Онлайн библиотека PLAM.RU


  • МЕСТО ОГНЯ СРЕДИ СТИХИЙ
  • Приложение I

    МЕСТО ОГНЯ СРЕДИ СТИХИЙ

    Мы заметили, что материальные стихии были отделены отпоследовательности эмоций, через которую София прошла всвоем страдании. Число этих эмоций колеблется от трех дочетырех, в зависимости от того, считается ли "неведение"одной из них. Основным состоянием заблудшей Софии, до ееразделения на множество привязанностей, является неведение.С другой стороны, в перечислениях полного наборапривязанностей неведение иногда возглавляет список исоединяется с остальными простым "и", и представляетсяодним из них, хотя и первым в этом ряду равных. Однаконеведение никогда таковым не бывает: поскольку онопредшествует остальным в их возникновении, оно выраженоудерживается как их общий род и принцип, а не как отдельноеусловие. В сущности, строго говоря, существуют только трипривязанности, или страсти, -- печаль, страх, смущение(или потрясение) -- и о них говорится, что "все они -- в неведении" или что "неведение присуще всем трем".Это объясняет, как исцеление Софии от ее привязанностеймогло произойти при приобщении к знанию, ее "формировании взнании", так как это восстанавливает их исходное состояние.


    Теперь, так как каждая из стихий материи соответствовалаодной из привязанностей как своему первоначалу, атрадиционное число стихий четыре, неведение, как отдельноеначало, должно пополнить это число, но не должно при этомпотерять свой уникальный статус начала, общего для трехпредшествующих. Эту очевидную трудность валентинианепревратили в выдающуюся возможность акцентирования базовойроли неведения в их онтологической системе: неведению вментальной сфере соответствует в физической сфере огонь,который, подобно своему архетипу, не столько стихия средистихий, сколько действующая сила. Так, мы приводили ранеецитату о связи земли с потрясением, воды -- со страхом,воздуха -- с печалью, которая заканчивается словами отом, что "огонь, однако, присущ им всем, как смерть иразрушение, точно так, как неведение спрятано в трехстрастях". Не интересуясь физической теорией ради неесамой, валентиниане рассматривали выдающееся место огнясреди стихий единственно во имя духовного соответствия.Подобную разработку физической стороны мы находим воФрагментах Феодота 48.4: "В трех стихиях играет,распространяется и скрыто находится огонь; из них онзажигается и с ними он умирает, у него нет отдельногособственного характера, как у других стихий, из которыхобразовались сложные вещи". Это, конечно, напоминаетфункцию огня у Гераклита, которая была принята иразработана стоиками в их космологии. В версии стоиковданная доктрина была настолько широко известна, чтофундаментальная роль огня в валентинианской системе природыдолжна считаться за одно из тех умышленных заимствований,которые сочетаются с радикальной переоценкой их места вкосмической сфере за счет Антикосмического духа. Вот какстоики рассматривали космическую роль огня: "Эта теплая ижгучая сущность, настолько разлитая во всей природе, что ейприсущи власть порождения и дело становления" (Цицерон. Оприроде богов, II. 9. 28); для них это "умный огонь","огненный Ум вселенной", истинно божественная стихиякосмоса. Но что у стоиков в связи с этими характеристикамипредставляется носителем космического Ума, то у валентинианявляется, при той же вездесущности, воплощением Неведенияво всем творении. Где Гераклит говорит о "вечно живомогне", они говорят об огне как о "смерти и разрушении" вовсех стихиях. Но даже они согласились бы в том, чтоинтересующие их так называемая космическая "жизнь" и такназываемый демиургический "ум" полностью символическипредставлены в огне.


    В собственно гностических системах Демиург выразительноназывается богом огня; но поскольку этот род "жизни" и"ума" является по своей истинной сути смертью и неведением,это согласие в действительности представляет собой тонкуюкарикатуру на гераклито-стоическую доктрину. Мы наблюдаемздесь изменение концепции огня до его восприятия как адскойстихии: с подобным мы встретимся в "рождении огня тьмы",который манихеи определяли как одно из завоеваний "Материи".









    Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное

    Все материалы представлены для ознакомления и принадлежат их авторам.