Онлайн библиотека PLAM.RU


  • ТМ: плюсы и минусы
  • До-ТМ: не спотыкайтесь на ошибках
  • Начинайте с Учета времени
  • 15 минут
  • Напоминалки
  • Без оценок
  • День на четыре части
  • Начинайте с легкого времени, завершайте трудным
  • Пред-ТМ: ваши полезные привычки
  • Бодрое утро!
  • Правильный вечер
  • Лягушка. Зачистка. Подвиг!
  • Перерывы каждый час
  • Пять пальцев, пять подсказчиков
  • Собственно ТМ: планирование дел дня
  • Вечером – черновик
  • Утром – список дел
  • Определите приоритеты
  • План дня – запишите
  • Outlook
  • Вечерние итоги
  • Закрывая глаза…
  • Пост-ТМ: совершенствование своей жизни
  • Три пути: пройти каждый
  • Как повысить эффективность
  • Радость каждого дня
  • Энергия и Отдых
  • Как в свой день уместить все
  • Как жить по своим планам

    ТМ: плюсы и минусы

    Если свою жизнь ты не планируешь себе сам, тебе ее планируют другие.

    (Генри Форд)

    Как правило, серьезные люди эту систему называют тайм-менеджмент, или ТМ. По-русски, проще – это учет и планирование времени. Нормальные люди этой системы боятся – точнее, живут в совершенной уверенности, что где-то есть особенные люди, которым это доступно, но для меня… «Мне это не подходит. Я пробовал: может быть, в какой-нибудь Германии жить по плану можно, а у нас это нереально. Каждые пять минут новые дела – как же можно следовать какому-либо плану? Опять же, если все время учитывать, куда повернул голову и с кем о чем разговаривал – свихнуться можно, времени уйдет гораздо больше на все эти записи и планы».

    Правильно?

    Да, обычно все так и происходит. Управление собственным временем – вещь замечательной эффективности, но большинство людей ломаются, так это и не освоив. Самые волевые начинают писать планы, неделю их героически выполняют, потом забрасывают: хлопот хватает и без них.

    С другой стороны, уже многие сотни людей нужного результата достигли, и достигли без особенного напряжения. Я хочу предложить вам методику, которая проста, не занимает много времени и которой может овладеть практически любой взрослый человек.

    Ваши траты на ТМ

    Бесплатно не бывает ничего – конечно, ТМ будет время отнимать. Конкретно: ежедневно у вас будет тратиться на ТМ около 20 минут. На этапе учета времени:

    3 минуты установка напоминалок,

    10 минут собственно учет времени,

    7 минут размышления по итогам.

    Итого – 20 минут.

    На этапе Планирования все еще проще:

    10 минут планирование утром,

    10 минут подведение итогов вечером и наметка дел на следующий день.

    Снова – 20 минут. Это все ваши траты.

    Ваши приобретения: сколько и чего дает ТМ?

    Какие будут ваши приобретения? Что и как скоро вы получите?

    2 часа в подарок. Уже через месяц (а, как правило, гораздо раньше) каждый день вы будете иметь два дополнительных часа. Два лишних часа свалятся вам с неба, и вы сможете их употребить хоть на дела, хоть на личную жизнь. Как захотите.

    Хорошо? Классно.

    Самомотивация. Когда день хорошо простроен, продуман, прочувствован, когда ясно видишь его во всех деталях и знаешь, какой успех ждет тебя за следующим поворотом – сделать такой день нетрудно. В этом случае специальная самомотивация не нужна – так же, как вам не нужна самомотивация, чтобы утром одеть себя в одежду.

    Надеюсь, это вы делаете легко.

    Ощущение успеха. Очень важно, чтобы каждый вечер мы могли с удовлетворением сказать: «Я это наметил – я это сделал!» Но – люди чаще переживают то, что они не успели, вместо того чтобы уважать себя за то, что сделали. А иногда, когда день прошел недостаточно собранно, действительно сделано немного… ТМ организует работу и дает ощущение личной успешности: когда день подходит к концу, есть приятная усталость и нет тяжести невыполненных дел: весь список намеченного закрыт аккуратными галочками.

    Все сделал на работе, все успела дома.

    ТМ дает ощущение личной успешности

    Здоровье. Это похоже на ненаучную фантастику, но те, кто освоил ТМ, свою работу могут завершать в 18.00. Это реально, даже если ваши клиенты только начинают освобождаться после 18.00, даже если в вашем офисе никто не уходит раньше 20.00, даже если ваш шеф обычным образом трудится до 21.00. Свою работу вы будете завершать в 18.00, в 22.00 вы можете ложиться спать. Ляжете или нет – вопрос другой, главное: можете ложиться спать, а утром проснетесь с ясным и оптимистичным видением дня. Понятно, что ваше здоровье благосклонно оценит эти судьбоносные перемены в вашей трудовой и личной жизни.

    Вашим домашним это понравится также.

    Чувство времени: возможно, это самое главное в освоении ТМ. «У него есть чувство времени!» – говорим мы про того, кто всегда знает, сколько времени уйдет на то или иное дело, когда пора вставать и время ложиться, у кого внутренние часы четко подсказывают, что пора завершать этот вопрос и переходить к следующему. Стержень ТМ становится внутренним стержнем человека, его прочным, но гибким позвоночником. Можно уже не писать планы на день – они естественно формируются сами без всяких внешних записей.

    ТМ вырабатывает чувство времени

    Впрочем, многие люди свои планы на день продолжают писать все равно. Настоятельной необходимости в этом уже нет, все уверенно уложено в голове, а они – пишут. Почему? Зачем? Все просто: потому что многим так удобнее, плюс потому что это очень хороший ритуал начала дня.

    Такой же, как поприветствовать улыбкой коллег по работе!

    А также потому, что очень приятно ставить галочки: «Сделано!», отщелкивая одно завершенное дело за другим.

    План освоения ТМ

    Возможно, вы уже решение приняли и торопитесь к ТМ приступить. Не торопитесь. Освоение ТМ – как подъем на вершину: наверху восхитительно, но те, кто полез без подготовки и не зная маршрута, до вершины не дойдут. А можно и просто сорваться…

    Правильный ТМ – позвоночник, а не панцирь: дает опору и гибкость, но не сковывает

    Поэтому, вначале:

    1. Традиционные ошибки новичков и как мне их не повторять. Ох, много этих ошибок… Назовем это: До-ТМ.

    2. Полезные привычки, которые нужно освоить перед собственно ТМ. Это подготовка: Пред-ТМ. По времени, До-ТМ и Пред-ТМ вместе реально уложить в один-два месяца

    3. Теперь, Сам-ТМ: планирование дел дня. Время на освоение – месяц.

    4. А после этого – Пост-ТМ: совершенствование своей жизни, используя наработанный арсенал ТМ.

    Время на отработку – вся оставшаяся жизнь.

    До-ТМ: не спотыкайтесь на ошибках

    Мы подошли к самому главному: тем простым вещам, которые делают ТМ доступным для нормальных людей. Итак,

    Начинайте с Учета времени

    Решив упорядочить свою жизнь, большинство людей начинают ее планировать: пишут план дня и пытка за пыткой пытаются его выполнить. Облом. Правильный ТМ начинается не с планирования – правильный ТМ начинается с учета времени. Невозможно планировать, если мы плохо представляем временные затраты на самые обычные дела. Сколько у вас уйдет времени, чтобы:

    Очень быстро помыть голову?

    Погладить всего одну рубаху?

    Найти электронный адрес клиента фамилию забыл?

    Заехать по совершеннейшей ерунде на автосервис?

    Сделать один маленький звонок маме?

    Зайти к соседу на минуточку?

    Забежать на секунду в магазин, а то на ужин есть нечего?

    Только один раз посмотреть, что сейчас идет по телевизору?

    Вы будете знать все это точно после того, как начнете вести учет времени. Не начинайте планировать, пока не исследовали свою жизнь учетом времени. А для этого: купите маленький удобный блокнот.

    И теперь начинайте учет времени.

    Купите маленький удобный блокнот

    15 минут

    С какой подробностью хронометрировать свой день? Записывать каждые 3 минуты, что делал? Каждые 10 минут? Каждые полчаса? Каждый час? Не гадайте. Мы все разные, но для большинства самым оптимальным является этап в 15 минут. Писать дела чаще – слишком дробно и хлопотно, писать реже – получается слишком общо или дела просто забываются.

    Догмы из этого устраивать не нужно. Если у вас феноменальная память – выберите немного больший отрезок времени. Если вы едете 40 минут и знаете, что это время будете только читать без вариантов – можно зафиксировать просто 40 минут чтение.

    Все можно, но вы это выясните по ходу того, как начнете вести учет времени. Начинайте – и для начала записывайте, что вы делали, каждые 15 минут.

    Записывайте, что вы делали, каждые 15 минут

    Напоминалки

    Чтобы каждые 15 минут делать заметки, чем вы были в это время заняты, нужно об этом – вспомнить. Но постоянно помнить о текущем времени, делая это параллельно текущим делам, значит устраивать себе тяжелую шизофрению. Помогите себе, используйте «Напоминалки».

    Проще всего взять в руки свой сотовый телефон (КПК, смартфон, коммуникатор) и исследовать его возможности. Задача: каждые 15 минут ваш маленький друг должен издавать короткий писк. Задача вполне решаемая. Если затруднились – значит, вы девушка, но в этом случае используйте проверенную технологию… Подойдите к группе стоящих знакомых мужчин и, смущенно крутя в руках мобильное устройство, с доверчиво распахнутыми глазами обратитесь к ним за помощью: «Вы знаете, я в нем ничего не понимаю. Вы сможете мне помочь?» – И положите его в руки тому, кто первый подался вам навстречу. Вы можете быть уверены – вы не получите свой аппарат раньше, нежели этот мужской консилиум не продемонстрирует друг перед другом все свои технические познания. Более того, если в вашем аппарате эта функция просто не предусмотрена, завтра кто-то из этих мужчин принесет вам свой старый аппарат, который будет заданным образом пищать.

    Используйте «Напоминалки»

    Мужчины – управляемы!

    Чтобы вспомнить, что 15 минут уже прошло, используйте технические средства: напоминалки.

    Без оценок

    Фиксация, на что вы действительно тратите свое время, многим портит настроение и убивает всякое желание собирать этот ужас дальше. Я предложу другой взгляд: ведя учет времени, вы совершаете подвиг и должны этим гордиться.

    Ведите учет времени без оценок. Хронометраж – подвиг сам по себе

    Ведите хронометраж, фиксируя только факты, без всяких оценок.

    «Еду в метро, читаю рекламу». Через 15 минут: «Продолжаю смотреть на тупую рекламу».

    Констатация – это хорошо и правильно. А вот «тупая реклама» – это уже оценка, это уберите.

    Итак, ведите учет времени без эмоциональных оценок. Хронометраж – подвиг сам по себе.

    День на четыре части

    Как успехи? Не тяжело?

    Для многих учет времени с утра до вечера – слишком затруднительная задача. Отвлекает от важных дел, сильно сбивает с обычного ритма жизни, рождает чувство раздражения или усталости… – если у вас это так, не идите напролом и упростите задачу.

    Действительно, зачем делать с напряжением то, что можно делать с легкостью?

    Не беритесь сразу за весь день, осваивайте день по частям. Естественным образом день можно разделить на четыре части:

    Утро до работы

    Работа до обеда

    Работа после обеда

    Вечер после работы

    Разделив, выберите тот фрагмент, с которым вам разобраться будет легче, и поработайте с ним. Например, это будет утро до работы. Только до работы! Уже легче. Вооружившись блокнотом и напоминалками, начинайте со спокойного, без эмоциональных оценок, хронометрирования своего утра.

    Проснулись, встали, привели себя в порядок, зарядочка, каждые 15 минут отмечаем, что и как происходит, добрались до работы, сели за стол – все, утро сделано. Есть! Хронометраж отставили в сторону, остальной день пусть идет обычным образом, без лишнего напряга.

    Сколько дней так изучать свое утро? Обычно от 3 до 7 дней: чтобы изучить варианты и набрать статистику. Когда вы с точностью до пары минут знаете,

    • сколько вам нужно ждать, если душ окажется занят,

    • сколько времени под душем проводите вы,

    • когда на самом деле начнется завтрак после криков: «Идите все завтракать!»

    • сколько продолжается завтрак в зависимости от состава присутствующих

    и так далее, – значит, эта часть дня вами уже исследована.

    Изучили утро до работы, переходите к своему рабочему времени до обеда. Снова – недели обычно хватает, все получится.

    Впрочем, небольшое уточнение: порядок освоения этих частей дня у вас может быть различным.

    Начинайте с легкого времени, завершайте трудным

    Чтобы у вас рождалось ощущение успеха, начинать следует с самого для вас простого. А к самому трудному подходить в самом конце, когда наберете уже максимальный опыт.

    Соответственно учет времени лучше начинать с легкого времени: с той части дня, где у вас голова самая ясная, а дела привычно упорядочены. Как правило, самое упорядоченное время – утро, и если утром у вас достаточно ясная голова, то и начинать учет времени лучше с начала дня. Впрочем, мы все разные, и если спросонья, до работы, у вас во всем неразбериха, то учет начинайте с рабочего времени до обеда.

    Послеобеденное время – традиционно самое темное, трудное и страшное время суток, время усталости и хаоса. Голова тяжелая, планы рушатся, время сбивается и налезает пластами, улетает в небытие… Вы справитесь и с этим, но оставьте это напоследок, когда вы будете уже готовы к последнему завершающему рывку.

    Итак, как правило, четыре части дня осваивать лучше в следующем порядке:

    Утро до работы

    Работа до обеда

    Вечер после работы

    Работа после обеда

    Естественно, это не догма. Если у вас совсем другая жизнь, и самое путаное и непредсказуемое ваше время – это все ваше время до обеда, то начинайте учет времени с вечера, когда вы себя уже собрали и голова просветлела.

    Субботу и воскресенье в любом случае стоит изучать отдельно и тоже поделить на какие-то части. Если идею поняли, тут сложностей не будет.

    Начинайте: у вас все получится!

    Пред-ТМ: ваши полезные привычки

    Вы уже готовы планировать свой день? Вы уже собрали свою волю в кулак?

    Не торопитесь. Расслабьтесь.

    Не надо лишний раз напрягать себя там, где можно обойтись без этого. В жизни всегда есть место подвигу, но лучше быть подальше от этого места. Вместо того чтобы напрягать свою волю, выработайте несколько полезных привычек, а привычка – это то, что делается легко. Само собой.

    Начните организацию своей правильной жизни с выработки хороших привычек. И первая пусть будет:

    Бодрое утро!

    Как корабль назовете – так линкор и поплывет. Как утро начнете – так пойдет и день. Значит, утро надо начать правильно: бодро. Как это?

    Бодрое утро – раннее утро. Проснулись – значит, правильно не валяться, а вставать и начинать день: начинать жить.

    Встали – сразу умылись.

    Это не вопрос чистоты: от этого просыпается лицо: «зеркало души». И начинает работать мозг.

    Теперь без пауз – физическая активность на выбор: растягушечка, йога, танцы или карате. Рвать тело нагрузками с утра – спорно, но не разбудив тело умным спортом, мы сонным телом запускаем абы какой день. А нам нужен – день качественный. Значит, нужна утренняя физзарядка.

    Слово заезженное, но правильное. Физическая зарядка!

    Бодрое утро – раннее утро!

    В физзарядке одинаково важно и наличие выбора, и хорошо отработанный, накатанный и продуманный комплекс упражнений. Если вы сегодня полны энергии, заряжайтесь энергичными танцами или бодрой суставной гимнастикой из практики восточных единоборств. Если сегодня трудное утро, нужно восстанавливаться – плывите в медленной йоге, растягивайтесь в полусне.

    В любом случае помните главное: «Есть зарядка – есть чемпион. Нет зарядки – нет чемпиона!»

    Размялись – теперь утренняя пробежка. Маршрут знакомый и продуманный, подальше от задымленных трасс, аллеи парка нас привлекают. Полчаса – уже здорово.

    Вернулись – горячий душ, жесткие растирания, обливание холодной водой.

    Начните обливаться: не пожалеете!

    Обливание холодной водой – это не закаливающая, а целительная процедура, рекомендованная в начале простудных заболеваний. Заболеть опасности нет, а то, что холодно – это только глюк со страха. Начните обливаться ледяной водой летом, и скоро это станет таким же любимым началом дня, как потянуться, улыбнуться и умыться.

    Далее, мужчинам рекомендованы – подтягивания на перекладине. Когда организму нужно подтягивать наверх самого себя, он быстро понимает, что лишний вес ему не нужен. «15 утром – 15 вечером», и вы в спортивной форме всю жизнь.

    Перед работой, по дороге – займите себя лицевой гимнастикой. Это предельно просто: все возможные движения губами, челюстями и бровями во все возможные стороны.

    Зачем? Где-то на 30 процентов увеличивается интеллектуальная производительность: соображать начинаете гораздо лучше. «Разогрели» лицо – хорошо соображаете, красиво говорите.

    Доброе утро!

    Правильный вечер

    Если кто-то лег в 3 часа ночи, странно надеяться, что его утро завтра будет – бодрым. Так не бывает. Утро готовится вечером, и правильный завтрашний день делается сегодня: тем, как вы организовали свой вечер. Тем, как вы привыкли организовывать свой вечер.

    Отнеситесь к этому внимательно. Организация вечера – вопрос очень интимный и индивидуальный, но главное требование, как главное направление удара, всего одно: лечь вовремя. Это важно.

    Важно не попасть в вечерние капканы: опасные моменты, которые ломают и вечер, и ночь, и утро.

    Капкан первый: плотный ужин. Притушить чувство голода – это одно, а наедаться на ночь – другое. Если вы тяжело утром встаете, проверьте: возможно, это именно из-за вечерних перееданий.

    Капкан второй: поздний ужин. Любая еда и питье после 22.00 мешает сну.

    Третий капкан: TV после 23.00, компьютер после 24.00. Без комментариев.

    По-хорошему, требования к вечеру несложны: душ после работы, переодеться, еда и питье до 20.00. Обязательная вечерняя прогулка или любая другая физическая приятная активность. В 22.00 завершаются все дела, душ с растиранием, в 23.00 в постель.

    Еще раз: ложиться нужно сегодня, а не завтра. До полуночи. Договорились?

    Лягушка. Зачистка. Подвиг!

    Следующая важная для вас хорошая привычка называется «Лягушка», «Зачистка» и «Подвиг». Что это такое?

    Лягушка

    Вы приучаете себя к тому, что каждый день нужно съесть лягушку. Каждый день, обязательно. Лягушка – это противное дело, которое более всего хочется отложить. Вы уже вспомнили, что было для вас Лягушкой на прошедшей неделе, что вы откладывали день за днем?

    Принять решение по учебе.

    Разобрать кладовку.

    Отвезти машину на профилактику в автосервис.

    Съездить к тете.

    Починить ручку на двери.

    Эх…

    У всех нормальных дней есть свои Лягушки. Правило организованного человека так и звучит: «Одну Лягушку в день съесть надо обязательно!» Любую, пусть самую маленькую, но Лягушку съесть нужно. Хорошо съеденная Лягушка есть радость! Считайте это диетой делового человека…

    Зачистка

    Зачистка – это убирание мелочей, которые раз за разом тянут внимание. Это не обязательно противная Лягушка, это может быть совершенной мелочью, но все, что отвлекает наше внимание, оттягивает наши силы.

    Отклеились обои. Каждый день ходите мимо них двадцать раз, двадцать раз обращаете на это внимание. Найдите время, подклейте. Процедура несложная и даже приятная, при желании уложитесь в пять минут и – все. Легкая улыбка…

    Ваше правило и ваша новая привычка: среди всех дел дня одним из пунктов обязательно должна быть Зачистка.

    Как правило, удобно использовать 10 минут, прерывающие каждый час вашей работы: все равно нужно встать и отвлечься. Прекрасный повод для Зачистки!

    Книги стоят в беспорядке. Ничего страшного, жить с этим можно, но мысль каждый раз проскальзывает: «Лучше бы книги разобрать!» Разберите.

    Стол захламлен, эти книги не нужны, бумаги нужно разложить в папки, чашку отнести. Вполне можно работать, но отвлекает и душу тянет… – Уберите со стола и можете считать это одновременно и Зачисткой, и Лягушкой!

    На компьютере много лишнего, директории надо переименовать, фотографии разложить… В принципе, это совсем не мешает, но по глазам бьет, внимание отвлекает. – Выделите 10 минут, наведите порядок.

    Уже стало лучше: «Лягушку съел. Зачистку сделал».

    На свободу – с чистой совестью…

    Подвиг

    Понятно, что у каждого из нас каждый день должен быть Подвиг. Действительно, как же это: день, и без Подвига?

    Спасибо барону Мюнхгаузену из замечательного фильма по сценарию Григория Горина, эту подсказку, конечно, дал он: «10.00. В расписании дня – Подвиг».

    Что такое подвиг? Подвиг – великое и трудное дело, за которое будете себя особенно уважать. Что может быть подвигом?

    Провести трудный разговор с мамой без обид? – «Я не утверждаю, что это подвиг, но что-то героическое в этом есть…»

    Решение: «Всю неделю буду обливаться холодной водой!» – Безумству храбрых поем мы песню!

    Лечь вовремя? – Это только кажется простым делом…

    Может быть, вашим подвигом будет то, что вы начнете бегать. И не просто сколько-то бегать, а назначите себе четкий, определенный маршрут и будете засекать время каждой пробежки – с условием, что в течение данной недели каждый день вы должны прибегать хоть на секунду, но раньше, чем вчера… Каждый день – победа над самим собой вчерашним. Впрочем, возможно, через некоторое время вы к этому привыкнете, тогда пробежки уберете из категории подвига и подвигом сделаете что-то другое.

    Раз – и выкинуть телевизор!

    Сколько-то подтянуться. Подошел – и подтянулся!

    Отказаться от компьютерных игр – просто: стираешь директории и ломаешь загрузочные диски.

    Записаться в бассейн, запретить себе ужин после 20.00…

    Может быть, именно сегодня вашим Подвигом будет съесть вот эту противную Лягушку, но лучше, если каждый день у вас будут все эти разных дела.

    Сегодня Лягушка: иду к врачу. Сегодня Зачистка: разберу полку на кухне. А также я сегодня организованно встану и успею пробежаться до работы, и именно сегодня пробегу не укороченный, а полный маршрут, и сделаю финальный рывок 100 метров – да здравствует Подвиг!

    Свежий ветер возможного подвига бодрит и приятно холодит душу… Пока в вашей жизни возможны подвиги – вы живы!


    Из интервью с Дашей Рязановой, ведущим специалистом по проведению тренинговых программ для детей и подростков, Синтон:

    Мне исполнилось 14 лет, и я очень сильно сломала ногу: в нескольких местах, с разрывом связок, потом еще неправильно наложили гипс. В итоге мне была прописана бесплатная палочка и диагноз – пожизненная хромота, без физических нагрузок. И я решила, что буду бороться. До последнего. Выбросила направление на покупку палочки, поехала с мамой на лечение в санаторий на Западную Украину. Это был трудный период. Каждый день 3–4 часа на перекладных до санатория, процедуры, потом обратно, на попутках, пешком, иногда 7–8 километров, по жаре, а нога-то болит. И конечно, ездила я одна. И никаких мобильных телефонов. А потом – самое интересное. Врач сказал, что есть одно самое верное средство, если хватит силы воли. Надо ехать на море и каждый день ходить по 5 километров без остановки по гальке по берегу, чтобы ноги омывала вода. Сначала показалось – ерунда. А вот вы попробуйте! Первые 5 минут приятно, потом ноги начинают замерзать и болеть, а сломанная нога и так болит при каждом шаге. Но я ходила, плакала, падала, вставала, опять шла. Не знаю, что помогло больше – грязи, море, физиотерапия? Я думаю, что моя безумная уверенность в том, что я хромать не буду. Мало того, никто не догадается, какая у меня была травма. Так и случилось. Никто не догадывается, только врачи удивляются до сих пор: «Вы же не должны ходить!» А я хожу. И в походы я ходила самые сложные, и на лыжах катаюсь, и на велосипеде. И сегодня, при любой трудности я вспоминаю себя в 14 лет и думаю: неужели сейчас не смогу, если смогла тогда?

    Перерывы каждый час

    Итак, каждый день – Лягушка, Зачистка, Подвиг. Включаем в свою жизнь, делаем естественной привычкой.

    Следующая важная привычка, которая поможет вам наладить выполнение всех ваших планов на день, это привычка делать маленькие перерывы каждый час.

    Течение дня гипнотизирует, и принятые решения, бывает, сами собой незаметно и бессознательно трансформируются во что-то, что изначально никак не предполагалось…

    Вы спите, вы уже крепко спите, вас несут текущие события, вы благополучно забыли про все, что вы запланировали…

    Встряхнитесь!

    Этот гипноз вам не нужен, а гипнотизирующее течение дня преодолевается просто: надо делать перерывы.

    Оптимально – каждый час делать перерыв в работе на десять минут.

    Перерыв!

    Что делать в эти десять минут?

    Первое – отдохните.

    Как минимум измените положение тела и физическое окружение. Если захотите ввести себя в бытовой транс и тупое, отсутствующе-заторможенное состояние, сидите долго в неподвижном состоянии, долго смотря в одну точку, например в монитор… Хотите? Чтобы вынырнуть из транса – встряхнитесь. Если вы сидели – встаньте, если были за столом – выйдите.

    Вот вы читаете, наверное, у вас как раз час и прошел: пора встать потянуться!

    Лучше, если ваш отдых будет физически активным и целенаправленным.

    У вашего автомобиля есть техосмотр, а вы себе сделайте физосмотр. Встаньте, потянитесь, сделайте контрольный осмотр физического состояния по критическим точкам: не зажаты ли плечи? не засиделась ли попа? не мутная ли голова? Соответственно ощущениям примите меры:

    разомните суставы,

    поприседайте,

    сделайте небольшую дыхательную гимнастику.

    Отдохнуть – это в том числе и отрегулировать свой душевный настрой. Короткий психосмотр: настроение бодрое? жизнь нравится? люди привлекают? Если люди или жизнь не радуют, примите меры, приведите в порядок прежде всего самого себя.

    Например, прогуляйтесь, отвлекитесь, выговоритесь. А также распрямите плечи и улыбнитесь. Станет лучше.

    А второе, что естественно приходит в голову в эти же 10 минут перерыва, это подведение итогов прошедшего часа и планирование времени часа следующего. Час прошел:

    Что сделано за прошедший час?

    Насколько список сделанного соответствует плану?

    Какие главные приоритеты на сегодня, что точно должно быть сделано к вечеру?

    Список дел на ближайший час.

    Итак, каждый час – маленький перерыв: осмотр своего состояния, итоги за прошедший час и приоритеты на очередной час работы.

    Замечательная привычка!

    Правильная жизнь начинается с хороших привычек

    Пять пальцев, пять подсказчиков

    И наверное, последняя полезная привычка, которая подготовит успешное выполнение всех ваших планов. Это метод «Пять пальцев» – удобный метод подведения итогов дня. Замысел его принадлежит известному бизнес-тренеру Бодо Шеферу, мы доработали его применительно к нашему языку и нашей жизни.

    Метод прост. Едете ли вы вечером домой на метро, в автобусе или на своей машине, руки на поручне или на руле, ваши пальчики оказываются перед вашими глазами. Подвигайте, поиграйте пальчиками, и первая буква названия каждого пальца подскажет вам, о чем стоит задуматься в анализе дня.

    Мизинец – буква М. «Мыслю – значит существую». Какие знания и опыт я сегодня получил? Что придумал сам, что толкового услышал от других? Где мне это пригодится? Какие были сегодня ошибки, какие выводы сделал из их анализа, где и как смогу это использовать?

    Минимум три хорошие (интересные и практичные) мысли-находки – думаю, это обязательный минимум. Можно больше, меньше нельзя.

    Безымянный – Б. «Близкие». Что я сделал для близких и родных? Утром ты хотел: дочке купить, с сыном посидеть, жену прогулять, родителей успокоить. Сделал? Каждый день, но хотя бы одну приятную мелочь для своих близких надо сделать обязательно. В нашей культуре принято вздыхать: «Вот, виноват я перед отцом и матерью, не успел я…» Не вздыхай.

    Позвоните родителям!

    Средний – С. «Состояние души». Каким сегодня было мое настроение, расположение духа? Уверенное «хорошо», живой интерес, всплески радости, бодрый энтузиазм? – это правильный список. «Ну, неплохо», «ничего», «так себе», «гады», «ну почему?!», «достали» и «надоело…» – штришки неудачные, имеем смысл завтра с настроением поработать внимательнее.

    Поставлю такую задачу: «Каждые 15 минут буду фиксировать душевный настрой!»

    Указательный – У. «Услуги». Какие услуги сегодня оказал я, кому оказался полезен? Чьими услугами смог воспользоваться сам, кого за это поблагодарил? Умные евреи учат своих детей: «Если ты можешь оказать услугу и тебе это не очень дорого – окажи ее обязательно!» Делая услуги, мы создаем не только будущие взаимные услуги: мы создаем позитивное отношение свое к людям и людей к нам. «Мы любим людей не за то добро, которое они сделали нам, а за то доброе, что мы сделали им».

    Завтра пару минут поговорить с Евгением о той книге, которую он дал посмотреть: ему будет приятно.

    Большой – Б. «Бодрость физическая». Как я чувствовал себя, что я сделал сегодня для своего здоровья, поддержания нормальной формы? Проснулся вовремя, встал сразу, зарядку по порядку, душ и растирания как следует, из ведра облился – утро сделано хорошо. На работе засиделся, в обед конкретно объелся, после обеда вялый, прогулка приободрила – вечером обязательно прогуляться и лечь вовремя.

    Представил: на часах 23.00, я в постели.

    А в конце сожмите пальцы в Кулак: буква К. «Концентрация на цели» – Какие были цели моего сегодняшнего дня, как и чем я сегодня приближал себя к цели?

    Просмотрев таким образом главные линии прошедшего дня, вы формируете основу для правильного построения дня завтрашнего.

    Собственно ТМ: планирование дел дня

    Ну вот, с полезными, встроенными в жизнь привычками нам будет уже не сложно и спланировать свой день.

    Вечером – черновик

    Вечером накидайте на лист бумаги все дела, которые вы хотели бы (вам необходимо) поделать завтра. Это и настройка, и утром ничего не упустите.

    Утром – список дел

    Проснувшись и пройдя через утро, почувствовав свое состояние, получив новые вводные и от домашних, и по работе, к моменту начала дел мы обычно понимаем, что сделанный вечером список дел нужно уточнить и дополнить. Заново напишите полный список всех дел на сегодня.

    Это вполне можно делать в Word’е – так выходит быстрее. При записях на бумаге от руки список рождается более вдумчиво, и на период учебы это предпочтительнее. Если для вас это не критично, пишите от руки.

    Рекомендуемое количество пунктов – от 10 до 20. В этом диапазоне размер пунктов оптимален: они не слишком крупные, не слишком дробные.

    Чтобы быть готовым к будущему, пусть перед вашими глазами будет план недели и цели на год. В тот вечер, когда вы обычно подводите итоги недели (а в вечер какого дня вы подводите итоги недели?), перед вашими глазами пусть будут планы на месяц и на год.

    Когда перед вашими глазами планы на будущее, гораздо проще расставляются приоритеты.

    Определите приоритеты

    У вас есть список дел, его надо переписать, расставив все дела по приоритетам. Самые важные дела должны оказаться наверху.

    Если дел много, не торопитесь их переписывать. Начните с того, что латинскими буквами A, B и C (это очень солидно) пометьте значимость каждого пункта: A – самые главные, B – важность второго уровня, С – менее значимые. Желательно, чтобы количество пунктов A, B и C оказалось примерно равным. Определяя значимость пунктов, можно воспользоваться подсказками матрицы Эйзенхауэра: генерал Дуайт Эйзенхауэр к категории A относил дела важные и срочные, к категории B – важные, но не срочные, к C – срочные, но не важные.

    Предположим, вы хотите купить себе новый телефон и решили поискать в Интернете подходящую модель. Хочется – это понятно, но определите приоритеты. Если у вас старый телефон работает, то поиск нового – дело не срочное. И едва ли сильно важное… Значит, это не А, не В и, возможно, даже не С. Отложите на вечер, сделайте себе подарок.

    А в какой категории окажется ваш обед? Ну, это смотря какой у вас день… В нормальный день к соответствующему часу обед без вопросов в категории A: дело важное и срочное, в сумасшедший день его значимость понизится: в сравнении с главными делами он может оказаться и не самым важным, и не самым срочным делом.

    План дня – запишите

    Разобравшись с приоритетами, план дня (список дел) обязательно запишите. Вы можете план написать от руки, можете набрать на компьютере и распечатать, но у вас должен появиться документ.

    В чем сила этого документа? Может быть, в том, что организует ваше будущее, ваш предстоящий день? Нет. Это важно, но главное – не это. Самое главное происходило тогда, когда вы его писали.

    Нормальный человек основное время каждого дня пребывает в увлеченном состоянии сознания. В этом состоянии любое, далеко не самое важное и не самое срочное дело может показаться исключительно важным: делом, которое нужно сделать обязательно здесь и сейчас. Вы, по сути, легко теряете рассудок. Как вернуть себе рассудительность? Легко: начав делать план – письменно.

    Действительно: написали одно дело, рядом с ним два других дела: все, бытовой транс рассеялся. Письменная запись меняет состояние вашего сознания с увлеченного – на отстраненное. Взгляд становится объективным, начинается достаточно разумный анализ: «Это дело важное, но в сравнении с этим – ну, да, последнее все-таки важнее…»

    Начав записывать утром дела на день, вы не только формируете план на день – вы формируете Объективный взгляд на свою жизнь!

    Итак, план дня должен быть записан вами на бумагу.

    Outlook

    Если ваш образ жизни неразрывно связан с компьютером (ноутбуком и коммуникатором), удобным средством планирования может оказаться стандартный ежедневник-календарь Outlook. Не поленитесь с ним подружиться, это достаточно разумная система: он будет всегда с вами, все под рукой и все наглядно.

    Легко передвигать дела, расставляя их по приоритетам и привязывая к нужному времени.

    Постоянно происходящие дела записываются один раз и всегда будут на месте.

    Когда нужно – прозвучат напоминалки.

    Дела разных категорий удобно окрашивать в разные цвета: это естественным образом привлекает внимание к тому, что актуально.

    Если дело сделано – его можно не удалять, а просто сбросить в самый верх дня: это и быстрее, и остается память: что сегодня было сделано.

    И наверное, кроме Календаря обязательно начните пользоваться Задачами. У вас есть разные дела, связанные, предположим, с детьми, здоровьем, шефом и системным администратором. Создайте эти четыре задачи и записывайте туда все, связанное с конкретной задачей. Возникли вопросы по компьютеру – быстро записали в задачи сисадмину. Вопрос к шефу – записали в задачу «Шеф». После этого, когда бы вы ни встретились с шефом или сисадмином, вы помните все, что вы хотели им сказать или у них спросить. Это удобно.

    Вечерние итоги

    Вечером, после ужина, просмотрите прошедший день. Если работаете на компьютере в Outlook, откройте его, если пишете ежедневник в Word – аналогично, если пишете от руки – возьмите свой блокнот и чистые листы бумаги. Итак, каков был утренний план? Что сделали?

    Какое удовольствие отмечать выполненные дела!

    Что не сделали – почему?

    Собственно, вопрос только один: не было ли критических ошибок в планировании сегодняшнего дня? Важно эти ошибки не повторить завтра!

    Нужно ли какие-то дела перенести на другие дни? Просмотрите план на неделю – нужно ли к чему-то готовиться заранее?

    Начните прикидывать дела на завтрашний день. План того, что вы начнете делать с утра, лучше готовить уже сегодня.

    Закрывая глаза…

    Это делается перед самым сном.

    Метафора прошедшего дня

    Закрывая глаза, погрузитесь в свои ощущения и попробуйте в воображении нарисовать метафору прошедшего дня, представить его какой-либо картинкой.

    День был похож на прогулку в шумном супермаркете? На охоту, где охотились вы – и одновременно охотились на вас? На тяжелый путь по хлюпающему зеленому болоту, в котором приходится вытаскивать ногу из трясины при каждом шаге? Может быть, ваш день был похож на заброшенный парк, где вы одиноко бродили по аллеям? Конечно, нет: наверное, ваш день был ярким аттракционом, где свист рискованного полета чередовался с легкой пробежкой по пересеченной местности под звон веселых колокольчиков!

    Не важно, чтобы картинка обязательно приобрела конкретные черты, важно, нравится ли вам эта картинка, есть ли от нее ощущение уюта и комфорта. Если в картинке преобладают светлые и теплые тона, день для вас был удачным. Яркие, цветные, энергичные тона характеризуют прошедший день как бодрый и энергичный, холодные, блеклые и серые краски говорят о вашей явной или скрытой неудовлетворенности.

    Или хотя бы тревоге и усталости.

    Метафора прошедшего дня – это чуткий термометр, внимательный датчик, который всегда, не напрягая ваше мышление, подскажет вам, все ли ладно в вашей жизни и вашем внутреннем хозяйстве.

    Но метафора не только отражает события прошедшего дня – метафора может и формировать ваш день завтрашний. Ваша задача – завтра проснуться с радостью, войти в новый день – с желанием. Для этого вечером в постели, перед засыпанием, обязательно создайте радостную картинку завтра. Создайте предощущение радости.

    Потренируйте это сейчас: прочитайте этот текст, потом закройте глаза и постарайтесь увидеть свой образ завтра. Если вас будут отвлекать мельтешение красок, вспышек и линий – посидите спокойно, можете прикрыть глаза своими мягкими ладошками, фон станет более спокойным, в идеале ровно черным. Не надо ожидать, что на этом фоне вы прямо-таки что-то нарисованное увидите: ровный фон вам нужен только для того, чтобы не отвлекать себя, а картинку дня вы можете – представить. Вообразить. Увидеть во внутреннем пространстве.

    Не важно, что всплывает в вашем воображении: картинка леса, голубого неба и зеленой поляны, или картина натянутого паруса лодки, прорезающей бескрайнее взволнованное море, а может быть, картинка извилистой дороги на дачу и крыши домов сквозь колышущуюся листву – вы можете увидеть что-то совершенно свое, главное, чтобы эта картинка относилась к ощущению вашего завтра и чтобы теперь это завтра вас радовало и тянуло…

    Программирование утра

    Создав желание завтра жить, желание проснуться в завтрашнем дне, оформите это общее чувство в конкретную программу утреннего просыпания.

    Дайте себе четкую инструкцию: когда и как вы завтра проснетесь. Во сколько, по будильнику или без, где будут стрелки на часах? Проснувшись, вы потянетесь, улыбнетесь, посмотрите в окно или на будильник? Встанете с постели сразу или сделаете несколько пробуждающих упражнений, только откинув одеяло?

    Пока вы не вполне проснулись, вами будут управлять либо случайные импульсы, либо та программа, которую вы заложите сами себе вечером. Словами или картинкой сформируйте себе четкие инструкции – и тогда ваше утро начнется именно так, как вы этого хотите.

    Пост-ТМ: совершенствование своей жизни

    Три пути: пройти каждый

    Когда вы наладили учет времени и стали жить так, как хотите, а не как просто складывается, вы можете уже реально улучшать свою жизнь. Раньше вы могли об этом то мечтать, то вздыхать, а теперь можно свою жизнь проектировать и делать: такой, какой вы ее хотите.

    А какую вы жизнь хотите? Конкретнее: какими должны быть прекрасные дни вашей правильной жизни?

    Правильные дни вашей прекрасной жизни?

    Если вы хотите в жизни много сделать и много получить, вам нужно свой день сделать эффективным.

    Если вам нравится просыпаться с радостью и засыпать с удовлетворением, время каждого дня своей жизни надо наполнять радостью.

    И если вам важно, чтобы это продолжалось долго, вы должны позаботиться о энергии, а в частности, об отдыхе и здоровье.

    Итак,

    Эффективность.

    Радость.

    Энергия.

    Это три главные составляющие правильного дня.

    Три пути, каждый из которых должен быть вами пройден.

    Как повысить эффективность

    Когда вы делали анализ рабочего времени, вам очень помогли категории «Дела», «Сервис» и «Пустота». Простые вопросы: «Чем я сейчас занимаюсь? Это не Пустота? Когда я займусь Делом?» – помогают встряхнуться и вернуть себя к тому, что вы намечали как план дня. «Дело», «Сервис», «Пустота» – эти категории помогают оставаться в рамках намеченного плана.

    Но оптимален ли сам план? Можем ли мы свой план сделать умнее, точнее, эффективнее?

    Чтобы ответить на этот вопрос, вам понадобится подробный список дел вашего дня и недели: мы будем размышлять над ним, используя новые категории и задавая себе новые вопросы.

    Текучка и Заработок

    Привычные дела одно за одним: учеба, работа, готовка, проверила уроки у детей. Все – дела, пустотой не занимаюсь, но и заработка нет. А то, что получаю как зарплату, – заработком назвать трудно… Как это называется? Это называется просто – текучка.

    Другое дело – заработок. Оторвались от текучки, вложились, покрутились, выполнили выгодный заказ, получили хорошие деньги. Достойный заработок бодрит не только суммой, а самим своим фактом. Заработок – бодрит!

    Если вас не радует текучка – ищите заработок!

    Если заработок становится постоянным и привычным, он внутренне становится – текучкой… Ну, еще одна командировка, ну, еще заработал… Если уже не радует и не воодушевляет, значит это уже – текучка. Значит, пора искать что-то новое, интересное, трудное. Пора!

    В жизни всегда есть место заработку!

    Вопрос: вас устраивает соотношение между текучкой вашей и вашими заработками? Не пора ли себя порадовать?

    Вклад

    Заработок – это радостные и большие деньги, но если это никак не продвинуло вас вперед, это только заработок. Это мелко. Так можно зарабатывать всю жизнь и всю жизнь крутиться, оставаясь на самом деле на том же самом месте. Жить, ощущая себя «белкой в колесе», устраивает не всех. Чтобы двигаться вперед, надо делать больше, надо делать – вклады.

    Вклад – это то, что будет кормить вас в будущем.

    Если вы кладете деньги на книжку, вы делаете сбережения. Это разумно, но это – сервис, это поддерживает только ваше настоящее. А если вы решили сделать вклад – в акции, в облигации или в себя, вы вкладываетесь в свое будущее.

    Сегодня, к примеру, вы посидите полчаса, осваивая «Соло на клавиатуре» – десятипальцевое печатание вслепую. Заработка от этого нет, но это будет хороший вклад в свое будущее. Когда это начнет приносить реальные доходы и другие радости, пока сказать трудно, но шаг к этому сделан определенно.

    Удачный вклад будет вас кормить всю жизнь. Это – уже интересно!

    Вопрос: сколько процентов времени вашего дня вы кладете на Вклад?

    4 по 25%

    Мой коллега, Александр Горбачев, предложил очень разумный принцип организации времени. Он звучит как «4 по 25 %» и состоит в том, что все рабочее время дня делится на четыре части, ориентировочно по 2 часа.

    Первые 2 часа должны обслуживать наше «Сегодня», и это в первую очередь дела категории А: дела важные и срочные.

    Вторые 2 часа заботятся о нашем «Завтра», это дела категории B: все что важно, но не срочно. Не оставляй на последний день то, что можешь сделать заранее, оставляй пространство для маневра.

    У хорошо организованного человека дел категории А мало, большинство дел подготовлены заранее и сделаны в рабочем порядке, без гонки и криков: «Это надо было сделать вчера!»

    Третьи 2 часа стоит оставить как Буфер, запас времени на всякое: мало ли что. Всяко бывает, никогда не бывает так, чтобы ничего не было…

    А четвертые 2 часа – это время, посвященное вашим перспективам, вашему развитию и обучению. Время, посвященное вашему вкладу в ваше будущее.

    Прорыв

    Прорыв – это точный вклад в то, что даст реальный качественный скачок.

    Известен великолепный принцип Парето: «20/80». Согласно ему, только двадцать процентов клиентов приносят восемьдесят процентов всей прибыли. Вы поставили в центр своего внимания именно их? Согласно тому же принципу, только двадцать процентов дел дают восемьдесят процентов качественного скачка вашей жизни – а чем вы занимались сегодня?

    Если я, как психолог-тренер, провел сегодня качественный тренинг: доволен я, благодарят участники, – это достойный Заработок. Если на этом тренинге я разрешил себе серьезную импровизацию, оказавшуюся удачной, – это хороший Вклад. Если же свои находки я четко записал в методичку, после чего этим будут пользоваться десятки тренеров-психологов, использующие мои наработки – сегодня это пусть небольшой, но Прорыв.

    Для меня удивительным открытием стало то, как и насколько заботятся о Прорыве самые успешные участники моих бизнес-тренингов. Я знаю, насколько бывают заняты руководители компаний, но вдруг я услышал:

    «Во второй половине дня я всегда на час отключаю телефон и секретарь закрывает меня от любых контактов. В этот час я хожу по кабинету, стою перед окном, листаю свои записи или читаю заранее подобранные книги… Задачи этого часа – две: вырваться из текучки и увидеть перспективу. Я просто запрещаю себе заниматься текущими делами, как бы много их ни было. Успешно крутиться на одном месте, поддерживая привычный, нормальный подъем компании – самое легкое, что может успешный руководитель. Самое важное и самое трудное – понять, почувствовать, найти и настроить себя на то, что даст качественный рывок. А для этого нужно вырваться из текучки и быть только в одной задаче: «Найти и обеспечить Прорыв вперед».

    Кто-то делает это в час после обеда, кто-то на утренней пробежке, кто-то на вечерних занятиях йогой – но, похоже, действительная, неслучайная задача успешной большой жизни обеспечивается только заботой: заботой о том, чтобы в жизни, в работе была самая энергичная настроенность на скачок, на подъем, на – Прорыв.

    Вопрос: в чем был ваш Прорыв сегодня? Сколько времени вы посвятили тому, чтобы Прорыв сегодня – обеспечить? Как вы будете планировать свою жизнь, чтобы каждый день ваш Прорыв был – запланирован? Какие изменения вы внесете в список дел дня? В расписание своей недели?

    Задача Прорыва – вырваться из текучки и увидеть Перспективу

    Развлечения и Приоритеты

    Обычно под развлечением понимается что-то приятное, отвлекающее от дел: «Чай, кофе, потанцуем?» Финансовый отчет – это дела, а старый приятель, новый боевичок – приятные развлечения. Все правильно, только в словаре взрослого, делового человека понятие «развлечение» имеет другой, особенный, отличный от общепринятого смысл.

    Зачем?

    Чтобы не врать себе. Если говорить честно, то и серьезные люди, занимаясь вроде бы делами, часто на самом деле – развлекаются. В рамках рабочего времени, делая как бы дела – заняты не совсем делом.

    И для того, чтобы быть честными перед собой, используется новое определение: «Развлечения – это все те дела, которые делаются вместо важных – потому, что они более приятны».

    Обратите внимание: это дела, а не пустота. Никто не сможет обвинить меня, что я занимаюсь фигней. Но сам-то я, если не врать, прекрасно знаю, что на самом деле сейчас надо заниматься другим, более приоритетным.

    Сейчас надо – действительно надо! – подготовить отчет, а я отвечаю на почту. Развлекаюсь…

    Пришло три письма. На одно нужно ответить обязательно, но я пока напишу ответ на другое…

    Просто к тому делу перейти трудно, а этим заниматься легко. И поэтому приятно. Поэтому и называется: Развлечение, а не – Приоритеты.

    Когда мы говорили, что каждый день нужно съесть одну Лягушку, мы, в частности, говорили о Развлечениях. Пока не съедена Лягушка, все что, что делается вместо этого – как правило, развлечение…

    За Развлечения не надо себя винить, вместо этого напишите себе дела дня и расставьте их по Приоритетам. Где появились Приоритеты – кончаются Развлечения. И начинается простая, правильная жизнь.

    Развлечения – это все те дела, которые делаются вместо важных – потому что они более приятны

    Практикум «Напряжение жизни»

    Вам предлагается ответить себе на простые вопросы о содержании и рабочем напряжении вашей жизни. Рисунки фиксируют два полюса: а где вы между этими полюсами? Просто поставьте две метки: как дело обстоит по факту (наверное, совсем даже неплохо!) и так, как вы считаете нужным. Что вы выбираете как стиль своей жизни.

    Возможно, вы решите себя организовать и поднапрячь, но будьте реалистами: за каждый шаг вперед нужно платить. А платить – вам. Действительно ли вы готовы себя дополнительно ограничивать и нагружать? Нагружать, чтобы ваша жизнь становилась еще свободнее и красивее!

    Что для этого вы начнете делать – конкретно? Когда?

    Запишите себе это в планы дня и недели.

    Радость каждого дня

    Если питаться день за днем одной полезной и калорийной гречкой, душа все-таки попросит разнообразия – или хотя бы немного специй. Эффективнее всего работает тот, кто делает это с Радостью.

    Для визуалов, это – Яркость жизни. Для кинестетиков – Вкусность.

    А самое главное, что об этом нужно заботиться, и свои Радости Дня – планировать и создавать.

    Как можно настраивать себя на радость – вы уже знаете, вечерняя метафора на бодрое утро, наверное, уже естественно вошла в вашу жизнь. А проснувшись и размышляя о предстоящих делах, при формировании плана дня, обязательно пометьте пункты, где непременно будут ваши радости. Например:

    • Утром побегаю с собакой, она будет лизать мои ладони.

    • На завтрак сделаю себе кофе и сервирую, как на рекламных роликах, чтобы с белым блюдечком и дымком.

    • Надену свежую сорочку (или свой любимый свитерок).

    • Заеду заправлю машину и буду ехать с полным баком.

    • На работе нам наконец-то прислали новый каталог, полистаю, порадуюсь.

    • По дороге на выставку просто так забегу в пару магазинчиков по дороге.

    • Днем позвоню N и договорюсь о встрече…

    • Вечером энергичный спортзал, тело зовет!

    У каждого радости свои, главное, чтобы вы их – ждали!

    Энергия и Отдых

    Мы не роботы, когда-то мы устаем и нуждаемся в отдыхе. Жизнь на фоне постоянной усталости – неправильная жизнь, во имя наших целей и во имя нашей радости мы всегда должны быть энергичны и бодры.

    Должны быть отдохнувшими!

    Запомните, а лучше запишите на отдельный лист и повесьте у себя перед глазами простые Правила Отдыха:

    * * *

    Отдых – не уход от работы, а забота о восстановлении сил.

    * * *

    Отдых – активный!

    * * *

    Отдыхать до того, как наступит усталость.

    * * *

    Короткие частые отдыхи лучше редкого длинного.

    * * *

    Отдых – это перемена деятельности.

    * * *

    Чтобы эти правила лучше усвоить, сделайте 10 приседаний, потянитесь и улыбнитесь. И теперь об этих правилах – поподробнее!

    Отдых – не уход от работы, а забота о восстановлении сил

    Есть люди, которых не заставишь отдыхать, которым «отдыхать себя» – стыдно. Далее пишу для них:

    Уважаемые трудоголики! Запишите еще одну свою обязанность: вовремя и полноценно отдыхать. Ваш отдых – не ваше личное дело, а ваша обязанность перед обществом. Это – надо. Хочу, не хочу – пора. Запишите себе и повторяйте: «Мне надо отдыхать и восстанавливать силы: это нужно моим детям, моей жене, моим коллегам и сотрудникам. Это нужно для дела!».

    На отдых – с чистой совестью!

    Как прекрасно было сформулировано в одной из книг по НОТ (научной организации труда) еще в советское время: «Тот руководитель, который горит на работе, не жалея себя, является вредителем, отдаляющим окончательную победу коммунистического труда».

    С интонацией И.В. Сталина: «Товарищ Берия, обратите на него свое внимание!»

    Берегите себя: вы нужны людям

    Отдых – активный

    Отдых – это не безделье. Отдых – это работа, это другая часть вашей работы: работа по восстановлению сил и энергии. Сидеть после 23.00 за телевизором – не отдых, а месть жизни: «Раз ты такая противная, жизнь, то вот я посижу еще перед телевизором, и ничего ты мне не сделаешь! А то, что завтра буду невыспавшимся и голова будет болеть – плевать. Моя жизнь, моя голова. Имею право!»

    Ну что ж, есть такое детство.

    Если вы устали и упали в одежде на кровать: «Все, спать!» – это не отдых. Это плохой отдых. Хотя бы в туалет сходили, а то позже будете просыпаться и в полудреме мучиться. Правильно спать – это сделать свой сон радостным и приятным. Это прогуляться перед сном, принять душ с растиранием, лечь с чистую, свежую постель с довольной улыбкой и закрыть глаза с ожиданием завтрашнего утра…

    Отдых – это специальная работа по восстановлению ваших сил и энергии

    Отдыхать до того, как наступит усталость

    На любую работу нужны силы, и на работу под названием «Отдых» – тоже. Не допускайте уставать так, чтобы у вас не оставалось сил организовать себе эффективный отдых. Если вы стали уставать так, что у вас нет сил вечером сходить в фитнес или даже прогуляться, вы загнали себя в ловушку: нужно отдохнуть, а сил отдохнуть – нет… Всегда сохраняйте силы, необходимые для организации настоящего отдыха.

    Кроме этого, помните: небольшая усталость снимается быстро, а сильная усталость – долго. Гораздо дешевле усталость предупредить, нежели разгребать ее последствия.

    Правильно отдыхать тогда, когда чувствуете: еще немного, и придет усталость. Предупредите усталость! Пока есть силы – организуйте отдых. Китайцы, занятые на наших стройках, удивляют всех тем, что днем один час – спят. Они не бездельники, китайцы славятся своим трудолюбием, но это часть их культуры работы: чтобы работать быстро и долго, они усталость предупреждают своевременным отдыхом.

    Я, как руководитель, двумя руками за то, чтобы мои сотрудники вовремя отдыхали. Нужно спать – спи, лишь бы ты всегда был бодр и активен. В свое время я преподавал в институте и, когда мне нужно было отдохнуть, закрывался на третьем этаже в пустующей аудитории: сдвигал столы и на них 10 минут – спал. Просыпался, слезал со стола и шел работать дальше.

    Отдыхать до того, как почувствовали усталость

    Короткие частые отдыхи лучше редкого длинного

    Четыре недельных отпуска в год – гораздо разумнее, чем один длиною в месяц.

    Дробный отдых более экономичен. Чтобы отдохнуть после часа напряженной работы, обычно достаточно 10 минут. Если напряженно работать три часа подряд без перерывов, после для восстановления сил по-хорошему нужен уже час.

    То есть 60 минут…

    Для большинства людей оптимальным режимом является отдых 10 минут каждый час.

    Каждый час – 10 минут перерыв на отдых и оперативное планирование

    Если вы много работаете за компьютером, обязательно поставьте себе программу «Хроноконтроль» (http://www.chronocontrol.ru). Ею можно пользоваться в бесплатном варианте, но лучше заплатить сто рублей за продвинутую версию ее автору, Владимиру Киму, и с благодарностью пользоваться всеми возможностями этой заботливой программы.

    На эту программу ругаются все, кто ею пользовался: она, бывает, бесит. Но эти же люди ее благодарят и ею продолжают пользоваться, потому что «Хроноконтроль» о нас заботится: каждый час на 10 минут она отключает (блокирует) вам компьютер и напоминает о необходимости отдыха.

    Понятно, что бывает форс-мажор: к вам пришел шеф или важный клиент, тогда «Хроноконтроль» вы элементарно отключаете. Но если вы просто-напросто заработались и про время бездарно забыли, то через 50 минут «Хроноконтроль» вам напомнит: «Сохраняйтесь: осталось три минуты!» И после этого вы ничего отключить уже не сможете: вас поставили на время. Вы можете оттянуть неизбежное волшебной кнопочкой: «Ну еще пять минут!», но когда время будет исчерпано, программа еще раз предупредит: «Сохраняйтесь!», после чего выкинет черный экран: «Система заблокирована!» Все, вариантов нет: вставайте из-за стульчика, потягивайтесь, дышите, двигайтесь и отдыхайте.

    10 минут добровольно-принудительного отдыха во имя вашей красоты и здоровья.

    И так – каждый час. Каждый час вы будете отдыхать 10 минут.

    Отдых – это перемена деятельности

    Все знают, по крайней мере слышали: «Отдых – это перемена деятельности». Так вот, используйте это.

    Как организм мы состоим из трех частей: Тело, Ум и Душа. В течение дня, в разных деятельностях, когда-то работает преимущественно наше тело, когда-то больше занят ум, когда-то трудится душа. Позаботьтесь, чтобы у вас происходило чередование этих нагрузок, и тогда, при грамотной организации своей работы, вы только и будете делать, что отдыхать с утра до вечера.

    Засиделся, попа просит помощи. Хорошо, самое время сбегать в бухгалтерию и секретариат: бухгалтерия расположена тремя этажами выше, секретариат в соседнем крыле. Эх, славная разминка!

    Отдых.

    С секретаршей поулыбались, она умница, душевный человек и неоценимый контактер. Предложила чаю, с удовольствием! Вместе с ней попинали одну из служб и порадовались долгожданным новостям – ну и славно, о чем надо при необходимости предупредит, заодно и душа размялась.

    Отдых!

    Принес бумаги, изучаю, пишу. Наконец-то востребованная голова с удовольствием работает, душа и тело отдыхают,

    Отдых продолжается…

    Оп, «Хроноконтроль» подсказывает: «Сохраняйтесь!» – ну и здорово, с удовольствием встаю из-за стола, потягиваюсь. Голове нужно отдохнуть, тело нужно размять. Подхожу к окну, дыхательная гимнастика, отдыхаю от размышлений, через 5 минут отдыхаю от гимнастики, направляясь к дизайнеру, где будем вместе искать лучшее цветовое решение. Ну, эмоциональный центр, включайся!

    И так далее, отдых перемежается отдыхом…

    Мой коллега, Александр Горбачев, рекомендует чередовать нагрузки, устраивая следующие переключения.

    Работа в офисе / дела вне офиса.

    Работа с бумагами / люди.

    Работаю один / общаюсь.

    Аналитика / творчество.

    Читаю, слушаю / говорю, пишу.

    Спокойная рутина / вызов.

    Каждое переключение – это отдых, и если вы грамотно организовали свою работу, вечером вы свежи, полны сил и энергии. Потому что целый день – отдыхали.

    При грамотной организации своей работы вы отдыхаете с утра до вечера

    Как в свой день уместить все

    День не резиновый, а успеть хочется много. Как быть? Чудес не бывает, но оптимизировать структуру своего дня – вполне реально, и начинать это делать надо с утреннего планирования.

    Список и приоритеты

    Итак, общий список дел наметили. Подробность списка – оптимально 15 пунктов.

    Совсем короткие, 3-минутные дела, не записывайте вовсе: их дешевле сделать сразу.

    Расставили приоритеты: А (дела важные и срочные), B (важные и не срочные), С (срочные, но не важные).

    Когда вы действительно начнете это делать, причем делать письменно, то есть ответственно – вы поймете, как это сильно. Потому что это решение о целом дне вашей жизни: что вы действительно будете делать, а что из своей жизни убираете…

    Три колонки

    В соответствии с расставленными приоритетами перепишите список в три вертикальные колонки: A, B и C.

    Если писать дела одним-двумя словами, на это уйдет минута, а вы еще раз продумаете и прочувствуете правильность расставленных приоритетов.

    Написали.

    Теперь перегибаем лист так, чтобы колонка С ушла с глаз долой, а в поле нашего зрения и внимания остались дела только важные и самые главные.

    Считаем необходимое время

    Напротив каждого пункта пишем, сколько минут вы сегодня хотите выделить (вы планируете, вам нужно) на это дело. Основой для этих цифр будет опыт, полученный при учете вашего времени.

    Сложите общее количество минут.

    Упаковываем в рамки

    Время дня очень похоже на шкаф с полочками, а в каждую полочку при всем желании можно уложить только определенное количество вещей. Каков объем вашего шкафа? Подсчет следующий. Рабочий день – обычно это 500 минут. Если вы сегодня спокойно работаете в офисе, то из 500 планируйте как свою собственность только 300 минут.

    Со временем эту норму можете уточнить, но реальность обычно такова.

    Если у вас сегодня разъезды, дела связаны со встречами и планами других людей, то исходите из того, что в вашем распоряжении – 200 минут.

    В рабочем дне 500 минут… В вашем распоряжении 300 минут.

    Остальные дела вам продиктуют обстоятельства. Их еще никто не отменял.

    Считайте. Определите реальный объем времени, которым вы можете распоряжаться, и упакуйте в данный объем то, что на сегодня запланировали.

    Как? Какие-то дела можно перенести на другой день. Что-то можно только начать без обязательства завершить. Намеченную встречу можно подсократить и ужать с двух часов до часу. Где-то попросим помочь, а какие-то дела придется делегировать: перепоручить с подробными инструкциями.

    Рассматривайте делегирование не как нагрузку для коллег и подчиненных, а как вариант повышения их квалификации.

    Стандартный объем личного времени – те же 500 минут в день. Сколько из них вы можете планировать, вы быстро определите опытным путем, далее корректируете список дел, вмещая в имеющееся время.

    Решено: ложусь спать строго в 23.00. Обстоятельство: «помыть и высушить голову» до 23.00 не умещается… Выбираю один из трех вариантов: а) не проверяю уроки у детей, мою голову, б) голову мою завтра утром, в) я и так хороша.

    Подойдет любое решение, главное – это решили вы, и вы легли вовремя.

    Принимайте решения!

    Ставим «колышки»

    «Колышки» – это события дня, которые привязаны к строго определенному времени дня. Впишите их в расписание.

    Если необходимо, отсчитайте и поставьте к ним Dead-line. Dead-line – линия смерти, «позже нельзя». Это крайний срок, когда пора откладывать любые другие дела и начинать подготовку к главным, ключевым событиям дня.

    Отказаться утром – подвиг. Не успеть вечером – облом… А по факту одно и то же

    Например, я должен начать тренинг в 19.00. Считаем: 5 минут от дома до машины, 20 минут дорога, ну 5 минут на форс-мажор по дороге (пробки бывают), на месте 5 минут переодеться и за 5 минут уже быть в аудитории. Всего 40 минут, итого в 18.20 надо выйти из дверей дома. Но до этого: 20 минут проверить готовность материалов к занятию, 5 минут сбор вещей, 5 минут одеться. Выходит, уже 17.50 – dead-line.

    То есть меня уже нет, я уже ушел и вообще умер. Абонент недоступен…

    Соответственно во всех критических точках дня, когда важно оказаться полностью готовым или опаздывать точно нельзя, поставьте dead-line.

    Делаем композицию дня

    Все главное уже известно: временные рамки дня понятны, колышки расставлены, список дел определен. Теперь составьте композицию дня. Основные правила просты:

    • начинаем с самого главного, обеспечивая лучшее время самым высокоприоритетным делам,

    • далее расставляем дела, заботясь о смене характера деятельности, чтобы находить радость и отдых в каждом следующем переключении.

    Впрочем, творческие люди могут внести сюда свои дополнения.

    Многим оказывается важно учесть свои дневные биоритмы.

    Например, если с утра вы еще не «раскачались», первые полчаса-час можно выделить на короткие, простые дела, которые по выполнении сразу дадут ощущение: «День пошел удачно!»

    Теперь, когда вы включились, на пике производительности, вы занимаете себя главными делами. Сделали!

    Устали. Впереди обед, хорошо превратить его в творческий отдых: с кем пообщаться вам была бы и радость, и интерес?

    Где-то в это же время хорошо предусмотреть время прогулки, когда можно отвлечься от текучки, размяться и в очередной раз приглядеться к вееру возможных перспектив: куда двигать свою жизнь дальше?

    Пора за работу, но форма еще не на пике: хорошо, самое время разобраться с рутиной, ее можно сделать не напрягаясь.

    А на вечер, когда вы будете снова бодры, оставьте свободное творчество: день приятно завершать радостью!

    Дела вашего дня – это кубики. В детстве вы умели из кубиков делать чудесные башни, мосты и замки. Вы были чудесным архитектором – не забывайте этот свой талант!

    Каждое дело предстоящего дня имеет свой цвет, свой оттенок и свою фактуру. Вы когда-то были ребенком, а все дети – прекрасные художники. Смотрите и вы на свою жизнь как на произведение искусства: каждый день вашей жизни должен стать ярким и интересным полотном!

    Готовим «оперативки»

    «Оперативки» – это короткие дела, которые могут оперативно заполнить неожиданное освободившееся время. Встреча задерживается, у вас 15 свободных минут: чем себя занять? А, у вас распечатаны письма, которые сейчас удобно просмотреть. Итак, заранее заботимся о том, чтобы любые сбои в запланированном расписании могли быть чем-то со смыслом прикрыты: продумываем и готовим список таких «оперативок», коротких дел.

    Иногда их называют «заплатки» – то, чем можно оперативно прикрыть дырки дня. Какое название вам нравится больше, выберите сами.

    Как правило, «оперативки» удобно делать из дел колонки C: дела достаточно срочные, но не очень важные. Можно их и не делать, но если время подвернулось, то сделаем с удовольствием.

    Все, рабочий план дня готов, а вы готовы к основным поворотам событий. Если же события разворачиваются совсем неожиданным образом, констатируем: «Новая вводная!», и переписываем план дня в соответствии с новыми обстоятельствами. Обычно более 10 минут это не занимает, далее обычным образом живем по гибкому и продуманному плану.

    Успехов вам!









    Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное

    Все материалы представлены для ознакомления и принадлежат их авторам.