Онлайн библиотека PLAM.RU

Загрузка...



  • КЛАССИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ — ДЗЁСЭКИ[2]
  • Глава 7 ИСКУССТВО ФОРМЫ

    Восемь спиц образуют колесо, середина которого пуста. Люди создают сосуды, строят дома, проделывают окна и двери. Наполненность — то, что приносит пользу. Пустота — то, что приносит благо.

    (Лао Цзы. Дао Дэ Цзин)

    Во всех боевых искусствах большое значение придается изучению ката — «формы», той или иной последовательности красиво и гармонично организованных движений.

    Как и в боевых искусствах, в Го существует искусство форм, которое позволяет нам эффективно располагать камни в той или иной позиции благодаря развитому восприятию материальных (наполненных) и пустотных объектов и способности совершать гармоничные движения. Эти навыки даются не сразу, но по мере их приобретения позволяют все реже обращаться к более медленному центру разума, ответственному за счет. Самое главное здесь — это принцип. Постигая проявление этого принципа через игру Го, мы обретаем способность применять его во всех других элементах нашей жизни.

    Главное в игре Го — это пустота и формы пустоты. С помощью камней мы оформляем пустоту, визуализируем ее, превращаем в территорию. Камни являются телом пустоты, телом пространства доски, которое может стать территорией черных или белых. Как мы знаем, для того, чтобы камни стали бессмертными, необходимо минимальное пространство внутреннего дыхания — два глаза. Ставя камни на доску, нужно заботиться о том, чтобы они работали дружно и связно, помогая друг другу, а не мешая.

    Существует несколько основных разновидностей форм:

    - Формы развития камней.

    - Формы стабилизации камней.

    - Формы ухода из-под атаки.

    - Формы соединения камней.

    - Формы захвата групп противника (формы, лишающие двух глаз).

    - Формы, объединяющие в себе несколько вышеперечисленных свойств.

    - Ущербные формы.

    Простейшей формой является одиночный камень, поставленный на доску.


    Диаграмма 7–1


    Любой камень, выставленный на доску, обладает собственной жизненной зоной, в которой его влияние максимально. Эта зона ограничена пунктами, прилегающими к камню. Если рядом появится вражеский камень, первый попадет под атаку.


    Диаграмма 7–2


    Если мы поставим два камня на одной линии на расстоянии в два пункта, то окажется, что они связаны между собой, как бы держатся за руки. Появление белого камня между двумя такими черными камнями не сулит белым ничего хорошего. Такая форма камней называется «распространение через два» или никкен-бираки. Никкенбираки является базовой формой стабилизации камней.


    Диаграмма 7–3


    При распространении через три пункта (санкенбираки) два черных камня уже не связаны между собой непосредственно, между ними появилась точка разрыва, в которую белые легко могут вторгнуться. Однако такая форма достаточно часто встречается в игре, так как позволяет более динамично развиваться.


    Диаграмма 7–4


    Такая форма, производная от никкенбираки, является жизнеспособной, или неубиваемой. Если белые попытаются атаковать эти три черных камня, черные легко построят два глаза. Предлагаем убедиться в этом самостоятельно.


    Форма, или ката

    Одним из наиболее важных слов в японском языке является слово сиката, «как делать». Оно происходит от слова ката, которое имеет три разных иероглифа и смысла: «направление», «форма» и «стиль». «Направление», первое значение, синоним слова «путь». Однако слову «путь» в японском языке соответствует другой символ: до, что подразумевает определенные моральные расширения понятия ката, как просто голой техники. Какиката (метод написания) служит детям для учебы, тогда как Содо (путь написания) служит художникам для творчества, не говоря уже о Бусидо (Пути самурая).

    Среди многих сиката давайте детально разберем какиката, поскольку мы уже знакомы с дзёсэки в Го. Для письма нужны три вещи: кисть, тушь и лист бумаги. Они подобны трем вещам, необ-ходимым для игры в Го: белые камни, черные камни и доска. Сначала вам скажут приготовить тушь растиранием японской чернильной палочки (суми) о гладкую поверхность каменной плиты (судзури), поливая ее водой из небольшого сосуда. Делая это, не торопитесь и выполняйте движения медленно, но уверенно, поскольку вы не просто делаете тушь, но ваши движения подготавливают вас к сосредоточению. Затем, когда вы окажетесь перед чистым белым листом, вам нужно будет следовать «порядку проведения кисти» (хицудзун), так же как вы следуете дзёсэки. После изучения базового комплекса какиката вам понадобится образец или модель формы, второе значение ката. Кобо Даиси, который в 806 году основал школу Сингон в буддизме, считается одним из трех величайших каллиграфов, когда-либо живших на свете. Когда кто-то не попадает в лунку и жалуется при этом на свою клюшку для гольфа, японцы говорят: «Кобо на кисть не пенял». Если вы делаете ошибку, невероятную даже для вас самих, вы можете сказать: «Даже у Кобо может дрогнуть кисть», имея при этом в виду, что такого вообще не могло случиться. Поэтому вы можете довериться и, взяв за образец каллиграфию Кобо, положить на него лист прозрачной бумаги и копировать раз за разом, прямо как если бы вы изучали дзёсэки в Го. После многолетней практики копирования наилучшей формы (ката) вы приобретете чувство красоты, которое станет вашим вторым инстинктом. Истинная природа дзёсэки проявится сама собой: чистая логика.

    Поговорка Го гласит: «Изучи дзёсэки, а потом забудь». Когда вы уверитесь в своих способностях, вы можете начать проявлять творчество. Когда вы считаете, что вы обрели что-то уникально новое, вы можете провозгласить о создании вашего собственного стиля ката — третье значение.

    (Ясуюки Миура. «Го и восточная бизнес-стратегия»)

    Диаграмма 7–5


    Идеей такой формы является: во-первых, стабилизация камней в форме никкенбираки, во-вторых, укоренение их с помощью диагонального хода, кеймы, на второй линии.


    Диаграмма 7–6


    Эта форма называется поннуки, и считается, что получить ее очень выгодно. Ее отличительным свойством является один глаз в центре, в который белые не могут пойти — это будет самоубийством. Такую форму очень трудно атаковать, она обладает мощным влиянием на все четыре стороны.


    Диаграмма 7–7


    Эта форма называется «Пасть тигра». Она относится к классу форм соединения камней. Если противник попытается разделить черные камни, поставив белый камень между тремя черными, то его тут же окружат и захватят в плен, получив при этом форму поннуки.


    Диаграмма 7–8


    Такая форма камней носит название косуми, или диагональное соединение. В этом соединении есть две слабые точки, одну из которых рано или поздно надо будет закрыть. Однако в общем случае считается, что эти камни разрезать нельзя.


    Диаграмма 7–9


    Если белые попытаются это сделать ходом 1, то черные легко соединятся с другой стороны ходом 2, и наоборот. Но если черным все-таки потребуется соединить свои камни, то сделать это можно двумя способами: прямым соединением или косвенным.


    Диаграмма 7-10


    На диаграмме 7-10 а (слева вверху) приведен пример прямого соединения, в результате которого образуется так называемый «пустой треугольник», отмеченный крестиком. Форма «пустой треугольник» считается неэффективной, так как не содержит в себе потенциала для построения глаз и придает камням нединамичную, тяжелую форму. Можно сказать, что в теле этих трех камней не содержится жизненного пространства. Если же взглянуть на диаграмму 7-10 b (справа внизу), то мы увидим, что три этих камня вроде бы вовсе не связаны. Однако это не так. У белых нет возможности разделить черные камни, если только черные сами не позволят это сделать. Ход белых в пункт, отмеченный крестиком, будет чреват для них немедленной потерей камня. Черные же камни в данной форме легко могут развиваться дальше, накапливая полезное жизненное пространство, зачаток которого огорожен тремя черными камнями.


    Диаграмма 7-11


    Это еще один пример формы, сходной по структуре с понну-ки, но более мощной. Такая форма называется «Панцирь черепахи», она образуется после захвата двух белых камней. Считается, что получить такую форму — большой успех, особенно в центре доски.


    Диаграмма 7-12


    Такая форма является производной от никкенбираки, укрепленного отмеченным камнем. Она также является одной из форм ухода из-под атаки и сама обладает мощным атакующим потенциалом.


    Диаграмма 7-13


    Вот пример использования этой формы в игре.


    Диаграмма 7-14


    Эта классическая форма известна под названием «Бутылка сакэ» или «Собачья морда». Она очень часто применяется в игре для развития камней и связки камней, а также для атаки.


    Диаграмма 7-15


    В данном случае форма черной группы носит название «Голова дракона». Эта форма сочетает в себе идеи выхода из окружения, разворота вектора развития и атаки белых камней.


    Диаграмма 7-16


    Эта форма называется «Морда лошади» и считается более динамичной, чем «Собачья морда». Такая форма хороша при выходе из окружения в центр. Существует несколько модификаций этой формы.


    Диаграмма 7-17


    Эти формы часто используются в игре.


    Диаграмма 7-18


    Классическая форма косвенного соединения под названием бамбук. Ее отличительной чертой является неразрезаемость


    Диаграмма 7-19


    Польза бамбука очевидна — эта форма позволяет соединить камни (А) и избежать при этом образования неэффективного пустого треугольника (В).


    Диаграмма 7-20


    С какой бы стороны белые ни попытались разрезать эту форму, черные в любом случае смогут соединить свои камни.


    Диаграмма 7-21


    Это еще примеры очень популярных и эффективных модификаций формы бамбук, дающих более гибкую и динамичную позицию.


    Диаграмма 7-22


    Вот еще пример двух форм косвенного соединения камней, позволяющих избежать пустых треугольников.


    Диаграмма 7-23


    Появление такой изящной формы на доске говорит о том, что черные успешно разыграли этот участок. Обычно такие цветы прорастают сквозь белые камни, что смотрится очень эффектно.


    Диаграмма 7-24


    На диаграмме 7-24 представлены базовые формы захвата территории, в данном случае речь идет об угле, но эти формы применяются и на любых других участках доски. Форма черных камней в правом верхнем углу, отмеченных крестиками, называется кейма, или диагональный ход; форма черных камней, расположенных в нижнем правом углу и отмеченных кружками, называется тоби, или «прыжок»; форма белых камней, расположенных в левом верхнем углу и отмеченных треугольниками, называется огейма или «большая кейма»; форма белых камней в левом нижнем углу, отмеченных квадратами, называется никкен-тоби, или «прыжок через два пункта».


    Диаграмма 7-25


    На верхней стороне доски на диаграмме 7-25 расположено четыре рассмотренные формы: кейма-симари (симари — «распространение», означает распространение от одинокого углового камня) черных, никкенбираки белых, тоби черных, огейма-си-мари белых. Это основные формы соединения камней. Связь между ними не может быть нарушена, если не учитывать окружающую обстановку. На нижней стороне черные и белые окружают территорию с помощью этих форм, но можно сказать и так: черные и белые имеют практически неразрезаемую цепь камней.


    Диаграмма 7-26


    Вот пример форм, несущих смерть вражеским камням. Другими словами, это формы пустоты, в которых нет жизни. Если черным удалось сформировать внутри жизненного пространства белой группы любую из этих форм, то белые не смогут построить два глаза. Все эти формы, как правило, характеризуются переконцентрацией и наличием большого числа пустых треугольников. Форма d называется «Соломенная шляпа», форма g получи-ла название «Лилия», а форма е в переводной литературе называется «Автомобиль».


    Диаграмма 7-27


    Ни одна группа белых не способна выжить, если сейчас ход черных. Попробуйте убедиться в этом самостоятельно! Главное — наносить удар в жизненно важные точки белых групп.

    КЛАССИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ — ДЗЁСЭКИ[2]

    Искусство формы нашло свое отражение в теории дзёсэки, или теории «равного результата». В китайской теории игры японское слово дзёсэки заменено другим термином — динши, что означает «определить форму». Обычно дзёсэки применяются при розыгрышах углов или в некоторых классических ситуациях и представляют собой последовательность лучших ходов обеих сторон, в локальной позиции дающих равный результат обоим игрокам.


    Диаграмма 7-28


    Вот простой пример дзёсэки, которое было разыграно в правом верхнем углу. Заметьте, что черные и белые построили формы, которые мы рассмотрели выше. В данной позиции черные сохранили и укрепили за собой угол и получили перспективы развития по правой стороне, в то время как белые стабилизировались на верхней стороне, ограничив черных в правом верхнем углу.


    Диаграмма 7-29


    А вот пример выхода из-под атаки с помощью формы «Морда лошади». Такая позиция возникает достаточно часто и стала классической.


    Диаграмма 7-30


    Пример из классического китайского трактата XVII века. Черные устанавливают форму в верхнем правом углу.


    Диаграмма 7-31


    Пример неправильной игры черных, в результате которой цветок белых «пророс» сквозь черные камни.


    Тем, кто думает, что один из способов повышения уровня игры — это выучить сорок или пятьдесят дзёсэки наизусть, я говорю: «Вперед! Попытайтесь это сделать!» Все, что вы делаете, способствует накоплению опыта. В то же время я не вижу, что хорошего в том, чтобы выучить сорок или пятьдесят дзёсэки из нескольких десятков тысяч.

    Часто усилия, связанные с изучением дзёсэки, ослабляют игру. Это характерно для многих игроков. Мы видим примеры, подтверждающие это, каждый день.

    Заучивание дзёсэки — слабость. Опора только на свои силы — сила.

    Но как же быть с огромным количеством книг по дзёсэки? Если их предназначение — помогать игрокам стать сильнее, то что превращает их в бесполезное украшение книжных полок? Ответ заключается в том, что эти книги неправильно изучаются. Лично я рассматриваю изучение дзёсэки в качестве одного из первых шагов к усилению игры/. Давайте посмотрим, как же их нужно изучать. Правильный подход к изучению дзёсэки: Не думайте, что вам всего лишь нужно заучить последовательность. Так дзёсэки не изучают.

    Каждый ход любой из сторон в дзёсэки — лучший, поэтому важно знать, почему делается этот ход, его суть и значение. Если вы/ сможете понять, почему тот или иной ход делается именно в этом месте и почему этот ход — хороший, тогда изучение будет реально.

    Ходы дзёсэки всегда лучшие в данных локальных ситуациях, но иногда они становятся худшими ходами в соотношении с окружающими камнями. Именно это не позволяет Го превратиться в случайную игру, делает ее интересной.

    Все сказанное выше можно выразить одной фразой: «Дзёсэки надо не учить, а понимать».

    («Золотая коллекция Го») (Кагэяма Тосиро «Лекции по основам Го»)

    Форма пронизывает все уровни и стадии игры Го. Необходимо постоянно следить за правильной формой камней, как на макроуровне, так и на микроуровне.


    Диаграмма 7-32


    На диаграмме 7-32 показана хорошая форма у черных и плохая форма у белых. Белый камень, отмеченный треугольником, стоит слишком низко. Теперь черным хорошо занять пункт а. Здесь мы говорим о макроуровне, на котором подобные ошибки стоят очень дорого. Такая высокая цена связана с тем, что в данном случае мы определяем глобальную стратегию на всей левой стороне. Это подобно повороту руля огромного корабля, когда небольшой угол поворота вызывает кардинальное изменение курса.


    Диаграмма 7-33


    Здесь опять представлена хорошая форма у черных в верхнем левом углу и плохая форма у белых в правом нижнем углу (согласно принципам развития отмеченный треугольником белый камень должен стоять на один пункт левее). В данном случае речь идет о локальной угловой ситуации. Подобные узкие ходы вызывают переконцентрацию камней. А раз так, то на нижней стороне теперь угловой белый камень и три камня белых справа стоят слишком далеко друг от друга, что облегчает вторжение черных на нижнюю сторону.


    Диаграмма 7-34


    Здесь показан вариант розыгрыша угла. Черными в правом нижнем углу показан правильный способ косвенного соединения камней. А белыми в верхнем левом углу показан неверный способ, в результате которого образуется пустой треугольник. В данном случае мы говорим о микроуровне, затрагивающем два-три камня. Казалось бы, пустой треугольник здесь ничем не может испортить позиции белых, однако, если сравнить нижний правый угол, где черный камень хищно выдвинут в сторону левого нижнего угла, и верхний левый угол, где белые камни убого сгустились, как будто боясь кого-то, разница становится более очевидна. Следует замечать такие нюансы позиций.

    Эти примеры наглядно демонстрируют роль искусства форм в игре Го. Более подробно разнообразные формы Го рассматриваются в наших книгах «Технология пустоты» и «Метод девяти звезд».


    Примечания:



    2

    12 основных дзёсэки, часто встречаемых в игре, рассматриваются в Приложении 2.









    Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное

    Все материалы представлены для ознакомления и принадлежат их авторам.