Онлайн библиотека PLAM.RU


  • 5.1. ГЕОГЛОБАЛИСТИКА
  • 5.2. СТРАНОВЕДЕНИЕ
  • 5.3. РЕГИОНОВЕДЕНИЕ
  • 5.4. КРАЕВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 5

    КОМПЛЕКСНЫЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ГЕОГРАФИИ

    Пространственная организация жизнедеятельности людей осуществляется на всей планете в форме территориальных общественных систем. Каждая система несет в себе одновременно черты уникальности и универсальности, характерной для современного этапа развития цивилизации. Системная организация жизни населения отличается иерархической структурой и проявляется на уровне всей планеты, а также стран, регионов, местностей. Эти территориальные срезы привлекают особое внимание экономико–географов, что способствует формированию комплексных пространственных научно–исследовательских направлений: геоглобалистики, страноведения, регионоведения, краеведения.

    5.1. ГЕОГЛОБАЛИСТИКА

    Как научное направление глобалистика начала формироваться во второй половине XX в. Первоначально она трактовалась как учение о глобальных естественных, технических и общественных проблемах. Глобалистике свойствен междисциплинарный характер. Изучением глобальных проблем занимаются философы, социологи, экономисты, физики, экологи и другие специалисты. Однако комплексность исследований и необходимость «игры масштабами» (недаром ученые–глобалисты в своей деятельности руководствуются принципом «мыслить глобально – действовать локально») отводят приоритетную роль в этой сфере именно географам.

    В структуре глобалистики особое место занимает глобальная география, или геоглобалистика.[44] По мнению Ю. Н. Гладкого, глобальная география изучает пространственные аспекты общепланетарных процессов и явлений. Ее главное отличие от других направлений состоит в том, что в основе исследований этой науки лежит «предельный» объект комплексного географического познания – геосфера, или географическая оболочка. Отличительной чертой геоглобалистики стал комплексный, интегральный подход к общепланетарным явлениям и процессам. На рубеже тысячелетий процессы глобализации активизировались в ноосфере, экономике, политике, экологии, науке, культуре и др.

    Эпоха ноосферы знаменуется возрастанием роли человека в развитии географической оболочки, освоении космоса, познании строения Земли, жизни океана. Прозрачность государственных границ, активизация духовных сфер деятельности людей, формирование единого информационного пространства способствуют преобразованию планеты в интересах человека. Сохранение и приумножение «жизни» биосферы, литосферы, атмосферы и гидросферы непосредственно зависит от деятельности людей, их поведения, стиля и образа жизни.

    Руководители семи наиболее развитых стран мира (США, Франции, ФРГ, Великобритании, Италии, Канады и Японии) компромиссно (эффективно) решают глобальные проблемы современности. Присоединение к «семерке» России повысило стабильность и сбалансированность мировых процессов в области глобальной экономики, мирохозяйственных связей, миграции, преодоления инфляции, безработицы, обеспечения безопасности и т. д. Основной задачей этих государств является сохранение мира на Земле, предотвращение ядерной войны, поддержание международных отношений.

    Ноосферизация, интернационализация и планетарная интеграция часто вступают в конфликт с регионализацией, стремлением к самоопределению и суверинизации отдельных регионов и этносов. Примерами могут служить распад Советского Союза, Югославии, Чехословакии, сепаратистские движения в ряде стран мира. Сочетание процессов глобализации и регионализации должно происходить в сбалансированном режиме и на основе разумных компромиссов. Важным интегрирующим началом установления международных отношений становится глобализация экономики и развития мирового рынка. Общественно–географические исследования мировой экономики выявили особенности формирования транснациональных корпораций, которые становятся мощными многоотраслевыми хозяйственными комплексами. Наиболее развитые корпорации сформировались в авто–и самолетостроении, компьютерной и космической промышленности, электронике, металлургическом и химическом производствах. Некоторые из них управляют капиталами, сравнимыми с валовым национальным продуктом отдельных стран.

    Формирование транснациональных корпораций расширило ареалы и повысило объемы прямых зарубежных инвестиций, трансформировало глобальные торговые потоки. Опережающими темпами (по сравнению с экономикой) увеличивается объем международной торговли, возрастает конвертируемость валют. Наряду с долларом, потеснив другие валюты, равноправным международным средством платежа стал евро.

    Расширение сферы деятельности транснациональных корпораций и переливы капиталов повышают прозрачность государственных границ. На этот процесс оказывают влияние Международный валютный фонд, Всемирный банк, Международный банк реконструкции и развития и другие финансовые организации.

    Процесс глобализации способствует активизации деятельности отраслевых и региональных международных структур: Всемирной торговой организации (ВТО), Организации стран – экспортеров нефти (ОПЕК), Азиатско–Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), Североамериканской зоны свободной торговли (НАФТА), Международного агентства ООН по атомной энергии (МАГАТЭ) и др.

    Усиливается интеграция по принципу соседства и территориальной близости. Примером может служить формирование крупнейшей мировой экономической группировки– Европейского союза (ЕС), которая имеет тенденцию к расширению путем включения в свой состав стран Центральной, Восточной Европы и Азии (Кипр, Турция). На территории ЕС практически отсутствуют пограничные и таможенные барьеры для перемещения товаров, услуг, капитала, людей, информации.

    Процессы глобализации, наряду с позитивными, влекут за собой и негативные последствия. Углубляется разрыв между процветанием стран «золотого миллиарда» и бедностью, а порой нищетой развивающихся стран1. Если в 1960 г. душевой доход 20 % богатого населения превышал доход среди 20 % бедного населения в 30 раз, то в 2000 г. этот разрыв увеличился почти до 80–кратной величины.

    Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан в 2001 г. назвал нищету важнейшей глобальной проблемой человечества начала третьего тысячелетия.

    Геоглобалистика изучает и процессы интеграции в сфере политики. Для решения политических проблем, и в первую очередь для сохранения мира и предотвращения ядерной войны была создана Организация Объединенных Наций (ООН), устав которой вступил в силу в 1945 г. Благодаря ее деятельности успешно решаются спорные вопросы между государствами путем мирных переговоров, посредничества, арбитража. Миротворческие действия ООН заметно повлияли на процесс урегулирования конфликтов в Персидском заливе, Намибии, Анголе, Югославии, Ираке и т. д.

    Весомую роль в современных глобальных политических процессах играют военно–политические блоки. Особое значение имеет деятельность Организации Североатлантического договора (НАТО), функции которой после распада блока стран Варшавского договора существенно изменились и приобрели глобальный миротворческий характер. Географические исследования функционирования военно–политических блоков формируют новые представления о процессах глобализации и интеграции.

    Активность процессов глобализации в сфере экологии позволяет успешно предотвращать многие социально–экологические катастрофы. Ответственную роль в сохранении окружающей природной среды играет ООН, при которой создана Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП). Основной задачей ЮНЕП является разработка и реализация мероприятий по сохранению среды жизни населения, природных ресурсов Земли. Большое внимание уделяется международному сотрудничеству в области природопользования, охраны и воспроизводства биосферы, устойчивого развития, предотвращения экологических катастроф. Так, проблеме устойчивого развития в 1992 г. был посвящен один из самых представительных международных форумов в истории человечества – конференция ООН в Рио–де–Жанейро.

    В решении глобальных экологических проблем возрастает роль научных исследований. Особенно активна деятельность ученых Римского клуба,[45] осуществляющих исследования планетарных процессов природопользования, загрязнения почвы, водного и воздушного бассейнов, ухудшения среды жизни людей. Специалисты Римского клуба определили рубеж, переход через который чреват разрушительными процессами в биосфере. Ученые выявили и обосновали основные направления развития населения, хозяйства, природопользования с целью сохранения экологического равновесия, предложив отказаться от расширенного воспроизводства населения, стабилизировать традиционное развитие промышленности, сократить объемы использования невозобновимых природных ресурсов, снизить техногенную нагрузку на окружающую среду, активизировать природоохранную деятельность и т. д.

    Сохранение природной среды, биосферного разнообразия и здоровья населения является целью разнообразных общественных движений. Благодаря их деятельности предотвращены многие экологические катастрофы, спасены животные и растения.

    Процессы глобализации происходят также в сфере науки, культуры, искусства. С 1948 г. действует Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). Дальнейшее ускорение общественного прогресса, проявляющееся в повышении уровня образования, расширении научно–технического сотрудничества, сближении национальных культур, часто выделяют в особый – цивилизационный – этап развития человечества. Переход на эту стадию эволюции позволит по–новому оценить планетарную организацию общества, избежать экологических, политических, социальных конфликтов и катастроф.

    Велика роль науки, в том числе экономической и социальной географии, в исследовании глобальных проблем человечества и обосновании путей их разрешения. Классификацию глобальных проблем осуществил географ Ю. Н. Гладкий. Согласно его точке зрения, они могут быть объединены в 6 групп (рис. 5.1).

    Одна из групп включает общие проблемы политического и социально–экономического характера. Среди них центральной остается проблема предотвращения ядерной войны как в глобальном, так и в региональном масштабе. Общественно–географические исследования процессов развития и размещения военно–промышленных комплексов, территориальных особенностей использования трудовых, природных, материальных и финансовых ресурсов на военные нужды, пространственно–временньгх последствий военных конфликтов имеют важное значение в борьбе за сохранение мира.



    Рис. 5.1. Классификация глобальных проблем человечества (по Ю. Н. Гладкому)


    Возможности разоружения цивилизованных государств позволят высвободить огромные ресурсы и энергию, которые можно использовать для разрешения других глобальных проблем. Среди них выделяются проблемы обеспечения расширенного воспроизводства государств, преодоления отсталости развивающимися странами и расширения мирохозяйственных связей.

    Следущая группа проблем природно–экономического характера объединяет экологическую, энергетическую, продовольственную, сырьевую и другие проблемы, которые всегда являлись традиционными объектами исследования экономической и социальной географии. Важность их разрешения диктуется необходимостью цивилизованного развития общества, сохранения комфортной среды жизни людей, повышения уровня и качества жизни населения.

    В отдельную группу собраны проблемы социального характера. Среди них выделяются проблемы демографии, урбанизации, валеологии, межнациональных отношений и др. Экономическая и социальная география вносит существенный вклад в исследование и разрешение геодемографических проблем. Сущность этих проблем заключается не только в общем росте численности населения, но и в резком увеличении процента рождаемости в странах «третьего мира», депопуляции в России, гипертрофированном развитии систем городских поселений (мегалополисов и агломераций), массовой миграции населения, росте числа вынужденных переселенцев (беженцев) и др. Возрождение в России геополитики усиливает конструктивность общественно–географических исследований природы межнациональных отношений. Опираясь на учение Л. Н. Гумилева об этносе, географы активизировали исследования этногенеза, а также особенностей возникновения «горячих точек», межнациональных конфликтов.

    Проблемы смешанного характера, разрешение которых может предотвратить массовую гибель людей, объединены в особую группу. Наиболее актуальны общественно–географические исследования в области региональных и межрегиональных конфликтов, выявления ареалов стихийных бедствий, технологических аварий и катастроф, пространственного распространения социальных патологий (терроризма, коррупции, наркомании, алкоголизма и т. д.).

    Еще одна группа включает так называемые «малые» проблемы смешанного характера, обретающие планетарное значение. К ним относятся проблемы бюрократии, шума и т. д.

    Специфическую группу составляют проблемы научного характера, нерешенность которых не создает непосредственную угрозу для будущего человечества. В эту группу включены и проблемы общественно–географического исследования планетарных процессов – ноосферизации, пространственной организации жизни населения, интеграции и дифференциации единого политического, экономического и социального пространства планеты и т. д.

    Роль экономической и социальной географии в разработке новых теорий, концепций, прогнозов и проектов взаимообусловленного развития стран и регионов заметно возрастает в XXI столетии. Формирование геоглобалистики существенно стимулирует общественно–географические исследования глобальных проблем человечества. Эта отрасль географии ориентирует научный поиск на достижение общечеловеческих интересов и сохранение мира на Земле.

    ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

    1. Когда глобалистика начала формироваться как самостоятельное научное направление?

    2. Какое место в структуре глобалистики занимает геоглобалистика? Что изучает глобальная география?

    3. По каким направлениям идет интеграция мирового сообщества? Приведите примеры региональных и отраслевых интеграционных объединений.

    4. В каких сферах наиболее явно проявляются процессы глобализации? Приведите примеры.

    5. Как ноосферизация, интернационализация и глобализация соотносятся с регионализацией и суверенизацией отдельных регионов?

    6. Приведите примеры влияния глобализации на развитие мировой экономики.

    7. Приведите примеры позитивных и негативных последствий глобализации.

    8. С чем связано возрождение интереса российских ученых к геополитике?

    9. Каким образом можно классифицировать глобальные проблемы человечества? Обоснуйте принципы их классификации.

    10. Охарактеризуйте роль экономической и социальной географии в решении глобальных проблем человечества.

    5.2. СТРАНОВЕДЕНИЕ

    Общественно–географические исследования охватывают все страны и континенты, что способствует формированию комплексного направления – страноведения. Оно является научной и учебной дисциплиной, имеющей важное познавательное, мировоззренческое и конструктивное значение. Отличительная черта страноведческих работ – комплексный, взаимообусловленный и взаимосвязанный анализ особенностей природы, населения, культуры, хозяйства, политического устройства отдельных стран и систем.

    Важность страноведения объясняется потребностью населения всего мира в знаниях о жизнедеятельности людей, их быте, образе и укладе жизни, хозяйственной деятельности, культурных традициях и т. д. Страноведческие характеристики отдельных государств также необходимы для организации путешествий и туристических поездок, удовлетворения познавательных интересов людей.

    Страноведение играет не только информационную и справочную, но и мировоззренческую роль. Страноведческие исследования отражают современные общественно–географические проблемы государств, раскрывают социально–политические и экологические ситуации в отдельных странах и их системах.

    Знания о развитии стран могут иметь не только справочный, но и конструктивный, сравнительно–объяснительный характер. Отечественная наука и практика исследуют закономерности цивилизационного, экологического, демографического функционирования высокоразвитых стран, особенности становления развивающихся государств, специфические черты эволюции стран с переходной экономикой. Объективный подход к изучению отдельных стран позволяет оценить условия, уровень и качество жизни населения, проанализировать структуру и динамику хозяйства, ресурсное обеспечение, территориальные различия и особенности региональной структуры. Сравнительный метод стран–аналогов и регионов–аналогов был и остается одним из наиболее действенных и эффективных методов географических исследований.

    Особо важное значение имеют общественно–географические исследования высокоразвитых стран, вступивших на путь постиндустриального развития. Опыт их функционирования, модернизации экономики, демократического управления, совершенствования организации жизнедеятельности людей может быть успешно использован. Результаты страноведческих исследований представляют определенный интерес для совершенствования (оптимизации) управленческих структур, территориальной организации населения, хозяйства, природопользования отдельных стран.

    Знакомство со страноведческими исследованиями российских и зарубежных ученых вводит в мир научных изысканий национальных географических школ: во Франции – географии человека В. де ла Блаша, в Германии – теории «центральных мест» В. Кристаллера, в Швеции – поведенческой географии Т. Хегерстранда и т. д.

    Труды Н. Н. Баранского, С. В. Бернштейн–Когана, И. А. Витвера положили начало общественно–географическому изучению зарубежных стран в России. В XX столетии сложилась российская национальная географическая школа, ученые которой исследуют социально–экономическое развитие отдельных стран и их систем.[46]

    Основатель отечественного страноведческого направления Иван Александрович Витвер (1891–1966) предложил следующую схему описания отдельных стран:

    ¦ географический очерк;

    ¦ историко–экономический очерк;

    ¦ общая характеристика экономики;

    ¦ характеристика населения;

    ¦ характеристика главных отраслей хозяйства;

    ¦ описание районов;

    ¦ анализ внешней политики;

    ¦ анализ отношений с СССР.

    Исследователь уделял особое внимание общей характеристике экономики и описанию районов.

    Классическими примерами страноведческого исследования стали труды И. А. Витвера и А. А. Долинина о Латинской Америке, И. М. Маергойза – о Чехословакии, Ю.В.Илинича– о Польше, Б. Н. Семевского – о Кубе, Э. Б. Валева – о Болгарии и др.

    В числе монографий, посвященных отдельным странам и их регионам – фундаментальные страноведческие работы Л. В. Смирнягина о США, А.А.Демина и С.Б.Лаврова– о ФРГ, Н.М.Польской – о Великобритании и др.

    Страны со сходным чертами социально–экономического развития и территориальной организации хозяйства можно объединить в группы:

    1) промышленно развитые страны;

    2) развивающиеся страны;

    3) страны с центрально–планируемой экономикой.

    В конце XX столетия ситуация в политическом и социально–экономическом устройстве ряда стран резко изменилась, и данная типология перестала соответствовать действительности. В поисках интегрального показателя общественного прогресса международное сообщество все чаще прибегает к анализу индекса человеческого развития (ИЧР) стран мира. Правомерность использования этого показателя не подвергается сомнению. Однако ИЧР складывается лишь из трех параметров – ожидаемой продолжительности жизни, доли грамотных среди взрослого населения и душевого валового внутреннего продукта (ВВП). В научных целях целесообразно учитывать расширенный спектр параметров социально–экономического развития страны.

    Более объективной и обоснованной представляется типология, предложенная В.К.Бугаевым, Ю.Н.Гладким и др.,[47] опирающаяся на такие показатели, как уровень социально–экономического развития страны и ее роль в функциональном механизме мировой политики и экономики. Уровень развития определяется через валовой внутренний продукт в расчете на душу населения, удельный вес продукции обрабатывающей промышленности, степень образованности населения, среднюю продолжительность жизни.

    На основании такого подхода все многообразие стран сводится к десяти типам:

    1) семь ведущих стран мира (США, Японии! Великобритания, Германия, Франция, Италия, Канада) с развитой рыночной экономикой, диверсифицированной (разветвленной) структурой хозяйства, высокими показателями валового внутреннего продукта на душу населения (15–25 тыс. долл.). Лидерство этих государств определяется главенствующей ролью в мировой политике и экономике, высоким уровнем производительности труда, неоспоримыми успехами в развитии науки и техники, сферы услуг, в социальном прогрессе. На долю этих стран приходится свыше половины мирового валового внутреннего продукта;

    2) высокоразвитые небольшие страны Западной Европы, а также «переселенческие» страны (Израиль, Австралия, ЮАР, Новая Зеландия) с традиционной и развитой рыночной экономикой. Характерная черта этих стран – высокий уровень участия в мировой торговле. До 50 % своей продукции они поставляют на внешний рынок. Экономика ряда государств представлена в международном разделении труда преимущественно сферой услуг (банковское дело, посредническая торговля, туристический бизнес в Швейцарии, Австрии, Бельгии, Нидерландах ипр.) или сырьевыми и полупродуктовыми отраслями (Австралия, Канада, ЮАР и пр.);

    3) новые индустриальные страны (Корея, Тайвань, Сингапур, Малайзия, Таиланд, Аргентина, Бразилия, Мексика, Чили и др.). Почти все они – бывшие слаборазвитые государства, в экономике которых ранее преобладали сельское хозяйство и добывающая промышленность. Стратегия развития этих стран базируется на западной модели открытой рыночной экономики, основанной на частной собственности и свободном предпринимательстве, сочетающихся с государственным регулированием. До 80 % экспорта многих стран этого типа приходится на продукцию обрабатывающей промышленности.

    Например, Южная Корея вышла на одно из первых мест в мире по экспорту судов, контейнеров, телевизоров, видеомагнитофонов, электроволновых кухонных приборов; Сингапур – морских буровых платформ, магнитных дисков; Малайзия – электронных компонентов, кондиционеров; Тайвань – обуви, мониторов, кинокамер, швейных машин. Концентрация производства в «избранных» отраслях имеет место также в Бразилии, Аргентине, Мексике и др.;

    4) постсоциалистические страны Восточной Европы, включая страны Балтии (Латвию, Литву, Эстонию), завершающие процесс перехода от планово–централизованной экономики к рыночной. Почти во всех сферах экономической и политической жизни здесь проведены или завершаются реформы, меняющие саму суть общественно–экономической системы. В странах этого типа возведены элементы рыночного хозяйства и адекватного ему общественного устройства;

    5) Россия и другие страны СНГ, находящиеся в процессе перехода от планово–централизованной экономики к рыночной. В течение долгого времени эти страны развивались в едином экономическом и политическом пространстве СССР, что оказало влияние на структуру, функции и «территориальный рисунок» их хозяйства. В странах этого типа заметны различия в уровнях социально–экономического развития и жизни населения, структуре хозяйства, демографической ситуации и т. д. В то же время черты сходства, многочисленные и устойчивые связи дают основания для объединения их в особый тип. В 1989 г., согласно данным лондонского Международного института стратегических исследований (IISS), душевой показатель ВВП для стран Западной Европы лишь в 1,75 раза превышал аналогичный показатель для СССР. А в 2000 г. разрыв с РФ превышал уже 12 раз;

    6) Китай – крупнейшее государство мира по численности населения, сочетающее черты как развитой, так и развивающейся страны, элементы планово–централизованной и рыночной экономики, партийный плюрализм и руководящую роль Коммунистической партии. Высокие темпы роста экономики, осуществление реалистической внутренней и внешней политики, прагматический подход к мировым реалиям могут позволить Китаю в XXI столетии выйти на новые экономические рубежи;

    7) страны с огромными территориями и населением, природно–ресурсным потенциалом и возможностями экономического развития (Индия, Пакистан, Индонезия), занявшие видное место в системе международных экономических связей благодаря притоку иностранных инвестиций. Однако состояние экономики этих стран характеризуются низкой производительностью труда и незначительным среднедушевым потреблением;

    8) нефтеэкспортирующие государства (Бруней, Катар, Кувейт, Бахрейн, Саудовская Аравия, ОАЭ и др.). К этой группе относятся государства, в экономике которых ведущую роль играет нефтяное хозяйство. Достаточно сказать, что доля нефти в экспортных поступлениях Саудовской Аравии, Кувейта и Ирана составляет 90–95 %, а Ирака, Катара, ОАЭ – даже 95—100 %. Благодаря притоку нефтедолларов эти страны за относительно короткое время сумели реконструировать свою экономику и обеспечить очень высокий уровень доходов на душу населения. По величине ВВП в расчете на душу населения ОАЭ и Катар занимают одно из первых мест в мире (27 тыс. долл.), немногим им уступают Бруней и Кувейт (20,1 тыс. долл.); показатели Саудовской Аравии (более 10 тыс. долл.), Габона, Венесуэлы, Ирана и др. также значительно выше, чем у других стран «третьего мира». К этому типу также относят малые, мелкие и мельчайшие государства «концессионного развития», разбогатевшие вследствие развития туризма, транзита и реэкспорта, плантационного хозяйства (Барбадос, Ямайка, Тринидад и Тобаго, Науру, Багамы и др.). К этой группе примыкают также заморские владения Великобритании (Гибралтар, Бермудские острова и др.), Франции (Гваделупа, Новая Каледония, Французская Гвинея, Реюньон и др.), США (Пуэрто–Рико) и т. д.

    К характерным особенностям этих стран относятся: крайний либерализм экономического законодательства («налоговый рай»), политическая стабильность и невмешательство в дела иностранного капитала, высокий уровень развития инфраструктуры (международные связи, банковское дело, морские порты и аэропорты). Другая их черта – исключительно выгодное географическое положение. Большинство этих островных государств расположено непосредственно на трассах и пересечениях морских и воздушных коммуникаций;

    9) «классические» развивающиеся страны, образующие наиболее многочисленную группу. Они характеризуются низким уровнем экономического и социального развития и небольшим размером душевого валового внутреннего продукта (менее 1 тыс. долл.). В аграрном секторе этих стран, занимающем лидирующие позиции в национальной экономике, трудится 80–90 % населения. В хозяйстве подобных государств преобладают доиндустриальные формы труда и натурального хозяйства; предприятия обрабатывающей промышленности крайне немногочисленны и технически слабо оснащены. Например, для большинства стран Африки, расположенных южнее Сахары, все еще свойственны родоплеменные отношения, территориальная дезинтеграция. К этой группе относится 80 % африканских государств, многие страны Азии и Латинской Америки;

    10) наименее развитые государства мира (по определению ООН), в которых проживает свыше 10 % мирового населения. Они практически не участвуют в мировой торговле и не получают инвестиций. Это 49 стран, на которые приходится лишь 12 млрд долл. в виде помощи, всего 25 млрд долл. в виде доходов от экспорта и 5 млрд долл. (из 2 трлн долл. по миру) в виде прямых иностранных инвестиций.

    К этой категории мировое сообщество относит Афганистан, Бангладеш, Бенин, Буркина–Фасо, Нигер, Сомали, Чад и др. Некоторые из этих стран являются внутренними (не имеют выхода к морю) и слабо связаны с внешним миром. У них мизерный душевой доход (около 100 долл. в год), повсеместно преобладают доиндустриальные формы труда, слабо развиты системы образования и здравоохранения. Страны, получившие статус наименее развитых, пользуются особым вниманием мирового сообщества, имеют возможность получать кредиты, займы и гуманитарную помощь на льготных условиях.

    Каждый из выделенных типов стран имеет характерные общие черты и в то же время отличается неоднородностью. Различия прослеживаются в исторических судьбах, национальных традициях, культуре, языке, моделях политического и хозяйственного развития. Специфика каждой страны обычно отражается в страноведческих работах, которые становятся все более проблемными и конструктивными.

    ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

    1. Какие функции выполняет страноведение в системе общенаучных и географических знаний? Подтвердите вашу точку зрения примерами.

    2. Кто из российских и зарубежных ученых внес наиболее заметный вклад в развитие страноведения?

    3. Назовите имя основателя отечественной школы географического страноведения. Приведите схему классического страноведческого описания.

    4. Описания каких стран и регионов, выполненные отечественными географами, считаются классическими примерами страноведческих исследований? Назовите имена их авторов.

    5. Приведите примеры современных типологий стран мира. В чем их сходство и различия?

    6. Расскажите о типологии стран, предложенной В. К. Бугаевым, Ю. Н. Гладким и Э. Л. Файбусовичем. Какие типы стран и по каким параметрам они выделяют?

    7. Охарактеризуйте основные типы стран мира. Какие изменения происходят в современной мировой экономике и как они отражаются на типологии стран?

    8. Какая модель социально–экономического развития, на ваш взгляд, наиболее приемлема для России и стран СНГ? Обоснуйте вашу точку зрения.

    9. Почему Китай, по мнению большинства исследователей, необходимо выделять как самостоятельный социально–экономический тип государства? Каковы перспективы дальнейшего развития этой страны?

    10. Почему страны, живущие на нефтедоллары, относят к развивающимся? Какие показатели экономик этих стран не позволяют включить их в число развитых стран?

    11. Дайте краткую характеристику новых индустриальных государств. В чем заключается специфика их социально–экономического развития?

    5.3. РЕГИОНОВЕДЕНИЕ

    Своеобразной «визитной карточкой» экономической, социальной и политической географии является регионоведение. Это научное направление появилось одновременно с формированием географии как науки и длительное время называлось районным направлением. Особую значимость районное направление обрело в XX в. благодаря трудам Н. Н. Баранского, Н. Н. Колосовского, Ю. Г. Саушкина, В. М. Четыркина и других географов.[48] Было создано учение об экономических районах, заложены теоретические и методологические основы их познания, предложены варианты перспективного развития.

    Формирование районного направления в отечественной географии во многом обусловлено пространственными различиями в экономике, природопользовании, расселении, образе жизни населения. Всесторонние знания о районах разного таксономического ранга необходимы не только органам территориального управления, но и многочисленным специалистам: менеджерам, политикам, социологам, экологам, экономистам и т. д. В Российской Федерации основным звеном административно–территориального устройства стали регионы – субъекты РФ, которые объединены в федеральные округа. Каждый регион имеет сложную внутреннюю структуру и разнообразные внешние связи, которые нуждаются в модернизации и оптимизации.

    Возросшее внимание к региональному развитию способствовало трансформации районного направления социально–экономической географии в регионоведение как синтезированное научное направление. Оно стало включать исследования не только в области общественной географии, но и в смежных областях знаний. В результате произошел синтез региональной экономики, социологии, демографии, экологии, политики, экистики, управления, права и других наук. Регионоведение как интегрированное знание о регионах является комплексным направлением экономической и социальной географии с широким взаимопроникновением и взаимообогащением всей системы научного знания.

    Понятие социально–экономический регион имеет разные толкования. Так, Э. Б. Алаев под регионом понимает территорию, которая по совокупности насыщающих ее элементов отличается от других территорий, а также обладает единством, взаимосвязанностью ее составляющих. Причем эта целостность выступает как объективное условие и закономерный результат эволюции данной территории. Регионы – это пространственно–временные системы, охватывающие цепочку «природа – население – хозяйство – инфраструктура – управление».

    В общественно–географическом регионоведении основное внимание уделяется жизнедеятельности населения, поэтому в центр познания выдвигается человек, территориальная общность людей. Повседневная жизнь человека протекает в трех сферах: труд, быт и отдых. При изучении всех сторон жизнедеятельности людей обязательно учитывается пространственный аспект функционирования всех региональных сфер: природно–экологической, производственной, социальной, интеллектуальной, рекреационной и др. Исследование территориальных общностей людей, сопряженных со всей обеспечивающей системой и средой жизни населения позволяет рассматривать социально–экономический регион как п р е д м е т регионоведения.

    Экономическая и социальная география уделяет особое внимание исследованию регионов – субъектов Российской Федерации, выступающих основной формой федерального устройства и территориальной организации жизни общества. Для них характерны следующие компоненты, явления и процессы:

    ¦ социум (территориальная общность людей);

    ¦ своеобразный (регионально–типический) образ жизни людей;

    ¦ тип демографического воспроизводства;

    ¦ социально–духовные и культурные ценности;

    ¦ система городского и сельского расселения;

    ¦ территориально–хозяйственный комплекс;

    ¦ инфраструктурное обустройство;

    ¦ социально–сервисный комплекс;

    ¦ система природопользования;

    ¦ социальная, экологическая, демографическая, политическая ситуация;

    ¦ рекреационные объекты;

    ¦ производственные, социальные, семейные и иные связи и отношения;

    ¦ управленческая структура;

    ¦ геоинформационные системы и др.

    Важным компонентом регионов является территория (по Э. Б. Алаеву, геотория, объединяющая территорию, акваторию и аэроторию), выполняющая функции среды жизни людей, субстрата экономики, средства консолидации всех сфер человеческого бытия и др. Территория объединяет все региональные явления и процессы и является носителем природно–ресурсного, экономического, социального и потребительского потенциалов.

    Современные представления о сущности и структуре социально–экономических регионов сложились как результат комплексных исследований отечественных географов. Первая программа изучения экономических регионов (областей Госплана) была разработана Н. Н. Баранским в 20–х годах XX в. Схема этой программы имела следующий вид:

    ¦ обоснование выделения области в конкретных границах с учетом ее основной специализации в общей системе народного хозяйства;

    ¦ анализ экономики области в целом, в тесной связи с ее природными ресурсами, географическим положением и историческим прошлым;

    ¦ анализ природных условий;

    ¦ описание системы путей сообщения и транспорта;

    ¦ поотраслевой обзор хозяйства, начиная с основной отрасли специализации;

    ¦ выделение внутренних различий и внутренних связей;

    ¦ анализ внешних связей, взаимодействия с другими областями;

    ¦ обзор перспектив.

    Эта схема стала структурной основой экономико–географических характеристик крупных экономических районов СССР. На ней базируются научные исследования, методические разработки и учебные курсы.

    Современное регионоведение существенно изменило свои функции, приобрело более комплексный и социально–ориентированный, конструктивный и действенный характер.

    Целью регионоведческих исследований стало повышение благосостояния и качества жизни населения, улучшение состояния окружающей среды. Региональная экономика утратила самодовлеющее значение и трансформировалась в источник благосостояния людей и одну из доходных статей бюджета. Характер функционирования социально–экономических регионов определяет человек с его интересами и потребностями, способностями, возможностями и предпочтениями.

    В начале XXI в. повысился статус административных регионов, и они обрели широкие полномочия по саморазвитию и самоорганизации, самообеспечению и самофинансированию, самоуправлению и другим функциям. Для эффективного развития регионов необходимо научно–методическое обеспечение, которое инициируется и генерируется в структуре регионоведения. Исходным методологическим положением такого обеспечения является представление о регионе как интегральной пространственно–временной системе, в которой все компоненты и элементы взаимосвязаны, адаптированы и «пригнаны» друг к другу. Функционирование регионов направлено на достижение стратегических целей и решение тактических задач. Регионоведческие исследования не только диагностируют социально–экономическую, экологическую, политическую ситуацию, но и генерируют варианты перспективного развития регионов, обосновывают направления совершенствования институциональных структур.

    Среди наиболее актуальных проблем развития российских регионов следует выделить социальные (повышение уровня и качества жизни, социальная защищенность населения и др.), экономические (устойчивое экономическое развитие, территориальная организация производительных сил, межбюджетные отношения и др.), экологические (рационализация природопользования, экологический «каркас» территории, охрана окружающей среды и т. д.), управленческие (совершенствование взаимодействия центра и регионов, распределение полномочий и ответственности между структурами власти, региональных и муниципальных органов управления и т. д.) и др. Обязательным условием выявления и ранжирования проблем является учет проблемной ситуации целостного российского социально–экономического пространства, в структуре которого развиваются регионы.

    В регионоведении большое внимание уделяется выявлению территориальных аспектов жизни населения, поискам путей повышения уровня и качества жизни, формированию социальной защищенности малообеспеченных слоев населения. Дальнейшему комплексному анализу следует подвергнуть категорию территориального разделения труда с тем, чтобы аргументированно обосновать варианты совершенствования транспортно–экономических связей и структуры рыночных товарно–денежных отношений. В систему территориального разделения и интеграции труда все шире вовлекаются культура, услуги, информация, под воздействием которых меняется статус регионов и муниципальных образований. Каждый регион имеет внутренний потенциал, объединяющий природно–ресурсный, социально–демографический, экономический, экологический, интеллектуальный, инновационный и другие компоненты. В регионоведческих исследованиях обычно дается оценка потенциала и определяются параметры его использования.

    Именно потенциал территории региона служит главным условием, базой, важнейшей предпосылкой сохранения его структуры и реализации функций. Существуют различные методики оценки регионального потенциала. Его количественная и качественная оценка может быть проведена на основе как стоимостных (экономических), так и натуральных показателей. При этом стоимостные оценки обладают рядом неоспоримых преимуществ. Они позволяют не только количественно определить степень разрушения или сохранности хозяйственного комплекса, но и делают результаты исследований удобными для обработки и сопоставления.

    Масштабы и структура потенциала территории испытывают негативные изменения под воздействием экстремальных ситуаций, имеющих природный (стихийный), производственный (техногенный или технологический) и (или) социальный характер. Соответственно и оцениваемый региональный потенциал должен иметь комплексное социально–экономическое содержание и включать в себя в качестве необходимых компонентов природно–ресурсный, производственный и социальный блоки. Каждый из блоков, в свою очередь, объединяет оценку нескольких видов ресурсов, наиболее подверженных воздействию экстремальных условий. Такая постановка задачи требует соблюдения ряда условий теоретического и методического плана.

    В о – п е р в ы х, оценка каждого компонента потенциала, блока и вида ресурсов осуществляется по схожим критериям, на основе единого методического подхода и имеет согласованный характер (натуральный, стоимостной, балльный и т. д.).

    В о – в т о р ы х, все возможные виды чрезвычайных ситуаций в регионе предварительно систематизируются в таком же разрезе, а оценка вероятного ущерба определяется в аналогичных единицах.

    В–третьих, степень устойчивости хозяйственного комплекса региона устанавливается через соотношение возможных потерь потенциала к его первоначальной величине или сохраняющейся части.

    Фундаментом регионального богатства и высокого уровня жизни людей является региональная экономика. Ориентация регионов на устойчивое экономическое развитие требует рациональной модернизации хозяйственных объектов, повышения сбалансированности и комплексности развития предприятий разной величины, форм собственности и функционального профиля.

    Во многих регионах происходит трансформация традиционно сложившихся территориально–производственных сочетаний разнообразных субъектов деятельности. Реформирование и реструктуризация региональной экономики происходят под непосредственным воздействием интересов и потребностей населения. Этот процесс опирается на использование местных природных, трудовых, материально–технических и инновационных ресурсов и способствует углублению территориального разделения труда, вовлечению регионов в деятельность на общероссийском и общемировом рынках.

    В этой связи ряд регионов нуждается в ускоренном переводе производств военно–промышленного комплекса на выпуск мирной продукции или продукции двойного назначения. Растет потребность в расширении исследований в области территориальной организации региональной экономики, и особенно экономики муниципальных образований.

    Первоочередной задачей оживления региональной экономики является определение приоритетных территорий и производств перспективного развития. Для этого нужно выявить полюса территориального роста и пропульсивные отрасли хозяйства. Наиболее перспективными являются территории, которые концентрируют сервисную деятельность, высокотехнологичные производства и способны инициировать инновационные процессы. Во многих регионах в качестве полюсов роста могут рассматриваться бывшие закрытые административно–территориальные образования (ЗАТО), технополисы, технопарки, наукограды.

    Наукограды как поселения при крупных научно–исследовательских и научно–производственных комплексах директивно начали создаваться в 30–х, 50–х, 70–х годах XX в. специальными постановлениями высших органов власти страны для решения важнейших государственных задач научно–технической, и прежде всего оборонной направленности. Сам термин «наукоград» был введен в научный оборот С.Никаноровым и Н.Никитиной в 1991 г. в работе по исследованию проблем города Жуковского.

    В России к наукоградам относят примерно 70 городов, поселков городского типа и обособленных частей городов (например, академгородки научных центров РАН). Сегодняшние наукограды – научно–производственные территориальные образования, сильно различающиеся по масштабу, характеру и видам деятельности.

    По характеру и профилю научных комплексов наукограды подразделяются на монопрофильные, моноориентированные и комплексные.

    Типичный пример монопрофильного наукограда – Оболенск, социально и инфраструктурно обеспечивающий один государственный научный центр – Государственный научно–исследовательский институт прикладной микробиологии. К этому же типу можно отнести Протвино, Кольцово, Краснознаменск, Белоозерский, Менделеево, Снежинск, Реутов.

    Моноориентированные наукограды имеют несколько градообразующих предприятий одной сферы научно–технической деятельности. Это, например, Жуковский, в котором расположены крупнейшие исследовательские и испытательные комплексы авиационного профиля; Черноголовка – научный центр РАН с исследовательскими институтами и лабораториями в области химической физики. Моноориентированными являются также Королев, Юбилейный, Трехгорный.

    Наиболее характерный пример комплексного наукограда – Дубна, где, кроме Объединенного института ядерных исследований, имеются научные, конструкторские и научно–производственные центры авиакосмического, приборостроительного, судостроительного профиля, международный университет. К этому типу относятся также Климовск, Железнодорожный, Долгопрудный. Крупным комплексным наукоградом является Обнинск.

    Наукограды имеют весьма широкий спектр специализаций как в фундаментальной, так и в прикладной науке. В советский период условия жизни в наукоградах, как правило, были значительно лучше, чем на окружающих территориях. Многие из этих городов имели хорошие связи со столицей или ближайшими крупными городами: для Северска это был Томск, для Кольцова и Краснообска – Новосибирск, для Соснового Бора – Ленинград. Все это создавало условия для притока специалистов разных профилей.

    Наукограды можно разделить по степени автономности существования и закрытости на три группы:

    1) наукограды, играющие «столичную» роль для окружающих территорий. Они являются «точками роста» регионов, очагами инновационной, образовательной деятельности и экономического развития (Дубна, Пущино и др.);

    2) наукограды как закрытые административно–территориальные образования (ЗАТО), отгороженные от окружающей территории и практически не связанные с нею;

    3) наукограды, не имеющие статуса муниципальных образований и поэтому не подпадающие под действие Закона «О статусе наукограда РФ» (Зеленоград, Оболенск, Орев, Пересвет, академгородки НЦ РАН и др.).

    В 70—80–е годы XX в. для закрытых городов была установлена существенная льгота. Все налоги, которые взимались с ЗАТО, переводились в ранг местных и оставались в городском бюджете. Эта льгота была закреплена федеральным законом о ЗАТО. Такое законодательное положение позволяло получить ощутимые доходы. В 2000 г. льгота была отменена, что самым негативным образом сказалось на бюджетном состоянии ЗАТО.

    Процесс развития социально ориентированной экономики все более подчиняется достижению главной стратегической ц е л и функционирования регионов – обеспечению высокого качества жизни населения и формированию комфортной среды человеческого бытия. В каждом регионе складывается индивидуальная экологическая ситуация, которая обусловлена структурой хозяйства, совокупностью особенностей природной среды, экологическими характеристиками жизнедеятельности людей. Экологическая обстановка становится критерием, определяющим характер и интенсивность природопользования, диктующим направления устойчивого социально–экономического развития регионов.

    Особое внимание в региональных исследованиях уделяется условиям, образу и качеству жизни населения, характеру расселения. В каждом регионе складывается собственная система расселения, объединяющая городские и сельские поселения и имеющая как типические, так и индивидуальные черты.

    При изучении территориальных особенностей систем расселения следует иметь в виду, что размеры и функции населенных пунктов, степень тесноты и интенсивность межселенных связей, пропорции между поселениями во многом обусловлены природными, экономическими и национально–этническими факторами. Задача исследования заключается в том, чтобы обеспечить относительно равноценные условия и качество труда и жизни всего населения. При этом необходимо обратить внимание на уровень развития и функциональное разнообразие инфраструктурного обустройства регионов.

    Одной из наиболее молодых и многообещающих в экономической и социальной географии является концепция инфраструктуры. Региональная инфраструктура представляет собой целостную систему, компоненты которой тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Она включает производственные, рыночные, социальные, экологические, духовные, рекреационные, институциональные и другие объекты, сооружения, устройства, организации и учреждения. Региональная инфраструктура обеспечивает необходимые условия функционирования экономики, воспроизводства окружающей среды, всех сфер жизнедеятельности населения.

    Действенность региональных исследований во многом зависит от конструктивности мероприятий по совершенствованию территориального развития и реализации их региональными и муниципальными управленческими структурами. Регулирующие функции рынка должны эффективно сочетаться с государственным и муниципальным управлением, под которым понимается система воздействий на процессы социально–экономического роста в соответствии с региональной стратегией развития России.

    Важным механизмом регионального управления и местного самоуправления является региональная политика. Она стала тактической формой реализации стратегических задач федерального и регионального развития и одновременно выполняет регулирующие функции саморазвития территорий. Под региональной политикой понимают совокупность мероприятий государственных и местных органов власти по обеспечению условий устойчивого социально–экономического развития территорий и достижению пространственного равновесия страны с соблюдением общенациональных, региональных и местных интересов. Региональная политика проводится на разных территориальных уровнях: федеральном, окружном, региональном, местном (муниципальном). По функциональному назначению региональная политика может быть социальной, демографической, экистической, национально–этнической, экономической, экологической, инновационной, бюджетно–финансовой, инвестиционной и др.

    Механизм реализации региональной политики включает разнообразные формы. Среди них наиболее значимую роль играют следующие:

    ¦ маркетинг;

    ¦ концепции;

    ¦ прогнозы;

    ¦ стратегическое индикативное планирование;

    ¦ региональное программирование;

    ¦ мониторинг и др.

    Активность и целенаправленность исследований в области регионального развития во многом зависит от арсенала используемых методов. В регионоведении широко применяются философские, общенаучные и частнонаучные методы, но главную роль играют географические. К числу наиболее конструктивных относятся методы дифференциации и районирования территории, регионов–аналогов, картографический, цикловой, цепных реакций, диффузии инноваций, геоинформационный и др. В совокупности с философскими (анализ и синтез, индукция и дедукция и др.) и общенаучными (логические, математические, статистические, информационно–компьютерные и др.) эти методы формируют надежную базу региональных исследований.

    ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

    1. Почему регионоведение называют «визитной карточкой» экономической, социальной и политической географии? Чем объясняется возрастание его роли в XX столетии?

    2. С трудами каких отечественных географов в наибольшей степени связано районное направление географических исследований?

    3. Чем отличается районное направление в традиционной географии от современного регионоведения? Синтез знаний каких наук предполагает комплексное изучение региона?

    4. Что включает в себя понятие «регион»? Раскройте типологические и индивидуальные черты региона на конкретных примерах.

    5. Почему субъекты РФ являются основными регионами – объектами исследования экономической и социальной географии? Какие компоненты, явления и процессы характерны для них?

    6. Когда и кем была разработана первая программа изучения экономических районов? Какие разделы она включала?

    7. Какие цели регионоведческих исследований чаще всего ставятся в современных работах отечественных географов? Чем объясняется подобная направленность научного поиска?

    8. Перечислите наиболее актуальные проблемы современного развития российских регионов. Какая роль отводится экономической и социальной географии в их решении?

    9. Что включает в себя потенциал территории? Как меняются точки зрения на его состав, структуру и функции? Какие компонентные блоки можно выделить в структуре потенциала территории?

    10. Почему и насколько обоснованно Россия считается «родиной» наукоградов? Кто впервые предложил использовать этот термин?

    11. Приведите примеры современных российских наукоградов. Кратко охарактеризуйте некоторые из них.

    12. Раскройте понятие «региональная политика». По каким направлениям она проводится, каков механизм ее реализации?

    5.4. КРАЕВЕДЕНИЕ

    Как научное направление в экономической и социальной географии краеведение привлекает внимание ученых, а также многих людей, неравнодушных к месту своего жительства и изучающих природу, население и хозяйство какого–либо региона. В этом случае п р е д м е т о м научного познания являются муниципальные образования и территории общественного самоуправления: топо–и наноуровни жизнедеятельности людей.

    Научный интерес к исследованиям муниципальных образований вызван потребностью совершенствования местного самоуправления и административно–территориального устройства, повышения уровня и качества жизни населения. Муниципальные образования формируются на территории городов, поселков, станиц, районов (уездов), сельских администраций (округов, сельсоветов) и др.

    По данным переписи 2002 г., в России насчитывалось 1097 городов (в том числе городов федерального значения, республиканского, краевого, областного и окружного подчинения – 650), 1793 поселка городского типа, 24 427 сельских администраций (включая сельсоветы, сельские округа, волости и органы местного самоуправления), 1866 административных районов, 330 городских районов и округов, 11 696 муниципальных образований и 155 290 сельских населенных пунктов. В большинстве из них организовано местное самоуправление, которое должно учитывать местную специфику, традиции, навыки, образ жизни населения.

    Для муниципальных образований характерны три основные черты: наличие территории, населения, самоуправления. Проблема территории особенно обострилась в связи с распространением различных форм собственности на землю и необходимостью уточнения границ землепользования (в том числе и муниципальных образований). Сложившееся административно–территориальное деление регионов – субъектов РФ было предназначено для административно–командной системы управления. Расширение прав местного самоуправления требует иного подхода к формированию административно–территориального устройства страны.

    Современное самоуправление – это самостоятельная деятельность населения территориальных сообществ по решению вопросов местного значения. В связи с качественным изменением и новым назначением территорий, регионов и поселений появилась потребность в научном обосновании границ муниципальных образований. Границы выполняют разнообразные функции: барьерности, контактности, организации и управления. Они фиксируют территориальные параметры распространения управленческих воздействий, а также локализации территориальных общностей людей.

    В пределах муниципальных образований протекает повседневная деятельность населения, охватывающая все сферы труда, быта и отдыха. Обоснование направлений перспективной организации жизнедеятельности людей нуждается в постоянном совершенствовании и улучшении и во многом зависит от общественно–географических исследований локальных территорий. Ориентация на рост благополучия населения пронизывает все научные исследования по разработке уставов, концепций, прогнозов, планов, проектов и программ развития муниципальных образований.

    Местное самоуправление осуществляется представительными (земское собрание, городская дума и др.) и исполнительными (администрация и др.) органами. В орбиту полномочий органов местного самоуправления входят все проблемы жизнедеятельности людей, затрагивающие интересы местного населения и влияющие на его повседневную жизнь.

    На территориях муниципальных образований формируются локальные общности людей, которые складываются в микрорайонах и жилищно–коммунальных комплексах крупных городов, в поселках городского типа и сельских поселениях. Именно для этих социальных локалитетов характерно территориальное общественное самоуправление – низовой уровень (наноуровень) местного самоуправления.

    Самоуправление такого типа осуществляется комитетами общественного самоуправления, жилищными товариществами (кондоминиумами), старостатами, сельскими общинами и др. На этом уровне решаются проблемы благоустройства, личной безопасности и т. д.

    Краеведение как научное направление обеспечивает сбалансированное развитие локальных территорий и отдельных поселений, выявляет местный потенциал, дает представление об отдельных территориальных общностях людей. Это направление географии является важным источником информации о социально–экономическом, культурном, бытовом, экологическом состоянии территории. Оно раскрывает особенности функционирования топо–и нанорегионов, изучает образ жизни людей, индивидуальность и неповторимость облика каждого поселения, своеобразие городской и сельской местности. Разносторонние знания о природе, хозяйстве, населении, культуре, достопримечательностях «малой родины» способствуют расширению мировоззрения людей. Краеведение воспитывает личную ответственность за сохранение природы и культуры, национальных традиций, языка, обычаев, поддержание экологической чистоты территории.

    Особенно велика роль краеведения в школьном образовании. Важным разделом школьного краеведения являются тематические экскурсии и описания предприятий, поселений, памятников истории и культуры и т. д. Например, структура описания местного предприятия включает следующие разделы:

    1) географическое положение;

    2) специализация предприятия, его структурные подразделения, производственные связи;

    3) технико–экономические особенности производства;

    4) принципы размещения;

    5) численность и состав работающих, профессионально–квалификационная структура персонала;

    6) перспективы развития;

    7) меры по охране природы.

    Краеведение является самостоятельным направлением в структуре экономической и социальной географии и играет важную роль в профессиональном образовании географов, а также в воспитании и информировании всего населения.

    ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

    1. Что является основным предметом изучения краеведческого направления экономической и социальной географии?

    2. Какова иерархия муниципальных образований в Российской Федерации?

    3. Какие важнейшие черты свойственны всем муниципальным образованиям?

    4. Раскройте содержание понятия «местное самоуправление» на конкретных примерах.

    5. Какие функции выполняют границы муниципальных образований? Почему процесс проведения границ требует детальных исследований?

    6. Каковы значение и роль экономической и социальной географии в обеспечении проведения реформы местного самоуправления?

    7. Какие познавательные, воспитательные и обучающие функции выполняет краеведение? Перечислите важнейшие задачи, которые решаются в процессе краеведческих исследований.

    8. По каким направлениям целесообразно осуществлять изучение местных географических объектов и явлений? На познание каких аспектов их деятельности следует обратить особое внимание?

    9. Составьте примерный план описания промышленного или сельскохозяйственного предприятия. Какие пункты этого плана наиболее важны?









    Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное

    Все материалы представлены для ознакомления и принадлежат их авторам.