Онлайн библиотека PLAM.RU


Александр Иноземцев: Семейство двигателей нового поколения класса тяги 9-18 т – приоритет №1

В июне Пермскому моторостроительному комплексу исполняется 75 лет. За прошедшие три четверти века в Перми было изготовлено почти 76 тыс. поршневых авиамоторов, свыше 45 тыс. газотурбинных силовых установок для авиации и энергетики, почти 5 тыс. ракетных двигателей, около 24 тыс. вертолетных редукторов. Именно в Перми были разработаны и выпускались такие этапные для отечественной гражданской авиации двигатели, как первый в стране двухконтурный Д-20П (в 1958-1976 гг. для самолетов Ту-124 выпущено 1900 двигателей), Д-30 (в 1966-1997 гг. для самолетов Ту-134 изготовлено почти 3500 двигателей), первый в СССР вертолетный турбовальный Д-25В (в 1959-1981 гг. для вертолетов Ми-6 и Ми-10 построено более 4500 двигателей). Для транспортных Ил-76 и пассажирских Ил-62М и Ту-154М в Перми разработаны турбовентиляторные Д-30КП и Д-30КУ, чье массовое производство было передано на авиамоторный завод в Рыбинске (ныне – НПО «Сатурн»). Кроме того, пермскими силовыми установками оснащаются все истребители-перехватчики МиГ-31 (в 1977-1993 гг. изготовлено 1364 двигателя), а их модификации применяются на экспериментальном истребителе С-37 «Беркут» и высотном самолете М-55. Сегодня Пермский моторный завод выпускает турбовентиляторный ПС-90А – основной двигатель современной российской гражданской авиации, применяемый на пассажирских и грузовых самолетах Ту-204, Ту-214, Ил-96 и модификациях транспортного Ил-76. На повестке дня – создание перспективного семейства газотурбинных двигателей тягой от 9 до 18 тонн, которые найдут применение на новых отечественных пассажирских и транспортных самолетах. Эта работа является одним из главных приоритетов созданной недавно в России Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК), важнейшей составляющей которой является Пермский моторостроительный комплекс. Накануне юбилея пермских моторостроителей наш корреспондент Евгений Ерохин побывал на предприятии и взял интервью у управляющего директора – генерального конструктора ОАО «Авиадвигатель» Александра Иноземцева.

Александр Александрович Иноземцев родился 9 апреля 1951 г. в г. Камышине Волгоградской обл. В 1973 г. закончил Пермский политехнический институт и поступил в пермское МКБ (ныне ОАО «Авиадвигатель») на должность инженера-конструктора. C 1981 г. – ведущий инженер, руководитель группы. С 1983 г. – главный конструктор, первый заместитель руководителя предприятия. С 1997 г. – генеральный конструктор ОАО «Авиадвигатель», первый заместитель генерального директора, с 2001 г. – генеральный директор – генеральный конструктор ОАО «Авиадвигатель», с 2003 г. одновременно – генеральный директор ЗАО «Управляющая компания «Пермский моторостроительный комплекс». С октября 2006 г. – управляющий директор – генеральный конструктор ОАО «Авиадвигатель». 19 марта 2009 г. назначен заместителем генерального конструктора ООО «УК «ОДК» – директором и главным конструктором проекта «Семейство двигателей нового поколения класса тяги 9-18 т».

А.А. Иноземцев – Лауреат государственной премии РФ в области науки и техники, доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Авиационные двигатели» Пермского государственного технического университета, действительный член Российской Академии наук авиации и воздухоплавания и Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка. Награжден Орденом Петра Великого, медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.

Александр Александрович, что дало Вашему предприятию вхождение в ОДК?

Объединенная двигателестроительная корпорация – импульс к развитию предприятия и отрасли в целом. ОДК смогла привлечь бюджетные средства – у нас не хватало для этого, что называется, административного ресурса. Сегодня в отрасли уже нет возможности вести несколько однотипных проектов и ОДК призвана укрупнить силы и ликвидировать внутрироссийскую конкуренцию в авиадвигателестроении, выстроить продуктовый ряд, разделить предприятия на центры компетенции. При создании перспективных проектов это просто необходимо.

Что собой представляет перспективный проект «Семейство двигателей нового поколения класса тяги 9-18 т»? Как Вы оцениваете его значение?

Бизнес-идея этого проекта заключается в нахождении унифицированных конструкторско-технологических решений для создания базового двигателя с широким диапазоном по мощности и тяге, что позволит оперативно и с минимальными издержками реагировать на изменяющийся глобальный рынок. Решение ОДК доверить создание двигателя нового поколения пермскому «Авиадвигателю» – весомая оценка потенциала коллектива. В середине апреля наше КБ выиграло конкурс в Министерстве промышленности и торговли на финансирование создания семейства двигателей. Проект в ОДК объявлен как приоритетный проект №1. Всего в рамках корпорации таких проектов три: кроме «нашего», со следующего года предполагается запустить еще проект военного двигателя для перспективного авиационного фронтового комплекса и, возможно, с 2011 г. – проект семейства вертолетных двигателей в классе мощности 10 тыс. л.с.

Стержнем программы является двигатель для самолета МС-21. Но на этом мы не замыкаемся. Следующий этап разворачивания работ – проект двигателя для транспортного самолета MTA.


Каково состояние проекта на сегодняшний момент?

Пока проект «Семейство двигателей нового поколения класса тяги 9-18 т» является самым продвинутым. В данный момент нами уже пройден так называемый «рубеж №0», когда формируется бизнес-идея и отрабатываются ее основные параметры, и мы находимся в стадии контрольного рубежа №1 – когда идет экономическое обоснование бизнес-идеи, формирование системы управления проектом, готовятся предварительные технические обоснования и т.д. Грандиозный по своим тактико-техническим параметрам проект предусматривается создать к 2015-2016 гг. Проект рассчитан не только на потребности внутреннего рынка, но и, прежде всего, на завоевание рынка глобального. Такие проекты сегодня не может позволить себе создать ни одно предприятие и ни одна страна. Поэтому изначально предусматривается организация мощнейшей внутренней кооперации всех предприятий ОДК с участием иностранных партнеров на всех этапах от разработки узлов, до организации послепродажного обслуживания. Сейчас идет формирование перечня функций ОДК, головного предприятия по проекту (ПМЗ) и соисполнителей по каждому направлению работ.

Вы сказали о кооперации…

В отличие от SaM146 мы стремимся сделать продукт, в значительной степени основанный на российских материалах, узлах и комплектующих. Но, в тоже время, делать чисто российский продукт нет ни времени, ни экономической целесообразности. Конечно, будет зарубежная кооперация. Нет необходимости заново делать те или иные компоненты, если они уже есть за рубежом. Было бы экономически необоснованно их «изобретать» заново. Однако это не критические технологии и компоненты – их никто не продаст за приемлемые деньги. Кроме того, будет развиваться практика переноса производства иностранных компонентов в Россию, путем создания совместных производств. В частности «Пратт-Уитни» – наш основной партнер – будет участвовать в создании системы послепродажного обслуживания на рынке, будет консультировать по организации производства, оказывать помощь в сертификации на Западе и совместных разработках деталей.

Что касается внутрироссийской кооперации. Планировалось, что рыбинский «Сатурн» будет делать вентилятор и компрессор низкого давления, УМПО – турбину низкого давления, разработка же газогенератора – за нашим предприятием в серьезной кооперации с московским «Салютом» и УМПО, в разработке камеры сгорания предполагалось активное участие самарских и запорожских двигателестроителей (хотя «Мотор Сич» и не входит в ОДК), по мотогондоле предполагалась кооперация с «ракетчиками» и ВИАМом. Конечно, в виде договоров это еще не оформлено – в конце года мы должны выйти на этап техпредложения, и тогда будут окончательно решены все вопросы по кооперации.

Как планируется решать вопросы финансирования?

Уже решены основные вопросы бюджетной поддержки проекта. В конце прошлого года выиграны три лота на поддержку разработки газогенератора на трехлетний период, подписаны соответствующие госконтракты. В апреле выиграны лоты на поддержку работ по критическим технологиям, которые необходимо освоить для получения прорывного конкурентоспособного продукта. Предполагалось, что эти госконтракты будут запущены в мае. Ожидается самое масштабное бюджетное финансирование за последние 20 лет – предполагаются «вливания» порядка 1,5-2 млрд долл. Большая доля затрат придется на создание демонстратора технологий, кроме того многие предприятия требуют серьезной технологической модернизации: все производственные площадки должны быть сертифицированы по западным стандартам. В эти 1,5-2 млрд долл. входят и затраты на организацию производства, т.е. все – до сертификации типа и сертификации производства, организации послепродажного обслуживания. Предполагается, что 40-50% будет обеспечено бюджетным финансированием, остальное придется на инвестиции.

Сегодя главным текущим проектом пермских моторостроителей является модернизированный ПС-90А2. Как идет работа?

ПС-90А2 – одна из модификаций двигателя ПС-90А с характеристиками мирового уровня. Это унифицированный турбовентиляторный двухконтурный двухвальный двигатель со смешением потоков наружного и внутреннего контуров, с реверсом в наружном контуре и системой снижения шума. Он предназначен для дальнемагистральных самолетов типа Ил-96 и среднемагистральных самолетов типа Ту-204, Ту-214 и Ил-76.

Пока наша главная проблема в том, что мы потеряли почти впустую два года: один из инвесторов прекратил финансирование… Кроме того, существует проблема ограниченности мощностей серийного производства, его возможностей, т.к. сегодня существует «бум» наращивания объемов и номенклатуры текущей продукции. Ну и третье – технически риски, которые не все еще сняты. Мы уже провели ряд необходимых испытаний, осталось два ключевых. Одно из них мы должны завершить в мае – это 150-часовое стендовое длительное испытание по западным стандартам (проводится у нас впервые), сложное по нагрузкам и запасам. Это испытание на 80% уже выполнено. И еще одно испытание – на удержание оторвавшейся лопатки в двигателе. Создан специальный защитный броневой корпус. Это крайне сложное и дорогое испытание, которое у нас тоже пройдет впервые. Планируем провести его в октябре.

Немаловажный этап – летные испытания на самолете. Двигатель годов, теперь проблема найти самолет. Ранее мы подобные испытания проводили на специальном Ил-76. Сегодня финансировать такую летающую лабораторию нецелесообразно, и мы подписали решение с компанией «Ред Вингз» о том, что после завершения летнего сезона перевозок, она предоставит нам свой Ту-204 для установки на него вместо одного серийного ПС-90 нового ПС-90А2. Все испытания планируется выполнить до конца года, когда мы планируем завершить сертификацию.

ПМЗ уже имеет контракт на 12 двигателей на пять самолетов Ту-204СМ для Ирана, он уже проавансирован. Эта рыночная практика применяется у нас впервые, хотя на западе является нормой. Вопреки мнению ряда экспертов, никаких проблем с передачей технологий в третьи страны в связи с этим у нас нет, т.к. «Пратт-Уитни» – наш партнер по ПС-90А2 – никаких технологий не передавал. Он выступал только как финансист и контролер проведения этапов разработки.


Как продвигается ремоторизация Ил-76?

Главная цель проекта – дать новую жизнь самолету, с повышением его грузоподъемности и эффективности, решением экологических вопросов, т.к. «старый» самолет уже «не пускают» никуда в мире (кроме модернизированных Ил-76ТД-90 с нашими двигателями ПС-90А-76). Несмотря на возраст, ремоторизованный Ил-76 будет очень востребован и еще долго актуален в классе рамповых транспортных самолетов. Такдолго вынашиваемый Европой проект А400М, если он когда-то наконец и появится, ничем не лучше ремоторизованного Ил-76 – ни экономичностью, ни грузоподъемностью, ни дальностью. Правда, ремоторизация довольно дорога. Более эффективно делать сразу новые машины с новыми двигателями. Этот процесс идет в Ульяновске по проекту «476». Кроме нового двигателя на новых Ил-76 российской сборки будет «стеклянная» кабина, новые средства навигации и т.п. Именно транспортные самолеты обеспечат продолжительную жизнь и массовость семейства двигателей ПС-90А – вплоть до внедрения перспективных силовых установок, о которых мы говорили в начале нашей беседы.

Благодарим Вас за интересный разговор и позвольте поздравить в Вашем лице всех пермских моторостроителей со славным юбилеем!









Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное

Все материалы представлены для ознакомления и принадлежат их авторам.