Онлайн библиотека PLAM.RU




Вступительное слово Е.Торчинова

В руках читателя -- книга выдающегося немецкогоученого, специалиста по истории и религиозной философиигностицизма Г.Йонаса "Гностическая религия". Этазамечательная работа -- не специальное исследование,понятное лишь узкому специалисту, но и не легкоепсевдонаучное чтиво. Книга Йонаса представляет собойсвоеобразный жанр научно-популярного исследования. Онанаписана живо, интересно и даже увлекательно. Ее адресат - широкий читатель, однако усвоение ее содержаниятребует серьезных интеллектуальных усилий, вдумчивости и, ябы сказал, духовного сотрудничества с автором. Но если этиусловия выполнены, удовольствие читателю гарантировано.


Автор книги, Ганс Йонас, родился и получил образование вГермании, которую, однако, покинул в 1933 г. после приходак власти Гитлера. В 1940 г. он вступил в части Британскойармии, дислоцированные на Ближнем Востоке, и с ними прошелвсю войну. После демобилизации Г.Йонас преподавал вЕврейском университете в Иерусалиме и в Карлетонскомуниверситете в Оттаве, Канада, после чего надолгообосновался на факультете политологии и общественных наук вНовой школе социальных исследований в Нью-Йорке. Он автормногочисленных научных трудов, неоднократнопереиздававшихся на Западе. Так, предлагаемая вниманиючитателя книга переиздавалась в 1957, 1962 и 1970 годах,что, несомненно, свидетельствует о ее значимости и широкойизвестности. Итак, книга Г.Йонаса посвящена гностицизму,точнее, гностической религии. Но что же такое гностицизм?


Вероятно, не стоит и пытаться заранее дать ответ на этотвопрос. Ведь, собственно, вся книга Йонаса посвящена ответуна него, и поэтому было бы опрометчиво пытатьсяопередить автора. Тем не менее, некоторые размышления натему гностицизма и гностической религии представляютсяздесь совершенно уместными. Ведь должен же читатель иметьсамое общее представление о предмете, о котором емупредстоит прочитать достаточно объемистую книгу. Поэтомунесколько суждений о гностицизме мы себе здесь позволим,надеясь, что они будут нелишними.


Что такое гностицизм? Может быть, это определенноеконкретно-историческое явление, феномен истории религии вэпоху поздней античности? Или же это некое вечноеумонастроение, вневременной настрой человеческого духа? И впользу первого, и в пользу второго подхода можно привестиопределенные и вполне серьезные доводы.


Действительно, те тексты и учения, которые мы преждевсего называем гностическими и которые впервые получилиназвание "гностицизм" от современников (иногда сдобавлением "лжеименный" или "так называемый", как втекстах христианских апологетов и отцов церкви, непризнававших мудрость гностиков истинным "гносисом", тоесть знанием), появились и расцвели в I-II вв., постепенноутрачивая свое значение и исчезая или маргинализируясь вIII-IV вв. Именно учения Василида, Валентина, офитов,каинитов, наасенов и другие аналогичные им доктриныназываются гностицизмом в узком смысле этого слова.


Но, с другой стороны, мы видим чисто гностические ученияи в иные эпохи и в совершенно других условиях. Чистымгностицизмом является лурианская каббала, мистическоетечение в иудаизме, созданное Ицхаком Лурией (Ари -- "Святым Львом") в XVI веке. Гностицизм, причем не толькотипологически, но и в смысле прямых терминологических исюжетных заимствований, вдруг воскресает в русскойрелигиозной философии второй половины XIX начала XXвеков. Вл.Соловьев не только пишет о Софии-Премудрости, нои имеет с ней мистические встречи; более того, она беседуетс ним и водит его рукой при написании философский текстов.Философ говорил, что в гностицизме и каббале большемудрости, чем во всей новоевропейской философии и называлгностика Валентина великим мыслителем за его учение оматерии как производном от ума.


Таинственный друг Вл.Соловьева, скромная нижегородскаяжурналистка и коллега А.М.Горького по этой работе, АннаШмит вдруг провозглашает себя воплощенной совокупнойЦерковью и Софией. Последователь Вл.Соловьева, С.Н.Булгаковсоздает целую религиозно-мистическую систему софиологии,за что как ересеучитель и был лишен сана православногосвященника. Можно говорить о гностицизме в широком смысле иприменительно к некоторым течениям индийской (например,шиваистский тантризм) и китайской (поздний даосизм)религиозно-философской мысли. И в этом отношении,типологически, гностическое миросозерцание являетсярелигиозной универсалией, некоей константойрелигиозно-мистического мировоззрения, вновь и вновьвыплывающей на поверхность религиозной жизни разных эпох иразных народов. Каковы же наиболее характерные чертыгностического учения, мировосприятия и гностическихрелигиозных образов?


1. Установка на принципиальный эзотеризм. Все людиделятся гностиками на "телесных" (соматики, гилики),"душевных" (психики) и "духовных" (пневматики). Из нихтолько последним доступны тайны гносиса -- высшего иподлинного мистического знания.


2. Весь видимый материальный мир -- зло. Этотемница духа, порабощенных материей и аффектами частицбожественного света, оказавшихся во власти небытия и хаоса.Освобождение из темницы мира достигается через причастностьбожественному знанию (гносису) и через постижение природысобственного духа как частицы единственного истинного Бога-- Абсолюта, Отца Нерожденного.


3. Чувственный мир есть результат трагической ошибки,трагедии в Абсолюте, или вторжения сил мрака в миры света.Отец Нерожденный, самообнаруживаясь, являет себя в особыхсущностях -- эонах (в еврейской каббале -- сефирот), зачастую образующих пары или четы (сизигии).Завершенность этих теофаний, эонов или сефирот образуетбожественную полноту (плерома). Гордыня или ошибка одногоиз эонов (обычно Софии) приводит к нарушению этой полноты,его отпаду от плеромы и началу космогенеза в результатекоторого создается множество несовершенных миров (иногда365) во главе с их владыками -- архонтами (в лурианскойкаббале эта трагедия называется "шевират гак келим" -- "Разбивание сосудов"). Низший их этих миров -- нашматериальный мир.


4. Мифологизм языка описания. Гностики предпочитаютописывать как теософские таинства внутрибожественной жизни,так и процессы миропорождения и спасения не понятийным, аобразным, мифо-поэтическим языком. В таком случаеабстрактные сущности (например, эоны) персонифицируются игипостазируются, превращаясь в некие божественныесущества-личности (даже сам Всевышний Бог можетперсонифицироваться в мистической фигуре БожественногоАдама, космического Первовсечеловека; ср. скаббалистическим Адамом Кадмоном). Понимая неописуемостьмистического опыта, гностики пошли не по пути апофатики,чисто отрицательного описания Абсолюта, а по путиметафоризации описания, превращающегося в миф-символ,требующий не буквального понимания, но особойгерменевтической процедуры усмотрения обозначаемого иневыразимого через обозначающее и фигуральное.


5. Представление о спасении как полном избавлении отматериальности и уходе из чувственного космоса. Плеромастремится восстановить свою целостность, что приводит кпоявлению нового эона Иисуса или иногда двух -- Иисусаи Христа (в лурианской каббале речь идет просто о процессевосстановления, тиккун, завершающемся с приходом Машиаха-- Мессии), который и сходит в материальный мир, обучаяизбранных носителей духа высшему гносису (интересно, что вгностических апокрифических евангелиях очень частоистинными учениками Христа, которым он открывает тайноеучение, оказываются женщины -- Мария Магдалина и др.).После того, как все частицы мира покинут мир и вернутся вплерому, материя вновь окажется в состоянии аморфного хаосаи прекратит свое существование (у Василида, учение которогоГ.Йонасом в его книге не рассматривается, финал космическойдрамы сложнее -- это апокатастасис, "восстановлениевсего"). Телесность Христа обычно считается гностикамипризрачной (докетизм).


6. Спасение достигается через практику строжайшегоаскетизма (известны сообщения и о крайнем либертинизме,например, у карпократиан, однако, скорее всего, они незаслуживают серьезного к ним отношения), преодоление всехпривязанностей и влечений и достижение бесстрастия.Гностики занимались практикой заклинаний (возможно, аналогиндийских мантр), участвовали в мистериальных ритуалах исклонны были к смешению эллинистических и христианскихобразов, ценя в них некое архетипическое единство.


7. Ведущее настроение гностицизма -- чувствоэкзистенциальной разорванности человека, его затерянности взлом и чужом ему материальном мире, отгороженном сотняминебес и миров с их архонтами и демиургами от истиннойродины человека, того духовного пространства, где духчеловека в-себе-и-у-себя -- от плеромы ОтцаНерожденного. Этот экзистенциальный пессимизм, особенноподчеркивающийся в монографии Г.Йонаса, преодолевает самсебя в вере в окончательное освобождение и возвращение вплерому божественной жизни.


Какой же из подходов, исторический или типологический,избрал в своем исследовании Г.Йонас? Он предпочел (и в этомценность его книги) весьма сбалансированный подход. С однойстороны, он подробно анализирует историческийраннехристианский гностицизм, рассматривая его историческиеи идейные корни в культурах эллинистического Востока (аточнее, на стыке восточных -- сиро-египетских ииранских, и эллинских духовных и культурных начал), ученияотдельных школ и направлений, языческий герметизм,манихейство, предоставляя читателю возможность судить опоследних археологических находках из областиисточниковедения гностицизма. С другой стороны, Г.Йонас взаключительной главе своей монографии предлагаетисключительно интересный анализ типологической близостигностицизма и современных форм "нигилизма", по существусопоставляя гностическое и экзистенциалистскоеумонастроения (Г.Йонас был учеником М.Хайдеггера). И здесьон непосредственно выходит на тему универсальностигностического мировосприятия, принимавшего в течениестолетий различные формы, адекватные соответствующей эпохе.Так, средневековые ереси катаров и альбигойцев, павликиан ибогомилов не только генетически связаны сгностическо-манихейским кругом идей, но прежде всегообнаруживают тот же самый тип мышления и мировосприятия. Всовременной культуре тот же тип жизнечувствования, если такможно выразиться, представлен экзистенциализмом с егопереживанием трагедии экзистенциальной заброшенности итотального самоотчуждения. От себя добавим также, чтосильное влияние гностического мышления с его мифологизмом имистической устремленностью к восстановлению расколотогоединства бытия может быть прослежено в русской религиознойфилософии рубежа веков (о гностической софиологииВл.Соловьева и С.Н.Булгакова уже говорилось выше; к нимможно добавить еще Даниила Андреева, в своей "Розе мира"давшего великолепный образец современного "гносиса").Главным отличием "классического" гностицизма от "нового"религиозного сознания русских мыслителей являетсявыраженный анти-космизм гностиков (мир как результат некойтрагической "ошибки" или тюрьма для частиц света духа) истоль же яркий космизм (оптимистический взгляд на природутворения, стремящегося к единению с Абсолютом и"обожению") русской религиозной философии.


Книга Г.Йонаса, несомненно, вызовет интерес читателя,ведь это подлинно научное исследование, предназначенное длясамых широких читательских кругов. Не снижая уровняисторико-философского и религиоведческого анализа, авторкак бы открывает двери своей творческой лаборатории дляпублики, демонстрируя ей тайны своего ремесла и механизмыприменения исследовательских приемов и методик. Под егопером оживает странный, таинственный и причудливый миргностических воззрений и философических мифологем, вкоторых змий-искуситель Библии вдруг оказываетсябожественным Логосом и Xристом-Спасителем, а человекоубийцаКаин и предатель Иуда превращаются в носителей божественныхтайн и обладателей высшего откровения. Этот мир влечет,завораживает, порой отталкивает, но никого не оставляет равнодушным.


Хотя монография Г.Йонаса написана давно (ее первоеиздание вышло в свет сорок лет тому назад, а последнееанглоязычное издание появилось в 1970 г.), тем не менее, еёникак нельзя считать устаревшей. Основные ее идеи свежи иоригинальны, сохраняют свою научную актуальность. Полностьюэта великолепная научно-популярная книга выходит в светвовремя, тогда, когда она нужна и интересна читателям,которых ждет увлекательное, но отнюдь не простоепутешествие в мир гностической духовности гностическихпрозрений и заблуждений, гностического поиска игностической Веры-Премудрости.

(Е. Торчинов)





Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное

Все материалы представлены для ознакомления и принадлежат их авторам.