Онлайн библиотека PLAM.RU


§ 16 Разновидности знания


Основа, фундамент знания дан человеку вместе с жизнью. Это принцип «из любого положения есть выход» (или: все жизненно важные задачи разрешимы), который постоянно подразумевается во всех важных делах. Относительно действительности, взятой в целом, этот принцип конечно ложен. Даже в спокойное мирное время некоторые люди попадают в безвыходные положения и погибают, а в военное время такие случаи становятся массовыми и систематическими. Но относительно благоприятных внешних условий этот принцип истинен. Жить можно лишь тогда, если удаётся выйти, хотя бы с потерями, из любого положения, в которое попадаешь. То есть любая жизненно важная проблема в основном разрешима, и в пределах жизни этот принцип неопровержим. Если ложность этого утверждения не приводит к гибели, то человек всю жизнь убеждается в его истинности. На собственном опыте можно убедиться лишь в том, что это правило всегда подтверждается, а если какие-то другие люди выхода не находят, то они, возможно, сами в этом виноваты.

Поскольку человек собирается жить, а не умирать, ему изначально в общем виде известно всё. Полного неведения не бывает, если между устройством человека и среды его обитания имеется достаточное для жизни соответствие. Даже когда ребёнок ещё ничего не может высказать, он уже готов к тому, что дальнейший ход событий будет в его пользу. И любой живущий постоянно убеждается, что так оно и есть.

Имея такое доопытное знание или предчувствие, человек затем расширяет его подробностями – получает первичное опытное знание. Он узнаёт окружающих людей и предметы, запоминает дорогу в места, которые посещает, пробует разные виды пищевых и непищевых веществ, исследует свои возможности в различных делах, приобретает запас воспоминаний. Эти знания неодинаковы у разных людей и не могут оформиться в виде науки. Это донаучные знания.

Поскольку между действиями людей обычно требуется согласованность, одного опытного донаучного знания им недостаточно. Необходимо ещё как-то условиться о взаимодействии не только в делах, но и в познании. В результате появляется знание условностей – условное знание. Это языки, математика, право, классификации и теории, обычаи и этикет, цензура, мифы и сверхъестественные представления. Усваивая эти условности, человек начинает мыслить и воспринимать окружающий мир по-другому. Мышление становится в основном словесным, а восприятие – выборочным. Старое бессловесное мышление теперь проявляется только в сновидениях, которые почти целиком состоят из зрительных образов и с трудом поддаются словесной передаче, и ещё в интуитивном чутье, когда человек угадывает верное решение задачи или какое-нибудь соотношение, но затрудняется выразить этот процесс словами.

Условности направляют внимание человека на одни ощущения, чувства и мысли и делают незаметными другие. В результате, например, многие философы не только не замечали, что 2+2=4 – это иллюзия, но даже считали подобные утверждения аподиктическими истинами. Если к двум центнерам прибавить два пуда, то не получится ни 4 центнера, ни 4 пуда: арифметические действия приложимы только к предметам одного названия, если к тому же эти предметы считаются одинаковыми. Поэтому, например, невозможно указать общее количество музыкальных произведений Чайковского, хотя каждое отдельное произведение хорошо известно – 10 опер, 3 балета, 6 симфоний, десятки других крупных произведений и больше 100 романсов. Но среди них есть циклы произведений, и некоторые произведения он переделывал. В результате неясно, считать ли первоначальные варианты за отдельные произведения и считать ли циклы произведений как одно произведение. Только чётко условившись, что считать отдельным произведением, можно указать их общее количество.

На самом деле безусловной одинаковости предметов не бывает, а потому 2+2=4 – это аподиктическое заблуждение, если требуется точное соответствие действительности. Но поскольку во многих случаях точного соответствия не требуется, математические утверждения признаются истинными, а математика получает титул точной науки.

Явления, изучаемые науками, выделяются и отделяются друг от друга условно. Например, граница между проступком и преступлением в разное время и в разных местах устанавливается по-разному, и юриспруденция это учитывает. В медицине известно, что болезненное состояние организма не всегда чётко отличается от здорового, так что человека иногда приходится считать здоровым лишь в некотором смысле или в некотором отношении. В географии широты, долготы, а отсюда и координаты любого пункта на Земле условны. В астрономии применяется несколько систем небесных координат, то есть несколько различных условностей.

Всё научное знание пронизано условностями и группируется вокруг них. Вот к примеру технические науки, в частности металловедение. Там всё установлено экспериментально – удельный вес, твёрдость, ковкость, электропроводность, способность к адсорбции, коррозионная устойчивость и вообще химическая активность и различные другие свойства металлов. Условиться вроде не о чем. Однако все эти свойства относятся только к таким металлам, которые соответствуют стандартам (ГОСТам) или тем техническим условиям (ТУ), по которым они производятся. Стоит лишь получить эти же металлы с нарушением технологии или в особо чистом виде, как их свойства резко меняются. К тому же внешние обстоятельства должны быть строго определёнными. При особо низких температурах, в раскалённом состоянии, при высоком давлении, в вакууме их свойства становятся не те. Существуют тщательно выверенные технические справочники, но полагаться на них можно только если учитывать способы производства металлов и состояние окружающей их среды.

Технология производства металлов выбирается не как попало. И точно также разные условности стараются сделать как можно более целесообразными для данного случая или для данной науки. В одних обстоятельствах удобны одни условности, в других – другие. Поэтому, например, ботаническая классификация плодов, употребляемых человеком в пищу, не совпадает с товароведческой классификацией, а температуру измеряют по Реомюру, по Цельсию, по Фаренгейту или по Кельвину. Условности могут быть более или менее удобными для какого-то случая, но они не могут быть истинными или ложными. Понятие истинности к условностям неприложимо.

Поскольку наука никогда не создаётся для единичного человека, создать её можно только на основе оценок или системы мер, признаваемых многими людьми. В физике это система единиц физических величин, в химии – система химических элементов, в истории – хронология, в богословии – канонизированные тексты. Всё познаётся в сравнении, или «наука начинается с тех пор, как начали измерять», – как утверждал Менделеев. А чтобы измерять, надо иметь общепризнанную мерку. В тех науках, где не удаётся ввести общепризнанные меры или ориентиры, познание подменяется фантазированием и фальсификацией.

Условное знание получается не только с помощью органов чувств, но ещё из предположения, что все люди устроены приблизительно одинаково. Мыслитель учитывает других людей как своё подобие и на этой основе разрабатывает условные науки, правила, нормы. А все остальные люди с ним соглашаются. То есть часть окружающего мира известна единичному человеку не только по внешним наблюдениям, но ещё по самонаблюдению и по согласию других людей.

Благодаря условностям, одни впечатления воспринимаются с повышенным вниманием, а некоторые другие не замечаются совсем. Внешний мир усваивается умом не так, как его усваивает киноплёнка или отражает зеркало, а в соответствии с условным знанием. Люди всё мерят своей меркой или, как утверждал Протагор, «человек есть мера всех вещей».

Первичное опытное знание и условное знание человек приобретает индивидуально и может использовать также индивидуально по своему желанию. А техническое экспериментальное знание можно добыть только усилиями больших масс людей и использовать тоже только для массовых усилий. Техническое знание добывается не просто органами чувств на глазок, как первичное опытное знание, а с помощью технических средств – ускорителей элементарных частиц и других установок и оборудования, экспериментальных заводов, на испытательных полигонах, где опробуется новая техника. При этом применяются сложные аппараты, чувствительные приборы и разные прочие устройства. А для создания всего этого необходима мощная промышленная база с миллионами рабочих. Экспериментатор может ничего не видеть и не чувствовать, а приборы показывают ему наличие электромагнитных колебаний, элементарных частиц высоких энергий, магнитного поля или ещё чего-нибудь неощущаемого. Он может находиться в лаборатории в единственном числе, но в окружающее его оборудование прямо и косвенно вложен труд огромного количества людей – рабочих, техников, инженеров, обслуживающего персонала. А чтобы заниматься такими исследованиями, требуется допуск в виде соответствующих документов об образовании, либо в виде разрешения административных органов. В любой момент в приказном порядке исследователь может быть отстранён от научной работы или само это экспериментальное исследование прекращено как якобы неперспективное или по другим причинам.

Разрабатывать условное знание – например, создавать новую физическую теорию – человек может в своём кабинете, не спрашивая ни у кого разрешения. А экспериментировать на дорогом новейшем оборудовании без согласия других людей нельзя. Единичный человек, даже если он изобрёл какую-то техническую новинку, не может также на своём письменном столе осуществлять её массовое производство, а потому это его знание остаётся при себе. Этим знанием может воспользоваться только большая масса людей, когда изобретение наконец «внедрено» в производство.

Техническое знание получается воздействием на окружающую среду (в том числе иногда и на единичного человека) больших масс людей. Благодаря промышленной мощи миллионов рабочих, создаются из ряда вон выходящие машины, установки, приборы и материалы, и затем всё это используется как инструмент, обладающий небывалой силой и свойствами. В результате человечество выявляет не устройство природы само по себе, а свои возможности – то, чего может достичь организованная масса людей.

Человек использует фотоэлементы, механические рецепторы, датчики, высокочувствительные приборы, но смотрит он на мир глазами своих желаний. С окружающими предметами ему приходится лишь считаться, а не изучать их от начала до конца. Когда ему, например, необходимо проникнуть внутрь какой-нибудь ограды, то он ищет лазейку, обходной путь или прикидывает, как бы её перелезть. Если не учитывать цель этих исканий, то можно вообразить, будто человек изучает ограду. Но если не забывать о цели, то становится ясно, что он исследует возможности для удовлетворения своего желания, а ограда при этом ему совершенно не нужна.

Поскольку масса промышленных рабочих постоянно возрастает, естествознание постоянно делает всё новые открытия. Оно постоянно фиксирует всё новые возможности, возникающие в результате роста численности людей, занятых производством техники. Но познаётся при этом не природа, а человек, точнее человеческая масса. Устройство природы не только непознаваемо, но оно не имеет практического значения. Людям требуется знание своих возможностей, а не каких-то бесполезных «тайн» природы. Приобретение технических знаний – это не игра в «мировые загадки», а серьёзное дело, на которое затрачиваются крупные средства и которое имеет большое, в основном военное значение. Природа здесь участвует лишь постольку, поскольку люди проявляют свои возможности в природной среде, освободиться от которой никак нельзя.

Знание, которым обладает взрослый человек, неоднородно. Одна его часть получается восприятием через органы чувств, другая в значительной степени исходит из самонаблюдения, третью даёт экспериментальное оборудование и испытательные полигоны. Ощущения при этом могут быть и источником познания, и лишь одним из его необходимых условий, а понятие истинности к некоторым практически полезным знаниям не имеет отношения. Представление о знании как об однородной массе, для которой всегда требуется критерий истинности – не соответствует действительности. А философские теории познания, которые исходят из такого представления, пытаются достичь успеха, двигаясь в неверном направлении.










Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное

Все материалы представлены для ознакомления и принадлежат их авторам.