|
||||
|
Оноре де Бальзак Оноре де Бальзак Оноре де Бальзак (1799–1850) – один из самых известных классиков французской литературы. Творческое наследие Бальзака насчитывает 90 книг. В них писатель глубоко и точно отобразил современную ему действительность. Такие произведения, как «Человеческая комедия», «Шагреневая кожа» (1831), «Евгения Гранде» (1833), «Отец Горио» (1834), «Лилии долины» (1836), «Утраченные иллюзии» (1843), «Блеск и нищета куртизанок» (1845), с триумфом обошли весь мир. Оноре де Бальзак родился 20 мая 1799 года в семье чиновника военного ведомства. Бернар Франсуа Бальзак стал отцом в возрасте 53 лет. Матери Оноре, Анне Шарлотте Саламбье, в то время исполнился 21 год. В семье из поколения в поколение передавали легенду, что фамилия Бальзак берет начало от древнегалльского рода Бальзак д’Антрэг. Эта фантазия завладела сознанием мальчика, и, будучи уже состоявшимся писателем, он стал подписывать свои произведения «Де Бальзак». Тем не менее дворянское происхождение Бальзака более чем сомнительно, поскольку достоверных источников, указывающих на этот факт, не существует. До четырех лет Оноре воспитывался в семье туренских крестьян. Затем в течение 11 лет Бальзак получал образование в различных интернатах и пансионах. Писателю особенно тяжело далось пребывание в Вандомском колледже, закрытом учебном заведении, руководимом монахами-ораторианцами. Суровый режим и порка за малейшую провинность не добавили оптимизма его и без того мрачному характеру. Оноре, у которого не было друзей, целиком погрузился в мир книг. Его первые попытки заняться литературным творчеством привели к тому, что в колледже он получил прозвище Поэт. В возрасте 15 лет Бальзак вместе с семьей переехал в Париж. Это случилось в 1814 году, когда империя Наполеона обратилась в прах. В Париже юноша по требованию отца поступил в Школу права. Чтобы оплатить свое пребывание в заведении, он работал писцом в конторе адвоката Гильоне де Мервиля. Поскольку родители были против его увлечения литературой, ему приходилось посещать лекции в Сорбонне тайком. Запас знаний он пополнял, изучая долгими часами труды выдающихся философов и историков. В 1819 году Оноре де Бальзак с блестящими результатами окончил Школу права. Можно представить, какую бурю гнева у родителей вызвало его решение посвятить свою жизнь литературе. После того как отец Оноре вышел в отставку, семья поселилась недалеко от столицы, в городке Вильпаризи. Оноре решил, что теперь, как взрослый самостоятельный человек, он может содержать себя сам, и поселился в рабочем районе Парижа. В письме младшей сестре он так оценивал свое положение: «Твой брат, которому суждена такая слава, питается совершенно как великий человек, иными словами, умирает с голоду». Первое произведение Оноре, написанное в жанре трагедии, не было признано ни читателями, ни критиками. После этого поражения писатель начал создавать «готические» романы, в которых сплошь и рядом совершаются кровавые убийства и раскрываются зловещие тайны. Всего за пять лет под именем Бальзака появилось около десятка романов. Однако это обстоятельство не улучшило его материального положения. Отношения Бальзака с женщинами в молодом возрасте не складывались. По мнению биографов, причинами этого являлись прежде всего его болезненная страстность и боязнь показаться смешным по сравнению с щеголявшими модными нарядами франтами. Первым серьезным увлечением Оноре де Бальзака была Лаура де Берни, с которой он познакомился в 1821 году. Семейная жизнь этой 45-летней женщины не сложилась. Ее муж, мсье Габриэль де Берни, сын губернатора, из-за инфекционной болезни потерял зрение, поэтому все тяготы по воспитанию детей легли на плечи Лауры. Оноре пригласили в дом де Берни для того, чтобы заниматься с их сыном. С появлением Оноре обстановка в доме изменилась. По предположению матери Лауры, это было связано с тем, что Оноре влюбился в дочь последней, Эммануэль. Но молодой человек вскоре предпочел юной деве более опытную даму, ее мать. «Она была мне матерью, подругой, семьей, спутницей и советчицей, – писал Оноре де Бальзак, после того как они расстались. – Она сделала меня писателем, она утешила меня в юности, она пробудила во мне вкус, она плакала и смеялась со мной, как сестра, она всегда приходила ко мне благодетельной дремой, которая утишает боль… Без нее я бы попросту умер». Госпожа де Берни сначала не замечала молодого человека, но его пылкость и страстность постепенно отогрели ее душу: «Как вы были хороши вчера! Много раз вы являлись ко мне в мечтах, блистательная и чарующая, но, признаюсь, вчера вы обошли свою соперницу – единственную владычицу моих грез». Однажды ночью Лаура приняла его ухаживания. Писатель был на вершине блаженства: «О Лора! Я пишу тебе, а меня окружает молчание ночи, ночи, полной тобой, а в душе моей живет воспоминание о твоих страстных поцелуях! О чем я еще могу думать?.. Я все время вижу нашу скамью; я ощущаю, как твои милые руки трепетно обнимают меня, а цветы передо мной, хотя они уже увяли, сохраняют пьянящий аромат». Лаура де Берни с головой окунулась в водоворот страсти. Но мещанское общество осудило их роман, и это неминуемо отразилось на литературной деятельности Бальзака. Лаура встала на защиту любимого, она поддерживала его не только морально, но и материально. Образ Лауры де Берни стал прототипом героини романа «Лилии долины». После романа с Лаурой Бальзак обращал внимание только на женщин более старшего возраста. Герцогиня д’Абрантес сумела завлечь молодого писателя с помощью своих пышных титулов, к которым Бальзак всегда питал некоторую слабость. Однако чувственно-интимное начало присутствовало в их отношениях не всегда, постепенно они стали добрыми друзьями. Встреча Бальзака с Зюльмой Карро, супругой управляющего порохового завода, принесла обоим много счастливых мгновений. Ее душевное величие покорило писателя. Он писал ей: «Четверть часа, которые я вечером могу провести у тебя, означают для меня больше, чем все блаженство ночи, проведенной в объятиях юной красавицы…» Однако их отношения были обречены на неудачу. Зюльма считала себя физически неполноценной и неспособной удержать такого великого писателя, как Бальзак. К тому же для нее было мучением каждый день обманывать мужа, которого она уважала и почитала, поэтому не оставалось ничего, как предложить писателю «святую и добрую дружбу». Зюльма прекрасно разбиралась в литературе и нередко давала писателю ценные советы. «Ты – моя публика. Я горжусь знакомством с тобой, с тобой, которая вселяет в меня мужество стремиться к совершенствованию», – обращался к ней Бальзак. Следует отметить, что Бальзак не пытался найти женщину, да у него и не было на это времени: он проводил за работой по 15 часов в сутки. Представительницы прекрасного пола буквально забрасывали его признаниями в любви. Так, например, 5 октября 1831 года он обнаружил в почтовом ящике письмо, автор которого представилась маркизой. Обладательнице изящного почерка было 35 лет, и она уже успела пережить сильное и глубокое чувство. Госпожа де Кастри, а это была именно она, до встречи с Бальзаком была влюблена в сына всемогущего канцлера Меттерниха. Но роман закончился не так радужно, как начинался. Маркиза после травмы позвоночника была длительное время прикована к постели, а ее любовник Меттерних умер от чахотки. Первое ее свидание с Бальзаком произошло в салоне дворца де Кастеллан. «Вы приняли меня столь любезно, – с восторгом писал Бальзак, – вы подарили мне столь сладостные часы, и я твердо убежден: вы одни мое счастье!» С тех пор экипаж Бальзака почти каждый вечер видели у дворца де Кастеллан. Для маркизы и уже прославленного писателя часы этих встреч пролетали незаметно. В обществе они всегда появлялись вместе. Чтобы как-то доказать, что он ценит связывающие их отношения, Бальзак подарил маркизе рукописи своих произведений: «Тридцатилетняя женщина», «Полковник Шабер» и «Поручение». Однако госпожа де Кастри считала их отношения духовной дружбой, и, когда ухаживания Бальзака стали чересчур навязчивыми, она дала ему понять, что ему следует «только медленно продвигаться вперед, делая маленькие завоевания, которыми должен удовлетвориться застенчивый влюбленный». Не исключено, что маркиза не пожелала превращать их романтические отношения в примитивный адюльтер или стыдилась своего увлечения после недавно перенесенной травмы. В дальнейшем Оноре де Бальзак еще не раз встречался с женщинами, которые пытались познакомиться со знаменитым писателем с помощью писем. Как-то Бальзак сказал: «Гораздо легче быть любовником, чем мужем, по той простой причине, что гораздо сложнее целый день демонстрировать интеллект и остроумие, чем говорить что-нибудь умное лишь время от времени». Благодаря почтальону Бальзак пережил, пожалуй, самое яркое увлечение в своей жизни. Однажды друг писателя Госслен принес ему письмо с почтовым штемпелем «Одесса». Вскоре писатель получил и второе письмо, в котором корреспондентка убедительно просила послать сообщение для нее в газету «Котидьен». Тайна имени загадочной незнакомки раскрылась позже. Ею оказалась богатая польская помещица, русская подданная Эвелина Ганская, получившая прекрасное образование и изъяснявшаяся на нескольких европейских языках. Разница в возрасте между Вацлавом Ганским и Эвелиной составляла 20 лет, так что, произведя на свет семерых детей, 30-летняя красавица решила, что на этом ее супружеский долг можно считать выполненным. Между Эвелиной, которой наскучила праздная жизнь в богатом имении, и Оноре де Бальзаком завязалась переписка, которая, по некоторым данным, длилась 15 лет. Постепенно в сердце Бальзака разгорелся костер любви. Он слал Эвелине одно письмо за другим, умоляя о взаимности: «Вы одна можете осчастливить меня, Эва. Я стою перед вами на коленях, мое сердце принадлежит вам. Убейте меня одним ударом, но не заставляйте меня страдать! Я люблю вас всеми силами моей души – не заставляйте меня расстаться с этими прекрасными надеждами!». Заинтригованный Бальзак впервые увидел предмет своей страсти лишь осенью 1833 года в небольшом швейцарском городке Невшателе. Согласно одним источникам, писатель обратил внимание на Ганскую, когда стоял у окна виллы Андре, и поразился ее сходству с обликом женщины, которую он якобы видел во сне. По другим предположениям, Ганская сама подошла к писателю, но была разочарована невзрачной внешностью ее поклонника. Глава семьи Ганских ни на минуту не отходил от именитого писателя. Он почитал за честь общение с ним. Бальзак лишь изредка мог перемолвиться с Ганской словечком, но тем не менее он летел в Париж как на крыльях. Бальзака пленили острый ум и чувственная красота Ганской. Опасное сочетание, но Оноре не пугался своих новых, сильно волновавших его чувств: «Во всем мире нет другой женщины, лишь ты одна!». Незнакомка из Верховни, как он ее называл, целиком завладела его сердцем. «Как же вы хотите, чтобы я вас не любил: вы – первая, явившаяся издалека, согреть сердце, изнывавшее по любви! Я сделал все, чтобы привлечь к себе внимание небесного ангела; слава была моим маяком – не более. А потом вы разгадали все: душу, сердце, человека. Еще вчера вечером, перечитывая ваше письмо, я убедился, что только вы одна способны понять всю мою жизнь. Вы спрашиваете меня, как нахожу я время вам писать! Ну так вот, дорогая Ева (позвольте мне сократить ваше имя, так оно вам лучше докажет, что вы олицетворяете для меня все женское начало – единственную в мире женщину; вы наполняете для меня весь мир, как Ева для первого мужчины). Ну, так вот, вы – единственная, спросившая у бедного художника, которому вечно не хватает времени, не жертвует ли он чем-нибудь великим, думая и обращаясь к своей возлюбленной? Вокруг меня никто над этим не задумывается; любой бы без колебаний отнял бы все мое время. А я теперь хотел бы посвятить вам всю мою жизнь, думать только о вас, писать только вам. С какой радостью, если бы я был свободен от всяких забот, бросил бы я все мои лавры, всю мою славу, все мои самые лучшие произведения, словно зерна ладана, на алтарь любви! Любить, Ева, – в этом вся моя жизнь!» Ганская, искушенная в науке любви, не сразу откликнулась на страстные призывы своего Ромео. Однако Оноре не сдавался: «Ты увидишь: близость сделает нашу любовь только нежней и сильнее… Как мне выразить тебе все: меня пьянит твой нежный аромат, и сколько бы я ни обладал тобою, я буду только все более пьянеть». Ганская поддалась искушению через четыре недели настойчивых ухаживаний: «Вчера я твердил себе весь вечер: она моя! Ах, блаженные в раю не так счастливы, как я был вчера». Влюбленные дали клятву, что поженятся, когда Эвелина станет наследницей многомиллионного состояния и имения в Верховни. Но чувства Бальзака оказались непостоянными. Графиня Гвидобони-Висконти, обладательница великолепной фигуры, с удовольствием позволила писателю за собой ухаживать. Бальзак легко одержал победу над чувственной блондинкой, и в скором времени у нее родился ребенок, который, впрочем, не унаследовал словесного таланта своего отца. Эвелина Ганская была вне себя от возмущения, когда в газетах появились заметки об этой скандальной связи. Несмотря на то что Бальзак отчаянно защищался, отношения между бывшими любовниками явно были испорчены. Графиня Висконти помогла Бальзаку совершить поездку в Италию. По словам современников, в пути его сопровождал некий юнец Марсель, который в действительности оказался госпожой Каролиной Марбути, женой крупного судейского чиновника. С ней Бальзак также познакомился с помощью почтальона. Путешествие в Италию было сопряжено со множеством приключений. Когда Бальзак и госпожа Марбути прибыли в Пьемонт, на следующий день весь город знал об их приезде. В юном Марселе граждане разглядели знаменитую писательницу Жорж Санд, с которой Бальзака связывали чисто дружеские отношения. Попавшей впросак Каролине с трудом удалось отбиться от окруживших ее дам. Как отмечают биографы великого романиста, Бальзак любил антикварные вещи и даже коллекционировал их, например трости с рукоятками, украшенными золотом, серебром и бирюзой. Оноре не отказывался от изысканной пищи, и многие женщины этим пользовались, пытаясь соблазнить его. «Женщина – это хорошо накрытый стол, – заметил однажды Бальзак, – на который мужчина по-разному смотрит до еды и после нее». Смерть мужа Ганской в 1841 году открыла Бальзаку путь к Эвелине. В своем желании жениться на ней Бальзак был недалек от чисто коммерческих интересов. Ведь она с легкостью могла освободить его от долгов и дать ему возможность творить. Эвелина с негодованием отвергла предложение Бальзака, тем более что в последние годы отношения между ними почти прекратились. В июне 1843 года Бальзак поселился в Петербурге на Большой Миллионной в доме Титова, как раз напротив дома Ганской. Его присутствие не сблизило любовников, и осенью он, уже тяжелобольной, выехал в родной Париж. В 1845 году Бальзака снова стали видеть в обществе Ганской. Несмотря на то что теперь его финансовое положение значительно улучшилось и он мог приобрести все, что было необходимо для творчества, близился духовный кризис. В сентябре 1847 года Бальзак приехал в имение Ганской в Верховни. Эвелина пока не отвечала утвердительно, поскольку брак с иностранцем по российским законам лишил бы ее поместий на Украине. Так и не услышав заветного «да», Бальзак покинул возлюбленную. Ганская решилась на брак только спустя год, когда перед ней был уже совсем больной человек. Писателя мучили боли в сердце, приступы удушья. Ночами он пробовал писать, но это ему было уже не под силу. 14 марта 1850 года состоялось венчание Бальзака с Ганской в костеле Святой Варвары в городе Бердичеве. Это было, наверно, последнее радостное событие в жизни умирающего романиста. В письме Зюльме Карро он писал: «Я не знал ни счастливой юности, ни цветущей весны, но теперь у меня будет самое солнечное лето и теплая осень». Однако надежды писателя не оправдались. Переезд больного Бальзака с женой из Бердичева в Париж занял целый месяц. Вскоре Оноре де Бальзак скончался, не прожив в браке с любимой женщиной и полугода. |
|
||
Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное |
||||
|