Онлайн библиотека PLAM.RU


Расплавленное небо Вьетнама

Продолжение, начало в ИА № 4/2001.


НАЧАЛО БОЛЬШОЙ ВОЙНЫ

2 августа 1964 г американский эсминец «Мэддокс» осуществлял патрулирование в Тонкинском заливе. Случайно ли, или с целью выполнения спецзадания, корабль вторгся в территориальные воды ДРВ. По воспоминаниям членов экипажа, с мостика можно было без труда рассматривать пляжи Хайфона.

Вторжение не прошло незамеченным. Три северовьетнамских торпедных катера приблизились к «Мэддоксу» и попытались вытеснить его из территориальных вод. Согласно показаниям командира эсминца, вьетнамцы начали обстреливать его ракетами и 37-мм снарядами. Американцы ответили залпом 127-мм орудий и полным ходом ушли в нейтральные воды. На призыв о помощи откликнулся авианосец «Тикондерога», приславший четыре F-8E из состава VF-51 и VF-53, вооружённых 20-мм пушками и 127-мм НАРами «Зуни». Торпедные катера открыли ответный огонь, повредив один F-8, который совершил вынужденную посадку в Дананге. Оставшийся F-8E из эскадрильи VF-51, пилотируемый капитаном 3-го ранга Джеймсом Стокдейлом, а также оба F-8 из VF-53 атаковали торпедные катера и сумели поджечь один.

Спустя два дня, в ночь с 4 на 5 августа, “Мэддокс» и однотипный «Тэрнер Джой» вновь патрулировали в Тонкинском заливе. В 21:30, после наступления темноты, радар «Мэддокса» засёк приближавшиеся с севера быстроходные объекты, а акустик уловил шум торпед. Увеличив ход и выполнив противоторпедный маневр, эсминцы открыли огонь на поражение. В это время с авианосцев «Тикондерога» и прибывшего на усиления «Констеллэйшена» стартовали на помощь атакованным кораблям палубные штурмовики А-4В из VA-55, А-4Е из VA-56 и А-4С из VA-146, а также А-1Н из VA-95. Прикрытие возложили на «Круссейдеры» из состава VF-51 и VF-53.

В качестве возмездия за нападение на американские корабли, 5 августа была осуществлена операция «Пирс Эрроу» (Pierce Arrow — Пронзающая стрела). «Скайхоки» и «Скайрейдеры» в сопровождении F-8 нанесли удары по военным объектам на территории Северного Вьетнама. Эскадрилья VA-146 бомбила базу торпедных катеров Хон Гей, потопив восемь катеров в районе острова Хон Me; VA-55 разрушила нефтехранилище в Винь; ей «помогла» VA-56, попутно «навестившая» базу торпедных катеров Бинь Тхай. Результаты налёта фиксировались палубными RF-8A. Истребительное прикрытие обеспечивали F-4B эскадрилий VF-142 и VF-143 с авианосца «Констеллейшн». В тот же день в Тонкинский залив прибыл авианосец «Рэйнджер». Спустя некоторое время в состав авианосной группировки вошёл противолодочный авианосец CVS-33 «Кирсардж». Базировавшиеся на нём «Трэккеры» обеспечивали безопасность авианосной группировки от китайских и советских субмарин.

В ответ вьетнамское командование срочно отозвало из Китая летный состав 921 — го истребительного полка, проходившего там стажировку. Самолёты перелетели в Ной Бай 6 августа и в тот же день на боевое дежурство была поставлена пара МиГ-17.


Вьетнамский торпедный катер, вытесняющий американский эсминец «Мэддокс» за пределы территориальных вод ДРВ. Тонкинскин залив, 2 августа 1%4 г.


А-IE (сер. № 132688) из состава 602-й эскадрильи специальных операций одного из лучших американских пилотов-штурмовиков капитана Ричарда Хида (позднее стал бригадным генералам) после вынужденной посадки па авиабазе Бьен Хоа.

7 августа американский конгресс в «Тонкинской резолюции» одобрил нанесение ударов по территории ДРВ. Первые самолёты стартовали с авианосцев и направились к целям за несколько часов до выступления президента Джонсона с обращением к нации. Тем временем авианосцы «Тикондерога» и «Констеллейшн» были вынуждены покинуть оперативный район для пополнения боезапаса. Но остававшийся в Тонкинском заливе «Рэйнджер» не долго находился в одиночестве и вскоре к нему присоеденился «Вон Омм Ричард».

Спустя всего несколько дней после Тонкинского инцидента в Юго-Восточную Азию начали прибывать подкрепления для развернутой там американской авиационной группировки. Первыми в Тан Сон Нхут прибыли ERB-47H из состава 55-го авиакрыла стратегической разведки (55th SRW). Они производили разведку целей в Северном Вьетнаме. Следом на авиабазе Бьен Хоа. поблизости от Сайгона, появились 20 В-57В из состава 8-й и 13-й бомбардировочных эскадрилий, ставшие первыми реактивными самолётами, размещёнными на территории собственно Вьетнама. Это было прямое нарушение американской военщиной Женевских соглашений, запрещавших использование реактивных самолётов в конфликтных районах Юго-Восточной Азии, однако после принятия «Тонкинской резолюции» на такие мелочи никто внимания уже не обращал. Тем более что обе эскадрильи были подготовлены к переброске в Южный Вьетнам ещё весной 1964 г., однако до Тонкинского инцидента они оставались в США.

Служба В-57 во Вьетнаме с самого начала сопровождалась неприятностями. Ещё при перебазировании в Бьен Хоа на земле столкнулись первые два приземлившихся бомбардировщика, заблокировав посадочную полосу и вынудив остальные экипажи приземляться в Тан Сон Нхут. При этом один из самолётов врезался в землю во время посадки, похоронив под обломками обоих членов экипажа. Для восполнения потерь с авиабазы Кларк прислали несколько самолётов, однако аэродром Бьен Хоа был так переполнен, что часть В-57В отправили обратно на Филиппины. Оставшиеся самолёты задействовали для невооружённых разведывательных полётов.

Решив повысить боеспособность южновьетнамских ВВС, американцы решили передать им несколько «Канберр». Белый дом неохотно сделал это шаг, поскольку это было прямым нарушением Женевских соглашений, но все союзники в регионе уже получили реактивные самолёты американского производства, и давление со стороны Сайгона наряду с желанием поднять настроение южновьетнамцев вынудило американцев согласиться. Первые тренировки экипажей южновьетнамских В-57 начались на филиппинской авиабазе Кларк в конце 1964 г. Позже обучение началось также на сайгонском аэродроме Тан Сон Нхут. Между прочим, одним из курсантов был сам Нгуен Као Ки, позже дослужившийся до командующего южновьетнамскими ВВС, а впоследствии ставший вице-президентом Республики Вьетнам.

5 августа в Дананг с авиабазы Кларк перебросили несколько F-100 из состава 615-й эскадрильи тактических истребителей (615th TFS). Вскоре к ним присоединились ещё несколько самолётов этого типа. Тогда же в Корат с базы Йокота в Японии прибыли восемь F-105D из 36-й эскадрильи тактических истребителей. Через несколько дней в центральный район Лаоса наведались четыре «Тандерчифа» из Корат. Судя по всему, это был типичный вылет для ознакомления с районом боевых действий. Однако американцы практичные люди, а потому решили совместить приятное с полезным, несмотря на то, что самолеты не несли никакой бомбовой нагрузки. Разведывательный «Карибу» навел истребители-бомбардировщики на позиции зенитной артиллерии, по которым F-I05 отработали из 20-мм пушек! При этом самолёт лейтенанта Дэвида Грэбена получил прямое попадание 37-мм снаряда, но, несмотря на тяжёлые повреждения стабилизатора и хвостового оперения, благополучно вернулся на базу.


F-4B из состава истребительной эскадрильи VF-143, входившей в авиагруппу авианосца «Костеллейшн» (CVA-64), над Тонкинским заливом. 5 августа 1964 г.


Американская «Канберра» на боевом курсе. Развалины отеля «Бринк», откуда под Рождество было извлечено свыше полусотни трупов и несколько десятков раненых.


30 октября в Корат перелетела 44-я эскадрилья тактических истребителей, а 18 декабря — 80-я. Обе были вооружены F-105D, Для дозаправки самолётов на пути во Вьетнам задействовали летающие танкеры KB-50J из состава 421-й эскадрильи заправщиков (421 th ArefS), базировавшейся на японской авиабазе Йокота. Одновременно в Сангли Пойнт на Филиппинах отправилась эскадрилья ДРЛО VW-1, имевшая на вооружении ЕС-121. Растущий уровень потерь разведчиков над ДРВ привёл к привлечению к работе беспилотных разведчиков AQM-34 «Firebee». Их носителями были DC-130 из состава 4080-го авиакрыла стратегической разведки.

1 ноября 1964 г. Бьен Хоа подверглась ожесточённому обстрелу со стороны вьетконговцев. Миномётным огнём были полностью уничтожены пять В-57, ещё 15 получили повреждения. Также были повреждены шесть «Скайредеров» южновьетнамских ВВС и спасательный вертолёт НН-43. Погибли пять и были ранены 76 американских военных. В ответ президент США Джонсон распорядился о начале операции «Флэминг дарт» (Flaming dart — Пылающее копье) — нанесении ударов по базам партизан в Лаосе, Южном Вьетнаме и южных районах ДРВ. Пока командование планировало предстоящую операцию, партизаны обстреляли лагерь американских военных советников в Плейку.

В Юго-Восточную Азию спешно перебрасывались всё новые подразделения американских ВВС. В начале декабря в Убон перелетела 45-я эскадрилья тактических истребителей, вооружённая F-4C, которые ещё не были закамуфлированны и несли светло-серую окраску. На Окинаве в это время находилась 555-я эскадрилья тактических истребителей, готовая в любой момент отправиться в Тайланд.

Тем временем партизаны не теряли времени даром и устроили теракт в отеле «Бринк», где проживали американские военные советники. «Янки» собирались праздновать Рождество, когда террорист-самоубийца взорвал заряд взрывчатки массой 113 кг. Погибли два американца и 51 южновьетнамец, Спустя неделю в районе Бинь Гиа разыгралось крупномасштабное сражение, в котором вьетконговцам удалось уничтожить 177 южновьетнамских солдат и шестерых американских советников.


B-52F пз состава 7-го бомбардировочного авиакрыла наносит удар по «тропе Хо Ши Мина». Южный Вьетнам, 1965 г.

«Фантомы» из состава VMFA-531 готовятся атаковать цели в джунглях Южного Вьетнама. Февраль 1965 г. (справа).

Существенную роль принадлежала и самолетам управления EC-121D, получившим кличку «летающий Пуэбло» (внизу).




«Супер-Сейбр» наносит удар баками с напалмом с предельно малой высоты по целям в дельте реки Мекопг.


1 января 1965 г. на филиппинскую авиабазу Кларк перелетели первые танкеры КС-135. Несколько позже четыре самолёта перевели в Дон Муанг. 1 февраля 1965 г. в Дананг прибыла 12-я эскадрилья тактических истребителей (12th TFS), оснащенная F-105D.

Наконец 7 февраля 1965 г. совместными усилиями ВВС и флота началась операция «Фламинг дарт I». Первыми под удар попали казармы в Донг Хой. Сначала по ним отбомбились А-4 из эскадрильи VA-216 с авианосца «Хэнкок». Позже туда наведались практически все боеспособные А-1 южновьетнамских ВВС. Примечательно, что возглавил налёт сам командующий ВВС бригадный генерал Нгуен Као Ки. Параллельно эскадрилья VA-93 с авианосца «Рэйнджер» должна была уничтожить казармы в Винь Тху Лу, однако из-за неблагоприятной погоды задание не было выполнено. Едва над головами вьетнамцев «просвистело» первое американское «пылающее копье», как «янки» запустили второе. Начавшаяся почти «без перерыва на обед» операция «Фламинг дарт II» по плану включала серию достаточно масштабных авианалетов, первый из которых был предпринят 11 февраля, когда самолеты из состава эскадрилий VA-216 и VA-93 атаковали казармы в Кхань Хоа. 19 февраля В-57 из 13- й бомбардировочной эскадрильи отработали по позициям Вьетконга вблизи демилитаризованной зоны (ДМЗ).

2 марта началась операция «Роллинг тандер» (Rolling thunder — Раскат грома), в ходе которой были предприняты удары по территории ДРВ. В тот же день В-57В отбомбились по целям в 25 милях к северу от ДМЗ. Типовая нагрузка состояла из девяти 500- фунтовых (227 кг) фугасок в бомбоотсеке и четырёх 750-фунтовых (340 кг) бомб на подкрыльевых пилонах. Одновременно F-105 из состава 67-й эскадрильи тактических истребителей обрушили свои бомбы на оружейные склады в местечке Ксом Бонг.

Уже первые налёты показали, что «разобраться» с Северным Вьетнамом будет не так-то просто: на свои базы не вернулись три истребителя-бомбардировщика F-105 и пара тактических истребителей F-100. Все самолёты были сбиты зенитным огнём.

С целью обеспечения возможности спасения сбитых лётчиков над вражеской территорией, американцы расквартировали в Юго- Восточной Азии 38-ю поисково-спасательную эскадрилью (38th ARRSq), которая имела на вооружении спасательные вертолёты НН-43 и СН-3 (позже — НН-3). Спасательные операции над морем осуществлялись палубными вертолётами НН-2 и SH-3, а также самолёты-амфибии HU-16 «Альбатрос» с береговых баз.

8 марта части американской морской пехоты высадились в районах Дананг, Кам Ранг Бей и других крупных портовых городов. В течение дня им удалось захватить важные дороги, мосты, переправы и узлы связи. Продолжала стремительно нарастать и численность американской авиации в Юго-Восточной Азии. Последнему в немалой степени способствовало то, что, ввязавшись в затяжные бои с противником, морская пехота потребовала соответствующей поддержки с воздуха. Первой в бой вступила истребительная эскадрилья VMF(AW)- 212, которая базировалась на авианосце «Орискани» и имела на вооружении F-8E. Во время этого «тура» один самолёт был сбит, а его пилот попал в плен. Требовалась новая авиабаза на побережье, чтобы сократить полётное время до целей в провинции Кванг Тин и прилегающих районах.

Первой такой авиабазой стал Дананг. Там базировались F-4 из состава 11 — й авиагруппы ВВС Корпуса морской пехоты (MAG-11), действовавшие севернее авиабазы, над ДМЗ и южными районами Северного Вьетнама. Сначала в апреле 1965 г. в Дананг прибыла истребительно-штурмовая эскадрилья VMFA-531, затем VMFA-314 и VMFA-542. Однако нагрузка на Дананг была слишком велика. Срочно требовалась вторая авиабаза. Выбор пал на Чу Лай, находившуюся в полусотне миль южнее Дананга. Строители работали в тропической жаре, подготавливая рабочую площадку к укладке 4000-футовой (1220 м) ВПП из алюминиевых плит. Для «Скайхоков» планировали установить аэрофинишеры и катапульту. Аэрофинишеры удалось быстро ввести в строй, но с установкой катапульты возникли проблемы и она вступила в строй только 14 мая 1966 г Впрочем, использование стартовых ускорителей позволило сократить дистанцию взлёта вдвое.

Тем временем президент Джонсон принял решение о наращивании масштабов налётов. Оно излагалось в меморандуме № 328 от 6 апреля 1965 г… в котором в частности говорилось: «Президент одобрил следующие общие рамки дальнейших действий против Северного Вьетнама и Лаоса: нам следует в общих чертах сохранить нынешние постепенно нарастающие темпы операции «Роллинг тандер», будучи готовыми наращивать удары в ответ на активизацию Вьетконга… При выборе целей по-прежнему следует избегать эффективного радиуса действия МиГов. Нам надлежит нанести в ближайшее время удары по линиям связи, чтобы через несколько недель перейти к ударам по железным дорогам к северу и северо-востоку от Ханоя». В рамках избранной стратегии в Корат спешно перебросили истребители-бомбардировщики F-105 из состава 67-й эскадрильи тактических истребителей (67th TFS). Туда же перевели все F-105 из Дананга. Одновременно в Удорн прислали первую истребительную эскадрилью (45-ю), вооружённую F-4C.


До^ появления самолетов «Уайлд Уизл», единственным средством борьбы с вьетнамскими ЗРК были постановщики помех EF-10B «Скайнайт», выполнявшие также роль целеуказателей, при ударах групп тактической авиации по позициям ЗРК. На приведенном снимке запечатлен самолет из состава эскадрильи Корпуса морской пехоты VMCJ-1 (слева).


Откровенно слабый боевой потенциал разрекламированных «Старфайтеров» во Вьетнаме сказался очень быстро. По образному выражению одного из американских генералов, «этой машине нехватало всего, за исключением скорости…» (справа).


«Что, очкарик, тяжело?.. Терпи, твою мать!.. Ты же «зеленый берет»!..» Генерал Вестморлэнд (по прозвищу «много трупов») встречает высаживающиеся в Сайгоне части Корпуса морской пехоты.


F-105D из состава 67-й эскадрильи тактических истребителей «Боевых петухов» были переброшены в тайланд с японской авиабазы Иокота. Самолет окрашен в цвет дюраля, тактический и серийный номера — черные.


Рейды на Север показали, что необходимо принять меры для борьбы с вражескими радарами. 10 апреля 1965 г. во Вьетнаме разместили EF-10B в составе эскадрилий VMCJ- 1, VMCJ-2 и VMCJ-3, а в июле шесть из них впервые атаковали позиции ЗРК. Как правило, в боевом вылете EF-10 держал курс прямо к предполагаемой позиции ЗРК, в то время как бортовые системы уточняли тип, расположение и дальность до него. После этого экипаж EF-10 вызывал ударную группу или самостоятельно подавлял работу ЗРК постановкой помех на рабочей частоте радара или выбросом дипольных отражателей. До 1969 г. EF-10 совершили 691 боевой вылет над Северным Вьетнамом и Лаосом.

Для обеспечения истребительного прикрытия ударных групп во время рейдов на Север было решено использовать знаменитые F-104. В апреле 1965-го одна эскадрилья из состава 479-го крыла тактических истребителей (479th TFW) перелетела в Дананг. Они предназначались для защиты истребителей-бомбардировщиков от северовьетнамских «МиГов» во время налётов на ДРВ. Вооружение F-104C во состояло из встроенной 20-мм пушки и четырёх ракет AIM-9 «Сайдуиндер». Однако «Старфайтеры» обладали слишком малой дальностью полёта, о чём вьетнамцы узнали очень быстро. Северовьетнамцы просто выжидали, когда F-104 лягут на обратный курс, и высылали свои истребители на перехват. Чёрным днём для 479-го авиакрыла стало 20 сентября 1965 г. На самолёте майора Филиппа Смита вышла из строя навигационная система, в результате него он сбился с курса и вторгся в воздушное пространство Китая. Над островом Хайнань он был атакован двумя F-6 (МиГ-19) и сбит. Майор Смит катапультировался и попал в плен. В то время, когда оставшиеся самолёты эскадрильи осуществляли поиск Смита, два из них столкнулись в воздухе, оба пилота погибли. Неделю спустя огнём с земли был сбит ещё один F-104C, пилот погиб. После этого оставшиеся самолёты отозвали обратно на авиабазу Джордж.

Анализ тактики американских ВВС позволил вьетнамцам найти «ахиллесову пяту» противника. В каждом боевом вылете американские самолёты шли к цели на постоянной высоте плотными группами, причём маршруты подхода к объекту удара, как правило, не менялись. К тому же загруженные бомбами самолёты существенно теряли маневренность, что и побудило вьетнамцев испробовать для перехвата МиГ-17. В ближнем бою он превосходил по маневренности американские самолёты, а наличие трёх крупнокалиберных пушек предрешало исход боя.

Первый успешный перехват был осуществлён 3 апреля 1965 г. В 07:00 радар засёк американский самолёт, который вторгся в воздушное пространство Северного Вьетнама и довольно быстро его покинул. Посчитав его разведчиком, вьетнамцы предположили, что вскоре будет нанесён массированный удар по одной из важных стратегических целей. В 09:40 американские самолёты атаковали мосты Тао, До Лен и Хам Ронг. В течение десяти минут с аэродрома Ной Бай поднялись две пары МиГ-17. В 10:08 четвёрка подошла к Хам Ронг, а спустя минуту был установлен визуальный контакте нарушителями.



Хотя на американских полигонах истребители-бомбардировщики F-105 не раз успешно поражали воздушные цели управляемыми ракетами AIM- 9 и бортовыми пушками, реальные воздушные бои над Вьетнамом быстро показали, что этим «универсалам» требуется плотное прикрытие со стороны настоящих истребителей, которым также приходилось нелегко.




F-105D (сер № 59-1754) в прицеле МиГ- 17 капитана Трап Хана. Дистанция до цели 400 м. 4 апреля 1965 г.


Капитан Тран Хан и лейтенант Фан Нгом Лан (слева) рассматривают пленку фотокамеры, запечатлевшую последние секунды американского F-8. 3 апреля 1965 г.

Противник не подозревал о присутствии «МиГов» и ведущему группы вьетнамских истребителей Фам Нгок Лану удалось с ходу сбить F-8, который взорвался в воздухе. Остальные бросились в рассыпную. Через мгновение открыла огонь вторая пара, но дистанция до цели была велика и американцам, пользуясь преимуществом в скорости, удалось выйти из боя. В 10:15 ведомый Лана, Фан Ван Тук, обнаружил одиночный F-8 и сбил его. После этого три самолёта благополучно вернулись на базу. Фам Нгок Лан из-за нехватки топлива совершил вынужденную посадку на берегу реки Дуонг. С тех пор день 3 апреля официально считается Днём Военно-воздушных сил Вьетнама.

На следующий день американские самолёты вновь бомбили мост Хам Ронг и тепловую электростанцию Тхань Хоа. На перехват были подняты две четвёрки самолётов. В 10:30 ведущий второй четвёрки Тран Хань увидел четыре F-105, которые начинали сбрасывать бомбы. На сей раз вьетнамцы не смогли в полной мере реализовать фактор внезапности. Хотя в скоротечном бою были сбиты два F-105, однако к американцам подошло подкрепление и три МиГ-17 были сбиты, а пилот четвертого истребителя. Тран Хань, совершил вынужденную посадку по причине израсходования топлива.

9 апреля 1965 г. состоялся первый воздушный бой с участием «Фантомов». Неизвестно, сбились ли американцы с курса или просто захотели продемонстрировать силу, но четыре F-4B из состава эскадрильи VF-96 с авианосца «Рэйнджер» вторглись в воздушное пространство Китая в районе острова Хайнань. На перехват были подняты четыре МиГ-17, вступившие в бой с нарушителями. Согласно американской версии, экипаж младшего лейтенанта Теренса Мерфи и энсайна Рональда Фэгана сбил ракетой класса «воздух-воздух» один из «МиГов», но сам попал под пушечную очередь другого и упал в море. «Янки» не смогли катапультироваться и погибли. По другой версии, Мерфи и Фэган только повредили ракетой один из китайских истребителей, но их «Фантом» «достала» ракета одного из их спутников. В то время инцидент не получил широкого освещения в прессе, а китайцы просто всё отрицали, так что до сих пор точно неизвестно, что же именно произошло в тот день у острова Хайнань. Через несколько дней, 12 апреля, американцы вновь пересекли границу воздушного пространства Китая и сбили учебно-тренировочный самолёт J-5. На протест китайцев было заявлено, что J-5 был уничтожен над территорией ДРВ.

С апреля 1965 г. В-57В стали принимать участие в операциях по блокированию перевозок по «Тропе Хо Ши Мина» в северных её районах. «Канберры» действовали совместно с С-130 и С-123, осуществлявшими подсветку целей, и самолётами РЭБ EF-10B, ставившими помехи на рабочей частоте наземных радаров и обнаруживавшими позиции ЗРК. Первый такой вылет имел место 21 апреля. Однако вскоре полёты целеуказателей С-130 в воздушном пространстве Северного Вьетнама сочли небезопасными и В-57 стали брать на борт осветительные бомбы.

Тем временем обозначились первые трудности у тактической ударной авиации. В частности, довольно быстро обнаружилось, что для уничтожения одной цели типа моста, склада или участка дороги необходимо задействовать около дюжины истребителей-бомбардировщиков типа F-105. Чтобы надёжно перекрыть «тропу», требовалось разрушать до 30 таких участков в сутки! Одновременно было необходимо охотиться за автомобильным и речным транспортом, оказывать непосредственную поддержку наземным войскам, уничтожать проникавшие с севера группировки партизан и решать множество других задач. В результате потребное количество самолёто-вылетов в сутки в несколько раз превышало то, которое объединенная группировка ВВС, флота и Корпуса морской пехоты могла обеспечить.

В сложившейся ситуации американское командование приняло весьма здравое решение: зачем посылать на цель два десятка «Фантомов», если их работу может выполнить один В-52? Тяжёлые стратегические бомбардировщики из 454-го бомбардировочного авиакрыла стартовали с аэродрома Андерсен на острове Гуам, имея целью так называемый «зеленый треугольник» (северо-западнее Сайгона), преодолели 4200 км и с высоты 6000 м сбросили свои бомбы. При этом во время дозаправки столкнулись и разбились два В-52. Из 12 человек экипажей погибли восемь.

Вообще В-52 были направлены в зону конфликта ещё в феврале 1965 г. Тогда Стратегическое Авиационное Командование отправило 2-е и 320-е авиакрылья с их B-52F в зону конфликта. При этом 2-е авиакрыло было сменено 7-м бомбардировочным авиакрылом в мае 1965-го. Прибывшие на ТВД «Стратосферные крепости» имели стандартный набор оснащения, позволявший подвешивать в бомбовом отсеке 27 бомб массой 227, 340 или 454 кг каждая. Кроме того самолеты могли нести на подкрыльевых пилонах четыре управляемые ракеты «воздух-поверхность» AGM-28 «Хаунд Дог». В условиях противопартизанской войны это оружие было совершенно неэффективным, а потому подкрыльевой пилон был модифицирован для подвески обычных бомб. С этой целью на нем разместили адаптер, представлявший собой балку двутаврового сечения. На каждый MER (многозамковый бомбодержатель) можно было подвесить до шести 340-кг бомб. Это означало, что вылетающий на боевое задание B-52F мог нести максимум 51 единицу обычных боеприпасов различных типов.


Bombs away!..» Звено истребителей- бомбардировщиков F-105D наносит удар из-за облаков по команде экипажа «следопыта» ЕВ-66.


В условиях Индокитая нашли применение даже учебно-боевые двухместные TF-102, использовавшиеся в качестве самолетов целеуказания и наведения.


Результаты первого боевого вылета были весьма скромными. По некоторым данным, вьетконговцы вовсе не понесли потерь! Да и вообще бомбометание по радару с больших высот не могло быть эффективным против партизан, но налёты продолжались.

Прилагая максимум усилий на подавление партизанского движения, американцы задействовали против «тропы» даже F-102. Несмотря на крайнюю неприспособленность, эти машины использовались в качестве ударных самолётов. Первоначально F-102A из состава 405-го истребительного авиакрыла действовали ночью с авиабазы Тан Сон Нхут в рамках операции «Стовипайп» (Stove-pipe — Дымоход). Используя инфракрасную прицельную аппаратуру они искали наземные цели, которые уничтожали ракетами «Фалкон» с ИК ГСН. В районе «Тропы Хо Ши Мина» пилотами F- 102А было обстреляно некоторое количество целей, причём в ряде случаев они сообщали о сериях вторичных взрывов. Впрочем, эти атаки скорее носили характер «психологической войны» и не могли нанести сильного урона противнику. Часто пилоты F-102A обстреливали наземные цели ракетами AIM-4 «Фалкон» с радиолокационной головкой наведения, когда им удавалось что-либо обнаружить с помощью бортовой РЛС.

Вскоре F-102A перешли на дневную работу и до конца 1965 г. выполнили 618 боевых вылетов. При этом использовались 12 неуправляемых ракет FFAR. Стрельба ими выполнялась с помощью обычного оптического прицела. Во время таких полётов один самолёт был сбит огнём с земли. Позже F-102 привлекались для срочных вылетов на поддержку сухопутных войск. Причиной такого использования практически «чистых» перехватчиков, несших довольно небольшую боевую нагрузку, был тот факт, что F-102А мог прибыть из положения «по вызову» намного быстрее, чем более мощный F-4, что принесло ему широкое признание. Кроме того, двухместные TF-102А использовались в качестве самолетов наведения.

Однако куда более эффективным средством борьбы с партизанами стал созданный во Вьетнаме принципиально новый тип самолёта — ганшип. История возникновения концепции «ганшип» (Gunship) довольно хорошо освещена в различных журналах, так что на ней останавливаться не будем. Следует лишь сказать, что до 1964 г. судьба проекта висела на волоске, пока в дело не вмешалась судьба в лице бывшего пилота истребителя капитана Рональда Терри. Посланный 8 Южный Вьетнам для изучения обстановки на месте и выработки тактики противопартизанских действий, он вернулся в США в начале лета 1964 г. Его концепция базировалась на обороне с воздуха небольших укреплённых деревень. Ознакомившись с разработками программы «Тэйлшасер» («Tailchaser»). Терри понял: вот оно, то что нужно! Приложив немалые усилия, он добился возобновления исследований. Ответственным за реализацию программы испытаний стал лейтенант Эдвин Сазаки, а Терри был назначен ведущим летчиком-испытателем.

В августе 1964-го единомышленники буквально «выбили» в одном из департаментов Министерства обороны старый С-131 (бортовой № 53-7820), погрузили в него контейнер SUU-11А/А с 7,62-мм пулемётом «Миниган» и отбыли во Флориду в испытательный центр боевого применения Эглин. Контейнер предназначался для стрельбы вперёд и обычно применялся на штурмовиках А-1 и вертолётах. Так что заодно Терри намеревался испытать его на предмет пригодности ведения огня перпендикулярно направлению полёта. Скорострельность SUU-11A/A составляла 3000 или 6000 выстрелов в минуту в зависимости от режима стрельбы. Смонтировали это устройство на импровизированном лафете в проёме грузовой двери на левом борту С-131, после чего самолет неофициально был переименован в (А)С-131.

В конце августа состоялись первые стрельбы на водном полигоне авиабазы Эглин. Поначалу их эффективность была небольшой, тем более что стрельбы выполнялись с высоты 900 м, но постепенно энтузиасты смогли отработать методику атаки. Вскоре высота была снижена до 15 м, что однажды позволило с наклонной дальности в 530 м одной очередью (длившейся всего секунду!) всадить 25 пуль в трёхметровую мишень и 75 в пятнадцатиметровую! После этого было решено опробовать новое боевое средство против групповой цели. На площади в 3000 м были размещены 25 мишеней в различных позициях. Результаты были просто потрясающими: одной трёхсекундной очередью было повреждено 19, из них 10 — полностью уничтожены. После этого идея Флексмана и МакДональда получила путёвку в жизнь. Однако всё ещё раздавались отдельные скептические голоса.


АС-47 из состава 4-й эскадрильи специальных операций. «Мипиганы» на лафетах в фюзеляже «Дакоты». Обратите внимание: установки полностью механизированы.



В сентябре 1964-го Терри приступил к испытанию первого ганшипа на базе транспортного С-47. Переоборудован был С-47 сер. № 44-8462, получивший прозвище «Тэрри и пираты» («Terry amp;The Pirates»). Испытания прошли весьма успешно, и, прихватив с собой четыре пулемётных контейнера, Терри в конце года отправился во Вьетнам во главе группы специалистов. Прибыв в октябре того же года в Бьен Хоа, он затребовал данные на все находившиеся в регионе С-47. Его задачей было выбрать относительно новый самолёт и переделать его в ганшип. Выбор пал на С-47 сер. № 43-48579 из состава 1-й эскадрильи специальных операций (1th ACS), приписанный к авиабазе На Транг Вскоре «Дакоту» перегнали в Бьен Хоа, где команда Терри установила на него три пулемётных контейнера. Два из них располагались в двух последних окнах левого борта, а третий — в проёме грузовой двери. В левом окне пилотской кабины установили коллиматорный прицел Мк.20 Mod.4, снятый со штурмовика А-1Е. На штурвале поместили спусковую кнопку, нажатие которой открывало огонь из всех трёх пулемётов одновременно или по отдельности.

Благодаря очень высокой скорострельности пулемётов «Миниганов», при скорости полёта 225 км/ч на высоте 900 м в течение трёх секунд ганшип мог обеспечить значительное число попаданий в каждый квадратный метр пространства размером со стадион, а значительный боекомплект (24000 патронов для пулемётов и 45 осветительных ракет) позволял ему долго висеть над целью, в корне пресекая все проявления активности на земле. Сброс осветительных ракет производился вручную через проём грузовой двери. Оборудование самолёта включало УКВ- и FM-радиостанции (последняя применялась для связи с наземными войсками), а также систему опознавания «свой-чужой» и навигационную систему TACAN.

Для первого ганшипа было сформировано два экипажа. Командиром первого стал капитан Джек Харви, управлявший самолётом до переделки и хорошо знавший все его особенности. Второй экипаж возглавил капитан Ли Джонсон. В состав экипажа входили командир, второй пилот, штурман, три оператора вооружения и наблюдатель-переводчик из числа местных аборигенов для общения с южновьетнамскими войсками, действовавшими внизу. Решив организационные вопросы, Терри вызвал к себе оба экипажа и ввёл в курс дела. Харви позже рассказывал, что «идея стреляющего вбок самолёта показалась ему весьма забавной». Однако, летая на тихоходном безоружном С-47, он постоянно нервничал из-за риска быть сбитым огнём с земли, так что возможность «дать сдачи» ему понравилась. 15 декабря самолёт, управляемый Харви, совершил первый боевой вылет. Тогда огнём пулемётов удалось отогнать вьетконговцев от одной из «стратегически важных» деревень. Спустя восемь дней ганшип снова достойно проявил себя около селения Тхань Йенд (район дельты Меконга), где экипаж расстрелял 4500 патронов и сбросил 17 осветительных ракет, отбив нападение партизан. Вскоре самолёт получил срочный вызов и направился к Транг Ханг, где снова помог гарнизону передового поста отогнать вьетконговцев.

В начале 1965 г. довольный результатами войсковых испытаний Терри отправился в США, чтобы отчитаться перед руководством и приступить к разработке нового ганшипа на основе С-130. Переоборудованный С-47 остался во Вьетнаме. Первоначально самолёт назвали FC-47 (Rghter/Cargo). Узнав об этом пилоты истребителей возмутились. Как? Это старьё — истребитель?! Харви возражал: «Посмотрите на эту птичку в деле!» Однако протесты возымели действие и FC-47 переименовали в АС-47. Летчики-штурмовики, многие из которых летали на не менее старых А-1, отнеслись к новому штурмовику более лояльно.

Блестящий дебют АС-47 наконец заставил замолчать скептиков. Нагрузка на единственный, имевшийся в наличии, АС-47 была огромной. Если сначала самолёт отбивал нападение партизан где-то в дельте Меконга, то на следующий день его отправляли для обороны какой-то деревни около На Транга, а потом перебрасывали в Дананг. Удивительно то, что при этом не было отказов матчасти, да и персонал, несмотря на огромную усталость, работал отлично. Вылеты АС-47 отменялись только по причине совсем скверной погоды. Поэтому уже весной 1965 г. началось переоборудование С-47 на заводе фирмы «Эйр Интернэйшнл» в Майами. Так называемое 8-е отделение переучивания из состава 1-й десантной эскадрильи было переведено на авиабазу Форбс в Канзасе. Тогда же начались тренировки экипажей на обычных С-47.

Пока же вся тяжесть работы легла только на первый АС-47. После одного из боевых вылетов на его носу появилось изображение дракона и надпись «Puff!». Однажды ночью АС- 47 обстреливал партизан, напавших на укреплённый пункт в дельте Меконга. Волей судьбы в осаждённой деревне оказался корреспондент из газеты «Старз энд Страйпс» (Stars and Stripes — Звезды и полосы). Рёв шестиствольных пулемётов, извергающих на землю светящиеся очереди трассирующих пуль, натолкнул его на мысль об огнедышащем драконе. Выбравшись из передряги, газетчик описал своё ночное приключение в статье, попавшей на глаза командиру 1-й эскадрильи специальных операций, к которой собственно и была приписана машина. Тот, прочитав статью, воскликнул: «Puff, the magic dragon!» Это были слова из популярной тогда детской песни. После этого песня стала «хитом» в ВВС, правда, в слегка переделанном виде, а на АС-47 появился нарисованный на носу дракон. Кстати, вьетнамцы — весьма суеверный народ — также сочли АС-47 драконом! В трофейных документах было обнаружено предписание не обстреливать ганшип, чтобы не приводить дракона в ярость, поскольку «…оружие против дракона бессильно»! Следует заметить, что скорострельность бортового оружия была невероятно велика. Даже с учетом того, что лишь только каждая пятая пуля была трассирующей, со стороны казалось, что АС-47 выплёвывает сплошной поток огня.

АС-47 был очень простым в управлении самолётом и практически ничем не отличавшимся от транспортного DC-3/C-47. Однако в бою пилоту не приходилось скучать: ведь «Дракон» не имел ни компьютеров управления огнём, ни инфракрасных датчиков для обнаружения целей. Не было даже системы ночного видения. Поэтому единственными средствами управления огнём были хорошее зрение, быстрая реакция и руки пилота, нажимавшие на гашетку. Обычно АС-47, подобно полицейской машине, патрулировал в воздухе до получения указаний, Самолёт летел мимо цели, и, когда она оказывалась примерно в 100 м позади неё, пилот открывал огонь. Ориентиром для лётчика был момент, когда он видел цель примерно между капотом двигателя и втулкой винта. В этот момент по величине наклонной дальности (расстоянию между дулом оружия и целью) пилот должен был прикинуть угол крена. Чем меньше была «наклонная дальность», тем в более крутой вираж должен был ввести самолёт лётчик, чтобы огонь пулемётов сосредоточился точно на цели.

На точность стрельбы оказывали влияние следующие факторы:

Скорость самолёта (один узел скорости приводил к сносу пули на 0,5 м/с).

Отдача оружия (при ведении огня хвост самолёта заносило вправо), в результате чего пули ложились с недолётом позади цели.

Фактор плотности огня (сколько пуль попадает в цель). Так при одной четырёхсекундной очереди из одного пулемёта с расстояния 1372 м около 400 пуль ложились в круг диаметром 10 м.

Когда цель была видна в прицеле под углом 100° и учтены всевозможные поправки, пилот вводил машину в левый вираж с креном и открывал огонь. Поскольку самолёт при этом двигался не по кругу, а по дуге, и отдача также оказывала своё влияние, пилоту постоянно приходилось корректировать положение самолёта чтобы держать цель под обстрелом. Фактически траектория полёта во время обстрела представляла собой чередующиеся дуги и прямые.


«Снуки» на земле и в ночном небе за работой.


Однако, прежде чем прицелиться и открыть огонь, следовало обнаружить цель. Вот как об этом вспоминает капитан Рик Отт:

«Обычно в соединение входили три самолёта. Один из них патрулировал в воздухе до получений конкретного задания. В это время второй самолёт пребывал в Бинь Тхай в состоянии пятиминутной готовности. В полночь они менялись ролями. Третий самолёт находился в запасе.

Как правило, из Бинь Тхай мы направлялись прямо к дельте Меконга, где ожидали указаний из штаба 7-х ВВС или IV воздушного корпуса. Допустим, пришло сообщение о нападении вьетконговцев на укреплённый пункт где-то в дельте. Сразу же штурман начинал определять направление к цели и прокладывать курс. Прибыв на место, следовало разобраться, где находятся хорошие парни, а где — плохие. Причём разбираться приходилось ночью с высоты около 1000 м. Если учесть, что плохие парни, как правило, одевались в чёрное, задача была не из лёгких. Если проблемы были у американских парней, мы выходили на связь с ними в FM-диапазоне. Для общения с южновьетнамцами на борту был переводчик.

Мы сообщали на землю, что мы — «Спуки- 81» (радиопозывной. — Прим. авт.) и у нас на борту три «Минигана» с полным боезапасом и осветительные ракеты, и просили их как-нибудь обозначить свой передний край и местоположение противника. Это могло быть сделано, например, с помощью огненной стрелы, как в фильме «Зелёные береты». Можно было произвести выстрелы трассирующими пулями в сторону противника. После этого мы могли выбросить осветительные ракеты и потребовать разрешения на открытие огня.

В дельте разрешения на ведение огня следовало получить от наземного диспетчера в Бьен Хо, из штаба 7-х ВВС, от местного командующего американскими войсками, местного командующего южновьетнамскими силами, командира окружённой на земле группы, старосты окружённой деревни и ещё чёрт знает от кого. Хорошо, если удавалось получить все разрешения быстро, а если, например, местный командующий частями южновьетнамской армии отправился к тёще в соседнюю деревню? Тогда мы так и кружили над полем боя, сбрасывая ракеты, пока кто-нибудь вместо командующего не давал разрешения.

Открывать огонь самостоятельно можно было только в одном случае: если самолёт обстреливали с земли. Что же оставалось делать тем, кто рассчитывал на нашу помощь? Иногда мы шли на хитрость: кто-то из хороших парней стрелял в нашу сторону и говорил, что это сделали «Чарли» (т. е. противник. — Прим. авт.). А иногда мы просто стреляли, а потом оправдывались, что нам показалось, что нас обстреляли.

Обычно при появлении «Спуки» партизаны прекращали атаку и стремились переждать, пока самолёт не улетит. Если же им не удавалось спрятаться, они отправлялись на встречу с предками, Однажды один из наших самолётов обнаружил в районе На Транг батальон вьетконговцев и расстрелял по нему весь боезапас. На следующее утро на этом месте было найдено около 400 трупов…»

«Огненная стрела», о которой упоминается выше, была обычным способом обозначения цели. В этом случае наземные войска запускали осветительные ракеты, и острие стрелы обозначало направление стрельбы, а количество ракет в хвосте стрелы показывало расстояние до противника (например, одна ракета обозначала сто футов). И все же, несмотря на несомненный успех подобного начинания, ганшипы лишь слегка замедлили советизацию Южного Вьетнама. Причиной было стремительное разрастание партизанского движения, а также усиливавшаяся помощь со стороны Китая и СССР, причем влияние последней в Вашингтоне по-прежнему недооценивали…

Продолжение следует


ИСПЫТАНО В НЕБЕ

Виктор Марковский









Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное

Все материалы представлены для ознакомления и принадлежат их авторам.