Онлайн библиотека PLAM.RU


Глава 28

Ферзь, ладья и слон дают мат в один ход

– Теперь, братцы, поучимся ставить мат, – неторопливо проговорил Незнайка и одно за другим расставил на шахматной доске четыре таких положения.

– Сначала решите четыре задачи, где мат в один ход черному королю дает белый ферзь, – сказал Незнайка.

– У, первая позиция легкая. Белый ферзь прыгнет направо через клетку по линии. Шах и мат! – крикнул Пиноккио.

– Нет, это не мат, – возразила Дюймовочка. – Это только шах. Ведь тогда черный король пойдет из угла на одно поле направо. По прямой. Мат по-другому надо ставить, – и Дюймовочка сходила белым ферзем наискосок через клетку, вверх.

– Мат! Точно мат! – обрадовался Пиноккио. – Теперь черному королю отойти некуда – везде его белый ферзь побьет. И закрыть короля нечем. И ферзя не побить. Мат!

– Вторая позиция еще легче, – сказал Мурзилка. – Белый ферзь пойдет вправо по линии на одно поле. Шах!

– Шах-то будет, но это не мат, – засмеялся Незнайка. – Ведь черные тогда отойдут королем из-под шаха вниз по прямой. А могут и ладьей закрыться – пойдут черной ладьей на одно поле вниз.

– Я знаю, как тут мат поставить, – вызвался отвечать Гурвинек и передвинул ферзя по линии направо, через две клетки. – Мат!

– Молодец! – захлопал в ладоши Незнайка. – А как в третьем положении мат сделать?

– Тоже надо ферзем направо прыгнуть через две клетки. По прямой, – ответила Дюймовочка. – Верно, а в четвертом положении? – спросил Незнайка.

– И тут ферзем пойдем через две клетки. Направо, вниз наискосок, – ответил Петрушка.

– Точно, ферзем научились мат ставить, теперь дайте мат в один ход черному королю белой ладьей, – промолвил Незнайка и по очереди расставил перед друзьями вот такие положения:

– Красиво черные пешки стоят. Рядышком, – сказал Чиполлино, изучая первое положение. – Красиво, но плохо, – усмехнулся Гурвинек и переместил белую ладью вверх через клетку. – Мат!

– Ух ты, в самом деле мат! Свои же черные пешки мешают черному королю уйти из-под боя, – удивился Чиполлино.

– Мне-то, мне-то порешать дайте, – забеспокоился Пиноккио, когда на шахматной доске появилось новое положение, и побил белой ладьей черного коня. – Мат!

– Какой же это мат? – удивился Незнайка. – Учил я вас, учил… тут даже шаха нет.

– Не мат, не шах, только шум в ушах, – хихикнул Чиполлино и побил черной ладьей белую ладью.

– Можно было и королем побить, – заметила Дюймовочка и поставила фигуры как они стояли раньше. – Надо белой ладьей вперед пойти на одно поле. И мат!

– Толково, – похвалил Незнайка. – А как в третьем положении белой ладье заматовать черного короля?

– Пешку надо побить, пешку! Черную! Белой ладьей налево через клетку. Мат! – закричал Пиноккио.

– Правильно, Пиноккио, – кивнул Незнайка. – Когда побить кого-то надо, ты тут как тут.

– А в четвертом положении белая ладья прыгнет вниз через поле, шах! – сказал Щелкунчик.

– Шах, но не мат, – возразил Незнайка. – Ведь черный король назад отойдет на одно поле. Или вперед шагнет.

– Направо надо белой ладьей пойти. Вот тогда мат, – сказал Петрушка и заматовал черного короля.

– Поучитесь и слоном мат ставить, – улыбнулся Незнайка и одну за другой показал друзьям новые расстановки фигур. Вот такие:

Посмотрев первое положение, Пиноккио сказал:

– Я бы тут черными играл. У них и ладья, и пешки, а у белых слон один.

– Зато этот слон сейчас даст мат в один ход, – усмехнулся Гурвинек и передвинул белого слона на одно поле вверх, наискосок направо. – Мат!

– Ух, а во второй позиции у черных и ферзь есть. Хочу черными, – попросил Пиноккио.

– Пожалуйста, – улыбнулась Дюймовочка. – А я белым слоном сыграю направо на одно поле наискосок. Мат тебе.

– В третьем положении я сам белым слоном поиграю, – пробормотал Пиноккио и шагнул им налево вверх на одно поле. – Мат!

– Вот это другое дело, – закивал Незнайка. – А кто последнее задание первым решит?

– Я! – вызвался Щелкунчик и пошел белым слоном налево вниз на одно поле. – Шах и мат.

– Какой же это мат? – удивился Мурзилка. – Ведь черный король побьет нашего белого слона.

– Не побьет, – ответил Незнайка. – Ведь тогда он встанет под бой белого короля, а королю под бой идти нельзя. Правильно Щелкунчик сказал: «Шах и мат».

– Шах и мат… шахматы, – удивленно заметил Пиноккио. – Молодец, Пиноккио! Хорошо сообразил, что слово «шахматы» получилось из слов «шах» и «мат», – похвалил Незнайка. – Шах и мат – шахматы.

Советы родителям

Элементарная игра «на уничтожение» доступна и понятна детям 3–5 лет, а вот игра «на мат» вызывает большие затруднения. Да и для детей 7–10 лет игра «на мат» очень непроста. Чтобы вам было легче объяснить малышу, как же поставить противнику мат, скажите: «В шахматах выигрывает тот, кто побьет неприятельского короля. Но, чтобы побить короля, на него нужно напасть». Шахматную игру принято прекращать за ход до того, как король будет побит. Это и есть мат. Он обозначается – «Х». Поучите малыша ставить мат в один ход. Расставьте на шахматной доске следующие положения, в которых белые должны объявить черному королю мат в один ход (задания эти адресуются детям 5 лет и старше, а также одаренным детям 3–4 лет).

1. 1.?с8Х.


2. 1.?с1Х.


3. 1.?а6Х.


4. 1.?е8Х.


5. 1.?b2Х.


6. 1.?h1x.


7. 1.?h1x.


8. 1.?е5Х.


9. 1.?b6Х.


10. 1.?b5Х.


11. 1.?с8Х.


12. 1.?а8Х.


13. 1.?а2Х.


14. 1.?b1x.


15. 1.?а8Х.


16. 1.?а8Х.


17. 1.?b8Х.


18. 1.? c1x.


19. 1.?b8Х.


20. 1.?b1x.


21. 1.?е5Х.


22. 1.?е4Х.


23. 1.?е5Х.


24. 1.?b7Х.


25. 1.?е5Х.


26. 1.?е6Х.


27. 1.?bЗХ.


28. 1.?b5Х.


29. 1.?с6Х.


30. 1.?е4Х.

Детям более младшего возраста предложите поставить мат в один ход на фрагментах шахматной доски.

На фрагменте шахматной доски «две клетки на три» расставьте следующие положения:

1. Матует 1.?b1Х.


2. К мату в один ход ведет 1.?а1Х.


3. Решает 1.?а2Х или 1.?b2Х.


4. 1.?b2Х.


5. 1.?:b2Х.


6. 1.?b2Х.


7. 1.?а2Х.


8. 1.?b2Х.


9. 1.?а2Х.


10. 1.?b2Х.


11. 1.?аЗХ или 1.?b2Х.


12. 1.?bЗХ.


13. 1.?аЗХ или 1.?b2Х.


14. 1.?bЗХ.


15. 1.?а2Х.


16. 1.?а2Х.


17. 1.?b2Х.


18. 1.?а2Х.


19. 1.?b2Х.


20. 1.?b2Х.


На фрагменте шахматной доски «две клетки на четыре» расставьте такие позиции:

1. Матует 1.?а2Х.


2. 1.?b2Х.


3. 1.?а2Х.


4. 1.?аЗХ.


5. 1.?b2Х.


6. 1.?а2Х.


7. 1.?b1Х.


8. 1.?b1Х или 1.?b2Х.


9. 1.?2bЗХ.


10. 1.?а4Х.


11. 1.?а3Х.

12. 1.?b3Х.


13. 1.?а2Х.


14. 1.?аЗХ.


На фрагментах шахматной доски «три клетки на три» расставьте следующие позиции:

1. 1.?с1Х.


2. 1.?а1Х.


3. 1.?аЗХ, 1.?b, 1.?с2Х.


4. 1.?b2Х.


5. 1.?b2Х.


6. 1.?аЗХ.


7. 1.?а1Х.


8. 1.?сЗХ.


9. 1.?bЗХ.


10. 1.?c1X.


11. 1.?b2Х.


12. 1.?b2Х.


13. 1.?b2Х.


14. 1.?b2Х.


15. 1.?b2Х.


На фрагментах шахматной доски «три клетки на четыре» и «четыре клетки на четыре» подобные положения на мат в один ход несложно придумать самостоятельно.

Тщательно следите за тем, чтобы ребенок ставил именно мат (шах, от которого нет защиты). Если королю шах не объявлен, это не мат.









Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное

Все материалы представлены для ознакомления и принадлежат их авторам.