Онлайн библиотека PLAM.RU


  • Выигрышная комбинация
  • Любовь-болезнь
  • Глава 11. Закономерности любви

    Социальная психология, определяя, что такое любовь, выделяет понятия межличностного влечения, физической близости, физической привлекательности, сходства и комплементарности (дополнительности). Каждое из этих понятий тем или иным образом определяет возможность возникновения чувств, симпатий, любви между людьми.

    Межличностное влечение

    Влечение, которое один человек испытывает к другому, зависит от многих факторов. Однако, как полагают некоторые психологи, взаимное влечение двух людей больше определяется внешними признаками человека, нежели его внутренними качествами.

    Физическая близость

    Чем чаще происходят социальные контакты между двумя людьми, тем больше вероятность, что между ними установятся дружеские отношения. Таким образом, вопреки обычному мнению романтической молодежи, девушка или юноша скорее создадут семью с кем-то из своего ближайшего окружения, нежели с каким-нибудь идеализированным человеком, живущим в другой стране.

    Физическая привлекательность

    Коль скоро знакомство состоялось, физически привлекательный человек чаще всего начинает восприниматься как личность, превосходящая других по честности, уму, одухотворенности. Тенденция приписывать завидные личностные качества «красивому» человеку присуща даже детям дошкольного возраста; они, например, обнаруживают склонность считать маленьких мальчиков с непривлекательной внешностью агрессивными и недружелюбными.

    (Установлено, что одним из факторов привлекательности служит такая деталь, как величина зрачка. Мужчины находили изображенную на фотографии женщину более привлекательной и нежной, если ее глаза были подретушированы так, чтобы зрачки казались больше. Женщины это знали с незапамятных времен и, собираясь на свидание, капали в глаза белладонну.)

    Однако известно, что люди, чьи успехи в отрочестве объяснялись их внешностью, в зрелом возрасте испытывали больше трудностей в социальной адаптации, чем люди, которые были вынуждены больше полагаться на свои внутренние качества.

    Сходство и комплементарностъ Комплементарность (от латинского complementum — дополнительность) в данном случае означает своеобразный тип взаимоотношений двух людей, когда индивидуальные особенности одного идеально дополняют индивидуальные особенности другого. Это, грубо говоря, отношения вилки и розетки. Или ключа с замком. Комплементарны говорун и слушатель, любитель покушать и любитель готовить, лидер и ведомый. Гармоничная пара наверняка комплементарна. Как правило, человек испытывает большее влечение к тем людям, которые сходны с ним самим по физическим особенностям, социальному происхождению, интересам и взглядам. Люди, взаимное влечение которых основано на противоположных свойствах, встречаются реже. Тем не менее комплементарность потребностей оказывается важным фактором стабильности связей между людьми, которые первоначально выбрали друг друга по взаимному сходству. Таким образом, если сходство имеет важное значение для установления отношений, то для их продолжения, похоже, необходима комплементарность.

    Выигрышная комбинация

    Считается, что любовь и разум — это две различные формы постижения мира. В эпоху технического прогресса разум является ведущим, и большинство людей забывает о любви и тем самым обкрадывает себя, лишая возможности полно воспринимать мир.

    И тут нельзя не сказать о величайшей роли искусства, которое развивает в человеке созидательное восприятие и умение сопереживать, остро чувствовать. А это является основной предпосылкой возникновения любви, ведь способность человека любить вызывает любовь так же, как заинтересованность делает человека интересным.

    Существуют всего две положительные эмоции: интерес и радость. Они проявляются в творческом труде (преобладает интерес) и в любви (радость). Интерес возбуждается незнакомым, следовательно, он и она должны постоянно меняться, причем в лучшую сторону.

    А радость, как правило, может возникать при узнавании чего-то знакомого (для радости это то же, что и новизна для интереса).

    Таким образом, комбинация интереса и радости является основой любви. К человеку, являющемуся источником этих эмоций, развивается сильная привязанность.

    Отличительная особенность положительных эмоций — это то, что они держат нас в настоящем, а это самое лучшее время потому, что только в нем происходит единение души и тела, тогда как отрицательные эмоции уводят душу в прошлое или в будущее (страх — в будущее, депрессия — в прошлое).

    Интересно, что связь любви и отрицательных переживаний закреплена в этимологии слов, обозначающих сильные эмоции. Так, слово «страсть» обозначает во многих языках одновременно и чувство любви, и страдание. Любовь и смерть, любовь и опасность сосуществуют на страницах многих шедевров мировой литературы. Например, любовь Ромео и Джульетты разворачивается в обстановке смертельной опасности, вызванной враждой Монтекки и Капулетти.

    Именно недоступность Джульетты, принадлежащей к враждебному клану, многократно увеличивает ее ценность и значимость в глазах Ромео.

    Жизненность описанной Шекспиром ситуации была недавно подтверждена зарубежными психологами, которые обнаружили, что противодействие родителей общению молодых людей со своими избранниками является фактором, способствующим романтической любви. Правда, эти же психологи установили и обратную сторону психологического «эффекта Ромео и Джульетты» — через какое-то время (от нескольких недель до нескольких месяцев) инициированные таким «внешним» образом чувства затухают или даже сменяются на противоположные.

    Давно известно, что подлинная любовь возникает тогда, когда любить нельзя, и развивается, преодолевая различные препятствия. Вся мировая литература построена на описании этого конфликта — от любви Тристана и Изольды до романа Юрия Живаго с Ларой. Но что есть литература, как не отражение жизни? Любовь свой накал приобретает только в жестокой борьбе с внешними обстоятельствами. Борьбе, на которую отваживаются только самые мужественные. Поэтому именно трагическая любовь оказывается самой страстной, глубокой и сильной. Такова уж психология любви: чем больше препятствий встает на ее пути — тем могущественней ее внутренняя сила, страстная напряженность и безумная тоска от ощущения несбыточности надежд. Легко и счастливо текущая любовь никогда не сравнится по своей напряженности с трагической любовью. Недаром Шекспир восклицал: «Скажите, где, когда была счастливой настоящая любовь?»

    Указанную особенность психологии любви прекрасно понимал Фрейд, обращавший внимание в своей работе по психологии сексуальности на то, что «психическая ценность любовной потребности понижается тотчас же, как только удовлетворение становится слишком доступным. Чтобы увеличить возбуждение либидо, необходимо препятствие, и там, где естественные сопротивления удовлетворению оказываются недостаточными, там люди всех времен создавали условные препятствия, чтобы быть в состоянии наслаждаться любовью… Это относится как и к отдельным индивидам, так и к народам. Во времена, когда удовлетворение любви не встречало затруднений, как, например, в период падения античной культуры, любовь была обесценена, жизнь пуста».

    Психологи Д. Даттон и А. Арон установили в своем эксперименте, что у испытуемых молодых людей девушка, предлагавшая им ответить на вопросы теста, вызывала больше симпатии, когда они находились на висячем мосту над пропастью, чем когда опросник заполнялся на обычном, железобетонном мосту. Чувство страха, возбуждение, связанное с опасностью, которая могла быть истолкована как смертельная, стимулировали у молодых мужчин романтический или эротический интерес к девушке. Поэтому опытная женщина для того, чтобы вызвать у мужчины повышенное внимание к себе, сама создает искусственные трудности, преодоление которых связано с опасностью. Умоляет спасти, требует штурмовать неприступные вершины, что является обязательным условием завоевания ее сердца (распространенная ситуация: «Ой, я забыла ключ, какой ужас, не заберетесь ли вы по балконам на третий этаж?»).

    Об этом хорошо пишет болгарский философ Кирилл Василев: «…при отсутствии в любовной ситуации препятствий, создающих определенную противодействующую силу, их следует нарочно придумать. Таким образом естественное напряжение воли придает большую ценность чувствам, ускоряет их внутреннюю пульсацию, оставляет более глубокий след (воспоминания) в сознании любящих».

    Этот закон любви хорошо знал римский поэт Овидий.

    Помните: все, что дается легко, то мило ненадолго, Изредка между забав нужен и ловкий отказ. Пусть он лежит у порога, кляня жестокие двери, Пусть расточает мольбы, пусть не жалеет угроз — Может корабль утонуть и в порыве попутного ветра, Многая сладость претит — горечью вкус оживи! Вот потому-то мужьям законные жены постылы: Слишком легко обладать теми, кто рядом всегда.

    А если нет необходимости бороться и нет возможности совершить подвиг? Ну что ж, у мужчины всегда остается много возможностей удивить женщину, поразить ее если не подвигом, то рассказом о подвигах уже совершенных.


    Женщины, знайте — позерство и хвастовство у мужчин в крови, вне зависимости от их возраста и интеллекта. Допустим, ваш аспирант прожужжал вам все уши о том, на грани какого великого открытия он находится. Поддержите его, даже если до сих пор не поняли, чем же он все-таки занимается в своей лаборатории. Скажите, что вы всегда верили в его талант, да что там талант — в его гений! Вы ничем не рискуете. Во-первых, будет удовлетворено его самолюбие, во-вторых, он приготовит обед, от которого вы пальчики оближете, в-третьих — чем черт не шутит? — может, он действительно откроет что-то такое, чего еще никто не знал.

    А если вы перебьете его на полуслове, вы:

    а) испортите ему настроение;

    б) испортите настроение себе;

    в) обед придется готовить самой и, наконец,

    г) подорвете его веру в себя.

    Закон комплементарности: мужчине нужна муза, какая ни есть, а своя.

    Но если мужчина жаждет, чтобы окружающие восхищались его ловкостью, силой, мужеством и деньгами, которые он зарабатывает, то женщине необходимо, чтобы в ней ценили ее красоту (в сущности, качество обманчивое, как мы уже писали, и преходящее).

    Мужчина, которому не лень изо дня в день на протяжении двадцати лет повторять: «Господи, как ты прекрасна!», может чувствовать себя в полной безопасности: его не заставят мыть посуду, сбегать лишний раз в магазин и выложить на стол всю зарплату; напротив, из зарплаты, оказавшейся на столе, ему дополнительно перепадет некая сумма — ведь настоящий мужчина должен быть всегда при деньгах, мало ли что может случиться! А женщина, обделенная вниманием к ее внешности, пусть даже формальным, очень скоро превратится в мегеру: станет ворчать, жаловаться на свои многочисленные болячки, существующие и несуществующие, ныть и, в конце концов, насмерть запилит мужчину.

    Всем нам нужны зрители, всем нам нужны слушатели.

    Отношение мужчины к женщине в значительной степени определяется желанием «привести в шоковое состояние», удивить, вызвать немой восторг, изумление. Отношение женщины к мужчине в значительной степени определяется желанием не столько восторгаться, сколько восторгать. А если между ней и мужчиной сложились нормальные отношения, она с удовольствием позволит себя удивлять, изумлять, приводить в шок.

    Как видим, противоположные полы нуждаются друг в друге, чтобы составить гармоническое целое.

    Попробуем установить, обретает ли абстрактное понятие «любовь» какую-нибудь объективную психологическую реальность, отличается ли совокупность связанных с ним чувств и моделей поведения от тех, которые ассоциируются с другими понятиями (с сексом, симпатией, привязанностью, влюбленностью, дружбой), и обладает ли это особое состояние чувств достаточной конкретностью и определенностью.

    Каждый из нас, анализируя свои ощущения и внутренние переживания, способен отличить любовь от сексуальных отношений, с одной стороны, и от дружбы — с другой. С любовными переживаниями связаны наши вполне определенные ощущения, принадлежность которых именно к любви обычно ни у кого из их носителей не вызывает сомнений. Так, проанализировав описания 240 опрошенных, психологи супруги Дайон пришли к выводу, что в набор, связанных с любовью переживаний, входят эйфория, депрессивные ощущения, склонность к фантазиям, нарушения сна, общее возбуждение и трудности в концентрации внимания.

    Психологи и социологи установили четкие поведенческие корреляты любви, не характерные для других типов чувств и отношений. В ходе лабораторных исследований это проявляется, например, в иной структуре общения влюбленных в сравнении с испытуемыми, которых не связывает это чувство, — влюбленные в два раза больше говорят друг с другом и в восемь (!) раз больше времени проводят, глядя друг другу в глаза.

    Но и психологи, и особенно социологи зачисляют в рубрику «любовь», на наш взгляд, два понятия, выражающих два разных чувства — любовь и влюбленность. Чаще всего в юности молодежь принимает за любовь увлечение или влюбленность, эти низшие (или первые) ступеньки любви.

    Увлечения, определяющиеся большей частью внешними данными, эфемерны, они быстро вспыхивают и быстро гаснут, так как лишены тех глубоких человеческих чувств, которые связывают любящих. Влюбленный расцвечивает предмет своего чувства всеми красками, наделяет всеми добродетелями, но не видит его истинного лица, не проникает в его духовный мир. Влюбленности не хватает дружеской привязанности и прочности. Поэтому одна влюбленность, как правило, легко сменяется и вытесняется другой.

    Любовь захватывает человека куда глубже влюбленности. Она проникает в душевные глубины человека, во все уголки психики.

    Влюбленность может, как и любовь, вспыхивать внезапно и поражать человека, как солнечный удар. Даже по форме она может быть более страстной и бурной, чем иная любовь, но она меньше проникает в душевные глубины человека, в меньшей степени меняет (формирует или деформирует) его душу и быстрее гаснет.

    Влюбленность часто эгоистична, а то и эгоцентрична — тут коренится, пожалуй, главное отличие от ее подлинной любви.

    Основным вопросом настоящей любви является не вопрос «Где я найду большую любовь и партнера, который будет любить меня абсолютно?», а вопрос «Насколько способен я к настоящей любви?».

    Какими же личностными качествами должен обладать человек, способный испытывать настоящую любовь? Психологи выделяют ряд таких качеств:

    — внутреннюю самостоятельность,

    — искренность,

    — уверенность в себе,

    — готовность прийти на помощь,

    — терпимость.

    Весьма большое значение в любви имеют эмоции, которые скрашивают нашу жизнь, делают ее насыщенной, интересной, полнокровной (удовольствие, радость, страх и т. д.) — «влюбленный может свернуть горы».

    Отношения, которые лежат в основе настоящей любви, строятся на внимательном и предупредительном отношении к партнеру, отказе от чрезмерных притязаний, создающем чувство общности и глубокого понимания чувств и переживаний партнера. Причина краха любовных отношений часто лежит в грубости, бесцеремонности, скрытности, замкнутости, мелочности, придирках, своеволии, упрямстве.

    Предпосылкой для полнокровных, гармоничных любовных отношений являются скромность, непритязательность, а также настоящая уверенность в себе, которая основана на внутренней независимости. Тот, кто чувствует себя зависимым от материальных, социальных и сексуальных притязаний, цепляется за своего партнера не потому, что испытывает настоящую, большую любовь, а потому, что ищет защиты.

    Важнейшей стороной психологических процессов, заключающихся в субъективных переживаниях человеком объективных любовных отношений, являются эмоции и темперамент. Одни и те же объективные обстоятельства могут вызвать у одного человека гнев, у другого — радость, у третьего — обиду, у четвертого — страх, а у пятого — безразличие.

    Один человек на все отвечает бурными реакциями, энергичным жестикулированием, многословием, а у другого ни в мимике, ни в жестикуляции нельзя заметить изменений даже в ответ на довольно резкий выпад против него. Есть люди постоянно всем недовольные, которые не могут найти для себя «достойного» партнера, обвиняя во всем своих партнеров.

    Есть люди, по своему характеру настолько малоподвижные, что они, даже убедившись в крахе своих любовных переживаний, не могут изменить ситуацию и уйти от нелюбимого человека, отказаться от ставших обузой отношений.

    А как насчет противоположностей? Действительно ли они притягивают друг друга? И да, и нет. В значительней мере мы хотим видеть отражение самих себя. Физически красивые люди тянутся, как правило, к партнерам, которые не менее привлекательны.

    К тому же многие из нас воспитываются с людьми равного социального положения. Мы общаемся с теми, кто живет с нами в одном городе, наши друзья имеют приблизительно тот же уровень образования и те же цели в продвижении по службе. Мы обычно чувству ем себя наиболее комфортно именно с этими людьми я поэтому сходимся с теми, чья семья похожа на нашу. Наш выбор партнера подразумевает ряд схожих социальных аспектов. Нам нужен кто-то, кто может нас дополнить. Любитель поговорить тянется к любителю слушать, а энергичный человек может искать более пассивного партнера.

    Два сапога — пара или, другими словами, равновесие между социально схожими чертами и психологическими различиями дает, пожалуй, наиболее прочный союз длиною в жизнь.

    Для большинства людей проблема любви состоит в том, чтобы быть любимым, а не в том, чтоб любить, уметь любить. Значит, главное для них, чтобы их любили, чтобы они возбуждали чувство любви к себе. Очевидно, что для большинства людей нашей культуры умение возбуждать любовь — это, в сущности, соединение симпатичности и сексуальной привлекательности. Вторая причина того, что к любви относятся как к чему-то, не требующему обучения, состоит в допущении, что проблема любви — это проблема объекта, а не проблема способности. Люди думают, что любить просто, а вот найти подлинный объект любви — или оказаться любимым этим объектом — трудно.

    Следует понять, что для любви нужен талант чувств. Но что такое этот талант? Дается ли он только избранным?

    Способность любить — это нормальная способность нормальной души. Не сверхспособность, а именно нормальная. Каждый здоровый человек рождается предрасположенным к этому нормальному чувству. Но чем старше люди, тем меньше среди них становится таких, кто может испытывать его. У многих не хватает глубины души, чтобы вместить это чувство: у кого из-за воспитания, у кого из-за жизненных условий, часто из-за эгоизма. Эгоист способен только на влюбленность. Впрочем, если влюбленность у таких людей сильная, она может и стать любовью, но для этого ей надо внутренне перестроить человека. Это требует перелома в себе, долгой и изнурительной перезарядки многих душевных рефлексов, желаний, воли. К сожалению, на такую революцию души способны немногие.

    Неспособность любить — изъян не биологический, а психологический, душевный. Талант любви — это талант души. И он, кстати, в принципе отличается от таланта художника, писателя, ученого. Главное в таланте любви — не редкостные и сложные способности ума, слуха, зрения, памяти — способности, из которых состоит художественный или научный талант. Главное в нем именно душевность, сердечность, «человеколюбие» — способность дорожить другими, как собой. Многие, наверное, согласятся, что человеколюбие — сердце любви, ее ось и сердцевина — и есть то главное, что отличает ее от других влечений. Эти влечения могут быть жгучими, изнуряющими, но если в них нет человеколюбия, это еще не любовь, или вообще не любовь, а чувство другого ранга — влюбленность, привязанность, увлечение.

    Любовь-болезнь

    Если кому-то от любви хорошо —
    Пускай на здоровье и любит,
    Пусть по волнам мчит на всех парусах.
    А вот когда еле жив
    Человек от нестоящей девки,
    Тут-то ему и должна наша наука помочь.
    Разве это годится, когда, захлестнув себе шею,
    Виснет влюбленный в тоске с подпотолочных стропил?
    Разве это годится — клинком пронзать себе сердце?
    Сколько смертей за тобой, миролюбивый Амур!
    Тот, кому гибель грозит, коль он от любви
    не отстанет, Пусть отстает от любви;
    Ты его зря не губи.
    (Овидий, «Лекарство от любви»)

    Сколько о любви написано — собственно говоря, вся мировая литература об этом, все шедевры классики, вся поэзия… Беда в том, что когда человек сталкивается с любовью в своей собственной, единственной и неповторимой жизни, ему не поможет весь опыт человечества. Если он счастлив, то ему советы и не нужны, но если он страдает, то страдает в одиночку, и кажется, что на всем белом свете никто ему помочь не сможет, и советы близких только раздражают… Кстати, Стендаль, автор «Трактата о любви», блестящего научно-художественного исследования, давший потрясающее по силе воздействия описание того, как мужчина заставляет влюбиться в себя охладевшую возлюбленную (я имею в виду Жюльена Сореля и Матильду де ля Моль из «Красного и черного»), сам был, насколько известно, несчастлив в любви.

    Как грустно сказал один современный юморист, чем неразделеннее любовь, тем ее больше. Несчастная любовь — это больная любовь, и она действует на нас как настоящая болезнь. Горе, тоска, гнетущее настроение — это не бестелесный туман, застилающий душу. В минуты горя происходит настоящее, буквальное отравление организма, и душевная боль, которую испытывает человек, — это и настоящая, физическая боль. Есть выражение — «адреналиновая тоска»: в моменты горя в кровь человека выбрасываются резко возросшие потоки адреналина. Они, видимо, и усиливают гнетущую и совершенно физическую тяжесть, от которой «ломит душу», «рвет сердце».

    Умирающая любовь может агонизировать долго, и если ее не лечить — радостями, развлечениями, новыми увлечениями, — она может превратиться в хроническую болезнь и мучить человека долгие годы. В нас словно умирает раздробленный кусок души, и подобно человеку, которому отрезали руку, душа, у которой отрезали любовь, жестоко страдает от увечья.

    Что происходит в это время в нашей психике, как рушится, распадаясь на осколки, главный из воздушных замков нашей души? Мы видим только отдаленное эхо глубинных сдвигов, которые совершаются в душе, а их больную суть, их вывихнутые суставы мы не видим.

    Как себя лучше вести себя в таких случаях? По-моему, лучше всего поскорее выбираться из капкана, потому что чем дольше ты в нем остаешься, тем больнее и тяжелее будет сделать это. Двоение чувства и разума часто ведет к несчастьям, а несчастная любовь может рождать драмы и настоящие трагедии. Безнадежная любовь вбирает в себя всю жизнь человека, захватывает все пространство его души, вытесняя оттуда все остальное. В любимом человеке сгущается весь смысл жизни, а вся жизнь вне его теряет свой смысл. Это любовь — болезнь, чувство, которое можно назвать «мономанией», единственной и всепоглощающей страстью. Вся жизнь такого человека проходит только в надежде видеть любимого, и когда у него отнимают эту надежду, его лишают единственной опоры в жизни.

    По словам известного психолога Игоря Кона, если любовь означает страшную одержимость, у нее крайне мало шансов на успех. Очень немногие на самом деле способны на долгое и напряженное чувство. Большинство испытывает страсть лишь какое-то время, а потом чувство остывает, становится обыденным. Известно, что у мужчин слишком большая страстность со сторон женщин вызывает настороженность и некоторые опасения. Кокетство, которое создает ситуацию неопределенности, необходимости прикладывания усилий, завоевания, совершенно оправдано.

    Но одержимые люди редко руководствуются подобной житейской мудростью. Поэтому их чувства редко бывают взаимными.

    Жертвы любви часто не знают одной очевидной, но трудновыполнимой вещи. Взрыв боли можно усмирить таким же взрывом воли — или упрямым, марафонским терпением. Только первые муки гибнущей любви невыносимы; если перетерпеть, перестрадать их, они пройдут обязательно, с неизбежностью физических законов.

    Смерть любви — это смерть части души; но эта часть души возрождается, снова вырастает. У юных заживление идет куда быстрее, чем у взрослых. Раны у них зарастают быстрее и бесследнее.

    Но, пожалуй, самое главное, чего не знают юные «смертники любви», состоит вот в чем. Вероятность встретить счастье в будущем у них выше, чем у тех, кто не пережил краха любви. И причина здесь именно в том, что у них уже есть опыт несчастья — великий опыт, который оставляет инстинктивное знание подводных камней любви, подсознательное умение обходить их. Это один из лучших учителей души, и поэтому на тех, кто прошел сквозь любовную катастрофу, распространяется закон возмещения: шансы на будущее счастье у них возрастают.

    Нельзя, конечно, давать советы, как любить, то есть как чувствовать. Любовь самовластна и ускользающе летуча, она не подчиняется никаким прямым влияниям на себя. Но есть любовь-чувство и любовь-отношение, и на любовь-чувство можно подействовать окольно — через любовь-отношение.

    Хорошее отношение к близкому человеку, чуткое внимание к нему может повлиять на его любовь: или усилить ее, или притормозить ее угасание. Нельзя, конечно, всех стричь под одну гребенку: любовь слишком индивидуальна. Что касается «закономерностей», которые движут любовью, то одни из них, наверно, правят большинством людей, другие — совсем немногими, причем на одних больше действуют одни закономерности, на других — другие.

    Люди делятся на типы, и люди одного типа при всем своем личном своеобразии относятся к одной группе — или психологической, или биологической, или социальной и т. п.

    У людей, которые относятся к одному типу, есть много сходного и в самом чувстве любви. У холериков, например, любовь-гейзер, бурная и пульсирующая: она живет вспышками, как исландские гейзеры, которые бьют прерывистой струей. У флегматиков — любовь-озеро, ровная и спокойная, с умеренной теплотой чувств, но с подводными, спрятанными в глубине, сильными течениями. У интровертов, людей, обращенных в себя, любовь психологически усложненная, полная запутанных переливов; у экстравертов чувства гораздо проще, любовь больше уходит в действия, чем в переживания.

    Нередко конфликты между влюбленными происходят из-за того, что каждый пытается подстроить под себя другого. Но нет одинаковых людей, и при этом надо учитывать различие темпераментов. Очень часто человек с одним темпераментом, общаясь с человеком другого темперамента, ожидает от него той же реакции, какая характерна для него самого. Но этого никогда не будет, и надо постараться это запомнить. Любовь — это такой вид отношений между людьми, который не допускает господства одного человека над другим или беспрекословного подчинения одного другому. В любви обе стороны равны — каждый жертвует собой ради другого, и каждый, ничего не теряя, только приобретает. Вместе оба составляют нераздельное целое, каждая сторона или часть которого служит условием и важнейшей предпосылкой для совершенствования другого.









    Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное

    Все материалы представлены для ознакомления и принадлежат их авторам.