Онлайн библиотека PLAM.RU


38. Общественное мнение

Наиболее общее определение общественного мнения – это состояние общественного сознания, заключающее явное или скрытое отношение социальной общности к явлениям, событиям и фактам общественной жизни. Иногда вместо слов «общественная жизнь» не очень корректно употребляют слово «действительность». Однако между этими понятиями нельзя ставить знак равенства. В полном смысле «общественным» мнение становится лишь тогда, когда факты и явления «действительности» рефлексируются сознанием именно как факты и явления общественной жизни.

Основными функциями общественного мнения являются функция социального контроля, экспрессивная, консультативная и директивная функции.

Существующие определения общественного мнения подчеркивают основные его признаки:

• общественное мнение включает не все точки зрения, имеющиеся у людей, а лишь связанные с изучаемой ситуацией; в отношении этой ситуации совокупность индивидов выступает как общность;

• общественное мнение по конкретным вопросам в одной ситуации может коренным образом отличаться от общественного мнения в другой ситуации;

• общественным мнение становится лишь в случае его публичного выражения, в противном случае оно остается индивидуальной точкой зрения отдельных людей;

• общественное мнение должно обладать определенностью и сохраняться на протяжении определенного периода времени.

Некоторые ученые считают, что общественным можно называть лишь то мнение, которое складывается только при условии доступа общественности к информации, касающейся изучаемого вопроса. При этом обнаруживается проблема прямого действия, связанная с реализацией директивной функции общественного мнения – является ли результат опроса обязательным для претворения в жизнь руководящими органами государства? Данная проблема имеет два аспекта:

• какова реально возможная степень информированности общественности по какому-либо вопросу? Здесь ключевую роль играет позиция средств массовой информации, с которой «подается» освещение события или явления;

• каков уровень действительной компетентности общества по изучаемому вопросу? Понятно, что здесь существенно влияние уровня образования, направленности интересов людей и др.

Известный американский политик У. Фулбрайт в 60-е гг. прошлого века сравнивал общественное мнение с ситуацией на теплоходе, где есть пассажиры и капитан. Пассажиров больше и они могут высказать свое мнение о выборе курса, не совпадающее с мнением капитана. Капитан один, но только он обладает необходимой компетенцией, чтобы пассажиры доплыли до места назначения.

Вместе с тем в странах с развитыми демократическими выборными механизмами политический руководитель любого уровня не может не учитывать мнения населения. Одним из показательных примеров может служить вторжение американских войск в Ирак. За полтора года до его начала опросы показывали негативное отношение значительной части населения США к этой идее. Американской администрации и средствам массовой информации понадобилось полтора года массированной пропаганды, и только тогда, когда большинство американцев поддержало агрессию, было принято решение о вводе войск.

Насколько достоверно информировалось население США в этот период по интересующей теме – вопрос открытый, но свою основную функцию в современном обществе – функцию социального контроля– общественное мнение в данном случае выполнило.

Следующей важной функцией общественного мнения является экспрессивная функция – выражение определенной позиции общества по отношению к фактам и явлениям жизни общества.

В практике цивилизованных стран широко реализуется консультативная функция общественного мнения, когда результаты опросов населения используются для выбора одобряемых обществом способов разрешения тех или иных проблем.

Хотя в человеческой истории общественное мнение, даже если оно выражалось незначительной частью обществ, в той или иной степени существовало всегда, научное изучение общественного мнения началось лишь в конце XIX в. Естественно, систематическая фиксация индивидуальных мнений в массовом порядке началась в тех сферах, где эти мнения стали значимыми и их учет мог принести непосредственную выгоду, например в торговле и политике. Уже в 1824 г. в Пенсильвании был проведен первый прессовый (газетный) предвыборный опрос, а к концу века они стали регулярными.

К началу XX в. достижения социологии были востребованы не только политиками, но и обеспечивали потребности предпринимателей в рекламе и управлении сбытом.

Существенный толчок в развитии исследований общественного мнения дала Первая мировая война, когда в полной мере выявились ведущая роль пропаганды в формировании патриотических настроений и сложность целенаправленного прямого регулирования общественного сознания.

1920–1940-е гг. XX в. были периодом бурного расцвета социологии общественного мнения в США. В Принстоне и ряде других университетов открываются курсы по подготовке специалистов. В 1937 г. появилось первое периодическое издание по теории изучения, в 1947 г. образована американская Ассоциация исследователей общественного мнения. В повседневную практику вошли общенациональные почтовые и телефонные опросы.

Встречались и курьезы. В 1932 г. перед очередными президентскими выборами журнал «Литерари Дайджест» разослал 20 млн анкет и предсказал победу кандидату с отклонением от результатов выборов всего на 0,9 %. Редакция, воодушевленная успехом, разослала перед следующими выборами 1936 г. 10 млн анкет и получила результат с ошибкой в 19,6 %. В 1938 г. журнал обанкротился. Оказалось, что анкеты рассылались по адресам, взятым из адресных книг владельцев автомобилей и телефонов, т. е. людей состоятельных, среди которых традиционно больше сторонников республиканской партии. Интересно, что основанный Дж. Гэллапом в 1935 г. Американский институт общественного мнения, общенациональная выборка которого составляла, как правило, всего 1500 чел. (в редких случаях – 5000 чел.), получил результаты значительно точнее, чем журнал.

В настоящее время, наряду с традиционными, бурно распространяются новые технологии изучения общественного мнения, например онлайновые, с помощью Интернета.

В нашей стране опросы общественного мнения вошли в повседневную практику лишь в 80-е гг. прошлого века, однако до сих пор в России такая важная функция общественного мнения, как обеспечение социального контроля общества над государством, остается мало реализуемой.









Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное

Все материалы представлены для ознакомления и принадлежат их авторам.