Онлайн библиотека PLAM.RU  




Змий, море, Египет

Если мы допустим, что дом Отца на Востоке -- этонебесный дом, и отложим вопрос о значении Жемчужины, мыстанем объяснять символы Египта, змия и моря. Со змием вгностическом мире образов мы встречаемся здесь во второйраз; но, в отличие от его значения у офитических сект, гдеон представляет собой пневматический символ, здесь он, ввиде опоясывающего землю дракона изначального хаоса,является правителем или злым началом этого мира. "PistisSophia" (Ch. 126, p. 207, Schmidt) говорит: "Внешняя тьма -- это гигантский дракон, и хвост его находится у негово рту". Сами Деяния, в отрывке за пределами Гимна,предлагают более подробную характеристику этой фигурыустами одного из сыновей дракона:


"Я -- потомок змия и сын развратителя. Я сын того,кто... сидит на троне и в чьей власти все создания поднебесами; кто опоясывает сферы; кто находится вовне(вокруг) океана, чей хвост лежит во рту".

((para. 32))

В гностической литературе существует много параллелейэтому другому символическому значению змия. Ориген в своейработе "Против Цельса" (VI. 25. 35) описывает такназываемую "схему офитов", где семь кругов Архонтовразмещаются в пределах большого круга, который называетсяЛевиафан, великий дракон (не идентичный, разумеется, слову"змий" в системе), а также психе (здесь "мировая душа"). Вмандейской системе этот Левиафан называется Ур и являетсяотцом Семерых. Мифологический архетип этой фигурыпредставляет вавилонская Тиамат, воплощение мирового хаоса,убитая Мардуком в процессе творения. Близкая гностическаяпараллель нашему повествованию находится в иудейскихапокрифических Деяниях Кириака и Улитты (см. Reitzenstein,Das iranische Erldsungsmysterium, p. 77), где в молитвеКириака рассказывается, также в первом лице, как герой,посланный своей Матерью в чужую землю, в "град тьмы", последолгих скитаний и прохождения через воды первичного хаосавстречает дракона, "царя земных червей, чей хвост лежит ворту. Это змий, что страстями сбил с пути ангелов, пришедшихс высот; это змий, что сбил с пути первого Адама и изгналего из Рая..." Там также существует таинственное письмо,спасающее героя от змия и побуждающее его выполнить свою миссию.


Море или воды -- постоянный гностический символ мираматерии или тьмы, в которую погружено божественное. Так,наассены интерпретируют Пс. 29:3 и 10 о Боге, обитающем вбездне, и Его голосе, прозвучавшем над водами, следующимобразом: Многие воды -- разнообразный мир смертныхпоколений, в которые брошен Богочеловек и из глубиныкоторых он взывает к высшему Богу, Изначальному Человеку,своему непадшему первоисточнику (Hippol. V. 8. 15). Мыцитировали (с. 104) разделение Единого у Симона на того,кто "стоит над непорожденной Силой", и того, кто "стоялниже под потоком вод, рожденный по образу". Ператыистолковывают Красное море (море Саф), которое проходят попути в Египет или из него, как "воды гниения", иидентифицируют его с Кроносом, т.е. "временем" и со"становлением" (ibid. 16. 5). В мандейской Левой Гинзе IIIмы читаем: "Я есмь великий Мана... который обитал в море...пока для меня не сделали крылья и я не поднялся на своихкрыльях к месту света". В апокрифической Четвертой книгеЭзры, апокалипсисе, в гл. XIII присутствует впечатляющеевидение Человека, который взлетает "из сердца моря". В этойсвязи следует отметить также символизм рыбы раннегохристианства.


Египет как символ материального мира обычен вгностицизме (и не только в нем). Библейская историяизраильского рабства и освобождения придает очарованиедуховной интерпретации излюбленного гностиками типа. Нобиблейская история -- не только ассоциация, котораянаделяет Египет его аллегорической ролью. С древних временЕгипет считался родиной культа смерти и, следовательно,царством Смерти; эта и другие особенности египетскойрелигии, такие, как боги со звериными головами и какзначительная роль колдовства, вдохновили иудеев и позжеперсов на специфическое отвращение и заставили их видеть в"Египте" воплощение демонического начала. Гностики затемперенесли это определение на Египет как символ "этогомира", то есть мира материи, неведения и извращеннойрелигии: "Все невежды [т.е. потерявшие гносис] -- "египтяне", утверждает иератический афоризм, цитируемыйИпполитом (V. 16. 5).


Мы отмечали прежде, что обычно символы мира могутслужить символами тела и наоборот; это справедливо такжедля вышеперечисленного: "море" и "дракон" время от времениобозначают тело в мандейских трудах, что касается "Египта",у Peratae к нему применимо слово "мир", также говорят, что"тело -- это маленький Египет" (Hippol. V. 16. 5; см.также у наассенов, ibid. 7. 41)





Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное

Все материалы представлены для ознакомления и принадлежат их авторам.