Онлайн библиотека PLAM.RU


Аэрокосмический мониторинг

Внешний вид тепловизора


Российская наука всегда умела развиваться не «благодаря», а «вопреки». Работы Института аэрокосмического приборостроения по созданию и совершенствованию систем дистанционного зондирования земной поверхности являются еще одним тому подтверждением.

Дистанционное зондирование Земли (ДЗЗ), проводимое из космоса и с различных летательных аппаратов - незаменимое средство изучения природных ресурсов и контроля состояния окружающей среды. Системы ДЗЗ позволяют получить объективную картину окружающего мира, важность которой переоценить невозможно. Дело в том, что рост антропогенного воздействия на окружающую среду, уже приведший к усложнению экологический обстановки, поставил перед человеком не абстрактно-теоретическую, а практическую задачу рационального использования природных ресурсов и получения необходимой полезной продукции без пагубного воздействия на природу. Кроме того, обнаружение принципиальной исчерпаемости ресурсов ставит проблему рачительного их использования. Это позволяет говорить о возрастающей актуальности данного научно-производственного направления.


Сравнение фрагмента цветного аэрофотоснимка нефтебазы с тепловизорным снимком показывает, что обычная аэрофотосъемка не позволяет обнаружить повреждения нефтепровода и утечку нефтепродуктов под землей, что, безусловно, проявляется при дистанционном зондировании земной поверхности с помощью системы ТАВР.

Итак, использование систем ДЗЗ прежде всего необходимо при решении проблем взаимодействия человека и природы, при планировании экономического развития и управления природопользованием. Они позволяют оценить запасы водных и гидроэнергетических ресурсов, а также состояние местности при сейсмической опасности, что необходимо при разработке нефте- и газопроводов. ДЗЗ применяется при изучении шельфа и обнаружении биопродуктивных зон в морях и океанах, поиске перспективных газо- и нефтеносных районов.

Институт пытается решить и ряд проблем конверсионного характера. В частности, речь идет об использовании технологий, полученных при создании космических и авиационных систем ДЗЗ, при разработке и внедрении наземных малогабаритных приборов и изделий с новыми функциональными возможностями для получения ресурсо- и энергосберегающих технологий в различных отраслях строительства и промышленности, в медицине и экологии.

Высокий научно-технический потенциал института позволил в последнее время не только создать сложные системы ДЗЗ, по многим параметрам не уступающие зарубежным аналогам, но и освоить новые технологии и разработать целую серию приборов, отвечающих современному уровню развития науки. Это тепловизоры, пирометры, сахариметры, влаго- и жиромеры, иммуноферментные анализаторы, гематологические калькуляторы, газоанализаторы.

Появление космовидения, позволяющего получать цветные и черно-белые объемные изображения объектов в дневное и ночное время, дало возможность совершить новый революционный скачок в информационных технологиях благодаря получению объемных изображений земной поверхности с разрешением на порядок большим, чем может видеть человек.


Фрагмент съемки автодорожного моста из железобетонных конструкций, строящегося через Днепр, позволяет определить равномерность (или неравномерность) нагрузок, области возможных повреждений конструкции, зоны риска, требующие особого внимания и дополнительного расчета при строительстве.


Огромные перспективы открываются с использованием тепловизионной аппаратуры высокого разрешения (ТАВР). Разработанная институтом система ДЗЗ прошла испытания на искусственных спутниках Земли серии «Космос», на спутнике серии «Метеор» и на борту самолета АН-30. Конечно, для проведения полного комплексного аэрокосмического мониторинга, кроме вышеперечисленных космических средств, необходимо иметь самолетные и вертолетные спектрофотометрические и радиометрические системы, а также наземные автомобильные и носимые измерительные средства контактного и бесконтактного действия. Создание таких систем сегодня чрезвычайно перспективно как в научном, так и в практическом отношении, ибо позволит широко использовать новейшие технологии в разных областях производства, а институту даст возможность представить свою продукцию на рынке.

Вертолет является, безусловно, более дешевым, чем спутник, носителем подобной аппаратуры и позволяет использовать ДЗЗ с меньшими затратами. Именно это стало причиной создания вертолетного видеотепловизионного комплекса - многоцелевого вертолета Ми-17-1В, оборудованного тепловизионной аппаратурой высокого расширения ТАВР, аэрофотоаппаратом типа А-39А, системой спутниковой навигации типа В-13А и бортовым вычислительным комплексом на базе рабочих станций FW-7000.

Этот комплекс может быть использован для решения самых разнообразных задач:

поддержание инженерных сооружений в необходимом для эксплуатации состоянии, исследование ландшафта и подготовка геоинформационных карт в градостроительстве, разведка месторождений и обнаружение геологически опасных зон в инженерной геологии и георазведке, использование аппаратуры в сельском и лесном хозяйстве, осуществление контроля за экологическим состоянием территорий, прилегающих к районам нефте- и газодобычи и т.д.



Тепловизионная съемка акватории порта Искедерун (юго-восток Турции), сделанная в ночное время с искусственного спутника Земли серии «Космос», показывает размеры и характер загрязнения моря. На снимке видно, насколько глубоко сброс воды и отходов промышленных объектов из очистных сооружений уходит в море и как распространяется вдоль побережья.


Да, конечно, подобная аппаратура - очень дорогое удовольствие. Но, как известно, скупой платит дважды. Возможно, именно Россия сегодня нуждается во внедрении в производство методик, позволяющих более рационально использовать природные ресурсы, улучшить качество и надежность строительных сооружений, отладить инфраструктуру, без чего невозможно дальнейшее полноценное развитие экономики.

Н.А. Вернер, обозреватель









Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное

Все материалы представлены для ознакомления и принадлежат их авторам.