Онлайн библиотека PLAM.RU


Ил-20 — первый военный «восемнадцатый»

Сергей ЦВЕТКОВ Москва



Описываемый Ил-20 стал третьим самолетом с этим обозначением в 1948 году появился Ил-20 — поршневой штурмовик, оставшийся в единственном экземпляре. в середине 50-х гг несколько «демилитаризованных бомбардировщиков Ил-28, обозначенных как Ил-20, использовали для быстрой доставки матриц газет.


Ил-20М — подфюзеляжный обтекатель антенны РЛСБО «Нить» и правый контейнер (в задней части — антенны станции РТР «Ромб-4») В передней части видна сдвижная створка фотолюка. Трапециевидные антенны над передним салоном- антенны станции радиоперехвата "Вишня". Выколотки на створках носовой стойки необходимы для грязевого щитка, защищающего от повреждений "чувствительный" обтекатель «Нити» Фото А Михеева

Практически любой коммерческий самолет в большей или меньшей мере создается с оглядкой на военное применение — для нашей страны это справедливо вдвойне. Если даже вначале создатели не предполагают для транспортной машины иного способа «отдать долг Родине», кроме военных перевозок (пассажиров или грузов), то позже, когда конструкция зарекомендует себя с лучшей стороны, для нее постепенно находится и другая работа. Большой потенциал Ил-18 стал очевиден для военных авиаторов уже на рубеже 30-60-х гг… и первым следствием стала разработка на его основе базового противолодочного самолета, позже обозначенного Ил-38. Однако его конструкция претерпела столь значительные изменения. что вряд ли может рассматриваться даже в качестве модификации — не более, чем «родственник». Поэтому первой военной модификацией собственно «восемнадцатого» стал самолет радиотехнической разведки Ил-20.

Причины, по которым выбор военных остановился именно на ильюшинском самолете, были преимущественно те же, что и в случае выбора Ил-18 для гражданских спецсамолетов. Радиотехническая разведка (РТР) не предъявляет таких требовании к носителю оборудования, как традиционная фоторазведка, поскольку пролет над целью или вблизи от нее не требуется. Соответственно, нет нужды в большой скорости, высоте полета и оборонительном вооружении. На первый план в этом случае выходили дальность п особенно — продолжительность полета, а также возможность разместить изрядное количество аппаратуры и операторов для ее обслуживания. Учитывая все соображения, в конце 60-х гг. военные вряд ли могли сделать лучший выбор — особенно по критерии» "стоимость/эффективность". ВВС, искавшие «платформу» для аппаратуры РТР. были просто «обречены» использовать "восемнадцатый".

Результатом стало появление на рубеже 60- 70-х гг. авиационного разведывательного комплекса, получившего шифр «изделие 17» и открытое обозначение Ил-20М. Конструкция планера по большей части соответствует Ил-18Д, хотя появились отличия. вызванные прежде всего военным — не транспортным — статусом машины. Впрочем, самые существенные изменения, в наибольшей степени повлиявшие на внешний вид, не связаны с планером как таковым, а явились следствием установки многочисленных (и подчас весьма габаритны х) обтекателей антенн различных радиотехнических систем. Самой заметной новинкой, позволяющей идентифицировать Ил-20М издалека. является подфюзеляжный контейнер — обтекатель антенны РЛС бокового обзора «Игла-1» (кстати. первой в СССР, оснащенной фазированной антенной решеткой).

Антенна и ее обтекатель крепятся на специальном пилоне между шпангоутами 8 и 27. Нижняя часть обтекателя выполнена из радиопрозрачного материала и может на земле откидываться, обеспечивая доступ к антенне. Блоки РЛС размещены в переднем багажном отсеке.

"Игла-1" позволяет осуществлять перспективную радиолокационную съемку местности, находящейся в пределах расстояния до горизонта на траверзе линии полета, и определять положение таких объектов, как мосты. плотины, развязки дорог. Однако основная задача, стоящая перед Ил-20М — вскрытие радиолокационных средств противника в приграничной (прифронтовой) полосе.

Экипаж Ил-20М состоит из тринадцати человек; восемь операторов разведаппаратуры дополняют обычных пилотов, штурмана, бортинженера и радиста. В распоряжении операторов достаточно солидный набор средств разведки — не только радиотехнической, но и оптической.

Передний салон отдан оператору аэрофотоаппаратов А-87П, установленных по обоим бортам в месте расположения первой пары окон. Для их объективов в обшивке были сделаны фотоокна, закрытые оптическими стеклами. Впрочем, увидеть фотоокна не просто, поскольку они располагаются иод обтекателями, а использование фотоаппаратуры обеспечивается при открытии специальных шторок.

Задняя часть этих же обтекателей служит для размещения антенн станции РТР «Ромб-4», позволяющую осуществлять общую разведку радиолокационных средств (направление на источник, рабочая частота). Кроме того, в передней части правого обтекателя расположен воздухозаборник воздухо-воздушного радиатора системы охлаждения блоков станции «Игла».


Полушария под фюзеляжем — обтекатели антенн станции РТР «Квадрат» Позади сильно уменьшившегося люка заднего багажного отсека виден люк аварийного покидания самолета Фото А Михеева


Помимо «Ромба», самолет оснащен станцией РТР "Квадрат-2" (антенны в нижней части фюзеляжа за крылом) для детальной разведки (помимо направления и частоты, отслеживались такие параметры, как частота следования импульса, скважность, мощность излучения, и другие). Станция перехвата открытых переговоров "Вишня" (антенны над передней частью фюзеляжа) обслуживается особым оператором, не только хорошо знающим соответствующий иностранный язык, но и ориентирующимся в тонкостях слэнга военного радиообмена.

Для повышения достоверности информации разведка ведется одновременно по нескольким каналам, что позволяет уточнять данные, полученные от — Иглы» при помощи АФА. или наоборот, подтверждать результаты работы «Квадрата- радиолокационной картинкой той же местности.

«Квадрат», «Ромб», «Игла» и другую разведаппаратуру обслуживают семь операторов, работающих в основном салоне самолета.

В связи с установкой многочисленного оборудования, конструкция фюзеляжа была частично усилена, а уменьшение числа "обитателей" вызвало демонтаж большей части бытового оборудования и помещений (туалеты, гардероб, буфет).

Вместе с тем специфика применения Ил-20М обусловила изменения в кислородном и спасательном оборудовании, Все кресла экипажа приспособлены для размещения парашюта. а с правой стороны, на месте люка заднего багажного отсека, оборудован люк аварийного покидания самолета, соединенный с основным салоном шахтой. (Впрочем, "огрызок" от бывшего люка багажного отсека остался).

Выпуск Ил-20М продолжался до 1976 г… за это время выпустили около 20 машин. Самолеты выполняли весьма специальные задания, и базировались вдоль границ СССР и стран ОВД — два самолета в ГДР (Шперенберг). в Хабаровске, Тбилиси, и т. и. Из-за таких заданий они не входили в состав разведывательных полков, а чаще всего подчинялись непосредственно командованию воздушных армий или военных округов, в интересах которых работали («немецкие» Ил-20М входили в состав отдельной разведывательной эскадрильи).

Создание «двадцатки» стало в какой-то мере ответом на появление RC-135 различных модификаций, хотя сравниться с ними ни по дальности, ни по качеству или спектру разведаппаратуры Ил-20М так и не удалось.


Ил-20РТ предназначался для приема телеметрии при запусках ракет и космических аппаратов СССР 75481 (зав № 173011503) уже как транспортная машина, летал 1996 г Фото С Цветкова









Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное

Все материалы представлены для ознакомления и принадлежат их авторам.