Онлайн библиотека PLAM.RU


Бронетранспортёр МЗА1 «Скаут кар»

«Скауты», в основном, поступали в разведподразделения. Пожалуй, это была единственная машина союзников, которая однозначно положительно оценивалась в отчётах частей и соединений по её боевому применению. Единственным недостатком «Скаута» считалось ненадёжное буксировочное устройство (в разведывательных частях батарея 76-мм пушек ЗИС-3 буксировалась БТР МЗА1), а также снижение скоростных характеристик при буксировке артсистем. Поэтому к окончанию войны в некоторых батареях разведчастей для буксировки 76-мм орудий стали использовать грузовики «Студебеккер» 113–6.


Бронетранспортёры МЗА1 «Скаут кар». Справа М2, буксирующий пушку ЗиС-3 из отдельного разведывательного батальона Юго-Западного фронта, лето 1943 года.


Бронетранспортёр МЗА1 «Скаут кар» генерала П. Ротмистрова, командующего 5-й гвардейской танковой армией 2-го Украинского фронта, зима 1945 года.


Бронетранспортёр МЗА1 «Скаут кар» гвардии подполковника И. И. Гусаковского (слева), командира 44-й танковой бригады 1-й танковой армии 4-го Украинского фронта, январь 1944 года.


Бронетранспортёр МЗА1 «Скаут кар», 11-й танковый корпус 1-го Украинского фронта, Черновцы, Румыния, 30 января 1944 года.


Бронетранспортёр МЗА1 «Скаут кар» 3-го гвардейского механизированного корпуса 1-го Прибалтийского фронта, Митава, 1944 год.


Бронетранспортёры M3A1 «Скаут кар» и бронеавтомобиль БА-64 капитана К. К. Котова, 13-й механизированный корпус 2-го Украинского фронта, август 1944 года.


МЗА1 «Скаут кар» гвардии лейтенанта Кирилова, Германия, весна 1945 года.


Бронетранспортёр МЗА1 «Скаут кар» командира разведывательного отряди капитана Уткина, 11-я гвардейская кавалерийская дивизия 5-го гвардейского кавалерийского корпуса, Венгрия, декабрь 1944 года.


Бронетранспортёр МЗА1 «Скаут кар» и два бронеавтомобиля БА-64, 4-й мотоциклетный полк 6-й танковой армии, Румыния, сентябрь-октябрь 1944 года.


МЗА1 «Скаут кар», неустановленная разведывательная часть, Австрия, апрель 1945 года.


M3AI «Скаут кар», 3-н танковый корпус 2-го Белорусского фронта, апрель 1945 года.


Бронетранспортёр МЗА1 «Скаут кар», 1-й механизированный корпус 3-го Украинского фронта, Вена, апрель 1945 года.


МЗА1 «Скаут кар», 1-ый механизированный корпус 3-го Украинского фронта, Вена, апрель 1945 года.


Бронетранспортёр МЗА1 «Скаут кар», 1-й Украинский фронт, Германия, апрель 1945 года.


Верхний снимок — МЗА1 «Скаут кар», 13-й механизированный корпус 2-го Украинского фронта, Венгрия, ноябрь 1944 года.

Нижний снимок — Бронетранспортёр МЗА1 «Скаут кар», 1-й механизированный корпус 3-го Украинского фронта, Вена, апрель 1945 года.


МЗА1 «Скаут кар» 1-го Белорусского фронта, Берлин, нетипичный двухцветный камуфляж. Установлен дополнительный пулемёт «Максим».


Бронетранспортер МЗА1 «Скаут кар», 5-я танковая армия 2-го Белорусского фронта, Толкмик, 22 февраля 1945 года.


Бронетранспортёр МЗА1 «Скаут кар», 10-я гвардейская механизированная бригада 5-го гвардейского механизированного корпуса 4-й гвардейской танковой армии 1-го Украинского фронта, Германия, апрель 1945 год.


Бронетранспортёры M3A1 «Скаут кар», парад на Красной площади в Москве, 7 ноября 1945 года.


Для того, чтобы бригада действительно стала механизированной, требовалось не менее 30 бронетранспортёров «Скаут кар» на соединение, однако до самого окончания войны M3AI из-за относительной малочисленности поставок (3034 машин) и отсутствия производства подобных машин в нашей стране распределялись только в разведчасти: разведрота бригады имела 3–4 машины, разведбатальон корпуса — 6–8 бронетранспортеров, а мотоциклетный полк армии — 13–16 МЗА1. При штабах крупных соединений (рота, батальон охраны) тоже были американские и английские бронеавтомобили и бронетранспортеры.

Советские разведподразделния являлись, без сомнения, лучшей мотопехотой Красной Армии. Настоящие профессионалы, иногда совершенно небольшими силами они брали населенные пункты, мастерски захватывали «языков» и пленных. В качестве примера приводим действия разведподразделений 28-й гвардейской механизированной бригады 8-го гвардейского танкового при освобождении Польши в августе 1944 года.

При подходе к пос. Ленчна в балке 500 м южнее ее противник устроил засаду в составе роты отборных гитлеровцев-автоматчиков. Втянувшись в балку, колонна автомашин управления 2-го мотострелкового батальона и управления 28-й гв. мсбр с резервом в количестве 40 автомашин были неожиданно обстреляны слева от дороги и фронтально с заводских зданий пос. Ленчна.

Выброшенные влево два отделения разведчиков иод командованием лейтенанта Алексеичука приковали к себе внимание засады противника. Выдвинутые вперед колонны 4 бронетранспортера МЗА1 «Скаут кар» отдельной разведроты под руководством заместителя начальника штаба 28-й гв. мсбр по разведке — гвардии майора Тифонова — открыли шквальный автоматно-пулемётный огонь по противнику. В результате 30 гитлеровцев, видя безнадежное положение, побросав оружие, подняли руки вверх и сдались в плен, остальная часть, находившаяся в балке (до 60 солдат и офицеров противника), была уничтожена.

Только отдельные гитлеровцы численностью до 30 человек, засевшие в здании пос. Ленчна, продолжали вести сильный пулеметный и автоматный огонь, простреливая дорогу, по которой должна была двигаться колонна автомашин.

Высланные вперед два бронетранспортера M3A14 под командованием старшего сержанта Старостина и сержанта Либермана подошли вплотную к зданию завода и открыли ураганный огонь по окнам заводских зданий, заставив прекратить огневое сопротивление «гитлеровских бандитов».

Подоспевшие из резерва две противотанковые пушки 2-го мотострелкового батальона завершили разгром организованной засады противника. Колонна, в течение получаса подвергавшаяся обстрелу противника, потерь в людях не имела.









Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное

Все материалы представлены для ознакомления и принадлежат их авторам.