Онлайн библиотека PLAM.RU


  • 2.1. Эффективность управления ссудными операциями
  • 2.2. Влияние процентной политики на доходность кредитных операций
  • 2.3. Анализ кредитоспособности клиента
  • Глава II. Анализ эффективности управления кредитными операциями коммерческого банка (на примере Банк)

    2.1. Эффективность управления ссудными операциями

    Повышение эффективности кредитных операций – это главный показатель правильно спланированного и проводимого управления кредитными операциями.

    В данной работе будет проанализирована эффективность проводимых кредитных операций в Банк по данным опубликованных годовых отчетов за 1995 и 1996 годы, так как данные за 1997 год еще не опубликованы официально. Но нужно сразу оговориться, что провести полный и достоверный анализ не получится, так как некоторые данные не нашли отражение в отчетах. Поэтому будет представлена методика определения эффективности и расчет возможных показателей с их анализом.

    В американских банках получила распространение концепция высокорентабельной банковской деятельности (в том числе и кредитной). Она содержит три компонента:

    1. Максимизация доходов: от предоставления кредитов; по ценным бумагам, не облагаемых налогом; поддержание достаточно гибкой структуры активов, приспособленной к изменениям процентной ставки.

    2. Минимизация расходов: поддержание оптимальной структуры пассивов; минимизация потерь от безнадежных кредитов; контроль за текущими расходами.

    3. Грамотный менеджмент. Он охватывает реализацию первых двух компонентов.

    Чтобы максимизировать прибыль, банк должен опираться на четкую аналитическую базу. Для начала определим некоторые общие коэффициенты эффективности активных (в том числе кредитных операций) банка за 1995 и 1996 годы по банку Капитал (не представлялось возможным получить данные о средних показателях, поэтому вместо них использованы данные на, соответственно, 01.01.96 и 01.01.97):

    1. Коэффициент эффективности использования активов, показывающий, какая часть активов приносит доход (все суммы выражены в млрд. руб.):



    По полученным коэффициентам видно, что в 1996 году банк повысил показатель использования своих активов в кредитных активах на 10 пунктов.

    2. Коэффициент использования депозитов:


    Этот показатель также показывает увеличение использование привлеченных депозитов для расширения кредитной базы. По данному показателю можно судить об агрессивности кредитной политике банка. По оценкам экспертов если данный показатель выше 65 %, то банк ведет агрессивную политику.

    3. Более общим коэффициентов по сравнению со вторым является коэффициент использования привлеченных ресурсов, который показывает, какая часть привлеченных средств направлена в кредиты:


    Использование привлеченных средств в кредитовании возросло на 40 пунктов, что связано в большей степени с увеличением кредитной базы банка за 1996 год.

    По полученным коэффициентам мы можем судить о том, что за год банк улучшил показатели эффективности использования средств. Это произошло за счет увеличения кредитных вложений за год на 265 % при намного меньшем увеличении суммы активов и привлеченных средств.

    Теперь рассмотрим изменение кредитов по видам заемщиков, которые помогают оценить состояние кредитной политики банка, так как каждая категория заемщиков имеет свой определенный уровень кредитоспособности (Табл 2.1.1):

    Таблица 2.1.1.

    Структура кредитных вложений Банк (в млрд. руб.)


    По результатам данных расчетов мы можем сказать, что среди клиентов банка появилось большее количество более надежных клиентов. Произошло уменьшение кредитных вложений с 0,4 % до 0 % в, к сожалению, нерентабельное сельское хозяйство и в межбанковские кредиты. Возможно это связано с межбанковским кризисом 1995 года и таким образом банк решил обезопасить свои вложения, выдавая межбанковские кредиты только высоконадежным банкам и, возможно, под залог. Увеличились вложения в более рентабельные по сравнению с другими промышленные предприятия (роста на 9 пунктов с 44 до 53 %) и кредитование местных и региональных органов власти (на 38 пунктов с 3 до 41 %). Основными клиентами банка среди промышленных предприятий являются нефтяные предприятия, которые стабильно работали и были неплохими заемщиками. Кредиты местным органам власти выдавались под обеспечение доходами бюджета, что также является надежным гарантом возврата средств.

    Мы рассмотрели место кредитных операций в составе активных операций банка. Чтобы определить эффективность собственно кредитных операций нужно воспользоваться анализом процентных доходов, то есть доходов, полученных за предоставление кредитных ресурсов в пользование.

    Для начала определим схему анализа эффективности кредитных операций по процентным доходам. Она представлена на схеме 2.1.1.

    Теперь попробуем на основании приведенной схемы проанализировать процентные доходы Банк за 1995-96 годы.

    Схема 2.1.1. Пофакторный анализ процентных доходов.



    В целом рост процентных доходов может произойти за счет влияния двух факторов: роста средних остатков по выданным кредитам и роста среднего уровня процентной ставки за кредит. Влияние первого фактора на получение дохода банком может быть определено по формуле


    что показывает уменьшение возможного дохода от снижения процентной ставки на 298,7 млрд. руб.

    Теперь вычислим влияние обоих факторов на изменение дохода по кредитам:



    Данный анализ показал нам, что банк адекватно отреагировал на снижение процентных ставок по кредитам, предоставляемых коммерческим банками и увеличил общую сумму кредитных вложений, что и компенсировало снижение процента по кредитам и дало увеличение общей суммы процентных доходов на 22,195 млрд. руб.

    Следующий этап анализа – качественный. Он позволит нам выяснить причины, вызывающие изменения указанных факторов.

    Увеличение средних остатков по выданным кредитам может быть обусловлено следующими факторами:

    · Общим ростом ссудных активов в 1996 году по сравнению с 1995 годом:



    Уровень кредитных вложений увеличился за год в 3,66 раза.

    · Увеличением удельного веса ссудных активов, приносящих доход в виде процента, в совокупных активах:


    Уровень кредитных операций в активе банка увеличился, что также положительно характеризует кредитную политику банка.

    Уменьшение среднего уровня процентных ставок по кредитным операциям может быть вызван следующими факторами:

    · Снижением общего уровня процентных ставок на кредитном рынке (не завися щий от банка фактор). В 1996 году и происходило подобное снижение, что видно из приведенного графика 2.1.1.

    В 1996 году, учетная ставка Банка России снижалась, за исключением периода с мая по июль, когда она «перевалила» за 100 %. Многие банки России ведут свою процентную политику в зависимости от изменения этой ставки.

    · Вторым фактором является рост или уменьшение удельного веса рисковых кредитов банка, предоставленных под низкий процент.

    Структура кредитов была проанализирована выше и по результатам видно, что банк увеличил долю кредитов высоконадежным заемщикам, по кредитам которым могли устанавливаться более низкие процентные ставки.

    · На уменьшение уровня ставок могли повлиять и проценты по просроченным кредитам, ставка по которым также высока и может влиять на общий уровень ставок.

    За 1996 год доля просроченных кредитов в банке снизилась с 4 до 0,5 % (с 2,82 до 1,288 млрд. рублей соответственно). Поэтому этот фактор тоже влияет на снижение процента.

    Кроме описанных выше факторов нужно назвать еще некоторые, по которым в связи с недостаточностью информации мы не можем провести анализ. Это, например, динамика процентов, полученных по краткосрочным и долгосрочным процентам, а также удельный вес краткосрочных и долгосрочных кредитов в портфеле банка. В 1995 году д/с кредиты составили 2,89 млрд. руб. (или 4,1 % от суммы кредитов), в 1996 – 0,147 млрд. руб. (или 0,06 % от суммы кредитов). Данные результаты можно оценить положительно, так как краткосрочные кредиты повышают ликвидность банка. Но, с точки зрения перспективы, д/с кредиты должны присутствовать в портфеле банка, так как сегодняшние затраты могут окупиться в будущем.

    Снизился уровень и межбанковских кредитов, по которым процентные ставки ниже, чем по другим, но которые, в свою очередь, могут являться и более надежные, чем другие.

    На основе проведенного анализа можно сделать вывод о том, что по всем используемым показателям банковская кредитная политика оценивается положительно. Несмотря на снижение общей процентной ставки по кредитным ресурсам на рынке, банк добился повышения процентных доходов от кредитной деятельности за счет увеличения общей суммы кредитных средств, направленных в ссуды, снижения удельного и абсолютного веса просроченных кредитов, положительной диверсификации кредитного портфеля, направляя денежные средства в более надежные, хотя, может быть, и менее прибыльные области кредитования (подробнее см. www.deniskredit.ru и www.kreditbrokeripoteka.ru).

    2.2. Влияние процентной политики на доходность кредитных операций

    Большое внимание должно уделяться вопросу о стоимости кредита, куда входят определение процентной ставки, размер компенсационного остатка на счете, комиссии за выдачу и оформление кредита и т. д.

    Одной из наиболее трудных задач в кредитовании предприятий является определение процентной ставки. Кредитор хочет установить достаточно высокую ставку для того, чтобы получить прибыль по кредиту и компенсировать все свои риски. Однако ставка по кредиту должна быть также достаточно низка для того, чтобы заемщик мог успешно выплатить кредит и не обратился к другому кредитору или не вышел на открытый рынок. Чем выше уровень конкуренции на рынке банковских кредитов фирмам, тем острее необходимость поддерживать процентную ставку на разумном уровне, сопоставимом с уровнем конкурентов на данном сегменте рынка. Действительно, на кредитном рынке, характеризующемся высокой конкуренцией, кредитор скорее принимает ставку, а не устанавливает ее. В результате дерегулирования банковской сферы, имеющего место во многих странах, и соответствующего роста конкуренции значительно сократилась маржа банковской прибыли, получаемой от депозитов и кредитов. Поэтому правильное установление процентной ставки по кредитам становится еще более насущной задачей.

    В России, к сожалению, пока еще не сложился полноценный рынок кредитов. Это связано в первую очередь с тем, что многие предприятия, которые нуждаются в кредитных ресурсах, являются практически неплатежеспособными при использовании имеющихся методов оценки кредитоспособности, многие имеют высокий уровень задолженности, что связано с неплатежами. А в настоящее время к этому прибавилось мировое снижение цен на нефть, что очень актуально для города Нижневартовска, так как в основном Банком и другими банками города проводилось кредитование нефтяных предприятий, а также местных органов власти под платежи нефтяных предприятий в бюджет. Но все это также приводит к необходимости правильного установления процентных ставок для того, чтобы снизить возможные риски невозврата кредитов. Поэтому в данной работе сделана попытка рассмотреть возможность использования зарубежного опыта в данной области в российской действительности.

    Все процентные ставки делятся на две группы: сложные ставки и простые. Математически отличие двух способов исчисления процентов состоит в том, что по простым процентам платеж по ссуде (ссуда и проценты по ней) растет по формуле:


    С применением сложных процентов доходы банка начинают расти во времени не в прямой пропорциональной, как при простых процентах, а в степенной зависимости. Начисляемые, но не выплачиваемые сложные проценты присоединяются к сумме основного долга, вследствие чего происходит начисление процентов на проценты. Постоянный рост исходной суммы для исчисления процентов таким образом дает эффект ускорения наращения процентного дохода.

    Для простых процентов характерна регулярность поступления дохода, при этом регулярные выплаты одинаковы по размеру. Регулярность поступлений дохода определяется периодичностью начислений – ежемесячно, ежеквартально или с любой другой периодичностью, как это определено условиями конкретного договора кредитования. Сумма таких регулярных и постоянных выплат составляет доход, получаемый банком по ссуде в целом. С ростом числа периодов, то есть месяцев, кварталов и т. д. нахождения средств в ссуде, растут число выплат и доходы кредитора, что и отражает прямую пропорциональную зависимость дохода банка-кредитора от срока кредитования.

    Другой характерной особенностью начислений простых процентов является то, что от периодичности их выплат зависит сумма каждой отдельной выплаты, но не суммарный доход по ссуде в целом. Периодичность выплат простых процентов, в зависимости от конкретных интересов кредитора, позволяет ему либо накапливать денежную стоимость к определенному моменту, либо распределять свои доходы во времени. Для заемщика разная периодичность выплат позволяет по-разному распределять свои расходы, делая их более или менее постоянными в зависимости от потребностей, вытекающих из его финансовых планов. Таким образом, нельзя говорить о том, что частота начислений простых процентов не должна являться предметом обсуждения в договорных отношениях по оплате займов. Однако в рамках данного способа начисления процентов периодичность начислений все же не является результирующим фактором величины получаемых доходов.

    Принципиальной особенностью начисления сложных процентов, как уже отмечалось, является выплата дохода вместе с погашением основного долга. При этом обязательно предполагается наличие промежуточных начислений в течение срока займа. Именно на даты таких начислений происходит нарастание дохода кредитора за счет начисления процентов, именно за счет таких начислений каждое следующее начисление происходит с учетом результатов предыдущего. При ежемесячном начислении это происходит, начиная со второго месяца, при ежеквартальном – с шестого месяца. Последнее доказывает другую принципиальную особенность начисления сложных процентов – скорость роста долга в сложном проценте и, следовательно, общий размер процентного дохода зависят от периодичности его начислений. В конечном итоге на графике 2.2.1 видно, что ежемесячно начислявшиеся сложные проценты выросли за год значительно больше, чем проценты с поквартальным начислением.

    Значение периода расчетов в начислениях сложных процентов можно сформулировать следующим образом: проценты становятся действительно сложными только при сроках займа больших, чем установленный период расчетов, и чем большим является этот разрыв, тем выше эффект сложных процентов.

    Таким образом, можно говорить о двух составляющих эффекта «сложных процентов»: о числе периодов начисления и о календарной дате начисления. Их соотношение складывается в пользу первой составляющей. Влияние каждой из составляющих наращения дохода по сложным процентам имеет свои особенности.

    Влияние фактора изменения длительности периодов расчетов можно сформулировать как прямую зависимость скорости нарастания процентного дохода в сложных процентах от числа периодов их начисления и обратную зависимость от длительности этих периодов.

    Допустим, банк Капитал выдает ссуду в размере 1 000 000 руб. сроком на 1 год. График 2.2.1 отражает изменения доходности в зависимости от периода начисления процента:


    График 2.2.1. Изменение доходов по сложным процентам с разными периодами начисления

    Представленные на диаграмме данные об изменении в доходности кредита, рассчитанных как отклонение суммы получаемого дохода от дохода по кредиту с периодом расчетов в один год, показывают абсолютную величину приращения дохода, получаемого за счет фактора длительности периода расчетов. Построенная общая кривая изменения доходности доказывает наличие функциональной зависимости доходности кредита от частоты расчетов и длительности их периодов.

    По данным диаграммы наиболее ощутимое изменение доходности, в 15,0 % к сумме имевшегося дохода, дает переход от начисления раз в году к начислению раз в полгода. Переход от начисления раз в полгода к начислению раз в квартал дает относительно меньший прирост дохода – 8,6 %. Дальнейшее дробление периодов начисления дает относительный прирост в доходности в 6,3 %, 1,6 %, 0,5 % и 0,3 %, соответственно, при переходе к начислениям раз в квартал, в месяц, в полмесяца, в декаду, в неделю.


    Из этого следует, что наиболее дорогостоящим для заемщика и наиболее выгодным для банка является само принятие решения о переходе к начислениям по сложным процентам. Дальнейшие изменения периодичности расчетов по ставкам сложного процента с каждым следующим дроблением дают меньший эффект для кредитора и, одновременно, несут в себе меньшие расходы заемщика.


    График 2.2.2. Изменение доходов по сложным процентам в зависимости от календарной даты ссуды.

    Вторым фактором, второй составляющей эффекта «сложных процентов» был назван фактор календарной даты оказания ссуды. На следующей диаграмме (График 2.2.2) представлена динамика изменения доходности кредитования под сложные проценты с изменением даты совершения сделки. Приведены данные по ссуде с прежними условиями, то есть в 1 000 000 руб. сроком на 1 год под 60 %, годовых.

    По диаграмме дополнительный доход нарастает по мере увеличения разрыва в датах начисления и датах оказания кредита, достигает пика в момент, когда дата выдачи кредита равноудалена от предыдущей и последующей даты начисления (разрыв достигает максимального размера) и в дальнейшем с той же закономерностью, с точностью до рубля, снижается. Поэтому, оценивая дополнительный доход вследствие несовпадения дат начисления процентов и оказания кредита, важно знать не столько абсолютную величину разрыва в указанных датах, сколько их соотношение, степень их разрыва. Характерно, что представленные расчеты сделаны для ежемесячного и ежеквартального начислений, проводимых на 1 число месяца. Те же данные точно соответствуют расчетам по ссуде, оказанной 1 числа, с датой начисления процентов на 1-е, 6-е, 11-е и т. д. числа месяца.

    В оценке рассматриваемого дополнительного дохода принципиальна не только величина разрыва в датах начисления и совершения займа. Максимальный разрыв в датах для ежемесячных и ежеквартальных начислений дает совершенно различный эффект. Пик разрыва для месяца дает 3 566 руб. для квартала – 24 716 руб., то есть почти в 7 раз больше. Это означает, что степень влияния фактора также зависит от длительности периода начисления. Чем больше период начисления, тем больше влияние рассматриваемого фактора.

    Если банк использует сложные проценты и ведет их начисление в общеустановленные дни, в оплате ссуд всегда присутствуют дополнительные доходы для него и дополнительные расходы для заемщика. Но практически в активных операциях банки, за исключением условий оплаты просроченной задолженности, используют простые проценты, в которых отсутствует этот элемент дополнительного дохода. Таким образом складывается положение, когда банки не имеют дополнительных доходов выступая в роли кредиторов.

    Рассмотрев сравнительную оценку двух разных способов начисления процентов – простых и сложных – мы выявили их особенности и специфику. Теперь важно оценить полученные результаты.

    Анализ соотношения уровня доходности простых и сложных процентов показывает безусловные преимущества второго метода для кредитора и его заведуемую убыточность для заемщика, и наоборот. Однако, результаты тех же исследований показали, что отличительным качеством начислений по простым процентам является регулярность поступлений дохода, равно как разовый характер поступлений, отсроченных до момента гашения займа, определяет специфику начислений по сложным процентам. Учет соотношения стоимости разновременных платежей в измерениях доходности финансовых операций более, чем принципиален. Это особенно важно в условиях постоянного роста цен и обесценения денег.

    В целом итоги рассмотрения двух систем процентных ставок помогают преодолеть некоторые стереотипы в восприятии простых и сложных процентов. Традиционно такое отношение сторон ссудной сделки, когда банк заинтересован в сложных процентах, позволяющих быстро нарастить сумму имеющихся средств, заемщик же, по возможности, старается избегать сложных процентов и «предпочитает» простые проценты, опасаясь разрастания своих расходов.

    В оценке позиции заемщика имеет смысл обратить внимание на следующие особенности займа:

    Заемщик, работающий преимущественно на привлеченных средствах, заинтересован в постоянном возобновлении суммы привлеченных средств. Выплата доходов по простым процентам означает отток средств из его оборота, и необходимость привлечения новых, подлежащих дополнительной оплате займов, на сумму выбывших из оборота ресурсов. Последнее равнозначно присоединению начисленных процентов к основному займу, в чем и заключен смысл начислений по сложным процентам.

    В количественном соотношении расходов по простым и сложным процентам верно лишь то, что годовой заем под 60 % с выплатой процентов по истечении срока действительно дешевле того же займа под 60 % с выплатой сложных процентов с периодом начисления меньше года. Но при более внимательном рассмотрении обнаруживается, что эффект экономии дает не применение простых процентов, а сокращение периодичности начислений процентов. Уравняв два займа в этих условиях, можно утверждать, что расходы по оплате пользования заемными средствами будут эквивалентными. Простая калькуляция затрат на оплату займа – при простых процентах 600 000 руб. с 1 000 000 руб. займа, и 749 006 руб. с той же суммы, при сложных процентах – неверна. В случае расчетов по простым процентам заемщик имел в течение года ряд платежей и для поддержания того же объема привлеченных средств должен был сделать дополнительные займы, затраты на привлечение которых составят те же 149 006 руб.

    Таким образом, и для заемщика сложные проценты оказываются равнозначными простым. Более того, в сложных процентах можно найти существенные преимущества. При применении сложных процентов достигается существенная экономия на операционных расходах по совершению новых займов.

    Подытоживая рассмотрение договорных условий оплаты ссуд по простым и сложным процентам, необходимо отметить следующее:

    Результаты проведенного исследования доказывают, что при выборе банком при кредитовании простых или сложных процентных ставок принципиально не только и не столько само договорное условие начисления по сложным или простым процентам, сколько длительность периода начисления. При определенном периоде начисления процентов практические результаты оплаты ссуд и займов или сложных процентов эквивалентны. Заемщик может не бояться высоких расходов по оплате ссуд оплачиваемых сложными процентами, кредитор может не надеяться на извлечение особого дополнительного дохода.

    Только особые интересы кредитора и заемщика могут реализовываться в применении сложных или простых процентов.

    Для банка сложные проценты – это возможность сохранить текущую стоимость имеющихся средств, необходимых к определенному моменту в будущем. Для заемщика сложные проценты – это возможность сэкономить на операционных затратах, увеличить стабильность ресурсной базы за счет увеличения сроков заимствования средств.

    Заемщик может быть заинтересован в простых процентах, когда знает, что ему по истечении определенного срока средства будут не нужны в прежнем объеме или не нужны на прежних условиях. По сравнению с условиями сложных процентов при простых процентах у заемщика появляется возможность более гибко регулировать объемы и условия новых займов. Банк же может интересовать сохранение стоимости не к определенному моменту в будущем, а в течение определенного периода времени. В этом случае регулярное получение средств в виде процентов обеспечивает возможность «равномерно» потреблять имеющиеся средства в течение длительного промежутка времени, не теряя на их обесценении.

    На основе проведенного выше исследования можно порекомендовать банку шире использовать метод сложного процента при кредитовании предприятий. Для этого нужно разъяснить возможному заемщику выгодность сложного процента. Но все же в настоящее время многие коммерческие банки, в том числе и Капитал, используют метод простого процента, поэтому рассмотрим подробнее виды простых процентных ставок.

    Простейшая модель установления ставки по кредиту по принципу «стоимость плюс» предполагает, что процентная ставка по любому кредиту устанавливается на основе следующих компонентов: 1) стоимость привлечения соответствующих ресурсов для банка; 2) банковские операционные расходы, отличные от расходов по привлечению средств, в том числе заработная плата сотрудников кредитного управления и стоимость материалов и оборудования, необходимых для предоставления кредита и контроля за ним; 3) компенсация банку за уровень риска невыполнения обязательств; 4) желаемая маржа прибыли по каждому кредиту для осуществления достаточных выплат в пользу акционеров банка. Таким образом:


    Каждый из указанных компонентов может быть выражен в форме годовых процентов относительно суммы кредита.

    Данный метод определения ставки по кредиту является наиболее простым и быстрым. Например, банк получил заявку от одного из своих корпоративных клиентов на сумму в 5 млн. руб. В российской действительности в качестве предельной ставки может традиционно использоваться ставка рефинансирования Центробанка России, которая составляет на сегодняшний лень 50 процентов годовых. Операционные расходы по анализу, выдаче и контролю за кредитом оценены в 2 % по заявке в 5 млн. руб. Кредитное управление банка может рекомендовать добавить от 4 до 8 % испрашиваемой суммы для компенсации риска того, что кредит не будет выплачен своевременно и в полном объеме. Наконец, банк может установить маржу прибыли в 2 % сверх финансовых, операционных расходов и расходов, связанных с рисками по данному кредиту. Таким образом, данный кредит будет предложен заемщику по ставке в 58 % (60 %) (50 % + 2 % + 4 % (6 %) + 2 %).

    Одним из недостатков этой модели является предположение, что банк точно знает свои расходы и может устанавливать ставку по кредиту без учета фактора конкуренции со стороны других кредиторов. Данные ограничения этого подхода привели к появлению в банковской сфере модели ценового лидерства, которую начали использовать крупнейшие банки – «денежные центры» США 50 лет назад. Во время Великой депрессии 30-х гг. крупнейшие банки установили унифицированную ставку по кредиту, известную под названием «прайм-рейт» (иногда называемую также базовой или справочной ставкой), вероятно, самую низкую ставку, предлагаемую наиболее кредитоспособным клиентам по краткосрочным кредитам в оборотный капитал. Фактическая ставка по кредиту любому конкретному заемщику будет определяться на основе следующей формулы:


    Опять же в нашем случае в качестве ставки «прайм-рейт» может выступать ставка по кредитам Центробанка России. И примерный расчет по данному методу будет выглядеть следующим образом:

    Если предприятие среднего размера просит о предоставлении кредита сроком на 3 года для приобретения нового оборудования, ставка по такому кредиту может быть установлена на уровне 60 % и состоять из прайм-рейт (в нашем случае ставки Центробанка) в 50 %, плюс 5 % за риск невозврата ссуды, плюс 5 % за риск, связанный со срочностью ввиду долгосрочного характера кредита[2]. Сумма премий за риск по данному кредиту обычно называется надбавкой. Банки могут увеличивать или сокращать свои кредитные портфели путем сокращения или увеличения своих надбавок.

    Разработаны две различные формулы расчета плавающей прайм-рейт: 1) метод «прайм +» и 2) метод «прайм х». Например, заемщику может быть установлена ставка в 12 % по краткосрочному кредиту методом «прайм + 2» при прайм-рейт на уровне 10 %. Другим способом ставка для данного клиента может быть установлена на базе «прайм х 1,2»:

    Процентная ставка по кредиту = 1,2 (прайм-рейт) = 1,2 (10 %) = 12 %.

    Хотя оба этих метода могут привести к одному и тому же первоначальному результату, как в приведенном выше примере, в случае, когда по кредиту установлена плавающая ставка, результаты могут быть и различными при изменении процентных ставок.

    Так, в условиях повышения ставок по методу «прайм х «ставка за кредит клиенту растет быстрее, нежели ставка, устанавливаемая методом «прайм+». При снижении же ставок ставка по ссуде, предоставляемой клиенту, уменьшается быстрее при использовании метода «прайм х». Например, при росте прайм-рейт с 10 до 15 % ставка по кредиту, приведенному выше, увеличивается с 12 до 17 % – по методу «прайм +» и с 12 до 18 % – по методу «прайм х». Однако при снижении прайм-рейт с 10 до 8 % по методу «прайм +» получаем ставку в 10 %, по методу «прайм х» – 9,6 %.

    Дальнейшие модификации систем установления ставок по кредитам на основе прайм-рейт появились в 80-х гг. Одно из изменений заключалось в появлении модели установления ставки ниже прайм-рейт по мере того, как ведущие банки стали более активно конкурировать между и проведения агрессивной политики банками, которые кредитовали по ставкам, близким к стоимости привлечения ресурсов. В США, например, многие банки объявили о том, что кредиты некоторым крупным корпорациям на срок в несколько дней или недель будут предоставляться по низким ставкам денежного рынка, к которым прибавляется небольшая маржа (возможно, от 1/4 до 3/4 процентного пункта) для покрытия риска, прочих операционных расходов и получения прибыли. Таким образом:



    Итак, если банк может сегодня заимствовать денежные средства населения по ставке в 25 %, а предпринимательская фирма-заемщик с высоким кредитным рейтингом просит об открытии кредитной линии на 10 млн. руб. сроком на 30 дней, мы можем предоставить данный кредит по ставке 25+5 % (25 % для покрытия процентных расходов по привлечению средств на денежном рынке + надбавка в 5 % для покрытия риска, непроцентных расходов и достижения прибыльности).

    В результате ставка по краткосрочному кредиту может оказаться на несколько процентных пунктов ниже установленной прайм-рейт, что снижает значимость прайм-рейт в качестве справочной ставки по кредитам предприятиям.

    Еще одной модификацией модели ценового лидерства, появившейся в последнее время за рубежом, стало использование ставок» кэп» – согласованного верхнего предела ставки по кредиту вне зависимости от будущей динамики процентных ставок. Таким образом, заемщику может быть предложена плавающая ставка прайм-рейт +5 при максимуме в 5 % сверх первоначальной ставки. Это означает, что в случае выдачи кредита при ставке прайм-рейт на уровне в 50 % первоначальная ставка будет составлять 50 + 5, или 55 %. Ставка может повыситься только до 60 % (55 % + 5 %) вне зависимости от того, каких высот достигнут рыночные ставки в течение срока действия кредитного договора.

    «Кэпы» представляют собой одну из услуг, которую банк может предложить своим клиентам за особое вознаграждение. Ставки «кэп» дают заемщику некоторую уверенность относительно максимальной стоимости кредита, поскольку любые проценты, уплаченные сверх этой ставки, будут возмещены заемщику или единовременно один раз в год, или по окончании срока действия кредитного договора. Однако банкиры должны быть осторожны при установлении ставок «кэп» по своим кредитным договорам: длительный период поддержания высоких процентных ставок приведет к тому, что риск по плавающим процентным ставкам перейдет от заемщика к кредитору. Данный метод построения ставки по кредиту также может быть использован в практике российских банков при кредитовании надежных клиентов. В данном случае, если рискованность кредита достаточно низка, подобная ставка может быть установлена для снижения потерь при повышении ставки прайм-рейт (ставки Центробанка).

    За рубежом были разработаны более сложные модели установления ставок по кредитам, которые позволяют банку получать достаточные средства для возмещения всех расходов и покрытия всех рисков. Одной из подобных моделей является метод установления ставок по принципу «стоимость-выгодность», который состоит из трех простейших компонентов: 1) оценки совокупного дохода по кредиту в условиях различных уровней процентных ставок и прочего вознаграждения банку; 2) оценки чистой суммы предоставляемых в кредит средств (за вычетом любых депозитов, которые заемщик обязуется держать в банке, и с учетом требований к резервированию, предъявляемых Центробанком); 3) оценки прибыли по кредиту до налогообложения путем деления оценочного дохода по кредиту на чистую сумму предоставляемых в кредит средств, которой будет фактически пользоваться заемщик.

    Предположим, например, что заемщик просит об открытии кредитной линии на сумму в 5 млн. руб., но фактически использует только 4 млн. руб. по ставке в 20 %. Клиенту необходимо уплатить комиссию за обязательство в 1 % суммы неиспользованной кредитной линии. Более того, банк настаивает на поддержании клиентом компенсационных остатков (депозитов) в размере 20 % фактически полученной суммы в пределах кредитной линии и в размере 5 % неиспользованной суммы кредитной линии. Требования к резервированию, установленные центральным банком, составляют 10 %. Исходя из приведенных данных, мы имеем следующее:


    Если прибыль банка по данному кредиту до налогообложения однозначно перекрывает стоимость затраченных на него банковских средств, то при принятии решения о кредитовании менеджеры должны учесть риск, присущий кредитованию, и желание руководства банка получить маржу прибыли в размере полной стоимости кредита (включая налоги).

    Подход к установлению ставок с точки зрения «стоимость – выгодность» является лишь одной из частей солее широкой концепции, известной под названием «анализ доходности клиента». Данный метод установления ставки по кредиту предполагает, что банк должен при оценке каждой кредитной заявки принимать в расчет все взаимоотношения с данным клиентом. При анализе доходности особое внимание обращается на прибыль от всех взаимоотношений с клиентом, рассчитываемую по следующей формуле:



    Доходы, получаемые банком от клиента, могут включать проценты по кредиту, комиссию за обязательство, комиссию за управление наличными средствами и обработку цифровой информации. Расходы, связанные с клиентом, могут включать заработную плату банковских сотрудников, расходы на изучение кредитной документации, проценты по депозитам, расходы по проверке счетов и стоимость обработки (включая оплату чеков, учет кредитов и депозитов, услуги по хранению ценностей в сейфах), а также стоимость приобретенных кредитных ресурсов. Чистые кредитные ресурсы представляют собой сумму кредита, предоставленного клиенту, за вычетом средней суммы его депозитов (скорректированной с учетом требований к резервированию).

    Затем производится фактическая оценка суммы средств банка, используемой каждым клиентом сверх суммы, предоставляемой им банку. Если расчетная чистая ставка прибыли от всех взаимоотношений с клиентом является положительной, кредитная заявка, по всей вероятности, будет удовлетворена, поскольку банк заработает премию сверх суммы всех произведенных расходов (включая необходимые выплаты в пользу акционеров). Если расчетная чистая ставка прибыли от всех взаимоотношений с клиентом является отрицательной, в предоставлении кредита может быть отказано. Но банк может повышать ставку по кредиту или цену других услуг, оказываемых клиенту для того, чтобы взаимоотношения продолжались на выгодной основе. Клиенты, которые считаются более рисковыми, должны приносить банку и более высокую расчетную ставку прибыли. Образец анализа доходности клиента Банк ЗАО «Торговля», подавшего заявку на получение кредита, приводится в Приложении 3.

    Рассчитав, какие доходы приносит клиент банку, многие зарубежные банки предоставляют клиенту кредит на сумму прибыли, которую банк получил, инвестируя средства с депозитного счета клиента в доходные активы. Естественно, неразумно включать всю сумму депозита клиента при расчете прибыли от инвестирования средств, поскольку банк должен соблюдать требования к резервированию и значительная часть депозитного остатка клиента состоит из временного остатка, обусловленного периодом чекового клиринга, возникающего в связи с тем, что выписанные клиентом чеки могут быть не предъявлены к оплате. Многие зарубежные банки рассчитывают фактическую сумму чистых инвестируемых средств на основе депозита клиента и соответствующего кредита на сумму прибыли, исходя из некоторой версии следующих формул:



    Попробуем разобрать данный метод на примере. Предположим, что клиент имеет средний остаток по депозиту за данный месяц в размере 1 125 000 руб. На операции по чекам приходится 125 000 руб., чистая сумма инкассированных средств составляет 1 млн. руб. Соответствующий норматив резервирования составляет 22 %. После переговоров с клиентом банк принял решение о предоставлении ему кредита в размере прибыли на его депозит, исходя из средней ставки по коротким ГКО в 35 %. В данном случае чистые используемые (инвестируемые) средства клиента и кредит на сумму прибыли будут составлять:


    Таким образом, после расчета всех доходов и расходов от всех сделок банка с данным клиентом банк предоставит ему кредит порядка 22 750 руб., которые банк получил в прошлом месяце от инвестирования депозитов клиента в доходные активы.

    Анализ доходности клиента за рубежом в последние годы становился все более сложным и всеобъемлющим. Была разработана подробная бухгалтерская отчетность по источникам доходов и расходов от обслуживания каждого крупного клиента. Зачастую подобный анализ включал консолидированные данные по самому заемщику, его дочерним фирмам, крупнейшим акционерам и верхнему эшелону руководства для того, чтобы управляющие банком могли иметь цельное представление относительно всех взаимоотношений банка с клиентом. Подобный консолидированный отчет может определять, насколько убытки по обслуживанию одного счета компенсируются прибылью по другому счету, что составляет общую картину взаимоотношений с данным клиентом. Автоматизированные системы анализа доходности клиента позволяют кредиторам рассчитать альтернативные сценарии установления ставок по кредитам и депозитам для выявления оптимального для банка и клиента уровня ставок. Анализ доходности может также использоваться для идентификации наиболее прибыльных клиентов и кредитов и наиболее успешно работающих кредитных инспекторов.

    Были рассмотрены варианты построения процентных ставок при выдаче кредита предприятиям и организациям. С точки зрения доходности банку выгоднее использовать правильно установленную сложную ставку. Но проблемой является недостаток информации по выгодности этой ставки у заемщиков, да и у самого банка. Например, Банк использовал такую ставку только при привлечении средств населения, то есть в пассивных операциях. Кроме этого, существует несколько видов построения простых ставок, которыми банк может варьировать кредитные риски, используя их с разными категориями заемщиков.

    2.3. Анализ кредитоспособности клиента

    Одним из наиболее важных и сложных вопросов, связанных с кредитованием, является вопрос изучения кредитоспособности заемщика. Поэтому в данной работе мне хотелось бы показать на практическом примере процесс анализа заявок на кредиты от двух потенциальных заемщиков – торговой фирмы А и промышленной фирмы Б.

    Сначала на основании предоставленных балансов и Приложений к ним «Отчет о прибылях и убытках» (Форма 2) составим Агрегированные балансы и формы отчета о прибылях и убытках для приведения в удобную для анализа данных форму. После обработки данных получим результаты, показанные в таблицах 2.3.1 и 2.3.2. По полученным данным можно подвести уже некоторые итоги. Фирма А характеризуется более высокой суммой оборотных средств по сравнению с фирмой Б (5826 тыс. руб. против 943 тыс. руб.), но меньшим наличием основного капитала (206 тыс. руб. у А против 1304 тыс. руб. у Б). В то же время у фирмы А большие показатели кредиторской и дебиторской задолженности, что снижает уровень финансовой устойчивости предприятия. Фирма А имеет большую ссудную задолженность перед другим банком, что может уже насторожить кредитного инспектора. Ему следует связаться с другим банком и поинтересоваться о кредитной истории фирмы А в кредитном управлении этого банка.

    Таблица 2.3.1.

    Агрегированный баланс предприятия-заемщика


    Таблица 2.3.2.

    Агрегированные показатели отчета о прибылях и убытках (форма № 2)


    В целом можно сказать, что полученные данные хорошо характеризуют вид деятельности потенциальных заемщиков. Наличие собственного капитала и меньшая сумма оборотных средств характеризуют промышленное предприятие, а относительно малое наличие собственного капитала и большая сумма оборотных средств – торгово-закупочную организацию, что соответствует заявленной уставной деятельности этих предприятий (подробнее см. www.deniskredit.ru и www.kreditbrokeripoteka.ru).

    Затем определим показатели пяти групп коэффициентов:

    Коэффициенты финансового левереджа, то есть показатели, характеризующие отношение собственного и заемного капитала у предприятий. После небольших расчетов по формулам, описанным в Главе 1 мы получим следующие данные (Табл. 2.3.3.):

    Таблица 2.3.3.

    Коэффициенты финансового левереджа


    На основании полученных данных можно сделать следующие выводы: по полученным данным более надежным является положение фирмы Б, так как она выдерживает все показатели, и доля заемных средств составляет меньше половины средств предприятия. А значение отношения собственного капитала к общей задолженности превышает оптимальный показатель в 5 раз. Практически противоположная ситуация у другого потенциального заемщика – фирмы А. Из всех показателей удовлетворяют условиям только два – отношение собственного капитала к кредиторской задолженности и коэффициент автономии. Это также подтверждает занятие определенным видом деятельности. Следующими рассмотрим коэффициенты прибыльности (Табл. 2.3.4):

    Таблица 2.3.4.

    Коэффициенты прибыльности


    По данным показателям предпочтительней положение фирмы Б. В данном примере мы не можем проследить за динамикой изменения данных показателей, что могло бы рассказать об изменениях в деятельности фирм, но и в данном случае в сочетании с показателями финансового левереджа мы можем говорить о более устойчивом положении фирмы Б.

    Теперь перейдем к определению и изучению взаимосвязанных показателей ликвидности и оборачиваемости. До этого еще раз обратимся к агрегированным балансам предприятий и для начала определим классы ликвидных активов предприятий. Фирма Б имеет большую сумму ликвидных активов 1-го класса (денежные средства) (304 тр против 22 тр), но уступает фирме А в сумме ликвидных активов 2-го (к/с дебиторская задолженность) и 3-го (ТМЗ) классов (94 и 603 против 4122 и 1634 соответственно). Коэффициенты ликвидности и покажут нам, насколько покрывают эти ликвидные средства обязательства предприятий (Табл. 2.3.5 и 2.3.6).

    Таблица 2.3.5.

    Коэффициенты ликвидности


    Таблица 2.3.6.

    Коэффициенты эффективности (оборачиваемости)


    Данные показатели рисуют нам неприглядную картину положения фирмы А – ни один из показателей ликвидности не удовлетворяет оптимальному значению. И при этом показатели оборачиваемости также более низкие по отношению к фирме Б, у которой не соответствует требуемому уровню только показатель соотношения дебиторской и кредиторской задолженности, но при этом размер этой задолженности ниже, чем у фирмы А. На основании выше изложенного можно сказать, что даже наличие большей суммы ликвидных активов у фирмы А не повышает класс кредитоспособности этого потенциального заемщика.

    И, в заключение анализа по коэффициентам, определим показатель обслуживания долга, показывающего, какая часть выручки у предприятия относится на обязательства, то есть на кредиторскую задолженность. Опять мы видим, что у фирмы А практически нет свободных средств для развития предприятия, она практически еле «сводит концы с концами». Уже на данном этапе мы можем сделать вывод о том, что для банка предпочтительней кредитовать фирму Б, потому что при кредитовании фирмы А возникнет огромный риск невыполнения взятых на себя фирмой обязательств.

    Но так как целью нашего исследования является практическое использование методов оценки кредитоспособности клиента, мы продолжим наше исследование и проанализируем потенциальных заемщиков с помощью моделей «Z-анализа» Альтмана и модели надзора за ссудами Чессера, описанных в первой главе данной работы.

    После всех расчетов получим следующие данные:

    – По модели «Z-анализа»:

    Фирма А – 2,068476

    Фирма Б – 6,874162

    Это значит по используя данную модель фирму А можно смело отнести к группе банкротов так как ее показатель ниже требуемого значения 2,675. Фирма Б относится к группе надежных заемщиков.

    – По модели надзора за ссудами Чессера:

    Фирма А – 0,095

    Фирма Б – 0,017, при требуемом уровне не более 0,5.

    Математическая модель «Z-анализа» подтверждает вывод, который был сделан нами ранее. По модели Чессера фирма А отнесена к группе надежных с неплохим показателем.

    И в заключение анализа кредитоспособности клиентов проведем рейтинговую оценку заемщиков, которая также была описана в Главе I. На основании полученных данных фирме А присвоен рейтинг в 40 % (предельный уровень кредитования), а фирме Б – 90 % (хорошее состояние).

    Полученными данным необходимо пользоваться кредитному инспектору для составления прогнозной оценки рискованности кредитования клиента, но особенность настоящей экономической ситуации в России такова, что при решении вопроса о выдаче кредита обязательно должно учитываться также личное знакомство и беседа с потенциальным заемщиком. А иногда они имеют решающее значение в согласовании вопроса о выдаче кредита. Так, данные для проведенного выше анализа взяты из реальной бухгалтерской отчетности и можно заметить, что «потенциальному заемщику фирме А» выдан кредит под залог ТМЦ, который в настоящий момент своевременно и в расчетном объеме погашается.









    Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное

    Все материалы представлены для ознакомления и принадлежат их авторам.