Онлайн библиотека PLAM.RU


«УОРРИОР» БМП по-британски. Часть 2

«Уорриоры» в строю

В середине 1980-х гг. европейские страны НАТО приняли концепцию «борьбы со вторыми эшелонами», аналогичную американскому «глубокому поражению» и рассчитанную на крупномасштабную войну на Европейском ТВД. MCV-80 «Уорриор» предназначались, прежде всего, для действий в Европе. Первым получил их в мае 1987 i. I- й гвардейский гренадерский батальон, дислоцированный в г. Мюнстер. В мае 19881 Б МП поступили на вооружение I — го батальона Стафордширского Принца Уэлльского полка, в январе 1989 г. — I-го батальона Королевского шотландского полка, в сентябре — 3-го батальона Королевского фузилерного полка, в январе 1990 г. — 2-го батальона Королевского английского полка. Кроме того, в конне 1987 г машинами «Уорриор» была оснащена рота «демонстрационного батальона» Пехотной школы в Варминстере. Вместе с перевооружением шло переименование «мехбатальонов на гусеницах» в «бронетанковые пехотные» (Armored Infantry, наподобие германских «панцергренадиров»). Первоначально планировалось вооружить весь батальон машинами на шасси 1990 г. «Виккерс Дефенс Система». К 4 января 1991 г. закончились разработки и испытании, и к началу наступления сухопутных войск все БМП «Уорриор» были ими укомплектованы. Комплекты обеспечивали машинам защиту от тяжелых осколков и от выстрелов РПГ-7. На борта корпуса навешивались рамы, на которые болтами крепили но шесть бронепанелей. На эти панели в свою очередь крепились также дополнительные корзины для ЗИП, канистры с водой, запасные траки. Дополнительные панели на верхнем и нижнем лобовых листах крепились только пред местом механика-водителя. Правее на нижнем лобовом листе крепился короб-карман для ЗИП и канистр с маслом. Кроме того, на лобовой лист переносили ящики ЗИП с бортов корпуса. Комплект дополнительного бронирования весил около 2,5 т — запас мощности БМП допускал увеличение веса без заметного снижения тактической подвижности (удельная мощность двигателя снижалась с 23,4 до 21.1 л.с./т). Установка комплекта силами экипажа занимала 3–4 часа.


БМП MCV-80 «Уорриор» 1 — го гвардейского гренадерского батальона


Машина, названная «Уорриор Дезерт Шторм», имела и другие нововведения. Линейные БМП снабжались спутниковой навигационной системой — ее приемник помещался на крыше башни между люками командира и наводчика. До прибытия машин MAOV часть командирских БМП оснащалась дополнительно радиостанцией и использовалась как машины артиллерийских наблюдателей. Для преодоления широких рвов на передовые машины укладывали бысгросбрасываемые фашины, связанные из пластмассовых труб малого диаметра. На случай применения Ираком химического оружия на крышу десантного отделения укладывали свернутый защитный противохимический чехол, а экипажи и пехотинцев снабжали индивидуальными средствами зашиты. Основные работы по модернизации «Уорриор» проводила CiKN. GKN. «Перкинс» и «Пиклингтон» сформировали и направили в Саудовскую Аравию собственные бри талы специалистов для поддержания машин в исправном состоянии. Фирмы NGL и «Галлэй» разработали для «Уорриор» кондиционеры. но их производство запоздало — операция закончилась слишком быстро. Опыт подготовки и ведения операции показал, что колебания топлива в прозрачном баке вызывали у десанта подобие морской болезни, из-за чего многие экипажи целиком закрашивали бак.

Действия сухопутных войск Коалиции в ходе «Бури в пустыне» в общих чертах уже давно описаны в разных источниках. Британские части вместе с американским 7-м корпусом перешли в наступление в ночь на 25 февраля 1991 г. (день «С+1») на центральном направлении против позиций 7- го иракского корпуса. «Тяжелая» американо-британская группировка (около 1300 танков) решала главную задачу — пройдя нейтральную зону между Ираком и Саудовской Аравией, она двинулась на северо-восток в направлении Хафар-эль-Батин. Басра (т. н. «хук слева») с целью отрезать и разгромить части Республиканской гвардии, размешенные на северо-западе Кувейта. Британская 1-я бртд наносила рассекающий удар вдоль Кувейтско-иракской границы. Официально боевые действий закончились 2Х февраля, благодаря чему операция получила титул «пятидневного блицкрига». Кувейт был освобожден, но разгромить основные иракские силы не удалось — до 100 тысяч военнослужащих, включая части Республиканской гвардии, ушли от окружения и сохранили боеспособность. Вплоть до 28 февраля подразделения британской мотопехоты на «Уорриор» занимались в основном «очисткой» позиций противника и пленением его. Преобладали действия в спешенных порядках при поддержке 120-мм танковых пушек и 30-мм пушек БМП. Согласно практике учений, десант БМП после спешивания должен был рассыпаться в линию. Но при захвате иракских позиций британские пехотинцы предпочитали укрываться за бортом БМП как можно дольше, медленно продвигаясь вместе с ней к противнику — благо тот не вел интенсивного огня и не применял широко ПТ средства. В целом боевые действия не были особенно напряженными — экипажи не забывали даже о пятичасовом чаепитии. В ходе «Бури в пустыне» БМП «Уорриор» прошли в сумме 330 000 км. В Персидском заливе на БМП прошел испытания навесной плужный трал SMCS. Официальные британские отчеты о применении БТВТ в этой операции на удивление напоминали американские — англичане заявили о «95-процентной боеготовности» своих БМП. об оправдавшем себя выборе калибра основного вооружения и о потере всего трех БМП. Причем потери были понесены от огня своих войск — одна «Уорриор» повреждена 120-мм осколочным снарядом «Челленджера», две были «накрыты» вместе с экипажем и десантом УР «Майверик» с американского штурмовика А-10 (погибло 10 человек).


БМП «Уорриор» в двухцветном камуфляже на учениях


«Уорриор Дезерт Шторм» в составе сил ООН. Обратите внимание на положение крышки люка механика-водителя


Колонна БМП «Уорриор Дезерт Шторм» в «ооновской» окраске на отдыхе


«Уорриор» появились и в Югославии — в 1992 г. Великобритания направила в состав «сил ООН» в Боснии и Герцеговине батальонную группу на основе 1-го батальона Чеширского полка. Через полгода, в апреле 1993 г., ее сменил 1-й батальон Йоркширского Принца Уэльского полка. В то же время в Боснию были переброшены 45 «Уорриор» с усиленным бронированием из числа участвовавших в «Буре в пустыне» с целью их проверки в иных климатических условиях. Поскольку накладные лобовые элементы дополнительного бронирования перекрыли штатные буксирные серьги, на них был укреплен буксирный крюк с замком, оказавшийся весьма полезным на горных дорогах. Британские мотопехотные подразделения, оснащенные «Уорриор» данной модификации, базировались в Македонии, а в июне 1999 г. перешли границу с Югославией и вошли в Косово. Весьма эффектно выглядела сиена 13 июня, когда БТР-80 российского воздушно-десантного батальона перекрыл дорогу более тяжелым и лучше вооруженным британским «Уорриор» на подходе к аэродрому у г. Приштина.

Британские бронемашины побывали и в Польше — в марте 1997 г. они приняли участие в совместных учениях близ г. Кошалин.


БМП «Дезерт Уорриор» с 25-мм пушкой, двумя ПУ ПТУР «Тоу», дополнительным бронированием


БМП «Дезерт Уорриор» демонстрирует свои возможности з пустыне


БМП «Уорриор» в составе сил ООН в Боснии. Видны детали модификации «Дезерт Шторм», а также съемный прозрачный дорожный щиток механика-водителя


Последние модификации

Еще во время подготовки к «Буре в пустыне» 22 октября 1990 г. фирма G KN получила заказ на оснащение «Уорриор» ПТРК «Милан» (этот 1ТГРК франко-германской разработки выпускается в Великобритании с 1979 г.). Первый вариант «Уорриор-Милан» был готов уже через неделю, но в Саудовской Аравии такие машины появиться не успели. ПТРК на шасси «Троуджсн» в ходе операции показали недостаточную тактическую подвижность для поддержки танков и БМП. и в 1991 г. министерство обороны выдало дополнительный заказ на «Уорриор-Милан» с целью довести их количество до 100 Пусковая установка ПТРК крепится на штыре (шкворне) на крыше башни справа, а в десантном отделении установлена рама-укладка для ПТУР. ЗИП к ПТРК возится на борту башни. Для пуска ПТУР командир высовывается из люка, а перезаряжание производится через верхний люк десантного отделения. Технически установка «Милан» на «Уорриор» напоминает германскую «Мардер» IАI. но есть существенное тактическое отличие — если немцы снабдили ПТРК линейные БМП. то «Уорриор-Милан» предназначены только для противотанковых взводов в ротах огневой поддержки мпб. ПТУР имеет пороховые стартовый и маршевый двигатели, его контейнер после пуска отбрасывается газами с пусковой установки на 3 м назад. Масса ПТУР — 6,7 кг, калибр кумулятивной БЧ — 103 мм, бронепробиваемостъ — 550 мм, скорость в полете — 200 м/с, максимальная дальность стрельбы — 2000 м. минимальная — 25 м. время полета на максимальную дальность — 13 с. Может использоваться «Милан»-2 с БЧ калибра 115 мм и бропепробиваемостью 800 мм или -2Т и -3 (масса ПТУР — 7,12 кг) с тандемными БЧ калибром 117 мм, бронепробиваемостью до 1000 мм и повышенной помехозащищенностью канала слежения. Установленный на ПТРК тепловизионный прицел «Мира»-2 может использоваться экипажем как прибор наблюдения — сама БМП штатных тепловизионных приборов не имеет. Кратность прицела — 6х, поле зрения — 3 град., дальность обнаружения танка — 3200 м, опознавания — 1500 м.

После войны в Персидском заливе в 1991 г. в программу MCV-80 наконец официально включили машину-носитель ПТРК. Разработана одноместная башня, по бортам которой шарнирно укреплены ПУ ПТУР «Тоу». В связи с планами замены «Милан» на ПТРК третьего поколения TRIGAT/MR средней дальности разработана одноместная башня с 7,62-мм пулеметом и складными ПУ для новых ПТУР. TRIGAT разработан англо-германо-французской «Еуромиссайл Дайнэмикс Групп». ПТУР имеет тандемную боевую часть, наведение по лазерному лучу, дальность стрельбы — от 200 до 2500 м, перезаряжание — через люк в корпусе. На машине предполагается возить треножный станок для стрельбы с грунта. «Буря в пустыне» возродила интерес и к самоходному миномету на шасси БМП.


Своего рода «концепт» — опытная БРМ VERDI-2/TRACER на шасси БМП «Уорриор»


Рабочее место члена экипажа БРМ VERDI-2/TRACER с многофункциональными дисплеями и телемониторами переднего обзора и органами управления


В полном соответствии с традициями британской военной промышленности, экспортные варианты БМП разрабатывались уже на ранней стадии программы MCV-80. В 1993 г. GKN, упирая на «успех в Персидском заливе», активно рекламировала «Уорриор» во Франции, Норвегии (выбрала шведскую CV-90). Турции (выбрала американскую AIFV). Иордании. Кувейте, Омане, Саудовской Аравии. ОАЭ. Для Ближнего Востока предназначалась так называемая «Дезерт Уорриор» (Desert Warrior, «воин пустыни» — не путать с «Уорриор Дезерт Шторм»), разработанная GKN в инициативном порядке, дабы продолжить производство по окончании поставки MCV-80 вооруженным силам Великобритании. В конструкцию машины было внесено 27 изменений, по сравнению с линейной БМП «Уорриор».

Прежде всего, была установлена новая двухместная стальная башня американской фирмы «Делко Системз». аналогичная башне колесной боевой машины LAV-25. В пашне в единой маске установлены 25-мм автоматическая пушка «Бушмастер» (боекомплект до 1000 снарядов) и 7.62-мм пулемет М24 °C. Угол возвышения — до 60 град., склонения — 8 град. Командир имеет перископический прицел M36EI и семь смотровых блоков М27 для кругового обзора. наводчик — прицел M36EI и один блок М27. M36EI включает дневной канал (кратность увеличения 7х. поле зрения 10 град.), ночной усилительного типа (8х. 8 град.) и канал обзора (1х, 60 град, по горизонтали и 10 град, по вертикали). По желанию заказчика М36Е1 может заменяться прицелом другой марки, включая DIM36 с лазерным дальномером и тепловизионный «Делко», или дополняться тепловизионной системой HIRE «Хьюз» с бинокуляром или монитором. Электрогидравличеекие приводы поворота башни и вертикального наведения продублированы механическими ручными. Стабилизатор позволяет «Дезерт Уорриор». в отличие от штатной, вести прицельный огонь с хода. Люки с откидывающимися назад крышками одинаковы у командира и наводчика. На башне могут устанавливаться 8 дымовых гранатометов М243, зенитная установка пулемета М240 и, по специальному заказу, одинарные бронированные ПУ ПТУР «Тоу» по бортам (в корпусе возится до 4 ПТУР в ТПК) — подобный вариант башни имеет и канадская LAV. В корпусе БМП выполнены амбразуры с шаровыми установками для оружия десанта — по две в бортах и одна в кормовой двери, соответственно смонтированы и смотровые блоки десанта и устройства отсоса пороховых газов из десантного отделения. На крыше башни смонтирован приемник системы предупреждения о лазерном облучении. БМП оснащются автоматической навигационной системой, ТПВ прибором ночного видения для механика-водителя, дополнительными аккумуляторными батареями. В ФВУ включен специальный кондиционер воздуха. Улучшенная система отвода выхлопных газов двигателя прикрыта специальным кожухом (впереди корпуса справа). В передних и кормовой частях укреплены дополнительные крылья гусениц, уменьшающие образование пылевого облака при движении. «Дезерт Уорриор» может оснащаться различными типами радиостанций, а в варианте БРМ (масса 23 г, экипаж 3–4 человека) — РЛС разведки наземных целей или комплектом разведывательного оборудования на выдвижной штанге, системой боевого управления I BIS. В 1992 i. «Дезерт Уорриор» прошла испытания в Кувейте, и в 1993 г GKN заключила контракт на поставку Кувейту 254 БМП. поставка которых закончилась в 1997 г. (в то же время Кувейт приобрел российские ЬМП-З). Закупленные Кувейтом «Дезерт Уорриор» снабжены Г1У ПТУР «Тоу» и дополнительным бронированием, хотя оно перекрывает бортовые амбразуры. В Турции представлялся «смешанный» вариант «Уорриор» — с амбразурами в корпусе, но со штатной башней. Предлагавшаяся скандинавским странам модификация «Арктик Уорриор» в целом аналогична «Дезерт Уорриор». но не имеет крепления для ПУ ПТУР «Тоу», а вместо кондиционера установлена дизельная установка обогрева обитаемого объема.

MCV-80 «Уорриор» стала основой для ряда поисковых разработок. Так. фирма «Дефенс Рисеч Эйдженси» выработала программу VERDI (Vehicle Electronics Research Defence Initiative), целью которой стала демонстрация возможностей комплексного интегрирования современных компьютерных систем, электронных датчиков и систем связи в конструкцию боевых машин. В 1988 г. проект задания на разработку и основные требования получили около 80 фирм, а уже в 1992 г. были готовы первые прототипы VERDI на основе штатной «Уорриор». Новая СУО включает центральный процессор, командирский прицел с тепловизионным каналом и лазерным дальномером, а установленные на рабочих местах экипажа одинаковые мониторы. органы управления (небольшая клавиатура и джойстик) позволяют каждому члену экипажа брать на себя любую роль и получать необходимую информацию. На маске пушки установлена телекамера с выводом изображения на мониторы экипажа. В кормовой части башни на телескопической штанге (для наблюдения из-за укрытий) смонтирована комплексная разведывательная система «Мираж», включающая ПНВ с тепловизионным и усилительным каналами. VERDI имеет две системы навигации — инерципьную и спутниковую. Бронирование усилено накладными элементами пассивного и динамического типа. Все это сопровождалось форсированием двигателя за счет установки газовой турбинки.

В 1992 г. начались работы по программе VERDI-2, увязанные с другой программой разведывательной машины TRACER (Tactical Reconnaissance Armored Combat Equipment Requirement) для замены легкого танка «Скорпион» и БРМ «Симитар». В машине VERD1-2/TRACER два члена экипажа располагаются рядом позади МТО и имеют одинаковые автоматизированные рабочие места — многофункциональные дисплеи и телемониторы переднего обзора, по две рукоятки-джойстика, «трэкбол». В лобовой части корпуса смонтированы три телекамеры, обеспечивающие широкое поле обзора. Основное вооружение — автоматическая пушка — установлено в «безэкипажной» башне. По бортам башни установлены по 4 ПУ УР «Старстрик», на крыше укреплен вращающийся приемник пассивной системы предупреждения о воздушной опасности ADAD. Машина снабжена системами спутниковой связи и спутниковой навигации. Зарубежные специалисты относят программу VERDI-2/TRACER вызвала широкий интерес специалистов. Предполагалось, что «напарником» TRACER будет легкая машина на шасси «Стормер» фирмы «Алвис», снабженная РЛС, телекамерой и средствами связи.

В связи с сокращением расходов на разработку следующего поколения БТВТ выработан комплекс мероприятий для продления срока службы MCV-80 «Уорриор» в армии Великобритании — на 2000 г. в ней находилось около 1000 машин. В частности, прорабатывались варианты установки на «Уорриор» 45-мм автоматической пушки СТА под выстрелы 45x305, так и оставшиеся в планах.

Кроме того, GKN приступила к разработке «легкого танка» (вновь) на усовершенствованном шасси «Уорриор- 2000» с использованием трехместной башни L1W LMT105 производства южноафриканской фирмы «Дэнел». В башне установлена стабилизированная 105-мм пушка с длиной ствола 51 калибр и спаренный 7.62-мм пулемет. Места командира и наводчика оборудованы перископическими прицелами с дневным и ночным каналами. Танк планируется оснастить компьютеризированной ИУС. Внедрение новых цифровых информационно-управляющих систем связано с переходом от системы С3 к С4 (добавилось Computing). Защита лобовой и бортовых проекций повышена навесными броневыми листами, предусмотрено «антирадарное» радиопоглощающее покрытие по технологии «стелс». призванное снизить заметность машины от РЛС наземной разведки. Мощность двигателя повышена до 600 л.с. Подвеска — с усиленными торсионами и улучшенными амортизаторами. Планируемая масса танка — около 29 т (близко к «среднему» танку ТАМ на шасси германской БМП «Мардер»), экипаж — 4 человека, скорость по шоссе — до 75 км/ч, запас хода — 600 км.


Вариант установки на БМП «Уорриор» 45-мм пушки


ТТХ БМП MCV-80 «Уорриор»
Вес. т 53.5
Экипаж (десант), человек 3(7)
Высота, м: максимальная 2,76
по крыше корпуса 1.93
Длина, м 6,33
Ширина максимальная, м 3.3
клиренс, м 0.49
Вооружение: пушка 30-мм L21A1 «Рарден»
пулеметы 1x7,62 L94AI
Боекомплект: 228 выстрелов, 2200 патронов
Двигатель марка СЙ ТСА «Кондор Перкинс»
тип (число цилиндров), охлаждение мощность, л.с. дизельный (8), жидкостное 650 при 2300 об./мин
Трансмиссия:
марка DDA Х300-48 «Аллисон»
тип гидромеханическая
Механизм поворота гидростатический дифференциального типа
Подвеска индивидуальная торсионная
Тип гусеницы мелкозвенчатая с РМШ
Тип зацепления цевочное
Ширина трака, мм 460
Шаг трака, мм 152
Максимальная скорости, км/ч 75
Запас хода по шоссе, км 500
Удельное давление, кг/кв. см 0,7
Преодолеваемый польем, град. 30
Ширина преодолеваемого рва. м
Высота стенки, м 0,75
Глубина брода, м

Примечание: в тексте при обозначении моделей БТВТ и их комплектующих, а также в названиях фирм сохранены латинские аббревиатуры, а полные имена даны в русской транскрипции.


Литература:

1. Бронетанковая техника капиталистических государств. Справочник, допол пение I. М., «Воениздат», 1973.

2. Вооружение и техника. Справочник по иностранным армиям. М., «Воениздат», 1986.

3. Нерсесян М.Г., Каменцева Ю.В. Бронетанковая техника армий США, Англии и Франции. М., «Воениздат», 1958.

4. Орлов В.А., Петров В.И. Приборы наблюдения ночью и при ограниченной видимости. М., «Воениздат», 1989.

5. Современное вооружение в воине. Под ред. В. В. Панова и С.М.Прядилова. М., Изд-во «Вооружение. Политика. Конверсия», 1994.

6. С. Foss Modem Tanks. HarperCollins Publishers, 1995.

7. С. Foss Warrior Mechanised Combat Vehicle 1987–1994. London., Osprey Publishing, 1994.

8. J.Mesko Desen Storm. Ground War. Squadron/signal Publication, 1992.

9. Tracked amp; Wheeled Light Armoured Vehicles.

International Defence Review, 8/1986.

W. Федосеев C.J1. Боевые машины пехоты НАТО. М.,

«Бронеколлекция» 1997/М16.

Журналы:

1. Зарубежное военное обозрение. 1980–2000.

2. Техника и вооружение. 1986–1994.

3. Armed Forces Journal International. 1991–1995.

4. Jane’s Defence Weekly. 1990–1999.

5. MiHtary' Technology. 1986–1995.

6. Przegled Wojsk Ladowych. 1993/M 6.

7. Soldatund Technik. 1986–1989.


БТР «Троуджен»


БРЭМ MRV(R)


БМП «Дезерт Уорриор» в ходе испытаний на Ближнем Востоке


БМП «Уорриор»


БМП «Уорриор» британской армии


БМП «Уорриор» на полигоне


БМП «Уорриор»









Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное

Все материалы представлены для ознакомления и принадлежат их авторам.