Онлайн библиотека PLAM.RU


38 МЕТОДЫ, КОНЦЕПЦИИ И ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ

Политическая социология – это наука о взаимодействии между политикой и обществом, между социальным строем и политическими институтами и процессами. Она выясняет влияние неполитической части общества и всей социальной системы на политику, а также ее обратное воздействие на окружающую среду. Основное внимание политическая социология уделяет социальным общностям, группам и индивидам, действующим в политической сфере. К проблемам политической социологии относятся следующие: специфика политического участия и электорального поведения, легитимность политической власти, процессы принятия политических решений, политические режимы и их эволюция, политическая стабильность и политические кризисы, политическая культура и ее влияние на политическую жизнь, особенности политической социализации и т. д.

Политическая социология как наука возникла в конце XIX – начале XX вв. Ее основоположниками считаются Г. Моска, В. Парето, М. Ве-бер, П. Сорокин, Р. Михельс и др.

Понятийный аппарат политической социологии составляют термины, заимствованные из социологии и политологии. К ним относятся такие понятия, как политическая власть, легитимность, политический режим, политическая культура, политическое поведение, политическое участие, избирательные системы, политическое лидерство и т. д.

Политическая социология использует методы, применяемые при других социологических исследованиях. С помощью этих методов можно выявить взаимосвязь политики и других сфер общественной жизни, определить социальную направленность принимаемых государством решений, установить, в интересах каких групп они осуществляются. Рассмотрим эти методы более подробно:

1) наблюдение – метод сбора первичных эмпирических данных, который заключается в преднамеренном, целенаправленном, систематическом, непосредственном восприятии и регистрации политических фактов. Оно может проводиться в форме открытой констатации фактов и в форме включенного наблюдения (когда исследователь в течение определенного времени либо находится внутри изучаемой группы);

2) контент-анализ – это количественный анализ любого рода политической информации. Он предполагает целенаправленное изучение определенных документов и других непосредственных носителей информации. Этот метод опирается на широкое применение компьютерных технологий;

3) опрос – это устное или письменное обращение исследователя к определенной совокупности респондентов с вопросом, содержание которого представляет изучаемую проблему. Социологический опрос бывает в виде: интервьюирования и анкетирования.









Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное

Все материалы представлены для ознакомления и принадлежат их авторам.