Онлайн библиотека PLAM.RU  




Письмо

Несчастье вестника и его временная податливостьописываются в метафорах сна и опьянения, с которыми мывстречались в гл. 3 (см. "Оцепенение, сон, опьянение").


Пробуждение его сознания через голос письма принадлежитобщей образности, связанной с "зовом" (см. "Зов извне", с.94). "Письмо", в частности, является темой целой Оды XXIIIапокрифических Од Соломона, из которых мы приводим здесь одну строфу.


"Его замысел спасения стал подобен письму,
его воля спустилась свыше
и была послана подобно стреле,
которая с силой выпущена из лука.
Многие руки тянулись к письму,
чтобы поймать, взять его и прочесть его;
но оно уклонялось от пальцев их.
Они боялись его и печати на нем,
не имея власти сломать печать,
и сила печати была сильнее их".
((5-9))

Мы можем отметить, возвращаясь к нашей теме, что мандеиназывали душу, отделенную от тела, "хорошо запечатаннымписьмом, отправленным из мира, секреты которого никто незнает... душа летит и отправляется в путь..." (MandaischeLiturgen, p. 111).


Но более логично, что письмо -- это воплощение зова,идущего в мир и достигающего души, дремлющей здесь внизу, иэто в контексте нашего повествования создает любопытнуюконтрапунктическую игру значения.


Зовущий в гностической символике -- это вестник, атот, кого зовут -- спящая душа.


Здесь, однако, призванный спящий сам является вестником,а письмо, следовательно, удваивает его роль, поскольку он,со своей стороны, дублирует часть божественного сокровища,которое он пришел вернуть из мира.


Если мы добавим к этому удвоение фигуры вестника в егонебесных одеждах, его зеркальное отображение, с которым онвоссоединился по завершении своей миссии, мы почувствуемнекоторую логику этого натянутого эсхатологическогосимволизма, которая вкратце сводится к выражению "спасенныйспаситель".





Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное

Все материалы представлены для ознакомления и принадлежат их авторам.