Онлайн библиотека PLAM.RU


  • Истоки
  • В.Годвин и М.Штирнер
  • П.-Ж. Прудон
  • Михаил Бакунин
  • Анархисты в Первом Интернационале и в Парижской Коммуне
  • Анархическое движение рубежа веков
  • Петр Кропоткин
  • Революционный синдикализм, анархо-синдикализм и ФОРА
  • Анархисты в Великой Российской Революции 1917-1921 годов
  • Анархисты и гражданская война в Испании 1936-1939 годов
  • 1968 год и современное анархическое движение
  • Библиотека журнала «АВТОНОМ»

    Петр Рябов

    Краткая история Анархизма

    Истоки

    Элементы анархического мировоззрения, отдельные философские идеи протоанархического характера насчитывают много веков. Стремление к полной свободе личности в свободном обществе, отрицание власти и эксплуатации проходит через различные цивилизации и эпохи. Эту тенденцию, представленную античными софистами и киниками, китайскими даосами, средневековыми европейскими анабаптистами и русскими духоборами, английским диггером Дж. Уинстенли, французским писателем Франсуа Рабле, русским еретиком Ф.Косым, французским мыслителем конца 18 века С.Марешалем и другими, можно охарактеризовать именно как протоанархизм.

    Однако анархизм в собственном смысле этого слова, несомненно, порожден реалиями Нового времени. Лишь с конца XVIII столетия, когда Европа вступила в эпоху великих революций, способствовавших утверждению человеческой индивидуальности и крушению основ традиционного общества, постепенно оформляется анархизм — сначала как философское учение, а затем как важная часть революционного, освободительного движения.

    Анархизм, на мой взгляд, стал реакцией на достижения и неудачи Великой Французской революции: манящий идеал свободы, равенства и братства обернулся новым буржуазным отчуждением; парламентская демократия не принесла желанного освобождения личности и выражения народных интересов.

    Анархизм окончательно сформировался и самоидентифицировался в 1830-1840-е гг. — в борьбе и полемике с двумя другими влиятельными течениями, также порожденными Французской Революцией — буржуазным либерализмом и государственным социализмом. Если первый подчеркивал значение политической свободы гражданина (впрочем, признавая необходимость сохранения, хотя и предельно минимизированного, государства), то второй поднимал на щит социальное равенство, считая инструментом его осуществления тотальную государственную регламентацию. Девизом же анархизма, боровшегося на оба фронта, можно считать знаменитые слова Михаила Бакунина: «Свобода без социализма есть привилегия и несправедливость... Социализм без свободы есть рабство и скотство».[1]

    В.Годвин и М.Штирнер

    В числе наиболее известных современных теоретиков анархизма стоит назвать американских мыслителей Ноама Чомски (Нобелевский лауреат в области лингвистики), Мюррея Букчина (автор интересной концепции экоанархизма), Джона Зерзана (идейный вдохновитель антитехнологического направления в анархизме), Боба Блэка (авангардный писатель и теоретик парадоксального «отказа от работы»), а также близкого к анархизму выдающегося французского философа, теоретика автономизма и экосоциализма Андре Горца. Всему миру известны фантастические романы американской писательницы Урсулы Ле Гуин, один из которых — «Обездоленные» (недавно изданный и на русском языке) является замечательным примером современной анархистской литературной утопии. Многим молодым людям известны музыкальные и артистические коллективы, несущие идеи анархизма в своем творчестве. Одним словом сегодня анархизм не является музейным экспонатом, как многим неискушенным читателям может показаться. Его теория и практика еще послужит будущему человеческой цивилизации.


    Время анархизма только начинается. Вам так не кажется?


    Примечания:



    1

    Бакунин М.А. «Философия, социология, политика», М., 1989, с.42.



    2

    Прудон П.-Ж. «Что такое "Собственность"?», М., 1998, с.190.



    3

    Там же, с.201.



    4

    Прудон П.-Ж. «Французская демократия», СПб., 1867, с.378.



    5

    Там же, с.15.



    6

    Цит. по: Кропоткин П.А. «Хлеб и Воля. Современная наука и Анархия.» М., 1990, с.391.



    7

    Прудон П.-Ж. «Французская демократия», СПб., 1867, с.169.



    8

    Цит. по: Гильом Дж. «Анархия по Прудону», Киев, 1907, с.106.



    9

    Цит. по: — там же, с.83.



    10

    Прудон П.Ж. «Французская демократия», СПб., 1867, с.69.



    11

    Там же, с.82.



    12

    Цит. по: Эльцбахер П. «Анархизм», Берлин, 1922, сс.51, 52, 56.



    13

    Неттлау М. «Очерки по истории анархических идей», Детройт, 1991, с.70.



    14

    Бакунин М.А. «Исповедь»//Дюкло Ж. «Бакунин и Маркс. Тень и свет.» М., 1975, с.393.



    15

    Кропоткин П.А. «Записки революционера», М., 1988, с.277.



    16

    Бакунин М.А. «Философия, социология, политика», М., 1989, с.92-93.



    17

    Михаил Александрович Бакунин. «Избранные философские сочинения и письма», М., 1987, с.464.



    18

    Бакунин М.А. «Философия, социология, политика», М., 1989, сс.88-89.



    19

    Там же, с.136.



    20

    Кропоткин П.А. «Записки революционера», М., 1988, с.373.



    21

    Карелин А. «Жизнь и деятельность Михаила Александровича Бакунина», М., 1919, с.42.



    22

    Цит. по: Пирумова Н.М. «Петр Алексеевич Кропоткин», М., 1972, с.192.



    23

    Цит. по: Маркин В.А. «Петр Кропоткин», Иркутск, 1992, с.285-286.



    24

    Бердяев Н.А. «Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века»//«О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья.» М., 1990, с.175.



    25

    Кропоткин П.А. «Хлеб и Воля. Современная наука и Анархия.» М., 1990, с.246.



    26

    Неттлау М. «Очерки по истории анархических идей», Детройт, 1991, с.117.



    27

    Там же.



    28

    Кропоткин П.А. «Век ожидания (сб. статей)», М., 1925, с.57.



    29

    Там же, с.111.



    30

    Кропоткин П.А. «Поля, фабрики и мастерские. Промышленность, соединенная с земледелием, и умственный труд с ручным», Пб.-М., 1921, сс. 13-14.



    31

    Кропоткин П.А. «Хлеб и Воля. Современная наука и Анархия.» М., 1990, с.464.



    32

    Там же, с.453.



    33

    Неттлау М. «Очерки по истории анархических идей», Детройт, 1991, с.125.



    34

    Там же, с. 138.



    35

    Э.Л.Аранго. Из статьи: «Доктрина и тактика»//«Наперекор», №8, 1998, с.47.



    36

    См. подробнее о махновском движении: Н.Махно. «Воспоминания», М., 1992, П. Аршинов. «История махновского движения (1918-1921)», Запорожье, 1995, Шубин А. «Анархистский социальный эксперимент. Украина и Испания 1917-1939.» М., 1998, Голованов В. «Тачанки с юга», Запорожье, 1998.



    37

    Об участии анархистов в испанской революции см.: Шубин А. «Анархистский социальный эксперимент. Украина и Испания 1917-1939.» М., 1998 и Дамье В. «Испанская революция и коммуны Арагона»//«Наперекор», №9, 1999.



    38

    Шубин А. Ук. соч., сс.227, 229.









    Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное

    Все материалы представлены для ознакомления и принадлежат их авторам.