Онлайн библиотека PLAM.RU


  • Без богов и царей
  • Впервые в истории
  • Заговор против религии
  • Как решается неразрешимая задача
  • Новая неразрешимая задача
  • Какой календарь лучше?
  • Глава IX. ХОРОШ ЛИ НАШ КАЛЕНДАРЬ?

    Без богов и царей

     КОНЦЕ 1793 года на улицах французского городка Арраса была устроена не виданная никогда прежде многотысячная демонстрация.

    Во главе ее шествовали двенадцать групп по тридцати человек в каждой: сначала мальчики и девочки, затем юноши и девушки, потом молодые мужчины и женщины, а за ними пары постарше, люди почтенного возраста и совсем пожилые. Странное шествие завершали пять 75-летних старцев и один 100-летний с длинной седой бородой — его несли под бархатным балдахином на носилках, увитых цветами. А в конце необычайной процессии шумной и веселой ватагой спешили вприпрыжку маленькие школьники и школьницы.

    Для чего понадобился этот «парад всех возрастов»? Будто и без того неизвестно, что жизнь бессмертна и всегда, бок о бок с уходящим поколением, на смену ему растет молодежь! Нет, то было празднество в честь введения нового, республиканского календаря.

    Еще в 1788 году писатель Сильве?н Мареша?ль, революционер-атеист, издал «Альманах честных людей». Он предложил заменить христианское летосчисление и ввести новый календарь: год должен начинаться весною, 1 марта, и состоять из двенадцати месяцев по тридцати дней или по три декады, как это было в Древнем Египте. Но в конце года Марешаль предлагал добавить пять (в високосном году шесть) дней праздничных, посвященных Любви, Бракосочетанию, Признательности, Дружбе и Великим людям.

    В «Альманахе» не было имен святых, как в любом христианском календаре, не упоминались короли, герцоги, графы, виконты, бароны и прочие представители феодальной знати. Народ должен знать честных людей, помнить и почитать борцов за благо человечества, выдающихся ученых, государственных и общественных деятелей.

    «Альманах» Марешаля был дерзким вызовом, протестом против религии, против власти дворян и духовенства, против папы и католической церкви, утвердившей григорианский календарь. И вольнодумный сочинитель «Альманаха» поплатился за свою смелость: королевский прокурор заточил «нечестивца и богохульника» в тюрьму, а через четыре месяца выслал из Парижа.

    Прошло четыре года, и другой прокурор предложил ввести календарь Марешаля. Великие события свершились за это время во Франции. Революция свергла ненавистную народу королевскую власть, и Национальный Конвент — высший орган новой власти — 21 сентября 1792 года провозгласил республику.

    Все, что напоминало о старом порядке, феодально-крепостническом строе, возбуждало гнев и негодование. Даже старый календарь, связанный с отжившей верой в божественные силы и чудеса, казался оскорбительным для достоинства страны, обновленной революцией.

    Надо было изгнать предрассудки и суеверия из их последнего, самого прочного убежища — повседневного быта. И Конвент поручил особой комиссии астрономов и математиков разработать новый календарь, очищенный от пережитков религии и феодализма.

    В сентябре 1793 года председатель комиссии Жильбер Ромм доложил Конвенту проект нового календаря. «Христианская эра, — сказал он, — была эрой жестокости, лжи, вероломства и рабства; она окончилась вместе с королевской властью, источником всех наших зол».

    Последний день этой власти, 21 сентября 1792 года, должен стать и последним днем христианской эры. Вместо нее следует ввести новое летосчисление — от первого дня Французской республики, 22 сентября 1792 года.

    Как раз в этот день тогда наступило осеннее равноденствие, а в сентябре заканчиваются сельскохозяйственные работы. Так пусть же, говорил Ромм, памятный народу первый день республики будет и началом каждого года. Тогда новогодие свяжет воедино всенародный праздник, важную астрономическую дату и завершение трудов в земледелии — основной отрасли всего хозяйства республики.

    В новом календаре, как предлагал Марешаль, было 12 месяцев по 30 дней, или по три декады, плюс еще 5 или 6 дней в конце года. Упразднялась древняя неделя, порожденная астрологическими суевериями и религиозными предрассудками, а вместе с нею — и прежние названия дней по именам богов.

    Каждый день декады получил новое название по числительным: первый, второй… до десятого, декади — дня отдыха взамен воскресенья. Кроме того, праздничными считались: начало года — первый день первого месяца (22 сентября) и все добавочные дни в конце года.

    Порядковыми числительными были названы и месяцы: 1-е число первого месяца наступало 22 сентября по григорианскому календарю; 1-е число второго месяца — через 30 дней, то есть 22 октября; 1-е число третьего месяца — еще через 30 дней, то есть 21 ноября, и так далее.

    Но тогда пришлось бы, называя дату, говорить, например, так: первый день второй декады третьего месяца четвертого года республики. Не сразу сообразишь, о каком числе идет речь.

    Очень интересное предложение внес депутат Конвента Фабр д'Эглантин, революционер, актер и поэт.

    Впервые в истории

    Зал грохотал от аплодисментов, когда Эглантин произнес свою взволнованную речь.

    Каждая страница старого календаря, говорил поэт, осквернена предрассудками и фальшью — проклятым наследием церкви и трона. Слишком долго они навязывали народу, особенно доверчивым крестьянам, коллекцию вредных заблуждений и шарлатанства. Мы должны покончить с этими бреднями невежества и заменить религиозный обман истинами природы.

    Конвент единодушно принял новые названия месяцев, придуманные Эглантином. Они образно и просто напоминали о явлениях природы и важнейших земледельческих работах, как это было в старинном русском календаре.

    В согласии с природой год делился на четыре квартала-сезона по три месяца, или девяносто дней.

    Осенние месяцы, с 22 сентября до 20 декабря по григорианскому календарю, получили названия: вандемье?р — виноградный (сбор винограда), брюме?р — туманный, фриме?р — изморозный (месяц инея и заморозков).

    Зимние, с 21 декабря по 20 марта: ниво?з — снежный, плювио?з — дождливый, венто?з — ветреный.

    Весенние, с 21 марта до 18 июня: жермина?ль — месяц прорастания, флореа?ль — цветочный, прериа?ль — луговой.

    Летние, с 19 июня до 16 сентября: мессидо?р — месяц жатвы, термидо?р — знойный, фрюктидо?р — плодоносный.

    Добавочные дни в конце года, с 17 до 21–22 сентября, были названы «бесштанными». Странное название, не правда ли? Объясняется оно вот чем.

    Дворяне-аристократы щеголяли в кюлотах — коротких, до колен, бархатных штанах, украшенных внизу кружевами. Мужчин простого звания, носивших обычные брюки, аристократы окрестили пренебрежительным прозвищем «санкюлоты» — бесштанные, то есть попросту бедняки, нищие.

    «Для нас, революционеров-патриотов, дорого это прозвище, прославленное свободой», — сказал Эглантин и предложил назвать добавочные дни санкюлотидами, посвятив каждый из них особому празднику.

    В первый день — Гения — восхваляются выдающиеся победы человеческого ума: открытия и изобретения, сделанные за год в науке, искусстве, ремеслах.

    Второй день — Праздник труда и его героев.

    Третий — Подвигов, мужества и отваги.

    Четвертый — Наград, общественного признания и народной благодарности тем, кого прославляли в три предыдущих дня.

    Пятый день — Общественного мнения, день суда, одновременно веселого и грозного. Пусть боятся его все должностные лица: если они не оправдают доверия — горе им! Праздник мнения открывает уста всем французам, и едкое их остроумие не пощадит тех, кто обманул надежды народа и не заслуживает доверия.

    Шестой добавочный день — только в високосные годы — посвящался олимпиаде, спортивным играм и состязаниям.

    Впервые в истории календарь был освобожден от древних суеверий и предрассудков, но, к сожалению, ненадолго.

    Заговор против религии

    Новый календарь начал свою жизнь с 22 сентября 1793 года — 1 вандемьера второго года Французской республики. Тогда писал Марешаль, словно предвидел далекое будущее: «Французская революция — только предтеча другой, более великой и величественной революции, которая станет последней».

    Как раз в то время французские ученые разрабатывали новую систему мер «на все времена, для всех народов». Эта метрическая система, как известно, основана на десятичном счислении: каждая единица длины и веса в десять раз больше предыдущей.

    Почему бы и время не измерять по десятичной системе? Конечно, год нельзя разделить на десять или сто равных частей. Но что мешает другую важнейшую меру времени — сутки — делить на десять частей?

    Ведь наши привычные 24 часа унаследованы от вавилонян, у которых сутки состояли из 12 двойных часов. Там это было связано с шестидесятеричным счислением. Но теперь повсюду принято десятичное счисление, и республика вовсе не обязана преклоняться перед древними традициями.

    Не лучше ли и сутки делить на десять часов, час — на сто минут, а минуту — на сто секунд? Тогда в сутках будет не 86 400, а ровно 100 000 секунд.

    Предложение ученых было принято Конвентом, и механики изготовили несколько экземпляров новых часов. На них был десятичасовой циферблат, разделенный черточками еще на сто делений. Часовая стрелка за сутки совершала вместо двух только один оборот, а минутная вместо двадцати четырех оборотов — десять.

    Но часы тогда еще были дорогой редкостью, и решение о новой мере времени осталось на бумаге. Другое дело — новый календарь. Вводя его, Конвент призвал граждан «проявить неумолимую вражду ко всем предрассудкам», разъясняя преимущества и революционное значение календарной реформы.

    Вот тогда-то и начались карнавальные шествия во многих городах Франции. В Бордо, на площади перед церковью, был поставлен балет с участием двенадцати месяцев и пяти санкюлотид. В других городах главными «героями» были Свобода, Равенство и Братство, а также Разум — он восседал на карете, под колесами которой с жалобным писком лопались надутые пузыри суеверий.

    Из страха перед республиканской властью церковнослужители скрывали бессильную ненависть к новому порядку. Только один епископ злобно спросил Ромма: «Для чего нужен ваш календарь?» — и получил достойную отповедь: «Для того, чтобы уничтожить ваше воскресенье», то есть веру в Христа.

    Недаром враги революции, бежавшие за границу, богатые дворяне, называли республиканский календарь «заговором против религии». Весть об этом заговоре быстро разнеслась по Европе и вызвала свирепую ярость духовенства, особенно католической церкви во главе с папой.

    Как смеют эти смутьяны-санкюлоты посягать на законы и обычаи многовековой давности? Они не только выкинули из календаря всех святых как ненужный хлам, но — страшно даже подумать! — совсем отменили воскресенье и все христианские праздники. Мало того что республиканцы-безбожники развратили французов, они заразят безверием и другие народы.

    Этого святейший папа простить не мог. Конечно, он обижен был не столько безбожным календарем, сколько совсем другими обстоятельствами.

    Католической церкви во Франции принадлежало не меньше десятой части всех земель — огромные поместья, где трудились сотни тысяч закрепощенных крестьян. Французская революция начала сокрушать феодальные порядки. Вот почему папа призывал во имя Христа удушить революцию и поддерживал всех врагов республики, особенно французское духовенство.

    Недолго прожил республиканский календарь — всего лишь двенадцать лет. С 1806 года он был отменен Наполеоном I по соглашению с папой.

    Прошло 65 лет, и 18 марта 1871 года Парижская коммуна вновь возродила этот календарь: 1871 год считался 79-м от основания Французской республики, а март, апрель, май назывались жерминаль, флореаль, прериаль. На этот раз календарь, как и коммуна, просуществовал лишь семьдесят два дня.

    Так закончилась первая в истории попытка освободить календарь от религиозных пережитков, сделать его таким же простым и удобным, каким он был тысячи лет назад в Египте. Но там начало года блуждало по всем дням, а французские ученые прикрепили его к определенной дате — первой полуночи после осеннего равноденствия по парижскому времени. Эту дату астрономы заранее вычисляли с математической точностью. В таком строго научном календаре високосным считался не всегда каждый четвертый год, как по старому и новому стилю, а иногда пятый.

    В сущности это не было новинкой: подобный календарь был разработан в Персии за семьсот лет до французской революции.

    Как решается неразрешимая задача

    Долгую жизнь прожил персидский поэт Омар Хайям: по легенде, больше ста лет. Долгие годы отдал он своим любимым наукам — астрономии и математике. Но всемирную славу завоевал он не научными трудами, а немногочисленными четверостишиями, которые умещаются в небольшой книжке.

    Талантливый поэт воспевал красоту и радости жизни, язвительно осмеивал мусульманских богослужителей — мулл. Недаром они называли его стихи «лютыми змеями» для законов, предписанных Кораном, священной книгой верующих мусульман.

    Когда Хайям еще учился в школе, был у него близкий друг — Низам-уль-Мульк. Позже уль-Мульк стал одним из правителей Персии и в 1074 году обратился к поэту-астроному с очень интересной просьбой.

    По персидскому календарю год начинался весенним праздником Науруз. Буйно и стремительно наступает весна в Персии: еще не успеет растаять в предгорьях снег, а на деревьях уже набухают почки и бутонами покрываются розовые кусты.

    Можно ли сделать так, чтобы Науруз всегда совпадал с началом весны — равноденствием? Вот какую задачу поставил Низам-уль-Мульк, и Хайям удачно решил ее с помощью других астрономов.

    Прежде всего они определили, что весеннее равноденствие в то время наступало по юлианскому календарю 15 марта.[52] К этому дню Хайям и предложил раз навсегда приурочить начало каждого года — Науруз. Но самое трудное было еще впереди.

    Ведь по юлианскому календарю весеннее равноденствие за 128 лет отступает на один день назад. Значит, и Науруз перекочует на 14 марта, потом на 13-е, все больше удаляясь от начала весны. Как связать неразрывно всенародный праздник с весенним равноденствием?

    Есть только один путь — создать точный календарь, решить ту задачу, с которой началась эта книга. Теперь наконец пришла пора и нам заняться этой неразрешимой задачей.

    Солнечный год, один оборот Земли вокруг Солнца, продолжается

    365 дней 5 часов 48 минут 46 секунд.

    В египетском календаре было ровно 365 суток. Очень короткий календарь, надо было удлинить его.

    Об этом позаботился Юлий Цезарь. Он каждый четвертый год сделал високосным, добавив к нему еще один, 366-й день. Если разверстать этот дополнительный день поровну между четырьмя годами, то получим, что каждый из них увеличивается на 1/4 суток и продолжается в среднем

    365 суток 6 часов.

    Юлианский календарь оказался длиннее солнечного года почти на 11 минут 14 секунд. Теперь уже надо было укоротить календарь.

    Для этого Хайям придумал остроумную комбинацию високосов. Он предложил в течение 28 лет считать, как и в юлианском календаре, семь високосов, а следующий, восьмой назначил уже не через четыре, а через пять лет. Посмотрим, что при этом получается.

    За 33 года в календаре Хайяма добавляется еще 8 дней. Выходит, что в среднем каждый год увеличивается на 8/33 суток и продолжается

    365 дней 5 часов 49 минут 5,5 секунды.

    Как видите, Хайям добился своей цели: год по его календарю всего лишь примерно на 19 секунд длиннее солнечного года. Благодаря этому лишние сутки накопляются не за 128 лет, как по юлианскому календарю, а более чем за 4500 лет.

    Вот какую высокую точность дает небольшая передвижка восьмого високоса. По календарю Хайяма Науруз отступил бы от весеннего равноденствия лишь в пятьдесят шестом веке!

    Такой же точностью обладал и французский революционный календарь. Только начало года в нем прикреплено не к весеннему, а к осеннему равноденствию — ведь именно с этой астрономической датой случайно совпал первый день республики.

    Но оба календаря хоть и немного, а все-таки длиннее солнечного года. Если бы удалось чуть-чуть укоротить их — всего на 19 секунд за целый год, — то календарь был бы совсем точным. Как это сделать?

    Около ста лет назад, в 1864 году, профессор астрономии и директор обсерватории в эстонском городе Дерпте (ныне Тарту) И. Мэдлер предложил оригинальный проект. Он рассуждал так. Если ваши часы поставлены неверно, например опаздывают на пять минут, но идут точно, можно довольствоваться поправкой. Если же часы идут неточно, то лучше отдать их в ремонт. Именно так обстоит дело с юлианским календарем: он и запаздывает и построен неточно.

    Мэдлер предложил очень просто «отремонтировать» юлианский календарь: в нем лишние сутки накопляются за 128 лет, надо исключить их, то есть считать за это время не 32 високоса, как полагается по старому и новому стилям, а только 31. Тогда, решил профессор, получится вполне точный календарь чуть ли не навечно. Но Мэдлер преувеличил достоинства своего проекта.

    Каждый год по мэдлеровскому календарю в среднем короче, чем по юлианскому, на 1/128 часть суток и продолжается

    365 суток 5 часов 48 минут 45 секунд.

    Он действительно очень близок к солнечному году, всего лишь на одну секунду короче его. Совсем ничтожная величина: но все-таки совершенно точного, «вечного» календаря не получается. Эта задача неразрешима.

    Да и нужна ли такая абсолютная точность? Ведь совершенных часов тоже нет: одни отстают, другие спешат, но это не мешает астрономам определять и сообщать по радио точное время.

    Календарь, которым мы пользуемся, менее точен, чем предложенные Хайямом и Мэдлером. Год по григорианскому календарю в среднем продолжается

    365 суток 5 часов 49 минут 12 секунд,

    всего лишь на 26 секунд длиннее солнечного года. Из этой незначительной разницы целые сутки накопятся лишь примерно за 3300 лет. Хватит не только на наш век, но и на много грядущих столетий!

    Для практических надобностей большей точности и не требуется, а комбинации високосов легче запоминаются, чем по проектам Хайяма или Мэдлера.

    Но достаточно ли прост и удобен григорианский календарь? Оказывается, много у него недостатков, и стоит он слишком дорого.

    Новая неразрешимая задача

    Какой сегодня день? — очень часто задаем мы этот вопрос, и не всегда сразу сообразишь: — приходится заглядывать в календарь.

    Но во многих случаях день недели помогает определить или проверить дату важного исторического события, как это было с битвой на реке Калке. Иной раз приходится производить кропотливые вычисления или пользоваться специальными таблицами, чтобы узнать день недели для какой-нибудь старинной даты.

    Очень уж изменчив, неустойчив и нестроен существующий календарь. Прежде всего, одни и те же числа месяцев приходятся на разные дни недели и каждый год по-новому, перескакивая на один или два дня вперед.

    Год на год и месяцы друг на друга не похожи: в одних по 31 дню, в других по 30, а в феврале — 28 или 29. Эти неравные по длине месяцы достались нам в наследство от юлианского календаря вместе с названиями по именам языческих богов и богинь, римских императоров и неправильных по смыслу числительных.

    Сравните кварталы — у них неравное число дней. И полугодия поэтому неодинаковы по продолжительности. Вот какой разнобой получается:

    Мы так привыкли к нашему непостоянному, неравномерному календарю, что не замечаем всех этих недостатков, но они дорого обходятся государству. Подумайте сами.

    Крупный металлургический завод производит тысячи тонн чугуна в сутки. Ясно, что каждый день должен быть на строгом учете, но в одном месяце больше дней, а в другом меньше. И ежемесячно приходится составлять новый план для всего предприятия и каждого цеха, рассчитывать, сколько потребуется сырья и материалов, сколько тонн металла должна дать каждая печь.

    То же самое на всех фабриках и заводах, в шахтах и рудниках, на железных дорогах и электростанциях, в совхозах и колхозах. Десятки тысяч предприятий должны разрабатывать месячные, квартальные, полугодовые планы, два раза в месяц выдавать заработную плату десяткам миллионов рабочих и служащих, ежегодно рассчитывать их отпуска.

    Все эти расчеты сильно усложняются из-за того, что один год не похож на другой. В январе 1960 года было шесть выходных дней: пять воскресений и Новый год; значит, рабочих дней было 25. А в 1961 году Новый год совпал с воскресеньем и рабочих дней в январе было уже 26.

    В феврале одного года 25 рабочих дней, а другого года — 24. В марте может быть 26 и 27 рабочих дней, в мае — 24 или 25, в ноябре — 23, или 24, или 25. В любом месяце бывает то четыре, то пять воскресений.

    Сколько труда и денег затрачивается, вернее, растрачивается на такие утомительные, громоздкие расчеты? Только нашей стране они обходятся ежегодно в миллионы рублей. А во всем мире?..

    Календарные вычисления неизмеримо упростились бы, если б все месяцы имели одинаковую продолжительность. Тогда любой день недели раз навсегда был бы прикреплен к определенному числу. И мы скоро привыкли бы к тому, например, что воскресенье бывает 1, 8, 15, 22, 29 числа каждого месяца, понедельник — 2, 9, 16, 23, 30 и т. д.

    Вот было бы хорошо: купил перекидной или табель-календарь, и он будет служить, пока не истреплется. А теперь, хочешь не хочешь, изволь ежегодно приобретать новый. И каждый год на это опять-таки только у нас расходуется больше миллиона рублей, поезда бумаги, сотни тысяч рабочих часов.

    Эти средства и труд можно сберечь, если создать неизменный из года в год, вечный календарь. Нужно только придумать такую комбинацию месяцев и недель, чтобы каждый день в любом месяце всегда приходился на одни и те же числа. Но как это сделать?

    Ведь в году 365 или 366 дней — очень неудобное число. Если в каждом месяце считать по 30 дней, получится 360, если по 31 дню — то 372. Такое же неудобство и с неделями: если их четыре в месяце, то в нем будет 28 дней, а если пять — то 35.

    Год никак нельзя разбить на двенадцать месяцев с одинаковым количеством дней, а месяц — на равное число недель. Возникает новая неразрешимая задача.

    Но решить ее все-таки можно. И главная сложность вовсе не в простом и удобном решении.

    Какой календарь лучше?

    Диву даешься, когда подумаешь, сколько людей трудились над реформой нынешнего календаря. Сколько созывалось по этому вопросу съездов, конференций, совещаний!

    И до сих пор многочисленные комиссии и общества добавляют все новые и новые предложения к сотням уже разработанных. А все они отличаются лишь несущественными деталями от двух основных проектов.

    Обсудим проект № 1. Год состоит из тринадцати равных друг другу месяцев по четыре недели, или 28 дней. Каждый месяц начинается воскресеньем и кончается субботой, имеет четыре дня отдыха и 24 рабочих дня. Любой день недели всегда совпадает с определенным числом месяца, и все праздники из года в год приходятся на одни и те же дни недели.

    В этом календаре ровно 52 недели, или 364 суток. Не хватает одного или двух дней, — они не входят в счет. Один из них, новый год, открывает календарь, а другой — вставляется посередине високосного года.

    Очень простой и стройный календарь: годится на любой год, упрощает все расчеты, связанные с разнокалиберными месяцами. Такой календарь предлагали ввести с воскресенья 1 января 1933 года. Но он вызвал множество возражений.

    Придется добавлять непривычный тринадцатый месяц — это неудобно, все равно что заменять обычный циферблат тринадцатичасовым. А самое главное — очень неудачно число 13: оно не делится ни на два, ни на четыре, это усложнит расчеты по кварталам и полугодиям. Есть и другие затруднения в этом календаре.

    Удобнее проект № 2, сохраняющий привычные двенадцать месяцев. Календарь состоит из четырех кварталов по 13 недель, или 91 дню. Все кварталы равномерны, и в каждом из них первый месяц (январь, апрель, июль, октябрь) имеет 31 день и 5 воскресений, а все остальные — по 30 дней и 4 воскресенья. Вот и получается, что в любом месяце по 26 рабочих дней.

    В этом календаре также 52 недели, или 364 суток, и недостающие один или два дня, без числа и дня недели, вставляются в начале и посередине года. Правда, в отличие от проекта № 1 дни недели не в каждом месяце, а лишь в каждом квартале (через три месяца) совпадают с одинаковыми числами. Но это все же неизменный, постоянный, вечный календарь: каждый год и каждый квартал начинается воскресеньем и кончается субботой.

    Однако ввести его можно лишь после одобрения всеми странами, по общеобязательному международному соглашению. Вот здесь-то и возникает главное препятствие: в капиталистических государствах еще сильна власть церкви, а она всячески отстаивает сохранение устаревшего календаря.

    В 1954 году секретариат Организации Объединенных Наций (ООН) высоко оценил проект, представленный Международной ассоциацией Всемирного календаря. Это все тот же проект № 2; год состоит из 52 недель плюс одни или два добавочных дня без числа: один — День мира — в конце года, международный праздник доброй воли и сотрудничества всех народов, а второй, тоже праздничный, день вставляется только в високосные годы между 30 июня и 1 июля.

    Проект поддержали СССР, Франция и другие государства, особенно Индия. В этой стране тогда существовало больше трех десятков различных календарных систем. Их создали века назад ученые брамины больше для астрологических гаданий, чем для практических нужд. Год начинался в разные дни, имел различное число месяцев, летосчисление велось по разным эрам.

    Можете представить себе, какая путаница получалась при этом, как мешало это единению народов великой страны, подчеркивая национальные различия и кастовые пережитки. Только в 1957 году индийское правительство ввело единый для всего государства национальный календарь. А ведь еще и до сих пор в некоторых странах сохранились старинные календари со своими эрами и датами начала года.

    Новый, Всемирный календарь предполагалось ввести с воскресенья 1 января 1956 года. И секретариат ООН заблаговременно разослал проект всем государствам для обсуждения.

    Но правительство Соединенных Штатов Америки решило, что проект непригоден «по религиозным соображениям». Не понравился он по той же причине и правительству Великобритании. В чем же дело?

    Если в календаре даже один день исключается из общего счета, то следующее за ним воскресенье тоже сдвинется на один день недели вперед. И выйдет, что Христос «воскрес» не в воскресенье, а в понедельник — вот какое горе!

    Впрочем, дело не только в еженедельном празднике. Некоторые христианские праздники и посты отмечаются через определенное число недель до или после пасхи, да и сама пасха связана с воскресеньем. Если нарушается непрерывный счет дней недели, то все эти праздники придутся не на «свои дни».

    Вот почему церковь упрямо настаивает на сохранении давно уже отжившей и никому не нужной недели, увековеченной тысячелетними предрассудками.

    Некоторые радетели семидневной недели оправдывают сохранение ее древностью традиции: ведь существует она больше 3700 лет, чуть ли не со времен вавилонского царя Хаммурапи, была, мол, неделя и в Китае. Но это неверно: у китайцев неделя была согласована с лунными фазами, состояла то из семи, то из восьми дней и была вновь заменена десятидневкой. Французский республиканский календарь также упразднил неудобную семидневную неделю, приняв вместо нее декаду.

    Другие защитники семидневки говорят: конечно, религиозные верования нам не указ; мало ли что евреи, а затем и христиане, заимствовав вавилонскую неделю, освятили ее библейской сказкой о сотворении мира в шесть дней, после которых создатель почил от трудов своих в день седьмой. Но ведь не только богу, а каждому человеку необходим периодический отдых.

    Это безусловно верно, но почему нужно работать непременно шесть дней подряд? Для здоровья и развития человека гораздо удобнее, полезнее отдыхать раз в шесть или даже в пять дней, как это намечено для предстоящего десятилетия новой Программой нашей партии.

    Кстати, у нас уже была введена сначала пятидневная, а с 1931 года шестидневная непрерывная неделя. Все работники отдыхали (по специальной сетке) раз в шесть дней, например 6, 12, 18, 24 и 30 числа любого месяца, а предприятия и учреждения работали непрерывно. Семидневная неделя была восстановлена лишь в 1940 году, после того как началась вторая мировая война: международная напряженность потребовала укрепления обороны нашей Родины.

    Давно уже неделя утратила всякий смысл и значение, кроме религиозного. Ведь ясно, что при любом разумном построении календаря неизбежно нарушается непрерывный счет дней по неделям. Так не лучше ли вообще отбросить эту неудобную меру времени, как обветшавший пережиток древних суеверий.

    Не странно ли в самом деле: любую вещь мы стараемся улучшить или заменить более совершенной, а календарь, которым все люди пользуются ежедневно, остается таким же неудобным, каким был две тысячи лет назад, после реформы Юлия Цезаря.

    Он даже ухудшился: ведь в юлианском календаре сначала не было злополучной недели, усложняющей счет дней, и все проекты вынуждены сохранять ее в угоду церкви и религиозным предрассудкам, в ущерб практическим удобствам и целесообразности.

    Совсем не трудно найти самый простой и удобный календарь — его даже искать не нужно. Он был создан около пяти тысячелетий назад в Египте и усовершенствован во Франции. Подобный календарь предлагал ввести и Менделеев.

    В Советском Союзе еще в 1931 году был разработан проект нового календаря с пятидневкой вместо семидневной недели.

    В каждом месяце было бы 30 дней, или 6 пятидневок, а во всем календаре 360 дней плюс еще 5 добавочных дней без числа: один — памяти Ленина, два дня первомайского праздника и два — в ноябре, посвященные Великой Октябрьской социалистической революции. В високосном же году предполагалось добавлять еще один дополнительный день без числа — перед новым годом.

    Вот как легко и просто можно решить «неразрешимую» задачу — создать вечный календарь.

    Важно, чтобы тот или иной проект реформы был признан и принят главными странами мира — тогда легче будет ввести единый и неизменный, простой и удобный календарь на всем свете. Проект Всемирного календаря, одобренный многими странами, но отвергнутый США и Великобританией, не удалось ввести ни в 1956, ни в 1961 годах. Следующее воскресенье (которым начинается этот календарь) наступит 1 января лишь в 1967 году.

    Все более тесные связи, экономические и культурные, властно требуют реформы календаря. Этого настойчиво добиваются многие общественные организации за границей. Неизвестно, когда удастся осуществить эту реформу, но вы можете, не дожидаясь этого, сами смастерить «вечный» календарь, годный до конца XXI века — 2100 года (см. Приложение II).


    Примечания:



    5

    До сих пор месяцем на многих языках называется и Луна и мера времени, а новолунием в древности считали первое появление серпа. На самом-то деле в новолуние нельзя увидеть серп: в это время обращенная к нам сторона Луны не освещается Солнцем. В дальнейшем, чтобы не усложнять изложения, слову «новолуние» придается древнее значение.



    52

    В 325 году, когда был созван Никейский собор, весеннее равноденствие наступило около 21 марта и с тех пор каждые 128 лет удалялось на один день назад. С 325 до 1074 года прошло 749 лет, и за это время весеннее равноденствие отступило от 21 марта почти на 6 дней, то есть пришлось на 15 марта.









    Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное

    Все материалы представлены для ознакомления и принадлежат их авторам.