Онлайн библиотека PLAM.RU




  • Правило № 35
  • Правило № 36
  • Правило № 37
  • Правило № 38
  • Правило № 39
  • Правило № 40
  • Правило № 41
  • Правило № 42
  • Правило № 43
  • Правило № 44
  • Глава 4


    Как научиться определять мотивы поведения окружающих?

    Мотивы поведения человека определяют суть его личности, являются основой индивидуальности каждого из нас. Мы поможем вам определить истинный и доминирующий мотив поведения человека. Знание мотива поведения вашего собеседника – это половина успеха в общении с ним. Вторая половина – это умение применить ваше знание. Мы дадим рекомендации, как правильно вести беседу с людьми, которые руководствуются разными мотивами поведения.

    Правило № 35

    Как мотив определяет специфику человеческой личности: о разнообразии мотивов человеческой деятельности

    Люди различаются не только чертами характера, особенностями эмоциональной сферы, взглядами на окружающий мир, но и мотивацией поведения.


    Существует очень много мотивов, определяющих поведение людей. Иногда одна и та же деятельность обусловлена разными мотивами. Вспомним героев рассказа Чехова «Детвора»: детишки в рассказе играют в лото, и каждый ребенок делает это, руководствуясь своими мотивами и потребностями. У каждого свой интерес в игре: кто-то играет из-за денег, кто-то из-за азарта (стремится выиграть, чтобы потешить собственное самолюбие), кто-то ради процесса, а кто-то погружен в арифметику игры и получает удовольствие от того, как много на свете всяких цифр. То же самое происходит и во взрослом мире – казалось бы, мы все в основном живем по одинаковой схеме: ходим на работу, женимся и выходим замуж, заводим детей, одеваемся, общаемся с окружающими нас людьми, но каждый человек делает это, преследуя свои цели, хочет удовлетворить только те потребности, которые для него являются первостепенными. Для кого-то работа – это возможность хорошо заработать, а для кого-то возможность получить признание окружающих, кто-то женится по любви, а кто-то по расчету.

    Помните о том, что, общаясь с разными людьми, мы должны учитывать их разные жизненные цели и мотивы людей. Благодаря нашему знанию основного мотива человека мы сможем грамотно подобрать к нему подход, научимся общаться с ним так, чтобы понравиться ему.

    Как определить, каким мотивом руководствуется человек? Нужно всего лишь понаблюдать за ним, постараться определить его интересы, увидеть его жизненную цель. Это бывает очень просто: к примеру, людей корыстолюбивых и алчных мы сразу можем вычислить по их страсти к деньгам и материальным ценностям; людей, стремящихся к признанию окружающих, – по их желанию быть постоянно на виду и привлекать всеобщее внимание. А вот завистников и людей, живущих в постоянном страхе, не так-то просто вычислить одним наблюдением. Нужно прислушаться к тому, о чем человек говорит, выяснить, о чем мечтает, постараться завести с ним задушевный разговор – и только тогда вы поймете и вычислите, чем живет этот человек, к чему он стремится. Только после этого вы сможете грамотно выбрать подходящую тактику для общения именно с этим человеком, чтобы не обидеть его или не попасть под его влияние.

    Правило № 36

    Мотив выгоды: хочу стать богатым

    Один из самых распространенных человеческих мотивов – это мотив выгоды, мотив наживы. Некоторые люди живут, действуют, совершают хорошие и дурные поступки только с одной целью – чтобы получить материальное вознаграждение. Они оценивают все с позиции «выгодно – не выгодно»: работа должна быть высокооплачиваемой, общение с окружающими людьми должно приносить пользу.


    Как определить человека, который живет, руководствуясь мотивом выгоды? Достаточно легко вычислить такого человека, если попытаться проанализировать круг его интересов. Такие люди, как правило, материалисты от кончиков до корней волос. Они все меряют в денежном (числовом) эквиваленте. К примеру, хорошая работа – это та, где ты можешь хорошо заработать, хороший друг – это тот, который может дать взаймы, который может помочь в карьерном росте. Главная ценность у этих людей – это деньги. Высшая цель – разбогатеть.

    Такие люди живут в материальном мире и не всегда бывают интересными собеседниками, так как круг их интересов замыкается только на вещном мире. Они любят поговорить на темы: магазины, шмотки, кто сколько получает, какой у них плохой начальник – последний раз повышал зарплату полгода назад. Они очень завидуют финансовому росту их знакомых, не терпят, когда окружающие хвастаются своими успехами в работе и выгодными сделками.

    Как правильно с ним контактировать? Если в ваших интересах поддерживать контакт с человеком, круг интересов которого ограничен материальными ценностями, тогда вы должны придерживаться следующих правил. Во-первых, вам придется общаться на денежном языке: вы должны быть компетентны (или хотя бы делать вид, что вы кое-что понимаете) в вопросах где, что и почем. Основные темы для разговора с такими людьми – все, что касается зарабатывания и траты денег. Им интересно будет поговорить о действующих распродажах и выгодных скидках (они будут вам весьма благодарны, если вы расскажете им, где можно подешевле что-то купить).

    Общение с такими людьми всегда предполагает подводные рифы: если человек с материальными интересами заинтересовался вами, стал к вам особенно внимателен, будьте уверены, что он что-то хочет от вас получить. Как правило, такие люди очень правильно выбирают себе знакомых: они руководствуются все тем же мотивом выгоды. Поэтому просто так общаться с вами и тратить на вас свое драгоценное время они вряд ли станут.

    Но есть и свои преимущества в общении с ними: они достаточно практичны, у них неплохие связи. Они смогут дать вам хорошие советы на тему: как и где можно прилично заработать, если только вы не будете претендовать на их место под солнцем.

    Правило № 37

    Мотив признания окружающих: хочу, чтобы меня ценили

    Некоторые люди стремятся к тому, чтобы завоевать признание окружающих, из кожи лезут вон, чтобы их заметили. Очень часто люди такого типа выбирают себе публичные профессии – актера, телеведущего, журналиста. Очень редко они работают офисными клерками или простыми учителями.


    Как вычислить человека, который стремится к всеобщему признанию? Это достаточно яркие личности, очень импульсивные и ранимые. Они очень любят общество и, как правило, отдают предпочтение большим и шумным компаниям, стремятся всегда находиться в центре внимания. Если они не выбрали какую-либо творческую или публичную профессию, то их потребность во внимании окружающих остается основной. Они всяческими способами стараются привлечь к себе внимание: к примеру, организуют корпоративные мероприятия, готовят выступления ко дню рождения сотрудников, стараются чем-то удивить, превратить будни в праздник. Соответственно ждут от окружающих высокой оценки их деятельности. Самая главная похвала для артиста любого масштаба – это вызов на бис: когда окружающие просят повторить часть «выступления».

    Такие люди незаменимы в компании: они мастерски придумывают варианты проведения досуга для всех, стараются спасти неудавшуюся вечеринку. Но общаться с ними не всего легко. Помните, что перед вами очень ранимые натуры: ваше невнимание или критическое замечание будет расценено как оскорбление.

    Если вы хотите внести поправку в предложение вашего спутника (к примеру, всеми уважаемый и почитаемый в компании человек предложил провести теплый летний вечер в одном из модных клубов вашего города, а вам кажется, что в такую хорошую погоду будет удачнее отдохнуть на природе), не делайте это в резких и жестких формах: не используйте фразы наподобие: «Ты обалдел???» Просто тактично предложите свой вариант: «Твое предложение, безусловно, очень привлекательное, но представь, как здорово мы оторвемся где-нибудь на природе». Будьте готовы к тому, что даже в таком виде ваш вариант будет отвергнут и раскритикован. В таком случае не стоит лезть на рожон, чтобы никому не испортить настроение. Лучше всего отступиться, предварительно взяв обещание у всех членов группы, что завтра они непременно прислушаются к вашему мнению.

    Правило № 38

    Мотив интереса: хочу получать удовольствие от своего дела

    Люди, которые живут по принципу «интересно – неинтересно», как правило, достаточно разносторонние и развитые личности. Они на первое место для себя ставят не деньги и славу, а собственный интерес. Именно такие люди добиваются серьезных успехов в работе, так как их увлекает процесс труда, а не вознаграждение или внимание окружающих.


    Среди таких людей очень часто попадаются трудоголики – люди, способные работать день и ночь, и не из-за возможного повышения, не из-за большой премии в конце месяца, а просто потому, что им действительно интересно. Они получают удовольствие от своего дела и от результатов своего труда. Тот же самый принцип у них действует при выборе друзей: они предпочитают общаться только с теми людьми, которые привлекают их умением вести беседу, своими личными качествами, они не ждут от общения ничего, кроме общения.

    В общении с ними нужно помнить одну вещь: они прекратят разговор, как только вы станете скучными, как только иссякнут темы для интересной беседы. Поэтому, если вы хотите удержать такого собеседника подольше – старайтесь быть разными в беседе: меняйте темы, меняйте собственные маски, пытайтесь заинтересовать вашего собеседника. Это бывает непросто. Поддерживать беседу с ними можно за счет создаваемой интриги в разговоре. К примеру, на протяжении всего разговора вы можете намекать, что хотите поговорить с ним о чем-то важном, тем самым вы заинтригуете его, и у него появится желание общаться с вами. Вы можете намекнуть, что хотите сообщить ему какую-нибудь тайну. Безусловно, у вас должна быть наготове и важная тема для разговора, и тайна, иначе вы просто разочаруете вашего собеседника.

    С ними очень просто завязать беседу, так как все новые люди вызывают у них интерес, им всегда занятно пообщаться с новым человеком, узнать, чем он живет и чем увлекается.

    Некоторые люди этой категории привыкли получать удовольствие только от развлечений, их жизнь – это сплошные удовольствия и увеселительные мероприятия. Таких людей не привлекает труд, общественно полезные дела, они стремятся только ублажить себя. Безусловно, такой жизненный принцип превращает людей в эгоистичных и ленивых прожигателей жизни, они становятся пошлыми и часто в погоне за развлечениями забывают о морали. Отказавшись от определенного рода занятий, они постепенно начинают деградировать, общение с ними становится скучным и не имеет никакой информативной ценности.

    Правило № 39

    Мотив зависти: хочу быть лучше других

    Зависть часто становится причиной недоброжелательного отношения к людям, которые преуспели чуть больше нас. Иногда зависть – это хороший стимул для самосовершенствования. Если человек хочет быть лучше других, значит, он жаждет двигаться вперед, жаждет стать лучше, чем он есть.


    Вычислить завистливого человека не всегда бывает легко. Люди, которые руководствуются завистью, как правило, очень закрыты. Они стараются не афишировать собственные подвиги и достоинства, чтобы не дать повод к зависти со стороны окружающих. Они с точностью хирурга аккуратно анализируют собственные достижения и достижения своих соратников и в результате остаются недовольны собой. Их характерная черта – это повторение уже достигнутых успехов окружающих людей. Они очень часто делают свои приобретения только после того, как кто-то из их окружения уже стал их счастливым обладателем.

    К примеру, завистливая женщина покупает норковую шубу только из зависти, что у ее соседки уже есть такая вещь, требует у мужа денег на покупку таких же, как у ее начальницы, замшевых сапог. Завистливый мужчина достаточно часто может менять машину, работу или даже жену только потому, что по рассказам его друга у него машина, работа и жена гораздо лучше.

    В разговоре с завистниками не дразните их – не рассказывайте о своих покупках, приобретениях, о своей перспективной работе. Вы не услышите желаемой похвалы и искренней радости за ваши успехи, ваш собеседник с зеленоватым лицом будет угрюмо слушать вас с единственным желанием – куда-нибудь сбежать. Лучше всего оцените их успехи и порадуйтесь их новым приобретениям. Так вы расположите собеседника к себе – ему будет очень приятно и комфортно в вашем обществе. Помните, что завистники – это самоеды, после вашего разговора они обязательно найдут предмет для зависти: будут завидовать тому, в чем вы больше преуспели.

    Завистники любят посплетничать и поговорить о достижениях других людей – они делают это с затаенным злорадством и часто в успехе других видят вселенскую несправедливость, подвох. Повышение коллеги – это настоящая стрессовая ситуация для них, они всегда утешают себя мыслью: «На его месте должен быть я».

    Правило № 40

    Мотив стыда: не хочу стать посмешищем

    Люди, которые руководствуются мотивом стыда, как правило, очень скованны в общении и крайне закомплексованы. Они боятся попасть в нелепую ситуацию, стать посмешищем, выглядеть нелепо.


    Все свои действия они подчиняют только одной цели – не вызвать смеха у окружающих. Очень часто их закомплексованность и страх делают их крайне уязвимыми. Им кажется, что он повсеместно привлекают чужое внимание, которое для них крайне неприятно. Они стараются не выделяться среди массы людей, одеваются очень неброско, на публичных собраниях не выступают, боясь, что их выступление будет самым неудачным. Боязнь совершить ошибку превращает их в забитых людей, которые не умеют достойно вести себя в обществе. Они всегда очень точны и пунктуальны, так как боятся, что опоздание может привлечь к их персоне внимание окружающих, они в меру вежливы и услужливы по отношению к окружающим. Они могут оставаться в тени, даже если обладают недюжинными талантами.

    Несколько советов по общению с таким типом людей: во-первых, не пытайтесь заставить их раскрыться, они должны сделать это по доброй воле. Не жесткие требования и деспотичные приказы помогут им перебороть свой страх, а мягкие, дружеские советы. В общении с ними старайтесь исключать злые и саркастические насмешки над ними, особенно в присутствии посторонних. В таких случаях они очень сильно теряются, краснеют, робеет и не могут вам ответить. В результате такой насмешки у них остается глубокая душевная рана, и в дальнейшем они постараются избежать общения с вами. Такие люди не любят, когда их собеседники привлекают к себе внимание – разговаривают слишком громко, жестикулируют, звучно смеются. Им кажется, что они также оказываются в центре внимания, их это тоже очень пугает, они теряются, если с ними начинают разговаривать в чересчур людных местах – в общественном транспорте, в лифте. Для них идеальный собеседник – это очень спокойный, в меру разговорчивый, достаточно скромный человек. Друзей они выбирают себе как одежду – чтобы не привлекать внимание окружающих.

    Они могут быть достаточно скучны и неинтересны в разговоре, но только в том случае, если хотя бы один человек в компании им незнаком. Они способны раскрыться в компании доброжелателей, проверенных людей, которых они уже давно знают. Важно помнить, что в общении с ними не нужно слишком много уделять им внимания, они этого не любят, им будет гораздо интереснее в вашей компании, если вы расскажете что-то интересное о себе, о своем жизненном опыте. Для них именно рассказы посторонних – это возможность испытать не изведанные доселе приключения, побывать в тех странах, в которых они никогда не были и вряд ли когда-нибудь соберутся из-за собственной робости.

    Правило № 41

    Мотив страха: боюсь неприятностей

    Стремление избежать неприятностей – это вполне нормальное человеческое желание. Но некоторые люди находятся в постоянном страхе и тревоге за себя и свою жизнь, так как заранее боятся попасть в какую-либо историю.


    У Чехова есть показательный герой – школьный учитель Беликов («Человек в футляре»), который всего боится. Страх возникает из-за шума в классе, плохой погоды, заговоров учителей. Такие люди всегда как бы заранее перестраховываются, стараются себя обезопасить от возможных неприятностей. Они боятся заболеть, поэтому даже в солнечную погоду, как и герой Чехова, носят теплые вещи и непромокаемую обувь. Они берут с собой зонт, даже если на улице солнечно и синоптики не обещают осадков. Они боятся опоздать куда-либо, поэтому заблаговременно выходят из дома. Если что-то идет не по их плану, тогда они часто впадают в панику и не знают, как себя вести. Для них любая экстраординарная ситуация – это очень сильный стресс.

    Общение с такими людьми бывает на редкость неприятным – они заражают собственным страхом окружающих. Если в вашем окружении есть такой человек, тогда постарайтесь свести его влияние на вас к минимуму, постарайтесь не поддаваться его страхам. Именно такие люди первыми сеют панику на тонущем корабле, они заражают сдающих экзамен студентов паническим страхом перед преподавателем. Их многократные перестраховки могут вызвать у вас опасение: «А вдруг экзаменатор действительно настолько страшен, что сдать у него экзамен без хорошей подготовки и удобных шпаргалок невозможно». На самом деле людям, подверженным страхам, легче всего пережить стрессовую ситуацию, поделившись своими страхами с другими, поэтому они мастерски накаляют обстановку. Лучший выход из такой ситуации – это просто уйти в другое место и не слушать подверженного страхам человека, чтобы не заразиться ими.

    В нестрессовых ситуациях можно спокойно общаться с таким человеком: не стоит смеяться над ним, забавляться его пугливостью. Его перестраховки – это единственно возможный способ существования без стресса, когда он точно будет уверен, что он готов к любой неприятности. Зонтик в солнечную погоду, выученный экзамен и дополнительные шпаргалки – это всего лишь способ защиты от возможных нервных потрясений.

    Правило № 42

    Мотив стремления к легкой жизни: не хочу утруждаться

    Человек, стремящийся к тому, чтобы всеми возможными способами облегчить себе жизнь, – на самом деле ленив по своей натуре. Таких людей пугает сама возможность осложнений, они стараются обходить проблемы стороной.


    В сущности их не пугают проблемы, они просто не хотят утруждаться, чтобы их разрешать, поэтому стараются предугадать возможность возникновения проблемной ситуации и вовремя ее избежать. Все, что им нужно в жизни, – это минимальный набор трудностей. В работе и в общении они стараются утруждаться как можно меньше. Если есть возможность схалявить, они, не задумываясь, ею воспользуются. В качестве подходящего заработка на кусок хлеба они выбирают себе непыльную, среднеоплачиваемую и, что самое главное, безопасную и некризисную сферу деятельности: становятся менеджерами среднего звена, рядовыми офисными работниками. Друзей выбирают по принципу: безопасный и непроблемный, то есть главное, чтобы их как можно реже просили о помощи. Их жизненный принцип – это стремление к стабильности: они очень боятся перемен, так как любая перемена предполагает дополнительные затраты энергии.

    В дружбе эти люди не всегда бывают надежными. Если вы попросите их о помощи, то нет стопроцентной гарантии, что ваш друг вам поможет. Ему будет проще сослаться на собственную занятость, на неразрешимые проблемы и дела, которых у него невпроворот. Помните, что если вы очень цените ваши отношения, то не стоит утруждать таких людей и загружать своими личными проблемами. Что касается решения их собственных проблем, то они без стеснения и лишней скромности с удовольствием примут вашу помощь.

    Развлекаются такие люди обычно одинаковыми, уже хорошо проверенными способами – посещают только один ресторан, всегда ездят на один и тот же курорт, ходят в один и тот же ночной клуб. Так проще: они чувствуют себя как рыба в воде в том месте, где они были неоднократно. Вам вряд ли удастся уговорить их сменить тип отдыха или поэкспериментировать и вместо привычного клуба посетить новый, в котором они никогда не были. Вы сможете получить согласие только в том случае, если пообещаете вашему спутнику решить все возможные трудности.

    Правило № 43

    Мотив выделения из «серой массы»: не хочу быть как все

    Люди, подчинившие свое существование мотиву выделения из «серой массы», – это, как правило, очень яркие и неординарные личности, которые склонны к эпатажу и вызывающему поведению. Они всегда стремятся выделиться из толпы своим внешним видом и манерами.


    Таких людей вы заметите сразу. Они зачастую шокируют окружающих своим внешним видом: девушки пользуются ультраяркой косметикой или не пользуются ею совсем, мужчины отращивают волосы или бреются наголо. Они с пренебрежением относятся к типичным видам отдыха, которые предпочитают все остальные, и стараются отдыхать только в самых оригинальных местах. Такие люди, как правило, негативно относятся к большим скоплениям народа, где они могут затеряться. Обычно они выбирают себе какую-либо экзотическую или редкую профессию, к примеру, изучают китайский язык или работают сомелье.

    В общении с ними бывает непросто. Эти люди в некотором роде снобы: стараются общаться только с людьми, которые тоже очень оригинальны и нестандартны. Привлечь их внимание вы сможете, рассказывая что-то действительно интересное, ультрамодное, необычное. Они любят, когда их удивляют, поэтому держите наготове сразу несколько удивительных, эпатирующих новостей. Они пренебрежительно относятся к традициям и всему классическому. Поэтому, если ваши вкусы сильно разнятся, лучше вообще не разговаривать о пристрастиях и предпочтениях. Ваш собеседник вряд ли оценит сильную любовь к какой-нибудь популярной группе. Музыкальные и литературные интересы оригиналов основаны на принципе: я слушаю то, что недоступно другим людям, которые не способны меня понять. Как правило, они – фаны какой-нибудь неизвестной вам группы, а не общеизвестной «попсы», они читают эксклюзивную литературу, а не модные бестселлеры. Поэтому тему вкусов лучше вовсе опустить. Вы вряд ли придете к компромиссу, а только сможете потерять свой авторитет, как только ваш собеседник выяснит, что вы вообще не знаете ничего о его любимом музыкальном направлении. Вас обязательно причислят к самым заурядным филистерам, живущим обычной жизнью и недостойным их внимания.

    Правило № 44

    Мотив саморазвития: не хочу стоять на одном месте

    Люди постоянно совершенствуются и развиваются: с годами к ним приходят знания и жизненный опыт. Но существует особый тип людей, которые хотят развиваться ускоренными темпами, они стремятся к 30 годам достичь того интеллектуального, нравственного и эстетического развития, которого обычные люди достигают к старости.


    Такие люди не желают стоять на одном месте: они всегда стремятся к познанию, к новым приключениям, к новым знакомствам. Эти люди очень одаренны и разносторонни. Как правило, их занятия очень разнообразны. Они начинают осваивать профессию, но как только они понимают, что это им удалось, они быстро остывают к ней и принимаются за новое ремесло. Люди, стремящиеся к развитию, предпочитают самый разнообразный отдых: они практически никогда не ездят в одно и то же место дважды, для них важна новизна. Они считают, что любой опыт позитивен. Даже если, к примеру, они оказались на каком-либо экзотическом курорте и подхватили инфекционное заболевание, они все равно будут в восторге от своих приключений.

    Общаться с ними достаточно интересно, так как они очень активны в общении и весьма любопытны. В отличие от многих других типов собеседников такие люди – очень хорошие слушатели. Они могут с интересом выслушивать ваш рассказ о том, как вы отпраздновали Новый год в кругу семьи, о том, как вы съездили с друзьями на рыбалку и сколько рыбы поймали, о том, что у вас есть проблемы с начальством, и даже о том, на какую тему вы пишете курсовую работу. Они воспринимают вас как источник информации, вы для них – дополнительный способ узнать что-то новое, набраться опыта. Они всегда готовы поделиться собственным опытом. В разговоре с ними постарайтесь проявить максимальный интерес к тому, что вам рассказывают. Если вы будете благодарным слушателем, это им очень польстит. Они почувствуют, что действительно много знают и могут кому-то помочь или заинтересовать своими историями. Будет великолепно, если вы зададите им пару вопросов, даже если на самом деле вам это не столь интересно.

    Минусы общения с этими людьми заключаются в том, что они не отличаются постоянством в отношениях с людьми. Они с легкостью могут забыть про ваш день рождения, даже если вы считаете такого человека лучшим другом. Не стоит их в этом винить, ведь их головы – это кладезь полезной и бесполезной информации. Вы можете с удивлением узнать, что ваш лучший друг за неделю вашего отсутствия смог найти себе другого партнера для общения, с которым ему теперь гораздо интереснее, чем с вами. Для этих людей практически не существует постоянных связей, для них важнее новые контакты: они с легкостью забывают старых друзей и с легкостью приобретают новых. Если вы хотите сохранить дружбу такого человека, тогда вы должны помнить, что ему с вами должно быть интересно, что вы должны постоянно его чем-то удивлять, снабжать новой, полезной информацией.









    Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное

    Все материалы представлены для ознакомления и принадлежат их авторам.