Онлайн библиотека PLAM.RU


  • ЖИЗНЬ И СМЕРТЬ
  • ПУНКТЫ ДЫХАНИЯ — ДАМЭ
  • СОЕДИНЕНИЕ КАМНЕЙ
  • ГРУППЫ КАМНЕЙ
  • ЗАХВАТ КАМНЕЙ
  • САМОУБИЙСТВО ЗАПРЕЩЕНО!
  • ПРАВИЛО КО — ПРЕДЕЛ БЕСКОНЕЧНОСТИ
  • ТЕРРИТОРИЯ — ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО
  • УЧЕБНАЯ ПАРТИЯ (НАЧАЛО)
  • ДВА ГЛАЗА: СВОЙСТВО ЖИЗНИ
  • УЧЕБНАЯ ПАРТИЯ (ОКОНЧАНИЕ)
  • ПОДСЧЕТ ОЧКОВ
  • СЭКИ: ОБА ЖИВЫ
  • ПЛЕННЫЕ КАМНИ И ОБРЕЧЕННЫЕ КАМНИ. В ЧЕМ РАЗНИЦА?
  • ФОРА И КОМИ (КОМПЕНСАЦИЯ ЗА ПРАВО ПЕРВОГО ХОДА)
  • Глава 5 ПРАВИЛА ГО

    - Игра начинается на пустой доске.

    - Первыми ходят черные, ставя камень на пересечение линий в любую точку доски. Затем ходы делаются по очереди. Однажды поставленные камни не передвигаются.

    - Цель игры — обрести контроль над большей частью незанятых пересечений (территории), чем у противника.

    - Камень, все пункты дыхания (дамэ) которого заняты камнями противоположного цвета, считается захваченным и снимается с доски. Группа камней, у которой все внешние и внутренние пункты дыхания заняты камнями противоположного цвета, считается захваченной и снимается с доски.

    - Нельзя совершать самоубийство, то есть нельзя делать ход, лишающий собственную группу камней последней степени свободы (дамэ). Можно делать ход, который оставляет собственную группу без степеней свободы, если этим ходом захватывается камень или группа противника.

    - Не разрешается делать ход, ведущий к повторению позиции (правило Ко).

    - Игра заканчивается тогда, когда на доске не осталось ни одного хода, который бы вел либо к увеличению, либо к уменьшению чьей-то территории.

    - В любой момент игрок белыми и черными камнями может пропускать ход (пасовать), а также признать свое поражение (сдаться). После двух пасов подряд игра заканчивается.

    - В конце партии захваченные каждым игроком камни выставляются на территорию противника, уменьшая ее.

    - Размер компенсации (коми) за право первого хода либо же величина форы определяются перед началом партии.


    Все эти формальные правила подробно разъясняются в следующих разделах.

    Те же правила можно выразить и по-другому:

    - Сначала на поле ничего нет.

    - Первыми ходят черные, а потом — по очереди.

    - Камень ставится в крестик поля и не передвигается.

    - Играя, надо поделить поле между собой, огораживая участки поля своими камнями, соревнуясь, кто огородит больше.

    - Если камень окружен чужими камнями и не осталось связи с пустыми крестиками поля, то он должен быть снят. Снятые камни сохраняются у противника до конца игры.

    - Есть места, куда камень ставить нельзя. Это там, где рядом нет пустых крестиков или своих камней, а только чужие камни.

    - Можно ставить камень посреди чужих камней, если при этом у «чужаков» не осталось свободных крестиков. Тогда они снимаются с поля.

    - Снимать друг у друга камень на одном и том же крестике поля можно только через ход.

    - Игра заканчивается, когда на поле не осталось свободных крестиков, которые можно еще огородить и сделать своими.

    - Победил тот, у кого оказалось больше огороженных пустых крестиков поля в сумме с пленными и снятыми камнями.


    Специально для детей разработан такой вариант правил:

    - Го — это очень интересная игра.

    - Начинаем на пустой доске.

    - Первыми ходят черные, потом по очереди.

    - Камень ставится на пересечение и не передвигается.

    - Цель — поделить доску, огораживая камнями.

    - Камни можно съедать.

    - Съеденные камни — те, у которых не осталось пустых веточек.

    - Побеждает тот, у кого больше территории или съеденных камней.

    - Есть только одно правило, о котором мы не сказали, но пока можно играть без него.

    - Давайте сыграем?


    Это вся «считалочка».

    Она проста, легко запоминается. В клубе Го «Восхождение» дети знают ее наизусть.

    ЖИЗНЬ И СМЕРТЬ

    Каждый день на Земле рождаются сотни людей и сотни умирают. Жизнь дается не только людям. Рождаются новые идеи, намерения, стремления. Человек постоянно что-то создает, творит, а что-то уничтожает, разрушает. Жизнь — это некое пространство, своего рода территория, которая характеризуется жизненной силой, энергией. Затухание этой энергии ведет к умиранию и превращению человека в пустоту в этом плане.

    Каждый камень Го обладает свойством жизни. Это свойство определяется жизненным пространством, непосредственно окружающим камень. Это жизненное пространство можно назвать первичной территорией (или первичной пустотой), отчуждение которой ведет к гибели камня, его захвату противоположной силой. Это жизненное пространство можно описать количественно. Оно зависит от того, сколько незанятых пересечений (пунктов дыхания, или степеней свободы) непосредственно прилегают к камню. Чем их больше, тем сложнее захватить камень.


    В Го жизнь и смерть не означает убивать или быть убитым. В бизнесе предприятие процветает или становится банкротом, так же как человек будет жить или умрет, пусть и в мирное время. Жизнь — владение достаточной территорией. Смерть — отсутствие территории, земли, доли на рынке или базиса.

    (Ясуюки Миура. «Го и восточная бизнес-стратегия»)

    ПУНКТЫ ДЫХАНИЯ — ДАМЭ


    Диаграмма 5–1


    Камни ставятся на пересечение линий и не передвигаются. Противник может снять камень с доски, только заняв все его пункты дыхания, которые отмечены на этой диаграмме крестами.

    Любой одиночный камень, поставленный во внутреннюю часть доски, изначально обладает четырьмя степенями свободы (по-японски дамэ), по числу сторон света (диаграмма 5–1). Такой камень совершенно свободен и ничем не ограничен. У одиночного камня, расположенного на стороне доски, три дамэ. У камня в углу — два дамэ.


    Диаграмма 5–2


    Белым требуется 4 хода для захвата центрального камня черных, 3 хода, чтобы окружить камень на стороне, и 2 хода в углу.


    Диаграмма 5–3


    Полностью окруженный камень снимается с доски и кладется в крышку от чаши для камней.

    Пункты дыхания, непосредственно прилегающие к камню, обладают полезными свойствами. Они позволяют создавать группы (цепочки) камней, непосредственно связанных между собой.

    СОЕДИНЕНИЕ КАМНЕЙ

    Соединенными считаются камни одного цвета, расположенные на соседних пересечениях одной линии.

    Диагонально расположенные камни не соединены.

    Два и более камней одного цвета образуют единую группу, если каждый из ее камней имеет соединение хотя бы с одним камнем своего цвета.


    Диаграмма 5–4


    Группы, состоящие из 2 камней. Крестами отмечены пункты дыхания (дамэ). Противник может снять группу с доски, только заняв своими камнями все пункты дыхания группы. Обратите внимание, как изменяется количество дамэ группы, когда она располагается в углу, на стороне или во внутренней части доски.


    Диаграмма 5–5


    Обратите внимание, как растет количество дамэ с прибавлением камней к группе. Стоит лишь добавить к одиночному камню во внутренней части доски еще один камень, как количество дамэ у образовавшейся группы увеличится на 2. Значит, теперь противнику потребуется уже не 4, а 6 ходов, чтобы окружить и захватить эту группу.


    Диаграмма 5–6 Группы из трех камней


    Однако нет смысла с самого начала игры стремиться к плотному соединению камней. Максимальную территорию приносят правильно организованные камни, обеспечивающие различные функции: разведку, присутствие, влияние, жизнь.


    Диаграмма 5–7


    Начало партии, ходы 1—29. Го Сэйген (черные) — Китани Минору. Япония, 1940 г.

    После 29 ходов на доске только 4 группы, в которых камни соединены плотно, в единую цепь. Все другие камни пока что считаются одиночными. Впереди — интересная игра.


    Необходимо отметить, что в игровом мышлении под группами часто подразумеваются еще не соединенные камни, но объединенные общей судьбой. Так, на приведенной диаграмме камни 2 и 10, 4 и 8, 5 и 7, 9, 17 и 19 мы можем рассматривать как потенциальные группы. Эти камни еще не соединены между собой, но вероятнее всего, что в будущем им предстоит жить или умирать вместе. В Го очень важно умение определить, какой камень присоединяется к группе, а какой — приносится в жертву. От судьбы одного камня может зависеть жизнь целой группы. Можно сказать и так: исход игры определяется тем, как прожили свою жизнь камни, поставленные на доску. Камни, чье жизненное развитие было эффективным, логичным и последовательным, радуют красотой форм и приносят победу.

    ГРУППЫ КАМНЕЙ

    С образованием групп у прилегающих к камням пунктов пустоты могут появляться новые свойства.

    Мы видим, что у групп, изображенных на диаграмме 5–8, имеются внешние дамэ и внутренние дамэ. Чтобы захватить группу, надо занять все ее дамэ. Однако внутренние дамэ обладают особыми свойствами, которые мы подробно рассмотрим в следующих разделах.


    Диаграмма 5–8. Группы камней


    Крестами отмечены внешние степени свободы (пункты дыхания, дамэ). Пункты А — внутренние дамэ. Чтобы захватить группу, необходимо занять все ее дамэ.

    ЗАХВАТ КАМНЕЙ

    Появление в пунктах дыхания камней другого цвета позволяет первым начать атаку, угрожая быстрее сократить жизненное пространство противника и захватить его камни.


    Диаграмма 5–9 Черные первыми ставят белых в положение атари.


    На диаграмме 5–9 белый камень 2, окруженный с трех сторон, находится в серьезной опасности. Допустим, белые игнорируют угрозу и ходом 6 на диаграмме 5-10 играют тэнуки. Тэну-ки — японский термин, означающий «в другом месте».

    В этом случае черные могут сделать ход 7 в точку, отмеченную крестом, и снять белый камень 2 с доски. При возникновении такой ситуации говорят: атари (по-японски — «попадать во что-либо»). Другими словами, до окружения (и захвата!) камня остался один ход, или просто: «Берегись!»


    Диаграмма 5-10


    Белый камень 2 снимается с доски и кладется в крышку от чаши для камней.

    В результате четыре камня черных охватывают на доске один пункт, куда белым сейчас пойти запрещено. Этот пункт находится на месте снятого белого камня 2. В случае, если белые поставят свой камень между четырьмя черными камнями, то у него не окажется ни одного дамэ, и по правилам этот камень тут же будет снят. Этот ход — самоубийство. Такие ходы запрещены.


    Диаграмма 5-11


    Белым стоило соединиться, ответив на угрозу черных. Теперь у группы белых камней 4 дамэ. Такую группу непросто окружить. Это плотная, сильная группа.

    САМОУБИЙСТВО ЗАПРЕЩЕНО!

    Ни один из своих камней нельзя лишать последней степени свободы.

    Самоубийственный ход — это такой ход, после которого выставляемый на доску камень сам или в соединении с группой оказывается в положении, когда у него нет ни одного дамэ. На нижеприведенных диаграммах показаны примеры позиций, когда ходы черных в пункты А — самоубийство, и потому они запрещены.


    Диаграмма 5-12


    Диаграмма 5-13


    Диаграмма 5-14


    Диаграмма 5-15


    Лишать свой камень последнего пункта дыхания можно только в том случае, если этим же ходом захватываются камни противника и обретаются новые степени свободы. Ведь по смыслу такой ход уже не является самоубийственным, так как после снятия камня или группы камней противника у выставляемого на доску камня появляется одно или более дамэ. Такой камень будто ныряет, затаив дыхание, в центр вражеских камней, а когда они снимаются с доски, выныривает в образовавшейся пустоте и дышит полной грудью.


    Диаграмма 5-16


    Диаграмма 5-17


    Диаграмма 5-18


    Диаграмма 5-19


    На вышеприведенных диаграммах черные ходом 1 захватывают камень или камни, отмеченные треугольниками. Легко увидеть, как после снятия белых камней у камня 1 появляются новые степени свободы.

    Диаграмму 5-16 стоит рассмотреть внимательней. Неплохо расставить ее на доске для Го.

    Могут ли белые на диаграмме 5-16 сразу захватить черный камень 1, поставив свой камень на место снятого белого камня, отмеченного треугольником?

    Нет, не могут. Это запрещено правилом Ко.

    ПРАВИЛО КО — ПРЕДЕЛ БЕСКОНЕЧНОСТИ

    Диаграмма 5-20


    Изображенная здесь ситуация называется положением Ко.

    На верхней доске нижний белый камень находится в положении атари. У него остался только один пункт дыхания, который черные могут занять, создав позицию, приведенную на правой доске.

    Пленный белый камень снимается с доски и кладется в крышку чаши для камней. Образовавшееся положение показано на нижней доске — это зеркальное отображение верхней доски. Но теперь в положении атари оказался черный камень!

    Если белые ходом, показанным на левой доске, захватывают его (точно такую же позицию мы видим и на правой доске), после снятия черного камня повторяется позиция на верхней доске, с которой все и началось. Каждым ходом игроки захватывают друг у друга по одному камню. Подобная ситуация может длиться по кругу до тех пор, пока не кончатся сперва все камни в чашах, а затем и во Вселенной, и так до бесконечности.

    Для того чтоб установить предел повторению позиций, существует правило Ко. Японское слово Ко — перевод с санскрита буддийского термина кальпа, означающего очень длинный промежуток времени, вечность. В индийской философии Маха Кальпа (большое Ко) исчисляется 1 279 840 тысячами лет. Понятие Ко можно трактовать как «предел бесконечности». Этот аспект игры Го связан с глубокими стратегическими идеями и способами реализации — как на доске, так и жизни.


    Правило Ко:

    Игрок не может сразу же, следующим ходом снимать оди ночный камень противника, которым был только что захвачен его одиночный камень. Перед этим он должен совершить ход где-либо в другом месте доски, изменив тем самым позицию.

    вкратце:

    Снимать друг у друга камень на одном и том же пересечении можно только через ход.


    Диаграмма 5-21


    Черные ходом 1 захватывают белый камень, отмеченный треугольником.

    Согласно правилу Ко, белые не могут сразу же захватить черный камень, которым был снят с доски их одиночный камень.

    Белые должны сперва сыграть в другом месте, например, ходом 2.


    Диаграмма 5-22


    После этого у черных имеется два варианта ответа:


    Диаграмма 5-23


    В первом варианте черные не отвечают на ход белых и закрывают Ко, соединяясь ходом 3. У белых появился темп, который они используют для соединения ходом 4.

    Во втором варианте черные отвечают на ход белых, — например, атакуя их камень ходом 3. Теперь у белых появилась возможность взять Ко ходом 4.

    Теперь черные должны играть в другом месте доски. Они не могут сразу захватить камень 4, ведь это будет нарушением правила Ко.

    Как мы видим, позиция не повторяется, и у игрока, пробившего Ко, появляется выбор: закрывать Ко или отвечать на ход, сделанный соперником в другом месте доски.

    Сложившаяся ситуация называется Ко-борьбой, а «ходы в другом месте доски» называются Ко-угрозами.

    При K-борьбе необходимо тонко учитывать возможные последствия. Перечислим несколько основных правил, которыми стоит руководствоваться, вступая в Ко-борьбу.

    - Тот, кто выигрывает Ко (тот, кто захватывает камень и соединяется), должен что-то приобрести — получить жизнь для своей группы или захватить группу противника, уменьшить его территорию и т. д.

    - При принятии решения, отвечать на Ко-угрозу или закрывать Ко, необходимо сравнить ценность Ко-угрозы с ценностью Ко. В целом, Ко имеет смысл закрывать, если ценность угрозы меньше ценности Kо, и отвечать на Ко-угрозу, если проигрыш Ко принесет менее существенные потери или же имеются собственные адекватные Ко-угрозы.

    Приведем примеры ситуации Kо в углу и на стороне доски.


    Диаграмма 5-24


    Белые начинают Ко ходом А, снимая черный камень, отмеченный треугольником.


    Разрешенное обратное взятие


    Запрет правила Ко не распространяется на случай, когда при прямом и обратном взятии с доски снимается различное количество камней — то есть тогда, когда после обратного взятия камня позиция на доске не повторяется.


    Диаграмма 5-25


    Диаграмма 5-26


    При прямом взятии черные ходом 1 снимают два отмеченных белых камня, а белые следующим ходом 2 снимают один черный камень.


    Диаграмма 5-27


    Диаграмма 5-28


    А здесь сперва белые снимают отмеченный черный камень ходом 1, а в ответ черные ходом 2 захватывают пять белых камней.

    Более подробно искусство Ко-борьбы рассматривается в главе 12 «Стратегические концепции Го», а также в главе 19 «Партия мастеров».

    ТЕРРИТОРИЯ — ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО

    Что понимается в Го под словом «территория»? Можно определить ее как жизненное пространство камней, пункты пустоты, которые принадлежат нам и на которые не в силах претендовать соперник. При вторжении оппонента на нашу территорию его камни без труда будут захвачены.

    Для того чтобы камни приносили территорию, о них надо заботиться. Камни — это «тело» территории, подобно тому как тело человека — носитель его личности. Создавая территорию где бы то ни было — в жизни, бизнесе, в любых сферах творчества, — всегда надо уделять внимание «телу». Если камни имеют много свободных пунктов дыхания — дамэ, в их форме нет изъянов и слабостей, то они способны обеспечить благоприятное влияние и в конечном счете принести значительное количество территории.

    Степени свободы камней и групп можно наращивать. С одной стороны, это укрепляет камни и группы, с другой — наращивает их силу и влияние и расширяет перспективы развития.


    Овладеть территорией — это прежде всего полностью определить ее границы, или, попросту говоря, построить «забор», такой, чтобы противник не мог просочиться на вашу территорию через брешь в «заборе». «Забор» должен противостоять попыткам противника разрушить его целиком или уничтожить его отдельные части. Однако, даже построив такой «забор», вы не можете заявить противнику: «Это моя территория». Он может не поверить и вторгнуться в ваши владения. В этом случае вы должны доказать обоснованность ваших притязаний, окружив вторгнувшиеся камни. При этом вовсе не обязательно полностью уничтожать эти камни, достаточно обезвредить их, то есть захватить в плен. Если же это вам не удастся и противник сумеет построить на вашей территории неприступную крепость, то ваши надежды на территорию в этом месте терпят крах.

    (В. А. Асташкин, Г. И. Нилов «Школа Го»)

    Диаграмма 5-29


    Черный камень находится в положении атари. Если черные сыграют тэнуки (в другом месте), белые могут захватить его.


    Диаграмма 5-30


    Всего один ход увеличивает количество дамэ у образовавшейся группы из двух камней на 3 степени свободы (диаграмма 5-30). Теперь белым будет крайне сложно опять поставить камни черного в положение атари, или нехватки дамэ.

    Нехватка дамэ ведет к ущербной и неэффективной политике на доске, да и в жизни. Под политикой здесь понимается образ действий, направленных на достижение чего-либо, действий, определяющих отношения с людьми. Большое количество дамэ позволяет присоединить к своей группе большее число новых, интересных и полезных камней, а также спокойнее реагировать на вторжения сил, стремящихся уменьшить жизненное пространство. Однако бездумное наращивание дамэ может привести к плачевному результату, ибо сами по себе степени свободы не приносят территории.


    Территорию приносят правильно организованные камни, выполняющие различные функции: распространение в пустоту (разведка), захват пустоты (присутствие), преобразование пустоты в зоны (влияние), а зон — в территории (жизнь).

    УЧЕБНАЯ ПАРТИЯ (НАЧАЛО)

    Нижеприведенный пример (диаграмма 5-31) иллюстрирует, что стратегия наращивания дамэ приносит заметно меньше территории, чем стратегия организации камней по вышеприведенному принципу.

    Мы рекомендуем, особенно в начале изучения искусства Го, расставлять приведенные в книге диаграммы и партии на доске. Гобан и камни объектны и объемны, а динамическая походовая визуализация при расстановке позиции объясняет гораздо больше, чем статичные диаграммы книги.

    Ходы 2 и 4 — это разведка и одновременно присутствие в пустоте — занятие новых стратегических позиций. Ход 6 — это разведка и организация влияния на верхней части доски, ход 8 — укрепление центра и преобразование зоны на правой стороне в территорию. Ход 10 — создание зоны на нижней части доски, и ходы 12 и 14 — преобразование зон в территории. Простейший приблизительный подсчет показывает, что белые лидируют по накопленной территории, несмотря на то что оба игрока сделали одинаковое количество ходов, причем черные первыми начали делить пустоту (ход 1). Сейчас у черных в наличии около 18 очков территории, расположенной на левой стороне доски. У белых же — около 30 очков территории, которая сосредоточена справа.


    Диаграмма 5-31


    Крестами отмечены зоны потенциальной территории черных и белых Попробуйте доиграть эту партию. Ход черных.

    Для того чтобы «тело» камней жило до завершения партии, ему необходимо содержать в себе дух пустоты. Так как с каждым ходом пустоты становится все меньше, а территории, принадлежащей противоположным сторонам, все больше, то рано или поздно встанет вопрос о выживании камней на контролируемом ими жизненном пространстве. Если это пространство велико, как, например, у белых или черных в рассматриваемой партии, а камней, охраняющих границы, достаточно много, то появление противника в потенциальной территории черных или белых будет встречено атакой, которая не позволит образовать вторгшимся камням хотя бы минимальное жизненное пространство.


    Диаграмма 5-32


    Предположим, что черные рискнули и ходом 1 вторглись в потенциальную территорию белых. Цель черных — отнять территорию у белых и превратить ее в свое жизненное пространство. Однако умелое противодействие вторжению приводит к тому, что черные не могут накопить необходимое им для жизни пространство пустоты. Заметим, что на ход 8 черным необходимо ответить соединением в отмеченном крестом пункте, так как два черных камня находятся в положении атари. Если черные проигнорируют эту угрозу, белые захватят 2 камня черных ходом в пункт, отмеченный крестом (после чего поставят в положение атари камень 3).

    Белые полностью изолировали камни черных в правом нижнем углу (диаграмма 5-34). У черных осталось только два дамэ, образующих жизненное пространство группы. Но достаточно ли этого для жизни? Эти черные камни считаются мертвыми, так как они не могут защитить свое жизненное пространство.


    Диаграмма 5-33


    Черные защищают два своих камня и всеми силами пытаются сформировать два глаза.

    К окончанию учебной партии мы вернемся после изучения свойств жизни группы.

    ДВА ГЛАЗА: СВОЙСТВО ЖИЗНИ

    Два глаза — необходимое условие для жизни группы. Для групп камней Го наличие двух глаз — жизненная необходимость, в противном случае они не смогут защищать свою территорию. Если у группы есть два глаза, то противник не может ее захватить, даже полностью окружив. Два глаза — это форма внутренней пустоты группы, форма ее пунктов дыхания. Рассмотрим это понятие на простейших примерах.


    Группа с одним глазом


    Диаграмма 5-34


    Диаграмма 5-35


    Ходом 1, сделанным на территории черных (диаграмма 5-35), белые ставят четыре камня черных в положение атари. Если черные проигнорируют эту угрозу, то белые снимут все камни черных, заняв их последнее дамэ, отмеченное крестом.


    Иллюстрация 1: Диаграмма 5-36 Черные решили сыграть тэнуки («в другом месте»).


    В данном случае ход белых 3 не будет самоубийством, так как этим же ходом снимаются 4 черных камня, освобождая белой группе жизненное пространство.


    Диаграмма 5-37 Так будет выглядеть доска после хода белых 3.


    Диаграмма 5-37 Так будет выглядеть доска после хода белых 3.


    Полученный результат вряд ли обрадует черных. Теперь у группы черных осталось всего одно дамэ, и она находится в положении атари. Белые могут захватить пять черных камней, сделав ход в свободный пункт их жизненного пространства.




    Диаграмма 5-39


    Итак, черные камни на диаграмме 5-34 мертвы. Форма их жизненного пространства называется «одним глазом».


    Группа с двумя глазами


    Диаграмма 5-40


    Черные ходом 1 построили своей группе два глаза (диаграмма 5-40). Определить наличие двух глаз очень просто. Если у группы есть два глаза, то противник ни при каких условиях не может захватить эту группу за один ход. Здесь, если белые попытаются сделать ход в один из глазных пунктов, окажется, что у белого камня нет ни одного дамэ, а у группы черных всегда есть как минимум еще одно дамэ. Поэтому в данном случае любой ход белых на территорию черных будет самоубийством. Единственным шансом для белых была бы возможность одновременно поставить на доску сразу два камня, но это запрещено правилами.


    Диаграмма 5-41


    Если белые первыми займут жизненно важный пункт ходом 1 (диаграмма 5-41), то черным не удастся сформировать на своей территории два глаза. В данной позиции белые применили искусную жертву, отдав один камень, чтобы захватить пять черных камней. Если черные попытаются захватить белый камень, у них останется один пункт дыхания.



    Диаграмма 5-42 Ходом в отмеченный крестом пункт белые захватывают группу черных.


    Если же черные оставят все как есть, сыграв в другом месте, то белые последовательными жертвами камней могут привести черную группу к одноглазой форме.



    Диаграмма 5-43 Белые жертвуют еще один камень.


    Диаграмма 5-44 У черной группы остался только один глаз.


    Диаграмма 5-45


    Белые ставят черных в положение атари, угрожая пойти в отмеченный крестом пункт и захватить группу черных.


    Диаграмма 5-46 Черные захватывают камень белых, но…


    Диаграмма 5-47 Белые захватывают всю черную группу целиком.


    Итак, после хода белых 1 на диаграмме 5-41 пять черных камней обречены, но они пока что не снимаются с доски, так как у группы черных имеются пункты дыхания, или дамэ. Белым нет смысла тратить время на окончательный захват черной группы, теряя скорость развития.


    Диаграмма 5-48 Ход 3 расширяет перспективы развития. Группа черных в нижнем правом углу обречена.


    А если у группы имеется три глаза, дает ли это ей какое-либо преимущество? Нет, не дает. Ее свойства такие же, как у группы с двумя глазами. Одного глаза недостаточно для жизни группы, такая группа может быть захвачена и снята с доски. А группа с двумя глазами живет в любых условиях, даже будучи полностью окруженной противником. Она дышит полной грудью, у нее всегда имеется внутреннее дыхание — как минимум два пункта, куда соперник не может поставить камень. Группа с двумя глазами БЕССМЕРТНА.


    Диаграмма 5-49


    На диаграмме 5-49 черные камни образуют группы с двумя глазами. Обратите внимание на различие в минимальном количестве камней, требуемых для построения живой группы в углу, на стороне и в центре доски.


    Ложный глаз


    Ложный глаз — форма пустоты, внешне напоминающая глаз, но на самом деле глазом не являющаяся. Ложный глаз не дает группе жизненного пространства.

    Ложные глаза часто встречаются в реальной игре, и порой от их своевременного определения зависит жизнь или смерть группы.


    Диаграмма 5-50


    Диаграмма 5-51


    Черные камни на диаграмме 5-50 могли бы стать единой группой, если бы этому не мешали белые камни, отмеченные треугольниками. На диаграмме 5-51 показано, почему ложные глаза не являются глазами. Белые камни, отмеченные треугольником, разъединяют черные камни, и посмотрите, что произойдет, когда белые сделают ход в пункт А. Понятно, что если черные соединятся в пункте А, то у черной группы не будет глаза, а значит, не будет и жизненного пространства.

    Ложные глаза часто возникают на краю доски.


    Диаграмма 5-52


    Диаграмма 5-53


    Даже если черные захватят отмеченный камень (диаграмма 5-52), они не получат жизненного пространства. Ход отмеченным белым камнем — техника вбрасывания, или сокращения глазного пространства.

    На диаграмме 5-53 видно, что впоследствии черным придется соединяться в пункте А.

    Теперь, когда нам стало больше известно о смерти и бессмертии, давайте доиграем учебную партию.

    УЧЕБНАЯ ПАРТИЯ (ОКОНЧАНИЕ)


    Диаграмма 5-54


    Мы остановились на том, что черные ходом 1 на диаграмме 5-54 защищают два своих камня, после чего всеми силами пытаются сформировать два глаза. Белые препятствуют черным, а заодно ходом 12 формируют «два глаза» у своей отрезанной группы в правом нижнем углу. Результат борьбы показывает, что у черных остается только «один глаз», и по сути их камни справа обречены, хотя еще и не сняты с доски. А белые камни в правом нижнем углу после хода 12 наслаждаются вечной жизнью, имея «два глаза». Белые камни в верхней части доски владеют большим жизненным пространством и не беспокоятся за свою безопасность. При любой угрозе они легко построят «два глаза». Читателям предлагается убедиться в этом самостоятельно. Итак, вторжение черных на территорию белых не принесло успеха. То же самое случилось бы и с белыми камнями, если бы они вторглись на левую сторону, на территорию черных.

    Обратите внимание, что после хода белых 12 черные не могут ходить в пункт А, угрожая захватить четыре белых камня, так как при этом белые захватят два черных камня ходом в пункт В. Если же черные сперва соединяются в пункте В, угрожая пойти в пункт А, белые всегда будут в состоянии упредить подобную угрозу, окончательно формируя «два глаза» ходом в пункт А.

    Если же белые сделают ход 12 в другом месте, последствия могут быть для них весьма плачевны. Поэтому в данной ситуации ход 12 является срочным. Японская пословица гласит: «Срочный ход делай прежде большого».

    Давайте доиграем эту партию!


    Диаграмма 5-55


    Черная группа справа обречена, так как у нее только один глаз.

    Черная группа слева и две белые группы имеют по два глаза.

    Ни один ход не способен принести ни одному игроку дополнительной территории.

    На этом игра заканчивается. Для завершения партии партнеры по очереди пасуют.


    ПОДСЧЕТ ОЧКОВ


    Квадратами на диаграмме 5-55 отмечены свободные пункты дыхания, или нейтральные дамэ. Ход в эти пункты не приносит территории ни одному из игроков и не создает никакой угрозы. Такие пункты признаются нейтральными и при подсчете результата партии не принимаются во внимание. Для удобства перед началом подсчета нейтральные дамэ поочередно заполняются игроками.


    Диаграмма 5-56


    Треугольниками отмечены камни, которыми игроки заполнили нейтральные дамэ. Кругами отмечены обреченные камни.

    Обреченные камни и группы снимаются с доски и ставятся на территорию, окруженную камнями такого же цвета.


    Диаграмма 5-57


    Кругами отмечены пленные камни, вернувшиеся на свою территорию.

    Уже можно посчитать результат, но для удобства подсчета давайте сформируем территорию в прямоугольные области:


    Диаграмма 5-58. На территории белых — 20 незанятых пересечений. На территории черных — 12 незанятых пересечений. Белые выиграли партию со счетом 20–12 = 8 очков.


    В этой партии черные придерживались стратегии наращивания дамэ, а белые стремились максимально использовать потенциал своих камней. Мы видим, что разносторонняя стратегия белых принесла им успех.


    Что остается на доске в конце партии в Сёги или шахматы? Там будет заматованный король, некогда гордо стоявший в окружении своей могучей армии. На опустевшем поле боя мы увидим его величественного ферзя павшим, его неодолимых ладей поруганными, уважаемых слонов униженными, храбрых коней вырезанными, а верных пешек мечущимися, подобно призракам. Мы можем только присоединиться к стонам уцелевших вдов и сирот, оплакивающих утраченные жизни, поруганное достоинство и неисполнившиеся надежды погибших и со стороны победителей, и со стороны побежденных. Покинутое поле боя всегда вы/глядит героически, и в то же время это душераздирающее зрелище. В отличие от этого конец игры в Го обнаруживает мирное сосуществование и новый баланс между противостоящими силами белых и черных. Партия в Го заканчивается, когда один из игроков пасует на своем ходу, обычно спрашивая при этом: «Аримасэн нэ?» («Нет больше ходов?»), а его противник соглашается и тоже пасует. Затем определяются территории обоих игроков и производится подсчет очков. Проводится обмен пленниками и достигается соглашение относительно компенсации. Заключается и подписывается мирный договор, а результат объявляется, чтобы отдать должное и победителю, и побежденному. «Я выиграл, а Вы проиграли всего пол-очка. Это была равная партия, не правда ли?»

    (Ясуюки Миура. «Го и восточная бизнес-стратегия»)

    СЭКИ: ОБА ЖИВЫ

    Особой разновидностью жизни на доске является так называемое положение сэки. Сэки означает «оба живы».


    Диаграмма 5-59


    В ситуации на диаграмме 5-59 ни один из игроков не может захватить группу противника.


    Диаграмма 5-60


    Если белые ходом 1 (диаграмма 5-60) попытаются нанести атари группе черных камней, то окажется, что и четыре белых камня попадут в положение атари и будут захвачены ходом черных в пункт, отмеченный крестом. Обратите внимание, что и у черной, и у белой группы осталось последнее общее дыхание, отмеченное крестом (обе группы стоят в положении атари), и теперь тот, кто сделате ход сюда первым, тот и спасет свои камни.


    Диаграмма 5-61


    Так как сейчас ход черных, то ходом 2 (диаграмма 5-61) они снимают четыре белых камня.


    Диаграмма 5-62


    Если же черные попытаются нанести атари группе белых камней (диаграмма 5-62), то ходом 2 белые захватят их группу (диаграмма 5-63).


    Диаграмма 5-63


    Это происходит из-за того, что у белых и черных камней всего два общих пункта дыхания, дамэ. Получается, что в позиции на диаграмме 5-59 черные и белые камни должны жить вместе. Однако очков в сэки нет ни у черных, ни у белых, и при подсчете результата партии эти пункты во внимание не принимаются. Чтобы не запутаться при подсчете, по окончании партии нейтральные дамэ поочередно заполняются игроками.

    Приведем еще несколько примеров положения сэки.


    Диаграмма 5-64. У черной группы, отмеченной треугольниками, один глаз в пункте С, у белой группы, отмеченной кругами, ложный глаз в пункте В. Пункт А — взаимное дамэ. Обе группы живы!


    Диаграмма 5-65. Обе группы имеют по одному глазу.


    На диаграмме 5-65 у черной группы, отмеченной треугольниками, также имеется один глаз в пункте С. У белой группы, отмеченной кругами, на этот раз не ложный, а настоящий глаз в пункте В. Пункт А — взаимное дамэ. Как и в предыдущем случае, обе группы бессмертны.


    Диаграмма 5-66. Группы с одним глазом и группа без глаз.


    На диаграмме 5-66 у обеих белых групп, отмеченных кругами, по одному глазу (В и С). У черной группы, отмеченной треугольниками, нет глаз, но имеются общие дамэ А с каждой белой группой. Ни один из игроков не может захватить камни другого.

    Сэки позволяет нам отнять территорию у противника, хотя и не забрав его камни. Ничего не получая, мы уменьшаем очки оппонента, а это тоже успех. Зная, что наша группа живет в сэки, мы можем не тратить лишний камень на построение двух глаз и получение двух или трех очков, а использовать этот ход в другом месте доски, где он принесет гораздо большую прибыль.


    Диаграмма 5-67


    Вряд ли такая позиция возникнет в реальной партии, однако здесь перед нами картина гигантского сэки на всей доске. Тот, кто первый нарушает равновесие, проигрывает.

    ПЛЕННЫЕ КАМНИ И ОБРЕЧЕННЫЕ КАМНИ. В ЧЕМ РАЗНИЦА?

    Камень, лишенный всех точек свободы и снятый с доски, похож на человека, застреленного из револьвера. Раз погибнув, он никогда не оживет.

    С другой стороны/, камень, окруженный камнями противника и не имеющий возможности спастись, но временно оставленный на доске с некоторыми свободами, похож на заключенного в тюрьму. Хотя у него нет непосредственной возможности бегства, он когда-нибудь в будущем, может быть, преуспеет в бегстве путем сотрудничества со своими камнями снаружи, пока он остается на доске.

    («Го — самая захватывающая в мире игра». Издание Японской ассоциации Го (Нихон Ки-ин))

    Необходимо различать «пленные камни» — то есть камни, снятые с доски, и «обреченные камни» — то есть камни, у которых в данный момент нет жизненных перспектив. Если камень полностью окружен и снят с доски в чашу, то он уже не может принимать участия в игре. Однако если обреченная группа, лишенная возможности построить два глаза, стоит на доске (то есть у нее пока что есть одно и более дамэ), то в подходящий момент она может ожить и нанести коварный удар.


    Диаграмма 5-68


    Проведенная черными операция по разграничению территории в нижней части доски (диаграмма 5-68) поставила перед белыми вопрос: все ли здесь закончено или же стоит учитывать наличие одинокого черного камня на своей территории? Вроде бы этот камень обречен…


    Диаграмма 5-69


    Что же смущает белых? Их беспокоит слабость в пункте, отмеченном крестом (диаграмма 5-69). Если черные сходят в этот пункт, поставив белый камень в атари, белые могут лишиться изрядной части только что огороженной ими территории.


    Диаграмма 5-70


    Если бы на территории белых не было обреченного черного камня, как на диаграмме 5-70, то их покою ничто бы не угрожало.


    Диаграмма 5-71


    При попытке вторжения операция черных заканчивается полным крахом (диаграмма 5-71). Но наличие обреченного черного камня все меняет.


    Диаграмма 5-72


    Теперь удар черных носит фатальный характер, и территория белых разрушена.


    Диаграмма 5-73


    Если белые делают ход 4 (диаграмма 5-73), то черные захватывают три белых камня ходом 5.

    При этом камень, который совсем недавно был обречен, вернулся к жизни, соединившись со своей группой.


    Диаграмма 5-74


    По этой причине белые должны защититься ходом 4 (диаграмма 5-74), закрыв свою слабость. Теперь у одинокого черного камня в данный момент опять нет шансов выжить.

    Почему же игроки не добивают обреченные камни и группы? Причина проста — на подобные ходы просто нет времени. Если тратить три или четыре хода на ликвидацию обреченной группы, соперник может уйти в своем развитии настолько далеко, что догнать мы его уже никогда не сможем. Приходится мириться с наличием скрытых опасностей и угроз в собственном лагере в обмен на быстрое и эффективное развитие своих групп.

    По-японски «скрытая угроза» называется адзи, причем это понятие относится как к угрозам противника, так и к собственным «лазутчикам» во вражеском стане. Понятие адзи мы более подробно рассмотрим в разделе, посвященном тактике и стратегии Го.

    Часто обреченные камни и группы оживают из-за ошибок игроков или в ходе Ко-борьбы.

    ФОРА И КОМИ (КОМПЕНСАЦИЯ ЗА ПРАВО ПЕРВОГО ХОДА)

    Для слабого игрока вопрос здравого смысла: запрашивать ли настолько большую фору, на какую только согласится более сильный игрок? Намерение его при этом состоит не в том, чтобы обмануть более сильного игрока и выиграть учебную партию, а в том, чтобы заставить сильного игрока играть очень внимательно и приложить максимум усилий с целью научить слабого игрока. Победа в игре на форе не является единственной целью. Как быстро мы можем уменьшить предоставляемую нам фору — вот что является основной целью.

    (Ясуюки Миура. «Го и восточная бизнес-стратегия»)

    В Го мы можем уравнивать возможности игроков разного уровня игры, используя принцип форы. Традиционно фора подразумевает, что более сильный игрок уступает более слабому несколько ходов подряд. Таким образом, игрок черным цветом изначально имеет фору, так как он первым выходит на игровое поле. В современном Го стоимость первого хода черного оценивается примерно в 6,5 очка (еще 10 лет назад эта оценка равнялась 5,5 очка, а сейчас иногда используют оценку 7,5 очка). Эти 6,5 очка называются коми. Коми стали применять с середины

    ХХ века, что связано с повышением спортивного интереса к игре Го. Если игроки хотят играть на равных, то белый перед началом партии получает в свой актив виртуальные 6,5 очка, которые затем будут учтены при подсчете результата. «Пол-камня», или 0,5 очка, устраняют возможность ничейного результата партии, дзиго.

    Вот пример подсчета результата партии с коми по японским правилам (с учетом камней, захваченных во время игры):


    Диаграмма 5-75. Белые: 80,5 = 61 (территория) + 13 (пленные черные камни) + 6,5 (коми)Черные: 73 = 47 (территория) + 26 (пленные белые камни) Белые выиграли 7,5 очка.


    Мы видим, что заранее оговоренное коми прибавляется к очкам белых.

    При игре без коми белые бы выиграли 1 очко.

    При игре на форе более слабый игрок берет себе черные камни. Минимальная фора — это отказ белых от коми или получение белыми коми 0,5 очка в том случае, если игроки стремятся

    избежать возможности ничейного окончания партии. Считается, что один камень форы стоит примерно 10 очков.

    Величина предоставляемой форы обычно определяется разницей в разряде игроков. Более подробно об этом говорится в главе 13 «Степени мастерства — дан и кю». По традиции черные делают форовые ходы в звездные пункты, поэтому классическая фора варьируется от двух до девяти камней, выставленных в пункты хоси. Размер форы определяется до начала партии. По сути, белые просто пасуют на протяжении заранее установленного числа ходов.

    По этикету игрок черными выставляет свои камни согласно следующим правилам:


    Диаграмма 5-76


    Если фора составляет пять камней, то черные делают свой первый ход в правом верхнем углу, как показано на диаграмме 576. Белые пасуют. Затем черные делают ходы 3–9, а белые пропускают свои ходы 4–8. После того как черные выставили свой камень 9 на центральный форовый пункт, белые делают свой действительно первый ход. Если фора составляет девять камней, то порядок ее выставления показан на диаграмме 5-77.


    Диаграмма 5-77


    Заметьте, что при форе в семь камней черные ставят свой седьмой камень на центральный форовый пункт после того, как выставили шесть камней в указанном порядке.

    На доске 13х13 размещение форовых камней аналогично их расположению на доске 19х19.

    На доске 9х9 звездные пункты (естественно, кроме тэнгена) расположены на 3-й линии, соответственно этому и выставляются форовые камни.


    Диаграмма 5-78


    Естественно, стратегия игры на форе значительно отличается от стратегии игры на равных. По сути, мы можем говорить о частичном или полном «выключении» начальной стадии игры — фусэки. На максимальной форе в девять камней белые сразу вторгаются в зоны черных, то есть с первого хода начинается средняя стадия игры — тюбан.

    Чем больше форовых камней имеет игрок в запасе, тем более спокойной и взвешенной должна быть его игра. А противник, играющий белыми, наоборот, должен искать любую возможность обострить игру, чтобы завязать сложную борьбу с неясным исходом.

    Подробнее об этом говорится в главе 14, посвященной стратегии игры на форе.

    Теперь же, рассмотрев правила, приступим к игре.










    Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное

    Все материалы представлены для ознакомления и принадлежат их авторам.