Онлайн библиотека PLAM.RU


  • Общение внутри профсообщества
  • Как повысить личную эффективность в отношениях с тусовкой
  • Типы людей и способы построения отношений с ними
  • Принципы невербального общения
  • Общее представление о жестах
  • Зональные пространства
  • Практическое использование зонального пространства в общении
  • Принятие или непринятие в свой круг
  • ГЛАВА 3

    Общение внутри профсообщества

    Тема, посвященная умению выстраивать хорошие отношения с людьми, очень серьезная и интересная. Из этой главы вы узнаете о том, как внедриться в профессиональные сообщества, или тусовки. Для этих целей можно использовать различные средства общения. Вы наглядно познакомитесь с выигрышными для знакомства позициями тела и другими невербальными сигналами. Узнаете, какие типы личности выделяют психологи и как вести себя с людьми определенного типа.

    Для успешного менеджера очень важно его окружение, и каждому из нас нужно уметь строить позитивные контакты. Этому необходимо учиться. Как говорил К. Станиславский, «трудное сделать привычным, привычное – легким, а легкое – приятным». Я познакомлю вас с основными принципами, которым нужно следовать, чтобы общение приносило и пользу, и удовольствие.

    Как повысить личную эффективность в отношениях с тусовкой

    Исследования, проведенные психологами Б. Трейси и Ф. Шееленом,[2] показывают, что 85 % счастья в жизни приносят добрые отношения с окружающими. Можно не колеблясь утверждать, что открытых людей с позитивной психологической установкой принимают в тусовку в первую очередь. Все больше компаний при найме сотрудников руководствуется психологической установкой личности. Чем больше контактов ты поддерживаешь с окружающими, тем более счастливую и активную жизнь ведешь, а это, помимо всего прочего, полезно для здоровья. Чем лучше ты себя чувствуешь, тем больше энергии вкладываешь в профессиональную деятельность. Кроме этого доказано, что умение общаться с людьми позитивным образом влияет на жизненные ожидания. Люди, по-настоящему увлеченные своей профессиональной деятельностью и поддерживающие оживленные контакты с окружающими, живут гораздо дольше. Те, кто ведет разностороннюю общественную жизнь, устойчивы к стрессам и поражениям, к болезням и разного рода недомоганиям.

    Они менее подвержены отрицательным эмоциям. Именно такие люди любимы всеми, и каждый хотел бы общаться с ними. Чем лучше вы построите отношения с людьми, а этому вполне можно научиться, тем счастливее станет ваша жизнь.

    Приведу пример того, как мне помогли изменить манеру общения. Для эффективного общения с окружающими и уж тем более для минимизации риска быть непонятым и не принятым в определенное общество нужно учиться общаться.

    Человеку, которй хочет стать лидером в любом диалоге, необходимо овладеть определенными техниками. У некоторых людей эта способность врожденная, а другим, таким как я, например, после пяти лет учебы в военном институте и двух лет работы в милиции пришлось осваивать искусство общения. И тут не обошлось без вмешательства прекрасной девушки, а именно Елены Орленко, которая всего лишь пришла ко мне в отдел персонала на практику.

    Прошел какой-то месяц, и я даже разговаривать стал по-другому. Она в разговоре часто употребляла такие слова, как «чудно», «дивно», «замечательно», «прекрасно», «отлично», «супер», «именно», «конечно», «непременно» и некоторые другие, вместо сухих «да» или «нет». При этом проявления такого жизнелюбия и искреннего желания понять и помочь я давно не встречал.

    Все это привело меня сначала в замешательство, а потом я понял, что это замечательный инструмент межличностного общения, и стал широко его применять. И этим знанием я делюсь со всеми своими коллегам и друзьями, потому что эмоциональная речь может говорить за вас. Попробуйте-ка произнести эти слова с угрюмым лицом. Что, не получается? Вот в этом и фишка!

    А затем странным образом количество успешных переговоров и число позитивных контактов резко возросли. Даже строгие начальники, которые постоянно ходят с серьезными лицами, в разговоре со мной стали чаще улыбаться и разговаривать без высокомерия. Вот такие изменения происходят, стоит только изменить немного себя.

    Для себя я выделил четыре черты, присущие позитивному человеку.

    Позитивная реакция на стресс и всякого рода несчастья. Стресс и разные беды неизбежны, чем бы вы ни занимались. Но по-настоящему позволяет оценить вашу индивидуальность лишь способность справляться с проблемами. Позитивный человек и перед лицом неудач и разочарований умеет сохранять оптимизм.

    Умение находить в любой ситуации позитивные стороны. Позитивный человек пытается в каждом неприятном переживании, в каждом разочаровании найти нечто

    положительное и рассматривать его как урок на будущее.

    Готовность прощать другим, забывать о том зле, которое тебе причинили. Способность прощать обидчиков и умение приносить извинения тем, кому, в свою очередь, ты нанес душевную травму, – основополагающее и самое важное свойство позитивной личности.

    Дар договариваться с разными людьми. Если речь идет о недолгих контактах, то каждый умеет поддерживать их с самыми разными людьми, но лишь по-настоящему успешный человек в состоянии иметь длительные отношения с широким кругом абсолютно непохожих лиц.

    Также существует ряд психологических законов.

    Закон притяжения. В соответствии с ним человек на протяжении жизни притягивает к себе таких людей и такие ситуации, которые находятся в гармонии с доминирующими в нем чувствами и мыслями. Поэтому, если вы хотите, чтобы в вашей жизни появились совершенно иные люди, то вы должны сначала измениться сами.

    Закон ожидания. Говорит о том, что события, которых вы ждете с надеждой, становятся предсказанием, сбывающимся как бы автоматически. Ваши ожидания оказывают

    огромное влияние на партнера по совместной жизни, на детей, сотрудников, коллег и вообще на всех людей. Лучший способ преуспеть – всегда ждать от окружающих только самого лучшего! Люди, добивающиеся успехов, многого ожидают и многого требуют как от себя, так и от своего окружения. Закон соответствия. Он утверждает, что ваш внешний мир является зеркальным отображением вашей внутренней жизни. Поэтому нет смысла нацеливаться на изменение собственного окружения, сначала надо измениться самому! А тогда изменятся и люди, которые вас окружают. Если вы станете лучше, приятнее, счастливее и веселее, то эти же черты характера вы перенесете и на окружающих. Чем увереннее в себе человек, тем легче ему вступать в контакты с разными людьми и затем поддерживать их. Это помогает эффективно взаимодействовать со все более широким кругом разных индивидуальностей. Иначе говоря, чем больше вы принимаете и уважаете себя, чем выше цените собственное достоинство, тем больше вас любят и уважают другие и благодаря этому ваши отношения с окружением становятся плодотворными, полезными и позитивными.

    Так каким же образом лучше всего выражать указанные чувства? С помощью демонстративной благодарности. Выражайте благодарность каждому, кто хоть раз сделал для вас что-нибудь хорошее. «Спасибо» – одно из самых прекрасных слов в каждом языке.

    Выражайте людям признательность или говорите комплименты. Человек, которого хвалят, чувствует себя важным и ценным. Только не раздавайте комплименты направо и налево, старайся выражать одобрение тогда, когда человек того заслуживает. Стоимость похвалы окажется вдвое выше, если она выражена публично, поэтому не уставайте хвалить окружающих.

    Выражение восхищения. Восхищайся внешним обликом своего собеседника, его характером, знаниями, вкусом и достижениями. Вы знаете, что каждому хочется услышать о себе что-нибудь приятное. Особое удовольствие доставляет честная и конкретная похвала. Она укрепляет веру в себя. Мужчин, как правило, более всего радуют слова восхищения их профессиональными успехами, автомобилями, обувью или галстуком. Дамы же охотно выслушивают комплименты по поводу своего туалета, внешнего вида, семьи и детей.

    Внимательность. Такой подход успешно подпитывает уверенность вашего партнера в себе, а тем самым и ваше собственное чувство веры в себя. Если кто-то закончил говорить, а вы не до конца уверены, что, собственно, имел в виду собеседник, у вас всегда есть возможность переспросить: «Что именно вы хотели сказать?» или: «Вы не могли бы сформулировать это поточнее?» или: «Как вы это себе представляете?» Подобные вопросы позволят вам точно понять мысль партнера. Тем более в том случае, когда специалисты начинают разговаривать на понятном только им профессиональном сленге. В конце разговора кратко резюмируйте высказывания собеседника, чтобы показать ему, насколько внимательно вы слушали и как хорошо поняли то, о чем он хотел проинформировать.

    А теперь вспомните, что все то, чего смогли достигнуть благодаря вам другие люди, непременно возвращается обратно, словно бумеранг. То, чем вы наделили окружающих, обязательно вернется к вам.

    Всегда следует относиться к другим так, как вы хотели бы, чтобы они относились к вам.

    Если вы будете систематически применять это правило, стараясь укреплять уверенность окружающих в себе, вы не только сильно укрепите собственную веру в себя, но и станете самым позитивным из всех преуспевающих людей, одновременно пользуясь безусловной любовью со стороны окружающих, и чрезвычайно обогатите собственную личность. Словом, вы даже не представляете, сколь многого сумеете достичь, применяя указанное правило в повседневной жизни.

    Типы людей и способы построения отношений с ними

    Что же является решающим для того, чтобы достигнуть успеха в отношениях с другими людьми? Существует только один ответ: нужно глубоко познать самого себя. Чем больше вы знаете о себе, тем лучше себя понимаете и тем полнее принимаете. Самая большая ошибка, которую каждый из нас периодически совершает в контактах с другими, имеет место в том случае, когда мы относимся к ним так, словно они ничем не отличаются от нас и лишены собственной индивидуальности. Существует много различных методик и моделей, разделяющих личности по типам. Рассмотрим одну из них.

    На рисунке 3 представлены 4 базовых типа личностей, которым будет дана подробная характеристика. В левом нижнем сегменте расположен «приятель», или «хороший парень». Под данное определение подпадает человек, который легко вступает в контакты с другими людьми, одновременно оставаясь интровертом, т. е. человеком, ориентированным внутрь себя. Он впечатлителен, умеет слушать и нуждается в одобрении со стороны окружающих. Говорит он, скорее всего, мало, а основная цель его жизни состоит в том, чтобы самому нормально справляться с проблемами и одновременно найти место в коллективе. Его девиз звучит так: «Помогите нам разобраться, каким образом все это функционирует. Вместе мы справимся с любой задачей, и каждый из нас будет счастлив».

    Рис. 3. Классификация типов личности

    Такой психологический тип, как «хороший парень», или «добрый приятель», принимает решения не спеша и тщательно их взвешивает. Он нуждается в консультациях с окружающими и не переносит давления. Работая с ним, нужно проявлять терпение, поскольку, прежде чем он согласится с вашими предложениями, ему хотелось бы поглубже узнать вас, а это, как правило, требует довольно длительного времени. Указанный тип личности предпочитает определенные сферы деятельности, например педагогику, консалтинговые услуги, разного рода работы, связанные с благотворительными организациями. Лучше всего он чувствует себя в роли учителя, терапевта, консультанта.

    Второй базовый тип личности, который на данном рисунке размещается в левом верхнем секторе, «аналитик». Он нацелен прежде всего на реализацию задач. Говорит такой человек мало, занимается главным образом своей работой, и другие люди его почти не интересуют. Работа и служебные обязанности заполняют собой чуть ли не всю его жизнь. Для него чрезвычайно важно справляться с поручениями идеальным образом, причем во всех отношениях. «Аналитика» весьма сильно мотивируют к труду похвалы в его адрес. Каждая ошибка, которую он совершает, порождает у него стресс. Для него чрезвычайно важны всякие детали и мелочи. В то время как «добрый приятель» и «хороший парень» хочет побольше узнать о вас, «аналитик» задаст вам массу вопросов на тему ваших возможных функций в профсообществе и высоко оценит точность ответов. Его обрадует, если у вас будут рекомендации в письменном виде. Вдобавок к этому он всегда будет добиваться обоснования или доказательства каждого высказывания, существенного для оценки качества его работы. «Аналитик» становится хорошим бухгалтером, контролером, инженером или программистом. Он хорошо себя чувствует в профессиях, которые требуют внимания к мелочам, высокой точности и концентрации.

    В правом верхнем секторе располагается тип «начальник». Человек такого типа в основном не замечает других людей. Всю свою энергию он направляет на деятельность и реализацию поставленных перед ним задач. Свое мнение он высказывает громко и отчетливо. Для него очень важно своевременное выполнение работы, а вот отношениям между людьми он не уделяет особого внимания. В крайних своих проявлениях человек данного типа вообще не замечает сотрудников как таковых, оценивая лишь результаты их работы. Как правило, ему не хватит ни времени, ни терпения заниматься деталями. Он ожидает быстрых и точных ответов и всегда хочет быть подготовленным к будущему. Когда вам придется столкнуться с таким человеком по профессиональным вопросам, говорите коротко и сугубо по существу. В каких видах деятельности тип начальника проявляет себя особенно хорошо? Обычно он становится успешным бизнесменом, руководителем, путешественником или «комендантом пожарной службы». Ему идеально подходит любой род занятий, приносящих быстрые результаты.

    В нижнем правом секторе рисунка мы разместили такой тип личности, который назвали артистическим. Этого человека интересует работа в целом, он сориентирован на достижения и результаты. Для него необычайно важно восхищение со стороны окружающих. Такой индивид всегда хочет быть в центре внимания благодаря своим неординарным способностям. «Артист» обожает говорить о себе. Этот человек охотно ставит вопросы и столь же охотно дает ответы. Он чрезвычайно умело решает разного рода проблемы, весьма гибок, и ему во всем присущ творческий подход. Случается, что он берется за несколько разных дел одновременно, из-за чего терпит поражения. Как правило, люди указанного типа чувствуют себя созданными для реализации неординарных задач. Из их числа выходят директора фирм, политики, актеры, торговые агенты и, естественно, предприниматели.

    Если доминирующие стереотипы поведения не приносят ожидаемых результатов, то каждый из типов личности транформируется в противоположный, расположенный на рисунке по диагонали. «Начальник», которому после усиления режима дисциплины не удается достичь ожидаемых показателей, может превратиться в «хорошего парня». Компанейский по своей природе «артист» внезапно начинает обращать внимание на детали и обгоняет в своей мелочности и пунктуальности даже самого дотошного «аналитика».

    Когда вы поймете указанные модели поведения и распознаете их у себя и своих коллег и знакомых, вам станет легче оценивать разных людей и хорошо управлять ими. Благодаря этому вы сможете постичь структуру межличностных отношений.

    Кроме рассмотренных выше четырех типов личности принято выделять три разные категории людей. Это новая классификация основывается на базовом виде мотивации, присущем данной личности. Что именно мотивирует людей? Что пробуждает их спонтанный интерес?

    К первой категории относится предприимчивая личность. Данный тип проявляет высокий уровень мотивации в том случае, когда ему нужно самостоятельно выполнить самые трудные задачи. Это одинокий воин, первопроходец, открытый миру, но действующий в соответствии с собственными принципами и оценивающий все по своим критериям. Например, успех теннисиста измеряется тем, как он действует в одиночном разряде. Каким образом установить, что мы имеем дело с типом предприимчивой личности? Это очень легко. Спросите у такого человека, чем он больше всего гордится в своей жизни. Предприимчивый человек всегда назовет в ответ достижения, которые являются результатами его борьбы в одиночку.

    Ко второй категории людей принадлежит манипулятор. Этот человек любит решать вопросы руками других людей, координируя их деятельность и комплектуя из них подходящую команду. Из него получается выдающийся менеджер или тренер. Если вы спросите у манипулятора, что в жизни порождает в нем особую гордость, он начнет рассказывать о работе в коллективе, когда он эффективно помогал его участникам и мотивировал их на достижение определенных целей.

    К третьей категории относится помощник, командный игрок. Он охотно работает в коллективе, где его принимают, одобряют и ценят. Люди этого типа изо всех сил поддерживают других. Их радует работа по реализации совместных целей. Но и они хотят, чтобы их ценили за все то, что они делают для группы. Каждый из подобных людей играет в коллективе конкретную и важную роль.

    Ключом к анализу всех типов личности, особенно во время первой встречи, является умение исподволь выявить то, благодаря чему в этих людях рождаются уверенность в себе, чувство собственной ценности и гордость собою. Это можно выявить, просто задавая вопросы. Например, в чем состояли его самые важные достижения в прошлом, те, о которых он вспоминает сегодня с удовольствием и радостью? Чем он занялся бы охотнее всего, что доставило бы ему наибольшую радость, в каких делах он увидел бы свершение своих надежд?

    Приведу еще одну хорошо известную типологию личностей. Для описания в указанной модели используются четыре цвета: красный («начальник»), желтый («артист»), зеленый («хороший парень») и голубой («аналитик») (см. рис. 3).

    Красный цвет означает доминирование. Это экстравертный тип, человек прямой, непосредственный, конкретный, ориентированный на результаты и большой индивидуалист. Он великолепно проявляет себя при решении задач, требующих независимости и инициативы.

    Желтый цвет выступает как символ интуиции. Человека этого типа характеризует открытость, он ведет себя по-компанейски и умеет убеждать других. В своей деятельности личность данного типа проявляет много интуиции и оптимизма. Подобные люди умеют увлечь других своей убежденностью, перетянуть их на свою сторону и качественно закончить работу.

    Зеленый цвет присущ людям старательным, трудолюбивым и энергичным. Этот тип сориентирован на работу, его отличают серьезность и выносливость, но особого творческого полета в данном случае не наблюдается. Такой человек стабилен и достоин доверия, он уравновешен и не проявляет сильных эмоций. Людям указанного типа временами недостает страстности, а также инициативы. Они послушно выполняют поручения, но не следует ожидать от них чего-то большего. В каждом предприятии, в каждой фирме они образуют прочный фундамент, поскольку на них всегда можно положиться. Эти люди не всегда годятся на руководящие посты, а решение задач, требующих творческого подхода, не принадлежат к разряду их сильных сторон.

    Четвертый, голубой цвет, означает добросовестность. Люди данного типа чуть ли не рабски придерживаются раз и навсегда принятых принципов. Хорошее или плохое, правильное или ошибочное, черное или белое – никаких оттенков, никаких промежуточных градаций для них не существует. Им не свойственна гибкость, но они всегда добросовестны, поэтому они предрасположены к работе в качестве бухгалтера или, например, контролера.

    В основе следующей классификации лежит способ восприятия информации людьми. Вашим коллегам, знакомым и всему окружению присущ определенный метод усваивания и переработки информации. Поэтому важно, какой способ вы применяете, для того чтобы передавать им всякого рода сведения. Если вы сделаете это ненадлежащим образом, то можете столкнуться с проблемами. Позвольте мне пояснить, как я это понимаю.

    Большинство людей ориентировано на зрительное восприятие (относятся к визуальному типу). Если вы хотите сообщить им что-либо, то предпочтительнее передать эту информацию в письменном виде. Они предпочитают видеть перед собой цифры, написанные, что называется, черным по белому. Когда вы начинаете говорить с ними про какую-то статью или книгу, им захочется прочитать ее. Если вашему руководителю присущ именно такой способ восприятия, то вы непременно должен это учесть и предоставлять ему информацию на бумаге в письменном виде.

    Если же он предпочитает получать устную информацию, то, скорее всего, относится к людям, ориентированным на слуховое восприятие (аудиальный тип). Такие люди лучше всего выражают собственные мысли, высказывая их вслух, а воспринимают информацию наилучшим образом, если выслушивают ее. Может случиться, что вы, будучи человеком аудиаль-ного типа, столкнетесь с начальником, который по-настоящему усвоит вашу информацию лишь в письменном виде. Поэтому сразу спросите у начальника: «В какой форме вы предпочли бы получать информацию о результатах моей работы? Письменно или устно?» Аудиал отдаст предпочтение непосредственной беседе. Ему не нужны никакие бумаги. Если он что-то упустит, забудет или не поймет, то тут же попросит уточнить.

    Третьим способом получения информации выступает диалог. Сократ сказал, что мы учимся лишь тогда, когда обмениваемся мыслями. Люди, стремящиеся к диалогу, нуждаются в дискуссиях. Они хотят аргументировать и спорить, хотят анализировать. Человек такого типа предпочитает основательно проанализировать причины каждого явления, чтобы понять его. Для него характерно усвоение информации с помощью вопросов и аргументированного диалога, и свое мнение он формирует лишь на этой основе.

    Ключ к успеху в общении с другими людьми лежит прежде всего в понимании себя и своей

    неповторимой индивидуальности. Лишь после того, как вы осознаете свою уникальность и оригинальность, можно приступить к изучению того, какими путями следует выявлять, что представляют собой другие люди, с тем чтобы понимать и уважать их. Если вы хотите успешно сотрудничать с окружающими, то помните, что, как правило, люди не склонны менять сложившиеся стереотипы – ни вы сами, ни те, кто находится рядом. Но никому и не нужно меняться! Каждый из нас просто может делать то, что у него лучше всего получается. Это означает, что необходимо предпринимать попытки с целью выяснить, каким образом вы сможете наилучшим образом использовать свой потенциал, чтобы жить и работать в гармонии с окружающими. А после этого вы достигнете выдающихся результатов.

    В любом сообществе важна ваша личность, если вы будете постоянно подстраиваться, толку не будет. Только развиваясь, вы сможете принести пользу профсообществу.

    По мнению Елены Орленко, существуют следующие типы личностей в сообществе студентов.

    Звезды: учеба на отлично и работа являются их призванием.

    Заинтересованные: люди, которым все интересно, и поэтому они участвуют в различных мероприятиях, активисты.

    Талантливые: люди, которые учатся, посещают все мероприятия и которые используют ситуацию для достижения личных целей.

    Трудяги: лидеры, но в отличие от тех, кто относится к первым трем группам, они в большей степени наблюдатели.

    Незаинтересованные: те, которые пришли посмотреть, но у них есть более актуальные интересы.

    «Мне тусовки приносят личное удовлетворение, общаясь с людьми, я самореализуюсь, нахожу новых друзей, отдыхаю, даю людям поддержку в радостях и печалях, – рассказывает Елена. – Общение внутри университета и вне его – это основа для начала профессиональной деятельности. Умение выстраивать позитивные отношения в группе влияет на взаимодействие с сокурсниками, люди легко идут на помощь. При налаженных коммуникациях можно позвонить человеку и в 2 часа ночи, попросив прислать какую-нибудь работу, значит, это ускоряет процесс решения любого вопроса, повышает достоверность и качество информации. Чем с большим количеством людей ты дружишь, тем больше у тебя возможностей.

    В своем общении я обязательно даю людям положительную обратную связь, делаю людям комплименты, изначально подхожу к людям с положительной стороны, ответственно подхожу к обещаниям; я очень открытая и отзывчивая для общения, мое жизненное кредо: чем больше отдаешь, тем больше получаешь.

    Для меня существуют несколько групп людей: друзья – люди, с которыми я общаюсь не менее 5–6 лет, проверенные, надежные; приятели – люди мне близкие, с которыми я общаюсь каждый день, но я их знаю 2–3 года, и они еще не прошли проверку; близкие знакомые – это одногруппники, однокурсники, те люди, с которыми я общаюсь, но желания познакомиться с ними поближе пока у меня не возникает; знакомые – все люди, с которыми я общалась хотя бы один раз, друзья моих друзей.

    Чтобы быть успешным в жизни, нужно обязательно общаться с разными людьми, проявляться, т. е. говорить о том, что именно тебе интересно, идти от себя, слушать и слышать человека, с которым общаешься. И тогда ваш успех неминуем».

    Принципы невербального общения

    Ну и, конечно, большое значение имеет невербальное общение. Об этом написано множество книг. Я покажу вам основные жесты и телодвижения, по которым вы сможете определять типы и характеры людей и применяя которые вы сможете производить нужное впечатление.[3]

    Общее представление о жестах

    Альберт Мейерабиан установил, что передача информации происходит за счет вербальных средств (только слов) на 7 %, за счет звуковых средств (включая тон голоса, интонацию звука) на 38 % и за счет невербальных средств на 55 %. Профессор Бердвислл провел аналогичные исследования относительно доли невербальных средств в общении людей. Он установил, что в среднем человек произносит слова только в течение 10–11 минут в день, и что каждое предложение в среднем звучит не более 2,5 секунд. Как и Мейерабиан, он обнаружил, что словесное общение в беседе занимает менее 35 %, а более 65 % информации передается с помощью невербальных средств общения.

    Зональные пространства

    Размеры личной пространственной территории человека, относящегося к среднеобеспеченному социальному уровню, в принципе одинаковы и не зависят от того, где он проживает. Ее можно разделить на 4 четкие пространственные зоны.

    1. Интимная зона – от 15 до 46 см. Из всех зон эта самая главная, поскольку именно эту зону человек охраняет так, как будто это его собственность. Разрешается проникнуть эту зону только тем лицам, которые находятся в тесном эмоциональном контакте с ним. Это дети, родители, супруги, любовники, близкие друзья и родственники. В этой зоне имеется еще подзона радиусом 15 см, в которую можно проникнуть только посредствам физического контакта. Это сверхинтимная зона.

    2. Личная зона – от 46 см до 1,2 м. Это расстояние, которое обычно разделяет нас, когда мы находимся на вечеринках, официальных приемах, вечерах и дружеских компаниях.

    3. Социальная зона – от 1,2 до 3,6 м. На таком расстоянии мы держимся от посторонних людей. Например, от водопроводчика или плотника, пришедшего заняться ремонтом в нашем доме, нового служащего на работе и от людей, которых не очень хорошо знаем.

    4. Общественная зона – более 3,6 м. Когда мы адресуемся к большой группе людей, то удобнее всего стоять именно на этом расстоянии от аудитории.

    Практическое использование зонального пространства в общении

    Обычно наша интимная зона нарушается тем или иным человеком по двум причинам. В первом случае это происходит, когда «нарушитель» является нашим близким родственником, или другом, или же человеком, имеющим сексуальные намерения. Во втором, когда «нарушитель» проявляет враждебные тенденции и склонен атаковать нас. Если мы можем терпеть вторжение посторонних людей в наши личные и социальные зоны, то вторжение постороннего человека в интимную зону вызывает внутри нашего организма различные физиологические реакции и изменения. Сердце начинает биться быстрее, происходит выброс адреналина, кровь приливает к мозгу и мышцам, приводя организм в состояние боевой готовности.

    Это означает, что если вы дружелюбно прикоснетесь к руке или обнимете человека, с которым только что познакомились, то это может вызвать у него отрицательную реакцию по отношению к вам, даже если он или она будет вам улыбаться и, чтобы вас не обидеть, делать вид, что это ему/ей нравится. Если вы хотите, чтобы люди чувствовали себя в вашем обществе уютно, соблюдайте золотое правило: держи дистанцию. Чем интимнее наши отношения с другими людьми, тем ближе разрешается нам проникать в их зоны. Например, когда вы только приходите в тусовку, первое время вы можете подумать, что коллектив относится к вам очень прохладно, но они просто держат вас на дистанции, соответствующей социальной зоне, потому что мало вас знают. Как только окружение узнает вас лучше, расстояние между вами и им сократится, и, в конце концов, вам позволят передвигаться в пределах личной зоны, а в некоторых случаях проникать и в интимную зону.

    Скученность людей на концертах, в кинотеатрах, в транспорте, лифте приводит к неизбежному вторжению людей в интимные зоны друг друга, и интересно наблюдать реакцию людей на эти вторжения. Когда каждый из нас едет в переполненном автобусе, окружающие перестают для нас существовать, и до тех пор, пока нас непосредственно не заденут, мы не реагируем на них. Создается такое впечатление, будто своим неосознанным посягательством на нашу интимную территорию люди ставят нас в оборонительную позицию.

    Профессиональное сообщество или тусовка, объединенная единой целью, реагируют на нарушение их территории совершенно другим образом, чем отдельные личности. В действительности происходит следующее: по мере того, как увеличивается группа людей, личное пространство каждого отдельного человека становится все меньше, и он принимает враждебную позицию по отношению к незнакомым людям. Именно поэтому общение с глазу на глаз является более эффективным при знакомстве и во время ведения переговоров, ведь как только человек снова обрел свое зональное пространство, он успокаивается.

    Подводя итог, можно сказать, что человек расценивает пространство вокруг себя, как свою собственность или площадь, регулярно используемую им, как свою личную территорию, подобно личному воздушному пространству, и готов биться, чтобы защитить ее. Поэтому «соблюдай дистанцию».

    Принятие или непринятие в свой круг

    На невербальном уровне люди всегда демонстрируют, согласны они или нет принять кого-либо в свой круг. Главное здесь – знать, на что нужно обратить внимание.

    Треугольная позиция

    Треугольная позиция как открытого, так и закрытого типа может использоваться для выражения принятия или непринятия человека в вашу компанию. На рисунке 4 показана треугольная позиция, при которой два человека принимают в свою компанию третьего.

    Рис. 4. Открытая треугольная позиция

    Если вы хотите присоединиться к двум увлеченно разговаривающим людям, то сделать это можно лишь в тот момент, когда их тела развернуты под углом друг к другу по направлению к воображаемой вершине треугольника. Если вас не хотят принимать в эту компанию, то собеседники сохранят закрытую позицию и повернут в вашу сторону только свои головы, признавая ваше физическое присутствие, но положение их тел, направленных друг к другу, говорит о том, что они не приглашают вас здесь задерживаться.

    Часто в начале разговора люди могут стоять в открытой треугольной позиции, но постепенно двое из них могут сформировать закрытую позицию, тем самым исключая вас из своей компании. Такое расположение сил в треугольнике должно подсказать вам, что просто следует оставить этих людей, чтобы не оказаться в неловком положении. Возможно, с нужным вам человеком лучше пообщаться наедине.

    Отзеркаливание

    Когда вы будете присутствовать на какой-нибудь вечеринке или презентации, обратите внимание на то, что некоторые общающиеся между собой люди стоят или сидят в одинаковой позе и повторяют жесты друг друга (рис. 5).

    Это «отзеркаливание» является средством, с помощью которого один человек сообщает другому, что он согласен с его мнением и взглядами. С помощью этого средства один невербально сигнализирует другому: «Как видите, я думаю так же, как вы, поэтому я копирую вашу позу и ваши жесты».

    Как видно на рис. 5, двое мужчин отзерка-ливают друг друга, и можно предположить, что их мысли и чувства совпадают. Как только один человек скрещивает руки или ноги, другой делает то же самое. Как только один кладет руку в карман, другой повторяет его жест, и это копирование будет продолжаться до тех пор, пока они пребывают в согласии между собой. Это копирование часто присутствует в общении людей одинакового социального уровня, близких друзей, и часто можно увидеть, как одинаково ходят, стоят, сидят или двигаются супружеские пары.

    Рис. 5. Позиция, указывающая на единодушие

    Доктор Альберт Е. Шефлен, профессор психиатрии, заметил, что незнакомые между собой люди старательно избегают при общении одинаковых поз и положений тела. Отзерка-ливание имеет огромное значение, поскольку это один из способов показать собеседнику, что вы с ним согласны и он вам нравится (рис. 6). Сделать это можно простым копированием его жестов. Точно так же по отзерка-ливанию вы можете определить, что вы нравитесь собеседнику и он с вами согласен.

    Используя отзеркаливание, можно повлиять на результаты беседы с человеком с глазу на глаз. Копирование его жестов и позы поможет вам расположить этого человека к себе, поскольку он видит, что вы понимаете и разделяете его точку зрения.

    Рис. 6. Копирование жестов другого

    человека для того, чтобы добиться

    его расположения

    Сказать честно, я не верил, пока не попробовал. На деловых переговорах этот способ работает на 70 % успешно. Когда я стал использовать этот метод в неформальном и деловом общении, то обнаружил, что число людей, расположенных ко мне позитивно, сильно увеличилось. Однажды возникла ситуация, когда я общался со сложным клиентом и заранее выбрал стратегию отзеркаливания. Каково же было мое удивление, когда переговоры прошли быстро и успешно. Как говорится: невероятно, но факт. Этот метод работает отлично.

    Сигналы глаз

    Настоящее общения может быть установлено только тогда, когда вы общаетесь с человеком с глазу на глаз. Но во время общения с одними людьми вы чувствуете себя уютно, с другими – неуютно и недоверчиво. Это главным образом зависит от того, как ваши собеседники смотрят на вас, от продолжительности их взгляда и от того, как долго они могут выдерживать ваш взгляд.

    Если человек несчастен или скрывает что-то, то время, в течение которого его глаза встречаются с вашими при разговоре, составляет менее чем одну треть от времени общения. Если время, когда взгляд человека встречается с вашими глазами составляет более чем две трети от времени разговора, это может означать одно из двух: первое – он или она считают вас очень интересным или привлекательным, в этом случае зрачки глаз собеседника будут расширены; второе – он или она настроены враждебно по отношению к вам и невербально посылают вызов; в этом случае зрачки буду сужены.

    Английский психолог М. Арджайл установил, что если человеку А нравится человек Б, то он на него будет часто смотреть. Это побуждает Б думать, что он нравится А, поэтому Б, в свою очередь, будет уделять внимание А. Другими словами, чтобы построить хорошие отношения с другим человеком, твой взгляд должен встречаться со взглядом собеседника в течение 60–70 % от всего времени общения. Так что «смотри в оба».

    Деловой взгляд

    Во время деловых переговоров представьте, что на лбу вашего собеседника находится треугольник (рис. 7). Направив свой взгляд на этот треугольник, вы создаете серьезную атмосферу, и другой человек чувствует, что вы настроены по-деловому. При условии, что ваш взгляд не опускается ниже глаз другого человека, вы сможете контролировать ход переговоров при помощи взгляда.

    Рис. 7. Деловой взгляд

    Социальный взгляд

    Если ваш взгляд опускается ниже уровня глаз собеседника, создается атмосфера социального общения. Эксперименты по исследованию особенностей взгляда показали, что во время социального общения глаза тоже смотрят на символический треугольник на лице человека, в данном случае расположенный на линии глаз и области рта (рис. 8).

    Рис. 8. Социальный взгляд

    Интимный взгляд

    Этот взгляд проходит через линию глаз и спускается ниже подбородка на другие части тела собеседника (рис. 9). При тесном общении этот треугольник опускается от глаз до груди, а при отдаленном – от глаз до промежности. Мужчины и женщины при помощи этого взгляда показывают свою заинтересованность к человеку, а если он тоже заинтересован в вас, то он ответит таким же взглядом.


    Рис. 9. Интимный взгляд









    Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное

    Все материалы представлены для ознакомления и принадлежат их авторам.