Онлайн библиотека PLAM.RU


472 ИАП на защите неба Москвы

Не знаю, как вам, любезные читатели, а мне уже давно надоело, что в большинстве изданий, когда речь заходит о сегодняшнем дне, бесконечно пережевывают и обсасывают одни и те же самолеты — Су-27/30/35/37 или семейство МиГ-29. Изредка мелькнут Су-24 или Ту-22М.

А где же сотни и тысячи МиГ-23 и -27, Су-17, которые совсем недавно, каких-то десять лет назад олицетворяли советские ВВС — во всяком случае. Фронтовую авиацию — где эти красивые, и, в общем-то совсем не старые машины? Задавшись этим вопросом, мы попытаемся не только еще раз напомнить о них, но и рассказать об истории отдельных частей Советской авиации (ВВС, ИА ПВО, АВМФ) — как существующих в настоящее время, так и расформированных или перешедших под юрисдикцию государств ближнего зарубежья.

Итак, МиГ-23. Самолет состоял на вооружении ВВС и Авиации Войск ПВО, и в недавнем прошлом эти истребители можно было встретить повсюду — на аэродромах 16-й ВА в Германии и во Вьетнаме (Камрань), в песках Туркмении и снегах Севера России. «Звонок» для них прозвучал после принятия решения о том, что ВВС будут принципиально ориентироваться на боевые машины с двумя двигателями. Эта же идея одержала верх и в Авиации ПВО — в результате, после 1990 года полки «двадцать третьих» стали таять на глазах.

ВВС в то время сделали ставку на МиГ-29 и Су-27 — после вывода частей из Венгрии. Чехословакии и Польши, а особенно — из Германии, и сокращения «зоны ответственности» до пределов СССР, «двадцать девятые» имелись в избытке. Истребительная авиация Войск ПВО в конце 80-х располагала не только новейшими Су-27 и МиГ-31, но и солидным парком устаревших (хотя и 2-двигательных) Ту-128 и Су-15ТМ, которые, естественно, вместе с МиГ-21бис были выведены из боевого состава в первую очередь. 1*

Некое промежуточное положение занимали МиГ-23 и -25, но участь последних была предрешена из-за высокого расхода топлива, а вот «23-и» имелись в таком количестве, что заменить их новыми самолетами было нереально, а полный вывод из боевого состава оказался невозможным даже при тогдашнем (1992-93 гг.) высоком темпе сокращения боевой авиации.

Наконец, к августу 1997 года — когда ВВС уже давно расправились со своими МиГ-23 — в ПВО еще сохранились два полка, использующих эти машины: в Курске базируются МиГ-23П, а под Барнаулом — «МЛД». Пора было осознать, что это ПОСЛЕДНИЕ летающие боевые «двадцать третьи» с красными звездами, и «Мир Авиации» решил навестить курские «МиГи».

472-й ИАП, базирующийся в настоящее время на аэродроме Курск-Восточный — одна из частей послевоенного формирования. Полк возник в период бурного развития советской ПВО. когда угроза атомного удара НАТОвской авиации по нашей территории представлялась вполне реальной. В этот период некоторые из истребительных частей ВВС были переданы в состав Войск ПВО. Среди них была 15-я Гвардейская НАД (до 10.08.44 — 235 ИАД), вошедшая в 1947 году в Московский округ ПВО. Командование дивизии располагалось в Орле, и здесь же в начале 1950 года подполковник А. Мурашов приступил к формированию нового полка. Личный состав был набран преимущественно из «родной» дивизии, и 15 мая формирование новой части, получившей наменование 472-й ИАП, завершилось, а Мурашов стал его первым командиром.

Полк сразу же вступил в реактивную эру — весной поступили первые Як-17Б. Освоение «Яков» завершилось летом, а 22 июля 472-й ИАП был объявлен полностью боеготовым и приступил к боевому дежурству.

Ограниченные возможности Як-17Б в качестве боевого самолета были очевидны, и в декабре того же года полк начал переучивание на МиГ-15 — самый совершенный на тот момент советский истребитель. Через три года уже и «пятнадцатый» не мог претендовать на этот титул, и тогда в Орел поступили первые МиГ-17. В то время, до создания вокруг Москвы оборонительного пояса ЗРК, истребительные полки Московского округа ПВО играли существенно более важную роль, и получали новую технику в числе первых. Прошло еще три года, и пришло новое поколение истребителей — теперь уже сверхзвуковых. В 1957 году 1-я эскадрилья приступила к изучению и освоению МиГ-19СВ.

На смену пушкам шли ракеты «воздух-воздух», а истребители постепенно приучались действовать днем и ночью, в любых погодных условиях. Полк осваивал новое вооружение, отрабатывал соответствующие боевые приемы и нес повседневную службу по защите столицы с юга. В начале 60-х гг. стараниями технического состава полку удалось завоевать звание безаварийного.

Всем известно, что основным «поставщиком» кадров для отечественной космонавтики была и остается военная авиация. Не остался в стороне и 472-й ИАП — пилоты сверхзвуковых машин, ежедневно поднимавшиеся в стратосферу, были естественными кандидатами в отряд космонавтов. В разное время трое из летчиков полка, пройдя жесткий отбор, попали в число претендентов на самую престижную профессию. Впрочем, совершить заатмосферный полет никому из них так и не довелось.

Из примечательных событий, нарушавших рутину повседневной службы, можно отметить участие в крупномасштабных учениях «Днепр» в 1967 году. В это же время, помимо подготовки самолетов к учениям и боевому дежурству, технический состав был занят подготовкой матчасти для отправки во Вьетнам и на Ближний Восток. Быть может, когда-нибудь историки обнаружат, что один из самолетов с американскими звездами или со «Звездами Давида», завершил полет после встречи с МиГ-19 из 472то ИАП.

1* «Ту» были переданы на базы хранения, а затем и на утилизацию практически все и сразу; Су-15 дотянули в российских ВВС до середины 1993 года (на Украине еще дольше), а последние «21-е» формально числились в боевом составе еще и 1997 году!!!


Эти самолеты уже никогда не поднимутся в воздух, но благодаря им продолжают летать другие


Несмотря на то, что «девятнадцатые» ранних модификаций, принадлежавшие полк); отправились за границу, их не сменили новые машины. Почти все уже регулярно летали «за два звука» на МиГ-21, Су-9 и Су-11, вовсю шло освоение Су-15. В это время (1970 г.) боевой состав 472-го ИАП выглядел весьма архаично: 1-я и 2-я эскадрильи летали на всепогодных МиГ-19ПМ, а 3-я, где служили летчики, пришедшие из ДОСААФ, продолжала эксплуатировать уже совсем престарелые МиГ-17Ф.

Из работ, опубликованных в последнее время и посвященных МиГ-19, лишь одна (Авиация и Время 5/95) вкратце упоминает о завершающих днях его службы: «…К 1974 г. последние из них, сохранившиеся в ПВО, были заменены на МиГ-25 и Су-15…». Теперь это утверждение можно значительно скорректировать: МиГ-19 продолжали оставаться на вооружении Истребительной авиации Войск ПВО гораздо дольше! И последним оказался так раз 472-й ИАП — шли годы, кое-где уже перешли на «трехмаховый» МиГ-25, некоторые полки успели поменять не одну модификацию МиГ-23, а с орловского аэродрома продолжали взлетать тупоносые «девятнадцатые» — символ авиации 50-х. И относились к ним вполне серьезно — в 1976 и 1977 годах полк участвоввал в боевых стрельбах на полигоне Сары-Шаган, а еще годом позже — в Ашулуке.

1979 год стал едва ли не самым богатым на события для 472 ИАП. Началось переучивание на новую технику — на смену МиГ-19, на которых за 20 лег отлетало не одно поколение пилотов, пришли МиГ-23П. Кроме того, полк покидал обжитые места — командование приняло решение передислоцировать его дальше на юг. С 4 октября 1979 года местом базирования 472 ИАП стал Курск. Переучивание еще не завершилось, и на новом месте МиГ-23 все еще соседствовали с «девятнадцатыми». Старые «МиГи» продолжали летать даже весной 1980 года — это. видимо и были последние вылеты строевых МиГ-19. После этого еще долгое время их можно было видеть стоящими на окраине летного поля в качестве ложных целей. Боевую учебу в то время приходилось сочетать с большими работами по обустройству новой базы — строились KII и капониры, защищенные склады вооружения и сооружения ТЭЧ — ведь военные самолеты базировались здесь лишь во время войны… Освоение «двадцать третьих» завершилось летом, и 15 сентября 1980 года полк заступил на боевое дежурство в готовности № 3 днем, а спустя два месяца перешел на круглосрочное дежурство. Уже в следующем году стрельбы на полигоне Сары-Шаган (во время проведения учений «Десна-81») подтвердили, что МиГ-23 успел стать «родным» для летчиков и техников полка — итоговая оценка оказалась отличной.



Дежурное звено находится в постоянной готовности — через 5 минут после сипела на перехват, обе пары должны подняться в воздух. Борт <50> — бывшая машина 28 Гв. (андреапольского) полка


Еще один самолет, служивший в Андреаполе в 28 Гв. ИАП, — об этом свидетельствует хорошо сохранившееся изображение гвардейского знака


80-е годы начались под знаком все усиливающегося противостояния с «вероятным противником», кульминацией которого стал перехват корейского «Боинга». Прошло пять лет, и эта демонстрация мощи Советской ПВО оказалась в тени невероятного эпизода с «Сессной» Руста. Су-27 и МиГ-31, поступавшие в Истребительную авиацию ПВО. попадали преимущественно на Север и Дальний Восток. Полки Московского округа ПВО, относившиеся, в общем-то ко второй линии, продолжали летать на МиГ-23 и Су-15. По мере ухода наших войск из Восточной Европы положение стало понемногу меняться — рубежи перехвата довольно быстро приближались к центру европейской части СССР. Наконец, последний шаг был сделан в памятном 1991 году — Украина провозгласила независимость, и 472-й ИАП стал приграничным.


Борт <34> вскоре после поступления в ТЭЧ для замены двигателя (слева) и на следующий день (внизу)



В 1992 году на Вооруженные силы России обрушилось массированное сокращение, которое продолжилось, хотя и менее интенсивно, и в последующие годы. Пояс истребительных полков, прикрывавший Москву, начал редеть на глазах. Если до того соседями курского полка были 191 ИАП (Тульская область) и 146 ИАП (Васильков, к югу от Киева), то с 1992 года ближайшим на левом фланге стал полк МиГ-31 в Ростове-на-Дону, а через два года сменился и «правый» сосед — к северу от Курска ничего не осталось вплоть до Бежецка (Тверская обл.). Именно 1994 год стал переломным для МиГ-23 Московского округа — кроме упоминавшегося 191 ИАП (Ефремов), расформировали 28 ГвИАП 2* (Андреаполь, Тверская обл.) и 415 ИАП (Туношна, Ярославль).

Все они были оснащены МиГ-23П, и боеспособные самолеты передали не только на базы хранения, но и поделили между 472 ИАП и 683 ИАП (Бобровка, район Самары). Это сокращение происходило в период некоторого усиления активности российской системы ПВО, связанного с напряженностью на Северном Кавказе. Хотя российские ВВС покинули базы в Грузии и Армении, события конца 1994 года заставили не только усилить авиационную группировку на аэродромах юга России, но и воспользоваться соглашением с Арменией, предусматривавшим базирование российской авиации на ее территории. 472 ИАП выделил 4 самолета, которые с 17 декабря приступили к боевому дежурству на аэродроме Эребуни (Ереван). Смены летного и технического состава периодически менялись. В 1995 году на дежурство заступила уже постоянная 426 авиагруппа (также созданная на базе 472 ИАП и оснащенная МиГ-23П), на которую легла ответственность по обеспечению воздушного прикрытия Группы российских войск в Закавказье.

К лету 1997 года стало ясно, что и в Бобровке «двадцать третьи» доживают последние дни. В течение июля лары и звенья истребителей с подвешенными ПТБ взлетали из Бобровки и приземлялись уже в Курске. В августе 1997 года 683 ИАП был официально расформирован, и 472 ИАП стал последним полком в европейской части России, вооруженным МиГ-23.

Курск-Восточный относится к аэродромам т. н. «совместного базирования» — с одной стороны от ВПП расположен городской аэропорт, а противоположная сторона летного поля отдана военным. В обваловках стоят самые разнообразные МиГ-23П — готовые к полетам и полуразобранные, свежевыкрашенные и совершенно выгоревшие на солнце, с подвешенными ПТБ (это те, которые только что прибыли из Бобровки) и без них. Необычайное разнообразие царит и в камуфляжах и бортовых номерах. Все это — результат того, что 472 ИАП стал последним местом службы для самолетов четырех полков: 28 ГвИАП, 191, 415 и 683 ИАП, не считая машин, изначально принадлежавших 472 полку.

Сейчас время парадоксов, и жизнь курского полка — едва ли не лучшее тому подтверждение. Казалось бы, военная авиация переживает худшие времена, и, например, соседи с «аэрофлотовской» стороны должны летать существенно чаще. Действительность выглядит ровно наоборот — из солидного парка Ан-24 и Ан-2, принадлежащих Курскому авиаотряду, в летном состоянии находятся лишь несколько штук, и один из них выполняет 1 (один) рейс в неделю. С другой же стороны аэродрома жизнь если не кипит, то по крайней мере, не умирает — поставки ГСМ в последнее время относительно наладились, и два летных дня в неделю — не редкость. За такой день летчики полка совершают до сотни самолето-вылетов, что позволяет не только поддержать какой-то налет для опытных пилотов, но и «обкатывать» молодежь (некоторые лейтенанты, закончив училище, ждут самостоятельного вылета по два-три года).

2* один из полкон ВВС был переименован в 28 ГвИАП, унаследовав номер и традиции прежнего.


Машины из Бобровки (683 ИАП) в июле 1997 г. перелетали в Курск с подвешенными ПТБ


Первым в полет по правилам уходит разведчик погоды — обычно это спарка. Остальные ждут его возвращения


В интенсивных полетах, продолжавшихся больше шести часов, участвовали 12 машин — каждая совершила по 7–8 вылетов — на восстановление техники пилотирования, ввод в строй молодых пилотов, пилотаж, ближний воздушный бой… Внизу — взлет пары на форсаже — так стартуют на перехват

Курские истребители, кстати, летают чаще, чем их коллеги, имеющие новую технику — Су-27 или МиГ-31, да и количество боеготовых машин существенно выше. Причины просты — полная заправка «двадцать третьего» куда меньше, чем у тяжелых 2-моторных «Су» или «МиГов», но главное — в 472 ИАП совершенно отсутствует проблема запчастей и комплектующих. В этом нет ничего удивительного, если учесть, что полк имеет почти двойной комплект машин по сравнению с положенным по штату. «В жизни» это означает, что если на каком-то самолете что-то выходит из строя, то в большинстве случаев техник «находит» эту деталь или агрегат на другой машине (вылетавшей ресурс или уже «распотрошенной»). Неприхотливость МиГ-23 и тот факт, что машина давно и хорошо освоена персоналом, также играет немаловажную роль.

Полк Су-27 из Бежецка время от времени выполняет роль «противника» для курских «МиГов»; интересно отметить. что новые истребители не всегда выходят победителями в этих поединках. Возможно, сказывается то, что на малой высоте голубые «Су» гораздо заметнее камуфлированных «двадцать третьих», кто-то вспоминает о том, что МиГ-23П был оптимизирован для перехвата на малых высотах крылатых ракет, да и максимальная скорость у «МиГа» поболе… Однако, скорее всего, причина в том, что летчики курского полка имеют больший налет (да и остались еще пилоты. в совершенстве освоившие «МиГ» в те времена, когда налет измерялся сотнями часов).

Одним словом, «двадцать третьи» пока что летают. В 1995 году 472 ИАП отметил 45-й день рождения. Будем надеяться, что полк отпразднует круглый юбилей, и ВПП Курска-Восточного днем будет расцветать оранжевыми крестами парашютов, а ночью темноту будет внезапно рассекать вытянутый треугольник форсажа…


Из 12 летавших машин было три спарки — в условиях дефицита ГСМ их использование особенно оправдано



Парашют выходит… сейчас будет хлопок!..


Автор выражает признательность офицерам Поиск ПВО Александру Ужанову (пресс- служба) и Игорю Клещенко (472-й ИАП). Особая благодарность — майору Николаи) Давыдову (472-й ИАП), без чьей помощи этот материал бьы бы значительно менее подробным и интересным.

P.S. С глубоким сожалением мы узнали, что процесс сокращения не обошел курский полк — I мая 1998 года 472 ЙАП был расформирован. Так что все настоящее время в репортаже следует заменить прошедшим. Эпоха завершилась…

Все фото — Сергея Цветкова



В центре внимания обычно боевые машины, а спарки остаются «за кадром». Мы решили изменить традиции.

Фото Сергея Цветкова



Примечания:



472 ИАП на защите неба Москвы

Не знаю, как вам, любезные читатели, а мне уже давно надоело, что в большинстве изданий, когда речь заходит о сегодняшнем дне, бесконечно пережевывают и обсасывают одни и те же самолеты — Су-27/30/35/37 или семейство МиГ-29. Изредка мелькнут Су-24 или Ту-22М.

А где же сотни и тысячи МиГ-23 и -27, Су-17, которые совсем недавно, каких-то десять лет назад олицетворяли советские ВВС — во всяком случае. Фронтовую авиацию — где эти красивые, и, в общем-то совсем не старые машины? Задавшись этим вопросом, мы попытаемся не только еще раз напомнить о них, но и рассказать об истории отдельных частей Советской авиации (ВВС, ИА ПВО, АВМФ) — как существующих в настоящее время, так и расформированных или перешедших под юрисдикцию государств ближнего зарубежья.

Итак, МиГ-23. Самолет состоял на вооружении ВВС и Авиации Войск ПВО, и в недавнем прошлом эти истребители можно было встретить повсюду — на аэродромах 16-й ВА в Германии и во Вьетнаме (Камрань), в песках Туркмении и снегах Севера России. «Звонок» для них прозвучал после принятия решения о том, что ВВС будут принципиально ориентироваться на боевые машины с двумя двигателями. Эта же идея одержала верх и в Авиации ПВО — в результате, после 1990 года полки «двадцать третьих» стали таять на глазах.

ВВС в то время сделали ставку на МиГ-29 и Су-27 — после вывода частей из Венгрии. Чехословакии и Польши, а особенно — из Германии, и сокращения «зоны ответственности» до пределов СССР, «двадцать девятые» имелись в избытке. Истребительная авиация Войск ПВО в конце 80-х располагала не только новейшими Су-27 и МиГ-31, но и солидным парком устаревших (хотя и 2-двигательных) Ту-128 и Су-15ТМ, которые, естественно, вместе с МиГ-21бис были выведены из боевого состава в первую очередь. 1*

Некое промежуточное положение занимали МиГ-23 и -25, но участь последних была предрешена из-за высокого расхода топлива, а вот «23-и» имелись в таком количестве, что заменить их новыми самолетами было нереально, а полный вывод из боевого состава оказался невозможным даже при тогдашнем (1992-93 гг.) высоком темпе сокращения боевой авиации.

Наконец, к августу 1997 года — когда ВВС уже давно расправились со своими МиГ-23 — в ПВО еще сохранились два полка, использующих эти машины: в Курске базируются МиГ-23П, а под Барнаулом — «МЛД». Пора было осознать, что это ПОСЛЕДНИЕ летающие боевые «двадцать третьи» с красными звездами, и «Мир Авиации» решил навестить курские «МиГи».

472-й ИАП, базирующийся в настоящее время на аэродроме Курск-Восточный — одна из частей послевоенного формирования. Полк возник в период бурного развития советской ПВО. когда угроза атомного удара НАТОвской авиации по нашей территории представлялась вполне реальной. В этот период некоторые из истребительных частей ВВС были переданы в состав Войск ПВО. Среди них была 15-я Гвардейская НАД (до 10.08.44 — 235 ИАД), вошедшая в 1947 году в Московский округ ПВО. Командование дивизии располагалось в Орле, и здесь же в начале 1950 года подполковник А. Мурашов приступил к формированию нового полка. Личный состав был набран преимущественно из «родной» дивизии, и 15 мая формирование новой части, получившей наменование 472-й ИАП, завершилось, а Мурашов стал его первым командиром.

Полк сразу же вступил в реактивную эру — весной поступили первые Як-17Б. Освоение «Яков» завершилось летом, а 22 июля 472-й ИАП был объявлен полностью боеготовым и приступил к боевому дежурству.

Ограниченные возможности Як-17Б в качестве боевого самолета были очевидны, и в декабре того же года полк начал переучивание на МиГ-15 — самый совершенный на тот момент советский истребитель. Через три года уже и «пятнадцатый» не мог претендовать на этот титул, и тогда в Орел поступили первые МиГ-17. В то время, до создания вокруг Москвы оборонительного пояса ЗРК, истребительные полки Московского округа ПВО играли существенно более важную роль, и получали новую технику в числе первых. Прошло еще три года, и пришло новое поколение истребителей — теперь уже сверхзвуковых. В 1957 году 1-я эскадрилья приступила к изучению и освоению МиГ-19СВ.

На смену пушкам шли ракеты «воздух-воздух», а истребители постепенно приучались действовать днем и ночью, в любых погодных условиях. Полк осваивал новое вооружение, отрабатывал соответствующие боевые приемы и нес повседневную службу по защите столицы с юга. В начале 60-х гг. стараниями технического состава полку удалось завоевать звание безаварийного.

Всем известно, что основным «поставщиком» кадров для отечественной космонавтики была и остается военная авиация. Не остался в стороне и 472-й ИАП — пилоты сверхзвуковых машин, ежедневно поднимавшиеся в стратосферу, были естественными кандидатами в отряд космонавтов. В разное время трое из летчиков полка, пройдя жесткий отбор, попали в число претендентов на самую престижную профессию. Впрочем, совершить заатмосферный полет никому из них так и не довелось.

Из примечательных событий, нарушавших рутину повседневной службы, можно отметить участие в крупномасштабных учениях «Днепр» в 1967 году. В это же время, помимо подготовки самолетов к учениям и боевому дежурству, технический состав был занят подготовкой матчасти для отправки во Вьетнам и на Ближний Восток. Быть может, когда-нибудь историки обнаружат, что один из самолетов с американскими звездами или со «Звездами Давида», завершил полет после встречи с МиГ-19 из 472то ИАП.

1* «Ту» были переданы на базы хранения, а затем и на утилизацию практически все и сразу; Су-15 дотянули в российских ВВС до середины 1993 года (на Украине еще дольше), а последние «21-е» формально числились в боевом составе еще и 1997 году!!!


Эти самолеты уже никогда не поднимутся в воздух, но благодаря им продолжают летать другие


Несмотря на то, что «девятнадцатые» ранних модификаций, принадлежавшие полк); отправились за границу, их не сменили новые машины. Почти все уже регулярно летали «за два звука» на МиГ-21, Су-9 и Су-11, вовсю шло освоение Су-15. В это время (1970 г.) боевой состав 472-го ИАП выглядел весьма архаично: 1-я и 2-я эскадрильи летали на всепогодных МиГ-19ПМ, а 3-я, где служили летчики, пришедшие из ДОСААФ, продолжала эксплуатировать уже совсем престарелые МиГ-17Ф.

Из работ, опубликованных в последнее время и посвященных МиГ-19, лишь одна (Авиация и Время 5/95) вкратце упоминает о завершающих днях его службы: «…К 1974 г. последние из них, сохранившиеся в ПВО, были заменены на МиГ-25 и Су-15…». Теперь это утверждение можно значительно скорректировать: МиГ-19 продолжали оставаться на вооружении Истребительной авиации Войск ПВО гораздо дольше! И последним оказался так раз 472-й ИАП — шли годы, кое-где уже перешли на «трехмаховый» МиГ-25, некоторые полки успели поменять не одну модификацию МиГ-23, а с орловского аэродрома продолжали взлетать тупоносые «девятнадцатые» — символ авиации 50-х. И относились к ним вполне серьезно — в 1976 и 1977 годах полк участвоввал в боевых стрельбах на полигоне Сары-Шаган, а еще годом позже — в Ашулуке.

1979 год стал едва ли не самым богатым на события для 472 ИАП. Началось переучивание на новую технику — на смену МиГ-19, на которых за 20 лег отлетало не одно поколение пилотов, пришли МиГ-23П. Кроме того, полк покидал обжитые места — командование приняло решение передислоцировать его дальше на юг. С 4 октября 1979 года местом базирования 472 ИАП стал Курск. Переучивание еще не завершилось, и на новом месте МиГ-23 все еще соседствовали с «девятнадцатыми». Старые «МиГи» продолжали летать даже весной 1980 года — это. видимо и были последние вылеты строевых МиГ-19. После этого еще долгое время их можно было видеть стоящими на окраине летного поля в качестве ложных целей. Боевую учебу в то время приходилось сочетать с большими работами по обустройству новой базы — строились KII и капониры, защищенные склады вооружения и сооружения ТЭЧ — ведь военные самолеты базировались здесь лишь во время войны… Освоение «двадцать третьих» завершилось летом, и 15 сентября 1980 года полк заступил на боевое дежурство в готовности № 3 днем, а спустя два месяца перешел на круглосрочное дежурство. Уже в следующем году стрельбы на полигоне Сары-Шаган (во время проведения учений «Десна-81») подтвердили, что МиГ-23 успел стать «родным» для летчиков и техников полка — итоговая оценка оказалась отличной.



Дежурное звено находится в постоянной готовности — через 5 минут после сипела на перехват, обе пары должны подняться в воздух. Борт <50> — бывшая машина 28 Гв. (андреапольского) полка


Еще один самолет, служивший в Андреаполе в 28 Гв. ИАП, — об этом свидетельствует хорошо сохранившееся изображение гвардейского знака


80-е годы начались под знаком все усиливающегося противостояния с «вероятным противником», кульминацией которого стал перехват корейского «Боинга». Прошло пять лет, и эта демонстрация мощи Советской ПВО оказалась в тени невероятного эпизода с «Сессной» Руста. Су-27 и МиГ-31, поступавшие в Истребительную авиацию ПВО. попадали преимущественно на Север и Дальний Восток. Полки Московского округа ПВО, относившиеся, в общем-то ко второй линии, продолжали летать на МиГ-23 и Су-15. По мере ухода наших войск из Восточной Европы положение стало понемногу меняться — рубежи перехвата довольно быстро приближались к центру европейской части СССР. Наконец, последний шаг был сделан в памятном 1991 году — Украина провозгласила независимость, и 472-й ИАП стал приграничным.


Борт <34> вскоре после поступления в ТЭЧ для замены двигателя (слева) и на следующий день (внизу)



В 1992 году на Вооруженные силы России обрушилось массированное сокращение, которое продолжилось, хотя и менее интенсивно, и в последующие годы. Пояс истребительных полков, прикрывавший Москву, начал редеть на глазах. Если до того соседями курского полка были 191 ИАП (Тульская область) и 146 ИАП (Васильков, к югу от Киева), то с 1992 года ближайшим на левом фланге стал полк МиГ-31 в Ростове-на-Дону, а через два года сменился и «правый» сосед — к северу от Курска ничего не осталось вплоть до Бежецка (Тверская обл.). Именно 1994 год стал переломным для МиГ-23 Московского округа — кроме упоминавшегося 191 ИАП (Ефремов), расформировали 28 ГвИАП 2* (Андреаполь, Тверская обл.) и 415 ИАП (Туношна, Ярославль).

Все они были оснащены МиГ-23П, и боеспособные самолеты передали не только на базы хранения, но и поделили между 472 ИАП и 683 ИАП (Бобровка, район Самары). Это сокращение происходило в период некоторого усиления активности российской системы ПВО, связанного с напряженностью на Северном Кавказе. Хотя российские ВВС покинули базы в Грузии и Армении, события конца 1994 года заставили не только усилить авиационную группировку на аэродромах юга России, но и воспользоваться соглашением с Арменией, предусматривавшим базирование российской авиации на ее территории. 472 ИАП выделил 4 самолета, которые с 17 декабря приступили к боевому дежурству на аэродроме Эребуни (Ереван). Смены летного и технического состава периодически менялись. В 1995 году на дежурство заступила уже постоянная 426 авиагруппа (также созданная на базе 472 ИАП и оснащенная МиГ-23П), на которую легла ответственность по обеспечению воздушного прикрытия Группы российских войск в Закавказье.

К лету 1997 года стало ясно, что и в Бобровке «двадцать третьи» доживают последние дни. В течение июля лары и звенья истребителей с подвешенными ПТБ взлетали из Бобровки и приземлялись уже в Курске. В августе 1997 года 683 ИАП был официально расформирован, и 472 ИАП стал последним полком в европейской части России, вооруженным МиГ-23.

Курск-Восточный относится к аэродромам т. н. «совместного базирования» — с одной стороны от ВПП расположен городской аэропорт, а противоположная сторона летного поля отдана военным. В обваловках стоят самые разнообразные МиГ-23П — готовые к полетам и полуразобранные, свежевыкрашенные и совершенно выгоревшие на солнце, с подвешенными ПТБ (это те, которые только что прибыли из Бобровки) и без них. Необычайное разнообразие царит и в камуфляжах и бортовых номерах. Все это — результат того, что 472 ИАП стал последним местом службы для самолетов четырех полков: 28 ГвИАП, 191, 415 и 683 ИАП, не считая машин, изначально принадлежавших 472 полку.

Сейчас время парадоксов, и жизнь курского полка — едва ли не лучшее тому подтверждение. Казалось бы, военная авиация переживает худшие времена, и, например, соседи с «аэрофлотовской» стороны должны летать существенно чаще. Действительность выглядит ровно наоборот — из солидного парка Ан-24 и Ан-2, принадлежащих Курскому авиаотряду, в летном состоянии находятся лишь несколько штук, и один из них выполняет 1 (один) рейс в неделю. С другой же стороны аэродрома жизнь если не кипит, то по крайней мере, не умирает — поставки ГСМ в последнее время относительно наладились, и два летных дня в неделю — не редкость. За такой день летчики полка совершают до сотни самолето-вылетов, что позволяет не только поддержать какой-то налет для опытных пилотов, но и «обкатывать» молодежь (некоторые лейтенанты, закончив училище, ждут самостоятельного вылета по два-три года).

2* один из полкон ВВС был переименован в 28 ГвИАП, унаследовав номер и традиции прежнего.


Машины из Бобровки (683 ИАП) в июле 1997 г. перелетали в Курск с подвешенными ПТБ


Первым в полет по правилам уходит разведчик погоды — обычно это спарка. Остальные ждут его возвращения


В интенсивных полетах, продолжавшихся больше шести часов, участвовали 12 машин — каждая совершила по 7–8 вылетов — на восстановление техники пилотирования, ввод в строй молодых пилотов, пилотаж, ближний воздушный бой… Внизу — взлет пары на форсаже — так стартуют на перехват

Курские истребители, кстати, летают чаще, чем их коллеги, имеющие новую технику — Су-27 или МиГ-31, да и количество боеготовых машин существенно выше. Причины просты — полная заправка «двадцать третьего» куда меньше, чем у тяжелых 2-моторных «Су» или «МиГов», но главное — в 472 ИАП совершенно отсутствует проблема запчастей и комплектующих. В этом нет ничего удивительного, если учесть, что полк имеет почти двойной комплект машин по сравнению с положенным по штату. «В жизни» это означает, что если на каком-то самолете что-то выходит из строя, то в большинстве случаев техник «находит» эту деталь или агрегат на другой машине (вылетавшей ресурс или уже «распотрошенной»). Неприхотливость МиГ-23 и тот факт, что машина давно и хорошо освоена персоналом, также играет немаловажную роль.

Полк Су-27 из Бежецка время от времени выполняет роль «противника» для курских «МиГов»; интересно отметить. что новые истребители не всегда выходят победителями в этих поединках. Возможно, сказывается то, что на малой высоте голубые «Су» гораздо заметнее камуфлированных «двадцать третьих», кто-то вспоминает о том, что МиГ-23П был оптимизирован для перехвата на малых высотах крылатых ракет, да и максимальная скорость у «МиГа» поболе… Однако, скорее всего, причина в том, что летчики курского полка имеют больший налет (да и остались еще пилоты. в совершенстве освоившие «МиГ» в те времена, когда налет измерялся сотнями часов).

Одним словом, «двадцать третьи» пока что летают. В 1995 году 472 ИАП отметил 45-й день рождения. Будем надеяться, что полк отпразднует круглый юбилей, и ВПП Курска-Восточного днем будет расцветать оранжевыми крестами парашютов, а ночью темноту будет внезапно рассекать вытянутый треугольник форсажа…


Из 12 летавших машин было три спарки — в условиях дефицита ГСМ их использование особенно оправдано



Парашют выходит… сейчас будет хлопок!..


Автор выражает признательность офицерам Поиск ПВО Александру Ужанову (пресс- служба) и Игорю Клещенко (472-й ИАП). Особая благодарность — майору Николаи) Давыдову (472-й ИАП), без чьей помощи этот материал бьы бы значительно менее подробным и интересным.

P.S. С глубоким сожалением мы узнали, что процесс сокращения не обошел курский полк — I мая 1998 года 472 ЙАП был расформирован. Так что все настоящее время в репортаже следует заменить прошедшим. Эпоха завершилась…

Все фото — Сергея Цветкова



В центре внимания обычно боевые машины, а спарки остаются «за кадром». Мы решили изменить традиции.

Фото Сергея Цветкова










Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное

Все материалы представлены для ознакомления и принадлежат их авторам.