Онлайн библиотека PLAM.RU  




  • СИСТЕМА АПОКРИФА ИОАННА
  • Изначальный Бог.
  • Барбело и Эоны (Плерома).
  • София и Ялдаваоф.
  • Архонты и ангелы.
  • Раскаяние, страдание и исцеление Софии.
  • Творение Архонтами человека (психического Адама).
  • Вливание пневматического человека.
  • Движение и противодвижение.
  • Человек закован в материальное тело.
  • Творение Евы.
  • Битва за человека: Дух и Дух Противоречия.
  • Учреждение Гемармена.
  • Приложение II

    СИСТЕМА АПОКРИФА ИОАННА

    Для сравнения мы приводим здесь резюме этого главноготруда Барбело-гностиков, недавно опубликованного изкоптского папирусного кодекса (58 страниц). С отклонениями,не менее многочисленными, чем в валентинианском мифе, онпредставляет в определенных отношениях самую близкуюпараллель последней системе, хотя в общем демонстрируетболее примитивный интеллектуальный уровень и в особенностиутрату тех концептуальных глубин, которые составляютподлинную оригинальность валентинианской мысли. По этойпричине мы можем говорить о большей близости его к общемуразвитию мысли сирийско-египетского направления или, болееглобально, Софии-гносиса.

    Изначальный Бог.

    Подобно всякому гностическому учению, откровениеАпокрифа Иоанна (жанр откровения был установлен с самогоначала) начинается с трактата о сверхзапредельнойПервопричине; и здесь мы встречаем тот род выразительногопатетического многословия, которое пробуждает, по-видимому,"невыразимое" у многих, его исповедующих: свыше четырехстраниц безудержного описания, посвященных совершеннонеописуемому божественному Абсолюту; разглагольствования натему о Его безупречности, безграничности, совершенстве ит.д. -- того, кто вне измерения, качества, количества ивремени; вне понимания, описания, имени, индивидуальности;вне жизни, блаженства, божественности и даже существования -- типичный пример расцвета "отрицательногобогословия", чьи представители не устали за столетия отсаморазрушительной природы своей задачи. Более лаконичныевалентиниане обошлись в аналогичном случае несколькимиговорящими символами (такими, как "Хаос", "Тишина").

    Барбело и Эоны (Плерома).

    Дух-Отец окружен "чистой [также: живой] водой Егосвета"; через Его отражение в этом первом неожиданномудвоении божественности порождается в результатегипостатизирования Его Мысли Изначальная Энноя,упоминавшаяся прежде. Она является также "ИзначальнымЧеловеком" (имя в дальнейшем приложимое к Самому Отцу),"изначальным духом", "мужским-женским" и называется Барбело.


    С тех пор пошло поколение Плеромы. "Барбело попросилаего дать ей "Первое Знание"; и он согласился: после егодара Первое Знание стало явным [воплотилось, т.е. перешлоот имманентного к отдельному бытию]", и таким же образом вдальнейшем происходили Эоны -- персонифицированыеабстракции, которые связывают в возвышении Невидимого иБарбело -- пока Плерома не завершилась, за исключениемТолько-Порожденного Сына (Христа), который болеесексуальным образом "порожден" Энноей от "пристально"посмотревшего на нее Отца. Не находим мы здесьраспространения Эонов в парах, которое как таковое сталоисточником дальнейшего распространения (валентинианскаясхема, которая благодаря Иринею также дошла до барбелотов).Но парный принцип внезапно встречается там, где он нарушен:в заблуждении Софии.

    София и Ялдаваоф.

    Отсюда повествование переходит к критическому событиюпрегрешения и кризиса, от которых произошел низший порядок."Но наша (младшая) сестра, София, будучи Эоном, произвелаМысль своею мыслью; в согласии с размышлением Духа [Отца] иПервого Знания она захотела открыть в себе самой образ,даже если Дух не уступит и не разрешит ей; и не было у неесотоварища, разрешившего ей... Она нашла своего супругатакже не согласившимся на это; без согласия Духа и безведома своего супруга, раздувшаяся [?] из-за непреодолимогоее желания, Ее мысль не осталась бесплодной [недейственной], и открылся в ней труд несовершенный иотличавшийся от ее вида, ибо она создала это без своегосотоварища. И не было это подобным образу его Матери, ибобыло это другой формы... [в виде змеи и льва]... Онаотбросила его от себя, за пределы этих мест, дабы никто изБессмертных не увидел его, ибо она породила его вневедении. И она окружила его светлым облаком, дабы никтоне увидел его... и она назвала его Ялдаваоф. Это был ПервыйАрхонт. И он взял большую силу от своей Матери. И онудалился от нее и двинулся прочь от мест, где был рожден.Он завладел различными местами. Он создал себе эон впламени светлого огня, где он пребывает поныне".

    Архонты и ангелы.

    "И он соединился со своим Безумием, которое было в нем,и породил власти для себя... [ангелы, от изначальногоколичества по числу Эонов, умножились от определенного,хотя и не слишком точного, числа до общего числа в 360]...Они были порождены Архипрародителем, Первым Архонтом Тьмы,из Неведения того, кто породил их..." Главных властей -- двенадцать, семь из которых находятся на небесах,пять -- в хаосе нижнего мира (не упоминающегося вдальнейшем). Имена этих семи, за одним исключением, -- имена иудейского Бога или их искажение, а их звериныеоблики (напр., Элоаю с обличьем осла, Иао -- с обличьемзмеи, Адонин -- с обличьем обезьяны) показывают глубинупрезрения или отвращения, с каким мировые правителиобрисованы у гностиков. Все они персонифицируют "влечение,жажду и ярость".


    Но действительным противовесом традиционному образуветхозаветного Бога является их вождь и прародительЯлдаваоф. Мы упоминали прежде о том, как он обеспечил своеруководство над этими творениями, скрывая от них власть,которую он получил от Матери. Эта мрачная картина вкакой-то степени проясняется его связью с каждой из семилучших властей (некоторые из них, очевидно, дублируютсоответствующие Эоны, такие как "провидение", "понимание","мудрость"): были ли с самого начала значащими их имена илиони были пародией на "настоящие вещи", здесь текст непозволяет нам решить; но при взгляде на позднейшую роль"поддельного духа" как наиболее характерного жизненноговоплощения архонтов вторая альтернатива является наиболеевероятной.

    Раскаяние, страдание и исцеление Софии.

    При хвастовстве Ялдаваофа, который не ведал осуществовании чего-то более высокого, чем его Мать,последняя приходит в волнение: злоба и отступничество еесына, "несовершенного уродца тьмы", заставили ее понятьсобственную вину и изъян, вытекающий из ее действия безсогласия с ее сотоварищем. "И она раскаивалась и сильноплакала, и металась туда и сюда во тьме неведения, онастыдилась себя и не смела вернуться". Это и есть "страданиеСофии" в этой системе: оно приходит после явлений, чтопроизошли от ее заблуждения, и является таким образомпросто эмоциональным эпизодом, несравнимым с решающей,буквально "субстанциальной" ролью, которую оно играет ввалентинианской системе.


    В ответ на ее покаянную молитву и заступничество"братьев" Эонов, высший Дух позволил ее сотоварищуспуститься к ней, чтобы исцелить ее изъян; но из-зачрезмерного неведения, которое проявилось в ней, онаоставалась в "Девятом" Эоне, т.е. над космической Огдоадой,за пределами Плеромы до тех пор, пока ее восстановление небыло завершено. В дальнейшем с этой целью к ней приходитглас: "Человек существует, и сын Человека" (первый Бог иТолько-Порожденный)

    Творение Архонтами человека (психического Адама).

    Теперь и Ялдаваоф услышал этот глас, и, очевидно (пробелв тексте), он также произвел в воде образ совершенногоОтца, "Изначального Человека" в форме "человека". Этовдохновило Ялдаваофа (как это происходит и с Царем архонтову Мани) на творческий замысел, с которым согласились всесемь архонтов. "Они увидели в воде образ и сказали другдругу: "Пойдем, создадим человека по образу и подобиюБога". Так, загадочная множественная форма известнойбиблейской версии, которая повлекла множество мистическихинтерпретаций в самом иудаизме и за его пределами, здесьобъясняется гностическим приписыванием архонтам сотворениячеловека. Подражание низших сил божественному,недозволенное и грубое, представляет собой широкораспространенную гностическую идею: иногда, являясьособенностью уже демиургической деятельности как таковой(валентиниане), она приводит в результате к творениюприродного человека -- к этому мы обратимся болееподробно в рассмотрении мифа Мани.


    Рассказ продолжается: "Из себя и всех своих сил онисотворили и придали вид образованию. И каждый создал из[своей] силы душу: они сотворили ее по образу, который онивидели, и путем подражания Тому, кто существует изначально,Совершенному Человеку". Это представляет собой творениетолько психического Адама: "из себя" означает из ихсубстанции, которая есть душа, но не материя. Каждый архонтсделал свой вклад в "душу", которая потому кратна семи, иразличные ее части соответствуют различным частям тела:"костная душа", "мускульная душа" и т.д.; а остальные 360ангелов произвели "тело". Но долгое время творениеоставалось неподвижным, и власти не могли заставить егоподняться.

    Вливание пневматического человека.

    Тогда эта самонадеянность так же, как и ошибка в работеархонтов, стала известна Матери, которая пожелала открытьсилу, которую в состоянии неведения она отдала своему сыну,Первому Архонту. На ее просьбу Светлый Бог послал Христа сего четырьмя "светами" (Эонами), которые в виде ангеловЯлдаваофа (высший Бог не принимается во внимание до этогомомента обмана) дают последнему совет, рассчитанный на то,чтобы вдохнуть в человека "силу Матери": "Подуй в его лицоот духа [пневмы] твоего, и тело его восстанет". Он так исделал, и Адам начал двигаться. Так пневматический человекбыл внедрен в психического человека. Мы можем отметитьздесь, что вообще существует два гностических объясненияприсутствия пневмы в сотворенном человеке: в одном случаеоно вызвано замешательством Света -- человек обязан ееналичием либо Его собственному спуску вниз (напр.,Поймандр), либо замыслу архонтов (Мани); другое объяснение,противоположное первому, -- хитрость Света в его спорес архонтами (как в цитируемом и в валентинианском мифах).Но последняя версия не должна считаться более"оптимистической", чем первая, так как хитрость толькоиспользует наилучшим образом основное зло, то есть этабожественная субстанция становится в первую очередьотделенной от мира Света.

    Движение и противодвижение.

    Со страхом архонты поняли, что творение, которое создалиих силы и души, превосходит их в мудрости, и они унесли еговниз на дно всей Материи. Снова вмешался Отец, во благо"силы Матери", теперь скрытой в творении, и послал внизБлагого Духа, Мысль Света, названную им "Жизнь" (женск.),которая спряталась в нем, так что архонты не моглиобнаружить ее. "Это та, кто помогает всему творению,трудится вместе с ним, направляет его в его совершенныйхрам, просвещает его об истоках его изъяна и показывает емуего [путь] восхождения". Адам просветился светом, что естьв нем, и его мысль возвысилась над теми, кто создал его.

    Человек закован в материальное тело.

    И вслед за тем было принято новое решение с согласиявсех ангелов и властей. "Они произвели большое волнение[стихий]. Они перенесли его в тень смерти. Они сновасделали форму из земли [= "материя"], воды [= "тьма"], огня[= "желания"] и ветра[= "духа противоречия"]... Это -- оковы, это могила тела, в которое был одет человек, так чтооно стало [для него] оковами Материи". Так земной человекбыл завершен и унесен Ялдаваофом в рай.

    Творение Евы.

    Ялдаваоф, чтобы извлечь из Адама скрытую силу, которуюТьма преследует, но достать не может, принес забвение(важно отметить) Адаму, и "из его ребра" он воплотил МысльСвета (содержавшуюся там?) в женской форме. Но она снялапокров с его чувств, и он, "отрезвев от опьянения тьмой",узнал в ней свою сущность. Через Эпиною в Еве Христоснаучил Адама вкусить от древа Познания, что Ялдаваофзапретил ему, "чтобы он не узрел своего совершенства и незаметил своей наготы". Но змий (на более позднем этапе -- см. ниже) научил его вожделению порождения, котороеслужило интересам архонтов.

    Битва за человека: Дух и Дух Противоречия.

    Когда Ялдаваоф осознал, что Адам и Ева, благодаряприобретенному ими знанию, отвернулись от него, то проклялих и изгнал из "рая" в черную тьму. Потом он воспылалпохотью к девственной Еве, осквернил ее и родил с ней двухсыновей: Иаве с медвежьей мордой и Элоима с кошачьей,называемых среди людей до наших дней Каин и Авель. Элоима,"праведного", он поставил над огнем и ветром (высшиестихии), Иаве, "неправедного", над водой и землей (низшиестихии): вместе они правили "могилой" (т.е. телом) --очень искусное толкование Ветхого Завета! В дальнейшем онзаронил в Адама страсть к порождению (т.е. Демиург есть"змий"), и Адам породил с Евой Сифа, и так началась цепьпорождений. Мать послала свой Дух вниз к поколениям людей,чтобы родственная ей сущность пробудилась от бессилияпознания и зла "могилы". Эта продолжительная деятельностьматеринского духа была направлена на то, чтобы подготовитьих к приходу Духа из святых Эонов, который принесет имсовершенство. Архонты встретили это деяние равным попродолжительности деянием их "Духа Противоречия", которыйвходит в души, вырастает, ожесточает, закрывает их,отягощает их, сбивает их с пути на деяния зла и такимобразом лишает их возможности познания. Через этосовершаются и все чувственные порождения.

    Учреждение Гемармена.

    Следует отметить другое движение Тьмы в этой великойбитве: предназначение гемармена, дьявольского изобретенияархонтов. Видя успех усилий Духа в просвещениичеловечества, Ялдаваоф "пожелал получить власть(управление) над способностью мыслить... Он принял решениевместе с властями: они породили Судьбу, и через меры,периоды и времена они сковали богов на небесах [планетах извездах], ангелов, демонов и людей, так что все они попалипод ее узы, и она [Судьба] господствует надо всем: злой иизвращенный замысел!"


    В конечном счете все это, хотя и препятствующее иоткладывающее работу по спасению, тщетно. Дальнейшиесобытия мы можем опустить и на этом закончить нашерассмотрение.





    Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное

    Все материалы представлены для ознакомления и принадлежат их авторам.