Онлайн библиотека PLAM.RU


Взлеты и падения вертолетов «Робинсон» в России

В последние годы в сводках летных происшествий в гражданской авиации России все чаще фигурируют вертолеты «Робинсон», завоевывающие все большую популярность в нашей стране. Сегодня четырехместные R44 являются самым распространенным у нас типом легких вертолетов зарубежного производства: только за прошлый год частные лица, организации и авиакомпании России приобрели более полусотни таких машин, а общее их количество в стране достигло 140. Обратная сторона такой популярности – рост аварийности отечественных «Робинсонов»: только за последние два года с ними случилось восемь тяжелых летных происшествий, унесших жизни десяти человек. Показательно, что ни в одном из этих случаев причинами не являлись отказы или неисправности авиационной техники. Отчего же у нас продолжают падать «Робинсоны» и что можно сделать, чтобы прервать рост аварийности?

Каждый день со стапелей фирмы «Робинсон Хеликоптер» (Robinson Helicopter Company) сходят по пять вертолетов – два R44 и три R22. В планах компании – выпуск шестиместного газотурбинного R66. Часть этого потока, как в виде новеньких вертолетов, так и через вторичные продажи, попадает в Россию, где ниша легких вертолетов никогда не была должным образом заполнена. Ближайшими конкурентами-одноклассниками «Робинсона» в нашей стране являются отечественные вертолеты Ми-2 и Ми-34. «Старушка» Ми-2 всем хороша, но уже не выпускается. Ми-34 может летать хвостом вперед со скоростью 140 км/ч и делать «бочку», но назначенный ресурс его составляет всего 300 часов. Да и редкий пилот может похвастаться, что летал или хотя бы видел его вживую. В результате человек, имеющий желание и возможность купить для частного использования легкий вертолет, очень быстро оказывается клиентом фирмы «Робинсон». Новый двухместный R22, выпускаемый с 1979 г., можно купить в США за 240 тыс. долл., цены на более популярный в России четырехместный R44 (производится с 1992 г.) начинаются с 375 тыс. долл.

Глава компании Фрэнк Робинсон писал: «При разработке нашего первого вертолета для частного использования я исходил из очень ясного принципа: создать такой вертолет, который я бы хотел иметь лично сам». Простые и изящные технические решения, проверенный миллионами летных часов на тысячах летательных аппаратов бензиновый двигатель «Лайкоминг» – все это делает R44 надежным и экономичным. Коммерческая стоимость летного часа на «Робинсоне», предлагаемая конечному потребителю, например, в клубе «Волен» в подмосковной Яхроме, составляет 20 тыс. рублей (для сравнения, у Ми-8МТВ она достигает 80 тыс. рублей).

Вертолет R44 «Рэйвен» (и его модификация R44 II «Рэйвен II» с инжекторным двигателем) сертифицированы в России – сертификат типа выдан Авиарегистром МАК в январе 2002 г. В настоящее время в нашей стране зарегистрировано около полутора сотен вертолетов этой марки.

Вертолет легок, красив и миниатюрен. Именно эта миниатюрность и вызывает у бывалых пилотов снисходительное отношение к нему. Однако статистика авиационных происшествий (АП) заставляет относиться к вертолетам «Робинсон» вполне серьезно. С 2003 г. (первое авиационное происшествие с вертолетом «Робинсон» в России) по настоящее время произошло 12 летных происшествий: 7 катастроф, в которых погибло 7 пилотов и 12 пассажиров, и 5 аварий – авиационных происшествий без человеческих жертв (АПБЧЖ). Эта статистика заставляет серьезно задуматься над тем легкомыслием, с которым иные пилоты летают на R44. Тем более что просматривается общая тенденция на увеличение количества летных происшествий с «Робинсонами» в России: если в 2003 и 2004 гг. фиксировалось только по одному происшествию, то в 2006-м их случилось уже два, а в 2007 и 2008 гг. ежегодно регистрировалось по четыре АП.

Рассмотрим более подробно авиационные происшествия с вертолетами «Робинсон», произошедшие в России в 2007-2008 гг.

3 июня 2007 г. в районе н.п. Тарасково Каширского района Московской области потерпел катастрофу вертолет R44 (RA-04140) Некоммерческого партнерства «Авиационно-учебный центр «Скай-Вижн» (АОН). Машина выполняла санкционированный (т.е. разрешенный органами управления воздушным движением) ознакомительный полет в районе аэродрома «Ступино». На борту находились пилот и два пассажира. По имеющейся информации, пилот, в нарушение правил полетов, снизился над рекой Ока до высоты 5-7 м. При приближении под прямым углом к обрывистому берегу с растущими на нем деревьями высотой до 20 м он не учел направление и скорость ветра и с запозданием перевел вертолет в набор высоты. В результате произошло столкновение вертолета с ветвями деревьев толщиной 8-10 см, после чего он, вращаясь, пролетел 250 м, грубо приземлился на поле, опрокинулся на правый бок и разрушился. Пожара не было. Находившиеся на борту получили серьезные телесные повреждения, при транспортировке в больницу пилот скончался. Аварийный радиомаяк (АРМ) сработал, выдав сигнал бедствия.


На месте катастрофы R44 (RA-04140) АУЦ «Скай-Вижн» в Подмосковье 3 июня 2007 г.


По заключению комиссии по расследованию авиационного происшествия, «АП с вертолетом R44 RА-04140 произошло в результате столкновения ВС с деревьями при выполнении ухода на второй круг в условиях попутного ветра. АП стало возможным из-за недостатков, допущенных в процессе переучивания, ввода в строй и подготовки КВС к инструкторской работе, что привело к допуску к самостоятельным полетам неподготовленного пилота; отсутствия у пилота опыта самостоятельных полетов на данном типе вертолета, незнания и неучета им возможностей вертолета и влияния попутного ветра; нарушения пилотом требований полетного задания в части выдерживания допустимых высот в заданной зоне, а также попытки выполнения не предусмотренной полетным заданием посадки на площадку, подобранную с воздуха, без ее предварительного осмотра, оценки препятствий и учета фактической ветровой обстановки».

30 июня 2007 г. вблизи н.п. Ольгово Дмитровского района Московской области произошла авария вертолета R44 (RA-04154) авиакомпании «Веста-Аэро» (АОН). На борту находился пилот – курсант Калужского ЛТУ – и два пассажира. Пилот самостоятельно, без уведомления диспетчера и инструктора, произвел несанкционированный взлет. Полет проходил на малой высоте над пересеченной местностью. После взлета пилот потерял ориентировку и при заходе на посадку не заметил провода ЛЭП на высоте 10-15 м, которые сливались с подстилающей поверхностью. В результате произошло столкновение с ЛЭП. После падения вертолета на землю пилот и пассажиры, получившие травмы средней тяжести, самостоятельно выбрались из-под обломков, вертолет полностью сгорел. Аварийный радиомаяк не сработал. По заключению комиссии, «АП произошло при сочетании следующих факторов: недостаточный профессиональный уровень КВС, отсутствие опыта самостоятельного управления вертолетом; неучет конструктивных особенностей вертолета; потеря ориентировки».

28 июля 2007 г. неподалеку от Ижевска (Удмуртия) произошла катастрофа вертолета R44 (RA-04203), принадлежащего ООО «АСПЭК-Дружба» (АОН). При выполнении санкционированного полета по маршруту после пролета н.п. Евсино в районе Воткинского водохранилища вертолет столкнулся с натянутым тросом и затонул в 50 м от берега. Все находившиеся на борту погибли. Аварийный радиомаяк не сработал. По заключению комиссии, авиационное происшествие произошло «в управляемом полете, в результате столкновения вертолета с тросом, натянутым между берегами залива, при выполнении полета на недопустимо низкой высоте и явилось следствием нарушения КВ С правил полетов и полетного задания».

26 ноября 2007 г. в районе н.п. Снегири Истринского района Московской области потерпел аварию вылетевший с посадочной площадки Экспоцентра «Крокус-Сити» в районе МКАД (г. Москва) вертолет R44 (RA-04207), принадлежащий частному лицу, проживающему в С. -Петербурге. В результате аварии вертолет полностью разрушился и частично сгорел. Командир воздушного судна и пассажир получили телесные повреждения и были госпитализированы. Полет не был санкционирован. Аварийный радиомаяк не сработал. По заключению комиссии, «АП с вертолетом R44 RА-04207 произошло в результате столкновения его с земной поверхностью в сложных метеорологических условиях хуже минимума пилота и стало возможным из-за личной недисциплинированности пилота, выразившейся в пренебрежении запретом диспетчера на вылет в связи с плохими погодными условиями и нарушении им Воздушного кодекса Российской Федерации и НПП ГА-85 в части ведения радиосвязи, выдерживания безопасных высот полета и соблюдения установленного минимума погоды; слабой профессиональной подготовки пилота вследствие серьезных нарушений и упущений при подготовке и допуске его к самостоятельным полетам».

17 февраля 2008 г. в Воронежской области произошла авария вертолета R44 (RA-04226), принадлежащего частному лицу (Зенищев А.Л.). Учебно-тренировочные полеты на нем в этот день в районе вертолетной площадки «Пляж» (г. Воронеж) выполнял пилот ООО «УК «Авиаком». Обнаружив совместно с диспетчером несанкционированный пролет на низкой высоте в зоне полетов площадки «Пляж» неопознанного самолета типа Як-18 или Як-52, летчик принял самостоятельное решение по его преследованию, для чего выполнил взлет без запроса и разрешения органов УВД. В процессе преследования он вышел из зоны полетов площадки «Пляж» и потерял ориентировку. В ходе преследования и последующих попыток определения своего местоположения пилотом был утрачен контроль за остатком топлива. Обнаружив мигание лампочки-сигнализатора LOW FUEL (малый остаток топлива), летчик принял решение на выполнение вынужденной посадки на площадку, подобранную с воздуха, – на обочине подъездной дороги автозаправочной станции «Лукойл» на 37-м км автодороги Воронеж-Тамбов. Пилот не смог определить наличие уклона заснеженной площадки, в результате чего произошло повреждение полозкового шасси и попадание хвостовой балки в плоскость вращения несущего винта с повреждением вала трансмиссии и тяги путевого управления. Последовало неуправляемое вращение вертолета вокруг оси несущего винта и опрокидывание на правый борт. В результате авиационного происшествия вертолет был разрушен. Аварийный радиомаяк не сработал.

По заключению комиссии, «АП с вертолетом R44 RА-04226 произошло в результате неграмотных действий пилота при выполнении вынужденной посадки, обусловленной малым остатком топлива, на подобранную с воздуха площадку. Данные действия привели к повреждению несущим винтом хвостовой балки, трансмиссии рулевого винта, тяг путевого управления и конструкции ВС. Результатом этих повреждений явилась потеря управления вертолетом. В процессе неуправляемого вращения вокруг оси несущего винта вертолет опрокинулся на правый борт. АП стало возможным по причине недостатков в профессиональной подготовке пилота и его недисциплинированности, которые выразились в получении пилотом фиктивного допуска к выполнению полетов на R44 в качестве КВС и прохождении курса переподготовки пилотов коммерческой авиации на основании этого допуска; возможности оформления допуска в качестве КВС без контроля со стороны ФСНСТ Минтранса РФ; невыполнении пилотом требований нормативных документов в части самовольного неподготовленного вылета по незаявленному маршруту».


Обломки частного R44 (RA-04207), потерпевшего аварию 26 ноября 2007 г. в Истринском районе Московской области


2 марта2008г. в Тюменской области потерпел катастрофу вертолет R-44II (RA-04223), принадлежащий частному лицу (Смирнов А.В.), не имеющему Свидетельства эксплуатанта АОН. За два дня до этого, 29 февраля, вертолет выполнил несанкционированный органами ОрВД перелет без радиосвязи с посадочной площадки «Самотлор» в районе Нижневартовска в Уватский район Тюменской области. Вылет оттуда был произведен 2 марта в ночных условиях и также не был санкционирован. К месту назначения, на посадочную площадку «Самотлор», вертолет не прибыл. Поиски пропавшего вертолета длились 1,5 месяца и не дали результатов. Сигналов аварийного радиомаяка получено не было. Вертолет был случайно обнаружен только через семь месяцев полностью разрушенным.

По заключению комиссии, «катастрофа вертолета R44 RA-04223 произошла по причине его сваливания в недопустимых для данного типа условиях полета с пониженной перегрузкой, созданных ошибочными действиями пилота при попытке восстановить нормальное положение вертолета в ситуации потери им пространственного положения при полете на малой высоте ночью. Факторами, способствующими возникновению катастрофической ситуации, явились необоснованное решение КВС, не имеющего допуска к ночным полетам, выполнить полет после наступления темноты; переоценка пилотом своих возможностей, вследствие чего он не произвел посадку после возврата на точку вылета, а принял решение на продолжение полета; несоразмерные ошибочные действия пилота при попытке вывода вертолета в нормальный полетный режим, приведшие к остановке двигателя в полете».

10 августа 2008 г. в районе н.п. Демидково в 50 км севернее г. Пермь произошла авария вертолета R44 II (RA-04211), принадлежащего Пермской РОО «РОСТО». Вертолет осуществлял полеты по обеспечению соревнований по аквабайку в акватории Камского водохранилища. При выполнении санкционированного взлета с посадочной площадки «Палазна», расположенной вблизи береговой черты Камского водохранилища в сторону акватории (против ветра), на высоте 10 м и скорости 93 км/ч сработала звуковая сигнализация и загорелось табло «Низкие обороты несущего винта». Принятыми КВС действиями восстановить обороты несущего винта не удалось. Вертолет начал заваливаться на правый борт, приводнился на поверхность Камского водохранилища и затонул. После приводнения пилота и находившихся на борту трех пассажиров спасли подошедшие на катере спортсмены. Аварийный радиомаяк не сработал. По заключению комиссии, «АП с вертолетом R44 II RA-04211 произошло из-за профессиональной неподготовленности КВС к выполнению полетов на вертолете R44, что привело к столкновению ВС с водной поверхностью и последующему его затоплению. Факторы, которые могли способствовать АП: перезатяжеление КВС несущего винта вертолета при взлете с подобранной с воздуха площадки при полетной массе вертолета, близкой к предельно допустимой; выполнение маневров на недопустимо малой высоте над водной поверхностью и ошибки в визуальном определении высоты полета».

6 сентября 2008 г. в районе н.п. Кузьмино в Сычевском районе Смоленской области потерпел катастрофу вертолет R44 (RA-04180), принадлежащий частному лицу (Шмаков СА.). О факте выполнения полета органам ОрВД известно не было. Аварийный радиомаяк не сработал. Сначала охотниками был найден один сильно обгоревший пассажир, который не мог точно указать место происшествия. Он был доставлен в больницу, но затем скончался. На следующий день спасателям удалось обнаружить полностью разрушенный сгоревший вертолет и еще два обгоревших тела. По заключению комиссии, «авиационное происшествие с вертолетом R44 RA-04180 произошло в результате потери пилотом пространственной ориентировки при выполнении несанкционированного взлета в условиях тумана ночью с площадки, подобранной с воздуха. Согласно п.5.3.2. НПП ГА-85 полеты по ПВП ночью на вертолете R44 не разрешены».


На месте катастрофы частного вертолета R44 (RA-04180), произошедшей 6 сентября 2008 г. в Смоленской области


Авиационные происшествия с вертолетами «Робинсон» в России в 2007-2008 гг.
Дата Вид АП Регистрационный номер Место АП Время суток и метеоусловия Погибло (экипаж/пасс.) Ранено (экипаж/пасс.)
03.06.2007 Катастрофа RA-04140 Московская обл. День ПМУ 1 (1/0) 2 (0/2)
30.06.2007 АПБЧЖ RA-04154 Московская обл. День ПМУ - 3 (1/2)
28.07.2007 Катастрофа RA-04203 Удмуртия День ПМУ 4 (1/3) -
26.11.2007 АПБЧЖ RA-04207 Московская обл. День СМУ - 3 (1/2)
17.02.2008 АПБЧЖ RA-04226 Воронежская обл. День ПМУ - -
02.03.2008 Катастрофа RA-04223 Тюменская обл. Ночь СМУ 2 (1/1) -
10.08.2008 АПБЧЖ RA-04211 Пермский край День ПМУ - -
06.09.2008 Катастрофа RA-04180 Смоленская обл. Ночь СМУ 3 (1/2) -

Анализ рассмотренных авиационных происшествий показывает:

– во всех восьми случаях авиационная техника в последнем полете была исправна и работоспособна до момента АП;

– в пяти случаях имело место несанкционированное использование воздушного пространства РФ;

– штатный аварийный радиомаяк сработал только в одном случае.

На основе вышесказанного можно сформулировать две технические проблемы, связанные с летной эксплуатацией вертолетов «Робинсон» в России. Во-первых, это отсутствие на них надежного аварийного радиомаяка, а во-вторых – оборудования, позволяющего автоматически определить фактическое местоположение вертолета. Последнее приводит к тому, что пилот может совершить несанкционированный вылет, не опасаясь последствий. Стоит заметить, что только в период с 1 января по 26 ноября 2007 г. в Московской воздушной зоне (МВЗ) Центральным управлением Росаэронавигации было расследовано пять случаев полетов неопознанных ВС без ведения радиосвязи с пересечением посадочных курсов и створов взлетно-посадочных полос аэродромов МВЗ, что представляет собой прямую угрозу безопасности полетов как самих неопознанных летательных аппаратов, так и ВС, совершающих регулярные рейсы. Отсутствие на борту вертолета указанной аппаратуры позволяет пилоту, даже если вылет является разрешенным, выдавать диспетчеру ложные сведения о своем местонахождении.

Проблема может быть решена путем дооборудования вертолетов «Робинсон» сертифицированной системой, позволяющей передавать в непрерывном режиме информацию об их фактическом местоположении. В случае АП эта же информация позволит организовать их быстрый поиск. На монитор приемной аппаратуры должна выводиться информация, содержащая регистрационный номер вертолета, треки заявленного и фактического полета. При расхождении треков диспетчер может дать оперативную информацию о корректировке маршрута. Указанная аппаратура должна включаться автоматически, по какому-либо признаку начала полета вертолета (по аналогии со счетчиком наработки) и не может быть выключена пилотом. Система должна быть интегрирована в существующую систему управления воздушным движением. После согласования с фирмой «Робинсон Хеликоптер», такая аппаратура должна быть включена в Сертификационные требования для вертолетов «Робинсон», зарегистрированных в СНГ.

Предлагаемое решение проблемы, естественно, не является окончательным, но, по мнению автора, может в значительной степени способствовать снижению уровня аварийности вертолетов «Робинсон» в России, приобретающего в последние годы угрожающий характер.









Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное

Все материалы представлены для ознакомления и принадлежат их авторам.