Онлайн библиотека PLAM.RU


Глава 27

Мат

Незнайка оставил на шахматной доске три фигуры: белого ферзя, черного короля и черную ладью – и сказал:

– Белыми играет Дюймовочка, черными – Мурзилка. Дaвай шах, Дюймовочка.

Дюймовочка взяла белого ферзя и передвинула его на одно поле влево, по линии.

– Шах!

Мурзилка вытаращил глаза и сказал:

– А мне некуда ходить. Побить белого ферзя я не могу. Защитить короля нечем. И отойти королем некуда – везде его белый ферзь побьет.

– А раз так, проиграл ты, Мурзилка, – заметил Незнайка. – Это мат. Белый ферзь объявил черному королю не шах, а мат. Мат – это победа. Мат – это выигрыш. Для того и играют в шахматы, чтобы дать мат королю противника.

– Получается, мат – это шах, от которого нет защиты, – сообразила Дюймовочка. – Я поняла: чтобы выиграть в шахматах, надо так напасть своей фигурой на короля противника, чтобы следующим ходом короля побить.

– Молодец, Дюймовочка, – похвалил Незнайка. – Сейчас я покажу четыре положения, где мат черному королю объявил белый ферзь.

– Разве во второй позиции мат? – удивился Мурзилка. – Ведь черный король побьет белого ферзя.

– Ферзя нельзя побить. Тогда белая пешка побьет черного короля, – объяснил Незнайка.

– А в третьем положении, если король ферзя возьмет, то слон короля побьет, да? – догадался Мурзилка.

– Верно, – кивнул Незнайка. – А вот в этих четырех позициях мат черному королю дала белая ладья:

– Здесь в четвертом положении черный король не может «съесть» белую ладью. А то белый конь побьет черного короля, – проговорила Дюймовочка.

– А вот в таких положениях черного короля заматовал белый слон, – сказал Незнайка и одно за другим расставил четыре новых положения:

Потом Незнайка показал человечкам четыре положения, где мат черному королю поставил белый конь. Вот такие:

– А вот в таких двух положениях черного короля заматовала белая пешка, – промолвил Незнайка.

И еще две позиции расставил Незнайка. В них черная пешка дала мат белому королю.

– Какой же тут мат? – удивился Чиполлино. – Ведь пешки ходят вперед, вверх и бьют наискосок вверх.

– Совсем ты, Чиполлино, забыл, что белые пешки бьют наискосок вверх, а черные пешки бьют наискосок вниз. Тут черные пешки объявили мат, – усмехнулся Незнайка.

– Теперь мы будем учиться ставить мат, да? – спросил Мурзилка.

– Дa, но сначала немножко отдохнем, – улыбнулся Незнайка.

Советы родителям

Достижение мата – вот цель шахматной партии. Тот, кому поставили мат, проиграл. Дети 3–5 лет с превеликим трудом усваивают понятие мат, для них он недостаточно конкретен, неосязаем. Поэтому еще раз повторимся – не спешите.

Расставьте перед ребенком следующие положения и спросите малыша, стоит ли на доске мат черному королю. Если мата нет, то как ходить черным?

1. Нет мата: черные сыграют 1… ?b7.


2. На шахматной доске мат.


3. Нет мата: есть ход 1… ?b5.


4. Мат на доске.


5. Мат черному королю.


6. Мата нет. Черные пойдут 1… ?с8.


7. Нет мата: 1… ?:с2.


8. На доске мат.


9. Мат.


10. Нет мата. Черные побьют ладью 1… ?:а2.


11. Мат черному королю.


12. Нет мата. Черные отойдут королем 1.?b8.


13. Мат.


14. Нет мата: 1… ?:а7.


15. Мат.


16. Нет мата. Черные пойдут 1… ?а2.


17. Мат.


18. Нет мата: 1… ?b8.


19. Нет мата. Черные побьют слона 1… ?:сЗ.


20. Мат.


21. Нет мата. Черные сыграют 1… ?а2.


22. Мат.


23. Нет мата: 1…аb.


24. Мат.


25. Мат.


26. Мата нет: 1… ?:b7.


27. Мат.


28. Мата нет: 1… ?:а7.









Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное

Все материалы представлены для ознакомления и принадлежат их авторам.