Онлайн библиотека PLAM.RU


Вертолеты в российской гражданской авиации

К началу этого года в гражданской авиации России (не считая АОН) эксплуатировалось 958 вертолетов. 933 из них – вертолеты советского (российского) производства и только 25 – «иномарки». Основу вертолетного парка российских авиакомпаний составляют вертолеты семейства Ми-8, их доля достигает почти 77% (734 машины). В коммерческой гражданской авиации Ми-8 сегодня летают в 70 авиакомпаниях. 549 из них приходится на машины с двигателями ТВ2-117 (транспортные Ми-8Т, пассажирские Ми-8П, вертолеты-салоны Ми-8ПС и др.) и 185 – на вертолеты с ТВ3-117 (Ми-8МТ, Ми-8МТВ-1, Ми-8АМТ, Ми-171, Ми-172). Следующий по численности тип вертолета – Ми-2: в 29 авиакомпаниях по-прежнему летает 119 таких аппаратов (12%).

Доля других типов отечественных вертолетов едва превышает 8%. Два десятка Ка-26 продолжают эксплуатировать только «Газпромавиа» и «Уфимские авиалинии» (одна машина). Вертолетов Ка-32 в эксплуатации к началу этого года имелось 28. Они входили в парк авиакомпаний «Авиалифт Владивосток» (6), «Аэро-Камов» (5), «Владивосток Авиа» (4), ФГУАП МЧС (2), Нефтеюганского авиаотряда (4) и авиапредприятия ПАНХ (7). Тяжелые транспортные Ми-26Т эксплуатируются 2-м Архангельским авиаотрядом (4), авиакомпанией «Вертикаль-Т» (2), Мирнинским авиапредприятием (2), ФГУАП МЧС (2), авиапредприятием ПАНХ (1), компаниями «Роствертол-Авиа» (3), «СКОЛ» (3) и «ЮТэйр» (14). Всего к началу года в эксплуатации находилась 31 такая машина. А вот из знаменитых вертолетов-кранов Ми-10К в строю остался только один – в авиакомпании «ЮТэйр».


Парк гражданских вертолетов отечественного производства в авиакомпаниях России на январь 2009 г.
Тип вертолета В реестре В эксплуатации
Ми-26Т 68 31
Ми-10К 8 1
Ми-8 1144 734
Ка-32 53 28
Ми-2 531 119
Ка-26 63 20
Ка-226 2 -
Ми-34С 4 -
Итого 1873 933

Немалое количество вертолетов российских авиакомпаний работало в 2008 г. за пределами страны. Так, за границей летало 15 из 28 вертолетов Ка-32: пять Ка-32С компании «Авиалифт Владивосток» трудились в Индонезии и Малайзии, два Ка-32С и один Ка-32Т «Владивосток Авиа» – в Новой Гвинее, три машины ПАНХ – в Турции, а еще три Ка-32АО – на Кипре, один Ка-32Т «Аэро-Камова» – в Греции. За пределами Родины работали и более трети «тяжеловесов» Ми-26Т: по одному «ЮТэйровскому» вертолету решали свои задачи в Канаде, Конго, Либерии, Уганде и Чаде, в Судане их было целых четыре, в Афганистане и Греции работало по одной машине компании «Вертикаль-Т» и авиапредприятия МЧС России соответственно. А вертолетов семейства Ми-8 за границей работало аж 78: машины Нефтеюганского авиаотряда, компаний «Вертикаль-Т», «ЮТэйр», «Восток», «СКОЛ», «Владивосток Авиа», 2-го Архангельского авиапредприятия и ПАНХ несли службу в Абхазии, Афганистане, Бурунди, Восточном Тиморе, Гаити, Греции, ДРК, Западной Сахаре, Конго, Кот-д’Ивуаре, Либерии, Ливане, Непале, Новой Гвинее, Словакии, Судане, Сьерре-Леоне, Чаде и Эфиопии, большинство – в рамках гуманитарных миссий ООН.

Что касается вертолетов зарубежного производства, то на сегодня Авиарегистром МАК сертифицировано для полетов в России 17 основных типов машин американского, французского, германского, итальянского и польского производства (см. таблицу). Но в коммерческой гражданской авиации вертолетов – «иномарок» пока немного – только 25 машин, при этом половина (13 единиц) приходится на легкие R44 фирмы «Робинсон». Остальные вертолеты зарубежного производства летают в авиации общего назначения и у частных владельцев. В общей сложности в активной эксплуатации на начало года в России было 90 иностранных вертолетов, а всего в реестр гражданских воздушных судов РФ внесено чуть больше 200 винтокрылых «иномарок».

Самым крупным эксплуатантом вертолетной техники в России по праву считается авиакомпания «ЮТэйр», располагавшая к началу года 135 вертолетами (120 из них принадлежат к семейству Ми-8, оставшиеся – это 14 тяжелых Ми-26Т и единственный в стране Ми-10К). Вторая по величине «вертолетная» компания – «Газпромавиа». В начале 2009 г. у нее эксплуатировалось без малого сотня вертолетов: 69 – семейства Ми-8, 19 – Ка-26 и 9 – Ми-2. Всего же вертолеты летают сегодня в 80 российских коммерческих авиакомпаниях, а с учетом авиации общего назначения, по данным ГосНИИ ГА, число сертифицированных эксплуатантов вертолетной техники в России достигает 128. Но 62% из них владеют не более чем пятью вертолетами, в т.ч. 20% имеют вообще всего по одной винтокрылой машине.

По мере вывода из эксплуатации устаревающих Ми-2 и Ка-26, а также самых «полетавших» Ми-8, парк российских вертолетов постепенно редеет. Его пополнение сегодня обеспечивается фактически только штучными поставками новых Ми-8МТВ-1, Ми-8АМТ, Ми-171 и Ми-172, а также притоком «иномарок». Особенно сжимается сегмент легких вертолетов: отечественному авиапрому предложить здесь пока нечего, а темпы списания Ми-2 и Ка-26 все растут. За последние годы коммерческим эксплуатантам не было поставлено ни одного нового Ка-226, «Ансата» и Ми-34. Поэтому основной вклад в пополнение парка вносят вертолеты из-за границы. Так, только в течение 2008 г. в реестр гражданских воздушных судов РФ было внесено еще примерно 75 машин «Робинсон», «Еврокоптер», «Белл» и «Агуста-Уэстлэнд» – как новых, так и подержанных. Хотелось бы верить, что усилия, предпринимаемые ОАО «Вертолеты России» по реструктуризации и оптимизации работы отрасли, не только приведут к росту экспорта российской винтокрылой техники и долгожданному перевооружению российской армейской авиации, но и будут отвечать интересам отечественных гражданских эксплуатантов.


Вертолеты зарубежного производства, сертифицированные в России
Тип вертолета Изготовитель Страна Сертификат типа АР МАК Дата выдачи В реест­ре* В эксплуата­ции* 
W-3 PZL Swidnik Польша 17-В-3 17.12.1992 1 1 (1)
Во105 (CB4, CB5, CBS4, CBS5) Eurocopter Германия 82-105 09.12.1995 5 4 (3)
ВК117 (C1, C2, B2) Eurocopter Германия 94-ВК117 04.03.1996 4 4 (1)
AS350 (В, В1, В2, ВА, В3), ЕС130В4 Eurocopter Франция 107-AS350 14.06.1996,12.10.2006 9
AS332 (C, L, L1, L2) Eurocopter Франция 110-332 05.12.1996 - -
AS355 (N, E, F, F1, F2) Eurocopter Франция 112-355 06.12.1996 12 8 (1)
A109E, A109S Agusta Италия CT170-A109E 24.05.1999 3 3
Bell 407 Bell Helicopter США CT171-BELL407 24.05.1999 10 6
R44, R44II Robinson Helicopter США CT206-R44 28.01.2002 140 53 (13)
Bell 430 Bell Helicopter США CT239-Bell 430 07.07.2005 2 1 (1)
Bell 206B Bell Helicopter США CT240-Bell 206B 07.07.2005 2 1
SW-4 PZL Swidnik Польша CT243-PZL-SW-4 29.07.2005 - -
R22 BETA Robinson Helicopter США CT252-R22BETA 02.11.2005 3 -
Bell 427 Bell Helicopter США CT255-Bell 427 02.06.2006 1 1
EC120B Eurocopter Франция CT258-EC120 12.10.2006 9 2 (1)
EC135 (T2+, P2+) Eurocopter Германия CT263-EC135 27.06.2007 2 2
MD900 MD Helicopters США CT284-MD900 21.11.2008 - -

* данные на январь 2009 г., включая АОН; в скобках указано количество вертолетов, находящихся в эксплуатации в авиакомпаниях коммерческой гражданской авиации


В демонстрационном полете – первый опытный экземпляр перспективного транспортного вертолета Ми-38


ЕвгенийЕРОХИН









Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное

Все материалы представлены для ознакомления и принадлежат их авторам.