Онлайн библиотека PLAM.RU


"Стабильность" – признак мастерства

Владимир ЩЕРБАКОВ Фото Дмитрия Александрова


Авианосная группа во главе с «Кузнецовым» успешно сходила в Средиземку

В начале марта единственный на сегодня в боевом составе российского флота авианосец – тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» – с кораблями сопровождения вернулся из дальнего похода в главную военно-морскую базу Северного флота Североморск. Событие – достаточно неординарное, поскольку с предыдущего подобного похода «Кузнецова» прошел уже год (см. «Взлёт» №4/2008, с. 34-43).. Каждая боевая служба ТАВКР «Кузнецов» – не только серьезный экзамен самому кораблю, его экипажу и находящейся на борту авиагруппе, но и повод вновь задуматься о том, как дальше будут развиваться отечественные авианосные силы и корабельная авиация, будут ли в нашей стране еще когда-нибудь строиться новые авианосцы и если да, то какими им быть.


Готовясь к боевой службе

Естественно, что дальний поход, да еще и такого сложного формирования как авианосная группа, – дело ответственное и не такое простое на первый взгляд, как кажется обывателю. Поэтому ему всегда предшествует тщательная подготовка. Авианосец и летчики-палубники прошли ее, в т.ч., и в рамках проводившегося учения под кодовым наименованием «Стабильность».

В начале октября 2008 г. на Северном флоте состоялось командно-штабное учение (КШУ), проводимое под руководством командующего Северным флотом вице-адмирала Николая Максимова в рамках стратегического КШУ «Стабильность-2008». Последнее проводилось в масштабах всех Вооруженных сил РФ и руководство им осуществлял министр обороны. Целью КШУ Северного флота была определена комплексная отработка задач применения объединений и соединений Северного флота, в т.ч. морских стратегических ядерных сил, в условиях вооруженного конфликта в интересах стратегического и регионального сдерживания. Были также отработаны вопросы восстановления боеспособности сил Северного флота в ходе ведения военный действий: на местности оборудовались пункты рассредоточенного судоремонта и маневренного базирования, проводились тренировки по восстановлению условно поврежденных отдельных пунктов базирования сил Северного флота.

Одним из главных мероприятий, осуществленных на Северном флоте в рамках КШУ, стало проведение полетов самолетов Су-33 из состава 279-го отдельного корабельного истребительного авиационного полка Северного флота. В целях обеспечения полетов палубной авиации в море выходил ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов», перед экипажем которого были также поставлены задачи проверки маневренности корабля и замера скоростей хода. Что касается полетов истребителей корабельного базирования, то они выполнялись летчиками полка с берегового аэродрома, но с отработкой посадки на палубу ТАВКР. При этом в полетах принимали участие не только «ветераны», но и молодые пилоты авиаполка.



Поход начинается

Но самое главное действо началось только два месяца спустя – 5 декабря 2008 г., когда в соответствии с планом боевой подготовки Военно-морского флота России, был дан старт походу корабельной авианосной группы Северного флота в северо-восточную часть Атлантического океана и в Средиземное море. В состав группы были включены тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов», большой противолодочный корабль «Адмирал Левченко», самолеты и вертолеты корабельного базирования, а также суда обеспечения «Сергей Осипов» и «Николай Чикер». Также в различные периоды похода было запланировано взаимодействие корабельной авианосной группы Северного флота с кораблями и судами Балтийского и Черноморского флотов ВМФ России. Свое место на борту «Кузнецова» заняла корабельная авиация – девять истребителей Су-33, два учебно-боевых самолета Су-25УТГ и четыре вертолета Ка-27.

Заявленная цель похода – обеспечение военно-морского присутствия в оперативно важных районах Мирового океана, при этом в походе предполагалось совершенствовать морскую выучку и боевую слаженность экипажей надводных кораблей, отработать их совместные действия с авиацией, включая выполнение практических стрельб. Кроме того, были запланированы визиты и деловые заходы боевых кораблей и судов обеспечения Северного флота в порты ряда иностранных государств региона.

И уже через неделю в северо-восточной Атлантике российскими моряками были успешно проведены масштабные полеты палубной авиации – авиагруппы ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». По данным штаба Северного флота, полеты выполнялись в штатном режиме палубными истребителями Су-33, при этом летчиками были отработаны различные элементы пилотирования, а особое внимание было уделено процессам взлета и посадки на палубу корабля. А пока небо над Атлантикой содрогалось от рева двигателей российских истребителей, находившиеся на кораблях авианосной группы морские пехотинцы, не теряя времени даром, выполнили практические стрельбы из различных видов стрелкового оружия.



Здравствуй, Лиссабон!

19 декабря БПК «Адмирал Левченко» в сопровождении большого морского танкера «Сергей Осипов» совершили четырехдневный заход в столицу Португалии – порт Лиссабон, программа которого включала посещение БПК «Адмирал Левченко» Чрезвычайным и Полномочным Послом России в Португалии Павлом Петровским, протокольную встречу командира отряда боевых кораблей Северного флота контр-адмирала Александра Федотенкова с командующим ВМС Португалии вице-адмиралом Салданье Лопешом и ответный визит представителей командования ВМС Португалии на борт БПК «Адмирал Левченко». Для экипажей российских кораблей была организована обширная культурная программа, а «Адмирал Левченко» был открыт для посещения местным населением и военными моряками. 22 декабря «Адмирал Левченко» и «Сергей Осипов» вышли в море для соединения с корабельной авианосной группой во главе с ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов».

После Нового года, в середине января, корабли авианосной группы приняли участие в совместном российско-турецком военно-морском учении под кодовым наименованием «Турраш-2009» – в акватории Средиземного моря недалеко от побережья Турции. С российской стороны в нем принял участие БПК «Адмирал Левченко», а с турецкой – фрегат «Гермлик», ракетные катера «Фыртына» и «Гюрбет», а также патрульный катер «Касырга». В ходе учения были отработаны приемы совместного маневрирования, осуществлено взаимодействие по связи, проведена «спецоперация» по поиску и спасению терпящих бедствие людей с применением палубной авиации, а именно российского поисково-спасательного вертолета Ка-27ПС. Кроме того, корабли авианосной группы совершили неофициальный заход в Турцию, посетив с 5 по 9 января военно-морскую базу ВМС Турции Акзас-Караагач.

А буквально через пару суток, 12 января, российская корабельная авианосная группа в составе ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов», БПК «Адмирал Левченко» и судна обеспечения «Николай Чикер» зашла, теперь уже с деловым визитом, в сирийский порт Тартус. За проведенное в порту время экипажи российских кораблей неоднократно имели возможность побывать на берегу и ознакомиться с местными достопримечательностями: североморцам показали не только сам Тартус, но и второй по величине город Сирии – Алеппо (Халеб), знаменитый руинами монастыря Сен-Симон и крепостью крестоносцев, построенной в XI-XII вв., а также столицу Сирии – город Дамаск. Покинули российские корабли Тартус только 23 января.


Облетали Крит и Атлантику

В последние дни января летчики отдельного корабельного истребительного авиационного полка Северного флота провели очередные полеты, в соответствии с разработанным планом дальнего похода, но уже в небе над центральной частью Средиземного моря. Жаль только, что Средиземка слишком редко видит самолеты нашей морской авиации, да и корабли там появляются не так часто, как в годы «холодной войны»…

По заявлению представителей ВМФ России, полеты проходили в штатном режиме, в районе западнее острова Крит. В общей сложности было совершено 14 вылетов самолетов Су-33 и четыре вылета вертолетов корабельного базирования.

Выполнив задачи в Средиземке, корабельная авианосная группа ВМФ РФ в первой половине февраля успешно форсировала Гибралтарский пролив и вновь приступила к выполнению задач в Атлантическом океане. При этом пока, в соответствии с планом дальнего похода, танкер «Сергей Осипов» осуществил заход в португальский порт Лиссабон для пополнения запасов, экипаж ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» отработал тактическое учение по противовоздушной обороне. По замыслу учения воздушного «противника» имитировали корабельные истребители Су-33, а перед корабельными расчетами ракетно-артиллерийской боевой части стояла задача своевременно обнаружить воздушную цель, сопровождать ее комплексами зенитно-ракетного и противовоздушного вооружения, после чего – по команде – условно уничтожить. Командир корабельной авианосной группы контр-адмирал Александр Федотенков высоко оценил действия личного состава крейсера и летчиков-истребителей, успешно выполнивших поставленные задачи в сложных метеоусловиях.



Памяти Тимура Апакидзе

Дальний поход авианосной группы Северного флота, длившийся без малого три месяца, завершился 2 марта этого года – прибывшие в Североморск ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» и БПК «Адмирал Чабаненко» (проект 11551) встречали командующий Северным флотом вице-адмирал Николай Максимов, губернатор Мурманской области Юрий Евдокимов, глава ЗАТО г. Североморск Виталий Волошин, представители командования Северного флота и общественности. Так что жены моряков получили, можно сказать, подарок к 8 марта – их мужья проведут праздник в кругу семьи.

Причем «Адмирал Чабаненко», до января выполнявший задачи отдельно от авианосной группы, находился в походе более пяти месяцев – такие продолжительные плавания наши моряки уже не совершали достаточно давно, хотя полугодовые походы, в т.ч. и одиночные плавания, для кораблей советского ВМФ в годы «холодной войны» были обычным делом. Большой противолодочный корабль вышел в дальний поход 22 сентября 2008 г. и выполнял задачи в составе отряда боевых кораблей в Атлантике, Средиземном море, Карибском бассейне и Тихом океане. Принимал участие в совместных российско-венесуэльских учениях «Венрус-2008», а также стал первым в современной истории российским боевым кораблём, прошедшим Панамским каналом. За время похода уникальный корабль, существующий, к сожалению, только в единственном экземпляре, заходил с визитами в порты Акзас-Караагач (Турция), Ла-Гуайра (Венесуэла), Родман (Панама), Блуфилдс (Никарагуа) и Гавана (Куба), причем в Венесуэле корабль посетили Президент России Дмитрий Медведев и Президент Боливарианской Республики Венесуэла Уго Чавес.

Интересно, что во время встречи в Североморске командиру БПК «Адмирал Чабаненко» капитану 1 ранга Анатолию Долгову наряду с жареным поросенком – от командующего флотом, и большой семгой, символом изобилия Мурмана – от губернатора Мурманской области Юрия Евдокимова, являющегося одновременно еще и президентом ассоциации шефства над Северным флотом, также вручили смотровой ордер на квартиру – от главы закрытого административно-территориального образования г. Североморск Виталия Волошина. Впрочем, квартира предназначается не для командира, а для одного из подчиненных ему офицеров, «показавшему высокие результаты в служебной деятельности в дальнем походе». Аналогичный ордер, и даже не один, получил и командир ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» (всего было выделено три трехкомнатные и две двухкомнатные квартиры). Хорошее начинание, которое было бы неплохо сделать доброй флотской традицией – правда для этого придется чаще отправлять корабли в дальние походы.

А буквально через пару дней после триумфального возвращения из дальнего похода, российским морякам и летчикам Северного флота пришлось собираться уже совсем по другому поводу. 4 марта, в день 55-летия со дня рождения Героя России генерал-майора Тимура Апакидзе, в Североморске на площади Сафонова прошел митинг памяти в честь трагически погибшего летчика. Аналогичные памятные мероприятия прошли также и в Москве, Мурманске, г. Острове Псковской области и в гарнизоне Североморск-3, где проходил службу генерал-майор Апакидзе.



Итоги похода и планы на будущее

Каковы же итоги дальнего похода российской авианосной группы? Надо отметить, что даже при всех объективных ограничениях – например, имея малый состав самой группы – мероприятие получилось важным и, в определенной степени, знаковым. Так, за время похода в полном объеме был отработан план боевой подготовки, авианосец прошел более 12 тыс. морских миль, а самолеты и вертолеты корабельного базирования совершили в общей сложности более 500 вылетов. Причем по сравнению с предыдущим дальним походом ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов», состоявшимся годом ранее, палубные лётчики увеличили все количественные показатели в полтора-два раза.

В различные периоды длительного плавания ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» выполнял поставленные задачи во взаимодействии с большими противолодочными кораблями «Адмирал Левченко», и «Адмирал Чабаненко», судами обеспечения «Сергей Осипов», «Николай Чикер», кораблями и судами обеспечения Балтийского и Черноморского флотов.

Конечно, современному российскому флоту еще необходимо сильно потрудиться, чтобы догнать по степени оперативного напряжения не то что американские ВМС, но даже и своих собственных предшественников и старших коллег, обеспечивавших постоянное присутствие советского ракетно-ядерного флота в различных районах Мирового океана. Будем надеяться, что и корабли, и высококвалифицированные специалисты для этого у нас будут – не хочется как-то разделить судьбу бывшей «владычицы морей» Великобритании, «усохшей» до состояния «второразрядной» морской державы.

Российские адмиралы уже твердо заявили о необходимости и целесообразности постройки для отечественного флота пяти- шести новых авианосцев. Первым о наличии таких планов журналистов проинформировал два года назад тогдашний Главком ВМФ Владимир Масорин. Нынешний Главнокомандующий ВМФ России адмирал Владимир Высоцкий планы своего предшественника в части создания мощных авианосных сил подтверждает. Так, в июле прошлого года он заявил, что, хотя в настоящее время приоритетным направлением военно-морского строительства является совершенствование многоцелевого и стратегического ракетоносного подводного флота, в среднесрочной перспективе будет выполнено проектирование и начато строительство авианосцев нового типа, которые войдут в боевой состав Северного и Тихоокеанского флотов.

«Все должно работать в системе, в т.ч. и авианосцы. Мы назвали это морской авианосной системой, которая будет базироваться на Северном и Тихоокеанском флотах, – заявил адмирал Высоцкий агентству РИА «Новости» во время прошлогоднего празднования Дня ВМФ. – Строительство таких систем начнется после 2012 г.».

По словам Главкома, перспективные морские авианосные системы будут отличаться тем, что будут, во-первых, «действовать в тесном взаимодействии с космической группировкой», а во-вторых, должны действовать в тесном контакте с ВВС и системами ПВО. Здесь правда не совсем понятно, что же такого нового изобрели российские адмиралы и конструкторы, что пришлось даже выдумать новый термин – «морская авианосная система»? Ведь указанные «особенности» таковой в полной мере и уже давно присущи атомным авианосцам ВМС США и Франции, а без взаимодействия с космическими системами, ВВС и ПВО авианосец и даже авианосная группа являются практически бесполезными.

Причем как особо подчеркнул адмирал Высоцкий, научно-исследовательские работы по новому авианесущему кораблю в России уже ведутся, а после этого начнется опытно-конструкторский этап. Стоимость одного такого авианосца нового поколения оценивается примерно в 2 млрд долл. Специалисты северодвинского «Севмаша», являющегося на сегодня наиболее приемлемым местом для постройки перспективных авианосцев, уже подготовили технико-экономическое обоснование для участия в тендере на постройку кораблей такого класса. Фактически можно отметить, что предприятие практически готово к постройке авианосца: стапельное производство не требует никаких существенных доработок, а наиболее серьезным вопросом является необходимость модернизации имеющегося осушаемого бассейна завода.


У России будет своя «Нитка»

Одной из проблем в этом плане является обеспечение качественной подготовки личного состава палубной авиации. Летчики-палубники – это элита, которую за месяц-другой не вырастишь. Таких профессионалов надо готовить годами, пестовать их, как делал это Петр I в отношении своих гвардейских полков. Сегодня же, как представляется, основная проблема здесь заключается даже не в том, что у нас имеется в наличии всего один авианосец, который к тому же редко удается вывести в море. Главное – в том, что российскому флоту негде проводить первоначальную подготовку молодых летчиков-палубников: ведь до того, как взлетать и садиться на палубу «живого» корабля, необходимо отработать все элементы этих процедур на земле, на специальном тренажере. Такой комплекс сегодня имеется только на территории Украины (аэродром Ново-Федоровка под Саками в Крыму), ставшей независимым государством и в последнее время стремящейся, увы, всеми силами испортить отношения с Россией.

Комплекс «Нитка» под Саками включает имитатор взлетно-посадочной палубы (блок, представляющий собой копию палубы корабля с трамплином), аэрофинишер с четырьмя тросами, аварийную сеть, а также командно-диспетчерский пункт (аналог корабельного КДП), курсовой и глиссадный радиомаяки и оптическую систему посадки «Луна», обеспечивающие точность посадки на палубу.

Неоднократно в последние годы командировки российских летчиков-палубников на комплекс «Нитка» срывались, причем иногда – в самый последний момент. При этом всего за несколько недель тренировок Россия выплачивала Украине просто сумасшедшие суммы – в 2006 е, например, это было 500 тыс. долл. А в прошлом году дошло вообще до неприличия: летчики 279-го корабельного истребительного авиаполка перебазировались на своих самолетах Су-33 на аэродром Остров в Псковской области, где дожидались разрешения на пролет в воздушное пространство Украины, однако так его и не получили – причем даже не смотря на то, что Москва внесла предоплату за использование тренажера. Фактической причиной демарша украинской стороны в прошлом году стал грузино-осетинский конфликт, в котором Украина, как известно, заняла отнюдь не российскую сторону.

Из-за очередного обострения российско-украинских отношений по вопросу базирования кораблей российского Черноморского флота в Севастополе – на этот раз на фоне событий в Осетии и занятой украинской стороной позиции безоговорочной поддержки Грузии – на самом высоком уровне в Украине в последний момент было принято политическое решение: российских палубников в Крым не пускать. 9 августа 2008 г. МИД Украины выступил с официальным заявлением, в котором назвал «нецелесообразной» в сложившихся условиях тренировку российских летчиков на тренажере в Крыму. В Киеве, по всей видимости, посчитали, что российские палубные истребители (прилетающие на «Нитку», естественно, без всякого оружия!) смогут помешать задуманному Украиной «воспрепятствованию возвращению российских боевых кораблей» на базу в Севастополе. В итоге прошлой осенью российским истребителям-палубникам пришлось восстанавливать навыки палубных посадок и взлетов без предварительной тренировке на «Нитке» – уже только непосредственно на «Кузнецове», что, естественно, замедлило ввод в строй молодых летчиков.

Напомним, еще 19 июля 2004 г. президент Украины Леонид Кучма подписал, а Верховная Рада 1 июля того же года ратифицировала специальное межправительственное соглашение с Российской Федерацией об использовании полигона взлетно-посадочных систем «Нитка» в Крыму. Но новому президенту Украины, видимо, решения его предшественников – не указ. Каков же выход из складывающейся ситуации?

«Взлёт» уже сообщал о том, что Индия приступила к сооружению собственного берегового учебно-тренировочного комплекса, аналогичного крымской «Нитке». Судя по всему, в течение ближайших двух лет он может быть введен в строй. У нас же такого комплекса до сих пор нет – как же наше военно-политическое руководство собирается тогда создавать мощные авианосные силы с пять-шестью авианосцами, если для них негде готовить молодых летчиков? Будем отправлять их в Индию?

На протяжении последних двух лет различные высокопоставленные представители Минобороны России неоднократно декларировали намерение начать сооружение такого комплекса на территории России, в частности назывался район г. Ейска, где в былые годы готовили летный состав для морской авиации. Так, например, еще в июле 2006 г. начальник ВВС и ПВО Военно-морского флота России генерал-лейтенант Юрий Антипов сообщал в интервью агентству «Интерфакс-АВН», что Россия к 2010 г. полностью откажется от использования украинского комплекса, поскольку к тому времени создаст аналог у себя: «Принято решение о строительстве в районе Таганрога или Ейска базы подготовки корабельных летчиков, аналога крымского тренажерного комплекса «Нитка», только с еще большими возможностями». По его словам, строительство комплекса было рассчитано на три года, а общий бюджет мог составить около 2 млрд рублей. При этом генерал сообщил, что на новой базе будут готовить не только летчиков-палубников, но и корабельных вертолетчиков.

В августе 2007 г. исполнявший тогда обязанности Главнокомандующего ВМФ РФ адмирал Владимир Масорин заявил, что «в ближайшее время будут развернуты работы по строительству нового комплекса подготовки палубных летчиков. Эти работы будут развернуты в Ейске». С той поры уже истек не один год – до заявленной даты, 2010 г., осталось всего ничего, но пока большой активности в данном вопросе что-то незаметно. Впрочем, у нас и Главком ВМФ уже новый.

Правда в октябре прошлого года вновь промелькнула информация, теперь уже о том, что программу создания российского учебно-тренировочного комплекса для летчиков палубной авиации утвердил уже лично Президент Дмитрий Медведев. Строительство его теперь рассчитано на 2009-2012 гг. и обойдется казне в более чем 5,7 млрд рублей. Интересно, что представители Главного штаба ВМФ РФ сообщили в интервью ИТАР-ТАСС, что едва ли не главной причиной ускорения процесса принятия решения о строительстве комплекса в Ейске стало намерение украинских властей сдать комплекс «Нитка» в аренду Китаю. «Получается, что на одном тренажере будут готовиться пилоты и России, и Китая, причем нет никаких гарантий, что нам будет предоставлено удобное для нас время для подготовки. И это при том, что мы не только платим ежегодно 500 тыс. долларов за его аренду, но и полностью за свой счет и своими силами ремонтируем все его оборудование», – с возмущением заметил собеседник ИТАР-ТАСС.


А как сообщила совсем недавно, 6 мая., газета «Коммерсантъ», строительство нового центра боевого применения и переучивания летного состава морской авиации на побережье Азовского моря Министерство обороны начнет в следующем году. Правда стоимость всего проекта, по данным «Коммерсанта», уже оценивается в 24 млрд рублей (т.е. порядка 750 млн долл. по нынешнему курсу). В эту сумму, по информации газеты, входят 8 млрд рублей (около 250 млн долл.) на строительство первой очереди объекта – взлетно-посадочных блоков с аэродромным обеспечением, жилья и объектов социальной сферы, а также еще 16 млрд рублей (около 500 млн долл.) на ввод в строй второй очереди – так называемого испытательного блока, в котором, как пишет «Коммерсантъ», «будут даже палубные катапульты для разгона самолетов перед взлетом».

Со ссылкой на руководителя пресс-службы Ейского района Краснодарского края газета сообщает, что «на данный момент администрация района и Минобороны решают вопрос о выделении участка для строительства нового тренажерного комплекса. Место его базирования было предварительно определено еще в 2008 г. Это бывший аэродром недалеко от поселка Морской (около 10 км от Ейска), который когда-то давно, до 1945 г. уже был учебным центром морской авиации. В апреле рабочая группа ВМФ побывала на месте будущего строительства».

По данным «Коммерсанта», проект строительства «российской «Нитки» в Ейске уже одобрен Дмитрием Медведевым, а соответствующее постановление правительства должно быть подготовлено до осени. «По оценкам экспертов, строительство займет порядка двух лет», – пишет газета.

Пока же российским палубникам ничего не остается, как надеяться на сговорчивость украинской стороны и соблюдение ею подписанных межправительственных соглашений. Очередная тренировка в Крыму намечена на лето этого года.









Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное

Все материалы представлены для ознакомления и принадлежат их авторам.