Онлайн библиотека PLAM.RU


  • Потеря душевного равновесия
  • «Поцелуй меня!»
  • Водитель на заднем сиденье
  • «Смотри, как я могу!»
  • «Тебя посадят, а ты не нарушай!»
  • Водительские вопросы
  • 2. Ошибки при вождении автомобиля

    Основное, что подводит водителей-новичков за рулем, – неопытность и страх сделать что-то не так (рис. 2.1). Поездки с инструктором во время обучения в автошколе только добавляют впоследствии неуверенности в себе, как это ни странно. Дело в том, что большинство курсантов спокойны за рулем именно потому, что рядом сидит инструктор и появляется уверенность – если что, инструктор все исправит, не допустит развития ситуации в негативном направлении.


    Рис. 2.1. Неуверенность в себе видна даже на парковке – автомобиль занимает слишком много места. Если поставить автомобиль как следует, освободилось бы место еще для одной машины


    Как-то автор присутствовал при сцене, когда инструктор похвалил курсанта за отличное поведение в сложной ситуации: на учебный автомобиль во время тренировки в городском режиме чуть не налетела иномарка с пьяным водителем, и курсант очень грамотно ушел от столкновения. Курсант объяснил, что он, конечно, старался, но до конца не был уверен, что все делает правильно, и убежден, что инструктор корректировал его действия. Когда же курсант вспомнил, что в распоряжении инструктора были только педали управления, но второго рулевого колеса в автомобиле не было, он запаниковал. Во время происшествия у него совершенно вылетели из головы особенности управления учебным автомобилем и он прекрасно справился сам, но, как выяснилось, спокойствие базировалось исключительно на надежде на инструктора. Такой курсант, уже получив права и попав в нештатную ситуацию на дороге, где нет никаких инструкторов, может растеряться и запаниковать просто потому, что помощи ждать неоткуда, – это первая и основная ошибка новичков за рулем.

    Именно неуверенные в себе молодые водители больше всего страдают от неадекватного поведения в нештатной ситуации. Когда времени на принятие решения и его реализацию очень мало, они могут даже бросить руль – чаще всего так поступают начинающие водители-женщины, но и не все мужчины сохраняют трезвую голову в экстремальных условиях (рис. 2.2).


    Рис. 2.2. «Теплая» встреча участников ДТП


    Но существуют ошибки и другого рода, некоторые – прямо противоположные неуверенности. К этой группе относится неоправданно рискованное поведение на дороге, обычно сопровождающееся целенаправленным несоблюдением ПДД.

    Подобным образом ведут себя те новички, которые в результате получения прав приобретают и уверенность в том, что они уже – асы вождения, мастера-водители экстра-класса. В результате – превышение скорости (особенно этим грешат те, кто приобрел дорогой, новый автомобиль и так и жаждет показать себя на дороге, а также молодые владельцы отечественных автомобилей, которым необходимо показать, что они не хуже других), отвлеченное внимание в процессе движения (разговоры по мобильному телефону без соответствующих аксессуаров (рис. 2.3), слишком громкая музыка, еда и питье, чтение SMS-сообщений, а то и ответы на них), несоблюдение дистанции безопасности (рис. 2.4), лихачество (подрезание, неоправданные и резкие перестроения, которые вводят других водителей в заблуждение).


    Рис. 2.3. Руление одной рукой в сочетании с беседой по телефону – верный путь к ДТП



    Рис. 2.4. Один затормозил, а второй не успел


    Статистика утверждает, что причиной около трети всех ДТП со смертельным исходом является превышение скорости, а ведь если скорость превышает еще неопытный водитель, новичок на дороге, то шансов справиться с возможной экстремальной, внештатной ситуацией (к примеру, выскочивший на дорогу пешеход) у него практически нет. Большой процент ДТП приходится также на невнимательность за рулем – для новичков это еще более критично, хотя и для опытных водителей может быть чревато неприятными последствиями.

    Примечание

    Подача звукового сигнала и моргание дальним светом не дает права преимущественного проезда, хотя и является общепринятым сигналом о просьбе уступить полосу движения. Пользоваться этим сигналом следует только в случае настоящей необходимости, а не потому, что вам захотелось прокатиться «с ветерком» от светофора к светофору

    Но лихачество – не только превышение скорости и рискованные маневры. Это еще может быть и расположение рук на рулевом колесе. Особенно этим страдают молодые водители, недавно севшие за руль собственного (первого!) автомобиля. Они склонны манипулировать рулевым колесом одной рукой, а то и кончиками пальцев, особенно если рядом с ними симпатичные пассажиры противоположного пола. В этом случае отсутствует обратная связь с колесами автомобиля, а неожиданный наезд на препятствие (к примеру, на камень) может вырвать руль из рук, и автомобиль потеряет управление, что нередко и происходит.

    Легко касаясь руля пальцами и ладонью, практически невозможно справиться с экстремальной ситуацией. Руление в нештатном режиме требует участия обеих рук (рис. 2.5), и даже секунда, которую приходится потратить на то, чтобы перехватить руль, может оказаться фатальной (за эту секунду автомобиль может проехать как раз те метры, которые отделяли опасную ситуацию от ДТП).


    Рис. 2.5. Удобная посадка водителя и контроль рулевого колеса обеими руками обеспечивают безопасность на дороге


    Следует заметить, что руление одной рукой – вовсе не прерогатива слишком уверенных в себе новичков. Их прямая противоположность – неуверенные, опасающиеся всего новички-водители также частенько манипулируют рулевым колесом одной рукой, вторая при этом располагается на рукоятке переключения коробки передач (рис. 2.6). Что любопытно, в эту рукоятку вцепляются, как в спасательный круг, даже на автомобилях с автоматической КПП, то есть там, где вообще не требуется переключать передачи! Этим чаще «болеют» новички, которые обучались вождению на автомобиле с механической коробкой передач.


    Рис. 2.6. Одна рука на руле, вторая – на рукояти переключения коробки передач – гарантия ДТП при намеке на нештатную ситуацию


    Пытаясь одновременно контролировать и рулевое колесо, и коробку передач, такой новичок-водитель считает, что он максимально владеет ситуацией. На самом деле все с точностью до наоборот. В экстремальных обстоятельствах гораздо важнее контролировать рулевое колесо, и руление одной рукой не только не предотвращает, но даже провоцирует нештатные ситуации на дороге.

    Совет

    В школах высшего водительского мастерства рекомендуют класть большие пальцы рук на обод рулевого колеса, чтобы лучше чувствовать сцепление колес автомобиля с дорожным покрытием. Можно сказать, что при таком положении рук на руле водитель буквально чувствует дорогу руками. Это гораздо актуальнее для любого водителя, чем поглаживание рукоятки коробки переключения передач, и позволяет действительно контролировать дорожную ситуацию, особенно на скользкой дороге, когда коэффициент сцепления покрышек с дорожным покрытием недостаточен.

    Правильной посадке за рулем тоже редко обучают в автошколах. В результате водитель-новичок частенько считает, что для лучшей обзорности следует поднять сиденье по максимуму (высоко сижу – далеко гляжу!) (рис. 2.7), а оптимальный контроль рулевого колеса обеспечит максимальное приближение к этому самому колесу (то есть придвигается к рулю так, что он просто упирается в живот).


    Рис. 2.7. Такая посадка за рулем не обеспечивает лучшей обзорности, но затрудняет манипулирование рулем и педалями


    Результатом является ограничение способности манипулировать рулем, а также педалями: в зависимости от роста либо до них тяжело дотянуться, либо колени водителя слишком высоко поднимаются, мешая повороту руля и затрудняя движения ног на педалях (рис. 2.8).


    Рис. 2.8. Если придвинуться к рулю слишком близко, то манипулировать педалями очень неудобно, а при скоростном рулении наблюдается недостаточный ход руля


    То же касается и манипуляций с рулевым колесом: женщины-водители, только что окончившие автошколу, склонны «доить» руль (поворот осуществляется частым перебором рулевого колеса «доящими» движениями), а мужчины – лихо поворачивать рулевое колесо раскрытой ладонью. В первую очередь это связано с неверным базовым положением рук на рулевом колесе. Водитель-новичок держит руки либо в верхнем секторе и буквально ложится на руль, стремясь приблизить лицо к лобовому стеклу (для улучшения обзора!), либо, напротив, – размещает руки в нижней части рулевого колеса (таким образом якобы можно повернуть руль за один прием на больший угол). Результатом является невозможность скоростного руления в экстремальной ситуации, и новичок с неизбежностью попадает в ДТП, которое можно было предотвратить своевременными действиями.

    Совет

    Есть простое правило относительно того, как нужно сидеть за рулем: следует отрегулировать сиденье так, чтобы при выжимании педали сцепления нога могла полностью выпрямиться. Угол наклона спинки и расстояние до руля регулируются таким образом, чтобы при выпрямленных руках запястья могли коснуться рулевого колеса. Руки на руле располагаются в положении «10 часов» и «2 часа» (представьте, что рулевое колесо – часовой циферблат, следовательно, левая рука помещается туда, где была бы цифра 10, а правая – туда, где находилась бы цифра 2). При такой исходной позиции руки можно вообще не снимать с руля при небольших поворотах, а при больших – легко выполняется перехват

    Новичка можно определить еще по одному признаку – он не столько держит руль, контролируя его, сколько держится за руль, при этом сжимает рулевое колесо слишком сильно, в результате чего руки быстро устают. При мышечной усталости снижается скорость манипулирования рулевым колесом, что крайне нежелательно в экстремальной ситуации.

    «Болезнью» новичков является и плохое чувство габаритов своего автомобиля. Обучение обычно проводится на других машинах, с другими габаритами, поэтому нередко начинающий водитель не вписывается в место на стоянке или парковке, даже в ворота гаража.

    Такие аварии в основном мелкие, но неприятные (никому не хочется признаваться, что блок-фара была потеряна в результате въезда в гараж).

    Хуже у начинающих водителей дела обстоят с ориентацией по зеркалам, особенно при движении задним ходом: хорошо отрегулированные зеркала дают больше информации, чем взгляд через плечо (рис. 2.9). 

     

    Рис. 2.9. Для полного контроля необходимо пользоваться не только боковыми зеркалами, но и зеркалом заднего вида


    В автошколах в основном обучают контролировать ситуацию сзади автомобиля поворотом корпуса (рис. 2.10), но при этом водитель практически не в состоянии увидеть, как перемещается капот автомобиля. И если требуется парковка во дворе, среди других автомобилей, то для полного контроля приходится постоянно крутить головой вперед-назад. В результате нормально не контролируется ни капот, ни багажник, и, двигаясь таким образом во дворе, можно сбить человека – «закрутившись», мало кто может оценить и габариты автомобиля, и расстояние до припаркованных автомобилей и человека.


    Рис. 2.10. Движение задним ходом при контроле дорожной ситуации с полным поворотом корпуса


    Кроме того, еще не наученные горьким опытом молодые водители частенько забывают проверить, нет ли за автомобилем ребенка, которого ни в одно зеркало увидеть невозможно (а дети не так уж редко устраиваются играть за припаркованным автомобилем).

    Еще один любимый фокус свежеиспеченных выпускников автошкол – езда на нейтральной передаче, особенно при движении под горку. Мотивировка – экономия топлива. Новичкам кажется, что именно так должны вести себя настоящие опытные водители, тем более что многие о подобном способе экономного вождения услышали от инструкторов автошкол. И начинается движение на нейтрали, даже по прямой, даже в повороте. Вот только подобная манера вождения – приглашение к ДТП. При движении на нейтральной передаче водитель практически не контролирует автомобиль. А ведь многие экстренные маневры требуют смены передачи, подгазовки и т. д. Секунды, потерянные на включение передачи, могут стать фатальными.

    Если при движении по прямой в потоке других автомашин новичок еще может «спрятаться» (рис. 2.11), то на перекрестке его видно сразу. Как только речь заходит о том, чтобы тронуться с места на разрешающий сигнал светофора, автомобиль новичка либо заревет (перегазовка), либо заглохнет (недостаточная подача газа).


    Рис. 2.11. Поток – самое спокойное место на дороге, но при этом нужно соблюдать безопасную дистанцию


    Следует заметить, что второй вариант (заглохнуть на перекрестке) чреват не только раздраженными сигналами других участников дорожного движения (рис. 2.12). Сзади может оказаться особенно резвый и нетерпеливый водитель, который, рассчитывая на то, что впереди-стоящий тронется немедленно, как только загорится зеленый сигнал светофора, от всей души нажмет на педаль газа и, конечно же, окажется своим капотом в багажнике автомобиля водителя-новичка. Тут останется утешаться лишь тем, что виновен в ДТП другой водитель. Однако утешение слабое.


    Рис. 2.12. Перекресток – тест для начинающего водителя


    Первый вариант (перегазовка при трогании с места на светофоре) чреват не только повышенным ревом автомобиля, но и риском пережечь сцепление.

    Совет

    Особенно переживают женщины:

    «Вот сейчас я заглохну! Что-то не так сделаю, и она заглохнет, а зеленый вот-вот загорится!» Накручивая себя подобным образом, можно добиться только того, что двигатель действительно заглохнет. В первую очередь нужно отбросить все страхи. Затем мягко нажать на педаль газа (учтите – автомобиль любит ласку) так, чтобы обороты двигателя возросли до 1300–1500 об/мин, а после этого начать плавно (мягко, ласково!) отпускать педаль сцепления и одновременно добавлять газ (мягко и ласково!).

    Потеря душевного равновесия

    Вы заглохли на перекрестке, и вам сердито сигналят другие водители, а некоторые даже не ленятся высказать в приоткрытое окно все, что думают о вашем водительском мастерстве. Или вы, что называется, «зевнули» и чуть не врезались в багажник впереди-идущего автомобиля, который начал притормаживать перед светофором (рис. 2.13). В общем, вас вывели из душевного равновесия. У вас дрожат руки и колени, вам хочется принять валерьянки или чего-нибудь спиртосодержащего, вы считаете себя неудачником и убеждены, что никогда не сможете нормально водить автомобиль.


    Рис. 2.13. Аварийно-опасная пробка: неопытный водитель на дороге или на парковке может стать причиной ДТП


    В этот критический момент вспомните, что каждый опытный сегодня водитель вчера был начинающим, «зеленым» новичком. Каждый водитель получил и продолжает получать независимо от опытности свою долю раздраженных сигналов, морганий фарами и нелицеприятных высказываний других участников дорожного движения.

    Вот только не нужно делать одного: управлять автомобилем в раздраженном, растерянном, подавленном состоянии (доказано, что подобные эмоции часто являются причиной ДТП). Если вам нужно время, чтобы прийти в себя, остановите автомобиль, сделайте несколько дыхательных упражнений, подумайте о чем-нибудь приятном. Успокойтесь как следует, а затем продолжайте движение.

    Многие ошибочно полагают, что если стать посреди дороги и включить аварийную сигнализацию, то можно получить штраф от ГИБДД. Говоря по правде, такая вероятность существует, но она очень невелика: достаточно сказать автоинспектору, что вы остановились из-за того, что внезапно плохо себя почувствовали. И применить к вам санкции он будет не вправе, поскольку Правила дорожного движения запрещают ехать, если водитель плохо себя чувствует. Также вы можете сказать, что остановились по причине возможной технической неисправности (машина заглохла, из подвески донесся стук и т. д.). Даже если инспектор захочет проверить правдивость ваших слов, всегда можно сказать нечто вроде «не знаю, в чем дело, но сейчас все почему-то стало нормально». В принципе, вы можете даже не съезжать с перекрестка, на котором вас обхамили и вывели из равновесия, до того, как полностью не придете в себя и не почувствуете, что уже вновь готовы к управлению автомобилем (рис. 2.14).

    Самое главное – помните: таких новичков, как вы, на российских дорогах пруд пруди и вы не единственный в своем роде. Пройдет время – и будете чувствовать себя за рулем так же уверенно, как и дома.


    Рис. 2.14. Такие перекрестки заставляют новичков нервничать

    «Поцелуй меня!»

    В общественном транспорте во все времена висело замечательное объявление: «Не отвлекай водителя во время движения!» Эти золотые слова следовало бы выгравировать на каждом автомобиле и особенно на первой машине водителя-новичка.

    Разговоры в машине с отвлечением водительского внимания, прослушивание музыки на пределе терпения барабанных перепонок или громогласное обсуждение того, что только что сказали по радио, – все это не дает водителю в полной мере следить за дорожной обстановкой. Опасность также представляют всяческие личные знаки внимания, отвлекающие водителя: «Улыбнись мне!», «Поцелуй меня!», «Посмотри, я хорошо выгляжу?» и т. д.

    Кроме пассажиров и радио, которые мешают водителю сосредоточиться, увлеченные собой пешеходы, не обращающие внимания на поток машин, – тоже не редкость (рис. 2.15). Такие пешеходы попадаются не только в светлое время суток, но и ночью на безлюдных улицах, а также в самых неожиданных местах.


    Рис. 2.15. Пешеход, не обращающий внимания на автомобили, да еще и занятый разговором по телефону, представляет немалую опасность для невнимательного и не слишком опытного водителя


    Кроме того, никто не отменял ни припаркованные у обочины автомобили, ни фонарные столбы, ни деревья – а все это является потенциальным источником опасности для автомобиля, который может потерять управление.

    Водитель на заднем сиденье

    Явление, получившее название «водитель на заднем сиденье», широко распространено повсюду. Практически каждый человек (не обязательно имеющий водительские права) уверен, что он прекрасно может справиться с управлением автомобилем. Более того, он знает, когда нужно тормозить, а когда ускоряться, когда требуется перестроение и в какой ряд, где необходимо поворачивать, а где проехать прямо. Он знает все и эти знания громогласно сообщает водителю за рулем. Уютно устроившись на заднем сиденье автомобиля (как вариант – на переднем пассажирском), этот самородок водительского мастерства командует всем процессом вождения (рис. 2.16).


    Рис. 2.16. Советчик на заднем сиденье только мешает водителю

    Примечание

    Настоящие опытные водители обычно не позволяют подобных выходок, разве что ненавязчивый совет: «Здесь лучше бы перестроиться в правый ряд, потому что на следующем перекрестке с левого ряда на светофоре стрелка, а нам нужно ехать прямо». «Водитель на заднем сиденье» – это в подавляющем большинстве случаев дилетант, теоретик Но зато в теории он силен. Правда, тому, кто управляет машиной, от этого не легче.

    Опытный водитель редко поддается провокациям «водителя на заднем сиденье». Ну а новички, привыкшие к командам инструктора по вождению, часто автоматически выполняют и команды такого теоретика от вождения. И, конечно же, попадают в неприятные ситуации. Хорошо еще, если по команде «водителя на заднем сиденье» вы просто въедете во двор, под знак «Движение механических транспортных средств запрещено» или под обычный «кирпич». Но вы можете повернуть в неустановленном месте, перепутать главную дорогу с второстепенной, перестроиться слишком резко или, напротив, слишком медленно и тем самым создать аварийную обстановку, а то и спровоцировать ДТП.

    Совет

    Некоторые опытные водители для борьбы с «водителями на заднем сиденье» пользуются простым приемом: как только уровень подаваемых советов начинает превышать допустимую норму, автомобиль останавливается и водитель приглашает советчика за руль: «Ты знаешь лучше, так садись и веди!» Особенно хорошо этот метод действует на сварливых тещ, а также на излишне нервных жен. Женщинам-водителям по отношению к мужчинам применять не рекомендуется: многие мужчины, даже ни разу не сидевшие за рулем, не выдержат подобного давления на психику и все же сядут на водительское место. Результат предсказуем, особенно если речь идет о человеке, который знает вождение только в теории.

    «Смотри, как я могу!»

    Часто в связи с ДТП вспоминается старый анекдот:

    Руководство BMW решило поставить на автомобили «черные ящики», подобные тем, которые стоят в самолетах, чтобы выяснить наиболее частые причины аварий. Оказалось, что последние слова водителей автомобилей в Европе были бессвязными восклицаниями ужаса, а вот в России последние слова перед аварией звучали так: «Вася, смотри, как я могу!»

    Статистика утверждает, что множество ДТП связано с тем, что недавно получившие права водители решили продемонстрировать свое умение. Особенно этим страдают молодые люди.

    Совет

    Если какой-либо маневр (к примеру, полицейский разворот) прекрасно получался у вас на компьютерном симуляторе или на игрушечной машинке (рис. 2.17), то прежде, чем начать его выполнение в реальной дорожной обстановке, попробуйте так развернуться на специальной площадке, предназначенной для тренировки навыков экстремального и контр-аварийного вождения.


    Рис. 2.17. Игрушечный автомобиль очень отличается от настоящего, и правила управления ими разные


    Результатом демонстрации «как я могу» обычно становятся разбитые автомобили, сбитые пешеходы, травмированные пассажиры как своего авто, так и чужих (рис. 2.18). Ведь мало теоретически представлять, как выполняется тот или иной маневр из арсенала высшего водительского мастерства, каждое подобное действие требует наработки навыка, сходного с условным рефлексом, и только тогда оно может быть успешным и безопасным.


    Рис. 2.18. «Смотри, как я могу!»


    При выполнении экстремальных маневров неопытный водитель не соблюдает скоростной режим, часто путается в последовательности действий, вместо подгазовки начинает жать на тормоз и т. д. А ведь реальная дорожная обстановка – это отнюдь не картинка на компьютерном мониторе, она не прощает подобных ошибок. И, не справившись с управлением, начинающий водитель становится причиной тяжелого ДТП.

    Примечание

    В соответствии со статистикой, наибольшее количество ДТП по причине «Смотри, как я могу!» приходится на долю тех водителей, кому автомобиль подарили. Например, по случаю 18– или 20-летия. Те же, кто приобрел машину за свои деньги, реже становятся героями сводок дорожно-постовой службы.

    Случается, что умение «как я могу» демонстрирует не владелец автомобиля, а его друг или девушка. Молодой хозяин машины, только-только получивший права на управление транспортным средством, еще с трудом представляет себе обязанности, связанные с такими правами, и охотно уступает руль (особенно в случае подаренного автомобиля) тому, кто попросит. Бывает даже, что, только получив права, водитель начинает демонстрировать друзьям «как нужно делать», то есть пытается обучить их искусству управления автомобилем. И ладно еще, если бы это делалось на специальной площадке, на крайне низких скоростях, чтобы максимально снизить вероятность несчастного случая. Но подобные «обучающие маневры» происходят обычно либо на городских улицах (хорошо, если ночью, когда пешеходов практически нет), либо на кольцевой дороге или загородной трассе. В результате не только разбивается собственный автомобиль, но страдают и другие машины, а также пешеходы. Кроме того, травмы получает и водитель, и его «ученик», да и ДТП с летальным исходом не так уж, к сожалению, редки в такой ситуации.

    Примечание

    Если вы надеетесь, что ваш приятель послушает увещевания: «Езжай потише, не дави так на газ», – то можете быть уверены, что этого не произойдет. И вовсе не потому, что он не хочет вас слушать, он просто не умеет! А вы – отнюдь не инструктор и не мастер автовождения, и ваш автомобиль не предназначен для обучения. Вы не можете контролировать и корректировать действия «ученика» (к примеру, с помощью дополнительного комплекта педалей). Поэтому неприятностей никак не избежать, и хорошо, если дело закончится лишь мелкими повреждениями автомобиля.

    Кроме непосредственной опасности, существует еще неприятность другого рода: автомобиль страдает в любом случае, даже если дело обходится без ДТП. Известно, что у учебных автомобилей (на которых обучаются в школах вождения) очень часто «горит» сцепление (рис. 2.19), ведь ученики, пока научатся им пользоваться, буквально истерзают несчастный узел.


    Рис. 2.19. Элементы сцепления


    Также частенько на учебных машинах разбивают бампер и блок-фары при попытке вписаться в гараж, место для парковки. Но эти повреждения обычно незначительны, так как скорости на площадках совсем невелики. Чего нельзя сказать о выполнении маневра «Смотри, как я могу!» – он-то как раз предполагает максимальную скорость, с ревом двигателя (неоправданно вырабатывается ресурс двигателя!) и визгом покрышек (стираются протекторы!). При такой скорости там, где учебный автомобиль отделывается небольшими царапинами, собственный будет солидно поврежден. Ну а «ученик» за рулем «позаботится» и о сцеплении, как и положено в учебном автомобиле.

    Совет

    Не стоит демонстрировать «как я могу», пока вы не будете на 100 % уверены, что действительно можете, а также в безопасности данного маневра для окружающих Тем более не следует пускать за руль друзей, обучать вождению симпатичных девушек и т. д. Кроме неприятностей, повреждения автомобиля, а то и тяжелого ДТП, вы ничего не получите.

    «Тебя посадят, а ты не нарушай!»

    Начинающий водитель зачастую не может адекватно оценить не только дорожную обстановку, но и правомерность, а также необходимость наличия тех или иных разрешающих и запрещающих знаков (рис. 2.20). Опытный водитель знает: если знак висит в данном месте, значит, так нужно, и поедет под него только в случае крайней необходимости, когда вообще нет другого выхода.


    Рис. 2.20. Грубое нарушение ПДД – стоянка в зоне действия знака «Остановка запрещена»


    Новичок же может рассуждать с точки зрения логики. Например, если на перекрестке висит знак «Поворот направо запрещен», то включиться может следующая логическая цепочка: «Поворот запрещен, но запрещен правый поворот. Так это ведь не левый, и на перекресток выезжать не нужно. А мне требуется именно направо. Это маневр несложный, помех я никому не создам, так что можно потихоньку проехать под этот знак. Тем более что ехать нужно совсем немного, метров 30». И поворачивает под запрещающий знак. И сталкивается с автомобилем, двигающимся в противоположном направлении. Потому что, как оказывается, водитель повернул на дорогу с односторонним движением. Чаще всего в начале такой дороги висит не только знак, запрещающий поворот, но еще и «кирпич», но это не обязательно.

    По отношению к дорожным знакам и разметке новички за рулем склонны к еще одной ошибке: вместо того чтобы самостоятельно следить за знаками, они пристраиваются за «опытным» автомобилем или общественным транспортом и едут так же, как и их ведущие. Но ведущий может оказаться и злостным нарушителем. А в ситуации с общественным транспортом возможны разнообразные неожиданности, ведь такому транспорту частенько разрешен проезд там, где другим участникам дорожного движения ехать ну никак нельзя. К примеру, во многих местах висит знак «Поворот налево запрещен», но он не относится к общественному транспорту, и новичок, благополучно пристроившийся за автобусом, поворачивает вслед за ним налево, злостно нарушая ПДД, что ему объяснит инспектор ГИБДД, который на этом повороте только и дожидается таких нарушителей.

    Чтобы не попадать в подобные ситуации, следует внимательно наблюдать за знаками на дороге и дорожной разметкой, соблюдать все предписания и не пытаться подменить ПДД собственными рассуждениями (рис. 2.21).


    Рис. 2.21. Даже в таких глухих местах нужно соблюдать ПДД и следовать знакам – автомобиль может появиться совершенно неожиданно

    Примечание

    Инспекторы ГИБДД очень любят устраивать засады в «сомнительных» местах, отлавливая именно тех водителей, которые склонны к построению логических цепочек по принципу: «Знак-то, конечно, висит, но ведь я никому не помешаю…»

    Водительские вопросы

    На перекрестке я собирался повернуть налево. Перекресток регулируемый, на светофоре имеется дополнительная секция со стрелкой налево. Я стоял первым на поворот и ждал разрешающего сигнала светофора. Сзади меня ударил другой автомобиль, и мою машину выбросило на встречную полосу. В результате были повреждены еще два автомобиля. Меня признали виновным в аварии наравне с тем водителем, который врезался в мою машину. Почему?

    Судя по всему, в ожидании поворота вы вывернули колеса влево, чтобы ускорить затем прохождение поворота (рис. 2.22). Если бы колеса были в прямом положении, то при ударе сзади вашу машину бросило бы вперед и ничего особо страшного не произошло бы.


    Рис. 2.22. Верный путь к ДТП – «выползание» на перекресток с опережением, до включения разрешающего сигнала светофора


    Чаще всего при таких ДТП, если скорость идущего сзади автомобиля не слишком высока, отделываются разбитым бампером либо слегка помятым задним номером, а если имеется фаркоп (рис. 2.23), то ударившему автомобилю придется совсем нехорошо, а стоящий отделается легким испугом.


    Рис. 2.23. Автомобиль с фаркопом


    Когда же колеса уже находятся в позиции «поворот», то автомобиль выбрасывает именно в том направлении, куда смотрят колеса. В данном случае – на встречную полосу, по которой ехали автомобили. Результатом явилась множественная авария.

    При парковке также не рекомендуется оставлять колеса повернутыми (рис. 2.24). Это может привести к столкновению с впереди-стоящей машиной при выезде с парковки, а также к ДТП, если тот, кто паркуется сзади, подтолкнет и при этом автомобиль не будет стоять на «ручнике».


    Рис. 2.24. При парковке не рекомендуется оставлять колеса повернутыми

    Чтобы не переехать собаку, перебегавшую через дорогу, я свернул на обочину. Машину занесло, и она врезалась в дерево – лобовой удар, и отремонтировать невозможно. Скорость была относительно невысока (75 км/ч), угол поворота не очень большой, лето, дорога сухая. Что явилось причиной заноса? Почему я не смог справиться с управлением?

    Занос и снос колес автомобиля могут происходить не только зимой и на обледеневшей дороге (рис. 2.25). Причиной заноса задних колес автомобиля могут быть различное давление воздуха в шинах, износ протектора, слишком быстрое включение сцепления, резкие манипуляции с рулевым колесом, высокая скорость на неровной дороге (а обочина вполне могла быть неровной), неравномерное торможение колес (колеса могли находиться на участках дороги с разным покрытием, например песчаная обочина и асфальтобетонное покрытие дороги), разрыв шины, неравномерное распределение груза в багажнике на крыше автомобиля и в прицепе. Если произошел занос задних колес, то, скорее всего, вы не проверили колеса перед поездкой, слишком быстро включили сцепление или слишком резко дергали руль.


    Рис. 2.25. Печальные последствия столкновения с деревом


    Причиной сноса передних колес летом может быть низкий коэффициент сцепления с дорожным покрытием, что часто происходит на дорогах с песчаным, щебеночным, старым, выезженным асфальтобетонным покрытиями. В данном случае либо песчаная, либо щебеночная обочина могла явиться причиной сноса передних колес.

    Пытаясь бороться с заносом или сносом, начинающие водители часто делают одну и ту же ошибку – поворачивают рулевое колесо в сторону, противоположную заносу. В результате ситуация усугубляется. Рулевое колесо следует поворачивать в сторону заноса на небольшой угол.

    Еще одна ошибка – использование рабочей тормозной системы во время заноса. Возможно, когда автомобиль начало заносить, вы нажали на педаль тормоза. В результате колеса заблокировались, автомобиль потерял управляемость и по песчаной обочине заскользил к дереву.

    Следует также различать занос передней и задней оси – способы борьбы с ними различны. К примеру, при заносе передних колес может помочь небольшое уменьшение подачи топлива (не торможение!) – таким образом восстанавливается сцепление колес с дорожным покрытием. А при заносе задних колес, напротив, рекомендуется увеличить подачу топлива небольшой подгазовкой.

    Тренироваться в выходе из заноса и сноса на дороге в экстремальной ситуации уже поздновато. Это нужно делать раньше, на площадке, осваивая приемы контр-аварийного вождения, желательно под руководством инструктора (рис. 2.26).


    Рис. 2.26. Тренировки на площадке – залог успешного выполнения маневра на дороге

    Зимой на дороге автомобиль начал вращаться без видимой причины (небольшая скорость, хорошие зимние покрышки). Мне с трудом удалось остановить его у обочины. Что случилось?

    Чаще всего неуправляемое вращение автомобиля на зимних дорогах связано с попыткой использования рабочей тормозной системы на скользком дорожном покрытии. У многих начинающих водителей (особенно у тех, кто учился вождению на курсах весной и летом) нажатие на педаль тормоза в экстремальной ситуации (или даже просто при приближении к светофору или пешеходному переходу) становится рефлекторным. Однако в некоторых случаях (к примеру, на зимних дорогах) подобный автоматизм может привести к аварии вместо того, чтобы ее предотвратить. Поэтому следует тренироваться в зимнем вождении – оно отличается от летнего и имеет свои особенности, которые следует знать до того, как выезжать зимой на дорогу (рис. 2.27).


    Рис. 2.27. Зимой автомобиль ведет себя на дороге не так, как летом

    При повороте мне показалось, что скорость слишком высока, и я начал притормаживать. Автомобиль выбросило в кювет. Что было сделано неправильно? Ведь торможение было плавным и осторожным, никаких резких ударов по педали тормоза не было!

    Снижать скорость на дуге поворота не рекомендуется, так как это может привести к непредсказуемым последствиям: неуправляемому или ритмическому заносу, выбросу автомобиля в кювет или на встречную полосу и т. д. Однако в некоторых ситуациях (например, в случае превышения критической скорости прохождения поворота) приходится идти на риск. Но при этом нужно уметь пользоваться нестандартными приемами торможения, например с одновременной подгазовкой (чаще всего осуществляется практически одновременное воздействие на педали тормоза и газа правой ногой: носком на педаль тормоза, а пяткой на педаль газа или наоборот) (рис. 2.28).


    Рис. 2.28. Одновременная работа педалями тормоза и газа правой ногой

    Полгода назад я приобрел автомобиль в хорошем состоянии без каких-либо проблем. Теперь, когда машина была отогнана на СТО для подготовки к зиме, мне сказали, что требуется серьезный кузовной ремонт – лопнул лонжерон. Но как это могло случиться, если за полгода эксплуатации не было ни одного ДТП, а когда я покупал автомобиль, все было в порядке? Не обманывают ли меня мастера на СТО?

    Лонжерон мог лопнуть и без всякого ДТП, если автомобиль сильно перегружали (к примеру, если на нем пытались перевезти сразу весь дачный урожай). Но если есть сомнения в честности мастеров СТО, то всегда можно обратиться на другую СТО, к другим специалистам, которые подтвердят либо «диагноз», либо негативное мнение о мастерах того СТО, где сообщили о поломке.

    Недавно мне заменили на СТО кривые тормозные диски на новые. Сам проверил – ровные, нормальные диски. Но теперь они тоже искривились, хотя прошло совсем немного времени. Может, это в автомобиле какой-то брак, поломка?

    Если тормозные диски изначально не были бракованными, то причина может быть в стиле вождения. Если вы любите резкие разгоны (от светофора так, чтоб двигатель ревел, а покрышки взвизгивали) и такие же резкие торможения, то, конечно, тормозные диски разогреваются. И если после подобных торможений пролететь по луже или заехать на автомойку, то диски начнут коробиться – горячий металл, политый холодной водой, деформируется. Ну а если вы еще приобретаете «беспородные» тормозные диски, то они деформируются быстрее, чем фирменные изделия. И тем не менее это брак не тормозных дисков, даже «беспородных», а брак водителя.

    Я ехал прямо, собирался поворачивать направо. Включил правый указатель поворота заранее. Неожиданно из проезда от магазина выехал автомобиль и помял мне крыло. Водитель того автомобиля обвинил меня в аварии. Приехавшие сотрудники ДПС признали его виновным, так как он выезжал с второстепенной дороги на главную, но и мне выписали штраф! Почему?

    Судя по описанию произошедшего, вы включили правый указатель поворота намного раньше, чем требовалось, и в результате ввели в заблуждение водителя другого автомобиля. Именно поэтому он и обвинил вас в ДТП – в соответствии с подаваемыми вами сигналами вы должны были поворачивать в тот самый проезд, откуда он выехал, что совершенно не мешало ему совершить правый поворот и выехать из проезда на дорогу. Конечно, сигналы о предстоящих маневрах следует подавать заранее, до начала совершения маневра, как и положено по ПДД, но все же не стоит ехать целый квартал с включенным поворотником, так как впереди вас ожидает перекресток.




    https://www.reg.ru/domain/shop/lot/coolstom.ru




    Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное

    Все материалы представлены для ознакомления и принадлежат их авторам.