Онлайн библиотека PLAM.RU


  • Приложение 1 Рекомендации по определению медицинской группы для занятий физической культурой при некоторых отклонениях в состоянии здоровья (по Буличу Э.Г., 1986)
  • Приложение 2 Перечень заболеваний, препятствующих отбору для поступления в общеобразовательные школы спортивного профиля, ДЮСШ, центры подготовки резервов большого спорта
  • Приложение 3 Перечень заболеваний и патологических состояний, препятствующих допуску к занятиям спортом
  • Приложение 4 Противопоказания к занятиям соревновательными видами спорта с позиции зарубежных специалистов
  • Приложение 5 Сроки динамического наблюдения и показания к снятию с учета больных врачами-терапевтами
  • Приложение 6 Примерные сроки начала занятий после заболеваний внутренних органов
  • Приложение 7 Сроки допуска к занятиям детей и подростков после острых инфекционных заболеваний и травм
  • Приложение 8 Упражнения при заболеваниях органов дыхания
  • Приложение 9 Упражнения, рекомендуемые при заболеваниях гепатобилиарной системы (дисфункция желчного пузыря и сфинктера Одди)
  • Приложение 10 Упражнения при заболеваниях желудочно-кишечного тракта
  • Приложение 11 Упражнения при сколиотической осанке
  • Приложение 12
  • Приложение 13 Упражнения при плоскостопии
  • Приложение 14 Перцентильная оценка общепринятых нормативов физической подготовленности детей
  • Приложение 15 Перцентильная оценка общепринятых нормативов физической подготовленности детей
  • Приложение 16 Перцентильная оценка общепринятых нормативов физической подготовленности
  • Приложение 17 Перцентильная оценка общепринятых нормативов физической подготовленности детей
  • Приложение 18 Перцентильная оценка общепринятых нормативов физической подготовленности детей
  • Приложение 19 Перцентильная оценка общепринятых нормативов физической подготовленности
  • Приложение 20 Перцентильная оценка общепринятых нормативов физической подготовленности детей
  • Приложение 21 Перцентильная оценка общепринятых нормативов физической подготовленности детей
  • Приложение 22 Перцентильная оценка общепринятых нормативов физической подготовленности
  • Приложение 23 Перцентильная оценка общепринятых нормативов физической подготовленности детей
  • Приложение 24 Перцентильная оценка общепринятых нормативов физической подготовленности детей
  • Приложение 25 Перцентильная оценка общепринятых нормативов физической подготовленности
  • Приложение 26 Перцентильная оценка общепринятых нормативов физической подготовленности детей
  • Приложение 27 Перцентильная оценка общепринятых нормативов физической подготовленности детей
  • Приложение 28 Перцентильная оценка общепринятых нормативов физической подготовленности
  • Приложение 29 Перцентильная оценка общепринятых нормативов физической подготовленности детей
  • Приложение 30 Перцентильная оценка общепринятых нормативов физической подготовленности детей
  • Приложение 31 Перцентильная оценка общепринятых нормативов физической подготовленности
  • Приложение 32 Перцентильная оценка общепринятых нормативов физической подготовленности детей
  • Приложение 33 Перцентильная оценка общепринятых нормативов физической подготовленности детей
  • Приложение 34 Перцентильная оценка общепринятых нормативов физической подготовленности
  • ПРИЛОЖЕНИЯ

    Приложение 1

    Рекомендации по определению медицинской группы для занятий физической культурой при некоторых отклонениях в состоянии здоровья (по Буличу Э.Г., 1986)

    Поражения миокарда

    1. Ревматический миокардит.

    ¦ Основная медицинская группа. При хорошем общем состоянии здоровья через 2 года после перенесенного заболевания.

    ¦ Подготовительная медицинская группа. Не ранее, чем через 1 год после перенесенного заболевания при отсутствии клинических признаков поражения сердца и суставов.

    ¦ Специальная медицинская группа. Не ранее, чем через 8-10 месяцев после перенесенного заболевания при отсутствии явлений, свидетельствующих об активности процесса, наличии порока сердца или недостаточности кровообращения.

    ¦ Занятия лечебной физкультурой. В остром периоде и в первые месяцы после перенесенного заболевания.

    2. Неревматические миокардиты.

    ¦ Основная медицинская группа. При хорошем общем состоянии через 1 год после окончания острого периода поражения сердца.

    ¦ Подготовительная медицинская группа. Не ранее, чем через 6 месяцев при отсутствии клинических признаков.

    ¦ Специальная медицинская группа. Через 2 месяца после перенесенного заболевания.

    ¦ Занятия лечебной физкультурой. По индивидуальным показаниям в период заболевания и в первые 2 месяца после него.

    Поражения клапанного аппарата сердца

    1. Недостаточность митрального клапана.

    ¦ Основная медицинская группа. Не назначается.

    ¦ Подготовительная медицинская группа. Не ранее, чем через 2 года после стихания активного ревматического процесса, при хорошей реакции на физическую нагрузку, после успешных занятий физическими упражнениями в специальной группе.

    ¦ Специальная медицинская группа. Не ранее, чем через 10–12 месяцев по окончании острого эндокардита, при отсутствии явлений активности ревматического процесса и недостаточности кровообращения.

    ¦ Занятия лечебной физкультурой. В первые месяцы после острого периода, а при недостаточности кровообращения или признаках активности ревматического процесса постоянно.

    2. Другие приобретенные пороки сердца.

    ¦ Основная медицинская группа не назначается.

    ¦ Подготовительная медицинская группа не назначается.

    ¦ Специальная медицинская группа. Строго индивидуально.

    ¦ Занятия лечебной физкультурой. Строго индивидуально.

    3. Врождённые пороки сердца без цианоза и признаков недостаточности кровообращения.

    ¦ Основная медицинская группа не назначается.

    ¦ Подготовительная медицинская группа не назначается.

    ¦ Специальная медицинская группа. При отсутствии признаков перегрузки правого желудочка и гемодинамических расстройств.

    ¦ Занятия лечебной физкультурой. При наличии перегрузки правого желудочка и гемодинамических расстройствах – строго индивидуально.

    4. Послеоперационный период после хирургических вмешательств по поводу порока сердца.

    ¦ Основная медицинская группа не назначается.

    ¦ Подготовительная медицинская группа не назначается.

    ¦ Специальная медицинская группа. При условии предшествующих успешных занятий не менее одного года лечебной физкультурой – строго индивидуально.

    ¦ Занятия лечебной физкультурой. В до– и послеоперационном периоде в течение одного года после операции.

    Хроническая пневмония

    ¦ Основная медицинская группа. I стадия – при длительной ремиссии не менее одного года.

    ¦ Подготовительная медицинская группа. I стадия – через один-два месяца после обострения при отсутствии остаточных явлений обострения.

    ¦ Специальная медицинская группа. I стадия – при остаточных явлениях обострения; II стадия – через один-два месяца после обострения; III стадия – при отсутствии явлений дыхательной и сердечнососудистой недостаточности, нормальной температуре не ранее чем через один-два месяца после обострения при условии предшествующих занятий лечебной физкультурой.

    ¦ Занятия лечебной физкультурой. В III стадии, а также во все стадии заболевания в течение одного-двух месяцев после обострения.

    Операция на лёгких по поводу хронических неспецифических заболеваний лёгких

    1. Лобэктомия и сегментарная резекция лёгкого.

    ¦ Основная медицинская группа не назначается.

    ¦ Подготовительная медицинская группа. Через один год после операции при нормальном течении послеоперационного периода, отсутствии рецидивов заболевания, явлений дыхательной и сердечнососудистой недостаточности, хорошей адаптации на занятиях в специальной группе.

    ¦ Специальная медицинская группа. Через четыре– шесть месяцев после операции при нормальном течении послеоперационного периода, отсутствии дыхательной и сердечно-сосудистой недостаточности, удовлетворительной адаптации к физической нагрузке, а также при отсутствии рецидивов заболевания.

    ¦ Занятия лечебной физкультурой. При нормальном течении послеоперационного периода в течение не менее четырёх-шести месяцев.

    2. Удаление целого лёгкого.

    ¦ Основная медицинская группа не назначается.

    ¦ Подготовительная медицинская группа не назначается.

    ¦ Специальная медицинская группа. Не ранее, чем через 1 год при условии нормального течения послеоперационного периода, отсутствии рецидивов заболевания, явлений дыхательной и сердечно-сосудистой недостаточности, при хорошей переносимости занятий лечебной физической культурой.

    ¦ Занятия лечебной физкультурой. Сразу после выписки из стационара в течение 1 года.

    Хронический пиелонефрит

    ¦ Основная медицинская группа не назначается.

    ¦ Подготовительная медицинская группа не назначается.

    ¦ Специальная медицинская группа. При компенсированной почечной функции через 1 год после периода обострения и при отсутствии существенных изменений в состоянии сердечно-сосудистой системы.

    ¦ Занятия лечебнойфизкультурой. Прикомпенсированной

    почечной функции, вне периода обострения и при умеренном повышении артериального давления или недостаточности кровообращения I степени.

    Эндокринные заболевания

    ¦ Основная медицинская группа. Индивидуально при легких и незначительных нарушениях, хорошем физическом развитии и высокой работоспособности (через полгода после занятий в подготовительной группе).

    ¦ Подготовительная медицинская группа. При незначительных отклонениях в физическом развитии и работоспособности от возрастных стандартов.

    ¦ Специальная медицинская группа. При умеренно выраженных нарушениях физического развития по сравнению с возрастными стандартами при отсутствии других эндокринных нарушений.

    ¦ Занятия лечебной физкультурой. При резко выраженных нарушениях.

    Сколиозы и нарушения осанки

    ¦ Основная медицинская группа не назначается.

    ¦ Подготовительная медицинская группа. При нарушениях осанки (включая сколиотическую), вызванных недостатками организации учебного и домашнего режима. желательны дополнительные к обычным урокам занятия корригирующей гимнастикой.

    ¦ Специальная медицинская группа. При сколиозах I и II степени (дополнительно рекомендуются занятия лечебной физкультурой).

    Напоминаем: сколиотическая осанка, в отличие от истинного сколиоза, – это боковая деформация позвоночника (нарушение положения позвоночника во фронтальной плоскости), не сопровождающаяся изменением формы тел позвонков и их ротацией.

    ¦ Занятия лечебной физкультурой. При сколиозах

    III степени (после туберкулеза и др.), юношеском кифозе и некоторых других нарушениях осанки – по назначению врача-ортопеда.

    Врожденные и приобретенные деформации опорно-двигательного аппарата

    ¦ Основная медицинская группа. При отсутствии нарушений двигательной функции.

    ¦ Подготовительная медицинская группа. При нерезко выраженных нарушениях двигательной функции.

    ¦ Специальная медицинская группа. Вопрос решается индивидуально.

    ¦ Занятия лечебной физкультурой. При существенных нарушениях двигательной функции.

    Параличи, парезы, гиперкинезы после различных заболеваний нервной системы (энцефалит, менингит, церебральные детские параличи, полиомиелит)

    ¦ Основная медицинская группа не назначается.

    ¦ Подготовительная медицинская группа не назначается.

    ¦ Специальная медицинская группа. Вопрос решается индивидуально.

    ¦ Занятия лечебной физкультурой. Систематические занятия.

    Хроническое воспаление среднего уха с нарушением целостности барабанной перепонки

    ¦ Основная медицинская группа. Противопоказаны занятия плаванием и зимними видами спорта.

    ¦ Подготовительная медицинская группа. При отсутствии нарушений функции слуха.

    ¦ Специальная медицинская группа. Назначается индивидуально.

    ¦ Занятия лечебной физкультурой. Систематические.

    Аномалии рефракции

    ¦ Основная медицинская группа. Менее ± 3Д с остротой зрения 0,5 и выше без коррекции. При остроте зрения 0,5 и выше только с коррекцией.

    ¦ Подготовительная медицинская группа. Менее ± 3Д при остроте зрения ниже 0,5 с коррекцией. От ± 3Д до ± 6Д независимо от остроты зрения.

    ¦ Специальная медицинская группа. ±6Ди более независимо отостроты зрения. Приналичии изменений на глазном дне и помутнения стекловидного тела обязательно заключение офтальмолога.

    ¦ Занятия лечебной физкультурой. Не назначаются.

    Приложение 2

    Перечень заболеваний, препятствующих отбору для поступления в общеобразовательные школы спортивного профиля, ДЮСШ, центры подготовки резервов большого спорта

    (Р. Е. Мотылянская с соавт., 1988)

    Приложение 3

    Перечень заболеваний и патологических состояний, препятствующих допуску к занятиям спортом

    (Г.А.Макарова, А.Б.Краснов, 2000, цит. по Г. А. Макаровой, 2000)

    I. Все острые и хронические заболевания в стадии обострения

    II. Особенности физического развития

    1. Резко выраженное отставание в физическом развитии, препятствующее выполнению упражнений и нормативов, предусмотренных учебными программами; резкая диспропорция между длиной конечностей и туловища.

    2. Все виды деформаций верхних конечностей, исключающие или затрудняющие возможность выполнения различных спортивных упражнений.

    3. Выраженная деформация грудной клетки, затрудняющая функционирование органов грудной полости.

    4. Выраженная деформация таза, влияющая на статику тела или нарушающая биомеханику ходьбы.

    5. Укорочение одной нижней конечности более чем на 3 см, даже при полноценной походке; выраженное искривление ног внутрь (Х-образное искривление) или наружу (О-образное искривление) при расстоянии между внутренними мыщелками бедренных костей или внутренними лодыжками большеберцовых костей свыше 12 см.

    III. Нервно-психические заболевания.

    Травмы центральной и периферической нервной системы

    1. Психотические и непсихотические психические расстройства вследствие органического поражения головного мозга. Эндогенные психозы: шизофрения и аффективные психозы. Симптоматические психозы и другие психические расстройства экзогенной этиологии.

    Лица, имеющие легкое кратковременное астеническое состояние после острого заболевания, допускаются к занятиям спортом после полного излечения.

    2. Реактивные психозы и невротические расстройства.

    Лица, имевшие острые реакции на стресс, нарушения адаптации и незначительно выраженные невротические расстройства, характеризующиеся в основном эмоционально-волевыми и вегетативными нарушениями, допускаются к занятиям спортом после полного излечения.

    3. Умственная отсталость.

    4. Эпилепсия.

    5. Инфекционные, паразитарные, вирусные заболевания центральной нервной системы и их последствия. Поражения головного и спинного мозга при общих инфекциях, острых и хронических интоксикациях и их последствия (явления астенизации, нейроцирку-ляторная дистония, стойкие рассеянные органические знаки).

    6. Травмы головного и спинного мозга и их последствия.

    7. Сосудистые заболевания головного и спинного мозга и их последствия (субарахноидальные, внутримозговые и другие внутричерепные кровоизлияния, инфаркт мозга, транзиторная ишемия мозга и др.).

    Лица с редкими обмороками подлежат углубленному обследованию и лечению. Диагноз «нейроциркуляторная дистония» устанавливается только в тех случаях, когда целенаправленное обследование не выявило других заболеваний, сопровождающихся нарушениями вегетативной нервной системы. Даже при наличии редких обмороков подобные лица не могут быть допущены к занятиям единоборствами, сложно-координационными, травмоопасными и водными видами спорта.

    8. Органические заболевания центральной нервной системы (дегенеративные, опухоли головного и спинного мозга, врожденные аномалии и другие нервно-мышечные заболевания).

    9. Заболевания периферической нервной системы (включая наличие объективных данных без нарушения функций).

    10. Травмы периферических нервов и их последствия (включая легкие остаточные явления в форме незначительно выраженных нарушений чувствительности или небольшого ослабления мышц, иннервируемых поврежденным нервом).

    11. Последствия переломов костей черепа (свода черепа, лицевых костей, в том числе нижней и верхней челюсти, других костей) без признаков органического поражения центральной нервной системы, но при наличии инородного тела в полости черепа, а также замещенного или незамещенного дефекта костей свода черепа.

    12. Временные функциональные расстройства после острых заболеваний и травм центральной или периферической нервной системы, а также их хирургического лечения.

    Лица, перенесшие закрытую травму головного и спинного мозга, при инструментально подтвержденном отсутствии признаков поражения центральной нервной системы могут быть допущены к занятиям спортом не ранее, чем через 12 месяцев после полного излечения (не рекомендуются травмоопасные виды спорта).

    IV. Заболевания внутренних органов

    1. Врожденные и приобретенные пороки сердца.

    2. Ревматизм, ревматические болезни сердца (ревматический перикардит, миокардит, ревматические пороки клапанов). Неревматические миокардиты, эндокардиты. Другие болезни сердца: кардиомиопатии, органические нарушения сердечного ритма и проводимости, пролапс клапанов (II степень и выше, I степень – при наличии регургитации, миксоматозной дегенерации клапанов, нарушений сердечного ритма, изменений на ЭКГ), синдромы предвозбуждения желудочков, синдром слабости синусового узла.

    Редкие одиночные экстрасистолы покоя и синусовая аритмия функционального характера не являются противопоказанием для занятий спортом.

    Лица, перенесшие неревматические миокардиты без исхода в миокардиосклероз, при отсутствии нарушений ритма сердца и проводимости, на фоне высокой толерантности к физической нагрузке могут быть допущены к занятиям спортом через 12 месяцев после полного выздоровления.

    3. Гипертоническая болезнь, симптоматические гипертонии.

    4. Ишемическая болезнь сердца.

    5. Нейроциркуляторная дистония (гипертензивного, гипотензивного, кардиального или смешанного типов) – допускаются условно.

    6. Хронические неспецифические заболевания легких и плевры, диссеминированные болезни легких нетуберкулезной этиологии (включая заболевания, сопровождающиеся даже незначительными нарушениями функции дыхания).

    7. Бронхиальная астма.

    При отсутствии приступов в течение пяти лет и более, но сохраняющейся измененной реактивности бронхов, допуск к занятиям отдельными видами спорта возможен (не рекомендуются виды спорта, направленные на развитие выносливости, зимние виды спорта, а также виды спорта, занятия которыми проходят в залах и связаны с использованием талька, канифоли и т. п.).

    8. Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки в стадии обострения. Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки в стадии ремиссии с нарушениями функции пищеварения и частыми обострениями в анамнезе.

    Лица с язвенной болезнью желудка или двенадцатиперстной кишки, находящиеся в течение 6 лет в состоянии ремиссии (без нарушений функции пищеварения), могут быть допущены к занятиям спортом (не рекомендуются виды спорта, направленные на развитие выносливости).

    9. Другие болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, включая аутоиммунный гастрит и особые формы гастритов (гранулематозный, эозинофильный, гипертрофический, лимфоцитарный), болезни желчного пузыря и желчных путей, поджелудочной железы, тонкого и толстого кишечника, со значительными и умеренными нарушениями функций и частыми обострениями.

    Лица с геликобактерным гастритом могут быть допущены к занятиям спортом после соответствующего лечения.

    Лица с хроническими гастритами и гастродуоденитами с незначительными нарушениями функции и редкими обострениями, а также дискинезиями желчевыводящих путей с редкими обострениями могут быть допущены к занятиям спортом.

    10. Хронические заболевания печени (включая доброкачественные гипербилирубинемии), цирроз печени.

    11. Болезни пищевода (эзофагит, язва – до полного излечения; кардиоспазм, стеноз, дивертикулы – при наличии значительных и умеренных нарушений функции).

    12. Хронические заболевания почек (хронический гломерулонефрит, хронический первичный пиелонефрит, нефросклероз, нефротический синдром, первично-сморщенная почка, амилоидоз почек, хронический интерстициальный нефрит и другие нефропатии).

    13. Пиелонефрит (вторичный), гидронефроз, мочекаменная болезнь.

    Инструментальное удаление или самостоятельное отхождение одиночного камня из мочевыводящих путей (лоханка, мочеточник, мочевой пузырь) без дробления камней мочевыделительной системы, мелкие (до 0,5 см) одиночные конкременты почек и мочеточников, подтвержденные только ультразвуковым исследованием, без патологических изменений в моче, односторонний или двухсторонний нефроптоз I стадии не являются противопоказанием к занятиям спортом.

    14. Системные заболевания соединительной ткани.

    15. Заболевания суставов – ревматоидный артрит, артриты, сочетающиеся со спондилоартритом, анкилозирующий спондилоартрит, остеоартроз, метаболические артриты, последствия инфекционных артритов.

    Лица, перенесшие реактивный артрит с полным обратным развитием, могут быть допущены к занятиям спортом через шесть месяцев после полного излечения.

    16. Системные васкулиты.

    17. Болезни крови и кроветворных органов.

    Лица, имеющие временные функциональные расстройства после несистемных болезней крови, допускаются к занятиям спортом после полного излечения.

    18. Стойкие изменения состава периферической крови (количество лейкоцитов менее 4,0х109/л или более 9,0х109/л, количество тромбоцитов менее 180,0х109/л, содержание гемоглобина менее 120 г/л).

    19. Злокачественные новообразования лимфоидной, кроветворной и родственных тканей: лимфо-, миело-, ретикулосаркомы, лейкозы, лимфозы, лимфогрануломатоз, парапротеинемические гемобластозы (включая состояния после хирургического лечения, лучевой и цитостатической терапии).

    20. Острая лучевая болезнь любой степени тяжести в анамнезе, а также полученная ранее при аварии или случайном облучении доза излучения, превышающая годовую предельно допустимую дозу в пять раз (в соответствии с нормами радиационной безопасности – 76/87).

    21. Эндокринные болезни, расстройства питания и обмена веществ (простой зоб, нетоксический узловой зоб, тиреотоксикоз, тиреоидит, гипотиреоз, сахарный диабет, акромегалия, болезни околощитовидных желез, надпочечников, подагра, ожирение II–III степени).

    V. Хирургические заболевания

    1. Болезни позвоночника и их последствия (спондилез и связанные с ним состояния, болезни межпозвонковых дисков, другие болезни позвоночника, выраженные нарушения положения позвоночника в сагиттальной плоскости: кифоз рахитический, кифоз туберкулезный, болезнь Шейерманна-Мау, болезнь Кальве; сколиотическая болезнь, явления выраженной нестабильности).

    Лица с нефиксированным искривлением позвоночника во фронтальной плоскости (сколиотическая осанка) и начальными признаками межпозвонкового остеохондроза с бессимптомным течением могут быть допущены к занятиям симметричными видами спорта.

    2. Последствия переломов позвоночника, грудной клетки, верхних и нижних конечностей, таза, сопровождающиеся нарушениями функций.

    3. Болезни и последствия повреждений аорты, магистральных и периферических артерий и вен, лимфатических сосудов: облитерирующий эндартериит, аневризмы, флебиты, флеботромбозы, варикозная и посттромботическая болезнь, слоновость (лимфодема), варикозное расширение вен семенного канатика (средней и значительной степени выраженности); ангиотрофоневрозы, гемангиомы.

    4. Хирургические болезни и поражения крупных суставов, костей и хрящей, остеопатии и приобретенные костно-мышечные деформации (внутрисуставные поражения, остеомиелит, периостит, другие поражения костей, деформирующий остеит и остеопатии, остеохондропатии, стойкие контрактуры суставов, другие болезни и поражения суставов, костей и хрящей).

    При болезни Осгуда-Шлятерра вопрос о возможности допуска к занятиям спортом решается индивидуально.

    5. Застарелые или привычные вывихи в крупных суставах, возникающие при незначительных физических нагрузках.

    6. Дефекты или отсутствие пальцев рук, нарушающие функции кисти.

    7. Дефекты или отсутствие пальцев стопы, нарушающие полноценную опороспособность, затрудняющие ходьбу и ношение обуви (обычной и спортивной).

    За отсутствие пальца на стопе считается отсутствие его на уровне плюснефалангового сустава. Полное сведение или неподвижность пальца считается как его отсутствие.

    8. Плоскостопие и другие деформации стопы со значительными и умеренными нарушениями её функций.

    При наличии плоскостопия II степени на одной ноге и плоскостопия I степени на другой ноге заключение выносится по плоскостопию II степени.

    Лица с плоскостопием I степени, а также II степени без артроза в таранно-ладьевидных сочленениях могут быть допущены к занятиям спортом.

    9. Грыжа (паховая, бедренная, пупочная), другие грыжи брюшной полости. Расширение одного или обоих паховых колец с явно ощущаемым в момент кольцевого обследования выпячиванием содержимого брюшной полости при натуживании – до полного излечения.

    Небольшая пупочная грыжа, предбрюшинный жировик белой линии живота, а также расширение паховых колец без грыжевого выпячивания при физической нагрузке и натуживании не являются противопоказанием к занятиям спортом.

    10. Геморрой с частыми обострениями и вторичной анемией, выпадением узлов II–III стадии. Рецидивирующие трещины заднего прохода.

    Лица, перенесшие оперативные вмешательства по поводу варикозного расширения вен нижних конечностей, вен семенного канатика, геморроидальных вен, трещин заднего прохода, могут быть допущены к занятиям спортом, если по истечении 1 года после операции отсутствуют признаки рецидива заболевания и расстройств местного кровообращения.

    11. Выпячивание всех слоев стенки прямой кишки при натуживании.

    12. Последствия травм кожи и подкожной клетчатки, сопровождающиеся нарушениями двигательных функций или затрудняющие ношение спортивной одежды, обуви или снаряжения.

    13. Неокрепшие рубцы после операций и повреждений, по своей локализации затрудняющие выполнение физических упражнений; рубцы, склонные к изъязвлению; рубцы, спаянные с подлежащими тканями и препятствующие движениям в том или ином суставе при выполнении физических упражнений.

    14. Заболевания грудных желез.

    15. Злокачественные новообразования всех локализаций.

    16. Доброкачественные новообразования – до полного излечения.

    Лица, имеющие временные функциональные расстройства после хирургического лечения доброкачественных новообразований, допускаются к занятиям спортом после полного излечения.

    VI. Травмы и заболевания ЛОР-органов

    1. Болезни и повреждения гортани, шейного отдела трахеи, сопровождающиеся даже незначительными нарушениями дыхательной и голосовой функций.

    2. Искривление носовой перегородки с выраженным нарушением носового дыхания (операция в подобных случаях проводится в возрасте не моложе 15 лет).

    3. Болезни наружного уха – до полного излечения.

    4. Заболевания Евстахиевой трубы – до полного излечения.

    5. Гнойный одно– или двусторонний эпитимпанит или мезатимпанит во всех формах и стадиях.

    6. Стойкие остаточные явления перенесенного отита (стойкие рубцовые изменения барабанной перепонки, наличие перфорации барабанной перепонки).

    7. Отосклероз, лабиринтопатия, кохлеарный неврит и другие причины глухоты или стойкого понижения слуха на одно или оба уха (в норме на оба уха восприятие шепотной речи должно быть на расстоянии 6 м, минимально допустимое снижение этого расстояния до 4 м).

    8. Нарушение проходимости Евстахиевой трубы и расстройство барофункции уха.

    9. Вестибулярно-вегетативные расстройства, даже в умеренно выраженной степени.

    10. Заболевания придаточных пазух носа – до полного излечения.

    11. Деформации и хронические изменения в состоянии тканей носа, полости рта, глотки, гортани и трахеи, сопровождающиеся нарушениями дыхательной функции.

    12. Болезни верхних дыхательных путей (полипы полости носа, аденоиды, декомпенсированная форма хронического тонзиллита) – до полного излечения.

    Под хроническим декомпенсированным тонзиллитом принято понимать форму хронического тонзиллита, характеризующуюся частыми обострениями (2 и более в год), наличием тонзиллогенной интоксикации (субфебрилитет, быстрая утомляемость, вялость, недомогание, изменения со стороны внутренних органов), вовлечением в воспалительный процесс околоминдаликовой ткани, регионарных лимфоузлов (паратонзиллярный абсцесс, регионарный лимфаденит).

    К объективным признакам хронического декомпенсированного тонзиллита относятся: выделение гноя или казеозных пробок из лакун при надавливании шпателем на миндалину или при ее зондировании, грубые рубцы на небных миндалинах, гиперемия и отечность небных дужек и сращение их с миндалинами, наличие в подэпителиальном слое нагноившихся фолликулов, увеличение лимфатических узлов по переднему краю грудинно-ключично-сосцевидных мышц.

    13. Озена.

    14. Полное отсутствие обоняния (аносмия).

    15. Лица, имеющие временные функциональные расстройства после обострения хронических заболеваний ЛОР-органов, их травм и хирургического лечения, допускаются к занятиям спортом после полного излечения.

    VII. Травмы и заболевания глаз

    1. Лагофтальм, заворот век и рост ресниц по направлению к глазному яблоку (трихиаз), вызывающий постоянное раздражение глаз; выворот век, нарушающий функцию глаза, сращение век между собой или с глазным яблоком, препятствующее или ограничивающее движение глаз и нарушающее функцию зрения, хотя бы одного глаза.

    2. Птоз века, нарушающий функцию зрения одного или обоих глаз.

    3. Упорное неизлечимое слезотечение вследствие заболевания слезных путей.

    4. Хронические заболевания конъюктивы, роговицы, увеального тракта и сетчатки воспалительного или дегенеративного характера с частыми обострениями.

    5. Заболевания зрительного нерва.

    6. Атрофия зрительного нерва.

    7. Выраженная врожденная и приобретенная (в том числе травматическая) катаракта.

    8. Помутнение, деструкция стекловидного тела.

    9. Врожденные и приобретенные дефекты развития оболочек глаза, нарушающие функцию зрения.

    10. Афакия.

    11. Изменения на глазном дне.

    12. Состояния после проникающего ранения глаза.

    13. Инородное тело в глазе, не показанное к извлечению.

    14. Ограничение поля зрения одного или обоих глаз более чем на 20°.

    15. Нарушения двигательного аппарата глаз.

    16. Выраженный нистагм глазного яблока при значительном снижении остроты зрения.

    17. Содружественное косоглазие более 20° – вопрос о допуске решается индивидуально.

    18. Нарушения цветоощущения – вопрос о допуске решается индивидуально в зависимости от специфики избранного вида спорта.

    19. Аномалии рефракции: общий вариант – острота зрения: а) менее 0,6 на оба глаза (без коррекции); б) не менее 0,6 на лучший и 0,3 на худший глаз (без коррекции); частные варианты – см. таблицы 1–2.

    Возможность занятий спортом при аномалиях рефракции (Р. А.Пинкаченко, 1988)

    Противопоказания к занятиям спортом лиц, страдающих близорукостью (Р. А.Пинкаченко, 1988)

    Дальнозоркость. При этом виде аномалии рефракции вопрос о занятиях физической культурой и спортом решается в зависимости от остроты зрения и возможности пользоваться коррекцией.

    Небольшим степеням дальнозоркости, как правило, свойственна высокая (без коррекции) острота зрения: 1,0 или 0,9–0,8. При подобной остроте зрения и дальнозоркости небольших степеней возможны занятия всеми видами спорта.

    Лица, имеющие дальнозоркость +4,0Д и выше, при снижении относительной остроты зрения, когда коррекция является обязательной, могут быть допущены к занятиям только теми видами спорта, где допустимо использование очков. При этом очки должны быть легкими, прочно фиксированными, обладать высокими оптическими свойствами, а в летнее время иметь желто-зеленые светофильтры.

    В случае дальнозоркости высоких степеней (выше +6,0Д), которая обычно встречается при микрофтальме с тенденцией к возникновению отслойки, занятия спортом противопоказаны.

    При дальнозорком и близоруком астигматизме слабых степеней и относительно высокой остроте зрения возможны занятия всеми видами спорта.

    VIII. Стоматологические заболевания

    1. Нарушения развития и прорезывания зубов: отсутствие 10 и более зубов на одной челюсти или замещение их съемным протезом, отсутствие 8 коренных зубов на одной челюсти, отсутствие 4 коренных зубов на верхней челюсти с одной стороны и 4 коренных зубов на нижней челюсти с другой стороны или замещение их съемными протезами.

    2. Челюстно-лицевые аномалии, другие болезни зубов и их опорного аппарата, болезни челюстей со значительными и умеренными нарушениями дыхательной, обонятельной, жевательной, глотательной и речевой функций.

    3. Болезни твердых зубов, пульпы и периапикальных тканей, десен и парадонта, слюнных желез, языка и слизистой полости рта, не поддающиеся лечению.

    IX. Кожно-венерические заболевания

    1. Инфекции и другие воспалительные болезни кожи и подкожной клетчатки, трудно поддающиеся лечению; распространенные формы хронической экземы, диффузный нейродермит с распространенной лихенификацией, пузырчатка, герпетиформный дерматит, распространенный псориаз, распространенная абсцедирующая и хроническая язвенная пиодермия, ограниченные и часто рецидивирующие формы экземы, диффузный нейродермит с очаговой лихенификацией кожного покрова, дискоидная красная волчанка, фотодерматиты.

    2. Другие болезни кожи и подкожной клетчатки: хроническая крапивница, рецидивирующий отек Квинке, ограниченная склеродермия.

    3. Болезнь, вызываемая вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ), включая ВИЧ-инфицирование.

    4. Сифилис и другие венерические болезни: третичный, врожденный сифилис; первичный, вторичный и скрытый сифилис при замедленной негативации классических серологических реакций.

    Лица с первичным, вторичным, скрытым сифилисом, гонореей и другими венерическими болезнями (мягкий шанкр, лимфатическая лимфогранулема, паховая гранулема, негонококковые уретриты) могут быть допущены к занятиям спортом после проведения контроля излеченности и снятия с диспансерного учета.

    5. Микозы: актиомикоз, кандидоз внутренних органов, кокцидоидоз, гистоплазмоз, бластомикозные инфекции, споротрихоз, хромомикоз, мицетомы.

    Лица, страдающие дерматофитиями, вызванными грибами (микроспорум, эпидермофития, трихофитон), могут быть допущены к занятиям спортом после проведения контроля излеченности и снятия с диспансерного учета.

    X. Заболевания половой сферы

    1. Заболевания мужских половых органов (гиперплазия, воспалительные и другие болезни предстательной железы; водянка яичка, орхит и эпидидимит; гипертрофия крайней плоти и фимоз; болезни полового члена; водянка яичка или семенного канатика; нахождение обоих яичек в брюшной полости или паховых каналах; другие болезни мужских половых органов) со значительными и умеренными нарушениями функций. При наличии заболеваний, поддающихся консервативному или оперативному лечению, – до их полного излечения.

    2. Воспалительные заболевания женских половых органов (вульвы, влагалища, бартолиниевых желез, яичников, маточных труб, матки, тазовой клетчатки, брюшины) – до полного излечения.

    3. Выраженное варикозное расширение вен в области вульвы.

    4. Крауроз вульвы.

    5. Генитальный и экстрагенитальный эндометриоз.

    6. Выраженные нарушения положения женских половых органов.

    7. Резко выраженные или сопровождающиеся нарушением функций пороки развития и недоразвития женской половой сферы (выраженный инфантилизм органов), гермафродитизм.

    8. Опущение или частичное выпадение женских половых органов.

    9. Стойкие нарушения менструальной функции.

    XI. Инфекционные заболевания

    1. Инфекционные и паразитарные болезни: кишечные инфекции, бактериальные зоонозы, бактериальные и вирусные болезни, в т. ч. передаваемые членистоногими, болезни, вызываемые хламидиями, риккетсиозы и другие болезни, не поддающиеся или трудно поддающиеся лечению, включая временные функциональные расстройства после острых инфекционных и паразитарных болезней.

    При наличии положительных серологических или аллергологических реакций (Райта, Хеддельсона, Бюрне) без клинических проявлений бруцеллеза вопрос о допуске к занятиям спортом решается индивидуально.

    Носительство поверхностного (австралийского) антигена вирусного гепатита В является основанием для детального обследования с целью исключения скрыто протекающего хронического заболевания печени.

    Лица, переболевшие вирусным гепатитом, брюшным тифом, паратифами при отсутствии у них нарушений функций печени и желудочно-кишечного тракта могут быть допущены к занятиям спортом, но не ранее, чем через 6 месяцев после окончания стационарного лечения (не показаны виды спорта, направленные на развитие выносливости).

    2. Туберкулез органов дыхания: легких, бронхов, внутригрудных лимфатических узлов, плевры, в том числе неактивный при малых остаточных изменениях после перенесенного заболевания, включая спонтанно излеченный туберкулез.

    Наличие единичных мелких петрификатов в легких или внутригрудных лимфатических узлах не является противопоказанием к занятиям спортом.

    3. Туберкулез внегрудной локализации: периферических и брыжеечных лимфатических узлов, перикарда, брюшины, кишечника, костей и суставов, мочеполовых органов, глаз, кожи, других органов.

    Лица с неактивным туберкулезом органов дыхания и внегрудных локализаций, т. е. при отсутствии признаков активности после завершения лечения в течение 5 лет, снятия с диспансерного учета и при отсутствии любых остаточных изменений могут быть допущены к занятиям спортом.

    4. Лепра.

    Приложение 4

    Противопоказания к занятиям соревновательными видами спорта с позиции зарубежных специалистов

    (Дж. Дункан Мак-Дугалл, Говард Э.Уэнгер, Говард Дж. Грин, 1998)

    *В некоторых видах спорта требуется наличие защитного устройства

    Приложение 5

    Сроки динамического наблюдения и показания к снятию с учета больных врачами-терапевтами

    (Г. П. Матвейков с соавт., 1990)

    Приложение 6

    Примерные сроки начала занятий после заболеваний внутренних органов

    (Д. М. Российский и Л. Г. Серкин, с изменениями, цит. по Н. В. Гритченко, 1972)

    Примечание. В скобках указаны сроки для детей и подростков.

    Примерные сроки начала занятий после острых заболеваний, травм ЛОР-органов и оперативных вмешательств на ЛОР-органах

    (В. А. Левандо, Г. А. Левандо, 1986)

    Примечание. Сроки указаны в днях и месяцах после клинического выздоровления.

    Примерные сроки начала занятий после заболеваний и повреждений опорно-двигательного аппарата

    (В. К. Добровольский, цит. по Н. В. Гритченко, 1972)

    Приложение 7

    Сроки допуска к занятиям детей и подростков после острых инфекционных заболеваний и травм

    рис.

    Приложение 8

    Упражнения при заболеваниях органов дыхания

    (А. Г. Дембо, С. Н. Попов, 1973; С. Н. Попов, 1985; А. В. Машков, 1986; В. А.Епифанов, В. Н. Мошков, Р. И. Антуфьева, 1987; В. И. Дубровский, 2001; С. Н. Попов, 2004; И. А. Котешева, 2003)

    Задачи: снять бронхоспазм, нормализовать механику дыхания, увеличить дыхательную мускулатуру и подвижность грудной клетки, нормализовать функцию внешнего дыхания, восстановить стереотип регуляции дыхания, укрепить вегетативную нервную систему, нормализовать процессы возбуждения и торможения, повысить устойчивость организма к воздействию внешней среды.

    Физическая реабилитация при заболеваниях органов дыхания в широком смысле включает в себя различные виды физических тренировок, систему дыхательных упражнений, элементы йоги, звуковую и дренажную гимнастику, постуральный дренаж.

    Дыхательные упражнения (ДУ), облегчающие дыхание: вдох облегчается разведением верхних конечностей в стороны, подниманием их вверх за голову, разгибанием туловища, т. к. эти движения способствуют расширению грудной клетки, опусканию диафрагмы.

    Дыхательные упражнения, способствующие усилению ВДОХА.

    И. п. – лежа на спине:

    1) вдох – поднять руку, выдох – опустить;



    2) вдох – развести руки в стороны, выдох – скрестить руки на груди;



    3) вдох – кистями надавливать на боковые поверхности грудной клетки.

    И. п. – сидя на стуле:

    4) вдох – отвести руки в сторону;

    5) вдох – развести руки с гантелями (до 1 кг) в стороны.



    И. п. – стоя:

    6) вдох – поднять руки вверх с максимальным прогибанием туловища назад;

    7) то же, с мячом в руках;

    8) то же, с гимнастической палкой в руках;



    9) вдох – поднять гимнастическую палку вверх с поворотом туловища в сторону, выдох – наклонить туловище вперед.

    Выдох облегчается во время приведения рук к туловищу, скрещивания их на груди, сгибания туловища, подтягивания согнутых ног к животу, т. к. эти упражнения уменьшают объем грудной клетки и поднимают диафрагму.

    Дыхательные упражнения, способствующие усилению ВЫДОХА.

    И. п. – лёжа на спине:

    10) из и. п. лежа на спине сесть и наклониться вперед на выдохе (облегченный вариант: из и. п. сидя на полу, на выдохе наклониться вперед);



    11) из и. п. лежа на боку на выдохе поочередно подтягивать ноги к груди, наклоняя голову к колену.



    И. п. – сидя на стуле:

    12) на выдохе поочередно подтягивать ноги к груди;



    13) ноги широко расставлены, на выдохе поочередно наклоняться то к правой, то к левой ноге, стремясь достать руками кончики пальцев ног;



    14) ноги вытянуты, в руках гантели весом не более 1 кг, на выдохе максимальные наклоны туловища вперед.



    И. п. – стоя:

    15) ноги шире плеч, на выдохе максимальные наклоны туловища вперед;



    16) то же, с мячом в руках;



    17) ноги вместе, на выдохе поочередно подтягивать ноги к грудной клетке;



    18) на выдохе присесть, обхватив руками колени;

    19) на выдохе сдавливать руками нижние и средние отделы боковой поверхности грудной клетки с наклоном туловища вперед.

    Приложение 9

    Упражнения, рекомендуемые при заболеваниях гепатобилиарной системы (дисфункция желчного пузыря и сфинктера Одди)

    (А. Г. Дембо, С. Н. Попов, 1973; С. Н. Попов, 1985; А. В. Машков, 1986; В. А.Епифанов, В. Н. Мошков, Р. И. Антуфьева, 1987; В. И. Дубровский, 2001; С. Н. Попов, 2004).

    Задачи: общее оздоровление и укрепление организма учащегося, воздействие на нейрогуморальную регуляцию пищеварительных процессов, улучшение кровообращения в брюшной полости и малом тазу, предупреждение спаечного процесса и застойных явлений, укрепление мышц брюшного пресса, повышение внутрибрюшного давления, стимуляция моторной функции пищеварительной системы, улучшение и развитие полного дыхания, положительное воздействие на нервно-психическую сферу больного, повышение эмоционального тонуса.

    Физические упражнения применяются при всех хронических заболеваниях желчевыводящих путей у детей, которые сопровождаются нарушениями общего обмена веществ функции пищеварения, застойными явлениями в печени и нарушениями двигательной функции желчного пузыря.

    Наилучший эффект физических упражнений при нарушениях оттока желчи, несомненно, достигается в исходном положении лежа, при этом из четырех возможных положений каждое имеет свои особенности (лежа на спине, животе, на правом боку, на левом боку).

    Расположение билиарной системы в брюшной полости определяет наилучшее исходное положение лежа на левом боку. При этом обеспечивается свободное перемещение желчи в желчном пузыре к его шейке по пузырному протоку. В то же время это положение резко ограничивает применение разнообразных упражнений, необходимых для улучшения деятельности других функций организма.

    Исходное положение «лежа на спине» позволяет значительно расширить круг упражнений для брюшного пресса, конечностей и диафрагмального дыхания. Однако эффективность использования упражнений в этом исходном положении для оттока желчи несколько ниже, чем в первом варианте.

    Исходное положение лежа на животе обеспечивает повышение давления брюшной полости. За счет образования так называемого прессорного давления на желчный пузырь возникает дополнительное воздействие, способствующее его опорожнению.

    Исходное положение «лежа на правом боку», неблагоприятно для оттока желчи, т. к. ее поступление в шейку желчного пузыря затрудняется. Однако в этом положении рекомендуют применять ряд упражнений для диафрагмального дыхания. В этом исходном положении значительно улучшается экскурсия правого купола диафрагмы, что ведет к увеличению кровообращения в печени.

    В исходном положение «стоя» создается возможность применения широкого комплекса гимнастических упражнений. Это положение менее благоприятно для оттока желчи, зато расширяет область двигательных, дыхательных и игровых упражнений. Последнее особенно важно при работе с детьми.

    Наряду с комплексом гимнастических упражнений немаловажное значение имеет массаж живота и кишечника.

    Регулярное применение физических упражнений имеет не только лечебное, но и важное профилактическое значение.

    Лежа на спине

    1. Поднимание прямой ноги вперед.



    2. Поочередное подтягивание колена к животу.



    3. Отведение ноги в сторону.



    4. Поднимание вперед обеих прямых ног.



    5. Сгибание обеих ног, подтягивание коленей к животу.



    6. Движения ног, воспроизводящие движения при езде на велосипеде. _



    7. Дыхание животом (диафрагмальное). Лежа на боку

    8. Поднимание ноги в сторону.



    9. Отведение ноги назад – сгибание вперед, подтягивая колено к животу.



    10. Встречные маховые движения рукой и ногой.



    Сидя на стуле

    11. Повороты туловища в стороны.



    12. Наклоны туловища в стороны.



    13. Руки на поясе, отвести локти назад – вдох, наклоны вперед-выдох.



    14. Поочередное сгибание и подтягивание ноги к животу.



    15. Подтягивание обеих ног к животу.



    16. Дыхание животом (диафрагмальное).

    17. Полное дыхание.

    Стоя

    18. Ходьба. Ходьба с высоким подниманием колена.



    19. Стоя у опоры, маховые движения ногами вперед, назад, в стороны.



    20. Дыхание животом и полное.

    21. Повороты туловища в стороны с отведением руки в ту же сторону.



    22. Наклоны туловища в сторону, вперед и прогибание из различных исходных положений для ног, с дополнительным движением руками.

    23. Приседание.



    Комплекс упражнений составляется с учетом заболевания, индивидуальных особенностей детей, принципов использования физических упражнений в лечебных целях. Упражнения специального характера выполняются в сочетании с общеразвивающими, дыхательными из различных исходных положений.

    Приложение 10

    Упражнения при заболеваниях желудочно-кишечного тракта

    (А. Г. Дембо, С. Н. Попов, 1973; С. Н. Попов, 1985; А. В. Машков, 1986; В. А.Епифанов, В. Н. Мошков, Р. И. Алтуфьева, 1987; В. И. Дубровский, 2001; С. Н. Попов, 2004).

    Задачи: улучшение моторной функции желудка и кишечника, уменьшение внутрибрюшного давления, положительное воздействие на нервно-психическую сферу больного, повышение эмоционального тонуса.

    1. И.п. – лежа на спине, ноги выпрямлены, руки вдоль тела. Поочередно сгибать ноги в коленном суставе. Дыхание свободное. Темп средний. Повторить 4–6 раз каждой ногой.



    2. И.п. – то же. Поочередно поднимать прямые ноги. Дыхание свободное. Темп средний. Повторить 4–6 раз каждой ногой.



    3. И.п. – то же. На выдохе сесть из положения лежа. В первое время можно помогать себе руками. На вдохе вернуться в и. п. Темп медленный и плавный. Повторить 3–4 раза.

    Примечание. Через 1–2 недели занятий при отсутствии болевых и других неприятных ощущений упражнения 1–3 можно усложнить: упражнения 1 и 2 выполнять одновременно двумя ногами; упражнение 3 делать положив кисти рук на затылок.

    4. И.п. – то же, руки под головой. Скользя пятками по полу, приблизить стопы максимально близко к ягодицам, развести колени в стороны, стараясь достать пол. Затем соединить колени и выпрямить ноги, вновь скользя стопами по полу. Дыхание не задерживать. Темп медленный.

    5. И.п. – коленно-локтевое. На выдохе медленно разогнуть ноги в коленных суставах, опираясь на носки ног и предплечья. На вдохе вернуться в и.п. Темп медленный. Повторить 2–4 раза.



    6. И.п. – то же, ноги на ширине стопы. Передвигая колени по полу, приблизить их к локтям, округляя при этом спину; затем вернуться в и.п. Темп средний.



    7. И.п. – сидя на табурете, ноги выпрямлены, руки на коленях. На вдохе развести руки в стороны, на выдохе наклониться вперед, стараясь достать пол.



    8. И.п. – то же, руки на поясе. На вдохе наклониться вперед, на выдохе отклониться назад. Темп медленный и плавный.



    9. И.п. – стоя, ноги на ширине стопы, руки на поясе. На вдохе наклониться вперед, на выдохе вернуться в и.п. Темп средний.



    10. И.п. – то же. Выполнить наклоны корпуса в стороны. Темп средний.



    11. И.п. – то же, руки в стороны. На выдохе выполнить наклон корпуса вперед, отводя правую руку назад, а левой, стараясь достать носок правой ноги; на вдохе вернуться в и.п. Затем выполнить наклон, поменяв положение рук. Темп средний.



    12. И.п. – то же, руки перед грудью. На выдохе развести руки в стороны и повернуть корпус влево, на вдохе вернуться в и.п. Это же движение выполнить повернув корпус вправо. Темп средний.



    Гимнастика Стрельниковой (цит. по М. Щетинину, 1999).

    Дышать только носом, дышать неглубоко, между выдохом и вдохом делать паузу. А для того, чтобы направить поток крови в область пищеварительного тракта, необходимо делать следующие упражнения:

    1. «Насос». Ноги немного уже ширины плеч. Сгибаем туловище вперед в пояснице, доставая пальцами рук ноги ниже коленей – вдох. Разгибаемся, затем вновь



    сгибаем туловище вперед, доставая пальцами рук ноги ниже коленей – выдох. Опять разгибаемся, затем вновь сгибаем туловище и достаем пальцами рук ноги ниже коленей – пауза в дыхании. Следующее разгибание и сгибание – продолжаем паузу в дыхании. Разгибаемся. Цикл движений окончен. В начале занятий таких циклов необходимо делать не менее 8, а затем довести их количество до 24.

    2. «Винт». Ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях. Поворот верхней части туловища вправо – влево. Поворачиваем туловище в левую сторону насколько возможно, при этом левая рука идет за спину и тыльной стороной кисти делает хлопок по правому боку спины в районе поясницы, а правая рука идет впереди туловища к левому боку живота, по которому делает хлопок правой ладонью – вдох. Поворачиваем туловище в правую сторону насколько возможно, при этом правая рука идет за спину и делает хлопок по левому боку спины, а левая рука перед туловищем идет вправо и делает хлопок по правому боку живота – выдох. Вновь поворачиваем туловище вправо и делаем соответствующие хлопки руками – пауза в дыхании. Следующий поворот туловища в левую сторону и соответствующие движения рук – продолжаем паузу в дыхании. Цикл движений окончен. Таких циклов необходимо сделать не менее 8 подряд.



    Затем меняем порядок движений. Вдох делаем при повороте туловища в правую сторону и т. д. Циклов с измененным порядком движений делаем столько же, сколько и в первом случае. Хлопки руками по бокам должны быть очень легкими, особенно вначале, поскольку зоны тела, по которым осуществляются удары, находятся в непосредственной близости от таких серьезных органов человека, как печень, почки и т. д., и могут вызвать болевые ощущения. По мере освоения упражнения, количество циклов в каждую сторону довести до 24.

    3. «Качалка». Ноги несколько шире ширины плеч. Во время выполнения упражнения ноги остаются прямыми. Руки вместе, пальцами касаются друг друга. Сгибаем туловище вперед вправо, стараясь коснуться пальцами обеих рук правой ноги с внешней стороны ниже колена – вдох. Выпрямляемся и сгибаем туловище вперед влево, стараясь достать пальцами обеих рук левую ногу с внешней стороны ниже колена – выдох. Опять выпрямляемся и снова стараемся, согнув туловище вправо, достать двумя руками правую ногу ниже колена – пауза в дыхании. Продолжая паузу в дыхании, выпрямляемся и вновь, согнув туловище влево, пытаемся достать двумя руками левую ногу ниже колена. Выпрямляемся. Цикл движений окончен. Меняем порядок движений. Вдох делаем сгибая туловище вперед влево и т. д. В начале занятий количество циклов в каждую сторону не менее 8, а затем доводим их количество до 12 в каждую сторону.



    4. «Ваза». Вращение верхней части туловища. Ноги на ширине плеч, руки помогают держать равновесие. Сгибаем туловище в поясе вперед – вдох. Вращаем верхнюю часть туловища в левую сторону вокруг воображаемой оси вращения. После прохождения полного оборота и возвращения в исходное положение – выдох. Следующие два оборота делаем выдерживая паузу в дыхании. Цикл окончен. Поначалу таких циклов надо делать не менее 8 в одну сторону и 8 в другую сторону, а по мере освоения довести общее количество выполняемых циклов по этому упражнению до 24.

    5. «Закрутка». Ноги на ширине плеч. Поворачиваем верхнюю часть туловища в правую сторону и, прогибаясь в спине, пытаемся коснуться правой рукой подколенной впадины левой ноги или задней части левого бедра ближе к колену – вдох. Выпрямляемся и поворачиваем верхнюю часть туловища в левую сторону, пытаясь достать левой рукой подколенную впадину правой ноги или заднюю часть правого бедра ближе к колену, – выдох. Выпрямляемся и повторяем поворот в правую сторону, пытаясь достать правой рукой заднюю часть колена или бедра левой ноги. При этом делаем паузу в дыхании. Вновь выпрямляемся и поворачиваем верхнюю часть туловища в левую сторону, пытаясь достать правую ногу сзади, продолжая паузу в дыхании. Выпрямляемся. Цикл движений окончен. Аналогичный цикл движений выполняем, делая вдох и выдох в других направлениях. Постепенно необходимо довести выполнение таких циклов в каждую сторону до 24.

    6. «Большой маятник». Наклоны верхней части туловища вперед. Выполняем в положении стоя, ноги на ширине плеч. Наклоняем верхнюю часть туловища вперед, касаясь руками ног ниже коленей, – вдох. Выпрямляем туловище и при этом делаем перекрестное обхватывание руками противоположных плеч. Вновь наклоняем верхнюю часть туловища вперед, касаясь руками ног ниже коленей – выдох. Выпрямляемся и опять делаем перекрестное обхватывание руками противоположных плеч. Снова наклон туловища и касание ног руками – пауза в дыхании. Выпрямляемся, делаем перекрестное обхватывание плеч руками и вновь наклон туловища и касание ног руками при продолжении паузы в дыхании. Выпрямляемся и обхватываем руками противоположные плечи. Цикл движений окончен. В начале занятий таких циклов необходимо делать подряд не менее 8, а по мере освоения упражнения довести их количество до 24.



    7. «Метроном». Наклоны туловища в стороны. Ноги на ширине плеч. Руки опущены вдоль туловища. Наклоняем туловище вправо, правая рука скользит вдоль туловища вниз и переходит на правую ногу. Левая рука при этом поднимается вверх и касается пальцами левой



    подмышки – вдох. Выпрямляемся и наклоняем туловище влево. При этом левая рука скользит вниз вдоль туловища и левой ноги, а правая рука поднимается вверх и касается пальцами правой подмышки – выдох. Затем вновь наклон туловища вправо с аналогичными движениями рук – делаем паузу в дыхании. Следующий наклон туловища влево – продолжаем паузу в дыхании. Цикл движений завершен. Аналогичный цикл движений делаем, выполняя вдох при наклоне туловища влево. Таких циклов, в каждую сторону, по мере освоения упражнения, необходимо делать не менее 24.

    8. «Конькобежец». Ноги на ширине плеч. Туловище согнуто в пояснице вперед. Из такого положения поворачиваем голову и верхнюю часть туловища вправо. Руки также вытягиваем вправо – вдох. Не выпрямляясь, поворачиваем голову и верхнюю часть туловища влево. Руки вытягиваем влево – выдох. Вновь, не выпрямляясь, поворачиваем голову, верхнюю часть туловища и руки вправо – пауза в дыхании. Следующий поворот головы, туловища и рук влево – продолжаем паузу в дыхании. Возвращаемся в исходное положение. Цикл движений завершен. Аналогичный цикл делаем, выполняя вдох при повороте в левую сторону. Таких циклов в общей сложности необходимо делать не менее 24, в каждую сторону.

    9. «Попеременные наклоны». Ноги шире плеч. Правой рукой, сгибая туловище, касаемся левого колена. При этом левая рука идет вверх за спину – вдох. Выпрямляем



    ся. Теперь левой рукой, сгибая туловище, касаемся правого колена, а правая рука идет вверх за спину – выдох. Выпрямляемся. Вновь правой рукой, сгибая туловище, касаемся левого колена – пауза в дыхании. Выпрямляемся и левой рукой, сгибая туловище, касаемся правого колена, а правую руку направляем вверх и за спину – продолжая паузу в дыхании. Выпрямляемся. Цикл движений завершен. Аналогичный цикл делаем, выполняя вдох при касании левой рукой правого колена. Таких циклов, при выполнении вдохов в правом и левом направлениях, по мере освоения упражнения, необходимо делать, в общей сложности, не менее 24.



    10. «животик». Упражнение можно делать стоя, сидя или лежа. Втягиваем живот, как только можем, – вдох. Расслабляем мышцы живота и вновь втягиваем его, насколько можем, – выдох. Вновь расслабляемся и опять втягиваем живот – пауза в дыхании. Вновь расслабляемся и опять втягиваем живот, насколько возможно, продолжая паузу в дыхании. Расслабляемся. Цикл движений закончен. Таких циклов необходимо делать не менее 24.

    11. «Потягивание». Руки на затылке соединены вместе. Ноги на ширине плеч. Поворачиваем верхнюю часть туловища вправо и тянем локоть правой руки вверх и вправо – вдох. Поворачиваем верхнюю часть туловища влево и тянем локоть левой руки вверх и влево – выдох. Вновь поворачиваем верхнюю часть туловища вправо и тянемся вверх и вправо – пауза в дыхании. Поворачиваем верхнюю часть туловища влево и тянемся вверх и влево – пауза в дыхании продолжается. Цикл движений окончен. Таких циклов, выполненных в правую и в левую стороны, должно быть сделано не менее 24 подряд.



    Постоянное и правильное выполнение упражнений для поясничной зоны позволяет улучшить и стабилизировать работу желудка и кишечника, нормализовать процессы, проходящие в печени, почках и поджелудочной железе.

    Приложение 11

    Упражнения при сколиотической осанке

    (А. Г. Дембо, С. Н. Попов, 1973; С. Н. Попов, 1985; А. В. Машков, 1986; В. А.Епифанов, В. Н. Мошков, Р. И. Антуфьева, 1987; В. И. Дубровский, 2001; С. Н. Попов, 2004)

    Задачи: повышение общего состояния и психоэмоционального тонуса больного; укрепление ослабленных мышц с увеличением их силовой выносливости и созданием «мышечного корсета»; улучшение деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем; воспитание правильной осанки: выработка суставно-мышечного чувства, обучение активной коррекции туловища с самовытяжением, обучение навыкам самокоррекции и искривлений позвоночника, плечевого и тазового поясов, дифференцированное воздействие на мышцы в зоне выпуклости и вогнутости искривления в грудном и поясничном отделах позвоночника, тренировка равновесия, координационных движений; восстановление динамического стереотипа.

    Упражнения для формирования и закрепления навыка правильной осанки

    Исходное положение – стоя.

    1. Принятие правильной осанки за счет касания стены или гимнастической стенки ягодичной областью, икроножными мышцами и пятками. Отойти от стены на 1–2 шага, сохраняя правильную осанку.



    2. Голова, туловище, ноги составляют прямую линию. Приподнять голову и плечи, вернуться в исходную позицию.



    3. В правильном положении прижать поясничную область к полу. Встать, принять правильную осанку.

    Упражнения для укрепления «мышечного корсета»

    Исходное положение – лежа на животе, подбородок на тыльной поверхности кистей, положенных одна на другую.

    4. Перевести руки на пояс, приподнимая голову и плечи, лопатки соединить, живот не поднимать, удерживать принятое положение.



    5. Приподнимая голову и плечи, медленно перевести руки вверх, в стороны, к плечам.



    6. Поднять голову и плечи, руки в стороны, сжимать и разжимать кисти рук.

    7. Поочередное поднимание прямых ног, не отрывая таза от пола.



    8. Приподнимание обеих прямых ног с удержанием 10–15 с.



    Исходное положение – лежа на спине, поясничная область прижата к опоре.

    9. Сгибать и разгибать ноги в коленных и тазобедренных суставах поочередно.



    10. Согнуть обе ноги, разогнуть вперед, медленно опустить.



    11. Поочередное сгибание и разгибание ног на весу – «велосипед».



    12. Руки за головой. Поочередное поднимание прямых ног вперед.

    То же, в сочетании с различными движениями рук.



    Исходное положение – лежа на животе, подбородок на тыльной поверхности кистей, положенных одна на другую, локти разведены в стороны, положение туловища и ног – прямое.

    13. Поднять руки вверх, тянуться в направлении рук головой, не поднимая подбородка, плеч и туловища; вернуться в исходную позицию.



    14. Сохраняя срединное положение позвоночника, отвести назад прямые руки; ноги, разогнутые в коленных суставах, приподнять.



    15. Приподнять голову и грудь, поднять вверх прямые руки (при поднятии – прямые ноги), сохраняя правильное положение тела, несколько раз качнуться.



    В качестве симметричных упражнений могут быть использованы другие упражнения для укрепления мышц брюшного пресса и спины из и. п. лежа, при условии сохранения симметричного положения частей тела относительно оси позвоночника.

    16. Исходная позиция – стоя перед зеркалом, сохраняя правильную осанку, поднять плечо с поворотом его внутрь на стороне вогнутости грудного сколиоза.

    17. Исходная позиция – лежа на животе, руки вверх, держась за рейку гимнастической стенки. Приподнять напряженные ноги и отвести их в сторону.




    18. Ходьба на гимнастической скамейке с мешочком на голове и отведением ноги в сторону.



    19. Исходное положение – стоя, руки за головой. С силой отвести руки в стороны и, подняв руки вверх, прогнуться. Пауза 2–4 секунды и вернуться в и.п. Дыхание произвольное.

    20. Исходное положение – стоя и держа за спиной гимнастическую палку (верхний конец прижат к голове, нижний – к тазу). Присесть, вернуться в исходное положение. Наклон вперед, вернитесь в исходное положение. Наклон вправо, затем влево.




    21. Исходное положение – лежа на животе. Упор на руки и, не отрывая бедер от пола, прогнуться. Пауза в этом положении на 3–5 секунд, затем вернуться в исходное положение.



    22. Исходное положение – стоя на шаг от стены. Коснувшись руками стены, прогнуться назад, подняв руки вверх, и вернуться в исходное положение. Стоя у



    стены, прижмитесь к ней затылком, лопатками, ягодицами и пятками. Затем отойдите от стены и старайтесь как можно дольше удерживать это положение тела.

    Исходное положение – сидя на стуле со спинкой.

    Периодически «вжимайтесь» спиной и поясницей в спинку стула, а если есть высокий подголовник, с усилием упирайтесь в него головой.



    В связи с тем, что дети, страдающие сколиотической болезнью, предъявляют жалобы на боли в ногах, повышенную утомляемость при физической нагрузке в мышцах ног, в занятия физической культурой необходимо включать специальные упражнения, направленные на укрепление связочно-мышечного аппарата стоп, восстановление опороспособности конечностей.

    Приложение 12

    В. В. Письменским (2004) разработаны специальные стабилизирующие упражнения, которые направлены на устранение гипермобильности, в частности, в шейном отделе позвоночника, поскольку именно данная зона является наиболее проблемной в плане возникновения нейрососудистых нарушений:

    Упр. 1. И.п. – лежа на спине, ноги согнуты в коленях и тазобедренном суставе, колени приведены к груди, руки удерживают колени, под головою поролоновый валик (соответствует по толщине длине надплечия пациента). Голова плашмя (без разгибания) вжимается в поролон на фазе вдоха и удерживается 3–5 с (рис. 1–3). Повторить 5-10 раз.

    Рис. 1.

    Рис. 2.

    Рис. 3.


    Обоснование: при этом движении напрягается дорзальная группа мышц туловища. В начале движения мышцы выполняют преодолевающую работу, а в заключение в течение 3–5 с – удерживающую.

    Упр. 2. И.п. – лежа на спине, ноги согнуты в коленях и тазобедренном суставе, под головою поролоновый валик (соответствует по толщине длине надплечия пациента). Ладони лежат на лбу, пальцы переплетены. Голова приподнимается кивком (подбородок стремится к грудине) на 2–3 см и удерживается 3–5 с (рис. 4–6). Повторить 5-10 раз.



    Рис. 4.

    Рис. 5.

    Рис. 6.

    Обоснование: при выполнении упражнения момент силы тяжести стремиться разогнуть голову, шейный отдел позвоночника и таз. Против этого момента направлен момент силы тяги мышц-сгибателей головы и шеи (длинная мышца головы, длинная мышца шеи, передняя, средняя и задняя лестничные, прямая передняя и латеральная передняя мышцы головы), которые во время сгибания выполняют преодолевающую работу, а в статике в течение 3–5 с – удерживающую. Напряженные мышцы живота противодействуют разгибанию таза и на всем протяжении выполнения упражнения осуществляют удерживающую работу.

    Упр. 3. И.п. – на боку, ноги согнуты примерно на 90°, голова лежит на поролоновой подушке, руки лежат впереди без напряжения. Голова боком плашмя (без запрокидывания) вдавливается в поролон на 3–5 с, затем и.п. Повторить 5-10 раз.

    Упр. 3а. Повторить то же, повернувшись на другой бок (рис. 7-11).

    Рис. 7.

    Рис. 8.

    Рис. 9.



    Рис. 10.

    Рис. 11.

    Обоснование: напряжены мышцы сгибатели и разгибатели позвоночника одноименной стороны.

    Упр. 4. И.п. – лежа на спине, ноги согнуты, руки запрокинуты назад и лежат вдоль головы. При вдохе руки максимально вытягиваются вдоль опорной поверхности (необходимые предметы: коврик, поролоновая подушка, по толщине соответствующая расстоянию надплечия пациента) (рис. 12–14).



    Рис. 12.

    Рис. 13.

    Рис. 14.


    Обоснование: при этом движении поднимается пояс верхней конечности, ребра, растягивается позвоночник. Растянуты и напряжены трапециевидная мышца, подниматель лопатки, ромбовидные, задние зубчатые мышцы, выпрямитель позвоночника, поперечно-остистая мышца, межпоперечные и межостистые мышцы. Напряжена и крупная грудо-поясничная фасция. Напряжение мышц создает стабилизирующий эффект в гипермобильных позвоночно-двигательных сегментах.

    Приложение 13

    Упражнения при плоскостопии

    Задачи: укрепление мышц и связок голеностопного сустава; увеличение подвижности в голеностопном суставе; увеличение свода стопы.

    Исходное положение – сидя с выпрямленными ногами:

    1. Колени и пятки соединены, правая стопа сильно разогнута; подвести передний отдел левой стопы под подошву правой, затем повторить упражнение, поменяв ноги.

    2. Погладить внутренним краем и подошвенной поверхностью правой стопы левую голень, повторить, поменяв ноги.



    Исходное положение – сидя на стуле:

    3. Сгибать пальцы стоп.



    4. Приведение стоп внутрь.



    5. Кружение стопами внутрь.



    6. Обеими стопами захватить и приподнять мяч (волейбольный или набивной).



    7. Пальцами ног захватывать и приподнимать карандаш.

    8. Пальцами ног захватывать и приподнимать губку.




    9. Пальцами стоп подтягивать тонкий коврик.



    Исходное положение – стоя на носках, стопы параллельно:

    10. Подъем на носок.



    11. Перейти на наружный край стопы и вернуться в исходное положение.



    12. Ходьба босиком по песку (для песка можно приспособить ящик размером полметра на метр) или коврику из поролона (или с большим ворсом), согнув пальцы и опираясь на наружный край стопы.



    13. Ходьба по скошенной поверхности с опорой на наружный край стопы.



    14. Ходьба по бревну боком.



    Исходное положение лежа:

    15. Согнуть ноги в коленях, упереться стопами в пол. Разводить пятки в стороны. Возврат в исходное положение.

    16. Поочередное и одновременное приподнимание пяток от опоры.



    17. Лежа на спине, ноги согнуты в коленях, бедра разведены, стопы соприкасаются друг с другом по подошвенной поверхности. Отведение и приведение пяток с упором на пальцы стоп.

    18. Из исходного положения «лежа на спине» положить согнутую в колене ногу на колено другой полусогнутой ноги. Проводить круговые движения стопы в одну и другую сторону. Сменить ноги и то же упражнение проделать другой ногой.

    19. Скользящие движения одной ноги по голени другой с одновременным охватом голени. То же движение стопой другой ноги.

    Исходное положение сидя:

    20. Приподнимание пятки одной ноги с одновременным тыльным сгибанием стопы другой ноги.

    21. Ноги выпрямить в коленях, сгибать и разгибать

    22. Положив ногу на колено другой ноги, проводить круговые движения стопы в обе стороны. То же – другой ногой.

    стопы.




    23. Сидя на коврике по-турецки, подогнуть пальцы стоп, наклоняя туловище вперед, встать с опорой на тыльную поверхность стоп.



    24. Сидя на полу с прямыми ногами, кисти рук в упоре сзади, разводя колени, подтягивать стопы до полного соприкосновения подошв.



    Исходное положение стоя:

    25. Стопы параллельно, на расстоянии ширины ступни, руки на поясе; приподнимать пальцы стоп с опорой на пятки вместе и попеременно;



    26. То же упражнение, но стоя на рейке гимнастической стенки с хватом рук на уровне груди.



    27. Стоя на гимнастической стенке, с опорой на пальцы стоп – приподнимание на носки и возврат в исходное положение.



    28. Собирание пальцами ног различных мелких предметов.

    29. Катание маленького мячика

    30. Перекат с пяток на носок и обратно.


    Приложение 14

    Перцентильная оценка общепринятых нормативов физической подготовленности детей

    (мальчики 8 лет, имеющие длину тела «ниже средней»)

    Приложение 15

    Перцентильная оценка общепринятых нормативов физической подготовленности детей

    (мальчики 8 лет, имеющие длину тела «среднюю»)


    Приложение 16

    Перцентильная оценка общепринятых нормативов физической подготовленности

    (мальчики 8 лет, имеющие длину тела «выше средней»)


    Приложение 17

    Перцентильная оценка общепринятых нормативов физической подготовленности детей

    (мальчики 9 лет, имеющие длину тела «ниже средней»)


    Приложение 18

    Перцентильная оценка общепринятых нормативов физической подготовленности детей

    (мальчики 9 лет, имеющие длину тела «среднюю»)



    Приложение 19 Перцентильная оценка общепринятых нормативов физической подготовленности

    (мальчики 9 лет, имеющие длину тела «выше средней»)


    Приложение 20 Перцентильная оценка общепринятых нормативов физической подготовленности детей

    (мальчики 10 лет, имеющие длину тела «ниже средней»)


    Приложение 21

    Перцентильная оценка общепринятых нормативов физической подготовленности детей

    (мальчики,0 лет, имеющие длину тела «среднюю»)



    Приложение 22

    Перцентильная оценка общепринятых нормативов физической подготовленности

    (мальчики 10 лет, имеющие длину тела «выше средней»)


    Приложение 23

    Перцентильная оценка общепринятых нормативов физической подготовленности детей

    (девочки 7 лет, имеющие длину тела «ниже средней»)


    Приложение 24

    Перцентильная оценка общепринятых нормативов физической подготовленности детей

    (девочки 7 лет, имеющие длину тела «среднюю»)



    Приложение 25

    Перцентильная оценка общепринятых нормативов физической подготовленности

    (девочки 7 лет, имеющие длину тела «выше средней»)


    Приложение 26

    Перцентильная оценка общепринятых нормативов физической подготовленности детей

    (девочки 8 лет, имеющие длину тела «ниже средней»)


    Приложение 27

    Перцентильная оценка общепринятых нормативов физической подготовленности детей

    (девочки 8 лет, имеющие длину тела «среднюю»)



    Приложение 28

    Перцентильная оценка общепринятых нормативов физической подготовленности

    (девочки 8 лет, имеющие длину тела «выше средней»)


    Приложение 29

    Перцентильная оценка общепринятых нормативов физической подготовленности детей

    (девочки 9 лет, имеющие массу тела «ниже средней»)


    Приложение 30

    Перцентильная оценка общепринятых нормативов физической подготовленности детей

    (девочки 9 лет, имеющие массу тела «среднюю»)



    Приложение 31

    Перцентильная оценка общепринятых нормативов физической подготовленности

    (девочки 9 лет, имеющие массу тела «выше средней»)


    Приложение 32

    Перцентильная оценка общепринятых нормативов физической подготовленности детей

    (девочки 10 лет, имеющие длину тела «ниже средней»)


    Приложение 33

    Перцентильная оценка общепринятых нормативов физической подготовленности детей

    (девочки 10 лет, имеющие длину тела «среднюю»)



    Приложение 34

    Перцентильная оценка общепринятых нормативов физической подготовленности

    (девочки 10 лет, имеющие длину тела «выше средней»)










    Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное

    Все материалы представлены для ознакомления и принадлежат их авторам.