Онлайн библиотека PLAM.RU


Последний «средний танк»

Семен Федосеев


БМП «Мардер»


Еще с 60-х годов класс «средних» танков считается вымершим — на вооружении многих армий его сменил «основной боевой танк», соединивший достоинства средних и тяжелых. Старые средние танки, конечно, еще продолжали свою службу (характернейший пример — применение Т-34- 85 в гражданской войне в Югославии), в ряде стран их путем модернизации доводили и доводят до уровня основных. Однако не всякая страна в силах “поднять” (в прямом и в переносном смысле) основной боевой танк, и потому интерес к средним танкам или к “легким”, подтянутым к уровню “среднего”, остался. На этом фоне не столь удивительно появление в Аргентине в конце 70-х годов (когда в ведущих странах уже появились основные танки второго поколения) вновь созданного «среднего» танка. Точнее говоря, аргентинский танк ТАМ явил пример «эрзаца» основного боевого танка с учетом условий страны — как географических, так и финансовых.

В настоящее время среди латиноамериканских стран только Аргентина и Бразилия имеют собственное танкостроение. Аргентина — вторая страна Латинской Америки по уровню производства вооружений, хотя ее танковая промышленность имеет более солидный «возраст»: еще в 1944 г. был создан танк «Ноуэл», выпущенный в количестве всего 16 машин. Дальнейшее развитие приостановили в надежде на американские поставки, и американские машины — прежде всего, устаревшие М4 «Шерман» — долго оставались основой танкового парка. Но уже в 60-е годы в рамках правительственной программы «Европа» были возобновлены попытки наладить собственное производство бронетехники. С 1968 г. в Аргентине начали лицензионный выпуск французских легких танков АМХ-13 и основных АМХ-30; производство деталей и узлов постепенно перевели на отечественные предприятия, а сборку вели на заводе судостроительной верфи АСТАРСА. На вооружение поступали также легкие австрийские танки-«истребители» SK-105 «Кирасир».

Не имея собственных средств на разработку новой машины, военное руководство Аргентины прибегло к помощи зарубежных фирм. В середине 1973 г. совместно с западногерманской «Тиссен-Хеншель» (г. Кассель) началась разработка 30- тонного танка ТАМ (Tanque Argentino Mediano — «средний аргентинский танк»). Класс 30 т был выбран исходя из резко пересеченного — в том числе горного — рельефа, плохой дорожной сети и низкой грузоподъемности большинства мостов в странах Южной Америки. Подвижность и огневая мощь танка должны были быть близки танку «Леопард»-1. На одном шасси с ТАМ предполагалось строить его «напарника» — БМП VCI (Vehiclo Combat Infanteria). Таким образом, аргентинцы, выбрав себе для танка сравнительно легкое шасси, оригинальным образом разрешали и проблему равной подвижности и защищенности танков и БМП. «Тиссен- Хеншель» параллельно создавала аналогичную машину ТН-301 (ТАМ-4) в надежде предложить ее и другим странам. Согласно договору, из ФРГ должны были поставляться двигатели, трансмиссии, приборы управления огнем, а все сборочные работы производились бы в Аргентине. Приборы ночного видения могли бы устанавливаться по особому заказу.

Первые три ТАМ и три VCI были собраны в ФРГ в 1976 г., вторая опытная партия — в Аргентине в декабре 1977 г. на новой производственной линии завода «Генерал Сан Мартин». С помощью «Тиссен-Хеншель» в 1974 г. было основано специальное предприятие TAMSE со штаб-квартирой в Буэнос-Айресе и с заводом в г. Кордова для производства танка и машин на его шасси. На вооружение ТАМ начал поступать в 1979 г.


Тактико-технические характеристики танка ТАМ

Год принятия на вооружение 1979

Боевая масса, т 30,5

Экипаж, чел. 4

Высота по крыше башни, м 2,3

Длина с пушкой вперед, 8,23

Длина по корпусу, м 6,775

Ширина, м 3,25-3,29

Клиренс, м 0,44

Вооружение: пушка, марка Rh 105-30

калибр, мм 105

длина ствола в калибрах 52

пулеметы, количество х калибр, мм 2 х 7,62

Боекомплект 50 выстрелов, 6000 патронов

Двигатель: марка МВ830 Ка600

тип дизельный с турбонаддувом

число цилиндров, охлаждение 6, жидкостное

мощность, л.с. 720 при 2460 об./мин

Трансмиссия гидромеханическая HSWL-204 "Ренк"

Подвеска торсионная с гидравлическими амортизаторами

Гусеница металлическая обрезиненная, с РМШ

Максимальная скорость по шоссе, км/ч 75

Скорость по пересеченной

местности, км/ч 30

Запас хода, км 550-940

Удельное давление, кг/кв. см 077

Ширина преодолеваемого рва, м 2,9

Высота стенки, м 0,9

Преодолеваемый подъем, градусов 30

Угол крена, градусов 15-20

Глубина брода, м:

без подготовки 1,0

без ОПВТ 1,4–1,55

с ОПВТ 4,0


Тактико-технические характеристики БМП VCTP

Боевая масса, т 27,5

Экипаж, чел. 2

Десант, чел. 10

Полная высота, м 2,5

Длина, м 6,79

Ширина, м 3,1–2,8

Вооружение:

пушка, калибр, мм 20

пулеметы, количество х калибр, мм 2 х 7,62

Максимальная скорость по шоссе, км/ч 80

Запас хода по шоссе по топливу, км 570


ТАМ создан на базе западногерманской БМП «Мардер» — наиболее тяжелой и защищенной из современных серийных БМП — и сохранил схему компоновки с передним расположением моторно-трансмиссионного отделения. За ним расположено боевое отделение с установкой вооружения в башне. Механик-водитель размещается впереди, слева от моторно-трансмиссионного отделения, имеет люк в крыше корпуса с открываемой вправо- вверх крышкой. Остальные члены экипажа размещены в башне: справа от пушки наводчик и позади него командир, слева — заряжающий. На командирской башенке выполнен люк с одностворчатой крышкой, слева от него находится люк заряжающего с крышкой, открываемой назад.

В башне, изготавливаемой фирмой «РиоТеркеро», установили 105-мм нарезную пушку Rh 105-30 фирмы «Рейнметалл» с вертикальным клиновым затвором, симметрично смонтированными противооткатными устройствами и эжектором, установленным в средней части ствола. Позднее подобная пушка под те же выстрелы начала выпускаться в Аргентине для установки на ТАМ. Пушка может снабжаться теплозащитным кожухом. Заряжание — ручное. Электрогидравлическая система стабилизации в двух плоскостях наведения подобна используемой на «Леопард»- 1А4. Углы наведения пушки в вертикальной плоскости от — 7 до + 18 град. В боекомплект входят унитарные выстрелы со снарядами нескольких типов — бронебойный подкалиберный, кумулятивный, бронебойно-фугасный, дымовой. Из 50 выстрелов боекомплекта 20 размещены в развитой нише башни и 30 — в корпусе. В единой коробчатой маске с пушкой закреплен спаренный 7,62-мм пулемет бельгийского образца FN MAG, выпускаемый в Аргентине по лицензии. Такой же пулемет в качестве зенитного устанавливается на турели над люком командирской башенки. В левом борту башни имеется лючок для выброса стреляных гильз, а также пополнения боекомплекта. Механизмы поворота башни имеют электрогидравлический и ручной приводы, причем управлять ими может как наводчик, так и командир машины. Командир имеет панорамный перископический прицел TRP-2A (опять же аналогично «Леопарду»-1) с не стабилизированным полем зрения и кратностью увеличения от 6х до 20х, а также 8 смотровых перископических блоков по периметру командирской башенки. Перископический прицел может заменяться ночным ИК усилительного типа. В прицел командира включен оптический дальномер, действующий по принципу совмещения изображений. У наводчика установлены перископический стабилизированный прицел TZF «Цейсс» с кратностью 8х и телескопический прицел. Перископический прибор наблюдения установлен и для заряжающего.

Позже фирма AEG-«Телефункен» для танков ТН-301 и ТАМ разработала систему управления огнем, включающую электронный баллистический вычислитель, электрогидравлические приводы стабилизации FWM, стабилизированный перископический прицел командира PERI-R12 (по типу «Леопард»-1А4) с кратностью увеличения 8х и 2х и стабилизированный прицел наводчика с кратностью 8х и встроенным лазерным дальномером. Командир может брать управление оружием на себя. Предусмотрели установку по заказу телевизионной системы типа LLL TV с низкоуровневой камерой и мониторами для командира и наводчика.

Корпус и башня собраны из листов катаной стальной брони и имеют сварную конструкцию. Защищенность несколько превышает базовую БМП: лобовая броня способна противостоять бронебойным снарядам 40-мм автоматических пушек. Защиту бортов повысили, исключив амбразуры. Для усиления бронезащиты возможна установка на лобовых листах дополнительных бронепластин или панелей на болтах. Защиту боевого отделения от обстрела из переднего сектора обеспечивает и переднее расположение двигателя и трансмиссии. Для постановки дымовой завесы на бортах башни установлены два четырехствольных 77-мм дымовых гранатомета «Вегманн» (гранатометы рассчитаны также на стрельбу газовыми и осколочными выстрелами). Блоки гранатометов прикрыты скобами для предохранения от срыва при движении через заросли. Люки для эвакуации экипажа имеются в днище и в корме машины. Кормовой люк значительно уменьшен по сравнению с дверью- аппарелью БМП «Мардер», может использоваться для загрузки боекомплекта.


Танк «Тиссен-Хеншель» ТН-301


Танк ТАМ


В моторно-трансмиссионном отделении (МТО) расположен четырехтактный шестицилиндровый дизельный двигатель MB 833 Ка500 фирмы «Моторен унд Турбинен Унион» с V-образным расположением цилиндров и жидкостной системой охлаждения. На опытных образцах использовался тот же дизель мощностью 600 л.с. (441 кВт), что и на “Мардер”, но на серийных машинах его мощность за счет турбонаддува был повышена — при 2400 об./мин двигатель развивает 720 л.с. (529 кВт)., т. е. удельная мощность составляет 24 л.с./т. Для уменьшения высоты МТО радиаторы вместе с вентиляторами вынесены в кормовую часть машины и установлены у бортов, играя также роль дополнительной зашиты. С основным топливным баком емкостью 640 л запас хода составляет550-600 км по хорошей дороге. На корме корпуса предусмотрено крепление для двух 200-литровых бочек, повышающих запас хода до 940 км. В едином блоке с двигателем установлена гидромеханическая трансмиссия HSWL-204 фирмы «Ренк», включающая коробку передач планетарного типа с гидротрансформатором, включаемым в тяжелых дорожных условиях. Благодаря реверсу трансмиссия обеспечивает 4 передачи вперед и 4 назад. Механизм поворота — двойной дифференциал с гидростатическими тормозами.

Ходовая часть машины аналогична БМП «Мардер» и включает на борт: шесть сдвоенных обрезиненных опорных катков и три поддерживающих ролика. Опорные катки имеют индивидуальную торсионную подвеску с гидравлическими телескопическими амортизаторами двойного действия на первых, вторых, пятых и шестых узлах подвески. Ведущее колесо — переднего расположения. Гусеница фирмы «Диль» состоит из литых стальных траков шириной 500 мм с внутренней резиновой дорожкой и съемными наружными асфальтоходными подушками.

Управление машиной осуществляется через сервоприводы от рулевого штурвала. Механик-водитель имеет три перископических смотровых блока, центральный блок при низкой освещенности можно заменить пассивным прибором ночного видения усилительного типа. Приборы внешнего освещения, крепления на бортах для ЗИП, шанцевого инструмента и противокумулятивных экранов (из резины, армированной стальным каркасом) аналогичны базовой машине. ТАМ оснащается радиостанцией с двумя штыревыми антеннами в кормовой части башни, танковым переговорным устройством. Имеются система подогрева для пуска двигателя зимой, обогреватель обитаемого отделения, фильтровентиляционная установка, создающая в обитаемом отделении избыточное давление на время до 3 часов, оборудование для подводного вождения (ОПВТ), электрические водооткачивающие насосы (для преодоления вброд водных преград), автоматизированное противопожарное оборудование с возможностью ручного включения. Частично установленное ОПВТ повышает глубину преодолеваемого брода в t,5 раза. Бортовая электросеть имеет напряжение 24 В, общая емкость восьми аккумуляторных батарей составляет 100 А/ч. На верхнем лобовом листе корпуса крепится А-образная откидная опора для крепления ствола пушки по-походному — несколько повернутым к правому борту, чтобы не мешать на марше механику-водителю.

Маскировочная окраска также заимствована у германского бундесвера — трехцветная, деформирующая, из линий и пятен неправильной формы, переходящих с одной поверхности на другую.

На базе ТАМ было разработано семейство гусеничных бронемашин различного назначения:

• БМП VCTP (Vehiculo de Combate Transporte de Personal, так была переименована VCI) вместимостью 12 человек;

• командно-штабная машина (KULJM) VCPC;

• разведывательная машина VCRT;

• 120-мм самоходный миномет VCTM;

• 155-мм самоходная гаубица VCA на удлиненном на один каток шасси с установкой орудия в закрытой поворотной башне итальянской разработки, аналогичной итальянской САУ «Папьмариа» (башни в сборе поставлял консорциум «ОТО- Бреда»);

• БРЭМ VCTR с крановой стрелой, лебедкой и отвалом-сошником.

VCTP по общим компоновочным решениям подобна БМП “Мардер”, но имеет более мощный дизель и менее сложную двухместную башню с 20-мм автоматической пушкой и установленным на крыше 7,62-мм пулеметом. В корме расположено десантное отделение с посадочными местами на 10 стрелков. В каждом борту имеется по 3 амбразуры для оружия десанта, а в крыше десантного отделения 2 прямоугольных люка, на крыше, подобно первой модификации “Мардер”, размещен дистанционно управляемый 7,62-мм пулемет. На корпусе по обе стороны от башни установлены блоки по 4 дымовых гранатомета.

Расчет самоходного миномета VCTM — 5 человек, в боекомплект входят 49 осколочно-фугасных (М44/46) и 12 дальнобойных (PEPA/LA) мин, дальности стрельбы которыми соответственно составляют 6 и 8 км.

Всего для сухопутных войск Аргентины планировалось поставить 212 танков и 300 БМП. Первые 80 ТАМ были построены уже к концу первого квартала 1981 г. 20–25 самоходных гаубиц VCA построили в конце 80-х, однако в армии находятся только от 10 до 17. Тогда же предполагали провести перевооружение ТАМ 120- мм пушкой (очевидно, под впечатлением бразильского «Озорио» ЕЕ-Т2).

Планировался рост производства ТАМ в связи с возможностью экспорта — так, интерес к нему проявляли Пакистан и Объединенные Арабские Эмираты. В 1983 г. велись переговоры с Перу о поставке 80 ТАМ, в 1984 г. — с Панамой о поставке 60 ТАМ и VCTP, в 1988 г. — с Эквадором о поставке 54 танков ТАМ, 18 БМП VCTP и двух КШМ VCPC. Интересно, что в Эквадоре ТАМ испытывался параллельно с легким «Стингрэй» американской фирмы «Кадиллак Гэйдж». Несколько ТАМ закупил для изучения Китай. Предполагалась модернизация ТАМ с участием китайских специалистов. Специалисты Израиля заинтересовались ТАМ как возможной базой для своей РСЗО LAR-160. Однако ожидавшегося коммерческого успеха ТАМ и его «семейство» не получили. В частности, в середине 1991 г. был аннулирован контракт с ОАЭ. В начале 90-х предприятие TAMSE вынуждено было приостановить производство после выпуска 320 ТАМ и 180 VCPC, причем на заводских складах осталось 75 танков и до 500 комплектов узлов и агрегатов для БМП. TAMSE оказался на грани закрытия или продажи иностранным компаниям.

На 1999 г. аргентинская армия имела только 230 танков ТАМ, 160 БМП VCTP, некоторое количество 120-мм самоходных минометов и КШМ VCPC. Все эти машины состоят на вооружении двух бронетанковых бригад, в то время как старая БТВТ — 56 танков АМХ-13, 118 «истребителей» SK-105 «Кирасир», 323 БТР М113 и AMX–VCI, как и 24 французских САУ АМХ МкЗ — оставлены в четырех механизированных бригадах. 15 БМП VCTP получили аргентинские подразделения в составе сил ООН в Хорватии.


Семейство боевых машин ТАМ а-танкТАМ; б-БМП VCTP; в-миномет VCTM; г-командирская машина VCPC; д-БРЭМ VCRT; е-155-мм САУ VCA

Другим заказчикам «Тиссен-Хеншель» в свое время представила ТН-301 с 750-сильным двигателем МВ833 Ка500, трансмиссией HSWL-204 с гидродинамическим замедлителем в системе торможения, СУО фирмы AEG-»Телефункен». В 1985–1986 гг. ТН-301 испытывался в Кавалерийском Центре Таиланда, а в 1988 г. демонстрировался в Малайзии. В 1983 г. фирма совместно с французской «Fives-Cail Babcock» создала на шасси «Мардер» модель танка «Кловис» с башней FL-15, а в 1985 г. французы представили усовершенствованную башню FL-20, установив в ней 105-мм пушку с автоматом заряжания и спаренную с ней 20-мм автоматическую пушку, 17 выстрелов размещалось в башне, 62 — в корпусе. Предполагалось, что машина сможет перевозить и до 5 человек десанта и играть роль «машины огневой поддержки» для мотопехотных подразделений. Впрочем, эти машины не вышли из стадии опытных и также не получили «коммерческого успеха».


Схема танка ТАМ


Танк «Тиссен-Хеншель» ТН-301


Танк ТАМ и БМП VCTP в Эквадоре, 1988 г.


ЛИТЕРАТУРА:

1. С.Foss “Jane’s. Tanks. Recognition Guide ” — HarperCollins Publishers, 1996

2. «Tracked amp; Wheeled Light Armoured Vehicles» -1 DR, 8/1986

3. «Зарубежное военное обозрение» за 1974–2000 гг.

4. «Armada International» за 1988–1990 гг.

5. «International Defence Reviw» за 1986- 199Згг.

6. «Jane’s Defence Weekly» за 1990–1999 гг.

7. «Jane’s Defence Weekly» за 1984–1993 гг.









Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное

Все материалы представлены для ознакомления и принадлежат их авторам.