Проблема российской модернизации. Реформы Петра 1 и их последствия для социально-экономического развития страны.

    Экономическая политика Екатерины II. Усиление монополизма и крепостного характера экономики. Состояние финансовой базы России. Проблемы государственного бюджета.

    Экономика России в конце XVIII-первой трети XIX вв. Складывание разрешительной системы предпринимательской деятельности. Роль раскольников в экономической жизни России. Сепаратное акционерное законодательство и развитие акционерных обществ. Становление биржевой системы. Опыт хозяйственных реформ.

    Тема 6. История промышленного переворота и индустриализации конца XVIII–XIX вв.

    Содержание промышленного переворота Его источники, направления, последствия. Особенности в европейских странах, США и Японии. Сдвиги в структуре экономики и занятости населения. Развитие финансовой системы. Страны-лидеры и их экономическая роль в мире.

    Хозяйственное развитие России в 1830–1860 гг. Предпосылки и условия промышленного переворота. Основные проблемы и противоречия индустриального развития в крепостнических условиях. Методы стимулирования сырьевого и сельскохозяйственного экспорта. Причины отставания России. Структурный кризис 1850–1860 гг. Экономические реформы 1860–1870 гг. и их влияние на экономическое развитие страны.

    Тема 7. Основные тенденции в развитии мирового хозяйства в конце XIX – первой трети XX вв.

    Структурные изменения в экономике развитых стран. Сдвиги в расстановке стран-лидеров. Территориальный раздел мира и деформация отраслевой структуры экономики колониальных и зависимых стран. Изменения в финансовой системе и торговой политике. Экономические причины и последствия первой мировой войны. Версальский мир. Возрождение экономики Германии. Планы Дауэса и Юнга.

    Мировой экономический кризис 1929–1933 гг. Варианты выхода из него. Зарождение современного менеджеризма и маркетинга.

    Особенности экономического развития России в конце XIX-нач. XX вв. Теория «второго эшелона» развития капитализма. Особенности развития промышленности и сельского хозяйства. Попытки хозяйственного реформирования. С. Витте. П. Столыпин.

    Проблема российских монополий. Особенности функционирования государственного сектора. Развитие внутренней и внешней торговли. Экономические программы революции 1917 г. Условия формирования командно-административной системы экономики в России. Структурные сдвиги в экономике в период революций 1917 г. и гражданской войны. Хозяйственное развитие советской России в 1917–1927 гг. Политика «военного коммунизма». НЭП. Денежная реформа 1922–1924 гг. Индустриализация и коллективизация. Становление финансовой системы. Хозяйственные реформы 1929–1932 гг. Итоги и проблемы первой пятилетки.

    Тема 8. Экономика «государственного социализма»

    Хозяйственное развитие СССР в предвоенный период. Проблемы и противоречия развития экономики «государственного социализма».

    Методы организации и этапы развития страны в годы Великой Отечественной войны. Основные направления и тенденции восстановления. Противоречия методов управления.

    Хозяйственно-политическая концепция народно-хозяйственных планов 50–60 гг. НТП и роль СССР в мировом производстве к 1970 г. Структурные изменения в экономике. Роль СЭВ в экономическом развитии стран Восточной Европы.

    Экономика застоя. Особенности экономического роста и причины его замедления. Накапливание макроэкономических диспропорций. Административно-командная система управления: проблемы и противоречия.

    Тема 9. История мировой экономики в послевоенный период

    Экономические причины и последствия второй мировой войны. План Маршалла. Сдвиги в соотношении сил на международной арене. Варианты национальных программ возрождения экономики после второй мировой войны. Методы государственного регулирования. Интернационализация производства на частно-хозяйственном и межгосударственном уровнях.

    Движущие силы экономического роста стран Запада. Национальные модели смешанной экономики. Развитие НТР и структурная перестройка в развитых странах. Роль региональных союзов в мировой экономике. Мировые центры: США, Япония, ЕЭС.

    Реформы 1980-1990-х гг. в развитых и постсоциалистических странах. Современное социально-экономическое положение России.

    2. Основная литература по курсу “История экономики”

    Литература дана в конце книги

    3. Темы контрольных работ для студентов дистанционной формы обучения

    1. Общая характеристика экономики древнего мира.

    2. Основные черты развития первобытной экономики. Значение неолитической революции.

    3. Общая характеристика и этапы развития экономики средневековья.

    4. Хозяйственные реформы в России XV – пер. полов. XVII в.

    5. Особенности первоначального накопления капитала и мануфактурного производства (на примере одной из стран по выбору студента).

    6. Экономические последствия Великих географических открытий.

    7. Структура экономики и формы хозяйствования в России во второй половине XVII века.

    8. Экономические реформы второй пол. XVII в. в России.

    9. Экономическая политика Петра I. Сущность и результаты модернизации экономики России.

    10. Аграрная политика Екатерины II.

    11. Денежные реформы в России XVIII в.

    12. Развитие российского предпринимательства в XVII–XVIII вв.

    13. Попытки хозяйственных реформ в России первой пол. XIX в.

    14. Особенности промышленного переворота (на примере одной из стран по выбору студента).

    15. Страны-лидеры и их экономическая роль в мире.

    16. Структурные изменения в экономике развитых стран в конце XIX – нач. XX вв.

    17. Особенности развития развитых стран в период мирового экономического кризиса 1929–1933 гг. (на примере одной из стран по выбору студента).

    18. Экономическая политика фашистской Германии.

    19. Условия формирования командно-административной системы экономики в СССР в 20–30 гг.

    20. Программы послевоенного восстановления экономики в европейских странах и Японии.

    21. Общая характеристика моделей смешанной экономики.

    22. СЭВ: история создания и деятельности.

    23. Реформы 40–60 гг. в СССР.

    24. Экономика застоя в СССР.

    25. Особенности рыночных реформ в России.

    Контрольная работа выполняется студентами дистанционной формы обучения в форме реферата. Ее тема выбирается по начальной букве фамилии студента из предложенных вариантов.


    Написание контрольной работы предполагает углубленную самостоятельную работу студента, посвященную той или иной проблеме, на основе изучения учебной и дополнительной литературы.

    Контрольная работа оформляется на отдельных листах или в тетради рукописным или машинописным способом аккуратно, разборчиво, без сокращения слов. Ее объем должен составлять около 20 листов рукописного текста или 15 листов машинописного.

    4. Рекомендации по работе с учебным пособием

    Для успешного изучения курса студентам дистанционной формы обучения необходимо изучить содержание учебного пособия. Каждая тема пособия имеет следующую структуру:

    ¦ опорный конспект лекции, раскрывающий содержание темы;

    ¦ дополнительная литература, чтение которой позволит расширить и углубить полученные знания;

    ¦ тестовые задания, позволяющие оценивать подготовку студента по каждой теме. Эти задания рекомендуется использовать в качестве контрольной работы для студентов заочной формы обучения;

    ¦ тренировочный итоговый тест по истории экономики.

    Для того, чтобы изучение курса было осознанным, в тексте предусмотрены поля для вопросов и замечаний, выяснить которые можно в ходе дальнейшей самостоятельной работы с дополнительной литературой или на консультации с преподавателем, ведущим курс. Выполнение тестовых заданий, используемых в качестве самоконтроля, позволит не только адекватно оценить собственные знания, но и покажет преподавателю уровень освоения студентом учебного материала.

    Итоговая оценка по курсу «История экономики» будет выставлена по результатам выполнения электронного варианта итогового теста, к которому студенты допускаются только после зачета контрольной работы.









    Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное

    Все материалы представлены для ознакомления и принадлежат их авторам.