Онлайн библиотека PLAM.RU


Современные Французские танки Часть II

АМХ-32

Желание резко усилить огневую мощь танков привело к созданию в США танков «Шеридан» и М60А2, вооруженных 152-мм орудием/пусковой установкой. Из орудия можно было стрелять как обычными снарядами, так и ПТУР «Шиллела». Заокеанский опыт в целом оказался скорее отрицательным, чем положительным. Проблему пуска ПТУР из обычной танковой пушки успешно удалось разрешить лишь в Советском Союзе. Франция не осталась в стороне от передовых тенденций мировой моды на танковое вооружение.

В конце 1960-х гг. командование сухопутных войск Франции оказалось перед непростым выбором: модернизировать

АМХ-30 или заказывать промышленности совершенно новую машину. Причем неясным оказывалось, насколько глубоко следует модернизировать АМХ-30 ввиду ограниченного объема финансирования. Военные считали совершенно необходимым делом усиление огневой мощи машины. Вопрос заключался в том, как ее усилить. «Модники» предлагали поместить в старую башню 142-мм орудие/пусковую установку «АКРА» (ACRA), способную «стрелять» противотанковыми ракетами с лазерным наведением. Более консервативные новаторы предлагали вооружить танк 120-мм гладкоствольной пушкой. Испытания пушечно-ракетного комплекса «АКРА» завершились в 1972 г. На вооружение его не приняли из-за высокой стоимости и сложности в эксплуатации. Кроме того, в 1972 г. стала очевидна неудача американцев с комплексом танкового пушечно-ракетного вооружения «Шиллела».

Разработка 120-мм гладкоствольной пушки велась фирмой EFAB (Etablissement d'Etudes el de Fabrications d’Armement de Boourges). Заказчик хотел получить изделие, по своим характеристикам не уступающее 120-мм западногерманскому танковому орудию фирмы Рейнметалл. Работа затянулась. Едва ли не единственным на тот момент (начало 1970-х гг.) реальным достижением французов стало создание в ходе мытарств над 120-мм пушкой подкалиберного оперенного бронебойного снаряда. На основе боеприпаса калибра 120-мм был разработан снаряд к стандартной французской 105-мм танковой пушке. Известие о желании американцев поставить на перспективный основной танк ХМ1 орудия калибра 105 мм в комбинации с принятием на вооружение нового 105-мм противотанкового боеприпаса поставило точку в споре о вооружении модернизированного АМХ-30: его оставили прежним.

Неопределенные планы собственных военных заставили французских танкостроителей обратить внимание на военных зарубежных. В конечном итоге проект танка, получившего обозначение АМХ-32, стал разрабатываться исключительно для экспорта в третьи страны, на собственные средства фирмы GIAT. Полномасштабное проектирование танка началось в 1975 г. Впервые публике новую боевую машину представили на выставке Сатори (Satori) в 1981 г.

Корпус и башня танка АМХ-32 сварные, бронирование — комбинированное из катаных и композитных бронелистов. Элементы ходовой части прикрыты стальными экранами до осей опорных катков.


Компоновочная схема танка АМХ-32

1. ТВ камера 2. Датчик угла возвышения орудия 3. Прицел наводчика М581 4. Пульт наводчика 5. ТВ монитор наводчика 6. Блок гироскопов и акселорометров 7. ТВ монитор командира 8. Пульт командира 9. Блок гироскопов и акселорометров 10. Командирская башенка 11. Прицел командира 12. Радиостанция 13. Аппаратура защиты от ОМП 14. Клапан системы защиты от ОМП 15. Боекомплект 16. Радиатор 17. Маслорадиатор 18. Блок гидросистемы 19. Отверстия для выхода воздуха 20. Воздушный фильтр 21. Сиденье заряжающего 22. Сиденье командира 23. Блок гироскопов 24. Сиденье наводчика 25. Блок электронной аппаратуры 26. Сиденье механика-водителя 27. Рычаги управления 28. Рулевое колесо 29. Коробка передач 30. 20-мм пушка 31. 105-мм пушка 32. Гусеница


Конструкторы постарались исправить основной недостаток АМХ-30 — слабое бронирование. В результате масса АМХ-32 выросла на 2 т по сравнению с предшественником. Корпус танка АМХ-32 мало отличается от корпуса танка АМХ- 30, зато башня TMS-32 — совершенно новая. В крыше башни смонтирована фиксированная командирская башенка ТОР- 7VS с восемью наблюдательными приборами по периметру.


Тактико-технические характеристики танка АМХ-32

Экипаж, чел 4

Длина с пушкой вперед, м 9.48

Длина корпуса, м 6,59

Ширина, м 3,24

Высота по крыше башни, м 2,29

Клиренс. м 0,44

Боевая мага, т 40

Максимальная скорость

по шоссе, км/ч 65

Запас кода по шоссе, км 520

Преодолеваемые препятствия:

уклон 60%

высота стенки, м 0,93

ширина траншеи, м 2,89

глубина брода, м

без подготовки 1,30

с подготовкой 2,20

с ОПВТ 4,00


Прототип танка АМХ-32 на ходовых испытаниях



Силовой блок танка АМХ-32


Прицел командира танка АМХ-32


Ориентация на экспорт предопределила своего рода «модульный» принцип силовой установки и вооружения. Была предусмотрена возможность, по желанию заказчика, ставить на танк дизеля HS- 1102 мощностью 700 л.с. или HS-110S2 мощностью 800 л.с., механическую или гидромеханическую трансмиссии, 120- или 105-мм пушки. Боекомплект к 105-мм орудию CN-105-F1 составляет 47 снарядов, к 120-мм пушке — 38 выстрелов. Французское гладкоствольное 120-мм танковое орудие по боеприпасам унифицировано с западногерманской 120-мм танковой пушкой фирмы Рейнметалл. Парадоксально, но — факт: танк АМХ-32 не имел стабилизаторов вооружения! Приводы разворота башни и наведения орудия в вертикальной плоскости — электрогидравлические. Углы наведения орудия в вертикальной плоскости — от -8 град, до +20 град. Вспомогательное вооружение — такое же, как на танке АМХ-30: сблокированная с основным орудием 20-мм автоматическая пушка и установленный на командирской башенке дистанционно управляемый 7.62-мм пулемет. Турель с 7,62-мм пулеметом вращается вокруг командирской башенки (на АМХ-30 пулемет вращался вместе с башенкой). Количество дымовых гранатометов увеличено до шести. Система управления огнем СОТАС также не претерпела существенных изменений. Гиростабилизированный прицел командира М527 планировалось сделать штатным.

Проект АМХ-32 наглядно свидетельствует о половинчатости принятых решений, фактически получилась не самая глубокая модернизация исходного танка АМХ-30. Не удивительно, что машину «размножили» всего в четырех экземплярах: два прототипа и два серийных танка. Покупателей не нашлось. Первый прототип демонстрировался в 1981 г. на Сатори со 120-мм гладкоствольном орудием, но на очередной выставке в 1983 г. тот же танк экспонировался со 105-мм пушкой. Одна из машин в рекламных целях была показана на Ближнем Востоке. Реклама цели не достигла.


АМХ -40 на испытаниях в Саудовской Аравии


4-й прототип танка АМХ-40


Схема танка АМХ-40


АМХ-40

Танк АМХ-32 получил новую башню, в то время как шасси ему досталось по наследству от АМХ-30. Очередным логичным шагом представлялась доработка корпуса, силовой установки и ходовой части. Этим шагом и стал первый прототип танка АМХ-40. продемонстрированный впервые в 1983 г. на выставке Сатори. Как и АМХ-32, танк АМХ-40 разрабатывался фирмой GIAT в инициативном порядке на собственные средства.

Бронирование корпуса в значительной степени усилено за счет использования многослойной брони. Ходовая часть имеет по шесть, а не по пять, как на АМХ-30 и АМХ-32, опорных катков на борт; гидроамортизаторы смонтированы на первом, втором и шестом узлах подвески опорных катков.

Силовая установка включала оснащенный турбонаддувом 12-цилиндровый дизель Пуайо V12X мощностью 1100 л.с. и западногерманскую автоматическую трансмиссию ZF. На корме корпуса имелись узлы крепления для двух внешних сбрасываемых топливных баков (внешние баки включались в топливную систему танка) или двух контейнеров для боеприпасов (по семь 120-мм снарядов в каждом).

Всего собрали четыре прототипа, два на опытном заводе и два — на серийном, в Роанне. Четвертый прототип был показан на Сатори'85. На последних машинах монтировались усовершенствованные башни со 120-мм французскими гладкоствольными пушками с боекомплектом из 38 выстрелов (14 «первых выстрелов» находятся в башне). Вспомогательное вооружение осталось прежним, но дистанционное управление 7,62-мм пулеметом не устанавливалось. Оптические приборы и приборы управления огнем полностью идентичны установленным на танке АМХ-32. Кроме того, последние машины получили французские автоматические трансмиссии ESM-500. а в передней части корпуса четвертого прототипа имелось оборудование для навески бульдозерного отвала.

Экономические расчеты показывали, что серийное производство новых танков имеет смысл начинать в случае, если количество заказанных машин будет не менее 50. Заказа такого объема не поступило. Фирма не рассчитывала на «национальный» заказ, наиболее вероятной считалась возможность закупки танков

АМХ-40 Испанией. В 1987 г. АМХ-40 в рекламных целях погоняли на полигонах Саудовской Аравии, где его конкурентами в тендере на основной боевой танк выступали американский М1А1 «Абрамс», британский «Челленджер» и бразильский «Озорио». «Демонстрационный» танк прошел модернизацию. На нем установили второй турбокомпрессор.


Тактико-технические характеристики танка АМХ-40

Экипаж, чел 4

Длина смушкой вперед, и 10,04

Длина корпуса, м 6.80

Ширина, м 3.28

Высота по крыше башни, м 2.38

Клиренс, м 0.45

Боевая масса, т 43

Максимальная скорость

по шоссе, км/ч 70

Запас хода по шоссе, км 600

Преодолеваемые препятствия:

уклон 60%

высота стенки, м 0.93

ширина траншеи и 2.89

глубина брода, м

Без подготовки 1,30

с подготовкой 2.20

с ОПВТ 4.00


Семён Федосеев









Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное

Все материалы представлены для ознакомления и принадлежат их авторам.