Онлайн библиотека PLAM.RU


На службе Ее Величества

AS-355 Twin Squirrel


Том Каммингз (Tom Cummings), офицер охраны бизнес-центра Доксфорда, член правления Северо-восточного авиационного музея


К решению о широком использовании авиации для наблюдений с воздуха в полиции Соединенного Королевства Великобритании шли довольно долго. В отличие от своих зарубежных коллег, полицейские Соединенного Королевства лишь недавно по-настоящему оценили эффективность воздушных сил при проведении правоохранительных операций.


EC-135T


В Великобритании существует 52 отдельных полицейских округа, каждый из которых несет ответственность за соблюдение закона и поддержание порядка на своей территории. Исторически сложилось так, что в каждом округе поддерживаются свои собственные традиции. Это отражается на выборе как снаряжения, так и методов работы, которые подлежат окончательному утверждению в Министерстве внутренних дел. Хотя полиция в Соединенном Королевстве является гражданской организацией, служба в ней считается секретной. Поэтому более правильно определить ее как аварийную службу наряду, например, с пожарной службой, чье финансирование и оснащение также утверждается Министерством внутренних дел. В настоящее время сорок пять полицейских округов из пятидесяти двух постоянно используют авиацию в качестве средства воздушной поддержки. В других округах в случае необходимости к услугам авиации обращаются на договорной основе.

Интересен тот факт, что полиция Великобритании была пионером в применении авиации. Столичная лондонская полиция впервые использовала военный дирижабль для наблюдений с воздуха в 1921 г. В ряде других полицейских округов страны авиация применялась по особым случаям. Дирижабли, бипланы и автожиры Хуана де Сиервы - все шло в ход, но внезапное начало Второй Мировой войны в 1939 г. прервало практику использования летательных аппаратов в полиции.

После окончания войны в 1945 г. британская полиция опять стала обращаться за поддержкой к авиации, причем наряду с самолетами впервые стали использовать и вертолетную технику. Bristol Sycamore, укомплектованный изготовителем и испытанный Министерством внутренних дел и полицией, был первым вертолетом, с которого в 1956 г. были переданы прямые телевизионные сообщения на землю. Планировалось также использовать его для проведения экстренных эвакуаций, для чего машина была оснащена спасательным подъемником и носилками. Одновременно полиция проводила эксплуатационные испытания других вертолетов: Bell-47, Hiller-12, Hughes-269, Westland Widgeon и Whirlwind. В это время самолетный парк, используемый полицейскими, включал в себя DH-60 Moth, Tiger Moth, Dragon Rapide и Auster.

В 1962 г. уже несколько полицейских округов использовали как гражданские, так и военные машины для воздушных наблюдений в экстренных ситуациях, но более широко авиационную технику стали применять лишь в 1967 г., когда взятые напрокат Bell-47 и Brantly B-2 были использованы полицейскими властями для патрулирования дорожного движения. Оба летательных аппарата управлялись гражданскими пилотами, рядом с которыми находились наблюдатели-полицейские. Работа Bell-47 была признана неудачной, главным образом из-за плохого технического обслуживания, а эксплуатация Brantly полицией графства Дарем - успешной, и этот полицейский округ первым в стране принял решение о покупке своего собственного вертолета. К сожалению, эксплуатация вертолета на долговременной основе требовала огромных расходов, и проект не получил дальнейшего развития. Какое-то время полицейские продолжали передвигаться только на машинах и мотоциклах.

В 1972 г. столичная полиция начала использовать вертолетную технику для патрулирования районов Лондона. Это были взятые «взаймы» военные вертолеты и гражданские, используемые на договорной основе. Таким образом, в 70-е годы эксплуатировались самые разнообразные винтокрылые машины, от Bell-47 и Jet Ranger и до Enstrom F-28, Hughes-269, Hughes-369, Hiller-12, Brantly B-2 и Gazelle, хотя и этот список еще неполон! Все это были машины с одним двигателем, что стало причиной ряда авиационных происшествий. Именно по соображениям безопасности в 1980 г. Британское управление гражданской авиации (CAA) настояло на введении положения об использовании в густонаселенных районах только вертолетов с двумя двигателями, тем самым фактически запретив подниматься в воздух всем машинам, эксплуатировавшимся до этого времени.

Прямым следствием этого правила явилось основание столичной полицией своего собственного независимого Подразделения воздушной поддержки (ASU), которое использовало три Bell-222. Таким образом, Лондонский полицейский округ стал первым в Соединенном Королевстве владельцем и эксплуатантом своей собственной авиации. Несмотря на то, что наличие двух двигателей было обязательным правилом для вертолетов, летающих над городами, полицейским округам в сельских районах по-прежнему было позволено использовать машины с одним двигателем. Поэтому в ряде полицейских округов продолжали эксплуатировать такие летательные аппараты, как AS-350 Squirrel, Bell-47 и Hughes-500. Кроме того, в Англии и Шотландии проходили испытания Army Sioux и Scouts.

В 1987 г. Министерство внутренних дел совместно с рядом служб проводило оценку пригодности эксплуатационного оборудования и типов летательных аппаратов для службы в полиции. Полиция графства Уилтшер представила Robinson R-22, полицейские графства Суссекс выставили Gazelle, а остальные округа - вертолеты AS-350 Squirrel, AS-355 Twin Squirrel или Bo-105. В смотре принимали участие также самолеты Partenavia P-68 Observer, Edgley Optica и BN-2A Islander. Абсолютными фаворитами по окончании мероприятия оказались Bo-105 и Islander.


Bristol Sycamore


В течение одного-двух лет Bo-105 быстро утвердился в качестве основной машины воздушной поддержки полиции Соединенного Королевства, так что даже округа, которые прежде отдавали предпочтение одномоторным вертолетам, очень скоро признали преимущества Bo-105. Прежде всего речь идет о большей надежности машины, имеющей два двигателя, а также об удобстве кабины большой вместимости.

Почти все находящиеся в эксплуатации летательные аппараты комплектовались (и по-прежнему комплектуются) гражданским подрядчиком, который также находит пилота и обеспечивает техническую поддержку и ремонт. Наблюдатели являются офицерами полиции, прошедшими специальное обучение, включающее изучение воздушного законодательства, навигации, ряда других дисциплин и приобретение некоторых навыков, необходимость которых определяется нуждами и заботами конкретного полицейского округа. Пилоты полицейских вертолетов - это гражданские лица, нанятые по контракту. В большинстве случаев они имеют за плечами недавнюю службу в вооруженных силах Соединенного Королевства и опыт оперативных полетов на небольшой высоте в дневное и ночное время, что составляет необходимую квалификацию современного пилота полиции.

Особый характер воздушных полицейских операций привел к появлению Сертификата воздушных операций полиции (PAOC), который был учрежден Британским управлением гражданской авиации (CAA). Этот документ определяет минимальные требования обеспечения надежности летательных аппаратов, устанавливает максимум рабочей полезной нагрузки, закладывая основы безопасности полетов. Выпуск сертификата в значительной мере повлиял на выбор округами полиции типа вертолетов и оборудования для них.

После введения сертификата наиболее популярным полицейским вертолетом Соединенного Королевства стал AS-355 Twin Squirrel, хотя прежний фаворит Bo-105 все еще эксплуатируется, пусть и не столь широко, как раньше. В начале 70-х годов полицейский вертолет был серийной заводской машиной без специального оснащения, разве что с улучшенной радиосвязью, точной картой дорог и парой биноклей для наблюдателя. Вертолет 90-х годов, безусловно, намного превосходит своего предшественника. Современные машины оборудуются согласно передовой технологии борьбы с преступностью: мощные поисковые прожекторы, инфракрасные турели большой дальности действия, телевизионные и видеокамеры, следящие системы, спутниковая связь СВЧ-диапазона, защита информационных сообщений, громкоговорители, спутниковая навигационная система GPS.


Eurocopter BK-117


Высокая стоимость эксплуатации современного вертолета полиции со всей его новейшей аппаратурой по-прежнему является серьезной проблемой для многих полицейских округов Соединенного Королевства. Помимо финансовой помощи Министерства внутренних дел, некоторые округа нашли собственные пути решения проблемы. В северо-восточной части Англии полицейские округа Кливленда, Дарема и Нортумбрии объединенными усилиями сформировали Региональное подразделение воздушной поддержки (RASU), а остальные районы не без успеха последовали их примеру. В графстве Уилтшир полиция и местное отделение скорой помощи совместными усилиями эксплуатируют Bo-105. Во время полетов на борту находятся полицейский наблюдатель и врач скорой помощи. Ряд других округов рассматривает этот вариант как пример удачного сотрудничества. По мере того, как столетие подходит к концу, почти все полицейские округа Соединенного Королевства стремятся усовершенствовать оснащение своей авиации. Появляются новые технологии, которые реализуются при оборудовании машин, множество полицейских вертолетов перекрашивается по новой желто-черной цветовой схеме высокой различимости, что позволяет сделать их более заметными во время полетов на небольшой высоте как днем, так и ночью (эту идею переняли и в учебных подразделениях королевских ВВС). Иными словами, на сцену выходят летательные аппараты нового поколения.

В августе 1998 г. первый новый вертолет Eurocopter EC-135 отправился на службу в полицию Центральных графств, за ним последовал ВК-117 для полиции Девона и Корнуолла и Boeing/McDonnell-Douglas MD-902 Explorer для совместного подразделения полиции и скорой помощи графства Уилтшир. Вертолеты EC-135 и MD-902 являются идеальными преемниками Bo-105 и AS-355 и будут заменять их по мере того, как у старых машин будет заканчиваться ресурс. Ряд полицейских округов присматривается также к таким новинкам, как Agusta A-109 Power и Bell-427. Изготовители демонстрировали эти машины в Соединенном Королевстве в последние несколько месяцев 1998 г., но надо отметить, что стабильных заказов ни на один из этих вертолетов пока нет.

За последние 10 лет воздушная поддержка полиции Соединенного Королевства многого достигла. Трудно сказать, какие задачи поставят перед отрядами полицейской авиации правоохранительные органы в следующем веке. Однако в одном можно быть уверенным - при решении этих задач полицейскому вертолету дело найдется!


Hughes-500

Перевод с англ. А. Сурая

Фото из архива автора










Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное

Все материалы представлены для ознакомления и принадлежат их авторам.