Онлайн библиотека PLAM.RU


Глава II Три свидетельства боговдохновения

В Библии есть места, которые невозможно ни понять, ни объяснить. Другими словами. Слово Божие содержит в себе такие глубины, какие ум человеческий не в состоянии ни охватить, ни измерить, Однако и такие места имеют свое назначение и, в конце концов, получат ясный ответ. Возьмем для примера Ис. 7:14, где говорится о Деве, которая приимет во чреве и родит сына. Разве ум человеческий не посмотрел бы на это сообщение как на ошибку, если бы пророчество не 'нашло буквального исполнения (Лук. 1:26–31). А ведь в течении семисот лет оно могло смущать сердце не одного благочестивого человека.

Св. Писание написано нам в наставление, а не для критики (Рим. 15:4). Лучше, поэтому, довериться всем его сообщениям и понятным и непонятным еще, нежели выискивать неудобоваримые места и ставить над ними знаки вопроса, или, что еще хуже — считать их ошибками. Без сомнения, вот эти, именно, непостижимые глубины Писания являются свидетельством его Божественного происхождения; если бы всякий смертный в силах был постичь все Писание от начала до конца, не скорее ли бы это поколебало нашу веру в Боговдохновенность Библии? Однако положение остается согласным с указанием пророка Исаии, сделавшим его от имени Бога: „Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои, говорит Господь, но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших" (Ис. 55:8–9). В другом месте сказано еще прямее: „Как ты не знаешь путей ветра (духа, в другом переводе) и того, как образуются кости во чреве беременной: так не можешь знать дело Бога, который делает все“ (Еккл. 11:5).

Теперь обратимся к трем свидетельствам, удостоверяющих Боговдохновенность Библии; назовем их по порядку:

Свидетельство археологии.

Свидетельство самого Писания.

Свидетельство Иисуса Христа.

Свидетельство археологии. Ни один критик не сможет противоречить открытиям, сделанным за последнее время в Египте, Палестине, Месопотамии и других библейских странах, а они дают богатейший материал, подтверждающий точность библейских сведений.

Проф. Фридрих Делич в своих лекциях „Вавилон и Библия" приводит множество интереснейших данных. Между прочим он говорит об американских раскопках в Ниппуре, где были обнаружены документы крупной фирмы Мурашу и Сыновья, производившей свои операции во времена Артаксеркса (450 г. до P. X.). В этих документах найдены имена многих еврейских изгнанников, оставшихся в Вавилоне, как например, Нафанаила, Аггея, Вениамина; в связи с г. Ниппуром упоминается канал К а б а р, в котором легко можно узнать знаменитый, благодаря видению Иезекииля, канал X ов а р в земле Халдейской" (Иез. 1:3).

Тот же Делич говорит, что другому исследователю сэру Г. Роулинсону в 1849 году удалось по кирпичам (вавилонские кирпичи имеют клеймо с названием города) открыть на могучих развалинах эль Мугоджар, находящихся на правой стороне нижнего течения Евфрата, следы давно искомого халдейского города У р; этот город теперь признан

за родину Авраама, и, следовательно, — прародителей израильского народа (Быт. 2:31; 15:7).

„Подобно географическим местностям, — продолжает Делич, — имена многих личностей, упоминаемых в Библии, тоже стали для нас вполне ясны, благодаря этим раскопкам. В книге пророка Исаии (20:1) упоминается об ассирийском царе Саргоне (Шаррукин или Шаррукэну), который отправил своего полководца против Азота. Эмиль Ботта, французский консул в 1843 г. стал производить археологические раскопки на холме Хорсабад, расположенном вблизи Мосула, т. е. Месопотамии, и первый ассирийский дворец, на который он наткнулся, оказался принадлежащим Саргону; а на одном из великолепных берельефов, украшавших стены царского чертога, был изображен и сам герой, разговаривающий со своим полководцем.

В течении многих лет оставался неразрешенным вопрос относительно точности сообщения 4 Цар. 18:14, где делается указание иа царя ассирийского Сеннахериба, веявшего дань с иерусалимского царя Езекии. Когда же были найдены ассирийские записи, достоверность такого факта подтвердилась. Получилась лишь разница в сумме дани: Библия указывала „триста талантов серебра и тридцать талантов золота", тогда как по ассирийским сведениям число талантов равнялось тридцати, но серебра было восемьсот. Первоначально это внесло замешательство, но потом выяснилось, что обе записи абсолютно верны и тождественны. Разница получилась из за разного курса иудейских и ассирийских денег. В то время как золотые таланты в обоих государствах разценивались одинаково, стоимость серебряных талантов была различна, а именно: восемьсот ассирийских талантов серебра равнялись 300 талантам еврейских. Та же картина наблюдается в наши дни в сравнении английского фунта с турецким: в то время, как в первом двадцать шиллингов, второй равен лишь двум.

Не менее интересным является открытие археологии в связи с именем Халдейского царя Валтасара из книги Даниила. До самого последнего времени ученым не удавалось обнаружить этого имени среди имен царей всей халдейской и вообще древней истории. Вопрос осложнялся еще тем, что в списке царей значилось имя Набонибуса, как раз приходившегося по времени на место Валтасара. Критики Библии готовы были торжествовать победу. Но и здесь опять археология пришла на помощь. В 1854 г. сэр Генри Роулинсон при раскопках в Уре Халдейском нашел несколько терракотовых цилиндров, на которых имеется надпись, сделанная вышеупомянутым царем Набонибусом, гласящая: „Валтасар мой, старший сын". Тайна, таким образом, приоткрылась. Во первых, стало ясно, что Валтасар яиляется исторической личностью, а не выдумкой; во вторых, что, будучи сыном Набонибуса, он находился в Вавилоне в то самве время, когда там жил Даниил. Оставалось узнать лишь, как мог он быть царем Халдейским, если по источникам древности его отец был последним царем Вавилона. Прошло немного времени и все окончательно расъяснилось. В 1876 г. сэр Роулинсон сделал одно из самых замечательных открытий, известных до того времени. Его рабочие, производившие раскопки в восточной части Вавилона, наткнулись на кувшин, содержащий свыше двух тысяч табличек с клинописью древнего Вавилона и Персии. Одна из них оказалась официальной записью, сделанной Киром Персидским о его вторжении в Вавилон. Из этой записи следует, что Набонибус сначала бежал, потом был схвачен и пленен. Между тем, далее сообщается, что однажды „ночью… царь умер". Принимая во внимание то, что Набонибус жил в плену долго после падения Вавилона, этот „царь", умерший „ночью" не мог быть никем другим, как Валтасаром. В книге Даниила так и говорится: „В ту же самую ночь Валтасар, царь Халдейский был убит" (Дан. 5:30). Ученые пришли к единогласному мнению, что Валтасар действовал в качестве регента во время отсутствия (пленения) своего отца. Он был фактическим царем, но не мог объявляться официально, т. к. его отец — царь был жив. В одном из документов (табличек) делается и прямое указание на Валтасара, как на Царя. Там сказано: „третий год царя Валтасара". Интересно при этом отметить, что факт одновременного царствования двух царей, подтверждает предложение Валтасара сделать Даниила третьим властелином в царстве (Дан. 5:16); выходит, что первым был Набонибус, вторым— Валтасар, а третьим должен был стать Даниил. В другом случае Даниилу было бы предложено место второго властелина, как это случилось с Иосифом в Египте.

Итак нужно только быть терпеливым исследователем, чтобы увидеть, как удивительно точна Библия и как все в ней гармонирует с историей.

Дальнейшие примеры напрашиваются сами по себе и их столько можно было бы привести, что понадобилось бы писать отдельную книгу. Поэтому ограничимся только несколькими дополнительными фактами.

Хочется обратить внимание читателя на г. Пи-, фом, открытый недавно вблизи современного Тельель-Кебира. Это именно то место, где евреи по приказу фараона Рамсеса II построили знаменитые элеваторы для ссыпки хлеба. (Исх. 1:11). При изучении развалин обратила внимание одна деталь—. стены строений были сделаны из высушенных на солнце кирпичей, при чем, кирпичи были и с соломой и без соломы, что должно быть в полном согласии с Исх. 5:7. Там записано повеление фарао- «а 3.500 лет тому назад запрещавшее выдачу соломы для делания кирпичей рабам евреям.

Возвратимся еще раз к Деличу. Во второй лекции он говорит: „Еще не так давно археологи потеряли уже всякую надежду найти местечко Халах, куда была переселена часть израильтян, плененных Саргоном (4 Цар. 17:6; 18:11), но в библиотеке Ашурбанипала в Ниневии было найдено письмо из Халаха, в котором некий Мардукнадин-ахи просит царя вернуть ему земли, подаренные отцом царя и отнятые наместником страны Баргальци".

В 4 Цар. 17:30 говорится о том, что жители Куты (Кутка) в Самарии почитали бога Нергала. Теперь этот город нашли под холмом ТельИбра- гим, в семи часах пути на северозапад от Вавилона. В тексте одной клиновидной надписи определенно значится, что бога покровителя г. Куты, действительно звали Нергалом.

Во втором ряду рельефов знаменитого чернаго обелиска Салманассара II крайне живо изображены послы царя Ииуя (840 г. до P. Х-) с различными подарками, и благодаря этому пямятнику искусства мы имеем сведения о жителях северного царства Израиля, а также знаем все три местечка, где были поселены изгнанные десять колен израильских: Халах, расположенный несколько более к востоку, чем гористые страны верхнего Цаба, наз. Арранахитисом; Гозан на берегу Хавора, недалеко от Низибиса и местечки Мидии.

Слова пророка Наума (3: 8 и след.) о завоевании и разграблении египетских Фив вплоть до последнего времени были полной загадкой, и никто не мог сказать, к чему относятся следующие слова пророка: „Разве ты (Ниневия) лучше Но — Аммона (т. е. Фив), окруженного водою, которого валом было море, и море служило стеною его…? Но и он переселен и пошел в плен; даже и младенцы его разбиты на перекрестках всех улиц, а о знатных его бросали жребий, и все вельможи его окованы цепями". Но йот в Ниневии была найдена великолепная десятигранная глиняная призма времен Ашурбанипала, на втором столбце которой говорится, что Ашурбанипал, преследуя из Мемфиса египетскаго фараона Урламане, дошел до Фив и завоевал их; золото, серебро, драгоценности, сокровища из царских чертогов, мужчин и женщин, взятых в плен, все это он увез в Ниневию, столицу свою.

Многих смущало упоминание в разных местах Библии необычайно больших количеств золота и серебра, каким обладали евреи во дни царей, а также и другие соседние народы, как египтяне или сирияне. Однако раскопки последнего времени доказали, что Библия не преувеличивает данных.

Некто г. Дэвис во время раскопок в Египте натолкнулся на усыпальницу 18-й династии, т. е. как раз времени Исхода, которая оказалась переполненной несметными драгоценностями. Осмотр усыпальницы производился в присутствии герцога Конотского и проф. Масперо. Их глазам представились многочисленные предметы: маски, колесницы, стулья, зеркала, гипсовые головы — все это было или из чистого золота и серебра, или было покрыто и украшено ими в солидной степени. При этом, надписи гласили, что золото привезено из „стран юга". В Египте того времени по словам одного из корреспондентов фараона „золото было в таком же изобилии, как пыль“…

Дальнейшей иллюстрацией затронутого вопроса может служить гробница Тутанкамена, открытая лордом Карнавон в 1925 г. Об ней писалось, что сокровища и количество золота в ней обнаруженные превзошли все ожидания". Нужно ли что нйбудь еще к этому добавить.

Но можно ли умолчать здесь о таком большом факте, как о Вавилонской таблице с описанием потопа. Ведь сколько есть людей даже в наши дни, которые с сомнением подходят к сообщению Библии по этому поводу. Между тем, благодаря этой находке археологов, известно, что вавилоняне не только хранили память о потопе, но даже свою историю подразделяли на два больших периода: до потопа и после потопа. Знаменитый венский геолог Эдуард Зюсс нашел на табличке из библиотеки Сарданапала в Ниневии полное описание потопа с датой издания 2000 г. до P. X. Между данными Библии и таблицы полная тождественность, как в распоряжении Бога Ною относительно постройки ковчега, так и в том — куда был выброшен ковчег (армяномидийские горы), Только произношение имени самого Ноя другое, что не вносит никакого расстройства, так как подобные явления имеют место и среди современных народов, говорящих на разных языках. Остальные же детали происшествия повторяют слово R слово библейскую историю всемирного потопа, вплоть до сообщения о голубе и вороне, выпущенных Ноем из ковчега, после его остановки на горе, и принесении жертвоприношения.

В последние годы американской экспедицией проф. Стонасс велись археологические работы на Араратском хребте с целью нахождения следов ковчега Ноя. И хотя идея казалась очень смелой, тем не менее раскопки напали на след какого то доисторического корабля, позволявших сделать заключение, что, если это и не самый ковчег (который мог сохранится, будучи постепенно погружен в размякшую почву), то вовсяком случае какоето судно дней потопа, иначе какие силы могли бы его забросить на такую высоту от уровня моря! Останки корабля были отчасти в окаменелом состоянии, отчасти в истлевшем, лишь благодаря подпочвенному нахождению не распыленных. Внутри судна был обнаружен птичий помет и шелуха от зерен. [10])

Не достаточно ли всех этих интереснейших свидетельств археологии, чтобы нам еще с большим доверием отнестись к Слову Божию и еще с большим усердием взяться за изучение его Божественных страниц? Тем же, кто хотел бы получить более полные сведения о всех археологических работах, своими открытиями удостоверяющих истину Писания, рекомендуем обратиться к изучению специальных трудов по этому предмету.

Свидетельство Св. Писания. — Начнем с твердого заявления пророка Исаии: „Обращайтесь к закону и откровению. Если они не говорят, как это слово, то нет в них света" (Ис. 8:20). Какая великая правда! Какое замечательное мерило! Слово Божие отличается от всякого другого слова СВЕТОМ, просвещающим внутреннего человека и указующим путь к свету вечных небес.

„Что же говорит Писание?" (Гал. 4:30).

Вот его прямое свидетельство: „никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым" (2 Пет. 1:21). Можно ли требовать от Св. Писания еще более ясного удостоверения его Боговдохновенности? Здесь мы находим ответ на два вопроса. Во первых, Слово Божие отвечает на вопрос, как не была написана Библия. Она не была написана людьми самими по себе. Во вторых, Слово Божие открывает, — как была написана Библия. По этому откровению Дух Святой является Автором ее, люди же избранные для этой цели, — Его инструментами. Если допустить, что вдохновение не было полным, тогда как возможно было бы отделить истину от измышления человеческого? Разве гармония Писания не доказывает, что хотя писателей много, но Автор один, потому что истина Писания тоже одна! Как же это случилось, если мы хорошо знаем, что только „Бог верен, а всякий человек лжив"? (Рим. 3:4).

„Все писание Боговдохновенно" (2 Тим. 3:16).

Известный писатель и философ Руссо, прослывший за скептика, в пылу восторга при чтении Св. Писания восклицает: „Евангелия носят такой поразительный характер несомненной истины, до того неподражаемо совершенны, что измысливший их был бы гораздо удивительнее, чем тот, кого они описывают". [11]) Это мнение критика Св. Писания!

Посмотрим, что говорят следующие тексты самого Писания, удостоверяющие вербальное вдохновение Библии.

„Слушайте, небеса, и внимай, земля, потому что Господь говорит" (Ис. 1:2).

„Все, что повелю тебе скажешь… вот, Я вложил слова мои в уста твои" (Иер. 1:7–9).

„И говори слова Мои" (Иез. 2:7).

„Говори им Моими словами" (Иез. 3:4).

„А все сие произошло, да сбудется реченное через пророка" (Мф. 1:22 и 2:15).

„Сам Давид сказал Духом Святым" (Мр. 12:26).

„Возвестил (Господь Бог) устами бывших от века святых пророков Своих" (Лк. 1:70).

„Предрек Дух Святой устами Давида об Иуде" (Деян. 1:16).

„Да сбудется реченное в Писании" (Ио.19:24, 36), или1 „ибо так написано чрез пророка" (Мф. 2:5) и т. д. Текстов подобного рода очень много и нужно только внимательно проследить их по Библии, чтобы поразиться, как предусмотрено нападение на Слово Божие и как замечательно дается средство для укрепления веры и отражения критики.

Закончим свидетельство Боговдохновенности самим Писанием, текстом, вскрывающим глубину тайны Слова Божия, побуждающую нас перевести очи веры на Откровение Бога — Господа нашего Иисуса Христа: „В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было вначале у Бога. Все чрез Него — начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков… И Слово стало плотию и обитало с нами полное благодати и истины“ (Ио. 1:1–4,14).

Вот где разгадка Боговдохновения Писания. Бог Отец — Источник Слова, Бог Сын — Слово, Бог Дух Святой — Проводник Слова от Бога к человеку, а человек лишь сосуд для Слова Бога! Принимающий Сына принимает и Отца; принимающий Христа — Слово принимает и Библию как Слово Божие, потому что природа их одна. Библию не принимают за Слово Божие чаще всего те, кто не принимает Христа, как Сына Божия. Для нихвсе остается темным и подозрительным. Но тот, кто принял Христа, как своего личного Спасителя, кто просветился Его светом, для того все во свете Истинного Слова ясно и доступно вере.

Свидетельство Иисуса Христа. — Необходимо прежде всего обратить внимание на том факт, что Христос изъясняя Св. Писание Ветхого Завета ни разу не предупредил Своих учеников о существующих в нем ошибках. Если бы их на самом деле можно было допустить, то разве Он не сделал бы этого? Вспомните с какой силой восставал Он против ошибок того времени и как он стремился исправить ошибки самих учеников (Лк. 9:55). Допустимо ли, чтобы Христу не были известны описки Св. Писания если бы они существовали, а если да, тогда как Он мог бы о них умолчать, будучи „Свидетелем верным и истинным" (Откр. 3:14). Но вместо этого, Он неизменно свидетельствовал как раз противоположное; Он призывал верить каждому слову Писания и даже каждому ударению и грам- «этическому оформлению.

„Истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все* (Мф. 5:18). Обратите внимание на слова ни одна черта…

„Не может нарушится Писание" (Ио. 10:35).

„Да исполнится все написанное" (Лк. 21:22).

„Надлежит исполниться всему написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах* (Лк. 24:44).

Все это собственные слова Иисуса Христа' Указывая на Закон, Пророки и Псалмы, Господь тем самым дает понять, что все книги Ветхого Завета исполнены Боговдохновенности, потому что под этими тремя названиями у евреев слагались все известные книги Ветхого Завета.

„О, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки!" (Лк. 24:25). Сколько печали Христа в этом возгласе, который имеет отношение не только к ученикам Его в те дни, но и к сомневающимся христианам наших дней. Как много недоверяющих Писанию и как много пренебрегающих Писанием, а потому и не знающих всего того, что должно совершиться. Земная судьба Христа, судьба мира и судьба человека начертаны в нем. Ему „надлежало пострадать и войти в славу Свою" (Лк. 24:26) т. е. „воскреснуть из мертвых в третий день” (Лк. 24:49). Если бы люди обращались к Писанию и с полным доверием проникали в его Божественные страницы, они бы все видели в истинном свете, а не оставались во тьме, особенно — в познавании Бога, Христа, как своего личного Спасителя, своей судьбы и грядущих великих перемен. Не безъотчетный страх, а сознательная готовность исполняла бы их, ибо верою они ожидали бы исполнения всего, что „написано*.

Критики способны не считаться с авторите» том не только Писания, они рады найти что нибудь и против авторитета самого Иисуса Христа. Так они любят пользоваться текстом Мрк. 13:32, в котором Христос касается времени Своего второго пришествия. Там сказано: „О дне же том или часе никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец“. Их смущает это заявление Христа и они готовы приписать Ему несовершенное знание и в других отношениях. Тогда как у верующих слова Господа никогда не вызывали никакого противного чувства. Если бы обстояло дело именно так, как мы привыкли читать слова Христа, то и тогда вера сердца достигает понимания глубокого смысла в них заложенного. Сын Божий единосущный Отцу, конечно, не может не знать того, что знает Отец, но посколько Сын Божий вочеловечился и принял образ раба, сделавшись подобным нам, Он не то что ограничен, а просто не посягает на знание Отца. Здесь пример величайшего смирения и покорности, с какой Сын Божий выполнял возложенную на Него миссию до конца.

Однако кроме такого оправдания данного положения есть более прямое объяснение. Оказывается, что в подлиннике слову „но“ соответствуют два слова, ei me", которые при дословном переводе означают „если не“. Архиепископ Тренч, один из известнейших авторитетов языка Библии, сообщал об этом в одной из своих лекций в Лондонском Университете, и это также может быть проверено каждым читателем при помощи хорошего греческого словаря. Выходит, что конец текста должен по подлиннику так читаться: „ни Сын, если не Отец". Т. е., Христос хочет сказать, что если бы Он не был Богом, а только человеком, то не знал бы и Он. У Иоанна 9:33 мы встречаемся с таким же положением переведенным более точно „Если (ei) бы Он не (те) был от Бога, не мог бы творить ничего". Именно в этом смысле и надо понимать предыдущий текст. Хотя в нем нет ни капли чего либо искушающего и в той форме в какой мы привыкли его читать в старом переводе.

По Исаии Христос есть „Отец вечности" (Ис. 9:6), это Его высокий титул, и не только титул, но и фактическая сущность, подтвержденная Им Самим: „Видевший Меня видел Отца", и еще: „Ибо Я и Отец одно" (Ио. 14:9; 10:30). А если Сын и Отец одно, значит Сын знает также все, как и Отец. Может ли еще оставаться сомнение?


Примечания:



1

8) В оригиналах на еврейском языке и халдейском этой части нет.



10

См. „Меч Гедеона'* № 6–7, 1983 г.



11

Фаррар. «Исторические Свидетельства об Иисусе Христе».









Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное

Все материалы представлены для ознакомления и принадлежат их авторам.