Онлайн библиотека PLAM.RU


«Фаланге» продлевают жизнь

В. Г. Шалеев, инженер-конструктор ОАО «Ковровский механический завод»


В начале 1960-х гг. на вооружение Вооруженных Сил СССР поступила ПТУР 9М17 ПТРК «Фаланга», разработанная в Московском КБ ТочМаш. Серийный выпуск шел с 1965 г. на Ковровском механическом заводе.


Тактико-технические характеристики ракеты 9М17

Дальность стрельбы, м:

– наибольшая 4000

– наименьшая 600

Бронепробиваемость под углом 60 от нормали к броне, мм 280

Время полета на макс. дальность, с до 28

Калибр, мм 142

Длина, мм 1165

Размах оперения, мм 680

Поперечные габариты ПТУР со сложенным оперением, мм 255x262

Масса, кг 31

Масса в упаковке, кг 60

Условия эксплуатации:

– температурный диапазон,С -40-+50

– отн. влажность при 1=+40С, % до 98


Ракета 9М17 обладала высокими боевыми качествами и имела хорошую бронепробиваемость (даже по сравнению с современными образцами), высокую надежность, была достаточно проста в обращении и эксплуатации.

Стрельба осуществлялась днем и в сумерки с боевой машины 2Л32М в ручном режиме наведения подготовленным оператором.

С середины 1967 г. выпускалась ПТУР 9М17М, конструктивное отличие которой заключалось в улучшении характеристик рулевого тракта и системы стабилизации по крену. Стрельба производилась с боевых машин 2П32М и 9П124М в ручном режиме наведения.

С начала 1973 г. выпускалась ПТУР 9М17П. Тактико-технические характеристики ракеты 9М17П такие же, как и у ракеты 9М17М. Отличие заключается в том, что ракетой 9М17П можно стрелять в полуавтоматическом и ручном режимах наведения, при этом в полуавтоматическом режиме обеспечивается снижение наименьшей дальности стрельбы с 600 м до 450 м. Конструктивное отличие ракеты 9М17П от ракеты 9М17М заключается в том, что на ракете 9М17П установлены два трассера 9X419 с увеличенной мощностью излучения вместо двух трассеров 9X46. Обеспечение равномерной мощности излучения и устранение зашлаковки во время горения трассирующего состава обеспечивает устойчивое слежение за ракетой аппаратурой ПТРК.


Рис.1 ПТУР9М17П

1 -пьезогенератор; 2-кумулятивная боевая часть; 3-предохранительно-детонирующий механизм; 4-блок электропитания; 5-свободный гироскоп; 6-отсек питания; 7-двигательная установка; 8-маршевый заряд; 9-стартовый заряд; 10-воспламенитель; 11-крыло; 12-руль; 13-воспламенитель; 14-блок рулевой машины; 15-блок бортовой радиоаппаратуры; 16-трассер-лампа; 17-блок электроники; 18-фугасная боевая часть 9Н114М2 УР 9М17М2.


ПТУР 9М17П предназначена для поражения неподвижных и подвижных бронированных целей противника при стрельбе в режиме полуавтоматического наведения в условиях прямой оптической видимости днем на дальностях 450-4000 м, а в режиме ручного наведения днем и в сумерки – 600 – 4000 м.

Стрельба днем и в сумерки ПТУР 9М17П осуществляется в составе ПТРК "Фаланга” с боевых машин 2П32М и 9П124 в режиме ручного наведения, а с боевой машины 9П137 – в режимах ручного и полуавтоматического наведения.

Стрельба ПТУР 9М17П осуществляется также в полуавтоматическом режиме наведения с вертолетов Ми-24А, Ми-24Д, Ми-8ТВ.

Конструктивно ракета состоит из отдельных блоков и узлов, собираемых самостоятельно и стыкуемых при окончательной сборке: боевой части, стартового и маршевого пороховых зарядов, воспламенителей, трассеров и ракетной части.

Ракета (рис. 1) выполнена по аэродинамической схеме типа "бесхвостка». Корпус ракеты представляет собой цилиндрическое тело, заканчивающееся с обеих концов полусферами. Несущими аэродинамическими поверхностями являются крылья (11) трапециевидной формы, создающие подъемную силу и стабилизирующие ракету в полете. Управляющие органы снаряда – рули (12) прямоугольной формы, расположенные в задней кромке крыльев.

Ракета установлена на направляющих боевой машины или вертолета в положении «икс», т.е. крылья расположены под углом 45? к горизонтали. Такое расположение ракеты упрощает конструкцию направляющих. После схода с направляющих ракета разворачивается на 135? против часовой стрелки, и в дальнейшем полет ракеты происходит в положении «плюс» – крылья №2 и №4 расположены в горизонтальной плоскости. В этом положении ракета стабилизируется по крену относительно своей продольной оси с помощью свободного гироскопа (5) с пороховым приводом.

Ракета сходит с направляющих за счет однокамерной двухступенчатой двигательной установки (7), работающей на твердом топливе. За счет сгорания стартового заряда (9) двигательная установка сообщает ракете определенную скорость и затем за счет сгорания маршевого заряда доводит ее до максимальной 230 м/с.

После окончания работы двигательной установки полет продолжается по инерции. Заряды воспламеняются от воспламенителей (10 и 13) двигательной установки.

Источником электропитания бортовой аппаратуры ракеты являются твердосолевые батареи Т-158Б, смонтированные в блоке электропитания (4); выход на режим батарей осуществляется во врек^я запуска ракеты. Постоянное напряжение, вырабатываемое батареями, поступает в преобразователь блока электроники (17) ракеты, который преобразует его в напряжения, необходимые для питания всего бортового оборудования.

Управление снарядом по курсу и тангажу осуществляется по командной радиолинии. Для приема сигналов команд управления на ракете установлен блок бортовой радиоаппаратуры (15), расположенный в хвостовом отсеке ракеты. Сигналы команд управления принимаются рупорной антенной блока, детектируются и усиливаются в приемнике. С помощью дешифратора сигналы команд распределяются по каналам курса и тангажа, усиливаются в магнитных усилителях и затем поступают в блоки рулевых машин (14), жестко связанных с органами управления – рулями. В блоках рулевых машин электрические сигналы команд преобразуются в углы поворота соответствующих рулей ракеты. В ракете установлено три блока рулевых машин – два курсовых и один тангажный.

Курсовые блоки рулевых машин, связанные с рулями, расположенными на крыльях №1 и 3, служат для управления ракетой по курсу и стабилизации её по крену. Тангажный блок рулевой машины жестко связан с рулями крыльев №2 и 4 и служит для управления ракетой по тангажу. Во время полета тангажные рули при нулевой команде отклонены вверх на угол 5' и создают подъемную силу, необходимую для компенсации веса ракеты.

В качестве рабочего тела для рулевых машин используется сжатый воздух, заключенный в воздушном баллоне отсека питания (6), под давлением около 260 атм. Во время запуска ракеты воздух поступает из баллона в пневмосистему ракеты, редуцируется до давления 4-6 атм и по системе воздухопроводов направляется к блокам рулевых машин.

Наблюдение за полетом снаряда осуществляется по трассерам-лампам (16), установленным на тангажных крыльях ракеты. При стрельбе днем наблюдение осуществляется по трассеру белого огня, а по стрельбе в сумерки по лампе накаливания, находящейся в задней части трассера-лампы. Лампа накаливания питается постоянным напряжением от бортовой системы электропитания. Переключение режимов работы «День» и «Сумерки» осуществляется оператором на блоке пуска пусковой аппаратуры боевой машины.

Боевая часть 9Н114 (2) обеспечивает поражение танка и является боевой частью кумулятивного действия. Срабатывание боевой части осуществляется при встрече снаряда с преградой от импульса тока, вырабатываемого пьезоэлектрическим взрывателем, состоящим из пьезогенератора (1) и донной части – предохранительно-детонирующего механизма (3).

Взведение взрывателя осуществляется на расстоянии 70-200 м от пусковой установки с помощью инерционного взводящего и узла дальнего взведения. При встрече с целью пь'езогенератор вырабатывает электрический импульс для срабатывания электрогенератора взрывателя, приводя тем самым в действие боевую часть ракеты.

БЧ представляет собой автономный легкосъемный узел. Прочный стальной обтекатель обеспечивает эффективное действие по бронированным целям, находящимся за легкими маскировочными укрытиями, например фанерой до 5 мм, ветками кустарника диаметром до 8-10 мм и стальной сеткой из проволоки диаметром до 1,5-2 мм и размером ячеек не менее 10x10 мм.

ПТУР 9М17П активно поставлялась на вооружение Советской Армии, т.к. помимо хороших ТТХ являлась некоторое время единственным образцом управляемого вооружения армейской авиации, однако её место постепенно стали занимать более совершенные боеприпасы.

С середины 1970-х гг. ПТУР 1-го поколения 9М17П стала вытесняться ракетой 2-го поколения 9М114, разработанной Коломенским КБМ, которая применяется для стрельбы на дальность до 5000 м в составе ПТРК «Штурм», установленных на вертолетах Ми-24 и боевой машине 9П149. ПТУР 9М114 также, как и «Фаланга», управлялась по радиоканалу, обладала такой же бронепробиваемостью, но имела в два раза большую максимальную скорость полета (время полета на максимальную дальность также сократилось в два раза) при несколько большей стартовой массе. ИК-лампа – ответчик и литерные частоты обеспечили «Штурму» хорошую помехозащищенность от ИК и радиопомех, а труба-контейнер обеспечила высокую стойкость к внешним воздействиям (в т.ч. климатическим) при эксплуатации и хранении. Вероятность попадания в цель типа «танк» также существенно возросла, составив 0,75-0,9 в зависимости от дальности стрельбы.

С 1980 г. поставки ПТУР 9М17П прекратились, однако производство этих ракет на экспорт на Ковровском механическом заводе продолжалось до 1990 г.

Ракета «Фаланга» под шифром «Скорпион» поставлялась в 16 стран в общем количестве более 24 тыс. шт. При этом до 1980 г. их было поставлено около 3,5 тыс., причем Ираку досталось 2900 шт., ГДР – 450, Болгарии – 400, остальное получили Чехословакия, Польша, Венгрия и Афганистан. После 1980 г. Алжир получил 5000 шт., ГДР – 2850 шт., Ливия – 2700 шт., кроме того, ракеты в больших количествах поставлялись в Ирак, Болгарию, Кубу, Индию, Мозамбик, Анголу, Сирию, Венгрию и в другие страны.

ПТРК «Фаланга» был снят с вооружения Вооруженных Сил РФ в 1997 г., однако ОАО «Ковровский Механический Завод» и ГУП «КБ ТочМаш им. А.Э. Нудельмана» (г.Москва) вышли в ГРАУ МО с инициативой модернизации ПТУР 9М17П, проводимой по двум направлениям:

1. Модернизация ПТУР 9М17П в интересах инозаказчика с целью оснащения ракеты модернизированной боевой частью фугасного действия.

2. Создание имитатора воздушной цели на базе модернизированной ПТУР «Фаланга- М» в составе мишенного комплекса.

Первое направление модернизации было реализовано началом ОКР, проводимой по тактико-техническому заданию, согласованному ГРАУ МО РФ в 2000 г. Функции головного предприятия взяло на себя ОАО «Ковровский механический завод», соисполнители: ГУП «КБ ТочМаш им, А.Э. Нудельмана» и ФГУП «ГосНИИМаш» (г. Дзержинск).

По второму направлению модернизации также было выдано тактико-техническое задание, согласованное ГРАУ МО РФ в 2000 г. Головное предприятие – ГУП «КБ ТочМаш им. А.Э. Нудельмана», соисполнитель – ОАО «Ковровский механический завод».

Предложение об оснащении ПТУР 9М17П фугасной боевой частью было вызвано тактической необходимостью, сложившейся в локальных конфликтах (типа чеченского, кашмирского и македонского) и заключающейся в эффективной борьбе силами наземных огневых средств и армейской авиации с рассредоточенными по открытой местности и горам боевыми группами, которые используют укрепленные здания, пещеры и легкие полевые укрытия. Таким образом фугасная боевая часть должна иметь еще и бетонобойное действие вкупе с хорошим запреградным эффектом.

Модернизированная фугасная боевая часть 9Н114М2 (18) была разработана и прошла предварительные испытания в 2000 г. на ФГУП «ГосНИИМаш». Испытания проводились на основное действие, безопасность и прочность.

БЧ 9Н114М2 имеет заимствованные от базового образца 9Н114 головодонный взрыватель и корпус. Кумулятивная воронка выполнена сферической и предназначена для образования ударного ядра, обеспечивающего бронепробиваемость по нормали к преграде 100-120 мм и бетонобойное действие до 500 мм. Обьемно-детонирующий состав имеет фугасное действие эквивалентное 7,5 кг ТНТ и обеспечивает хороший запреградный эффект. Массогабаритные, аэродинамические и центромассовые характеристики 9Н114М2 аналогичны 9Н114.

УР 9М17М2 «Фаланга-М2» представляет собой модернизированную ПТУР 9М17П, оснащенную фугасной БЧ 9Н114М2, и предназначена для поражения железобетонных, кирпичных, деревоземляных оборонительных сооружений, легко и среднебронированной техники, легких боевых кораблей, наземных складов ГСМ, живой силы в легких полевых укрытиях при стрельбе в составе штатного ПТРК «Фаланга». Тактико-технические характеристики 9М17М2 такие же, как и у 9М17П со следующими отличиями:

– бронепробиваемость не менее 50 мм гомогенной стальной брони под углом 60' от нормали к броне (не менее 100 мм по нормали);

– фугасное действие эквивалентное 7,5 кг ТНТ.

В настоящее время проводятся приемочные испытания УР 9М17М2, изготовленных с комплектацией ракетными частями изделий 9М17П 1976-1978 гг. выпуска. Первый их этап показал следующее:

1. Ракетные части с 25-ти летним сроком хранения обеспечивают штатный управляемый полет на максимальную дальность в температурном диапазоне от -40 до +50?С (что говорит о большой надежности ПТУР 9М17П).

2. Срабатывание БЧ происходит в жестких условиях, в т.ч. при попадании УР в бронещит под углом 20? к линии выстрела (70? от нормали к броне) или падении в мягкий болотный грунт. Фугасное действие хорошее, о чем говорит, например, то, что 50-мм бронещит, выставленный под углом 20' от грунта, при попадании УР разрушился.

Перспектива проявления интереса инозаказчика к модернизации ПТУР 9М17П подтверждается наличием большого количества ракет выпуска 1980-х гг. и вертолетной техники, укомплектованной ПТРК «Фаланга» («Скорпион»). Индия, вовлеченная в противостояние с Пакистаном, имеет более 30 ед. таких вертолетов, активно их эксплуатирует в т.ч. с применением ПТРК. Началом совместных работ может стать продление сроков техпригодности имеющейся матчасти. При проведении совместных с инозаказчиком НИОКР по модернизации УР «Фаланга» возможна разработка и других вариантов БЧ: кумулятивной моноблочной с бронепробиваемостью до 800 мм по нормали, осколочно-фугасной, обеспечивающей поражение живой силы в положении «лежа» на приведенной площади 600 м г и фугасное действие 4,4 кг ТНТ.

Целью второго направления модернизации является создание простого и дешевого мишенного комплекса для обеспечения стрельб зенитных ракетных и ракетно-пушечных комплексов. Применение модернизированной ПТУР «Фаланга» в качестве имитатора воздушной цели (ИВЦ) дало возможность производить запуск ИВЦ как по баллистической траектории в режиме компенсации веса, так и в управляемом режиме по запрограммированной траектории. Изделие «Фаланга», оснащенное 2-мя мощными трассерами, легкосъемными головным и хвостовым блоками, позволяет разместить вместо БЧ и радиоприемника необходимое оборудование: ложные тепловые цели (ИК-помехи), радиолокационный отражатель, блок управления, что более полно позволяет имитировать средства воздушного нападения.

К настоящему времени изготовлены и испытаны стрельбой действующие образцы мишенного комплекса для стрельбы ИВЦ по баллистической траектории или с маневрированием по программе с применением ИК-помех.

Преимуществами мишенного комплекса на базе ИВЦ «Фаланга-М» перед другими образцами малых мишенных комплексов типов «Бобр» и «Саман» являются:

1. Простота и малая масса ПУ, в то время как ИВЦ перечисленных комплексов запускается с штатных пусковых установок «Град» и «Оса» соответственно. Малая масса ИВЦ «Фаланга» (30 кг) по сравнению с 70 и 150 кг, соответственно, «Бобр» и «Саман»

2. Возможность полетов с маневрированием и отстрелом ИК-помех.

3. Низкая стоимость мишенного комплекса и ИВЦ, в т.ч. за счет использования снятых с вооружения и имеющих истекшие сроки техпригодности ПТУР 9М17, 9М17М, 9М17П, находящихся на складах и арсеналах МО РФ.


Рис. 2 Пусковая установка мишенного комплекса «Фаланга-М»

1- турельная установка 1Б21; 2-рама; 3-направляющая 9П55 БМ 9П137; 4-имитатор воздушных целей на базе ракеты 9М17П; 5 – плита; 6-кабель.


Мишенный комплекс на базе модернизированной ПТУР "Фаланга-М»

Применение ПТУР 9М17 «Фаланга» в качестве воздушной мишени началось еще в 1970-е гг.

Была выявлена пригодность летательного аппарата данного типа для решения задач экспериментальной и серийной отработки стрельбой ЗУР полковых и переносных ЗРК: времени полета «Фаланги» (30 с) вполне хватало для захвата цели и пуска по ней малокалиберной ЗУР, баллистика ПТУР позволяла поднимать траекторию полета до 2 км, а ее стоимость была намного ниже, чем у специализированных воздушных мишеней, рассчитанных на обслуживание ЗРК различной мощности. К тому же штатный самоходный ПТРК был прост, мобилен и удобен в обращении.

Для поставки мишенной обстановки обычно использовались практические ПТУР 9М17Практ, представляющие из себя учебные ракеты, оснащенные массогабаритным имитатором боевой части и предназначенные для тренировочных стрельб. В особых случаях использовались боевые ракеты. При этом стрельба осуществлялась с боевой машины 9П137 в управляемом режиме.

После снятия в 1997 г. ПТРК «Фаланга» с вооружения Вооруженных Сил Российской Федерации головной разработчик изделия – ГУП «КБ ТочМаш им. А.Э. Нудельмана» и изготовитель – ОАО «Ковровский механический завод» обратились в ГРАУ МО с инициативой создания мишенного комплекса на базе модернизированной ПТУР «Фаланга-М».

Работы между предприятиями распределялись следующим образом: КБТочМаш проводит научно-техническую отработку проекта, необходимые расчеты и выдает эскизную конструкторскую документацию, завод разрабатывает рабочую КД и организует производство и испытания образцов.

Мишенный комплекс предназначен для пуска имитаторов воздушной цели, используемых в качестве мишени при:

– проведении учебно-тренировочных стрельб в ходе боевой подготовки войск ПВО;

– отстреле контрольных партий зенитных ракет;

– отработке исследовательских задач при стрельбовых испытаниях самоходных и переносных зенитных ракетных комплексов и ракетно-пушечных комплексов.

Состав комплекса:

1. Пусковая установка (рис.2), состоящая из заимствованных узлов, представляет собой направляющую, размещенную на турели. Ее можно устанавливать на грунте, автомобиле, палубе катера.

Турельная установка 1Б21(сама по себе предназначенная для размещения гранатомета АГС-17 на автомобиле) имеет основание, на котором качается рама (2) с закрепленной на ней болтами направляющей 9П55 (3), заимствованной от штатного ПТРК «Фаланга». Основание служит для придания ИВЦ необходимого угла горизонтального наведения. Основание крепится болтами к опорной плите (5), которая придает ПУ достаточную устойчивость при стрельбе с грунта. Основание также может быть закреплено на любой опоре стационарной или подвижной. Рама, качаясь на основании, придает ИВЦ необходимый угол вертикального наведения.

2. Имитатор воздушных целей (ИВЦ).

ИВЦ (рис.З) представляет собой не спасаемую одноразовую цель.

ИВЦ разработан на базе ПТУР 9М17П «Фаланга» путем замены боевой части 9Н114 и расположенного в хвостовой части блока радиоаппаратуры 9Б373 сменными головным и хвостовым отсеками.

Общая компоновка имеет модульное исполнение и состоит из:

– головного отсека ;

– ракетной части 9Д117М (2), заимствованной от ПТУР 9М17П, с 2-мя трассерами 9X419(3);

– хвостового отсека (5).

Головной отсек ИВЦ выполняется в следующих модификациях, отличающихся узлами, имитирующими средства воздушного нападения в ИК и радиолокационных диапазонах:

– инертный вариант;

– с 2-мя выбрасываемыми ложными воздушными целями;

– с пиротехническим ИК-излучателем;

– с радиолокационым отражателем.

Возможна проработка варианта головного отсека с высотомером и курсовым прибором для имитации противокорабельных ракет.

Ракетная часть 9Д117М обеспечивает полет и стабилизацию по крену ИВЦ.

В хвостовом отсеке можно разместить ИК помехи. ИВЦ может разместить до 8-ми ИК помех, в т.ч. с установкой их в узлах (4) на крыльях ракетной части 9Д117М. Отстрел ИК-помех – одиночный или залпом (2 шт.) по командам бортового таймерного механизма или по радиокомандам с земли.

Программный блок выполнен в отсеке хвостового блока ПТУР 9М17П. Программный блок включает в себя следующие основные узлы:

– заимствованные из блока 9Б373 платы магнитных усилителей блоков рулевых машин;

– программно-временное устройство, обеспечивающее различные типы траектории полета ИВЦ и отстрел помех.

3. Пульт запуска (Рис.4) с источником питания (3).

Пульт (1) представляет собой электронный блок, предназначенный для подачи команды на запуск ИВЦ и для задания программы его полета. Количество программ полета ИВЦ – 8 (маневры типа «горка» и «змейка»). Аккумуляторная батарея (3) для питания аппаратуры мишенного комплекса размещена вместе с пультом запуска в рабочей упаковке. Кабель обеспечивает нахождение оператора с пуль-

том управления на расстоянии не менее 30 м от пусковой установки, в т.ч. в укрытиях.

4. Радиопередающее устройство. Предназначено для подачи на И ВЦ команд на отстрел ложных тепловых целей.

5. Пульт контроля (рис.4) мишенного комплекса(2).

Представляет собой электронный блок для предпусковой проверки пульта запуска и пусковой установки (проверка отработки циклограммы запуска ИВЦ).


Тактико-технические характеристики

1 . Имитатор воздушной цели

Калибр, мм 142

Масса, кг 30

Длина, мм 1165

Максимальная скорость, м/с 200

Высота подъема, км до 2

Дальность полета, км до 8

Время полета,  до 60

Число программ маневрирования до 8

Число ИК-помех до 8

Излучательная способность:

1 В инфракрасном диапазоне 3-5 мкм, Вт/ср от 10 до 100

2.В радиолокационном диапазоне длин волн площадь эффективной поверхности рассеивания , м2: на длинах волн:

– 2-4 см от 0,01 до 2

– 10 см до 0,5

2. Пусковая установка и аппаратура

Масса пусковой установки, кг 55

Масса пульта запуска с источником питания в упаковке, кг 10

Напряжение источника питания ,В 24


Пуск ИВЦ осуществляется оператором с пусковой установки по команде руководителя стрельб. Перед пуском оператор устанавливает при необходимости тип бортовой программы маневрирования ИВЦ на траектории, тип головного отсека, углы вертикального и горизонтального наведения направляющей.

При пуске ИВЦ по баллистической траектории полет осуществляется в режиме компенсации веса. При пуске с маневрированием ИВЦ осуществляет полет по траектории в соответствии с установленной бортовой программой.

Пуск ИВЦ по баллистической траектории осуществляется, как правило, для проведения учебно-тренировочных стрельб в ходе боевой подготовки войск ПВО и отстрелеконтрольных партий ЗУР, т.к. соответствует как уровню решаемых задач, так и наименьшим затратам. При отработке исследовательских задач при стрельбовых испытаниях зенитных ракетных комплексов и ракетно-пушечных комплексов возможно применение более сложных и дорогих вариантов ИВЦ с различными типами имитации средств воздушного нападения в ИК и радиолокационных диапазонах, по маневрированию и постановке помех.

В целом эксплуатация мишенного комплекса «Фаланга-М» имеет практическую и финансовую выгоду, т.к., с одной стороны, позволяет осуществлять боевую учебу войск ПВО с малыми затратами, с другой стороны, израсходовать находящийся на складах МО запас устаревших ПТУР с давно истекшими сроками техпригодности без дорогостоящей утилизации.

К концу 2000 г. были проведены стрельбовые испытания опытных образцов ИВЦ «Фаланга» в баллистическом и маневрирующем режиме полета. При этом были выявлены и устранены недостатки, связанные со сбоями циклограммы пуска ИВЦ.

В ходе дальнейших испытаний установлено: -ПУ обеспечивает неизменность углов пуска при проведении предпусковых операций и при сходе ИВЦ;

– аппаратура запуска обеспечивает циклограмму запуска ИВЦ;

– обеспечивается безопасность, безотказность при проведении предпусковых операций, при старте и на траектории при использовании ИВЦ на базе ПТУР 9М17П с истекшими сроками технической пригодности;

– фактическая траектория полета ИВЦ соответствует расчетной в режиме компенсации веса и маневрирования;

– обеспечивается надежное сопровождение ИВЦ низкоуровневой телекамерой и оператором ЗРК при помощи монитора.

В 2001 г. проведены стрельбовые испытания с отстрелом помех, в ходе которых подтвердилось, что отстрел помех ППИ-50 на траекториию полета ИВЦ существенного влияния не оказывает.

Проведены испытания по увеличению дальности ИВЦ «Фаланга» по сравнению с ПТУР 9М17П, время полета которой 30 с определялось концом работы рулевого привода, работающем на сжатом воздухе, заключенном в воздушном баллоне. После истечения воздуха происходит обвисание рулей и падение ракеты. Регулировка штатных механизмов пневмосистемы с целью уменьшения расхода воздуха позволила увеличить время полета до 60 с.


Рис.3

Имитатор воздушной цели «Фаланга-М» в варианте с отстрелом помех перед пуском

1-инертный головной отсек; 2- ракетная часть 9Д117М; 3- трассер 9X419; 4-узел отстрела ИК- помех на крыле; 5-хвостовой отсек с программно-временным механизмом.


Рис.4

Аппаратура мишенного комплекса «Фаланга-М» 1-пульт запуска имитатора воздушных целей; 2- пульт контроля; 3- аккумулятор.


Эксплуатация мишенного комплекса «Фаланга-М»

За период с декабря 2000 по январь 2002 гг. по запросам Войсковой ПВО ВС РФ в рамках оказания техпомощи войскам проводилась эксплуатация мишенного комплекса «Фаланга-М» при обеспечении мишенной обстановкой тактических учений, показательных учебно-боевых стрельб ЗРК и ЗРПК.

Всего для ПВО было проведено около 200 пусков ИВЦ, в результате которых значительных замечаний не наблюдалось. ИВЦ позволяли проводить надежное обнаружение, захват, сопровождение операторами ЗРК «Стрела-10М», ПЗРК «Игла», ЗРПК «Тунгуска», пуск ЗУР и работу артиллерийского канала в пределах разрешенной зоны стрельбы.

Пуски ИВЦ проводились при угле возвышения 10-20? в зависимости от высоты облачности в режиме компенсации веса, при этом дальность полета составляла в пределах 4,5 км, а высота подъема – 350-1000 м. При стрельбе с маневром «горка» подъем составлял 1,5 км. Стрельба ИВЦ проводилась с грунта при размещении расчета в блиндаже с боковым удалением на 30 м от ПУ.

Захват ГСН ЗУР трассера 9X419, установленного на ИВЦ, происходил на 6..8 сек. с момента старта ИВЦ. Работное время оператора на проведение пуска составляет до 18 с. Стрельба по мишени происходила вдогон или на параметрах.

Вывод военных: рекомендовать мишенный комплекс к применению при проведении боевых стрельб ЗРК.

В ходе стрельб было выявлено следующее:

– срабатывание боевой части ЗУР «Стрела-10М», имеющей неконтактный датчик цели, происходит штатно;

– ИВЦ надежно сопровождаются и поражаются операторами ЗРПК «Тунгуска» в ясную погоду и в туман;

– ЗУР «Игла», имеющая БЧ контактного действия, в ряде случаев дает пролет с допустимым промахом по малоразмерному ИВЦ.

Исходя из последнего в настоящее время отрабатывается возможность установки на ИВЦ «Фаланга-М» магнитного датчика регистрации допустимого промаха ЗУР, совмещенного с системой самоликвидации мишени.

За период 2001 г. мишенный комплекс «Фаланга-М» ОАО «Ковровский механический завод» привлекался также для работ по продлению сроков техпригодности ранее выпущенных партий изделий «Стрела-10», «Стрела-2М», «Игла», при этом завод взял на себя переоборудование ПТУР 9М17П в мишени и содействие в поставке мишенной обстановки (запуске мишеней). Пуски ИВЦ проходили в режиме компенсации веса, боевой расчет размещался в блиндаже.

Использовался комплекс и для полигонных испытаний доработанных ракет «Стрела- 10М». При этом проводились пуски ИВЦ с отстрелом помех.

Для проведения последних работ израсходовано еще около 100 ИВЦ «Фаланга-М», при этом заказчики были полностью удовлетворены возможностями мишенного комплекса.

Используемые материалы:

1. Документация на изделие 9М17П.

2. Отчеты по испытаниям и технические отчеты по эксплуатации мишенного комплекса «Фаланга-М».

3. Фотоматериалы автора.










Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное

Все материалы представлены для ознакомления и принадлежат их авторам.