Онлайн библиотека PLAM.RU




9. Г. Спенсер – родоначальник органицизма в социологии

Герберт Спенсер (1820–1903), г. Дерби, Великобритания. Родился в семье учителя, не получил систематического образования, тем не менее с помощью интенсивного самообразования под руководством дяди-священника стал одним из самых интеллектуальных людей своего времени.

Период начала научного творчества Спенсера совпал с расцветом Британской империи. Эпоху королевы Виктории, как называют этот этап в английской истории, часто определяют как героический период капиталистической индустриализации. Ее отличал высокий уровень экономического развития Великобритании как богатейшей колониальной державы и всеобщая уверенность в будущем процветании. В ту пору была чрезвычайно распространена вера в универсальные законы природы и безграничные возможности экспериментального метода.

В первой фундаментальной работе Г. Спенсера «Социальная статика» (1851), не имеющей, кроме названия, ничего общего с социальной статикой О. Конта, развивается идея общественной морали: поскольку созданный Богом мир совершенен в своем устройстве, причастность человека «божественному разуму» открывается в рациональном следовании общественному долгу.

Здесь же вводятся идеи функционализма для объяснения развития социальных институтов, ставшие впоследствии базовыми для парадигмы структурного функционализма: «Законом любой организации является наличие функции у каждого органа и обладание каждой функцией своим специфическим органом».

Г. Спенсера считают основателем школы органической аналогии, или органицизма в социологии. Часто говорят о влиянии на его учение эволюционной теории Ч. Дарвина, но история свидетельствует о том, что сам Ч. Дарвин говорил о том огромном влиянии, которое оказали на него идеи Г. Спенсера.

Выступая с позиций крайнего либерализма, Спенсер считает, что конкуренция и выживание лишь тех, кто наиболее приспособлен, обязательны для развития общества. Он называет это положение, по аналогии с естественным отбором в животном мире, основным законом социального развития. Государство, расширяя сферу властного контроля и проникая в образование, охрану здоровья, торговлю, труд и социальное обеспечение, препятствует адаптации человеческого сообщества к среде и выполнению собственных функций.

К 1857 г. у него возникает идея синтеза биологии, психологии, социологии и этики на основе принципа органической эволюции. Эта идея была реализована путем разработки всеобщего закона «естественной причинности», действующего и в природе, и в обществе.

Общество, по Спенсеру, – «реальный предмет», «сверхорганизм», и общественное развитие аналогично развитию организма: от простого и бесформенного к сложному и структурированному.

Этот процесс осуществляется через интеграцию, происходящую параллельно усилению дифференциации частей и разнородности в обществе. На высокой стадии развития социальной дифференциации каждый орган общества, как и живой организм, располагает средствами доставки ресурсов питания, переработки и связи с целым. Структурная дифференциация сопровождается специализацией функций, которая связывается с развитием разделения труда.

Спенсер выделил и описал главные разновидности социальных институтов как важнейших подсистем общества, обеспечивающих его существование. Обладая колоссальной работоспособностью, за 40 лет он написал огромное количество книг, тираж которых составлял сотни тысяч экземпляров. Среди них такие фундаментальные, как «Основания психологии» (1855), «Основные начала» (1862), «Основания биологии» (1864 и 1867), «Основания социологии» (1876) и др. Наиболее полное издание его трудов содержит 21 том.

Г. Спенсер оказал большое влияние не только на последующее развитие теоретической социологии, но и на популяризацию социологии в массах. В 1883 г., посетив США, он выступал с лекциями в залах, переполненных восторженными слушателями. Однако уже в первые десятилетия ХХ в. имя Г. Спенсера стало забываться, и в справочниках он стал фигурировать как один из теоретиков либерализма.

Последователями основанного им эволюционно-органического направления социологии, искавшего аналогии между организмом и обществом, были: в Германии – А. Шеффле, во Франции – Р. Вормс, в России – П. Лилиенфельд. Труды Г. Спенсера и его последователей предвосхитили зарождение системного подхода к изучению общества.









Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное

Все материалы представлены для ознакомления и принадлежат их авторам.